Научная статья на тему 'К вопросу об условиях формирования «благорасположенной к детям среды» на православном приходе в контексте новой парадигмы'

К вопросу об условиях формирования «благорасположенной к детям среды» на православном приходе в контексте новой парадигмы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
приходское попечение о детях / «благорасположенная среда» / воскресная школа / «детская» литургия / православное просвещение детей / воцерковление детей. / parish care of children / "benevolent environment" / Sunday school / "children's" liturgy / Orthodox enlightenment / churching of children.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Урбанович Любовь Николаевна

В статье определены и описаны как общие условия, которые влияют на формирование «благорасположенной среды», так и специальные, к которым отнесен церковно-литургический компонент. Выделены и проанализированы различные формы вовлеченности детей в церковно-литургическую практику – «детские» литургии, участие в церковном хоре, помощь священнослужителям в алтаре и другие. Отмечены положительные моменты и обозначены возможные риски. Особое внимание уделено активному участию детей в богослужении и факторам, влияющим на формирование личного опыта молитвенного проживания литургии. В работе сделан акцент на занятиях образовательного цикла «Введение в храм» как важном компоненте в формировании представлений о православной церковной традиции. Подчеркивается приоритетность развития живой веры у детей и чувства сопричастности к духовной традиции Православной Церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of the conditions for the formation of a "benevolent environment" for children in an Orthodox parish in the context of a new paradigm

The article presents and characterizes general conditions for creation of a "child-friendly environment" and special conditions connected with church-liturgical component. Various forms of involvement of children in church liturgical practice are identified and analyzed "children's" liturgies, participation in the church choir, assistance to clergymen at the altar, and others. Positive aspects and potential problems are identified. Special attention is paid to the active participation of children in the divine service and to the factors influencing the development of personal inner experience of praying during liturgy. The work focuses on the classes of the educational cycle "Introduction into Church" as an important component of the presentation of ideas about the Orthodox Church tradition. The article emphasizes the priority of childrens’ development of living faith and a sense of belonging to the spiritual tradition of the Orthodox Church.

Текст научной работы на тему «К вопросу об условиях формирования «благорасположенной к детям среды» на православном приходе в контексте новой парадигмы»

Гуманитарные исследования

Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2022. №1. С. 126-140

УДК 37

Урбанович Любовь Николаевна Смоленская православная духовная семинария

К вопросу об условиях формирования «благорасположенной

Аннотация. В статье определены и описаны как общие условия, которые влияют на формирование «благорасположенной среды», так и специальные, к которым отнесен церковно-литургический компонент. Выделены и проанализированы различные формы вовлеченности детей в церковно-литургическую практику - «детские» литургии, участие в церковном хоре, помощь священнослужителям в алтаре и другие. Отмечены положительные моменты и обозначены возможные риски. Особое внимание уделено активному участию детей в богослужении и факторам, влияющим на формирование личного опыта молитвенного проживания литургии. В работе сделан акцент на занятиях образовательного цикла «Введение в храм» как важном компоненте в формировании представлений о православной церковной традиции. Подчеркивается приоритетность развития живой веры у детей и чувства сопричастности к духовной традиции Православной Церкви.

Ключевые слова: приходское попечение о детях, «благорасположенная среда», воскресная школа, «детская» литургия, православное просвещение детей, воцерковление детей.

Отправной точкой («точкой входа») и приоритетной задачей в деле приходского попечения о детях на современном этапе в нормативных документах Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации РПЦ (далее - СОРОИК) определено создание благоприятных условий -«благорасположенной к детям среды»1. Действительно, среда - это один из главных факторов формирования личности человека. Но, «среда человека - это не просто его окружение, а то окружение, которое он воспринимает, на которое

1 Дорожная карта первоочередных мер (комплексных предложений) по формированию и развитию благоприятных условий для духовного просвещения детей в приходских общинах Русской Православной Церкви. - М., 2018. С. 7.

к детям среды» на православном приходе

в контексте новой парадигмы

реагирует, с которым вступает в контакт и взаимодействует»2. Введенный термин «благорасположенная к детям среда» в указанном документе не имеет конкретного определения, но приводятся пояснения, из которых следует, что

"5

эта «среда любви и святости» . В рамках данной работы позволим внести свои представления о благоприятной среде для организации приходского попечения о детях и условиях, которые эту среду создают.

В педагогической литературе трактовка термина «среда» представлена широко и разнообразно: «образовательная среда» (Б.Д. Эльконин, В.В. Рубцов, В.А. Ясвин, В.И. Слободчиков и др.), «воспитывающая среда» (В.Ю. Ромайкин, И.И. Черкасова), «развивающая среда» (Н.Н. Ярошенко), «культурно-образовательная среда» (О.Н. Бондарева, М.А. Харламова), «духовно обогащённая образовательная среда» (Э.В. Киричевская), «духовно-ориентированная педагогическая среда» (С.И. Белова), «православно ориентированная среда», «духовно-нравственная среда» (И.Н. Емельянова) и др.

Не вдаваясь в понятийные тонкости и отличительные особенности терминов «среда», «окружение» и «уклад», предлагаем в настоящей статье под средой понимать совокупность материальных, пространственно-предметных и социально-психологических компонентов (Е.А. Климов, В.И. Слободчиков, В.А. Ясвин и др.), которые будучи взаимосвязаны, создают благоприятное событийное пространство и оптимально благополучные условия для духовного попечения о детях, воцерковления и православного просвещения на приходе.

Благоприятная среда на приходе, как нам представляется, должна включать в себя как общие, так и специальные компоненты. К общим составляющим следует отнести инфраструктуру и материальную базу, педагогические условия, эмоционально-психологический фон и социально-коммуникативный компонент - межличностное взаимодействие и иерархия отношений.

Инфраструктура и материальная часть среды включает наличие специально организованных помещений, удобных для занятий и досугового времяпрепровождения, а также материально-техническое обеспечение. Отметим, что наряду с традиционными средствами обучения (книжные учебные комплекты, наглядные пособия и др.) необходимы и своевременны мультимедийные установки, аудио-видеоматериалы, различные электронные средства, а также активно развивающиеся средства виртуальной реальности (УЯ). Благодаря которым, например, специальной гарнитуре (VR очки) учащиеся могут совершить виртуальную экскурсию к Иерусалимскому храму

2 Новикова Л.И. Школа и среда. - М.: Знание, 1985. С. 16.

3 Дорожная карта первоочередных мер (комплексных предложений) по формированию и развитию благоприятных условий для духовного просвещения детей в приходских общинах Русской Православной Церкви. - М., 2018. С. 7.

времен царя Соломона и погрузиться в атмосферу эпохи4. Современное занятие предполагает и наличие специальных серверов (облачных хранилищ), где будут размещаться интерактивные уроки, полезные аудио-видеоматериалы, изучая которые воспитанники смогут эффективно извлечь информацию о каком-то библейском событии или аспекте вероучения. Как полагают преподаватели воскресных школ и подтверждают воспитанники, вероятность заинтересовать общением через сайт или сетевую группу возрастает, а «участие в воскресной школе может из периодически эпизодического - от воскресенья до воскресенья, плавно перейти в повседневную жизнь воспитанника»5.

Справедливости ради отметим, что вопрос об использовании электронных средств обучения вызывает спорные мнения в православной педагогической и родительской среде. Риски цифровой зависимости, опасения о физическом, психическом и духовном здоровье детей, страх взрослых перед уровнем погружения детей в цифровую реальность и недостаточная компетентность самими родителями и педагогами в освоении и использовании новых цифровых технологий создают определенные препятствия для включения электронных дополнений в учебный процесс воскресной школы. Однако, принимая во внимание, что современный ребёнок - это цифровой ребёнок, для которого естественно находить информацию в интернет-пространстве, то для взрослого появляется риск оказаться несовременным, а, значит, неинтересным для сегодняшних детей. В связи с вышеизложенным, мнение о том, что материальная составляющая для воскресной школы не имеет принципиального значения, представляется ошибочным. Нужны финансовые вложения, чтобы создать условия, соответствующие тенденциям времени, которые «позволили бы педагогам чувствовать себя более уверенно в своем служении»6.

Разговор об инфраструктуре и материально-технических условиях будет некорректен без учета особенностей и возможностей каждого конкретного прихода. Взяв за основу территориальный фактор, условно можно выделить несколько типов приходов:

1) Городские приходы при кафедральных соборах и крупных храмах, где есть финансовые, материально-технические, кадровые ресурсы для полноценной реализации рекомендуемых СОРОИК программ и учебно-методических комплектов, а также достаточное число воспитанников, посещающих занятия в воскресных школах, которых можно распределить по возрастным группам.

2) Городские приходы т.н. «малокомплектных» храмов или вновь построенные, в которых приходская жизнь и деятельность находится в стадии

4 Какой может быть воскресная школа будущего? [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:https://voskreska.org/interesnoe/3180-kakoj-mozhet-byt-voskresnaya-shkola-budushchego (дата обращения: 10. 11. 2021)

5 Там же.

6 Там же.

становления. Как следствие в таких приходах наблюдается недостаток и финансовых, и материальных ресурсов, и малое количество прихожан, чтобы строго распределить воспитанников на возрастные группы.

3) Приходы, удаленные от города, в сельской местности или в местах малых поселений, испытывающие серьезный дефицит в кадрах, финансах, материально-техническом обеспечении. Среди прихожан наблюдается высокий процент пожилых людей, а редко приходящие дети часто оставлены без внимания и попечения в силу имеющихся объективных причин.

В связи с вышеизложенным проблема создания современной, отвечающей потребностям детей и уровню развития общества, инфраструктуры и материально-технической базы для осуществления учебно-воспитательного процесса в воскресной школе разных типов, будет решаться неодинаково.

Под педагогическими условиями организации приходского попечения о детях, в первую очередь, следует понимать хорошо подготовленный и воцерковленный педагогический коллектив, осуществляющий просветительскую и воспитательную деятельность. По словам митрополита Антония Сурожского, преподавать должны те, кто «может им (детям - Л.У.) передать свою веру, - не только головные, умственные знания на религиозные

п

темы, но горение собственного сердца и понимание путей Божиих» . Важными составляющими педагогических условий следует считать стиль педагогического взаимодействия и содержательно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса (программы, учебно-методические комплексы, методические разработки, конспекты, формы и методы организации приходского попечения). В рамках настоящей работы мы уделим особое внимание только одному виду занятий воскресного дня для детей и родителей с кратким методическим сопровождением.

Особую роль в создании «благорасположенной к детям среды» на приходе выполняет эмоционально-психологический климат и социально-коммуникативное взаимодействие. Социально-коммуникативная часть среды представлена многообразием и характером взаимоотношений между священнослужителями, церковными сотрудниками, прихожанами, детьми, родителями, педагогами, их моделями поведения, особенностями личного опыта духовной жизни. Создание православной детско-взрослой общности на приходе, включающей всю семью в литургическую и внелитургическую жизнь

о

общины помогает и взрослым, и детям «найти своё место в Церкви» , обеспечивает органичное личностное развитие и духовное возрастание в церковной общине.

7 Антоний Сурожский, митр. Воспитание детей в вере [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://azbyka.ru/deti/antonijj-surozhskijj-vospitanie-detejj-v-vere (дата обращения: 10. 11. 2021)

8 Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Соборе 2017 г. // PATRIARCHIA.RU: официальный сайт Московского Патриархата. 2005. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://www.patriarchia.ru/db/text/5072836.html (дата обращения: 4.11.2021).

Неоспоримым является факт, что в атмосфере мира и любви дети лучшим образом способны ощутить Бога. Создание на приходе доброжелательной атмосферы, общение в духе миролюбия и принятия всех членов общины, взаимопомощь и неконфликтность - первостепенное условие эффективной воспитательной и просветительской работы на приходе. Главная роль в создании благоприятной эмоционально-психологической атмосферы принадлежит священнику, настоятелю прихода. Именно он своим личным примером, тактом, культурой поведения, уважением к прихожанам и сотрудникам, ревностью о благочиннии и благолепии в Доме Божьем задает тон взаимоотношениям на приходе и закладывает основы живой и плодотворной среды.

Сложным моментом до сегодняшнего дня остается вопрос о поведении детей в храме, а точнее, о принятии «возрастными» прихожанами наличия «детского шума» во время службы. Резкие высказывания, грубые замечания, некорректные одергивания детей способны «отучить» детей от храма, богослужения, стать препятствием на пути воцерковления детей. И тогда никакие, даже самые интересные воскресные занятия, не смогут исправить первых детских неприятных впечатлений и тяжёлых воспоминаний о присутствии в храме.

К специальной части «благорасположенной среды» приходского попечения о детях следует отнести церковно-литургический компонент, который предполагает активную вовлеченность детей и взрослых в евхаристическое общение, участие в богослужениях и в жизни церковной общины.

В качестве наиболее распространенных и показательных форм участия детей в богослужении отмечают пение в детском церковном хоре, чтение, помощь мальчиков в алтаре, «присмотр за свечами» и т.п.9 Анализ литературы и интернет-материалов по данной теме показывает, что нет однозначного мнения о полезности использовании таких форм включения детей в «церковную активность». Одни авторы полагают, что чем бы ребёнок ни занимался, что бы ни делал в храме, он в любом случае получает благодатное освящение, например, по мнению преп. Паисия, «даже скучая присутствовать в храме - это уже плыть на церковном корабле»10.

Священник и православный психолог Андрей Лоргус подмечает возможный риск такого отношения к восприятию благодати Божьей, как некоему «излучению, напитавшись которым, дети словно батарейки

9 Размышления о современном православном обучении и воспитании в воскресных школах [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://devora.pravorg.ш/razmysЫemya-o-sovremenmm-pravoslavшm-obuchenii-i-vospitanii-v-voskresnyx-shkolax/(дата обращения:28.10.2021)

10 Сапрыкина А. Дети на литургии: как объяснить детям литургию. Материнские заметки [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:https://pravoslavie.ru/135460.html (дата обращения:27.10.2021)

заряжаются»11. Такой подход, по мнению прот. А. Лоргуса, никакого отношения не имеет ни к духовному развитию детей, ни к их катехизации, ни к приобщению к молитве и участию в богослужениях.

В указанных видах детской «церковной активности» (пение в детском церковном хоре, чтение, помощь мальчиков в алтаре, «присмотр за свечами» и пр.) тоже видятся определенные существенные риски. «Основная неправда

этого метода заключается в том, что он подменяет главную цель вторичной и

12

побочной» . Это своего рода форма времяпрепровождения, а не участие в

13

общей молитве .

Мотивы включения детей в такие виды активности часто далеки от духовного попечения о детях. Например, желание занять детей делом, чтобы они не мешали взрослым молиться, но в этом случае это, скорее не забота о детях, а «религиозный эгоизм» взрослых. Или ожидание родителей, чтобы служба «в делах» прошла незаметно, и дети не устали, увлеченные возложенным на них «послушанием». Но возложенные на детей обязанности могут стать и причиной появления чувства превосходства над другими, некой избранности, и утраты ощущения благоговения в Святом месте, вместе с тем и вызвать зависть одних детей к другим, например, к тем, которые находятся в алтаре.

Кроме указанных рисков следует обратить внимание, что невключенность в общее дело - Литургию, а лишь совершение механических внешних действий (крестное знамение, поклоны, произнесение молитв) без всякого усилия внимания, по мнению протоиерея Василия Зеньковского. «уже не столько выражают внутренний мир, сколько становятся самостоятельной областью, за которой следует (а иногда и вовсе не следует) внутреннее побуждение»14.

Опасения взрослых, что, если детей во время богослужения не занять «церковной активностью», то они ничего не поймут и не приобретут, напрасное. Как писал протоиерей Александр Шмеман: «В детстве у нас есть возможность понимать, не умом, но всем существом, что нет большей радости на земле, чем быть в Церкви, принимать участие в церковных богослужениях, вдыхать благоухание Царства Небесного»15.

Нет сомнений в том, что взрослым необходимо уделять особое внимание объяснению действий и смысла Литургии. «Когда дети научатся хоть немного

11 Лоргус А., прот. Дети в церкви [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://prichod.ru/aktualniye-voprosy/14594/ (дата обращения:05.11.2021)

12 Зеньковский В. В., прот. О религиозном воспитании в семье [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:https://azbyka.ru/deti/o-religioznom-vospitanii-v-seme-prot-vasilij-zenkovskij (дата обращения: 10. 11. 2021)

13 Лоргус А., прот. Дети в церкви [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://prichod.ru/aktualniye-voprosy/14594/ (дата обращения:05.11.2021)

14 Зеньковский В. В., прот. О религиозном воспитании в семье [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:https://azbyka.ru/deti/o-religioznom-vospitanii-v-seme-prot-vasilij-zenkovskij (дата обращения: 10. 11. 2021)

15 Шмеман А., прот. Дети и Церковь[Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shmeman/deti-i-tserkov/ (дата обращения:21.10.2021)

понимать литургию, будет шанс во время богослужения думать о происходящем в храме, чаще обращать душу и сердце к Богу... Тогда богослужение само собой будет учить наших детей»16.

Как наиболее приемлемый и положительный пример включения детей в богослужение называется «детская» Литургия. Это условное название, т.к. Литургия не может быть детской, поскольку нет богослужений, специально созданных для детей, с упрощением форм и смыслов. На так называемой «детской» Литургии священник объясняет ход службы, священнодействия и смыслы, а сами дети являются активными участниками - поют, читают, прислуживают в алтаре, помогают церковным служащим.

В рамках настоящей статьи лишь ограничимся упоминанием о существующей в православной среде полемике по поводу целесообразности и полезности такой службы. В своей статье «Литургия для детей в современной приходской практике Русской Православной Церкви» священник Олег Мумриков отмечает несколько положительных аспектов.

Во-первых, ее воспитательное значение - приобретения духовного молитвенного и нравственного опыта. Во-вторых, социализирующий фактор -приобретение положительного опыта общения со сверстниками, прихожанами, духовенством. И в-третьих, дидактическую составляющую - проникновение в смысл молитвословий и песнопений, проповедь священника, обращенная

- 17

непосредственно к детской целевой аудитории .

Принимая во внимание истину и опыт Церкви, что Литургия едина, вечна и неизменна, более актуальным является вопрос об осмысленном молитвенном участии детей на каждой Литургии. Как точно подмечено, «дети могут духовно

расти только вместе со взрослыми, но при условии, что старшие всегда

18

внимательны к ним и вовлекают их в службу» .

Такое вовлечение детей в активное участие во время богослужения требует от взрослых определенных богословских знаний, педагогических навыков, личного опыта литургического переживания, такта и бережного отношения к личным духовным чувствам ребёнка. На вопрос, как практически это осуществить, дать однозначный и универсальный ответ непросто, но выразить мнение считаем допустимым. Пения ектений, Трисвятого, Символа веры, молитвы «Отче наш», «Достойно есть», чтение молитв перед и после причастия всем храмом помогают присутствующим и взрослым, и детям почувствовать себя не слушателями и зрителями, а сопричастниками общего дела. В подтверждении правомерности такого подхода можно привести пояснения из древнейшего памятника христианской письменности

16 Сапрыкина А. Дети на литургии: как объяснить детям литургию. Материнские заметки [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:https://pravoslavie.ru/135460.html (дата обращения:27.10.2021)

17 11. Мумриков О. А. Литургия для детей в современной приходской практике Русской Православной Церкви // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). - С. 26.

18 Таинство детства. Дети и богослужение [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://pravoslavie.by/page_book/deti-i-bogosluzhenie (дата обращения:01.11.2021)

«Постановления апостольские» (подписаны именем святителя Климента Римского, составлены не позднее IV века). «На каждое из этих возглашений диакона народ, как мы прежде сказали, пусть говорит: Господи, помилуй, - и

19

прежде всех дети» .

Принимая во внимание психологические особенности детей -способность быстро переключать внимание, отвлекаться, уставать от однообразности важно продумать, как организовать включенность в богослужение в самые ответственные литургические моменты. И здесь мы также найдем ответ в Постановлениях апостольских. «Между тем дети пусть

станут к амвону, и при них пусть стоит иной диакон, чтобы они не производили

20

беспорядка» . В современных условиях на месте диакона могут быть родители и педагоги воскресной школы, которые своим благоговейным присутствием и молитвенной настроенностью помогут осознать важность священнодействия, совершаемого в алтаре.

В помощь детям-школьникам в понимании богослужения может быть предложена специальная книга с текстом Литургии. Текст перед глазами помогает узнать в пении хора слова, отследить не всегда отчетливый возглас священника в алтаре. В помощь родителям и педагогам воскресных школ подготовлена замечательная книга многодетной мамы и педагога Анны Сапрыкиной, которая может быть предложена детям на Литургии. В книге описан каждый момент богослужения, предлагается наглядное объяснение того, что именно в этот момент происходит в алтаре, а также приводятся краткие объяснения незнакомых слов и иллюстрации параллельных сюжетов Священной истории. Как замечает автор, «с этой книжкой ребенок может просто следить за ходом богослужения, изредка отвлекаясь на объяснения. А может, наоборот, только отслеживать момент службы по тексту, а также разглядывать картинки, читать объяснения»21.

Неотъемлемым сопровождением участия детей в церковном богослужении следует считать внебогослужебные беседы и занятия, раскрывающие красоту, смысл, историю и значение богослужений в жизни православного христианина. Наиболее приемлемыми, на наш взгляд, формами таких занятий являются занятия не в классной комнате, а в самом храме при участии священнослужителя и педагога. Сошлемся на авторитетное мнение митрополита Антония Сурожского: «дети должны узнать о Христе, они должны узнать об апостолах, они должны узнать о ранней Церкви, о Церкви вообще, о богослужении и т. д. Но это надо делать так, чтобы это было для ребенка

19 Собрание древних литургий восточных и западных. Анафора евхаристическая молитва. - М.: Дар, 2007. С. 88.

20 Собрание древних литургий восточных и западных. Анафора евхаристическая молитва. - М.: Дар, 2007. С. 98.

21 Сапрыкина А. Дети на литургии: Как объяснить детям литургию: Материнские заметки [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:https://www.stranamam.ru/post/14641139 (дата обращения: 10. 11. 2021)

откровением и радостью, а не еще одним «уроком», который надлежит

22

выучить»22.

В данной статье поделимся некоторыми размышлениями и методическими находками занятия из цикла «Введение в храм» для разновозрастной группы юных прихожан (от 5 до 11 лет). Одной из первых тем в данном цикле предлагается тема «Евангелие - самая главная Книга». Остановимся на основных принципах, методах и приёмах, которые положены в основу организации интерактивного занятия.

1. Опора на личный опыт ребенка. На первом этапе занятия можно попросить детей поделиться своей радостной новостью, которую получили в течение недели или с нетерпением ожидают. Этот этап уместно провести в притворе храма, чтобы дети смогли поделиться своими радостными событиями, ожиданиями, не нарушая благоговейной тишины в храме. Таким образом, соблюдается принцип последовательности и однозначности - в храме и во время службы, и без неё необходимо вести себя особым, соответствующим месту и случаю, образом.

2. Связь личного опыта с евангельским событием. Обращение к новой или уже к известной некоторым детям информации, что более 2 000 лет назад весь мир получить Радостную Весть - родился Иисус Христос, Спаситель всех людей.

3. Актуализация имеющих знаний об этом Великом Событии в истории человечества. Беседа с детьми о рождении Иисуса Христа по примерным вопросам: Что вам известно о рождении Христа? В какой Книге об этом событии можно почитать? Беседу можно провести в динамичном темпе в аудитории, если она расположена рядом с храмом.

4. Встреча с новым знанием. Демонстрация Евангелия, введение нового слова «Евангелие» и его значения - «Благая Весть». В этой части занятия возможно приобщение детей к личному духовному опыту педагога через сообщение о «семейном» Евангелии и его ценности лично для самого педагога и его семьи.

5. Осмысление и расширение полученных знаний. На этом этапе занятия следует переход в храм и рассмотрение иконы Благовещения, расположенной на Царских вратах, и включение в беседу священника. Обращается внимание детей на связь слов «Евангелия» и «Благовещение», предлагается вспомнить и рассказать, рассматривая икону, о событии, которое на ней изображено.

6. Связь полученных знаний с литургической традицией Церкви. На данном этапе следует вспомнить, что во время Литургии выносится и читается Евангелие. Такое Евангелие имеет особое название - «Богослужебное Евангелие», которое лежит на Святом Престоле. При резерве времени священник или помогающий на занятии диакон может прочитать евангельский текст, описывающий события Благовещения.

22 Антоний Сурожский, митр. Воспитание детей в вере [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://azbyka.ru/deti/antonijj-surozhskijj-vospitanie-detejj-v-vere (дата обращения: 10. 11. 2021)

7. Связь полученных исторических знаний с православной молитвенной традицией. Дети наизусть, кто знает, или по тексту читают молитву «Богородице Дево» перед иконой Благовещения. Педагог может предложить выучить эту молитву тем, кому она неизвестна.

8. Закрепление и контроль полученных знаний уместно провести в классе или притворе, не нарушая норм благоговейного поведения в храме. Целесообразным на данном этапе считаем приём «Вопрос другу», когда дети вытягивают карточку с подготовленным вопросом и выбирают из группы того, кто будет на него отвечать. Примерный перечень вопросов может быть следующий: Что означает слово «Евангелие»? Кто получил Радостную Весть о рождении Спасителя? Кто принес Радостную Весть Деве Марии? В каком городе это было? Когда Церковь празднует Благовещение? Почему Евангелие -Главная Книга христиан?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Организация взаимопроверки с применением приёма «Вопрос другу» активизирует мыслительную деятельность, повышает заинтересованность воспитанников в изучаемом материале и создает доброжелательный настрой, т.к. нет опасения перед взрослым не ответить и боязни что-то не знать или что-то не запомнить.

Чтобы занятие оставило в памяти ребёнка добрые воспоминания и светлые чувства, а также был повод обращения к изученному материалу, важно тему «опредметить», например, вручить подарок воспитанникам в виде маленького календаря с иконой Благовещения. Впоследствии на занятиях будет происходить обращение к календарю при нахождении дат празднуемых событий и, таким образом, постепенно, без ненужного зазубривания и натаскивания даты праздников и значимых событий Православной Церкви будут запоминаться естественным образом.

9. В качестве дополнительного задания на добровольной основе может быть предложено семейное чтение фрагмента Евангелия о благословении детей и рассмотрение иллюстраций на данный сюжет с подготовкой мини-сообщения. Независимо от выполненного или невыполненного семейного задания уместно следующее занятие начать с этой работы.

Резюмируя вышеизложенное, хотелось бы обозначить образовательный и воспитательный потенциал занятия для детей в храме.

1. Сама обстановка храма и особый настрой воспитанников во время занятия создают «благорасположенную среду» для восприятия не только умом, но всем существом смысла Благой Вести. Как точно подмечено, «ребёнок мыслит чувствами» (М. М. Манасеина), поэтому важно обогатить, эмоционально-чувственную сферу ребёнка, используя все каналы восприятия - зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные. Свет мерцающих лампад, запах масла и свечей, аромат ладана, лики на иконах, предметы, к которым можно

прикоснуться, плавные, благоговейные движения. священнослужителей оставляют неизгладимый след в душе ребёнка

2. Интерактивный характер, смена местонахождения, различные формы и приёмы взаимодействия (полилог, диалог, беседа, рассказ, активное слушание, чтение наизусть, наглядность, «вопрос к другу», молитва) способствуют формированию активной позиции воспитанников на занятии, повышают их внимание и заинтересованность.

3. Интегрированный характер занятия - связь событий истории Священного Писания с литургической и молитвенной традицией с элементами языкознания и иконографии, а также личным жизненным опытом воспитанников и религиозным опытом педагогов - имеет неоспоримое преимущество, т.к. формирует целостное восприятие преподаваемого материала. «Всё, что

2 3

находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи»23. Особо отметим, обращенность к личному жизненному, читательскому или духовному опыту детей - это сегодня приоритетная задача каждого занятия в воскресной школе. То, что преподносится должно иметь непосредственное отношение к жизни ребёнка, иметь отклик на его потребности, запросы, ожидания.

4. Важным ресурсом таких занятий является включенность родителей, которые присутствуют на занятиях, помогают как педагогу, так и детям своим активным участием и поддержкой, подают пример детям, предупреждая формирование ошибочного представления, что научение вере и жизни с Богом необходимо только детям, а взрослым это уже не нужно. Нередко такие выводы детей впоследствии, когда они достигают уже возраста «не-дети», приводят к уходу из Церкви.

К специальным элементам «благорасположенной к детям среды» в условиях прихода следует отнести участие в церковных событиях в жизни общины - присутствие на крещении детей, венчании прихожан, молебнах на особые случаи (новый учебный год, новый год, о болящих, путешествующих и др.), вовлечение в общеприходские дела (именины, празднуемые события -День отца, День матери, День защиты детей, День жен-мироносиц и др.), оказание социальной помощи пожилым людям (волонтерство, благотворительные акции и пр.). Согласимся с транслируемой точкой зрения, что «давно пришло время посмотреть на присутствие детей в Церкви

24

комплексно, во всех гранях их жизни на приходе»24.

Подведем итог. Проведенная работа позволила выделить и охарактеризовать как общие условия, которые влияют на формирование «благорасположенной среды», так и специальные, к которым отнесен церковно-литургический компонент, предполагающий активную вовлеченность детей и взрослых в молитвенное общение и в жизнь церковной общины. Приведены и

23 Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. М., 1955. С. 287.

24 Иеромонах Геннадий Войтишко [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:https://pravoslavie.ru/119036.html (дата обращения: 10. 11. 2021)

проанализированы различные формы вовлеченности детей в церковно-литургическую практику - «детские» литургии, участие в церковном хоре, помощь священнослужителям в алтаре и другие, отмечены их положительные моменты и обозначены возможные риски. Особое внимание уделено молитвенно-евхаристическому участию детей в богослужении и факторам, влияющим на формирование личного опыта проживания литургии. В работе сделан акцент на занятиях цикла «Введение в храм», как важном вспомогательном компоненте в формировании не только представлений о православной церковной традиции, но и чувства сопричастности к данной традиции и развития живой веры и ощущения Божественного присутствия в личной жизни каждого человека.

Безусловно, занятиями цикла «Введение в храм» не ограничивается деятельность воскресной школы по формированию «благорасположенной к детям среды». Особого рассмотрения и анализа на предмет полезности и целесообразности заслуживают творческие и игровые формы и задания в рамках воскресных просветительских занятий. Отметим, к сожалению, наблюдается увлеченность формой в ущерб смысловому и ценностному содержанию, что способно привести к нежелательным, а, возможно, и к негативным воспитательным последствиям. Тиражирование некоторых форм, методик и заданий «инновационного подхода» диакона И. Кокина в рекомендованном учебно-методическом пособии «Приходская школа под ключ» нуждаются в осмысление и всесторонней оценке. Но эта тема требует дальнейших размышлений, изысканий и поиска оптимальных вариантов решения сложных вопросов приходского попечения о детях в условиях современных реалий и приглашает к конструктивному диалогу единомышленников.

Литература

1. Антоний Сурожский, митр. Воспитание детей в вере [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://azbyka.ru/deti/antonijj-surozhskijj-vospitanie-detejj-v-vere (дата обращения: 10. 11. 2021)

2. Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Соборе 2017 г. // PATRIARCHIA.RU: официальный сайт Московского Патриархата. 2005. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://www.patriarchia.m/db/text/5072836.html (дата обращения: 4.11.2021).

3. Дорожная карта первоочередных мер (комплексных предложений) по формированию и развитию благоприятных условий для духовного просвещения детей в приходских общинах Русской Православной Церкви. - М., 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:https://pravobraz.ru/dorozhnaya-karta-pervoocherednyx-mer-kompleksnyx-predlozhenij-po-formirovaniyu-i-razvitiyu-blagopriyatnyx-uslovij-dlya-duxovnogo-prosveshheniya-detej-v-prixodskix- (дата обращения: 10. 11. 2021)

4. Зеньковский В. В., прот. О религиозном воспитании в семье [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:https://azbyka.ru/deti/o-religioznom-vospitanii-v-seme-prot-vasilij-zenkovskij (дата обращения: 10. 11. 2021)

5. Иеромонах Геннадий Войтишко [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:https://pravoslavie.ru/119036.html (дата обращения: 10. 11. 2021)

6. Какой может быть воскресная школа будущего? [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:https://voskreska.org/interesnoe/3180-kakoj-mozhet-byt-voskresnaya-shkola-budushchego (дата обращения: 10. 11. 2021)

7. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. М., 1955. -655 с. с 287.

8. Кравцова М.В. Дети и Бог. Мысли о детской вере. М.: Лепта, 2012. - 240 с.

9. Куломзина С. С. Что значит молиться Богу? М., 2002. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://azbyka.ru/tserkov/lyubov_i_semya/vera_i_deti/5g12_8-all.shtm (дата обращения: 10. 11. 2021)

10. Лоргус А., прот. Дети в церкви [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://prichod.ru/aktualniye-voprosy/14594/ (дата обращения:05.11.2021)

11. Мумриков О. А. Литургия для детей в современной приходской практике Русской Православной Церкви // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). - С. 23-29.

12. Новикова Л.И. Школа и среда. - М.: Знание, 1985. - 80 с.

13. Размышления о современном православном обучении и воспитании в воскресных школах [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://devora.pravorg.ru/razmyshleniya-o-sovremennom-pravoslavnom-obuchenii-i-vospitanii-v-voskresnyx-shkolax/(дата обращения:28.10.2021)

14. Сапрыкина А. Дети на литургии: как объяснить детям литургию. Материнские заметки [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:https://pravoslavie.ru/135460.html (дата обращения:27.10.2021)

15. Сапрыкина А. Дети на литургии: Как объяснить детям литургию: Материнские заметки [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:https://www.stranamam.ru/post/14641139 (дата обращения: 10. 11. 2021)

16. Собрание древних литургий восточных и западных. Анафора евхаристическая молитва. -М.: Дар, 2007. - 1024 с.

17. Таинство детства. Дети и богослужение [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://pravoslavie.by/page_book/deti-i-bogosluzhenie (дата обращения:01.11.2021)

18. Шмеман А., прот. Дети и Церковь[Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shmeman/deti-i-tserkov/ (дата обращения:21.10.2021)

Urbanovich Lyubov Nikolaevna Smolensk Orthodox Theological Seminary

On the question of the conditions for the formation of a "benevolent environment" for children in an Orthodox parish in the context of a new paradigm

Abstract: The article presents and characterizes general conditions for creation of a "child-friendly environment" and special conditions connected with church-liturgical component. Various forms of involvement of children in church liturgical practice are identified and analyzed -"children's" liturgies, participation in the church choir, assistance to clergymen at the altar, and others. Positive aspects and potential problems are identified. Special attention is paid to the active participation of children in the divine service and to the factors influencing the development of personal inner experience of praying during liturgy. The work focuses on the classes of the educational cycle "Introduction into Church" as an important component of the presentation of ideas about the Orthodox Church tradition. The article emphasizes the priority of childrens' development of living faith and a sense of belonging to the spiritual tradition of the Orthodox Church.

Keywords: parish care of children, "benevolent environment", Sunday school, "children's" liturgy, Orthodox enlightenment, churching of children.

References

Anthony of Surozh, Metropolitan Raising children in the faith [Electronic resource]. Access mode: URL: https://azbyka.ru/deti/antonijj-surozhskijj-vospitanie-detejj-v-vere (date of access: 10.11.2021)

Report of His Holiness Patriarch Kirill at the Bishops' Council in 2017 // PATRIARCHIA.RU: official website of the Moscow Patriarchate. 2005. [Electronic resource]. Access mode: URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5072836.html (date of access: 4.11.2021).

3. Roadmap of priority measures (comprehensive proposals) for the formation and development of favorable conditions for the spiritual enlightenment of children in the parish communities of the Russian Orthodox Church. - M., 2018. [Electronic resource]. Access mode: URL: https://pravobraz.ru/dorozhnaya-karta-pervoocherednyx-mer-kompleksnyx-predlozhenij-po-formirovaniyu-i-razvitiyu-blagopriyatnyx-uslovij-dlya-duxovnogo-prosveshheniya-detej-v-prixodskix- ( date of access: 10. 11. 2021)

Zenkovsky V. V., prot. On religious education in the family [Electronic resource]. Access mode: URL: https://azbyka.ru/deti/o-religioznom-vospitanii-v-seme-prot-vasilij-zenkovskij (date of access: 10.11.2021)

Hieromonk Gennady Voitishko [Electronic resource]. Access mode: URL: https://pravoslavie.ru/119036.html (date of access: 10. 11. 2021)

What could be the Sunday school of the future? [Electronic resource]. Access mode: URL: https://voskreska.org/interesnoe/3180-kakoj-mozhet-byt-voskresnaya-shkola-budushchego (Date of access: 10.11.2021)

Comenius Ya. A. Selected pedagogical works. M., 1955. -655 p. from 287.

Kravtsova M.V. Children and God. Thoughts on children's faith. M.: Lepta, 2012. - 240 p.

Kulomzina S. S. What does it mean to pray to God? M., 2002. [Electronic resource]. Access mode: URL: http://azbyka.ru/tserkov/lyubov_i_semya/vera_i_deti/5g12_8-all.shtm (date of access: 10.11.2021)

Lorgus A., prot. Children in the church [Electronic resource]. Access mode: URL: https://prichod.ru/aktualniye-voprosy/14594/ (date of access: 11/05/2021)

Mumrikov O. A. Liturgy for children in modern parish practice of the Russian Orthodox Church // Vestnik PSTGU. Series IV: Pedagogy. Psychology. 2015. Issue. 2 (37). - P. 23-29.

Novikova L.I. School and environment. - M.: Knowledge, 1985. - 80 p.

Reflections on modern Orthodox teaching and upbringing in Sunday schools [Electronic resource]. Access mode: URL: http://devora.pravorg.ru/razmyshleniya-o-sovremennom-pravoslavnom-obuchenii-i-vospitanii-v-voskresnyx-shkolax/(Accessed: 10/28/2021)

Saprykina A. Children at the liturgy: how to explain the liturgy to children. Maternal notes [Electronic resource]. Access mode: URL: https://pravoslavie.ru/135460.html (date of access: 10/27/2021)

Saprykina A. Children at the liturgy: How to explain the liturgy to children: Maternal notes [Electronic resource]. Access mode: URL: https://www.stranamam.ru/post/14641139 (date of access: 10. 11. 2021)

Collection of ancient liturgies, Eastern and Western. Anaphora Eucharistic Prayer. - M.: Dar, 2007. - 1024 p.

Mystery of childhood. Children and worship [Electronic resource]. Access mode: URL: http://pravoslavie.by/page_book/deti-i-bogosluzhenie (date of access: 11/01/2021)

Schmemann A., prot. Children and the Church [Electronic resource]. Access mode: URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shmeman/deti-i-tserkov/ (date of access: 21.10.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.