Научная статья на тему 'Воскресная школа XXI века: вызовы и возможности'

Воскресная школа XXI века: вызовы и возможности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
824
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ РЕЛИГИИ / ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ / СИНОДАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ / "ПОЛОЖЕНИЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ (ДЛЯ ДЕТЕЙ) РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" / "СТАНДАРТ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РЕАЛИЗУЕМОЙ В ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛАХ (ДЛЯ ДЕТЕЙ) РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" / ЦЕРКОВНАЯ НОРМАТИВНАЯ БАЗА / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УЧЕБНЫЕ КУРСЫ / КОНТРОЛЬ ИТОГОВЫХ ЗНАНИЙ / ОСНОВЫ ВЕРОУЧЕНИЯ / СЕМЕЙНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / SUNDAY SCHOOL / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / RELIGION TRAINING / BECOMING A REGULAR CHURCH GOER / SYNODAL DEPARTMENT OF RELIGIOUS EDUCATION AND CATECHISM / REGULATION OF THE ACTIVITIES OF SUNDAY SCHOOLS (FOR CHILDREN) OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN THE RUSSIAN FEDERATION / STANDARD OF TEACHING AND EDUCATIONAL ACTIVITIES IMPLEMENTED IN SUNDAY SCHOOLS (FOR CHILDREN) OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH ON THE TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION / CHURCH REGULATORY FRAMEWORK / INTEGRATED TRAINING COURSES / CONTROL OF fiNAL KNOWLEDGE / DOGMA BASICS / FAMILY EVENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косолапова Татьяна Витальевна

В статье рассматриваются основные тенденции развития современных воскресных школ, анализируются изменения церковной нормативной базы по регламентации деятельности церковно-приходских воскресных школ в течение последних 20 лет и исследуются основные проблемы их деятельности. С целью расширения сотрудничества и распространения опыта успешного функционирования церковно-приходских воскресных школ предлагается к рассмотрению организация деятельности в воскресной школе, являющейся структурным подразделением православного Прихода храма Святого благоверного князя Александра Невского г. Иркутска. В этой школе кроме обучения религии большое внимание уделяется участию воспитанников в литургической жизни Прихода и занятиям практической направленности. Но главной особенностью этой школы является пребывание в стенах храма и школы всех членов семьи учащихся и их участие во всех сферах жизнедеятельности Прихода. Для реализации такого сотрудничества разработана воспитательная система по осуществлению совместного семейного духовно-нравственного воспитания. Эта система включает целый комплекс различных форм, методов и мероприятий, проводимых в воскресной школе, и направлена на организацию взаимодействия родителей, детей и педагогов (в числе которых есть и священнослужители) и активное соработничество в деле воспитания подрастающего поколения. В качестве примера по осуществлению семейного духовно-нравственного воспитания дается описание нескольких совместных семейных мероприятий. Такое взаимодействие детей, родителей, педагогов и священнослужителей способствует более близкому знакомству между семьями, формированию дружного и сплоченного Прихода и органичному сочетанию полученных учащимися в воскресной школе духовных знаний и духовной практики с современной жизнью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUNDAY SCHOOL OF THE 21ST CENTURY: CHALLENGES AND OPPORTUNITIES

This article discusses the main trends in the development of modern Sunday schools, analyses changes in the church regulatory framework for the activities of parochial Sunday schools over the past twenty years and explores the main problems of their activities. In order to expand cooperation and disseminate the experience of successful functioning of the parish Sunday schools, it is proposed to consider the organisation of activities in the Sunday school which is a structural unit of the Orthodox parish of the Church of the Holy Prince Alexander Nevsky of Irkutsk. In this school, beside teaching religion, much attention is paid to the participation of students in liturgical life of the parish and to practical exercises. But the main feature of this Sunday school is being at church and at school of all family members of students as well as their participation in all spheres of the life of the parish. For the implementation of such cooperation, an educational system for the family has been developed. This system includes a whole range of various forms, methods and activities held in the Sunday school and is aimed at organising the interaction of parents, children and teachers (among which are clerics) and active cooperation in the upbringing of the younger generation. As an example of the implementation of spiritual and moral education, a description of several family activities is given. Such interaction of children, parents, teachers and clergymen contributes to a closer acquaintance between families, the formation of a friendly and cohesive parish community and the organic combination of spiritual knowledge and spiritual practice with modern life.

Текст научной работы на тему «Воскресная школа XXI века: вызовы и возможности»

ИЗУЧЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ

Вестник ПСТГУ

Серия IV: Педагогика. Психология.

Косолапова Татьяна Витальевна, канд. пед. наук, магистрант 2-го курса специальности 47.04.03 «Религиоведение» Иркутский государственный университет, директор церковно-приходской воскресной школы храма Святого благоверного князя Александра Невского г. Иркутска Российская Федерация, 664056, г. Иркутск, ул. Якоби, д. 3 ксешапеу@шаИ. ги ОИСГО: 0000-0002-4492-2758

2019. Вып. 55. С. 44-56

БО1: 10.15382Миг^201955.44-56

Воскресная школа XXI века: вызовы И ВОЗМОЖНОСТИ

Т. В. Косолапова

Аннотация: В статье рассматриваются основные тенденции развития современных воскресных школ, анализируются изменения церковной нормативной базы по регламентации деятельности церковно-приходских воскресных школ в течение последних 20 лет и исследуются основные проблемы их деятельности. С целью расширения сотрудничества и распространения опыта успешного функционирования церковно-приходских воскресных школ предлагается к рассмотрению организация деятельности в воскресной школе, являющейся структурным подразделением православного Прихода храма Святого благоверного князя Александра Невского г. Иркутска. В этой школе кроме обучения религии большое внимание уделяется участию воспитанников в литургической жизни Прихода и занятиям практической направленности. Но главной особенностью этой школы является пребывание в стенах храма и школы всех членов семьи учащихся и их участие во всех сферах жизнедеятельности Прихода. Для реализации такого сотрудничества разработана воспитательная система по осуществлению совместного семейного духовно-нравственного воспитания. Эта система включает целый комплекс различных форм, методов и мероприятий, проводимых в воскресной школе, и направлена на организацию взаимодействия родителей, детей и педагогов (в числе которых есть и священнослужители) и активное сора-ботничество в деле воспитания подрастающего поколения. В качестве примера по осуществлению семейного духовно-нравственного воспитания дается описание нескольких совместных семейных мероприятий. Такое взаимодействие детей, родителей, педагогов и священнослужителей способствует более близкому знакомству между семьями, формированию дружного и сплоченного Прихода и органичному сочетанию полученных учащимися в воскресной школе духовных знаний и духовной практики с современной жизнью.

Ключевые слова: воскресная школа, духовно-нравственное воспитание, обучение религии, воцерковление, Синодальный отдел религиозного образования

и катехизации, «Положение о деятельности воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации», «Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации», церковная нормативная база, интегрированные учебные курсы, контроль итоговых знаний, основы вероучения, семейные мероприятия.

Возрождение учреждений религиозного образования после длительного времени тотального запрета религиозной деятельности в нашей стране стало возможным благодаря событиям, связанным с празднованием в 1988 г. тысячелетия Крещения Руси. Организовывавшиеся на первых порах группы прихожан, желающих изучать православное вероучение, постепенно трансформировались в церковно-приходские воскресные школы. С целью обобщения опыта воскресных школ и создания системы религиозного воспитания детей и взрослых на основе христианского мировосприятия в 1990 г. Московской патриархией был учрежден Отдел религиозного образования и катехизации, а Архиерейский собор 1994 г. утвердил документ «О задачах Церкви в области религиозного образования», который вменял в обязанность каждому приходу обеспечить религиозное образование прихожан, в первую очередь через церковно-приходские воскресные школы.

Также важной площадкой для обмена опытом среди педагогов воскресных школ стали Международные образовательные Рождественские чтения, которые начали проводиться с 1993 г. и постепенно стали общественно-научным форумом Русской Православной Церкви совместно с Министерством образования РФ, РАО и ведущими образовательными учреждениями России.

Вышедший в 1999 г. Указ Святейшего Патриарха Алексия II «О повышении уровня и эффективности церковно-приходской воспитательной и образовательной деятельности» (№ 3786) утвердил «Положение о Церковно-приходских воскресных школах для епархии г. Москвы». Положение определяло, что «церковно-приходская воскресная школа является начальной формой религиозного образования, посредством которого у детей и взрослых пробуждается и воспитывается произволение ко спасению души, приводящее в итоге к духовному преображению личности и воцерковлению, формируется православное мировоззрение»1. Конкретизировав поле деятельности воскресных школ, этот документ стал ориентиром для всех епархий Русской Православной Церкви и способствовал расширению сети церковно-приходских воскресных школ.

Следующим ключевым этапом в регламентации деятельности церковноприходских воскресных школ стала разработка и утверждение Священным Синодом Русской Православной Церкви в 2012 г. (согласно журналу № 125 от 25 декабря 2012 г.) пакета следующих документов:

1) «Положение о деятельности воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации»;

1 Положение о деятельности воскресных школ русской православной церкви на территории Российской федерации // Православное образование. Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. URL: http://pravobraz.ru/ napravleniya/voskresnye-shkoly/ (дата обращения: 04.10.2019)

2) «Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации», который включал в себя требования к результатам учебно-воспитательной деятельности, к структуре и содержанию программ учебно-воспитательной деятельности.

Отчеты епархиальных отделов религиозного образования и катехизации показывали, что до определенного момента все эти меры были очень эффективными. Так, например, если в 2000 г. в ведомстве Русской Православной Церкви было 2600 воскресных школ, то в 2014 г. их уже более 10 0002.

Аттестация воскресных школ, проведенная в период с 2015 по 2017 г., обнаружила, что стандартизация церковно-приходских воскресных школ способствовала не только систематизации и унификации их деятельности, но и заметному сокращению — их стало всего 60003. На фоне постоянно увеличивающегося числа Приходов это стало тревожным сигналом.

Синодальным отделом религиозного образования и катехизации в срочном порядке был проведен мониторинг деятельности воскресных школ, который показал необходимость корректировки жестко регламентируемого стандартом подхода к их образовательной деятельности. Специальная рабочая группа провела экспертную оценку сложившейся ситуации и выявила следующие проблемы:

1. «До 60 % детей в возрасте, начиная от 11 лет и заканчивая старшими подростками, покидают не только воскресные школы, но и сами приходы»4;

2. «Количество воспитанников в воскресных школах несоизмеримо мало в сравнении с количеством детей того же возраста, проживающих в том же регионе в то же время»5;

3. Нормативные документы, регламентирующие деятельность воскресных школ по образцу общеобразовательных школ, стали обременительными для исполнения, так как не учитывали особенностей и возможностей Приходов и учащихся. Об этом же говорил Святейший Патриарх Кирилл на Архиерейском Соборе в 2017 г.: «Некоторым учащимся школьный подход, может быть, близок, но для многих из них — обременителен. Такие учащиеся теряют мотивацию для посещения воскресной школы, поскольку видят в ней лишь копию обычной школы, с поправкой на то, что здесь преподается не алгебра с физикой и биологией, а церковнославянский язык и церковная история»6;

2 Марченко Л. А. Реализация педагогического потенциала православной воскресной школы: дис. ... канд. пед. наук. М., 2015.

3 Организация религиозного образования и катехизации в епархии. Правовая регламентация религиозно-образовательной деятельности // Православное образование. URL: https:// pravobraz.ru/organizaciya-religioznogo-obrazovaniya-i-katexizacii-v-eparxii-pravovaya-reglamenta-ciya-religiozno-obrazovatelnoj-deyatelnosti/ (дата обращения: 04.10.2019).

4 Геннадий (Войтишко), иером. Создание благоприятной для детей среды — ключевая задача приходского попечения. О смене парадигмы в отношении приходской работы с детьми // Приход. Православный экономический вестник. 2018. № 5 (143). С. 4.

5 См.: Там же. С. 5.

6 Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Соборе 2017 г. URL: http:// www.patriarchia.ru/db/text/5072836.html (дата обращения: 04.10.2019).

4. Жесткая регламентация стандарта практически исключила творческую и духовную составляющую в деятельности воскресных школ, наполнив учебный план большим количеством обязательных для преподавания вероучительных предметов;

5. К проблемам стоит также отнести и то, что при организации деятельности воскресных школ педагоги не всегда ориентировались на психолого-педагогические особенности возрастных категорий воспитанников и, соответственно, использовали малоэффективные методики ведения занятий.

Для преодоления обнаруженных проблем было принято решение об обновлении церковной нормативной базы, регламентирующей деятельность церковно-приходских воскресных школ. На основе предложений представителей педагогического и экспертного сообществ по исправлению синодальных документов «Положение о деятельности воскресных школ для детей Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации»7 и «Стандарт учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации»8 претерпели восемь редакций. В обновленном варианте эти документы были утверждены на заседании Священного Синода 9 марта 2017 г.

Не вдаваясь подробно в анализ изменений вышеназванных документов, назовем лишь основные поправки, которые зафиксировали, что деятельность воскресной школы осуществляется без права юридического лица и «не реализует в своей деятельности основные и/или дополнительные образовательные программы»9. Также одной из проблем первоначального стандарта было то, что он ограничивал деятельность воскресной школы обучением религии, причем это обучение было конкретизировано избыточным объемом обязательных учебных дисциплин. В новом документе обязательный минимум содержания обучения религии тоже определен, но при этом церковно-приходской воскресной школе разрешается самостоятельно определять темп и порядок прохождения курсов учебных дисциплин.

Чтобы оценить необходимость и обоснованность таких изменений, обратимся к опыту церковно-приходских воскресных школ, действующих в эмиграции в начале XX в., по аналогии с которыми воскресные школы возрождались в России. Первоочередная задача этих школ состояла в оказании помощи учащимся в процессе воцерковления и становления в духовной жизни, то есть основная функция была воспитательная, обучение же осуществлялось дополнительно к воспитанию в вероучительно-культурологическом аспекте. Причем

7 Положение о деятельности воскресных школ для детей Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации // Православное образование. URL: https://pravobraz. ru/polozhenie-o-deyatelnosti-voskresnyx-shkol-dlya-detej-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi-na-territorii-rossijskoj-federacii-2/ (дата обращения: 04.10.2019).

8 Стандарт учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации // Православное образование URL: https://pravobraz.ru/standart-uchebno-vospitatelnoj-deyatelnosti-v-voskresnyx-shkolax-dlya-detej-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi-na-territorii-rossjskoj-federacii/ (дата обращения: 04.10.2019).

9 Положение о деятельности воскресных школ...

использовались различные виды воспитательной деятельности, среди которых самой значимой была богослужебная деятельность, в процессе которой происходило литургическое общение всех учащихся воскресной школы, затем занятия практические и учебные. Все названные виды деятельности были направлены на приобщение и участие воспитанников в духовной жизни Прихода и в комплексе способствовали воцерковлению учащихся.

Успешные практики организации различных видов деятельности учащихся были и среди воскресных школ, возрожденных в России в конце XX в. и начале XXI в. Так, например, в исследовании А. В. Агеевой10 проводится анализ состояния воскресных школ с 2000 по 2010 г. Автор приводит классификацию воскресных школ по образовательным задачам, которые лежат в основе выбора форм организации учебно-воспитательного процесса и методов работы, выделяя при этом школы воспитательные, историко-патриотические, семейные, миссионерские, творческие, смешанные, паломнические и многопрофильные. Кроме того, в статье на основе изучения опыта 293 воскресных школ Московской, Казанской и Санкт-Петербургской и Ладожской епархий делается обзор основных направлений внеклассной деятельности, к которым относятся спортивно-оздоровительное, общеобразовательное, художественно-прикладное, церковное, театрально-музыкальное, социальное.

В исследовании О. А. Мумрикова11 приводится классификация досуговой деятельности в педагогике (активный отдых, развлечения, праздники, самообразование и творчество). Автор видит задачу духовно-просветительского центра при храме (расширенный вариант воскресной школы) в том, чтобы охватить вышеперечисленные направления, что согласуется с предыдущим исследованием и в целом соответствует основной цели воскресных школ, заключающейся, как уже было сказано выше, в оказании помощи учащимся в процессе воцерковле-ния и становления в духовной жизни.

Следовательно, необходимо помнить, что, организуя деятельность воскресной школы в современных условиях реализации решений, принятых по результатам проведенной в 2015—2017 гг. аттестации воскресных школ, не надо забывать, что основная ее деятельность — это воспитательная, а учебная деятельность, осуществляемая в Приходе, является дополнительной, в отличие от духовных образовательных учреждений.

Как это можно осуществлять на практике?

Обновленный «Стандарт учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации» помогает ориентироваться в выборе необходимых учебных дисциплин и разрешает делать эти курсы интегрированными. Поэтому каждая воскресная школа вправе составить свою программу, по усмотрению админи-

10 Агеева А. В. Церковно-приходские воскресные школы: история возникновения и тенденции развития (продолжение) // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 4 (19). С. 43-55.

11 Мумриков О. А. Духовно-просветительские центры: актуальность и перспективы // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 3 (18). С. 13-20.

страции и педагогического коллектива наполненную интегрированными друг в друга учебными дисциплинами.

Еще одно улучшение связано с тем, что в церковно-приходской воскресной школе убрали обязательный контроль итоговых знаний. На самом деле действительно нет необходимости в проверке усвояемости знаний учащихся воскресной школы, так как ее предназначение состоит не в количестве знаний, не в историческом и культурологическом натаскивании, а в духовно-нравственном воспитании, под которым в православном аспекте понимается прежде всего воспитание стремления к богоподобию.

При этом нужно понимать, что для мотивации познавательного интереса и расширения кругозора учащихся, для стремления к пониманию смысла и значения православной культуры минимальные стимулирующие приемы вполне допустимы. То есть такие формы, которые не являются обязательными для всех учащихся, способствуют поддержанию естественного интереса воспитанников и ни в коем случае не повторяют школьные формы проверки знаний (экзамены, контрольные, диктанты и др.).

Рассмотрим варианты практического выполнения требований нового стандарта на примере воскресной школы, являющейся структурным подразделением православного Прихода храма Святого благоверного князя Александра Невского г. Иркутска, которая в течение 18 лет успешно осуществляет свою деятельность. Ее апробация представлена и одобрена на многочисленных конференциях, семинарах и круглых столах, а опыт организации ее деятельности рекомендован к транслированию в Иркутской, Братской и Саянской епархиях, что зафиксировано в резолюциях региональных научно-практических конференций.

Так как рассматриваемую воскресную школу можно посещать с любого возраста (с трех до восемнадцати лет — дети и взрослые), то программы для каждого возраста составлены по концентрическому принципу, то есть полученные в младших группах базовые основы христианского вероучения и культуры, повторяясь, в каждом новом круге расширяются и наполняются более глубоким содержанием. При этом в соответствии со стандартом наполнение происходит не только за счет углубления дисциплины, но и за счет включения новых дисциплин. Такая интеграция учебных курсов способствует пониманию общего смысла всего вероучения и его культурологического содержания.

Так, например, дошкольники, изучая введение в закон Божий, постигают основы вероучения через видимые и понятные ребенку образы Православной Церкви, которые закрепляются в его воображении в основном через органы чувств при посещении храма и богослужения. Начиная с младших школьников, умеющих читать и писать, программа начинает наполняться более сложными понятиями вероучения, такими как храмоведение, церковная иерархия, основы богослужения, Священная история Ветхого и Нового Заветов, которые открывают учащимся смысл православной культуры и закрепляют значение видимых образов Православной Церкви, что осуществляется не только во время учебных занятий, а в первую очередь через участие в богослужении вместе с родителями и педагогами.

Начиная с десяти лет учащимся предлагается посильное участие в литургической жизни церкви в качестве церковнослужителей (детям после предвари-

тельной подготовки и под контролем смотрителей храма разрешается затеплить лампады, принять записки и заказные просфоры, приготовить запивку, разжечь кадило, звонить в колокола, следить за подсвечниками и т. д.). Такая практическая деятельность помогает не только освоить ход службы и ориентироваться в богослужении, но также способствует деятельному и сознательному участию в жизни церкви, которое не ограничивается учебными занятиями и участием в богослужении, а простирается и на другие виды практической деятельности христианина.

Программа для старшеклассников не исключает повторения азов православного вероучения, но углубляет их за счет расширения курсами по истории Православной Церкви, основам христианской нравственности, церковнославянскому языку и литургике. Такая интегрированная программа позволяет понимать смысл и значение как основных вероучительных канонов, так и богослужебных текстов. Использование таких разнообразных и взаимодополняющих курсов способствует формированию у учащихся ощущения осмысленности, глубины и разносторонности своей жизни и деятельности в Боге.

Также во всех возрастных группах предусмотрены различные формы закрепления полученных знаний, которые разрабатываются педагогическим коллективом церковно-приходской воскресной школы в зависимости от возможностей того или иного возраста. В качестве контрольно-проверочных форм используются совместные с родителями уроки, итоговые тематические занятия, интеллектуальные игры по пройденным темам (тематический марафон, интеллектуальный футбол, «Что, где, когда?», «Поле чудес» и т. д.), различные тесты, викторины, олимпиады и другое.

В качестве средства, способствующего закреплению и поддержанию интереса к расширению знаний по основам вероучения, применяются различные виды практической деятельности (прикладное, культурно-эстетическое, научное, концертное, патриотическое, паломническое, оздоровительно-туристическое, социальное и др. виды воспитания, не противоречащие канонам православия), предлагаемые учащимся в стенах воскресной школы.

Но многолетняя практика показывает, что для благоприятного воцерковле-ния учащихся важно не только обучение религии учащихся и обеспечение возможности заниматься различными видами деятельности, но более значимым является пребывание в стенах храма и школы всех членов семьи и их совместное участие во всех сферах жизнедеятельности Прихода. Такое соработничество обеспечивает социально-педагогическое взаимодействие всех участников воспитательного процесса (семьи, школы и церкви).

Опыт организации такого взаимодействия также апробирован в рассматриваемой воскресной школе. В самом начале организации ее деятельности было проведено исследование, которое выявило следующие проблемы:

«- 69% родителей испытывают затруднения в выборе правильных форм и методов в процессе воспитания;

— у многих родителей (60%) в вопросах воспитания нет взаимопонимания и согласованности;

— 65% родителей не ориентируются в возрастных особенностях детей;

— 70% семей не знакомы с семейными традициями религиозного воспитания»12.

Учитывая эти проблемы, а также тот факт, что, приводя детей в воскресную школу, большинство родителей (60%) рассчитывают на то, что их детей здесь «сделают хорошими», причем без активного участия самих родителей, педагогическим коллективом школы была разработана воспитательная система по осуществлению совместного семейного духовно-нравственного воспитания. Эта система включает целый комплекс различных форм, методов и мероприятий, проводимых в церковно-приходской воскресной школе, и направлена на организацию взаимодействия родителей, детей и педагогов (в числе которых есть и священнослужители) и активное сотрудничество в деле воспитания подрастающего поколения.

Взаимодействие всех участников педагогического процесса осуществляется через вовлечение родителей в образовательный процесс воскресной школы и во все сферы жизнедеятельности прихода.

Это вовлечение начинается еще на этапе собеседования при поступлении в воскресную школу. Родителей знакомят с документами по организации церковно-приходской воскресной школы (Положением, учебным планом, программами), а также с «Правилами внутреннего распорядка» школы, в которых обязательным для исполнения является пункт о том, что родители дошкольников и младших школьников во время занятий их детей находятся в школе и могут в это время обучаться во взрослой группе. Такой прием способствует тому, что и родители, и дети одновременно знакомятся с основами вероучения и православной культуры, что способствует формированию общего информационного поля и единению интересов семьи.

Еще один пункт Правил рекомендует родителям принимать активное участие в общешкольных делах. Поэтому практически все мероприятия воскресной школы проводятся при совместном участии всей семьи (линейки перед началом учебного года и по окончании его, участие в богослужениях, экскурсии-паломничества, совместные уроки в каждой возрастной группе, подготовка и проведение праздничных утренников в честь Рождества Христова, Пасхи, Дня семьи и Дня православной книги, проведение семейных зимних спортивных состязаний в честь Дня защитника Отечества, посещение детских домов, помощь в храме во время больших церковных праздников, в том числе общеприходское строительство «Иордани» перед праздником Крещения Господня, различные туристические походы и т. д.).

Особенности некоторых мероприятий по их проведению совместно с семьями учащихся необходимо раскрыть более подробно.

Экскурсия-паломничество, с которой начинается учебный год и в которой участвуют семьи в полном составе, проводится с целью знакомства учащихся с православной культурой родного города, для формирования навыка прикосно-

12 Косолапова Т. В. Организация совместных семейных мероприятий в воскресной школе как способ формирования единой воспитательной среды // Педагогика и психология: от вопросов к решениям: Сб. научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Федеральный центр науки и образования Эвенсис. Томск, 2016. № 1. С. 60.

вения к святыням православных храмов и обращения к ним за молитвенной помощью.

Для приобщения учащихся к литургической жизни Церкви два раза в год практикуются так называемые детские литургии, которые призваны способствовать вовлечению в участие в богослужениях в первую очередь семей тех учащихся, которые недавно пришли в церковь. На этой службе ребята полностью заменяют взрослых певчих и звонарей, выполняют обязанности смотрителей храма и помогают священнослужителям в алтаре. Те дети, которые не привлекаются в качестве церковнослужителей, вместе с родителями молятся в храме и следят за ходом службы по выданной педагогами краткой схеме литургии. Подобный опыт совершения литургии для детей с обозначением смыслового значения и условий развития такой практики подробно разбирается в статье О. А. Мумрикова13.

Еще одним эффективным методом духовно-нравственного воспитания являются совместные для детей и родителей уроки. Разработанный профессором РАЕН И. А. Кузьминым в учебном курсе «Истоки», этот метод адаптирован и успешно внедрен в процесс обучения религии педагогами нашей воскресной школы.

Как правило, в учебном году проводятся два совместных занятия. Каждое занятие готовится коллективом педагогов и включает в себя такие разделы, как краткая молитва, повторение пройденного материала с детьми и привлечение к беседе родителей, прослушивание соответствующей теме урока музыки или просмотр видеоинформационного материала, проведение интеллектуальных игр, соревнований, конкурсов, совместное исполнение песен подходящей тематики.

«Каждый из перечисленных видов деятельности оптимально подходит для совместного занятия, так как не требует особых помещений, больших материальных и временных затрат, предварительной подготовки родителей (что очень немаловажно при занятости родителей), но в то же время способствуют единению семьи, формированию дружного коллектива учащихся, стимулируют и детей и взрослых к повышению своего интеллектуального и культурного уровня, а благожелательный настрой урока способствует активному взаимодействию всех участников мероприятия»14.

Кроме традиционных праздников Рождества Христова и Пасхи, в рассматриваемой воскресной школе проводятся утренники в честь Дня семьи и Дня православной книги, предваряемые тематическими месячниками.

Праздник «День семьи» обобщает семейное направление воспитательной работы. Во время месячника, посвященного подготовке к этому празднику, во всех группах воскресной школы проводятся уроки на тему семьи, идет работа над концертными номерами, семьи готовят поделки на выставку семейного рукоделия, выявляются семьи-юбиляры. На утреннике подводятся итоги месячника, награждаются участники выставки, чествуются юбиляры, устраиваются различные конкурсы и игры для всех членов семьи.

13 Мумриков О. А. Литургия для детей в современной приходской практике Русской Православной Церкви. // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 24—29.

14 См. Там же. С. 62.

Накануне празднования «Дня православной книги» тоже проводится месячник, который наполнен такими мероприятиями, как конкурс чтецов, викторина на знание Священного Писания, конкурс рисунков и сочинений, уроки, посвященные православной книге, знакомство с библиотечным фондом прихода, подготовка концертных номеров. А сам этот праздник призван привлечь внимание детей и родителей к важности воспитания читательской культуры. На празднике устраивается выставка новинок душеполезной литературы из библиотеки прихода, награждаются участники конкурсов, победители викторины, лучшие чтецы рассказывают стихи, учащиеся представляют свои творческие номера.

Еще одно мероприятие с участием всей семьи организуется в честь Дня защитника Отечества — это военно-спортивные состязания для всей мужской половины воскресной школы (младшие школьники, подростки, папы), которые делятся на команды и соревнуются в умениях по разборке и сборке автомата, в беге в противогазе, в переноске «раненых», в метании «гранат» и в различных эстафетах. Женская половина выступает в качестве активных болельщиков и изготовителей «призов» для награждения победителей и совместного чаепития после праздника.

Также важным общесемейным мероприятием воскресной школы является организация и участие в различных туристических походах. Наш сибирский край богат природными красотами и туристическими маршрутами, но у большинства семей нет возможности осуществить такой поход (отсутствие опыта, инструктора, незнание маршрутов и т. д.). Поэтому когда в приходе появился опытный инструктор и предложил свою помощь в организации походов, то сразу откликнулись много семей, в результате в первый однодневный поход пошли «маленькой группкой» в 50 человек. Теперь такие походы стали традиционными, и они повторяются 5—7 раз в год в разном количественном и качественном составе, по разным маршрутам и видам похода (пешие, лыжные, велосипедные, сплавы по рекам, спелеологические походы). Эти походы мотивируют к осознанно-активному, здоровому образу жизни, помогают испытать себя на выносливость, но самое главное — объединяют приход и всех учащихся и педагогов воскресной школы.

Совместное общение детей, родителей, педагогов и священнослужителей в ходе всех этих мероприятий способствует более близкому знакомству между семьями, формированию дружного и сплоченного прихода, в котором все вместе переживают не только радости, но и трудные жизненные обстоятельства, оказывая поддержку и взаимопомощь.

Проведенное исследование показало, что семьи воспитанников чувствуют на себе положительное влияние благожелательной и дружной атмосферы, созданной в стенах школы. Большинство родителей отмечают, что их дети да и они сами настолько полюбили школу, что буквально считают дни до следующего занятия. Ведь именно в воскресной школе многие родители и дети впервые ощутили свое духовное родство и единство, обрели понимание значимости семейных ценностей и традиций.

Такая семейная специфика воспитательной деятельности церковноприходской воскресной школы помогает личности обрести духовное равновесие

и опору в жизни, ориентирует учащихся на непреходящие нравственные ценности, свойственные национальной культуре, способствует органичному сочетанию полученных духовных знаний и духовной практики с современной жизнью и воспитанию морально компетентного и высоконравственного человека.

Список литературы

Агеева А. В. Церковно-приходские воскресные школы: история возникновения и тенденции развития (продолжение) // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 4 (19). С. 43-55. Геннадий (Войтишко), иером. Создание благоприятной для детей среды — ключевая задача приходского попечения. О смене парадигмы в отношении приходской работы с детьми // Приход. Православный экономический вестник. 2018. № 5 (143). С. 4. Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Соборе 2017 г. URL: http://

www.patriarchia.ru/db/text/5072836.html (04.10.2019). Косолапова Т. В. Организация совместных семейных мероприятий в воскресной школе, как способ формирования единой воспитательной среды // Педагогика и психология: от вопросов к решениям: Сб. научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Федеральный центр науки и образования Эвенсис. Томск, 2016. № 1. С. 60. Марченко Л. А. Реализация педагогического потенциала православной воскресной школы: дис. ... канд. пед. наук. М., 2015. Мумриков О. А. Духовно-просветительские центры: актуальность и перспективы //

Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 3 (18). С. 13-20. Мумриков О. А. Литургия для детей в современной приходской практике Русской Православной Церкви. // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 24-29.

Организация религиозного образования и катехизации в епархии. Правовая регламентация религиозно-образовательной деятельности // Православное образование. URL: https://pravobraz.ru/organizaciya-rehgioznogo-obrazovaniya-i-katexizacii-v-eparxii-pravovaya-reglamentaciya-religiozno-obrazovatelnoj-deyatelnosti/ (04.10.2019). Положение о деятельности воскресных школ для детей Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации // Православное образование. URL: https:// pravobraz.ru/polozhenie-o-deyatelnosti-voskresnyx-shkol-dlya-detej-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi-na-territorii-rossijskoj-federacii-2/ (дата обращения: 04.10.2019). Положение о деятельности воскресных школ Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации // Православное образование. Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. URL: http:// pravobraz.ru/napravleniya/voskresnye-shkoly/ (дата обращения: 04.10.2019). Стандарт учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации // Православное образование. URL: https://pravobraz.ru/standart-uchebno-vospitatelnoj-deyatelnosti-v-voskresnyx-shkolax-dlya-detej-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi-na-territorii-rossjskoj-federacii/ (дата обращения: 04.10.2019).

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia. 2019. Vol. 55. P. 44-56 DOI: 10.15382/sturIV201955.44-56

Tatiana Kosolapova, Candidate of Sciences in Pedagogy, Irkutsk State University, Director of Sunday School at Church of St. Prince Alexander Nevsky in Irkutsk, 3 Yakobi Str., Irkutsk 664056, Russian Federation [email protected] ORCID: 0000-0002-4492-2758

Sunday School of the 21st Century: Challenges and Opportunities

T. Kosolapova

Abstract: This article discusses the main trends in the development of modern Sunday schools, analyses changes in the church regulatory framework for the activities of parochial Sunday schools over the past twenty years and explores the main problems of their activities. In order to expand cooperation and disseminate the experience of successful functioning of the parish Sunday schools, it is proposed to consider the organisation of activities in the Sunday school which is a structural unit of the Orthodox parish of the Church of the Holy Prince Alexander Nevsky of Irkutsk. In this school, beside teaching religion, much attention is paid to the participation of students in liturgical life of the parish and to practical exercises. But the main feature of this Sunday school is being at church and at school of all family members of students as well as their participation in all spheres of the life of the parish. For the implementation of such cooperation, an educational system for the family has been developed. This system includes a whole range of various forms, methods and activities held in the Sunday school and is aimed at organising the interaction of parents, children and teachers (among which are clerics) and active cooperation in the upbringing of the younger generation. As an example of the implementation of spiritual and moral education, a description of several family activities is given. Such interaction of children, parents, teachers and clergymen contributes to a closer acquaintance between families, the formation of a friendly and cohesive parish community and the organic combination of spiritual knowledge and spiritual practice with modern life.

Keywords: Sunday school, spiritual and moral education, religion training, becoming a regular church goer, Synodal Department of Religious Education and Catechism, Regulation of the Activities of Sunday Schools (for children) of the Russian Orthodox Church in the Russian Federation, Standard of Teaching and Educational Activities Implemented in Sunday Schools (for Children) of the Russian Orthodox Church on the Territory of the Russian Federation, church regulatory framework, integrated training courses, control of final knowledge, dogma basics, family events.

References

Ageeva A. (2010) "Tserkovno-prikhodskiye voskresnyie shkoly: istoriia vozniknoveniia i tendentsii razvitiia (prodolzheniie)" ["Parish Sunday Schools: the History and Tendencies of Development (Continued)"]. Vestnik PSTGU. Ser. IV: Pedagogika. Psikhologiia, 4 (19), pp. 43-55 (in Russian).

Doklad Sviateishego Patriarkha Kirilla na Arkhiiereiskom Sobore 2017 g., available at: http://www. patriarchia.ru/db/text/5072836.html (04.10.2019).

Gennadii (Voitishko), hieromonk (2018) "Sozdaniie blagopriiatnoi dlia detei sredy kliuchevoi zadachi prikhodskogo popecheniya. O smene paradigmy v otnoshenii prikhodskoi raboty s det'mi" ["Creating a Child-Friendly Environment is the Key Task of Parish Care. On the Paradigm Shift in Relation to Parish Work with Children"]. Prikhod. Pravoslavnyi ekonomicheskii vestnik, 5 (143), 2018, pp. 4-12 (in Russian).

Kosolapova T. (2016) "Organizatsiia sovmestnykh semeinykh meropriiatii v voskresnoi shkole, kak sposob formirovaniia iedinoi vospitatel'noi sredy" ["Organisation of Joint Family Events in Sunday School as a Way to Form a Unified Educational Environment"], in Pedagogika i psikhologiia: ot voprosov k resheniiam. Sbornik nauchnykh trudov po itogam mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Federal'nyi tsentr nauki i obrazovaniia Evensis [Pedagogy and Psychology: from Questions to Solutions. Collection of Scientific Papers. Federal Centre for Science and Education Evensis]. Tomsk, vol. 1, pp. 59-64 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Mumrikov O. (2010) "Dukhovno-prosvetitel'skiie tsentry: aktual'nost' i perspektivy" ["Spiritual Education Centres: Relevance and Perspectives"], Vestnik PSTGU. Ser. IV: Pedagogika. Psikhologiia, 3 (18), pp. 13-20 (in Russian).

Mumrikov O. (2015) "Liturgiia dlia detei v sovremennoi prikhodskoi praktike Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi" ["Liturgy for Children in the Modern Parish Practice of the Russian Orthodox Church"]. Vestnik PSTGU. Ser. IV: Pedagogika. Psikhologiia, 2 (37), pp. 24-29 (in Russian).

Organizatsiia religioznogo obrazovaniia i katekhizatsii v ieparkhii. Pravovaia reglamentatsiia religiozno-obrazovatel'noi deyatel'nosti, available at: https://pravobraz.ru/organizaciya-religioznogo-obrazovaniya-i-katexizacii-v-eparxii-pravovaya-reglamentaciya-religiozno-obrazovatelnoj-deyatelnosti/ (04.10.2019).

Polozheniie o deiatel'nosti voskresnykh shkol dlia detei Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi na territorii Rossiiskoi Federatsii, available at: https://pravobraz.ru/polozhenie-o-deyatelnosti-voskresnyx-shkol-dlya-detej-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi-na-territorii-rossyskoj-federacii-2/ (04.10.2019).

Polozheniie o deiatel'nosti voskresnykh shkol russkoi pravoslavnoy tserkvi na territorii Rossiiskoy federatsii, available at: http://pravobraz.ru/napravleniya/voskresnye-shkoly/ (04.10.2019).

Standart uchebno-vospitatel'noi deiatel'nosti v voskresnykh shkolakh (dlia detei) Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi na territorii Rossiiskoi Federatsii, available at: https://pravobraz.ru/standart-uchebno-vospitatelnoj-deyatelnosti-v-voskresnyx-shkolax-dlya-detej-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi-na-territorii-rossijskoj-federacii/ (04.10.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.