Научная статья на тему 'Православная воскресная школа на пороге перемен: осмысление исторического опыта и концептуальная перезагрузка'

Православная воскресная школа на пороге перемен: осмысление исторического опыта и концептуальная перезагрузка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воскресная школа / работа с детьми на приходе / приходское попечение о детях / церковно-приходская образовательная деятельность. / Sunday school / work with children in the parish / parish care of children / parish educational activities.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Урбанович Любовь Николаевна

Настоящая работа имеет целью приглашение к диалогу и обмену мнениями, взглядами, идеями и опытом всех заинтересованных лиц в развитии православного приходского попечения о детях и молодежи. В статье предпринята попытка определить место и значение приходских воскресных школ в различные исторические периоды, обратить внимание на ценностные и целевые установки с учетом исторических, географических, политических и педагогических реалий. В каждый конкретный исторический период воскресная школа выполняла свою особую миссию, решала образовательные, воспитательные, просветительские, миссионерские задачи своего времени, места и обстоятельств, отвечала вызовам времени. Особое внимание уделяется современным тенденциям изменения формата и концептуальных подходов деятельности воскресных школ в условиях православного прихода. Представлены конкретные условия, которые, по мнению автора, формируют «благожелательную для детей среду» на приходе, сформулированы первостепенные задачи организации приходского попечения о детях и семье. Организация всестороннего системного и комплексного приходского попечения о детях в «церковной ограде» требует особых подходов, форм работы, современного методического инструментария, которые нуждаются в отдельном внимательном рассмотрении и описании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Orthodox Sunday School on the Threshold of Change: Comprehension of Historical Experience and Conceptual Reboot

The aim of this work is an invitation to dialogue and exchange of opinions, views, ideas and experiences for all people who are interested in the development of Orthodox parish care for children and youth. The article attempts to determine the place and importance of parish Sunday schools in various historical periods, to pay attention to value and target settings, taking into account historical, geographical, political and pedagogical realities. In each particular historical period, the Sunday school fulfilled its special mission, solved educational, pedagogical, enlightening, missionary tasks in certain time, place and circumstances, and met the challenges of the time. Particular attention is paid to the current trends in changing the format and conceptual approaches of the activities of Sunday schools in the conditions of an Orthodox parish. The article presents specific conditions which, according to the author, form a "child-friendly environment" in the parish and formulates the primary tasks of organizing parish care for children and family. The organization of comprehensive systematic and complex parish care for children within the "church fence" requires special approaches, forms of work, modern methodological tools that need separate careful consideration and description.

Текст научной работы на тему «Православная воскресная школа на пороге перемен: осмысление исторического опыта и концептуальная перезагрузка»

Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2021. №3. С. 105-120

УДК 268

Урбанович Любовь Николаевна Смоленская Православная Духовная Семинария

Православная воскресная школа на пороге перемен: осмысление исторического опыта и концептуальная перезагрузка

Аннотация: Настоящая работа имеет целью приглашение к диалогу и обмену мнениями, взглядами, идеями и опытом всех заинтересованных лиц в развитии православного приходского попечения о детях и молодежи. В статье предпринята попытка определить место и значение приходских воскресных школ в различные исторические периоды, обратить внимание на ценностные и целевые установки с учетом исторических, географических, политических и педагогических реалий. В каждый конкретный исторический период воскресная школа выполняла свою особую миссию, решала образовательные, воспитательные, просветительские, миссионерские задачи своего времени, места и обстоятельств, отвечала вызовам времени. Особое внимание уделяется современным тенденциям изменения формата и концептуальных подходов деятельности воскресных школ в условиях православного прихода. Представлены конкретные условия, которые, по мнению автора, формируют «благожелательную для детей среду» на приходе, сформулированы первостепенные задачи организации приходского попечения о детях и семье. Организация всестороннего системного и комплексного приходского попечения о детях в «церковной ограде» требует особых подходов, форм работы, современного методического инструментария, которые нуждаются в отдельном внимательном рассмотрении и описании.

Ключевые слова: воскресная школа; работа с детьми на приходе; приходское попечение о детях; церковно-приходская образовательная деятельность.

Приведенные строки Софьи Сергеевны Куломзиной могут быть обращены и сегодня к тем, кто занимается православным воспитанием детей и молодежи. В новейшей истории (условно обозначим временные рамки после 2010 года) приходит понимание, что церковно-приходская образовательная деятельность оказывается недостаточно плодотворной, не оправдывает возложенных на нее надежд и ожиданий. Начиная с 2017 года на общецерковном, епархиальных и приходских уровнях стала активно обсуждаться необходимость пересмотра

«Нет никаких оснований для самодовольства, когда мы говорим о современной церковной жизни

и о достижениях в области воспитания детей и молодежи» (С. С. Куломзина. Наша Церковь и наши дети)

организации приходской деятельности в сфере духовного просвещения детей. Был предпринят ряд мер и проведены соответствующие мероприятия под девизом «Воскресная школа на пороге перемен». Синодальным отделом религиозного образования и катехизации был осуществлен мониторинг деятельности воскресных школ, который выявил проблемы, трудности и недостатки образовательной деятельности в рамках воскресных школ. Отмечается снижение и сокращение количественных показателей, таких, как число воскресных школ, общее число воспитанников, минимальный процент подростков, посещающих занятия, содержательные, методические, кадровые и материально-технические затруднения1.

Как представляется для того, чтобы проблема решалась последовательно и эффективно, следует ответить на такие вопросы:

1. Что нужно менять в воскресных школах и почему перемены необходимы именно сейчас?

2. Какой есть потенциал, и на какие ресурсы следует опираться?

3. От чего следует отказаться и с какими трудностями можно встретиться, реформируя воскресную школу?

4. С какой целью предпринимаются попытки реформирования? Что хотелось бы получить в результате?

Это очень серьезные и объемные вопросы, на которые не получится в полной мере ответить в рамках данной статья. Поэтому настоящая работа имеет целью приглашение к диалогу и обмену мнениями, взглядами, идеями и опытом всех заинтересованных лиц в развитии православного приходского попечения о детях и молодежи. Предложим некоторые соображения и размышления на поставленные вопросы.

Одной из главных проблем в организации учебно-воспитательного процесса в церковно-приходских воскресных школах называется использование традиционного знаниевого подхода, ориентированного на обеспечение воспитанников определенным объемом знаний, часто избыточным и порой не соответствующим их возрастным, психологическим и интеллектуальным запросам и потребностям. Эта проблема вытекает из целевой установки,

1 Геннадий (Войтишко), иером. Создание благоприятной для детей среды - ключевая задача приходского попечения. О смене парадигмы в отношении приходской работы с детьми // Приход. Православный экономический вестник. 2018. № 5. С. 4; Дорожная карта первоочередных мер (комплексных предложений) по формированию и развитию благоприятных условий для духовного просвещения детей в приходских общинах Русской Православной Церкви. М., 2018. URL: https://pravobraz.ru/dorozhnaya-karta-pervoocherednyx-mer-kompleksnyx-predlozhenij-po-formirovaniyu-i-razvitiyu-blagopriyatnyx-uslovij-dlya-duxovnogo-prosveshheniya-detej-v-prixodskix- (доступ от 05.09.2021); Косолапова Т.В. Воскресная школа XXI века: вызовы и возможности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 55. С. 44-56; Организация религиозного образования и катехизации в епархии. Правовая регламентация религиозно-образовательной деятельности. URL: https://pravobraz.ru/organizaciya-religioznogo-obrazovaniya-i-katexizacii-v-eparxii-pravovaya-reglamentaciya-religiozno-obrazovatelnoj-deyatelnosti/ (доступ от 04.09.2021); Психолого-педагогические основы работы с детьми на приходе. Пособие для священников, педагогов, ответственных за попечение о детях на приходах Русской Православной Церкви. М., 2018. URL: https://pravobraz.ru/psixologo-pedagogicheskie-osnovy-raboty-s-detmi-na-prixode/ (доступ от 04.09.2021).

которая была принята в 90-е гг. XX века. Приоритетной целью в деятельности церковно-приходских школ было обозначено восполнение дефицита религиозных знаний у детей, молодежи и взрослых или иными словами -научение их Закону Божьему.

Последовавшая в дальнейшем стандартизация и регламентация учебно-воспитательного процесса с целью получения систематических богословских, исторических и церковно-практических знаний воспитанниками воскресных школ привела к нежелательному результату, когда занятия стали обременительными и для педагогов, и для обучающихся. В них видели копирование уроков в общеобразовательной школе, которые в силу «казенного подхода» не вызывали и не вызывают у школьников положительных эмоций и интереса. На это указывало Священноначалие на Архиерейском соборе в 2017 году2.

Строгое следование установленным стандартам практически исключило творческий подход к организации занятий, предполагающий учет профессиональной подготовленности кадров, индивидуальных особенностей детей, специфики региона и материально-финансовых возможностей приходской общины.

Сдерживающим фактором получения результативности от приходской образовательной деятельности можно считать использование малоэффективных традиционных методик и технологий обучения, например, репродуктивной технологии обучения с доминирующим объяснительно-иллюстративным

3

методом .

Но только ли дело в нормативных документах и внешних формах организации учебно-воспитательного процесса, которые, безусловно, требуют корректировки? Почему приходская деятельность в области православного воспитания и просвещения в настоящее время находится в кризисном положении?

Представляется обоснованным остановиться на принципиальном вопросе: а какая миссия возложена сегодня на воскресную школу и каково ее главное предназначение? Можно констатировать, что назрела необходимость пересмотра целевых установок для приходской деятельности сегодня. Включение в общеобразовательную программу российских школ предмета «Основы православной культуры», который во многом стал дублировать Закон Божий (в этом можно убедиться, внимательно проанализировав содержание учебников по «Основам православной культуры» авторов Л. Л. Шевченко, А.

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Соборе 2017 г. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5072836.html (доступ от 04.09.2021).

3 Психолого-педагогические основы работы с детьми на приходе. Пособие для священников, педагогов, ответственных за попечение о детях на приходах Русской Православной Церкви. М., 2018; Косолапова Т.В. Воскресная школа XXI века: вызовы и возможности. С. 47.

В. Бородиной и др.) ускорило процесс пересмотра подходов к организации учебно-воспитательного процесса в воскресной школе.

Чтобы понять в каком направлении двигаться, инициируя преобразования, необходимо определиться с ресурсом, потенциалом, на который можно будет опираться. И с этой целью предложим небольшой экскурс в историю появления и развития воскресных школ, но с конкретной целью: обратить внимание на назначение приходских воскресных школ на каждом историческом этапе и накопленный полезный опыт. Так как вопросам истории и организации учебно-воспитательного процесса воскресных школ посвящены отдельные исследовательские работы, например, А. В. Агеевой4, Е. А. Никитской5, Т.

6 7 Я

B. Лодкина, Л. А. Марченко , А. А. Корзинкина, отдельные аспекты религиозного воспитания и обучения затрагиваются в трудах Т. В. Скляровой9,

C. Ю. Дивногорцевой10, Н. В. Константинова11, И. Ф. Парамонова12 и др., то в настоящей статье остановимся лишь кратко на главных достижениях.

Поскольку в исследованиях уделено достаточное внимание вопросу происхождения термина «воскресная школа», то лишь отметим, что в данной статье термин «воскресная школа» используется в значении православной приходской воскресной школы. т.к. в истории были и воскресные общеобразовательные школы. Также воспользуемся принятой в истории становления православной воскресной школы периодизацией и выделим следующие периоды: дореволюционный, период русского зарубежья, советский и постсоветский периоды.

4 Агеева А.В. Церковно-приходские воскресные школы: история возникновения и тенденция развития // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 3 (18). С. 58-66; Агеева А.В. Церковно-приходские воскресные школы: история возникновения и тенденции развития (продолжение) // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 4 (19). С. 43-55; Агеева А.В. Динамика развития учебно-воспитательного процесса в православной воскресной школе. Дис. ...канд. пед. наук 13.00.01. Саратов, 2016.

5 Никитская Е.А. Воскресная школа как воспитательная организация // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2009. Том 15. С. 114-117; Никитская Е.А. Воскресная школа как феномен педагогической действительности. История и современность // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология, 2008. Вып. 2 (9). С. 121-132; Никитская Е.А. Православная воскресная школа как воспитательная организация. Дис... канд. пед. М., 2009.

6 Лодкина Т.В. Воскресная школа в контексте православной традиции: история и современность. М., 2012; Лодкина Т.В. История развития воскресных школ в России (до 1917 г.) // Мир образования - образование в мире. 2013. № 4 (52). С. 24-32.

7 Лодкина Т.В., Марченко, Л.А. Воскресная школа: общий аналитический обзор современных педагогических исследований. URL: http://www.zpujournal.ru/zpu/contents/2013/1/Lodkina_Marchenko_Sunday-School/31_2013_1.pdf (доступ от 03.09.2021); Марченко Л.А. Реализация педагогического потенциала православной воскресной школы. Дис. канд. пед. наук. Москва, 2015.

8 Корзинкин А.А. Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование. Дис. ... канд. пед. наук. Курск, 1999.

9 Склярова Т.В. Религиозный аспект педагогической деятельности в среде русской эмиграции первой половины XX века // Вестник православного Свято-Тихоновского богословского института. Педагогика. 2003. № 1. С. 194-212.

10 Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика: учеб. пособие. М., 2004.

11 Константинова Н.В. Культурно-образовательные возможности воскресных школ в музыкальном воспитании. Дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999.

12 Парамонов И.Ф. Развитие художественной культуры младших школьников в условиях воскресной школы. Дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2008.

Православные приходские воскресные школы, в современном общепринятом понимании появились в начале 90-х годов XX века, но, как известно, прототипами их стали учебные заведения, появившиеся в России с середины XIX в. Н. И. Пирогов, который открыл в Киеве первую русскую воскресную школу и активно содействовал широкому распространению этого явления в России, назвал воскресные школы настоящими очагами народного

13

просвещения, в которых была «насущная потребность времени» . Какая же задача стояла перед этими школами? Во-первых, обеспечение элементарного образования для широких слоев населения при отсутствии возможности получить его другим способом - «распространение осмысленной грамотности»14. Поэтому в программу входило обучение чтению, письму, арифметике и Закону Божьему. Закон Божий преподавался там, «где не было раскольников», как отмечал Н. И. Пирогов. Во-вторых, воскресные школы выполняли воспитательную задачу - «они заохочивают к учению ремесленный и рабочий класс народа, отвлекая их вместе с тем от праздности и разгула»15. В-третьих, такие школы могли бы, по мысли Пирогова, выполнять идеологическую функцию - «служить сильной нравственной поддержкой русского и малороссийского элементов, противодействуя открыто и явной, и тайной польской пропаганде»16. На особое нравственное значение воскресных школ указывал и К. Д. Ушинский. «Уже одно то, что они просидят эти два часа в училище, под надзором людей порядочных, которые говорят с ними вежливо, ласково, по-человечески и о них заботятся, принесет великую пользу этим беднякам, на которых хозяева часто смотрят, как на рабочих животных. Они почувствуют, что и они люди и христиане, другими глазами взглянут на самих себя, а это удержит их от многих пороков, проступков и преступлений». В-четвертых, воскресные школы, по Ушинскому, - «одно из деятельных средств для предупреждения народного разврата и тех пролетариатских стремлений,

17

которые не ведут, конечно, ни к чему хорошему» . Константин Дмитриевич в своем объяснение о пользе воскресных школ указывает на ещё один очень важным момент -это лучший способ посвятить День Господень добрым делам.

Именно с такой идеей появляются первоначально воскресные школы в Англии

18

«из потребности проводить воскресенье истинно христианским образом» . Инициатива такого христианского дела принадлежала почтенным образованным женщины, которые проводили свои воскресные дни «не в глупых визитах, а лаская и уча детей беднейшего класса»19.

Таким образом, первый тип русской воскресной школы открывал доступ к всеобщему образованию «на надежной основе, т.е. путем частной инициативы

13 Пирогов Н.И. О воскресных школах // Избранные педагогические сочинения. М., 1985. С. 302-303.

14 Там же.

15 Там же.

16 Там же. С. 302-303.

17 Ушинский К.Д. Воскресные школы // Собрание сочинений. В 11 тт.: Т. 3. М., 1948. С. 489-514.

18 Там же.

19 Там же.

и благотворительности» (Н. И. Пирогов) в воскресные и праздничные дни и решал следующие задачи: ликвидация всеобщей безграмотности, в том числе и религиозной, обучение элементарному ремеслу, научение основам православной веры, воспитание нравственности, защита от проникновения опасных религиозных и политических убеждений от иноверцев, христианское деятельное служение ближнему.

Однако был и второй тип воскресных школ - конфессиональные, имеющие целью укрепление детей и юношества в конкретном вероисповедании. Так как в дореволюционной России религиозное обучение и воспитание входило в программу всех учебных заведений, то для обучающейся молодежи не было необходимости отдельно организовывать церковные воскресные школы. Однако они существовали, на что указывают современные исследователи, но «преимущественно при иноверческих приходах и были нехарактерны для Православной Церкви» (Марченко, Агеева). В качестве исключения упоминается воскресная школа при Нытвинском заводе Оханского уезда

Пермской губернии, которая было основана по инициативе двух местных

20

священников . В своей работе Е. А. Никитская приводит факты, что в 18661867 гг. открываются воскресные школы «при большинстве духовных

семинарий для детей и взрослых (до 40 лет), где преподают студенты этих

21

учебных заведений» . Появление православных воскресных школ, например, в Иркутске и на Камчатке «где коренное население придерживалось, в основном,

языческих верований» было вызвано «необходимым дополнением к церковной

22

проповеди» , т.е. решались, прежде всего, миссионерские и катехизические задачи.

После революционных событий и реформы системы образования воскресная школа в ее первоначальном значении утратила свою актуальность и официально прекратила своё существование. Однако сама идея религиозной воскресной школы получила своё воплощение в открытии русских школ в эмиграции. Как отмечает Т. В. Склярова, перспектива более длительного пребывания на чужбине ставила перед эмиграцией в области просвещения детей и молодежи важную задачу - «спасти десятки тысяч русских детей от

23

неизбежной денационализации»23. Так во Франции организуются воскресно-четверговые школы, ставящие перед собой цель воспитать подрастающее поколение русской эмиграции в вопросах христианского вероучения, православных традиций русской культуры и тем самым сохранить национальную самобытность. Напомним, что название «воскресно-четверговые» школы получили от дней недели, в которые проводились уроки -

20 Агеева А.В. Церковно-приходские воскресные школы: история возникновения и тенденция развития. С. 62.

21 Никитская Е.А. Воскресная школа как феномен педагогической действительности. История и современность. С. 125.

22 Агеева А.В. Динамика развития учебно-воспитательного процесса в православной воскресной школе. Дис. ...канд. пед. наук 13.00.01.

23 Склярова Т.В. Религиозный аспект педагогической деятельности в среде русской эмиграции первой половины XX века. С. 195.

«по воскресеньям и четвергам, так как во французских учебных заведениях четверги выделялись для самоподготовки, занятий в эти дни не было»24.

Но русские школы в эмиграции имели разные судьбы. В своей статье К.

25

В. Скворцова25, исследуя данный вопрос, указывает, что, например, в Италии «русских школ как таковых не существовало до 1930-х гг. По инициативе настоятелей православных церквей, при церкви организовывались краткосрочные курсы грамотности»26. В Англии, аналогично, русских учебных заведений не было, дети обучались в обычных английских заведениях, но по субботам и воскресеньям в окрестностях Лондона организовывались выездные

27

занятия - «уроки русского языка и других национальных предметов»27. Начиная с 1922 года на средства Красного Креста были сформированы летние выездные группы «обычно на берег моря, где с детьми велись занятия по Закону Божьему, русскому языку, русской истории и географии»28.

В.В. Зеньковский в своих работах отмечает, что в Америке воскресные школы возникли по причине «необходимости вывести преподавание Закона Божьего из школы ввиду большого количества крупных протестантских

29

исповеданий» . Что касается православного образования для русских эмигрантов в Америке, то следует остановиться на познавательных фактах.

Русские эмигранты так называемой первой волны первым делом в Америке стали основывать церковные приходы, но, как замечает в своей работе Л. А. Фостер, из-за скудных доходов они могли позволить себе лишь «домашние церкви». Такие «домашние церкви» «стали повсюду местом общения для беженцев» и центрами русского языка и русской культуры,

30

предназначенными для воспитания юношества30.

С конца 1940-х хлынула вторая волна мигрантов, которая повлекла за собой создание различные организации и объединений - профессиональных, молодёжных, благотворительных, а также воскресных школ при православных

31

приходах .

Как уже выше упоминалось, воскресные школы при приходах достаточно давно существовали у протестантов. Об этом пишет и С. С. Куломзина, «Мне пришлось прожить очень большую часть моей жизни в Америке - стране главным образом протестантской, в которой в течение многих десятилетий,

24 Агеева А.В. Динамика развития учебно-воспитательного процесса в православной воскресной школе. Автореферат дис. ...канд. пед. наук 13.00.01. Саратов, 2016. С. 15.

25 Скворцова К.В. Русские школы первой волны эмиграции // Педагогика и психология образования. 2018. № 3. С. 32-40.

26 Там же. С. 37.

27 Там же. С. 38.

28 Там же.

29 Зеньковский В.В. Педагогика. Клин, 2002. С. 34.

30 Фостер Л.А. О роли приходских школ в изучении русского языка в США // Ойкумена. Регионоведческие исследования. Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. 2011. № 1. С. 131.

31 Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32

даже столетий придавалось очень большое значение воскресным школам» . Поэтому православные воскресные школы «нередко функционировали по образцу школ протестантских церквей: это касалось учебных планов и

33

программ, структуры занятий и используемых педагогических методов» .

Следует упомянуть ещё об одном важном событии в процессе становления православного образования в Америке - создание в 1957 году Комиссии по православному христианскому образованию (The Orthodox Christian Education Commission, OCEC) «для решения вопросов соединения церковной традиции и современного культурного контекста»34. Главным направлением своей деятельности члены Комиссии определили устроение «целостного приходского образования», объединяющего членов общины всех возрастных групп на основе особых отношений, наполненных заботой, ответственностью, приятием,

35

поддержкой и желанием служить друг другу .

Следует упомянуть, что активное участие в организации православного образования в Америке принимал протопресвитер Александр Шмеман и ценными представляются его замечания о воскресных школах в контексте литургического осмысления времени занятий. По мнению богослова, «выбор воскресенья для церковной школы не очень удачен. Воскресенье прежде всего - литургический день, церковь и литургия должны быть его центром... Лучше было бы проводить занятия в церковной школе по субботам перед вечерней службой»36. Справедливости ради следует заметить, что на современных приходах Русской Православной Церкви занятия нередко проходят по субботам или будням, а воскресный день предназначен только для богослужения и Евхаристического общения.

Резюмируя вышеизложенное об истории развития приходских воскресных школ «русского зарубежья», можно констатировать, что приоритетными задачами в обозначенный период были:

- объединение соотечественников, оказавшихся в чужой стране, создание для них «русского мира»;

- сохранение русского языка, культуры, православной веры, своей национальной самобытности, спасение от неизбежной денационализации;

- воспитание детей и молодежи в духе русской культуры и в традициях православной веры;

32 Цит. по: Куломзина С.С. Преподавание Закона Божия в Воскресных школах. URL: https://mission-сеп1ег.сот/ка1еЬ17ас1у/13564-Ъ1Ы-ка1еЬ17-ки1ош71п-уо8кге8п-8Ько1а_(доступ от 03.09.2021).

33 Конкина Д.Д. Деятельность комиссии по православному христианскому образованию в США во второй половине XX - первой четверти XXI века // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1. № 1 (74). С. 100-113.

34 Там же.

35 Там же. С. 104.

36 Шмеман А., прот. Вера и Церковь. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shmeman/vera-i-tserkov/11_11 (доступ от 03.09.2021).

- сбережение всего русского православного наследия, которое повергалось уничтожению в советской России.

После событий 1917-1918 гг. в советской период воскресные школы закрывались или переходили на нелегальное положение. В литературе описаны случаи, когда священники продолжали заниматься на дому просветительской деятельностью, обучая детей и взрослых основам православной веры. Так А. Л. Беглов в своем исследовании, посвященном деятельности церковного подполья в 1920-1930 гг., приводит несколько примеров «тайных кружков», занимающихся религиозно-воспитательной деятельностью. «По всей стране при храмах во множестве возникали кружки, призванные дать детям и

3 7

подросткам (а это каралось особенно строго) азы христианского воспитания» . Можно ли такие кружки отнести к разряду приходских воскресных школ, вопрос скорее дискуссионный. Вместе с тем очевидна цель их деятельности -проповедь веры Христовой в среде православных людей, их духовное окормление, христианское воспитание детей и юношества, сохранение и передача православных ценностей.

Новый этап активной деятельности воскресных приходских школ приходится на начало 90-х гг. XX века. Этот этап подробно описан в современных исследованиях и со списком работ можно ознакомиться в

38

предложенном аналитическом обзоре Т. В. Лодкиной, Л. А. Марченко38. Обратим внимание только на тот факт, что среди первоочередных задачах для церковно-приходских воскресных школ в различных общецерковных, епархиальных документах (например, «Определение Архиерейского собора», 1994; «О задачах Церкви в области религиозного образования»; «Указ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси», № 3786 от 07.06.1999 «О повышении уровня и эффективности церковно- приходской воспитательной и образовательной деятельности») значилось восполнение дефицита религиозных (православных) знаний у детей, молодежи и взрослых, а в частности научение Закону Божьему. Безусловно, всегда подчеркивалась важность духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, формирования у них православного мировоззрения, введения воспитанников в религиозную православную традицию, жизнь и быт верующего человека. Отметим, что на данном этапе времени воскресные школы оказали неоценимую помощь в деле православного просвещения, катехизации и воцерковления, в поиске ответов на религиозные и духовные запросы общества.

Завершая достаточно пространный экскурс в историю церковноприходских воскресных школ, обобщим, что в каждый конкретный исторический период воскресная школа выполняла свою особую миссию, имела историческое предназначение, решала образовательные, воспитательные,

37 Агеева А.В. Церковно-приходские воскресные школы: история возникновения и тенденции развития (продолжение). С. 43-55.

38 Лодкина Т.В., Марченко Л.А. Воскресная школа: общий аналитический обзор современных педагогических исследований.

просветительские, миссионерские задачи своего времени, места и обстоятельств, отвечала вызовам времени.

Что же наиболее важным в организации приходского попечения о детях является сегодня и такие намечаются тенденции смены концептуальных подходов в работе с детьми на приходе?

Отметим, что само появление в нормативных документах термина «приходское попечение» вместо «приходского образования» или «приходского воспитания» свидетельствует об иной ценностной и целевой установке. Попечение предполагает заботу, оказание помощи, наблюдение, внимание к

39

потребностям, нуждам, охрану интересов . Таким образом, приходское попечение о детях в условиях современного православного прихода предполагает заботу о духовном, нравственном, физическом и психологическом развитии ребёнка, внимание к потребностям, запросам и интересам в поисках пути к Богу, себе, к людям, помощь в познании мира и жизни во всем многообразии и красоте Божественного замысла.

Главной задачей в организации приходского попечения является создание благоприятных для детей условий - «благорасположенной к детям среды»40. Такая среда предполагает включение детей в жизнь православной общины, которые не ограничиваются только организуемыми занятиями в группах по воскресным или другим дням, но заботу о включенности детей в богослужебную и внебогослужебную жизнь прихода.

Завершая данную работу, представляется важным согласиться с назревшей и острой необходимостью пересмотра формата, концептуальных подходов, ценностных установок, форм, которые сложились за последние почти тридцать лет практики приходской образовательной деятельности.

На протяжении всей истории воскресных школ, она, в первую очередь, выполняла «оградительную» и «охранительную» функции. Ограждала детей из верующих семей от влияния извне, сохраняла «от соблазнов мира сего», создавала островки духовной безопасности и благополучия. Кроме положительных последствий такой стратегии были и нежелательные. Например, у одних верующих детей это способствовало развитию мировоззрения о собственной исключительности и некой элитарности; у других - чувства стеснительности, страха отвержения и насмешек, ощущения оторванности от «интересного мира сверстников».

Сегодня в мире информационной открытости и всеобщей прозрачности эти функции трудно выполнимы, да и вряд ли уместны. Как представляется, актуальным является не ограждение детей от мира, а содействие

39 Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М., 2000. URL: https://1exicography.on1ine/exp1anatory/efremova/ (доступ от 04.09.2021).

40 Дорожная карта первоочередных мер (комплексных предложений) по формированию и развитию благоприятных условий для духовного просвещения детей в приходских общинах Русской Православной Церкви. М., 2018.

формированию современного человека с православным мировоззрением, способного жить полной осмысленной, обогащенной светом евангельского учения, жизнью. В этом случае воскресная школа призвана быть проводником детей во взрослую жизнь, не противопоставляя «сакральное» и «профанное», а примиряя их, открывая детям день ото дня, что Бог, вера и церковь - это не история людей, которые жили в те далёкие времена, когда люди ещё верили, а настоящая жизнь сегодня.

Поэтому концептуальную перезагрузку, следует осуществлять с учётом накопленного положительного опыта и современных реалий жизни. Перефразируя известное высказывание, напомним, что, если педагоги сегодня будут работать также, как вчера, то есть риск завтра оставить молодое поколение за церковной оградой. Организация всестороннего системного и комплексного приходского попечения о детях в «церковной ограде» требует особых подходов, форм работы, современного методического инструментария, которые нуждаются в отдельном внимательном рассмотрении и описании. В связи с этим открытый честный диалог и обмен мнениями о проблемах приходского попечения о детях является своевременным и обоснованным.

Литература

1. Агеева А.В. Церковно-приходские воскресные школы: история возникновения и тенденция развития // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 3 (18). С. 5866.

2. Агеева А.В. Церковно-приходские воскресные школы: история возникновения и тенденции развития (продолжение) // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 4 (19). С. 43-55.

3. Агеева А.В. Динамика развития учебно-воспитательного процесса в православной воскресной школе. Дис. .канд. пед. наук 13.00.01. Саратов, 2016.

4. Агеева А.В. Динамика развития учебно-воспитательного процесса в православной воскресной школе. Автореферат дис. .канд. пед. наук 13.00.01. Саратов, 2016.

5. Геннадий (Войтишко), иером. Создание благоприятной для детей среды - ключевая задача приходского попечения. О смене парадигмы в отношении приходской работы с детьми // Приход. Православный экономический вестник. 2018. № 5. С. 4.

6. Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика: учеб. пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2004.

7. Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Соборе 2017 г. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5072836.html (доступ от 04.09.2021).

8. Дорожная карта первоочередных мер (комплексных предложений) по формированию и развитию благоприятных условий для духовного просвещения детей в приходских общинах Русской Православной Церкви. М., 2018. URL: https://pravobraz.ru/dorozhnaya-karta-pervoocherednyx-mer-kompleksnyx-predlozhenij-po-formirovaniyu-i-razvitiyu-blagopriyatnyx-uslovij-dlya-duxovnogo-prosveshheniya-detej-v-prixodskix- (доступ от 05.09.2021).

9. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000. URL: https://lexicography.online/explanatory/efremova/ (доступ от 04.09.2021).

10. Зеньковский В.В. Педагогика. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002.

11. Константинова Н.В. Культурно-образовательные возможности воскресных школ в музыкальном воспитании. Дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999.

12. Корзинкин А.А. Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование. Дис. ... канд. пед. наук. Курск, 1999.

13. Косолапова Т.В. Воскресная школа XXI века: вызовы и возможности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 55. С. 44-56.

14. Кочкина Д.Д. Деятельность комиссии по православному христианскому образованию в США во второй половине XX - первой четверти XXI века // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1. № 1 (74). С. 100-113.

15. Куломзина С.С. Преподавание Закона Божия в Воскресных школах. URL: https://mission-center.com/katehizaciy/13564-bibl-katehiz-kulomzin-voskresn-shkola_(доступ от 03.09.2021).

16. Лодкина Т.В. Воскресная школа в контексте православной традиции: история и современность. М.: ПРО-ПРЕСС, 2012.

17. Лодкина Т.В. История развития воскресных школ в России (до 1917 г.) // Мир образования - образование в мире. 2013. № 4 (52). С. 24-32.

18. Лодкина Т.В., Марченко, Л.А. Воскресная школа: общий аналитический обзор современных педагогических исследований. URL: http://www.zpujournal.ru/zpu/contents/2013/1/Lodkina_Marchenko_Sunday-School/31_2013_1.pdf (доступ от 03.09.2021).

19. Марченко Л.А. Реализация педагогического потенциала православной воскресной школы. Дис. канд. пед. наук. Москва, 2015.

20. Никитская Е.А. Воскресная школа как воспитательная организация // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2009. Т. 15. С. 114-117.

21. Никитская Е.А. Воскресная школа как феномен педагогической действительности. История и современность // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология, 2008. Вып. 2 (9). С.121-132.

22. Никитская Е.А. Православная воскресная школа как воспитательная организация. Дис... канд. пед. М., 2009.

23. Организация религиозного образования и катехизации в епархии. Правовая регламентация религиозно-образовательной деятельности. URL: https://pravobraz.ru/organizaciya-re1igioznogo-obrazovaniya-i-katexizacii-v-eparxii-pravovaya-reglamentaciya-religiozno-obrazovatelnoj-deyatelnosti/ (доступ от 04.09.2021).

24. Парамонов И.Ф. Развитие художественной культуры младших школьников в условиях воскресной школы. Дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2008.

25. Пирогов Н.И. О воскресных школах // Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985. С. 302-303.

26. Психолого-педагогические основы работы с детьми на приходе. Пособие для священников, педагогов, ответственных за попечение о детях на приходах Русской Православной Церкви. М., 2018. URL: https://pravobraz.ru/psixo1ogo-pedagogicheskie-osnovy-raboty-s-detmi-na-prixode/ (доступ от 04.09.2021).

27. Скворцова К.В. Русские школы первой волны эмиграции // Педагогика и психология образования. 2018. № 3. С. 32-40.

28. Склярова Т.В. Религиозный аспект педагогической деятельности в среде русской эмиграции первой половины XX века // Вестник православного Свято-Тихоновского богословского института. Педагогика. 2003. № 1. С. 194-212.

29. Ушинский К.Д. Воскресные школы // Собрание сочинений. В 11 тт.: Т. 3. М.: Изд. АПН РСФСР, 1948. С. 489-514.

30. Фостер Л.А. О роли приходских школ в изучении русского языка в США // Ойкумена. Регионоведческие исследования. Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. 2011. № 1. С. 130-131.

31. Шмеман А., прот. Вера и Церковь. URL: https://azbyka.ru/otechnik/A1eksandr_Shшeшan/vera-i-tserkov/11_11 (доступ от 03.09.2021).

Urbanovich Luybov Nikolaevna Smolensk Orthodox Theological Seminary

Orthodox Sunday School on the Threshold of Change: Comprehension of Historical Experience and Conceptual Reboot

Abstract: The aim of this work is an invitation to dialogue and exchange of opinions, views, ideas and experiences for all people who are interested in the development of Orthodox parish care for children and youth. The article attempts to determine the place and importance of parish Sunday schools in various historical periods, to pay attention to value and target settings, taking into account historical, geographical, political and pedagogical realities. In each particular historical period, the Sunday school fulfilled its special mission, solved educational, pedagogical, enlightening, missionary tasks in certain time, place and circumstances, and met the challenges of the time. Particular attention is paid to the current trends in changing the format and conceptual approaches of the activities of Sunday schools in the conditions of an Orthodox parish. The article presents specific conditions which, according to the author, form a "child-friendly environment" in the parish and formulates the primary tasks of organizing parish care for children and family. The organization of comprehensive systematic and complex parish care for children within the "church fence" requires special approaches, forms of work, modern methodological tools that need separate careful consideration and description.

Keywords: Sunday school; work with children in the parish; parish care of children; parish educational activities.

References

Ageeva A.V. Tserkovno-prikhodskie voskresnye shkoly: istoriia vozniknoveniia i tendentsiia razvitiia [Parish Sunday schools: history of origin and development trend]. Vestnik PSTGUIV: Pedagogika. Psikhologiia - Bulletin of PSTGU IV: Pedagogy. Psychology, 2010, vol. 3 (18), pp. 58-66.

Ageeva A.V. Tserkovno-prikhodskie voskresnye shkoly: istoriia vozniknoveniia i tendentsii razvitiia (prodolzhenie) [Parish Sunday schools: history of origin and development trends (continued)]. Vestnik PSTGU IV: Pedagogika. Psikhologiia - Bulletin of PSTGU IV: Pedagogy. Psychology, 2010, vol. 4 (19), pp. 43-55.

Ageeva A.V. Dinamika razvitiia uchebno-vospitatel'nogo protsessa v pravoslavnoi voskresnoi shkole [The dynamics of the development of the educational process in the Orthodox Sunday school]. Saratov, 2016.

Ageeva A.V. Dinamika razvitiia uchebno-vospitatel'nogo protsessa v pravoslavnoi voskresnoi shkole. Avtoreferat [The dynamics of the development of the educational process in the Orthodox Sunday school. Abstract]. Saratov, 2016.

Gennadii (Voitishko), ierom. Sozdanie blagopriiatnoi dlia detei sredy - kliuchevaia zadacha prikhodskogo popecheniia. O smene paradigmy v otnoshenii prikhodskoi raboty s det'mi [Creating a child-friendly environment is a key task for parish care. On the change of paradigm in relation to

parish work with children]. Prikhod. Pravoslavnyi ekonomicheskii vestnik - Parish. Orthodox Economic Bulletin, 2018, no. 5, p. 4.

Divnogortseva S.Iu. Teoreticheskaia pedagogika: ucheb. Posobie [Theoretical pedagogy: textbook. allowance]. Moscow, 2004.

Doklad Sviateishego Patriarkha Kirilla na Arkhiereiskom Sobore 2017 g. [Report of His Holiness Patriarch Kirill at the Council of Bishops 2017]. Available at: http://www.patriarchia.ru/db/text/5072836.html (accessed: 04.09.2021).

Dorozhnaia karta pervoocherednykh mer (kompleksnykh predlozhenii) po formirovaniiu i razvitiiu blagopriiatnykh uslovii dlia dukhovnogo prosveshcheniia detei v prikhodskikh obshchinakh Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi [A roadmap for priority measures (comprehensive proposals) for the formation and development of favorable conditions for the spiritual education of children in the parish communities of the Russian Orthodox Church]. Moscow, 2018. Available at: https://pravobraz.ru/dorozhnaya-karta-pervoocherednyx-mer-kompleksnyx-predlozhenij-po-formirovaniyu-i-razvitiyu-blagopriyatnyx-uslovij-dlya-duxovnogo-prosveshheniya-detej-v-prixodskix- (accessed: 05.09.2021).

Efremova T.F. Novyi slovar' russkogo iazyka. Tolkovo-slovoobrazovatel'nyi [New dictionary of the Russian language. Explanatory and derivational]. Moscow, 2000. Available at: https://lexicography.online/explanatory/efremova/ (accessed: 04.09.2021).

Zen'kovskii V.V. Pedagogika [Pedagogy]. Klin, 2002.

Konstantinova N.V. Kul'turno-obrazovatel'nye vozmozhnosti voskresnykh shkol v muzykal'nom vospitanii [Cultural and educational opportunities of Sunday schools in music education]. Yekaterinburg, 1999.

Korzinkin A.A. Dukhovno-nravstvennaia kontseptsiia vospitaniia lichnosti i sovremennoe obrazovanie [Spiritual and moral concept of personality upbringing and modern education]. Kursk, 1999.

Kosolapova T.V. Voskresnaia shkola XXI veka: vyzovy i vozmozhnosti [Sunday School of the XXI Century: Challenges and Opportunities]. Vestnik PSTGUIV: Pedagogika. Psikhologiia -Bulletin of PSTGUIV: Pedagogy. Psychology, 2019, vol. 55. pp. 44-56.

Kulomzina S.S. Prepodavanie Zakona Bozhiia v Voskresnykh shkolakh [Teaching the Law of God in Sunday Schools]. Available at: https://mission-center.com/katehizaciy/13564-bibl-katehiz-kulomzin-voskresn-shkola (accessed: 03.09.2021).

Lodkina T.V. Voskresnaia shkola v kontekste pravoslavnoi traditsii: istoriia i sovremennost' [Sunday school in the context of the Orthodox tradition: history and modernity]. Moscow, 2012.

Lodkina T.V. Istoriia razvitiia voskresnykh shkol v Rossii (do 1917 g.) [The history of the development of Sunday schools in Russia (until 1917)]. Mir obrazovaniia-obrazovanie v mire -World of Education-Education in the World, 2013, no. 4 (52), pp. 24-32.

Lodkina T.V., Marchenko, L.A. Voskresnaia shkola: obshchii analiticheskii obzor sovremennykh pedagogicheskikh issledovanii [Sunday School: A General Analytical Review of Contemporary Pedagogical Research]. Available at:

http://www.zpujournal.ru/zpu/contents/2013/1/Lodkina_Marchenko_Sunday-School/31_2013_1.pdf (accessed: 03.09.2021).

Marchenko L.A. Realizatsiia pedagogicheskogo potentsiala pravoslavnoi voskresnoi shkoly [Realization of the pedagogical potential of the Orthodox Sunday school]. Moscow, 2015.

Nikitskaia E.A. Voskresnaia shkola kak vospitatel'naia organizatsiia [Sunday school as an educational organization]. VestnikKGUim. N. A. Nekrasova - Bulletin of KSU im. N.A.Nekrasova, 2009, vol. 15, pp. 114-117.

Nikitskaia E.A. Voskresnaia shkola kak fenomen pedagogicheskoi deistvitel'nosti. Istoriia i sovremennost' [Sunday school as a phenomenon of pedagogical reality. History and modernity]. Vestnik PSTGUIV: Pedagogika. Psikhologiia - Bulletin of PSTGUIV: Pedagogy, 2008. vol. 2 (9), pp.121-132.

Nikitskaia E.A. Pravoslavnaia voskresnaia shkola kak vospitatel'naia organizatsiia [Orthodox Sunday school as an educational organization]. Moscow, 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Organizatsiia religioznogo obrazovaniia i katekhizatsii v eparkhii. Pravovaia reglamentatsiia religiozno-obrazovatel'noi deiatel'nosti [Organization of religious education and catechesis in the diocese. Legal regulation of religious and educational activities]. Available at: https://pravobraz.ru/organizaciya-religioznogo-obrazovaniya-i-katexizacii-v-eparxii-pravovaya-reglamentaciya-religiozno-obrazovatelnoj-deyatelnosti/ (accessed: 04.09.2021).

Paramonov I.F. Razvitie khudozhestvennoi kul'tury mladshikh shkol'nikov v usloviiakh voskresnoi shkoly [Development of the artistic culture of junior schoolchildren in the conditions of a Sunday school]. Yekaterinburg, 2008.

Pirogov N.I. 1985. O voskresnykh shkolakh [On Sunday schools]. Izbrannye pedagogicheskie sochineniia [Selected pedagogical works]. Moscow, 1985, pp. 302-303.

Psikhologo-pedagogicheskie osnovy raboty s det'mi na prikhode. Posobie dlia sviashchennikov, pedagogov, otvetstvennykh za popechenie o detiakh na prikhodakh Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi [Psychological and pedagogical foundations of working with children in the parish. A guide for priests, teachers responsible for caring for children in the parishes of the Russian Orthodox Church]. Moscow, 2018. Available at: https://pravobraz.ru/psixologo-pedagogicheskie-osnovy-raboty-s-detmi-na-prixode/ (accessed: 04.09.2021).

Skvortsova K.V. Russkie shkoly pervoi volny emigratsii [Russian schools of the first wave of emigration]. Pedagogika i psikhologiia obrazovaniia - Pedagogy and psychology of education, 2018, no. 3, pp. 32-40.

Skliarova T.V. Religioznyi aspekt pedagogicheskoi deiatel'nosti v srede russkoi emigratsii pervoi poloviny XX veka [The religious aspect of pedagogical activity among the Russian emigration of the first half of the 20th century]. Vestnik pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo bogoslovskogo instituta. Pedagogika - Bulletin of the Orthodox St. Tikhon's Theological Institute, 2003, no. 1, pp. 194-212.

Ushinskii K.D. Voskresnye shkoly [Sunday schools]. Sobranie sochinenii [Collected works]. Moscow, 1948, vol. 3, pp. 489 -514.

Foster L.A. O roli prikhodskikh shkol v izuchenii russkogo iazyka v SShA [On the role of parish schools in the study of the Russian language in the United States]. Oikumena. Regionovedcheskie issledovaniia. Vladivostokskii gosudarstvennyi universitet ekonomiki i servisa -Oikumena. Regional studies. Vladivostok State University of Economics and Service, 2011, no. 1, pp. 130-131.

Shmeman A., prot. Vera i Tserkov' [Faith and Church]. Available at: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shmeman/vera-i-tserkov/11_11 (accessed: 03.09.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.