Научная статья на тему 'Концептуальные положения создания и ведения кадастра образовательных учреждений Минобразования России'

Концептуальные положения создания и ведения кадастра образовательных учреждений Минобразования России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
104
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные положения создания и ведения кадастра образовательных учреждений Минобразования России»

УДК 528.44:681.3

И.А. Гиниятов, В.А. Калюжин, И.В. Лесных СГГ А, Новосибирск

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОЗДАНИЯ И ВЕДЕНИЯ КАДАСТРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Осуществляя реализацию решения коллегии Министерства образования РФ №10/1 от 18.05.99 г. и приказа Министерства образования РФ №3 от 31.05.99 г. «О создании Ведомственного кадастра Министерства образования», на всей территории России ведутся работы по созданию и ведению кадастра образовательных учреждений, подведомственных Министерству образования России (Ведомственного кадастра).

Оценивая современное состояние Ведомственного кадастра, можно отметить, что он находится на завершающей стадии своей организации, в широком смысле этого слова: определены цели и задачи Ведомственного кадастра; функционирует система переподготовки и повышения квалификации кадров Ведомственного кадастра. Однако, на наш взгляд, существует целый ряд вопросов, требующих решения именно сейчас, на стадии формирования Ведомственного кадастра и которые в полной мере могут быть отнесены к разряду концептуальных. Это, прежде всего, вопросы, касающиеся сущности Ведомственного кадастра, его структуры и основных документов Ведомственного кадастра.

В общем случае кадастр представляет собой систематизированный свод сведений, составляемый периодически или путем непрерывных наблюдений над соответствующим объектом. В зависимости от изучаемого объекта различают соответствующий кадастр. В нашем случае в качестве объекта изучения выступает федеральная собственность образовательных учреждений, включающая в себя земельные ресурсы, объекты движимого и недвижимого имущества и нематериальные активы, и в том числе, интеллектуальная

собственность образовательных учреждений. Говоря о состоянии образовательного учреждения, нельзя не упомянуть о профессорско-

преподавательском составе, студентах, аспирантах, докторантах. Таким образом, можно сформулировать следующее определение Ведомственного кадастра:

Ведомственный кадастр Минобразования РФ - систематизированный свод документированных сведений о состоянии федеральной собственности, научно -педагогического потенциала и контингента обучающихся образовательных учреждений, подведомственных Минобразованию РФ.

Получение сведений об образовательных учреждениях осуществляется в процессе ведения Ведомственного кадастра, которое представляет собой совокупность последовательных действий по сбору, систематизации, документированию, обработке, накоплению и предоставлению сведений

Ведомственного кадастра.

Научно-обоснованное ведение Ведомственного кадастра требует соблюдения ряда принципов. В качестве основных, на наш взгляд, можно выделить следующие: единство, законность, непрерывность, объективность, экономичность, наглядность, доступность, сопоставимость и релевантность.

Единство Ведомственного кадастра означает, что он должен охватывать всю территорию страны и вестись по единой методике. Для обеспечения единства осуществляется централизованное руководство и контроль за ведением Ведомственного кадастра, использование единых принципов и унификация документов Ведомственного кадастра.

Особое внимание при ведении Ведомственного кадастра должно уделяться соблюдению принципа законности. Выполнение этого принципа обеспечивается государственными законодательными актами: Земельным

кодекс, федеральными законами «О государственном земельном кадастре», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «О высшем и дополнительном профессиональном образовании» и другими нормативно-правовыми документами, регулирующими вопросы учета, регистрации и управления федеральной собственностью.

Непрерывность Ведомственного кадастра означает характеристику состояния федеральной собственности образовательного учреждения на любой момент времени с учетом всех происходящих изменений в правовом, физическом и экономическом положении. Это значит, что сведения Ведомственного кадастра должны систематически уточняться, отражая текущие изменения в документах Ведомственного кадастра. Для этой цели проводится мониторинг земель и федеральной собственности образовательных учреждений.

Ведомственный кадастр должен быть объективным, то есть все его сведения должны быть строго достоверными и полностью соответствовать реальной действительности. Поэтому все земельные участки, объекты движимого и недвижимого имущества, нематериальные активы образовательного учреждения и, в том числе, интеллектуальная собственность должны учитываться по их фактическому состоянию и использованию. Более того, все сведения Ведомственного кадастра, начиная от первоначального заполнения документов и включая внесение изменений и дополнений, должны вноситься только на основании соответствующих документов.

Экономичность Ведомственного кадастра обеспечивается использованием современных технических средств и программного обеспечения, методов наблюдений, съемок и обследований, которые должны обеспечить минимум затрат средств и труда при ведении Ведомственного кадастра.

Наглядность и доступность Ведомственного кадастра означает простоту и содержательность его сведений и возможность их широкого использования заинтересованными организациями и физическими лицами. Поэтому сведения Ведомственного кадастра должны носить открытый характер, за исключением сведений, отнесенных законодательством РФ к категории ограниченного доступа. Наглядность сведений достигается использованием плановокартографических материалов в составе документов Ведомственного кадастра.

Сведения Ведомственного кадастра являются государственным информационным ресурсом и наряду со сведениями других государственных и иных кадастров, реестров и информационных ресурсов участвуют в информационном обмене сведений, в частности, при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Очевидно, что при ведении Ведомственного кадастра должен соблюдаться принцип сопоставимости сведений. Он обеспечивается использованием единых классификаторов, кодов, систем единиц, стандартных форматов данных, государственной системы координат, а также унификацией документов Ведомственного кадастра.

Релевантность Ведомственного кадастра достигается строгим соответствием между запрашиваемой информацией и предоставленными сведениями.

Таковы основные принципы, соблюдение которых позволит обеспечить правильное ведение Ведомственного кадастра и получение достоверных сведений о состоянии федеральной собственности образовательных учреждений Минобразования РФ.

Порядок ведения Ведомственного кадастра практически полностью определяется “Положением о Ведомственном кадастре Министерства образования Российской Федерации”. Здесь хотелось бы отметить несколько моментов, затрагивающих структуру и основные документы Ведомственного кадастра.

Ведомственный кадастр представляет собой многоуровневую систему, т.е. Ведомственный кадастр ведется на четырех уровнях: образовательных

учреждений Минобразования РФ; субъектов РФ; регионов и федеральном.

Ведение Ведомственного кадастра на всех уровнях возлагается на образовательные учреждения, базовые вузы, региональные кадастровые бюро (РКБ), Центральное кадастровое бюро при Московском государственномуниверситете геодезии и картографии (ЦКБ) и Сибирское межрегиональное кадастровое бюро при Сибирской государственной геодезической академии (СибМКБ), соответственно.

Организационное построение системы Ведомственного кадастра представлено на рисунке:

Министерство образования РФ

1 г ■

Уровни ВК

Федеральный уровень

Региональный уровень

Уровень

субъектов

РФ

Уровень образовательного учреждения

Рис. Организационное построение системы Ведомственного кадастра

Минобразования РФ

ЦКБ и СибМКБ обобщают и анализируют все сведения, полученные при ведении Ведомственного кадастра и ежегодно представляют в Минобразование РФ доклад о состоянии федеральной собственности, научно-педагогическом потенциале, контингенте обучающихся и использовании движимого и недвижимого имущества и земельных ресурсов образовательного учреждения, подведомственного Минобразованию РФ.

Ранее было отмечено, что сведения Ведомственного кадастра должны быть сопоставимы и совместимы со сведениями других кадастров, реестров и иных информационных ресурсов. Одним из способов обеспечения данного условия является унификация кадастровых документов.

Анализ имеющейся информации по ведению Государственного земельного кадастра РФ и Государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним приводит к мысли о необходимости основного документа Ведомственного кадастра, аналогичного Единому государственному реестру земель (ЕГРЗ) и Единому государственному реестру прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Таким основным документом Ведомственного кадастра мог бы стать Единый государственный реестр образовательных учреждений Минобразования РФ (ЕГРОУ). Указанный реестр будет содержать сведения обо всех образовательных учреждениях Минобразования РФ. Совокупность учетных форм, относящихся к одному образовательному учреждению, образует один раздел ЕГРОУ, который состоит из шести подразделов:

- Общие сведения об образовательном учреждении;

- Земельные участки;

- Объекты имущества (движимого и недвижимого);

- Нематериальные активы образовательного учреждения;

- Кадровый состав;

- Контингент обучающихся.

ЕГРОУ устанавливает факт существования (или прекращения существования) объекта учета путем внесения соответствующей записи в учетные формы ЕГРОУ.

Таким образом, в данной работе рассмотрены основные концептуальные положения создания и ведения Ведомственного кадастра и, в частности, сущность, принципы ведения, организационная структура и содержание Единого реестра образовательных учреждений Минобразования РФ при ведении кадастра образовательных учреждений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Положение о Ведомственном кадастре Министерства образования Российской Федерации//Современные проблемы геодезии и оптики. Тез. докл. L научно-техн. конф. преподавателей СГГА. И.В. Лесных, В.А.Середович, И.А. Гиниятов, В.А. Калюжин, В.Н. Москвин.: Новосибирск, 2000.

© И.А. Гиниятов, В.А. Калюжин, И.В. Лесных, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.