/52 Civil SecurityTechnology, Vol. 8, 2011, No. 1 (27)
УДК 008:34
Правовое воспитание и правовое обучение в процессе формирования правовой культуры
Н.Ю. Скубак, М.Е. Норсеева Аннотация
В статье освещена проблема формирования правовой культуры и способы ее решения. Даны основные направления правового воспитания, а также основная задача правового обучения.
Ключевые слова: правовая культура, обучение, правовое воспитание.
Legal Education and Legal Training in the Process of Formation of Legal Culture
N. Skubak, M. Norseeva Abstract
The article deals with the problem of formation of legal culture and ways of its solution. The main trends of legal education, as well as the main task of legal education.
Key words: legal culture, education, legal education.
Государство и право в современном мире находятся в сложном и неоднозначном взаимодействии с общечеловеческой культурой. В самом общем виде культура есть все то, что создано человеком, имеет основу в духе человека, является результатом его творчества. Прогресс в развитии человеческой культуры определяется духовными и материальными достижениями людей, их успехами в улучшении своей жизни, в совершенствовании форм своего существования.
В этом общекультурном процессе к сфере правовой культуры относятся успехи и достижения в развитии права и государства, в совершенствовании правовой и государственно-правовой организации жизни свободных людей. Высокий уровень правовой культуры является одним из признаков правового государства.
Правовая культура — многозначная характеристика одной из важнейших сторон жизни общества. Она включает в себя как духовные характеристики (систему воззрений, представлений, идей, знаний,
ценностей), так и различные институты права и поведенческие отношения (юридические учреждения, их организацию, взаимодействие; роль в обществе судебной, нотариальной, арбитражной и иных систем, стиль, культуру их работы, отношения с гражданами, защиту их законных интересов; соотношение правовой культуры с другими системами общей культуры — политической, научной, художественной; работу законодательных органов и тому подобное). Таким образом, правовая культура — это достигнутый уровень развития в правовой организации жизни людей, обусловленный социальным, духовным, политическим и экономическим строем, выражающийся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и правового развития субъекта, а также степени гаран-тированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.
Каждый живущий в современном обществе включен в систему норм, культурных традиций при этом человек лишается всякой самостоятельности, права
поступать так, как ему кажется нужным и справедливым. Общество оказывает влияние на его правосознание1, способствует усвоению им правовых знаний и навыков, формирует его правовую культуру. Сейчас особенно актуален вопрос об укреплении высокой культуры каждого гражданина. Именно высокая культура действий и поступков, чувств и побуждений должна являться главным результатом развития личности гражданина нашего общества. Человек с недостаточно развитой правовой культурой, как правило, обращает внимание только на самые вопиющие случаи нарушения закона, например, преступления, а другие многочисленные случаи игнорирования права остаются им незамеченными.
Правовая культура общества нуждается в систематическом рациональном формировании, стимулировании, позитивном социальном развитии. Система мер, направленных на формирование политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры, выступает как правовое воспитание. Другими словами, правовое воспитание — это формирование у граждан и в обществе правовой культуры. Данный процесс осуществляется государственными органами, должностными лицами, учебными заведениями, обществом в целом.
Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом. Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, понимание сущности правовых учений, доктрин, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение. Конечно, некоторые правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики. Однако целью правового воспитания является деятельность общества и государства, направленная на повышение правовой культуры человека.
Однако в настоящее время в нашей стране отсутствует налаженная система правового воспитания населения в духе идей, ценностей и ориентиров развитой правовой культуры современности. Негативные тенденции общественного развития, нестабильность ситуации в обществе вызывают значительный рост социальных девиаций, деформаций правосознания, особенно среди несовершеннолетних и молодежи. В
этих условиях образование, просвещение, распространение правовых знаний, воспитание уважения к правопорядку и законности у всего населения страны приобретают огромное значение.
С учетом значимости правового образования как важнейшего фактора социализации личности, как условия построения правового государства в последние годы усилилось внимание к изучению вопросов права среди различных категорий населения, в том числе детей и подростков в системе обществоведческого образования. В настоящее время правовое образование существует в школьных учебных курсах в двух формах — интегративной и профильной (модульной). Это нашло отражение как в создании учебников по праву для факультативных курсов, так и в более широком включении правоведения в курсы обществознания. Правовые курсы также включаются в региональные и школьные учебные планы. Особое место должно занять правовое образование и просвещение государственных служащих, от которых в значительной мере зависит реальное обеспечение прав и свобод человека.
Основными направлениями правового воспитания как деятельности, направленной на повышение правовой культуры человека, прежде всего, являются конкретные способы организации воспитательного процесса, такие как:
формирование правосознания и правовой культуры в семье;
обучение основам права и воспитания правовой культуры в школе;
профессиональная правовая подготовка в вузах юридического (и схожего) профиля; самовоспитание;
выпуск и распространение через розничную торговлю разнообразной юридической литературы;
осуществление правовой пропаганды государственными органами и их должностными лицами;
правовая работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т. д.);
пропаганда права средствами массовой коммуникации, художественной литературой;
создание общедоступных компьютерных баз данных, а также распространение правовой информации через Интернет.
Процесс распространения правовых знаний служит росту общей правовой культуры. Главная его цель — воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоев населения России, овладение населением основами юридических знаний, понимание социальной и юридической
1 Правосознание — это одна из форм общественного сознания, отражающая право и связанные с ним явления. В правосознании отражается не только действующее право, но и его история. Это идеи, представления о праве — о действительном и желаемом. Правосознание является отражением правовой жизни общества, правовых отношений, сущности и роли правовых установок в сознании общества, социальной группы, личности. Правосознание — это знание о праве, оценка действующего права и мысли, идеи о желаемых изменениях в праве, т. е. правосознание — не только результат отражения объекта, но и средство воздействия на объект, на всю правовую систему государства. Правосознание представляет собой совокупность взглядов, идей настроений, относящихся к праву.
/54 ШН SecurityTechnology, Vol. 8, 2011, No. 1 (27)
ответственности. Воспитательная работа поднимает индивидуальное правосознание личности до понимания наиболее общих юридических принципов и требований, отвечающих интересам всего общества, государства. Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры.
Задача правового обучения — ознакомить население с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности, а следовательно, и уровень правовой культуры, выше, чем в России. К сожалению, в настоящее время ценностное, эмоциональное воздействие правового воспитания очень сильно ограничено реальной правовой практикой, так как невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в сознании и деятельности людей данного общества и не всегда опыт других стран можно применить в России.
Большую роль в правовом воспитании играют средства массовой информации. К формам правовоспитательной работы через средства массовой информации относятся беседы на правовые темы, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические передачи «Человек и закон», комментарии нового законодательства специалистами и т. д. Практикой выработаны такие формы массовой правовой работы, как лекционная пропаганда, всевозможные лектории по юридической тематике, недели, декады, месячники правовых знаний, научно-практические конференции, сборы. Однако, в связи с ломкой общественного сознания и переориентацией человеческих ценностей, произошедшей в нашей стране за последнее десятилетие, их удельный вес сократился. Эта форма работы не пользуется популярностью в обществе и проводится только в период избирательных или иных конституционно необходимых мероприятий. Серьезным недостатком нынешней практики воспитательной работы в юридической области является недооценка организационных форм, рассчитанных на молодежную аудиторию: школьных правовых олимпиад, диспутов на темы права, морали. На новом этапе развития государственного устройства важно сохранить этот опыт работы с молодежью, стимулировать его развитие на новом политико-правовом фундаменте.
Немаловажную роль в формировании правовой культуры общества играют такие средства информации как газетная (журнальная) статья, кино и телевидение. Однако большинству журналистских публикации и сценариев фильмов не хватает глубины и всесторонности при исследовании проблемы воспитания чувства уважения к правам и свободам гражданина и человека.
Правовая культура предполагает умение грамотно и юридически обоснованно говорить. Раскрытие
правовой терминологии, языка юридических актов, толкование и разъяснение содержания законов являются составной частью правового просвещения граждан. От правоведов, в свою очередь, требуется умение правильно, на профессиональном уровне составлять тексты юридических актов, употреблять в своей речи правильные в этическом смысле слова. Им не позволено выражаться языком публицистики, которая зачастую внедряет в народное сознание элементы так называемого «жаргонного языка».
Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение, так или иначе, оказывает и воспитательный эффект. Различие здесь можно провести, причем, весьма условно, по сфере воздействия: воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение — на рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека. Ценностное, эмоционально-волевое воздействие, в свою очередь, очень сильно ограничено реальной правовой практикой, поскольку невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в общественном сознании и деятельности людей, но провозглашаются на словах, в пустых декларациях и демагогических заявлениях.
Ценности и идеалы формируются самой жизнью, всеми окружающими обстоятельствами, и роль субъективного фактора, целенаправленной деятельности здесь хотя и важна, но не является ведущей, а тем более единственно необходимой и достаточной. И на роль воспитателя годится далеко не каждый. В общественном масштабе таким воспитателем может стать какой-либо выдающийся человек, который раскроет людям глаза на истинное положение дел в области защиты прав человека, противостоянии государственному произволу.
По этой причине основной упор в деле повышения правовой культуры общества должен быть сделан на правовое обучение населения о существующих юридических предписаниях. Очень важно ознакомление населения с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень права защищенности личности, а следовательно, и уровень правовой культуры выше, чем в России.
В заключении, подводя итог под вышеизложенным, можно сказать, что формирование правовой культуры — это сложный и длительный процесс, затрагивающий все стороны общественной жизни. Средствами формирования правовой культуры являются пропаганда права, развитие у граждан юридических знаний, практическое укрепление законности, наличие сильной юридической науки, совершенствование системы правовых актов, которое достигается благодаря наличию в государстве демократичной, эффективной конституции и высокому правовому и
технико-юридическому качеству законов и подзаконных актов. Пример руководителей, должностных лиц государственного аппарата, участвующих в законодательной и правоприменительной деятельности оказывает большое влияние в процессе формирования правовой культуры общества.
Правовая культура — необходимое условие сознательного осуществления гражданином своего долга перед обществом, что способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Научно обоснованные правовые представления граждан являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство.
В настоящее время существует масса проблем в процессе формирования правовой культуры. Это, в первую очередь, правовая безграмотность населения, сложный процесс правотворчества, нередкое противоречие нормативно-правовых актов реальной действительности, а также не развитая идеология сильного правового государства и, как следствие, правовой нигилизм, отрицание нравственных принципов. Для разрешения этих и других проблем необходимо целенаправленная политика государства на повыше-
ния уровня правовой культуры общества через процессы правотворчества, законодательный процесс, а также средствами массовой информации, художественной литературы, кино и искусство. Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является основными задачами в процессе формирования правовой культуры.
Литература
1. НикитинА.Ф. Что такое правовая литература? М.: Просвещение, 1988.
2. Пиголкин А.С. Теория государства и права. М.: Высшее образование, 2008.
3. Василенко В.А. Мораль и общественная практика. М.: Юрист, 1983.
4. Комаров С.А. Общая теория государства и права. М.: Юрайт, 1997.
5. Ильин И.А. О сущности правосознания. М.: Познавательная книга плюс, 1993.
Сведения об авторах
Скубак Никита Юрьевич: с.н.с., ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). 121352, г. Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected]
Норсеева Мария Евгеньевна: техник, ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).
121352, г. Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected]