Научная статья на тему 'Функциональные схемы интеграции системы ведомственного кадастра в систему бухгалтерского учета'

Функциональные схемы интеграции системы ведомственного кадастра в систему бухгалтерского учета Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
135
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функциональные схемы интеграции системы ведомственного кадастра в систему бухгалтерского учета»

УДК 657:71:332

В.А. Калюжин, Ю.А. Мушич, П.В. Савченко СГГ А, Новосибирск

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СХЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ СИСТЕМЫ ВЕДОМСТВЕННОГО КАДАСТРА В СИСТЕМУ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Известно, что существующие в настоящее время в России системы учета недвижимого имущества являются отдельными информационными системами, которые находятся в ведении различных ведомств и формируются на федеральном, региональном и муниципальном уровнях [1]. Соответственно, сведения этих систем не позволяют оперативно получить полную информацию об объектах основных средств отдельного образовательного учреждения, что снижает эффективность принятия управленческих решений на локальном уровне. В связи с этим многие компании и предприятия разрабатывают автоматизированные информационные системы, предназначенные для учета принадлежащего им имущества. Например, автоматизированная информационная система «Кадастр предприятия» на базе GeoCadSystems, пространственная информационно-поисковая система «Имущество» НК «ЮКОС», ГИС управления материальными ресурсами вуза ВГУЭС, ведомственная информационная система «Реестр недвижимости Федерального агентства по образованию» и разработанная на его основе база данных «Имущество учебного заведения» и др. [2-4].

Основным недостатком всех перечисленных выше систем является отсутствие взаимодействия с системой бухгалтерского учета и системой делопроизводства учреждения. В этой связи возникает и является актуальной задача интеграции систем учета имущества учреждения (предприятия) в систему бухгалтерского учета учреждения.

Интеграция системы ведомственного кадастра в систему бухгалтерского учета образовательного учреждения обусловлена следующими причинами:

- Общие цели системы бухгалтерского учета и системы ведомственного кадастра - создание системы сбора, учета, регистрации и оценки имущества;

- Совпадение части объекта учета систем - недвижимое и движимое имущество учреждения (предприятия, организации);

- Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям для контроля за соблюдением законодательства россии; предотвращения отрицательных результатов хозяйственной деятельности учреждения (организации) и выявления внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

В качестве основной информационной системы для интеграции выбрана система 1С:Предприятие с конфигурацией «Бухгалтерия для бюджетных учреждений, получившая наибольшее распространение на практике. Для интеграции системы ведомственного кадастра в систему бухгалтерского учета предлагаются следующие функциональные схемы.

Вариант 1. Разработка отдельной конфигурации «Имущество учебного заведения» на платформе «1С:Предприятие».

При создании отдельной конфигурации в системе 1С:Предприятие с использованием «Конфигуратора» необходимо выполнение следующих этапов:

- Создание основных объектов предметной области (константы, справочники, перечисления, документы) для бухгалтерского учета и ведомственного кадастра;

- Формирование запросов;

- Создание отчетов и модулей обработки сведений бухгалтерского учета и ведомственного кадастра;

- Создание Форм для работы с объектами по средствам конфигуратора;

- Создание программных модулей для работы с формами и обработки данных.

Рассмотрим статическую схему вариантов использования, которая раскрывает аспекты статической модели. Для ее построения необходимо учесть все возможные потребности пользователей и провести анализ. После этого, абстрагируясь от конкретных пользователей, следует сформулировать набор функциональных требований к системе или набор вариантов ее использования. Таким образом, создается самое общее представление о системе и о внешних объектах, с которыми она взаимодействует. Любой из вариантов использования может быть подвергнут дальнейшей декомпозиции, то есть представлять подсервисы исходного варианта использования. Сервисом или вариантом использования является законченная последовательность действий, после выполнения, которой система возвращается в исходное состояние. Схема статической модели сервисов конфигурации представлена на рис. 1.

Рис. 1. Схема статической модели сервисов для варианта 1

Данная конфигурация представляет собой четыре функциональных блока:

- Работа со справочниками и константами;

- Работа с документами и отчетами;

- Операции бухгалтерского учета;

- Функции связи с базой данных ведомственного кадастра и импорта данных.

Работа со справочниками и константами представляет пользователям формировать основные сведения обо всех объектах учета: добавление, изменение, создание новой записи и просмотр данных.

Работа с документами и отчетами позволяет просматривать или формировать представления данных в виде отчетов основных документов, сохранять документы в виде электронных копий с описаниями.

С помощью блока операций бухгалтерского учета пользователь выполняет обработку бухгалтерских данных: проводки по счетам, управление бухгалтерскими итогами (расчет информации на счетах по периодам ведения бухгалтерского учета), управление оперативными итогами (расчет информации на счетах по периодам указанным пользователем). В последнем блоке пользователь настраивает параметры подключения к базе данных ведомственного кадастра и выполняет импорт данных.

Для реализации данной конфигурации необходимо провести анализ ведения бухгалтерского учета в учебных заведениях, в соответствии с требованиями бухгалтерского учета для бюджетных учреждений и оптимизировать ведение бухгалтерского учета для всех учебных заведении с учетом возможности интеграции с ведомственным кадастром.

Вариант 2. Разработка конфигурации «Имущество учебного заведения» со связыванием с данными конфигурации «Бухгалтерия для бюджетных учреждений», платформа «1С:Предприятие».

Вторым вариантом интеграции является создание такой конфигурации для ведения ведомственного кадастра, которая бы взаимодействовала с уже существующей конфигурацией бухгалтерского учета и содержащимися в ней данными.

Основными этапами являются:

- Создание основных объектов предметной области (константы, справочники, перечисления, документы) для ведомственного кадастра;

- Формирование запросов с использованием соединений с данными конфигурации для бухгалтерского учета;

- Создание отчетов и модулей обработки;

- Создание форм для работы с объектами по средствам конфигуратора.

Статическая модель сервисов для данной конфигурации представлена на

рис. 2.

Рис. 2. Схема статической модели сервисов для варианта 2

Конфигурация состоит из основных четырех блоков:

- Работа со справочниками и константами;

- Работа с документами и отчетами ведомственного кадастра;

- Функции связи с базой данных кадастра и импорта данных;

\

/

V.

- Настройка подключения к конфигурации 1С:Предприятия и определения связей объектов учета ведомственного кадастра и бухгалтерского учета.

Работа со справочниками и константами представляет формировать основные сведения об объектах учета ведомственного кадастра: добавление, изменение, создание новой записи и просмотр данных.

Настройка подключения к конфигурации 1С:Предприятия и определения связей объектов учета ведомственного кадастра и бухгалтерского учета, то есть позволяет определить соответствие между объектами из системы бухгалтерского учета с объектами учета ведомственного кадастра.

Вариант 3. Разработка расширенного варианта конфигурации «Бухгалтерия для бюджетных учреждений» для платформы «1С:Предприятие» с дополнительными возможностями учета.

Данный вариант представляет собой измененную (дополненную) конфигурацию для ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях. Конфигурация «Бухгалтерия для бюджетных организаций» используется как основа для новой конфигурации и дополняется недостающими и необходимыми данными ведомственного кадастра. Интеграции дополнительных объектов из созданной конфигурации производиться средствами конфигуратора - объединение конфигураций. Так как структура объектов базовой конфигурации совпадает, то добавляются только новые элементы, необходимые для ведомственного кадастра.

Основными этапами являются:

- Выбор в качестве исходной конфигурации конфигурацию для ведения бухгалтерского учета;

- Создание основных объектов предметной области (константы, справочники, перечисления, документы) для ведомственного кадастра;

- Формирование запросов с использованием данных для бухгалтерского учета;

- Создание отчетов и модулей обработки;

- Создание Форм для работы с объектами по средствам конфигуратора.

Статическая модель сервисов данной конфигурации будет полностью

идентична схеме, приведенной на рис. 1.

Вариант 4. Разработка самостоятельного приложения с использованием языков программирования (C++,Visual Basic и др.) с возможностью импорта данных из системы «1С:Предприятие» конфигурации «Бухгалтерия для бюджетных учреждений».

Хранение данных в приложении осуществляется во внешней базе данных, что обеспечивает совместный доступ пользователей к данным в рамках одного учреждения. Хранимая база данных системы ведомственного кадастра для различных учреждений может быть реализована с помощью систем управления базами данных (СУБД): SQL Server, Oracle, Access. Такая возможность реализуется при использовании технологий ADO.Net.

При таком подходе возможно взаимодействие с базой данных 1С:Предприятие как посредством механизма OLE Automation (при использование 1С:Предприятие в качестве сервера автоматизации), так и непосредственно средствами ODBC (Open DataBase Connectivity - стандарт Microsoft, который обеспечивает доступ к базам данных, созданных различными СУБД, с помощью интерфейса прикладного программирования, не зависящего от формата файлов. Для выполнения операций драйверы ODBC используют форму SQL-запросов. Подключение происходит непосредственно к базам данных 1С:Предприятие при отсутствии установленного продукта 1С:Предприятие. Например, если 1С:Предприятие установлено на другом компьютере (в бухгалтерии), нет необходимости устанавливать и переносить базу данных 1С:Предприятие на рабочее место ведения ведомственного кадастра, достаточно иметь сетевой доступ и знать месторасположение базы данных 1С:Предприятие. Для этого необходимо сформировать взаимосвязь между таблицами базы 1С:Предприятие, то есть указать, какие атрибуты таблиц системы ведомственного кадастра соответствуют атрибутам таблиц базы банных 1С:Предприятие. Схема статической модели сервисов конфигурации представлена на рис. 3.

При работе с данным приложением пользователь должен установить параметры соединения с системой 1С:Предприятие (базой данных) и выбрать соответствующую внешнюю базу данных, которая обеспечивает хранение рабочих данных ведомственного кадастра. После установки соединения с внешними компонентами приложение переходит в режим обработки данных. Возможности работы в приложении позволяют вести обработку данных сущностей (объекты недвижимости, земельные участки и т.п.) и работу с классификаторами.

Установка соединения с

БД

зыбор типа источника данных

^Параметры соединения^ Параметры соединений

— ^^араметры соединений

Параметры связи между данными 1С и ВК

Работа с сущностями

(^Земельные участки} <О§ьекты недвижимости? Движимое имущество^» ^Подразделения^ С^7сотрудникт~^>

<^^_"СтудентьГ~^

С[[]]"Документы~^>

Поиск

([Редактировать Удалить запись

Добавить запись

Определение взаимосвязей между классификаторами Определение взаимосвязей между ~ сущностями

Классификаторы

Федеральные округа 4 Субъекты федерации Города Единицы измерения Вид права Специальности Категория земель

Рис. 3. Схема статической модели сервисов для варианта 4

Интеграция системы ведомственного кадастра в систему бухгалтерского учета образовательного учреждения позволяет:

- Сконцентрировать всю имеющуюся информацию об имуществе учреждения в едином информационном пространстве, в том числе кадастровые, правовые, экономические, финансовые характеристики;

- Повысить качество имущественного менеджмента в учреждении;

- Обеспечить мониторинг полной и достоверной информации о состоянии имущества учреждения;

- Полностью автоматизировать процесс подготовки разнообразных отчетных документов и форм;

- Оптимизировать процесс учета федерального недвижимого имущества и повысить эффективность системы ведомственного кадастра на уровне образовательного учреждения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Разработка принципов и подходов интеграции системы ведомственного кадастра в систему бухгалтерского учета образовательных учреждений: отчет о НИР (промежут.) / СГГА; рук. А.П. Карпик.; исполн. В.А. Калюжин - Новосибирск, 2006. - 72 с. - № ГР 012006.06508.

2. Автоматизированная информационная система «Кадастра предприятия»

[Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.geocad.ru/new/site/Products/Aisent.html.

3. Проекты DATA+ за 1999-2005 годы [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://www.dataplus.ru/Projects/Ukos01kad.htm.

4. Разработки. ГИСУМР [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://drkb.vvsu.ru.

© В.А. Калюжин, Ю.А. Мушич, П.В. Савченко, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.