Научная статья на тему 'ЛИТУРГИЯ КАК АКТ БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СИНЕРГИИ'

ЛИТУРГИЯ КАК АКТ БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СИНЕРГИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
172
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СИНЕРГИЯ / СОРАБОТНИЧЕСТВО БОГА И ЧЕЛОВЕКА / ЛИТУРГИЧЕСКИЙ АКТ / СИМВОЛ / СИМВОЛИЗМ / СОБОРНОСТЬ ЦЕРКВИ / СОТЕРИАЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЛИТУРГИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Потапов Иоанн

Тема Богочеловеческой синергии в настоящее время актуальна в силу того, что она задает жизненный вектор православного человека, определяет «церковное сознание и церковный образ мыслей». Идея «соработничества» Бога и человека на пути спасения последнего отражается во всей литургической жизни Церкви. Целью статьи является раскрытие значения литургических символовв Богослужебной жизни Церкви и жизни каждого христианина. Особый акцент делается на то, что на Богослужении молятся не только священнослужители, но и прихожане, вся Церковь, являя собою принцип соборности, единения и согласия и на то, что истинное совершение Литургии возможно только при Богочеловеческой синергии, т.е. при взаимодействии каждого прихожанина, всей общины и Бога и тем самым показывает нам принцип Богочеловеческой синергии в деле спасения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LITURGY AS AN ACT OF SYNERGY OF GOD AND MEN

The theme of divine-human synergy is currently relevant due to the fact that it sets the life vector of an Orthodox person, defines “church consciousness and church way of thinking”. The idea of “cooperation” between God and man on the path of salvation of the latter is reflected in the entire liturgical life of the Church. The purpose of the article is to reveal the meaning of liturgical symbols in the liturgical life of the Church and the life of every Christian. Particular emphasis is placed on the fact that not only priests but also parishioners and the whole Church pray at the Divine Service, showing the principle of conciliarity, unity and consent, and that the true fulfillment of the Liturgy is possible only with the Divine-human synergy, i.e. in the interaction of each parishioner, the whole community and God, and thereby shows us the principle of God-man synergy in the work of salvation.

Текст научной работы на тему «ЛИТУРГИЯ КАК АКТ БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СИНЕРГИИ»

Раздел I

Научные статьи и исследования

УДК 27-75

Священник Иоанн Потапов, магистр богословия, секретарь Ученого совета, ст. преподаватель кафедры библеистики и богословия Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), johnbds@mail.ru

Литургия как акт Богочеловеческой синергии

Аннотация. Тема Богочеловеческой синергии в настоящее время актуальна в силу того, что она задает жизненный вектор православного человека, определяет "церковное сознание и церковный образ мыслей". Идея "соработничества" Бога и человека на пути спасения последнего отражается во всей литургической жизни Церкви. Целью статьи является раскрытие значения литургических символовв Богослужебной жизни Церкви и жизни каждого христианина. Особый акцент делается на то, что на Богослужении молятся не только священнослужители, но и прихожане, вся Церковь, являя собою принцип соборности, единения и согласия и на то, что истинное совершение Литургии возможно только при Богочеловеческой синергии, т.е. при взаимодействии каждого прихожанина, всей общины и Бога и тем самым показывает нам принцип Богочеловеческой синергии в деле спасения.

Ключевые слова: Богочеловеческая синергия; соработничество Бога и человека; литургический акт; символ; символизм; соборность Церкви; сотериалоги-ческий аспект литургической жизни.

литургия как акт богочеловеческой синергии 56

Раздел I

Научные статьи и исследования

Priest John Potapov-master of theology, Secretary of the Academic Council and senior lecturer of the Department of biblical studies and theology of the Belgorod Orthodox Theological Seminary (with a missionary orientation) (johnbds@mail.ru)

Liturgy as an act of synergy of God and men

Annotation. The theme of divine-human synergy is currently relevant due to the fact that it sets the life vector of an Orthodox person, defines "church consciousness and church way of thinking". The idea of "cooperation" between God and man on the path of salvation of the latter is reflected in the entire liturgical life of the Church. The purpose of the article is to reveal the meaning of liturgical symbols in the liturgical life of the Church and the life of every Christian. Particular emphasis is placed on the fact that not only priests but also parishioners and the whole Church pray at the Divine Service, showing the principle of conciliarity, unity and consent, and that the true fulfillment of the Liturgy is possible only with the Divine-human synergy, i.e. in the interaction of each parishioner, the whole community and God, and thereby shows us the principle of God-man synergy in the work of salvation.

Key words: Divine-human synergy; the collaboration of God and man; liturgical act; symbol; symbolism; the collegiality of the Church; soterialogical aspect of liturgical life.

Христианство являет нам славную тайну Боговоплощения, тайну Сына Божия, Который ради спасения человека стал Сыном Человеческим, был предан людьми на смерть, был распят, умер на Кресте и воскрес в третий день из мертвых. Христос есть "Путь и Истина и Жизнь" (Ин. 14:6), и эту Истину и Жизнь являет нам Церковь своей жизнью, а также архитектура храмов, иконопись, песнопения, священнодействия, таинства, молитвословия, Богослужения.

К сожалению, следует отметить, что в настоящее время в восприятии многих верующих богослужение как таковое перестало быть соборным, целостным воплощением Христовой Истины. "Если западные христиане частично растеряли само богослужебное богатство, то, - как отмечает протопресвитер А. Шмеман, - про православных можно сказать, что, сохранив его в целости, они разучились

пользоваться им, имея ключ, перестали уметь открывать таинственную дверь, им отпираемую" [11, с. 21-22]. А ведь все наше богослужение в целом и Литургия в частности есть служение Богу "в духе и истине" (Ин. 4:24), все исполнено символическим содержанием: и роспись Храма, иконы, и песнопения, и молитвос-ловия, и Таинства, священнодействия - все глубоко символично, а также имеет определенный смысл и значение.

Здесь уместно было бы договориться о терминах, а в частности о значении термина "символ". Одной из причин, которая послужила тому, что мы сейчас испытываем литургический кризис, стало, на наш взгляд, неправильное восприятие значения слова "символ". Изобразительное восприятие данного понятия пришло к нам из мирской жизни. Мы очень часто говорим: "Я сегодня позавтракал чисто символически" или "Я получил зарплату чисто символически". И из этих слов собеседника мы понимаем, что было некое изображение действия вместо самого действия. Этот изобразительный символизм пробрался в наши дни и в литургическую жизнь Церкви. В связи с этим мы видим печальную картину, когда и сама Божественная литургия воспринимается "чисто символически", и пойти "отстоять литургию" стало нормой для современного литургического человека

Однако сам термин «символ» происходит от греческого понятия оицР&ХХю-составляю, соединяю. Поначалу в античном мире это слово имело вполне прозаическое значение, однако в составе христианского богослужения оно приобрело более глубокий смысл. В общем, говоря относительно всей Божественной литургии, оно обозначает соединение, связь двух реальностей во времени и вне времени, хроуо^ и кагро^, видимых человеческих действий и невидимого божественного влияния, итогом которого становится приложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы и Евхаристия. Если этот термин применять к отдельно взятым священнодействиям или возгласам и молитвам, то, в принципе, все остается так же, т.е. к видимым действиям прилагается невидимое божественное влияние, но смысл у каждого отдельно взятого священнодействия уже свой. Однако все эти действия связаны так, что одно проистекает из другого и в итоге складывается общая литургическая картина.

Исходя из вышесказанного определения, мы приходим к тому, что сама литургия и все действия, которые в ней совершаются, символичны, и в них мы усматриваем богочеловеческую динамику. И именно в этой динамике совершается наше спасение, когда Бог и человек движутся навстречу друг другу. Однако в

Божественной литургии нет, точнее не должно быть понятия отдельного человека. В Божественной литургии вся Церковь, которая пусть и состоит из отдельно взятых людей, но представляет единое целое, движется на встречу к Богу и в соединении с Ним в Его Царствии сама становится Телом Христовым.

Именно эта идея и заключалась в Божественной литургии - собрание расточенных. Но непонимание этого принципа, падение уровня духовного образования привели к тому, что этот символизм, как восстановление утерянной связи, мистическое соединение, был заменен на символизм изобразительным и персонализированным восприятием Божественного таинства.

Первым делом для совершения Евхаристии мы собираемся в храм. Собрание в Церкови это уже и есть первое символическое действие. Само слово "собираемся" раскрывает глубочайший смысл Божественной литургии: собраться вместе, составить Церковь, стать единством во множестве, стать Телом Христовым, ведь Христос пришел, "чтобы рассеянных чад Божиих собрать воедино" (Ин. 11:52), а когда мы собираемся во имя Божие, даже вдвоем, там и Он уже посреди нас (Мф. 18:20). Уже в первом литургическом акте мы усматриваем богочеловескую синергию, восстановление связи. Литургия с самого начала была "осуществлением единства нового народа Божия, собранного Христом и во Христе" [10, с. 9]. Вот, кстати, почему важно настаивать на том, чтобы все участники литургии собирались вовремя и не опаздывали.

Осознанное участие в богослужениях является необходимым элементом жизни человека, поскольку его литургическая жизнь влияет не только на него самого, но и на жизнь приходской общины; это требует от каждого человека постоянного осмысления и глубокого восприятия служб, которые приобщают каждого из нас опыту совместной молитвы. Все в Храме направлено на наше приближение к Богу и спасение, чему способствует литургическая жизнь общины, а потому от прихожан требуется живое, осмысленное, молитвенное и деятельное участие в Богослужениях.

Литургические символы удовлетворяют нашу потребность в молитвенном общении с Господом и имеют назидательное, проповедническое значение. Это те нити, которые невидимо соединяют нас со Христом. Каждый элемент богослужения имеет свое значение, несет определенную смысловую нагрузку и дает возможность более тесно молитвенно соприкоснуться с горним миром: и молит-вословия, и действия священников, и молитвенное предстояние верующих, и иконы, и храмовая утварь - все это исполнено символом и богословским содер-

жанием, раскрывающим православную догматику, все направлено на то, чтобы соединиться с Богом.

Все службы указывают на динамическую сущность христианского богослужения. Динамика символизирует и являет движение человека к Богу и одновременно Бога к человеку. Все важные события воспеваются в стихирах, псалмах, канонах, т.е. во всех частях служб [2].

В подтверждение мысли архиепископа Вениамина приведем несколько примеров литургических символов. Литургический смысл и важность, например, такого элемента богослужения, как ектения, состоит в том, что благодаря прошениям поддерживается совместный характер молитв, богослужение приобретает диалогический окрас, а в молитвах первых трех ектений мы видим славословие имени Божия, его призыв на наше собрание и прошение исполнения нашей молитвы и соединения с нами.

В проскомидии мы усматриваем соединение всей Церкви воедино на дискосе: по центру Христос, Агнец, закалаемый за нас, и выше Его никого нет. Одесную Агнца - честнейшая херувимов и славнейшая серафимов, Богородица. Ошую -сонм святых и под Христом - мы, живые и умершие. Все мы составляем единое целое уже вне времени. В этом символе мы уже выходим за рамки времени и пространства.

Такое священнодействие, как вход с Евангелием, символизирует не просто выход Спасителя на проповедь. Это действие представляет не только историческую память о устройстве богослужебной жизни первых веков. Оно символизирует наше вхождение в Царство Божие уже здесь, на земле, для участия в Тайной Вечере со Христом, всеми апостолами и всеми христианами.

Не только священнодействия, но и сам храм, и все в нем символично. Все в храме показывает нам образ нашего спасения. Устройство храма с возвышением алтарной части, но все же представляющей единое целое с основной частью, иконы как видимая связь с горним миром - все говорит о взаимной связи человека с Богом. Причем связь эта имеет в православной традиции восходящий характер. Это значит, что Бог не снисходит к нам, грешным, а, наоборот, возвышает нас на высоту святости, где мы уже пребываем вне времени. И в этом свете становятся понятны слова послов князя Владимира: "И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали мы - на небе или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, - знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми" [14].

Божественная литургия раскрывает перед нами образ жизни и мышление Церкви, указывая на истинную роль человека и на его предназначение. В Божественной литургии тайным, невидимым образом сочетается временное с вневременным, человеческое с Божественным, а литургические образы видимыми средствами выражают невидимое [1]. В Евхаристии мы ощущаем живую связь со Христом, с Царствием Божиим, посредством причащения мы реально соединяемся со Христом, мы как бы выходим за временные рамки. И община верующих являет себя Церковью Божией, духовным Храмом.

Божественная литургия непосредственно связана с благодарением, восхвалением и славословием Бога. В Храме человек, благодаря литургическим образам, таинственно познает красоту Премудрости Божией, незримо вливается в мир великих деяний Божиих, становится не просто зрителем и свидетелем этих дел, но и их соучастником [7].

Вся Церковь - это и миряне, и священнослужители, все вместе - это народ Божий, каждый ценен и важен, каждый должен быть активным участником в общей жизни. Все члены Церкви принимают участие в Божественной литургии (и миряне, и диаконы, и священники), вся Церковь молится, вся Церковь видимо совершает Божественную литургию, общее делание, и в этом общем делании каждый имеет свое предназначение. Таким образом, вся молящаяся Церковь, а не отдельные ее члены, являет Христа: Главу и Тело [9].

Как отмечает протоиерей А. Торик, еще в ветхозаветный период "важной частью духовной жизни народа была общая молитва в Храме, участие в священнодействиях, пение духовных песнопений" [8, с. 23]. Христианин, участвуя в Евхаристии, живя литургической жизнью, вникая в смысл литургических образов, фактически живет праздником: "Аз же возвеселюся о Господе" (Пс. 103:34).

Богослужение в целом состоит в благодарственном и радостном воспоминании Христовой победы над грехом и смертью, и "победа эта восстанавливает единение Бога и человека для нашей вечной и блаженной жизни" [4].

Божественная литургия есть соединение людей в Боге и с Богом. И центральное событие здесь - это Евхаристия, наше благодарение - является наивысшим литургическим богочеловеческим действием, тем, к чему стремится все богослужение. В этом великом Таинстве человек и вся Церковь восстанавливает ту самую потерянную связь, которую имели первые люди до грехопадения - пребывая единым целым, мы становимся народом Божиим, мы становимся сотелесными друг другу. Поэтому не может причащаться, принимать в себя Тело и Кровь Христову тот,

кто отделяет себя от Церкви и разрушает ее единство, целостность. Необходимо понимать, что все мы, причащающиеся из одной Чаши, являемся семьей, братьями и сестрами во Христе. "Люди, причащающиеся из одной Чаши, - как отмечает архиепископ Константин (Горянов), - должны настолько объединяться во Христе, чтобы жить уже единым сердцем, как один человек" [5]. Единство нашей Церкви выражается в единстве веры. Причастившись, человек соединяется со Христом и становится Храмом Божиим, и Пресвятая Троица пребывает в сотелесных Христу: "О, непревзойденное чудо! Он соединяется и с самими человеческими ипостасями верующих, срастворяясь через причастие Своего святого тела с каждым из них, и становится сотелесным нам, и делает нас храмом всего божества" [6, с. 49].

Таким образом, совершение Божественной литургии есть акт Богочеловече-ский, акт синергии Бога и человека, причем как отдельной личности, так и всех членов Церкви, всего собрания. Это совместное действие Христа и верующих. Прихожане в храме - это не просто слушатели или зрители, они должны быть соучастниками, они труженики, они должны осознанно молиться за себя, друг за друга, за всех присутствующих, за мир... Мы собираемся в храме, чтобы совместно, едиными устами и единым сердцем благодарить и славить Бога. Только совершающий усилие входит в Царство Божие (Лк. 16:16), и вот Божественная литургия есть выражение наших общих усилий. Господь Бог незримо присутствует в каждом молитвенном собрании верующих, внимая их молитвам, к Нему возносимых, и просвещая Словом Своим [3, с. 2]. Поэтому, как писал о. Александр Шмеман, необходимо вернуться к традиции понимания богослужения, перестать бояться, что "вдруг станет понятно" [13], а, наоборот, попытаться найти это понимание в имеющихся у нас богослужебных формах, "возвести наше благоговейное, но порой безотчетное уважение к церковному обряду на степень исторического его понимания и сознательного к нему отношения" [12].

Библиография

1. Алымов В. Лекции по Исторической Литургике. URL: https://azbyka.ru/ otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/lektsii-po-istoricheskoj-liturgike/#0_5 (дата обращения: 19.09.2019).

2. Вениамин (Краснопевков-Румовский), архиеп. Новая скрижаль, или Объяснение о церкви, о литургии и о всех службах и утварях церковных. URL: https://

predanie.ru/veniamin-krasnopevkov-rumovskiy-arhiepiskop/book/217280-novaya-skrizhal/ (дата обращения: 20.09.2019).

3. Виссарион (Нечаев), еп. Толкование на Божественную Литургию (по чину св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого). - Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996. 290 с.

4. Дебольский Г., прот. Дни богослужения Православной Кафолической Вос-точнойЦеркви.URL:https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debolskij/dni-bogosluzhenija-pravoslavnoj-kafolicheskoj-vostochnoj-tserkvi/ (дата обращения: 18.09.2019).

5. Константин (Горянов), архиеп. Богословские аспекты Таинства Евхаристии. URL: https://azbyka.ru/bogoslovskie-aspekty-tainstva-evxaristii#9 (дата обращения: 18.09.2019).

6. Мандзаридис Г. Обожение человека по учению святителя Григория Пала-мы. Сергиев Посад: - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010.

7. Панагопулос И. Смысл, содержание и богословие церковных праздников. URL: https://lib.pravmir.ru/library/readbook/429 (дата обращения: 18.09.2019).

8. Торик А., прот.Воцерковление для начинающих церковную жизнь. - М.: Сибирская Благозвонница, 2009. 64 с.

9. Шмеман А., протопр. Литургия и жизнь. URL: https://azbyka.ru/otechnik/ Aleksandr_Shmeman/liturgija-i-zhizn/#0_8 (дата обращения: 18.09.2019).

10. Шмеман А., протопр. Литургия 2.Собрание в Церковь // Вестник Русского христианского движения, I. - Париж, 1950. 32 с.

11. Шмеман А., протопр. О литургии // Вестник Русского христианского движения, XI-XII. - Мюнхен, 1949. 32 с.

12. Шмеман А., протопр. Введение в литургическое богословие - [электронный ресурс] - URL: http://www.golubinski.ru/ecclesia/liturgvvedenie1.htm#_ednref13

13. Шмеман А, протопр. Дневники - [электронный ресурс] - URL: http://www. golubinski.ru/ecclesia/shmeman/dnevniki/sh277.376.IV.htm

14. Повесть временных лет / Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН - электронный ресурс - URL: http://www. pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4869

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.