Научная статья на тему 'Воспитание молодого поколения - стратегическая цель права'

Воспитание молодого поколения - стратегическая цель права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
391
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LEGAL EDUCATION / ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / LEGAL AWARENESS / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / LEGAL CULTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дятлов Валерий Васильевич

В статье рассматриваются актуальные проблемы правового образования молодежи. Необходимость изучения основ права и формирования правосознания в образовательных учреждениях педагогического профиля продиктована динамикой государственного строительства Донецкой Народной Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with actual problems of legal education of youth. The need to study the foundations of law and the formation of legal awareness in educational institutions of the pedagogical profile is dictated by the dynamics of state construction of the Donetsk People's Republic.

Текст научной работы на тему «Воспитание молодого поколения - стратегическая цель права»

Дятлов Валерий Васильевич

старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 372.834

ВОСПИТАНИЕ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ - СТРАТЕГИЧЕСКАЯ

ЦЕЛЬ ПРАВА

EDUCATION OF YOUNG GENERATION - STRATEGIC GOAL OF LAW

В статье рассматриваются актуальные проблемы правового образования молодежи. Необходимость изучения основ права и формирования правосознания в образовательных учреждениях педагогического профиля продиктована динамикой государственного строительства Донецкой Народной Республики.

Ключевые слова: правовое образование, правовое сознание, правовая культура.

The article deals with actual problems of legal education of youth. The need to study the foundations of law and the formation of legal awareness in educational institutions of the pedagogical profile is dictated by the dynamics of state construction of the Donetsk People's Republic.

Keywords: legal education, legal awareness, legal culture.

Общество, которое вступило на путь развития, связанный с активной интеграцией в мировое сообщество, формированием и развитием рыночной экономики и новых духовных ценностей, неминуемо перестраивает свое сознание и руководствуется уже совершенно новыми принципами и формами общественного сознания и социальной регуляции. Оно вынуждено переоценивать социальные ценности, отказываться от застарелых привычек и стереотипов. Эти изменения прежде всего касаются правового аспекта жизни общества. С одной стороны, общество чувствует потребность в праве как в регуляторе, с другой - право воспринимается как часть мировой культуры, достояние мировой цивилизации. Тем самым правовое воспитание является одной из главных составляющих подготовки молодежи к выполнению своих гражданских и социальных обязанностей.

В последние годы теория правового воспитания активно развивалась отечественной юридической наукой. Целенаправленная и специально

организованная деятельность по правовому просвещению и правовому воспитанию граждан возможна только в условиях реальной демократии.

Так, различные аспекты правового образования и воспитания правовой культуры нашли отражение в работах Е.В. Аграновской, П.П. Баранова,

A.Б. Венгерова, Н.В. Витрука, В.И. Гоймана, Н.Л. Гранат, В.П. Казимирчука, Д.А. Керимова, Н.М. Кейзерова, Б.А. Кистяковского, В.Н. Кудрявцева, Э.В. Кузнецова, Е.А. Лукашевой, Н.И. Матузова, А.В. Мицкевича,

B.C. Нерсесянца, Т.Н. Радько, А.Р. Ратинова, И.Ф. Рябко, В.П. Сальникова, Л.П. Семитко, Е.Н. Трубецкого, И.Е. Фарбера, Б.Н. Чичерина, В.А. Шегорцова. Разработке основ организации и управления правовым воспитанием посвящены работы таких ученых, как В.В. Головченко, Г.А. Голубева, B.C. Каптарь, С.Н. Кожевникова, А.А. Погорадзе, В.П. Федорина.

Автор разделяет точку зрения многих исследователей, согласно которой формирование личности человека есть процесс комплексного воздействия окружающих условий, в котором участвует вся совокупность факторов. И центральное место в этом процессе, по нашему мнению, занимает нравственное и правовое образование и воспитание.

Право имеет ряд отличительных черт, которое выделяет его среди других регулятивных образований, например, правил этикета, нравственных установок, технических норм, стандартов и т.д., хотя все они имеют общую воспитательную, регулятивную цель. Прежде всего, право есть результат правотворческой деятельности исключительно соответствующих органов государственной власти, и оно имеет общеобязательный характер для всех граждан независимо от идеологических, религиозных, личностных убеждений, классовой или социальной принадлежности, т.е. должно исполняться всеми. Исполнение норм права обеспечивается, гарантируется и охраняется компетентными органами государства, в том числе с помощью официальных форм принуждения.

Все иные нормы (например, моральные) могут лишь поддерживаться государством. Соблюдение гражданами норм морали современное либеральное государство не обеспечивает и тем более не вправе применять меры государственного воздействия за их несоблюдение. Иное дело государства авторитарного типа, где мораль и право выступают в жесткой сцепке. Таким образом, право, по своему предназначению, выполняет регулятивную, охранительную и воспитательную функции, а воспитательная функция, как ранее уже и было отмечено, является одной из наиболее важных - стратегических целей.

Право является инструментом государственного аппарата, позволяющим ему исполнять свои властные полномочия. Австрийский юрист Г. Кельзен считал, что государство есть персонифицированное право. С этим положением трудно спорить. Поскольку государство является политической организацией власти и обладает аппаратом (механизмом) управления обществом, то необходимо, чтобы воля государственной власти могла быть доступной и понятной для всех, кто должен эту волю выполнять, в том числе и для молодежи. Для этого и был разработан такой инструмент, как право. Таким образом, так же как слово является материальной действительностью мысли, так и право является материальным воплощением воли государства, которую нужно выполнять.

Наша цель - научить молодежь правильно использовать все отрасли права для достижения поставленных задач. Наиболее эффективным способом достижения такой цели служит разнообразная правовая литература, источники права, изучение которых может сделать правовые нормы более доступными и понятными.

Правовая культура общества, как и культура в целом, есть один из показателей его цивилизованности. Чем выше правовая культура, тем полнее и шире развивается творческая активность масс, тем меньше противоправных проявлений в массах и на бытовом уровне. Основной ресурс, основной потенциал нашего общества - молодое поколение, а значит, правовое образование имеет стратегическое значение, стратегическую цель. Наиболее эффективным способом достижения таких целей служит разностороннее правовое образование.

В отечественной литературе над проблемой формирования правовой культуры активно работают такие ученые-правоведы, как Н.Л. Гранат, Н.М. Кейзеров, В.И. Каминская, А.Р. Ратинов, В.П. Сальников, А.П. Семитко, В.Н. Синюков и др. Ими были выработаны определения данного понятия. Так, Ратинов А.Р. под правовой культурой предлагает понимать систему овеществленных и идеальных культурных элементов, относящихся к сфере действия права, и их отражение в сознании и поведении людей [6, с.50-65]. Профессор Алексеев С.С. считает, что правовая культура - это состояние правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики, выражающее утверждение и развитие права как социальной ценности, то есть своего рода «юридическое богатство» общества [10, с. 281285].

Правовая культура является одной из приоритетных составляющих теоретической конструкции, «теоретическим телом» (проф.

Дмитриенко Ю.М.) более сложных форм правовых культур, например, религиозной, политической, национальной и др.), которые чаще всего реально существуют и функционируют в правовой действительности [7]. Следовательно, правовая культура является составной и неотъемлемой частью общечеловеческой культуры. По-настоящему правовым обществом будет являться то общество, где действует непротиворечивая, развернутая система законодательства, которая отражает духовные и нравственные ценности, где обеспечиваются и защищаются права личности, реализуется принцип верховенства права.

От того, насколько правильно мы умеем пользоваться не только источниками права, но и нормативно-правовыми документами (законами и подзаконными актами), зависит наше настоящее и будущее. Один необдуманный шаг, одно неправильное решение может привести к очень плачевным последствиям. Еще древние римляне говорили о том, что незнание законов не освобождает от ответственности. И поэтому задача преподавателей, читающих лекции по основам права - донести до будущих специалистов систему нормативно-правовых актов, которыми нужно руководствоваться в своей жизнедеятельности, разъяснить им, что правовая система имеет свою иерархию, что конституционное право представляет собой ядро системы права и что далее система права подразделяется на три основных отрасли - административное, гражданское и уголовное право, которые, в свою очередь, включают в себя вполне самостоятельные, но все же производные от основных, отрасли права. И выбрать из более чем двадцати отраслей права те общественные отношения, те правила поведения, которыми необходимо уметь руководствоваться в определенно возникшей ситуации -нелегкая задача.

Педагогическая деятельность накладывает еще большую ответственность на преподавателей, которые помимо того, что сами должны хорошо ориентироваться во всей сложной системе права, еще и должны правильно донести структуру общественных отношений до студентов и обучающихся.

По мнению профессора Н.М. Борытко, гуманитарность, т.е. обращенность к человеку, к его правам и интересам - характерная черта современного общества и системы образования [1, с. 3].

Гуманитаризация современного образования, утверждая право на множественность, вариативность, уникальность человеческих проявлений, обеспечивает демократизацию управления образованием, активное и заинтересованное участие обучающегося в педагогическом процессе.

Образовательная система Донецкой Народной Республики предоставляет широкие возможности для учета национальных, религиозных и иных культурных, а также индивидуальных различий в обучении и воспитании, т.е. имеет многокультурный характер. Между тем многокультурный характер современного образования может иметь не только положительные (широкие возможности для самореализации обучающихся, воспитанников), но и отрицательные последствия (разногласия и конфликты на национальной, религиозной, идеологической основе).

В образовании возможны два пути предотвращения таких негативных явлений - внутренний и внешний. Регулирование отношений участников образовательного процесса (педагогов и обучающихся, воспитанников) «изнутри» возможно при условии сформированности у них гуманитарной позиции, обеспечивающей терпимость к «инакости» и одновременно устойчивость собственных взглядов и убеждений. Но пока такая позиция не сформирована у большинства людей, включенных в образовательный процесс, необходимо регулирование их отношений извне. Здесь также возможны два варианта: с помощью норм морали и посредством применения норм права.

Зачастую применение правовых норм оказывается более эффективным (особенно в ситуациях, где необходима быстрая коррекция поведения участников образовательного процесса), нежели применение моральных санкций. Это является еще одним стимулом, необходимостью в изучении правовых норм, особенно в области образования. А с учетом того, что учебно-методической литературы в этом направлении не так много, как хотелось бы, обучение студентов в данном направлении деятельности накладывает еще большую ответственность на лектора как преподавателя и как воспитателя в целом.

Законодательство в области образования обеспечивает создание и функционирование единого образовательного пространства на всей территории Донецкой Народной Республики и одновременно гарантирует вариативность, множественность в образовании. Образовательная система в широком смысле этого слова должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок человека, его воспитания.

Развивающемуся обществу нужны образованные, высоконравственные, компетентные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за

судьбу страны. Именно в этом состоит стратегическая цель права как одной из форм общественного сознания и социальной регуляции.

Таким образом, рассмотренная проблема, связанная с организацией правового воспитания, является несомненно актуальной, так как их теоретическое, правовое и практическое разрешение позволит поднять престиж права и воспитать уважение к закону у молодежи; создать условия для развития гражданской и правовой активности в обществе; организовать изучение права на всех уровнях воспитательно-образовательных учреждений; расширить информированность населения о законодательстве Республики и обеспечить доступ всех слоев населения к юридической информации; привлечь все государственные институты и общественные организации к решению проблем правового воспитания, сформировать основы правовой культуры общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борытко Н.М. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 496 с.

2. Бугаенко Ю.Ю. Правовое воспитание современной молодежи/ Ю.Ю. Бугаенко // ИСОМ - 2012. - №4. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/pravovoe-vospitanie-sovremennoy-molodezhi (дата обращения: 03.08.2017).

3. Кошелев Н.Г. Правовое воспитание и просвещение молодежи как элемент правовой культуры общества / Н.Г. Кошелев, Ю.В. Мазеина // Вестник Шадринского государственного педагогического института №1 (17) - 2013 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://shgpi.edu.ru/nauka/vestnik-shgpi/vestnik-2013-No1/ (дата обращения: 03.08.2017).

4. Матвиенко Л.М. К вопросу о значимости правового воспитания / Л.М. Матвиенко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2014. - № 31. - С. 127129.

5. Плешкова И.А. Особенности правового образования в современной школе / И.А. Плешкова // Вестник НГПУ. - 2012. - №2. - С.5-12 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-pravovogo-obrazovaniya-v-sovremennoy-shkole (дата обращения: 03.08.2017).

6. Ратинов А.Р. Правовая культура и поведение / А.Р. Ратинов, Г.Х. Ефремова // Юридическая психология. Хрестоматия. - СПб.: Питер, 2001. - С. 50-65.

7. Раянов Ф.М. Правовое образование и воспитание молодежи в современных условиях / Ф.М. Раянов // Правовое государство: теория и практик: Научный журнал, апрель 2015. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.pravgos.ru/item/pravovoe-obrazovanie-i-vospitanie-molodezhi-v-sovremennyh-usloviyah?category_id=28 (дата обращения: 03.08.2017).

8. Руднева Н.В. Правовое воспитание как основа формирования правовой культуры студентов юридического профиля / Н.В. Руднева// Право и образование. - 2016. - № 1. - С. 63-68.

9. Скубак Н.Ю., Норсеева М.Е. Правовое воспитание и правовое обучение в процессе формирования правовой культуры / Н.Ю. Скубак, М.Е. Норсеева // Технологии гражданской безопасности. - 2011. - № 8. - С. 52-55.

10. Теория государства и права: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Алексеев С.С., Архипов С.И. и др. - М.: Норма, 2005. - 496 с.

Мишечкин Геннадий Валерьевич

кандидат исторических наук, доцент ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 167/168:93/94

ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ И ПРОБЛЕМА ЕВРОПОЦЕНТРИЗМА

HISTORICAL EDUCATION IN THE POST-SOVIET SPACE AND THE

PROBLEM OF EUROCENTRISM

В статье анализируется развитие исторического образования на постсоветском пространстве. Акцентируется внимание на проблеме европоцентризма, которая не преодолена, и по-прежнему присутствует в процессе преподавания истории и общественном сознании. Указывается на опасность данного явления для дальнейшего развития данного направления образования и общества в целом.

Ключевые слова: историческое образование, европоцентризм, учебная литература, теоретико-методологическая база исторической науки, постсоветское пространство.

The development of historical education in the post-Soviet space is analysed in the article. It is focused on problem of Eurocentrism that has not been overcome, is still present in the history teaching and public consciousness process. The danger of this phenomenon for further development of this branch of education and society as a whole are indicated.

Key words: historical education, eurocentrism, educational literature, theoretical and methodological framework for historical science, post-Soviet space.

После распада СССР прошло уже более четверти века. Качественные и количественные изменения, произошедшие в бывших союзных республиках за этот период, были зачастую далеко не позитивного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.