УДК 347.214.378
В.А. Калюжин, Ю.А. Мушич
СГГ А, Новосибирск
К ВОПРОСУ ОБ УЧЕТЕ НЕДВИЖИМОГО И ДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В настоящее время деление имущества на недвижимое и движимое признано во всем мире и существует во всех государствах. Выделение недвижимого имущества из всего имущества объясняется следующими обстоятельствами.
К недвижимости относятся наиболее ценные и общезначимые объекты. Такие объекты недвижимости как земля, природные ресурсы, имеют большую экономическую и стратегическую значимость для государства. Во многом по этой причине недвижимость подлежит усиленной охране со стороны закона. Причины этого отчасти носят и исторический характер, отчасти определяются самой природой недвижимости. Так земля была важнейшим объектом недвижимости в докапиталистические времена, когда денежный капитал, кредит играли незначительную роль в хозяйственной жизни, в то время как земля являлась почти единственным источником частных богатств и государственных доходов, служила показателем политического значения гражданина.
Недвижимость имеет большое значение для налоговой политики, так как скрытие наличия недвижимости, ее перехода к другому собственнику является трудным делом, поэтому недвижимость нуждается в особом налогообложении. Некоторые правоотношения могут быть только в отношении недвижимости, например, ипотека. Купля-продажа объектов недвижимости значительно отличается от приобретения других товаров и т.д.
Для эффективного управления собственностью и совершения сделок с недвижимым имуществом по каждому объекту необходимо иметь качественную и количественную информацию четырех видов:
- Физические характеристики земельного участка, зданий и сооружений и др.;
- Имущественно-правовое описание: вещные права, ограничения,
сервитуты;
- Экономические показатели спроса, стоимости, цен, доходности и занятости населения и др.;
- Состояние внешней среды (окружение): транспорт, климат, экология, шум, близость «неприятных объектов», сейсмичность, гидрография и др.
Движимое имущество, как известно, это имущество (предметы), которые перемещаются без вреда недвижимости и самому предмету.
Ведение учета имущества, недвижимого и движимого, обеспечивает формирование массивов полной и достоверной информации, необходимой внутренним и внешним пользователям, о деятельности учреждения и его имущественном положении; создает условия эффективного использования
материально-технического обеспечения и разработки научно обоснованного комплекса мероприятий по финансовой устойчивости учебного заведения.
В настоящее время к основным системам, где осуществляется учет недвижимого и движимого имущества в России следует отнести [1]:
- Государственный учет земель;
- Учет федерального имущества;
- Технический учет;
- Бухгалтерский учет.
Рассмотрим подробнее каждый вид.
Государственный учет земель - это учет наличия и качественного состояния земель, распределение земель по категориям, пользователям, арендаторам, а также по другим признакам. Государственный учет земель является составной частью государственного земельного кадастра, отражает хозяйственное и природное состояние земель, накапливает и представляет сведения о количестве и качестве земельных ресурсов. Объектом учета является весь земельный фонд России.
Различают учет земель первичный (основной) и учет земель текущий.
Учет земель первичный (основной) - это учет, целью которого является получение необходимых сведений о размерах, местоположении, качественном состоянии, распределении и использовании земельных участков.
Задачами первичного учета являются:
- Получение, систематизация и анализ всех имеющихся на учитываемую территорию планово-картографических материалов;
- Проведение съемок и обследований с целью получения необходимых первичных исходных земельно-учетных данных и плановых материалов;
- Определение состава и распределения земельного фонда по угодьям, категориям, землевладениям, административным единицам;
- Определение размеров и качественного состояния отдельных видов и подвидов угодий на учитываемую территорию;
- Изготовление земельно-учетных плановых материалов;
- Внесение записей в земельно-учетные текстовые документы.
Учет земель текущий - это учет земель, заключающийся в выявлении и внесении в земельно-кадастровые документы изменений, произошедших в использовании земель после проведения основного учета. Текущий учет обеспечивает актуальность земельно-кадастровых данных.
Государственный учет земель осуществляется в процессе государственного кадастрового учета земельных участков - это описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков
сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
Единицей учета в государственном кадастровом учете является земельный участок - часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами.
Основными характеристиками земельного участка являются:
- Физические; сведения о состоянии и об использовании земельных
участков, их площадях, местоположении, качественных характеристиках получают на основании данных межевания, результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых,
землеустроительных, почвенных и иных обследований и изысканий;
- Правовые; сведения о правах на земельные участки и об
ограничениях (обременениях) этих прав получают из Единого
государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- Экономические; сведения об экономических характеристиках
земельных участков получают на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель.
Учет имущества, находящегося в федеральной собственности
(федерального имущества), обусловлен необходимостью обеспечения стабильного и целевого расходования средств федерального бюджета, а также повышением доходов от использования федерального имущества [2]. При этом к федеральному имуществу относят следующие объекты:
- Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности;
- Участки леса, недр, водные объекты и другие природные объекты (ресурсы), находящиеся в федеральной собственности;
- Федеральное имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием или на праве оперативного управления за федеральным казенным предприятием или государственным учреждением, либо находящееся в федеральной собственности предприятие в целом как имущественный комплекс;
- Находящиеся в федеральной собственности акции (доли, вклады) хозяйственных обществ и товариществ, а также имеющееся у них федеральное имущество, не вошедшее в уставный (складочный) капитал;
- Иное находящееся в федеральной собственности недвижимое и движимое имущество, в том числе переданное в пользование, аренду, залог и по иным основаниям.
Учет имущества ведется в реестре федерального имущества -федеральной информационной системе, представляющей собой совокупность построенных на единых методологических и программно-технических принципах государственных баз данных, содержащих перечни объектов учета
и данные о них, подлежащих учету в Государственном регистре баз и банков данных.
Технический учет объектов недвижимости осуществляется в целях государственного контроля за градостроительной деятельностью, совершенствования планирования развития территорий и поселений, обеспечения органов государственной власти достоверной информацией о среде жизнедеятельности [3]. Основными задачами государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства являются:
- Обеспечение полной объективной информацией органов государственной власти, на которые возложен контроль за осуществлением градо-строительной деятельности;
- Формирование в целях совершенствования планирования развития территорий и поселений обобщенной информационной базы об объектах капитального строительства и их территориальном распределении;
- Обеспечение полноты и достоверности сведений о налоговой базе;
- Информационное обеспечение функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- Сбор и предоставление сведений об объектах капитального строительства для проведения государственного статистического учета.
Объектами капитального строительства, подлежащими государственному техническому учету и технической инвентаризации, являются:
- Объекты, завершенные строительством и принятые в эксплуатацию;
- Самовольно возведенные завершенные строительством объекты (части объектов);
- Объекты, не завершенные строительством, в том числе объекты, разрешение на строительство которых не выдавалось;
- Бесхозяйные объекты.
По данным технического учета и инвентаризации объект недвижимости получает инвентарный и кадастровый номера и учитывается в Едином государственном реестре объектов капитального строительства.
Сведения об объектах учета, полученные от уполномоченных организаций технической инвентаризации, являются основой для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведения государственного статистического учета, определения размера налога на имущество, ведения земельного, градостроительного кадастров, а также реестра федерального имущества.
Бухгалтерский учет - это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации (учреждения) и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Объектами бухгалтерского учета являются:
- Имущество организации (основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, денежные средства);
- Права и требования к сторонним организациям и физическим лицам (дебиторская задолженность);
- Обязанности по отношению к сторонним организациям и физическим лицам (кредиторская задолженность);
- Хозяйственные операции, вызывающие изменения в имуществе и обязательствах организации (учреждения).
Бюджетный учет (бухгалтерский учет в бюджетных организациях) можно считать отдельным видом учета, в основу которого положены принципы бухгалтерского учета.
Основными задачами бюджетного учета являются:
- Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности (руководителям, собственникам имущества учреждения), а также внешним пользователям (органам государственной власти, внебюджетным фондам);
- Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства рф при осуществлении учреждением хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
- Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности учреждения и выявление внутрихозяйственных резервов повышения эффективности его деятельности.
Таким образом, во всех рассмотренных выше системах имущество рассматривается как с учетом специфики (т.е. с учетом цели, задач системы учета), так и с общих позиций.
В связи с этим, для повышения эффективности учета имущества, в последнее время многие компании и предприятия разных ведомств разрабатывают автоматизированные системы, позволяющие в комплексе учитывать все аспекты объекта учета. Например, автоматизированная информационная система «Кадастр предприятия» на базе GeoCadSystems, пространственная информационно-поисковая система «Имущество» НК «ЮКОС», ГИС управления материальными ресурсами вуза ВГУЭС, ведомственная информационная система «Реестр недвижимости Федерального агентства по образованию» и разработанная на его основе база данных «Имущество учебного заведения» и др.
При этом следует отметить следующие недостатки разрабатываемых систем:
- Информация вышеназванных систем примерно на 60 % дублирует информационное содержание системы бухгалтерского учета [4];
- Предлагаемые автоматизированные системы не взаимодействуют с системой бухгалтерского учета и с системой делопроизводства учреждения.
Для исключения этих недостатков нами предлагается осуществить интеграцию автоматизированных систем учета недвижимого и движимого имущества в организациях, в частности, в учебных заведениях, в систему бухгалтерского учета, т.е. осуществить интеграцию отраслевого реестра Федерального агентства по образованию в систему бухгалтерского учета. При этом каждую систему следует рассматривать со следующих общих позиций:
- Объекта учета, т.е. какими характеристиками или параметрами обладает объект учета;
- Информационный ресурс, т.е. состав и содержание документированных сведений, которые являются исходными данными при формировании фактографической базы данных;
- Система классификаторов;
- Структура фактографической базы данных, т.е. инфологическая и даталогическая модели базы данных;
- Отчеты, т.е. выходные информационно-аналитические формы.
Таким образом, предложенный подход интеграции автоматизированных
систем учета недвижимого и движимого имущества, в том числе реестра федерального недвижимого имущества Федерального агентства по образованию, позволит повысить оперативность и эффективность учета и управления федеральной собственностью образовательных учреждений. Предложенный подход декомпозиции систем при интеграции позволит разработать адекватные механизмы взаимосвязи автоматизированной системы с программным обеспечением бухгалтерского учета.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Разработка комплекта нормативно-методических материалов для учета основных средств учебных заведений федерального уровня: отчет о НИР (заключит.) / СГГА; рук. И.В.Лесных, исполн. В.А.Калюжин, - Новосибирск, 2003. - 120 с. - № ГР 01.04.0001638. - Инв. № 022004.03431.
2. Ведомственный кадастр Министерства образования Российской Федерации. Организационная структура и нормативно-правовая база уровня: сб. правовых актов и нормат. док., регламентирующих ведение Ведомств. кадастра Мин-ва образования Российской Федерации / сост.: Г.А.Балыхин, В.П. Савиных, С.К. Сергеев, И.В. Лесных, Х.К. Ямбаев, В.А. Середович, В.Б. Жарников, В.Г. Гунченко, В.А. Калюжин, В.А. Ворыхалов, Ю.А.Лысенко; под ред. В.П. Савиных. - Новосибирск: СГГА, 2001. - 372 с.
3. Российская Федерация. Правительство. О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов градостроительной деятельности: Постановление // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 50. - Ст. 4901.
4. Разработка принципов и подходов интеграции системы ведомственного кадастра в систему бухгалтерского учета образовательных учреждений: отчет о НИР (промежут.) / СГГА; рук А.П. Карпик, исполн. В.А. Калюжин - Новосибирск, 2006. - 54 с. - № ГР 012006.06508.
© В.А. Калюжин, Ю.А. Мушич, 2007