Научная статья на тему 'Применение современных информационных технологий в системе учета аграрных предприятий Украины'

Применение современных информационных технологий в системе учета аграрных предприятий Украины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
339
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРМ БУХГАЛТЕРА / ACCOUNTANT AUTOMATED WORKSTATION / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / SOFTWARE / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПРЕДПРИЯТИЯ / ENTERPRISE INFORMATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суворова Надежда Ивановна, Плешко Эдуард Анатольевич

Рассматриваются вопросы создания и практического внедрения автоматизированного рабочего места (АРМ) бухгалтера в учетной системе сельскохозяйственных предприятий с использованием новейших тенденций развития информационных технологий и применением специализированного программного обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLYING OF MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE ACCOUNTING SYSTEM OF UKRAINIAN AGRICULTURAL ENTERPRISES

The problems of creation and practical use of accountant automated workstation in the accounting system of agricultural enterprises with the latest trends in the information technology and the use of specialized software are examined.

Текст научной работы на тему «Применение современных информационных технологий в системе учета аграрных предприятий Украины»

THE MODEL OF CREATION OF VALUE SERVICES ENTERPRISES OF INFOCOMMUNICATIONS

© 2014

L.A. Striy, doctor of economic sciences, professor, professor of department of «Management and marketing» L.A. Zaharchenko, candidate of economic sciences, associate professor, professor of department

of «Economy of enterprise» A.K. Golubev, candidate of engineering sciences, professor, professor of department

of «Economy of enterprise» Odessa National Academy of Telecommuncations named after A.S. Popov, Odessa (Ukraine)

Annotation: The article considers the problem of value creation of infocommunication services, performed: clarification of the concept of «value», analysis of modern features and factors of creation of values. the principles of value creation were stated, and model of the process of value creation by the telecommunication services enterprises were proposed.

Keywords: infocommunication services, enterprises of infocommunications, the process of creation of value, the value of the service, heuristic anaksiomatization method.

УДК 338.512:657.471.76:637

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ УЧЕТА АГРАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ УКРАИНЫ

© 2014

Н.И. Суворова, ассистент кафедры «Информационных систем и технологий» Одесский государственный аграрный университет, Одесса (Украина) Э.А. Плешко, старший научный сотрудник

Украинский научно-исследовательский институт медицины транспорта, Одесса (Украина)

Аннотация: Рассматриваются вопросы создания и практического внедрения автоматизированного рабочего места (АРМ) бухгалтера в учетной системе сельскохозяйственных предприятий с использованием новейших тенденций развития информационных технологий и применением специализированного программного обеспечения. Ключевые слова: АРМ бухгалтера, программное обеспечение, информационная система предприятия.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В сегодняшних тенденциях развития предприятий аграрного сектора Украины сложилась объективная необходимость расширения производства конкурентоспособной продукции отрасли - мяса и молока, что в дальнейшем спровоцирует привлечения капиталовложений в отрасль и требует ежемесячного определения результатов хозяйственной деятельности.

Основным источником данных о хозяйственном и финансовом положении предприятия является учетно-аналитическая система. Ценность учетной информации определяется возможностями, которые она предоставляет для принятия взвешенных управленческих решений

Одним из основных путей становления учетной системы предприятия на качественно новый уровень информационного отображения операционной деятельности является автоматизация бухгалтерского учета на основе создания автоматизированных рабочих мест (АРМ) бухгалтеров с помощью современных информационных технологий, что обуславливает необходимость применения пакетов программ для бухгалтерского учета, использование которых повышает оперативность обработки данных.

Актуальности приобретают некоторые новые технологические задачи учета, например, осуществления страховых платежей, обслуживание внешнеэкономической деятельности аграрного производства, в том числе санитарно-карантинных услуг на границе и т.д.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Получение качественных информационных ресурсов М.С. Пушкарь видит в исследовании взаимодействия различных экономических наук - систем учета, кибернетики, информатики, менеджмента, поскольку отдельные исследования этих систем, с позиции автора, не могут решать проблему формирования информационных ресурсов и только междисциплинарный подход может дать ответ на вопрос, в каком направлении надо развивать систему учета [1].

Поэтому в последние годы вопросам автоматизации учета уделяется все больше внимания со стороны как ученых так и разработчиков программного обеспечения.

Исследованию отдельных, в основном общетеоретических, аспектов автоматизированной обработки экономической информации посвящены труды отечественных ученых М.Т. Белухи, С.В. Ивахненкова, И.И. Матиенко-Зубенко, Л.О. Терещенко, а также зарубежных Г.А. Титоренко, И.Т. Трубилина, Г.В. Федоровой и других.

Как свидетельствуют научные публикации, в условиях полной или частичной автоматизации отраслей экономической деятельности за пределами большинства научных исследований и нормативной регламентации остаются открытыми вопросы создания оптимальной базы данных для сельскохозяйственных предприятий: автоматизированного рабочего места бухгалтера, связи АРМ бухгалтера с сетью АРМ управленческих работников и операторов производственных участков.

Более того, сельхозпроизводители в основном осуществляют учет без применения отраслевого программного обеспечения, что делает невозможным их своевременное реагирование на изменение рыночных условий хозяйствования, а информация бухгалтерского учета в целом не имеет необходимой аналитичности и оперативности.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью статьи является анализ особенностей создания и использования АРМ бухгалтера на сельскохозяйственных предприятиях и разработка предложений для его усовершенствования с применением специализированного программного обеспечения.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. АРМ бухгалтера, как одна из организационных форм бухгалтерского учета - это рабочее место, оборудованное вычислительной техникой и инструментальными средствами, обеспечивающими автоматизацию большей части операций учетного персонала при выполнении им профессиональных функций. К инструментальным средствам относятся техническое, информационное, программное и технологическое обеспечение.

Каждый бухгалтер имеет комплекс инструментальных средств (программы, база данных), записанных на жестком магнитном диске, магнитных дискетах, CD-ROM. Бухгалтерия, оснащенная АРМ, становится электронной (автоматизированной) бухгалтерией. За бухгалтером остается лишь небольшая часть ручных операций и принятие управленческих решений.

В основе создания системы бухгалтерского учета с использованием автоматизированных вычислительных механизмов и программ должны быть положены следующие принципы:

• автоматизированная обработка учетных данных в реальном времени непосредственно на рабочих местах бухгалтеров;

• взаимодействие бухгалтера с информационной системой в диалоговом режиме;

• организация первичных документов на носителях, читаемых машиной;

• организация регистров аналитического и синтетического учета в памяти компьютера, формирование и выдача исходной информации в режиме запроса и необходимом для бухгалтера объеме.

В целом назначение бухгалтерской программы -максимально облегчить труд бухгалтера, избавив его от однообразной работы и свести вероятность ошибок к минимуму. Кроме того, в программе должна быть обеспечена возможность вести оперативный учет и выдавать регламентированную и внутреннюю отчетность. План счетов, первичные документы и формы отчетности должны соответствовать требованиям законодательства и учитывать реалии сегодняшнего дня.

Например, если раньше фермерские хозяйства практически не использовали страховых платежей, с возникновением некоторых угроз, они это делают значительно активнее. В частности, на данный момент обострились вопросы предупреждения значительных потерь поголовья от африканской чумы свиней. Это вызвано широким распространением этого ветеринарного заболевания в России и Беларуси. Украина на правительственном уровне ввела строгие карантинные ограничения, а фермеры считают целесообразным осуществлять страховые платежи за каждую имеющуюся голову.

Безусловно производственный процесс предприятий аграрного направления имеет определенные особенности, что немаловажно учесть при выборе бухгалтерской программы.

На начальном этапе внедрения компьютеризированной системы бухгалтерского учета следует ознакомиться с основными функциональными и прикладными возможностями программного продукта. Для этого можно обратиться к ИТ специалистам, которые предоставляют ИТ услуги по внедрению программ и помогут выбрать лучший вариант, либо выбрать самостоятельно. В последнем случае необходимо посетить региональных дилеров различных программных продуктов, имея на руках постановку задачи и требования к автоматизации учетного процесса. В процессе ознакомления стоит попросить продемонстрировать может та или иная программа делать именно то, что нам нужно. Сделав несколько визитов, (или приглашений дилеров к себе на предприятие) следует определиться с оптимальной программой.

Ассортимент отечественного рынка программного обеспечения, в зависимости от потребностей и возможностей пользователей, делится на несколько групп, в частности:

• домашние бухгалтерии - программы управления семейным бюджетом. К ним относятся: «Microsoft Money», «RS-Money»;

• мини-бухгалтерии - программы для бухгалтерии без четкого распределения направлений работы учетного аппарата: «Fin Expert», «Инфо-Бухгалтер»;

• универсальные бухгалтерские программы - интегрированные бухгалтерские программы, ориентиро-

ванные на бухгалтерии небольшого размера, в которых предусмотрена автоматизация всех разделов учета и возможность создания локальной сети: «ПАРУС», «Дебет Плюс», «БЕСТ-2», «1С:Бухгалтерия», «Финансы без проблем»;

* бухгалтерские комплексы - программы, ориентированные на предприятия с количеством сотрудников бухгалтерии более 5-6 человек, предусматривающие наличие четкого распределения функций между ними. Эти программы предназначены для корпораций и крупных предприятий. Среди них стоит выделить: «Монолит», «ПАРУС», «БЭСТ-3», «SCALA», «PLATINUM», «1С:Предприятие»;

* автоматизированные рабочие места (АРМ) - программы, обеспечивающие автоматизацию отдельных участков бухгалтерского учета: «Gross Bee», «Lady Fin», «Интегратор».

С масштабной численности представленных разного рода программных средств для автоматизации деятельности предприятия, на сегодня бесспорным лидером по популярности и тиражом продаж являются программы фирмы «1С». Прежде всего, фирма известна благодаря своему продукту под названием «1С:Бухгалтерия» и его способностью обеспечить своевременность и достоверность учетной информации для принятия управленческих решений предприятиями и учреждениями. Именно эти характеристики систем учета являются важнейшими для получения косвенного экономического эффекта.

Существует базовая и профессиональная разновидности этой программы, а также их различные модификации, предназначенные для использования в локальном и сетевом варианте.

Учитывая проблемность ситуации относительно уровня и качества компьютеризации учетной системы аграрных хозяйств Украины и специфику среды функционирования такого рода субъектов хозяйственной деятельности, на рынке программного обеспечения предлагается специализированная конфигурация фирмы «1С» под названием «1:СБухгалтерия сельскохозяйственного предприятия для Украина» реализована на последней рабочей на данный момент времени платформе 1С:Предприятие 8.2.

Программное решение «1С:Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия для Украины» является общим достоянием компании «1С» (Москва) и украинской франчайзинговой фирмы «ИН-АГРО» (г. Черкассы) - официального партнера фирмы «1С». Продукт разработан специалистами «ИН-АГРО» и сертифицирован как - «1С:совместные решения» («1С:Совместимо»). Последнее подтверждает тщательное тестирование фирмой «1С» на корректность совместной работы и удобство применения с программной группой «1С:Предприятие».

Конфигурация обеспечивает решение всех задач, стоящих перед бухгалтерской службой предприятия, начиная от обработки первичных документов и заканчивая формированием регламентированной отчетности. Предусматривает учет нескольких видов НДС, формирование реестров налоговых накладных и деклараций по НДС, анализ реализации, доходов и расходов предприятия. Организация аналитического, денежного и количественного учета на счетах соответствует требованиям законодательства по ведению бухгалтерского учета и отражению данных в отчетности. При необходимости пользователи могут самостоятельно создавать дополнительные субсчета и разрезы аналитического учета.

Основные отраслевые функциональные возможности программы «1С:Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия для Украины» в полном объеме учитывают особенности производства продукции отраслей растениеводства и животноводства.

Животные отображаются в стоимостной оценке, головах и в живом весе. У бухгалтера есть возможность отразить в системе все хозяйственные операции, начиная от приплода и заканчивая забоем.

Что касается учета в растениеводстве - добавлено понятие «поля», плана посева, культуры и ее предшественника. Расходы на подготовку производственной деятельности накапливаются в разрезе подразделений, объектов (номенклатурных групп) и статей затрат. Реализован мощный механизм распределения расходов.

Автоматизован учет транспорта и сельхозтехники. В программе фиксируются путевые и учетные листы, ведется учет топлива, показаний спидометра и остатков в баках, расчет расхода топлива по нормам, выполняется расчет сдельной зарплаты. Кроме того, можно проанализировать расходы на содержание машинотракторного парка.

Обеспечен полноценный учет взаиморасчетов по аренде земли (учет пайщиков). Производится автоматический расчет начислений и удержаний. Выплата начисленных паев может осуществляться как через кассу предприятия, банк, а также услугами, товарами и готовой продукцией.

Поддерживаются различные схемы налогообложения: общая система налогообложения (для плательщиков налога на прибыль и налога на добавленную стоимость); упрощенная система налогообложения: единый налог и налог на добавленную стоимость; единый налог без налога на добавленную стоимость; единый налог для субъектов предпринимательской деятельности - физических лиц; фиксированный сельскохозяйственный налог.

По мере завершения знакомства с основными функциональными возможностями программы, приобретения и успешной установки на компьютерном оборудовании предприятия, начинается непосредственная работа в диалоговом режиме конфигурации.

Чтобы начать учет с начала календарного периода, надо заранее записать константы, заполнить справочники и сформировать входные остатки, что и рассмотрим на материалах данного исследования.

Заметим, что для самостоятельного освоения конфигурации специально создан помощник - «Быстрое освоение 1С:Бухгалтерия 8.2 сельскохозяйственного предприятия для Украины». Его окно автоматически открывается при первом запуске. Это справочная система, информация в которой структурирована по участкам учета. Здесь можно ознакомиться с:

- основными объектами учета;

- началом ведения учета;

- последовательностью ввода информации в информационную базу;

- способами анализа имеющейся учетной информации.

После ознакомления со справочной системой конфигурации начинается заполнения констант программы. В программах системы «1С: Предприятие» в константах хранится общая информация о предприятии и окружающей среде, которая редко меняется. В частности, именно в константах содержатся такие сведения об учетной политике предприятия, как использование 8-го и 9-го классов счетов расходов, сведения о принятой методике списания запасов, учет и распределение затрат и т.д.

Следующим этапом формирования электронной базы предприятия выступает заполнения справочников. Справочники предназначены для хранения условно-постоянных данных, списков, информации об объектах аналитического учета (субконто), которая используется в процессе заполнения первичных документов. Использование справочников позволяет исключить несоответствие при заполнении реквизитов документов или других справочников.

Справочники можно постепенно заполнять во время занесения входящих остатков. В свою очередь, справочники, элементы которых используются в качестве значений для других справочников (валюты, виды деятельности, счета организации, сотрудники) и справочники, структуру которых нужно продумать для организации

многоуровневого аналитического учета (необоротные активы, контрагенты, места хранения) целесообразно заполнить заранее.

В специализированную конфигурацию

«1С:Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия для Украины» включено 128 справочников меню Операции ^ Справочники.

Для предприятий аграрного направления в первую очередь нужно взвешенно подойти к налаживанию автоматизации учета процессов основного вида деятельности: отраслей растениеводства и животноводства .

Для хранения перечня или групп животных предприятия предназначен справочник «Биологические активы».

Справочник используется как для заполнения документов, так и для ведения аналитического учета по бухгалтерским счетам 16 «Долгосрочные биологические активы» и 21 «Текущие биологические активы».

Для удобства поиска информации, а также расширенной аналитики в отчетах, справочник является многоуровневым, т.е. животных в нем можно объединять в произвольные группы и подгруппы. Для каждого элемента справочника необходимо заполнить форму, где указано наименование группы, инвентарный номер, счет учета, вид НДС при реализации, базовую единицу измерения - единица измерения, в которой ведется учет веса (кг, ц) (рисунок 1).

Рис. 1 - Диалоговое окно справочника «Биологические активы»

После заполнения справочников нужно сформировать остатки организации по данным синтетического и аналитического учета в разрезе счетов и субсчетов. Для этого нужно воспользоваться командой меню Предприятие ^ Ввод начальных остатков, предназначенной для ввода всех входящих остатков в программу для всех типов организаций и всех систем налогообложения.

В форме представлен план счетов бухгалтерского учета. По каждому счету выводятся суммы начальных остатков (по дебету и кредиту). После введения новых данных эта информация автоматически обновляется. Для более детального анализа можно сформировать оборотно-сальдовую ведомость по счету или карточку счета.

Диалоговое окно ввода остатков программы «1С» можем увидеть на основе представленного рисунка 2.

По мере завершения занесения исходных данных о предприятии есть возможность полноценно использовать возможности программы и начать отражения хозяйственных операций в диалоговом режиме программы «1С».

Преимущества применения удачного бухгалтерского

программного продукта для аграрных предприятии не вызывают сомнении, однако отметим, что использование бухгалтерских информационных систем в автономном режиме весьма ограничивает возможности обмена необходимой документацией с контрагентами, осуществление оперативного управления банковскими счетами, а также экономии времени и своевременной подачи отчетности органам государственного управления.

Рис. 2 - Диалоговое окно справочника «Ввод начальных остатков»

Обратим внимание, что на конечном этапе создания компьютеризированной системы бухгалтерского учета на предприятии, актуальным вопросом выступает возможность прямого подключения каждому действительному автоматизированном рабочем месту доступа к сети Интернет, поскольку в таких глобальных условиях можно значительно расширить функциональность бухгалтерской программы с применением специализированных прикладных программных решений. В данном случае к последним относятся: 1) система «Клиент-банк» - предназначена для работы клиента с банковским учреждением, позволяет автоматизировать загрузку и выгрузку информации о гривневых платежах и банковские выписки; 2) сервис сдачи электронной отчетности «1С-Звит» - общая разработка фирмы «1С» и компании «Бест Звит». С помощью приложения «1С-Звит» пользователи «1С:Бухгалтерия» могут в интерактивном режиме сформировать и передать регламентированную отчетность в различные контролирующие государственные органы и получить квитанцию о доставке отчетности по назначению, проверить правильность заполнения форм (с помощью встроенных камеральных проверок),

сохранить на электронных носителях, зашифровать и подписать любые документы электронной цифровой подписью.

В отношении последнего подчеркнем, что с мая 2012 г. Аккредитованный центр сертификации ключей Информационно-справочного департамента государственной налоговой службы Украины (АЦСК ИСД ГНСУ) начал бесплатно предоставлять услуги электронной цифровой подписи (ЭЦП). В связи с этим, в программу «1С-Звит» добавлена поддержка таких ключей для создания электронных подписей и подачу отчетов в государственную налоговую службу. А с января 2013 г. АЦСК ИСД ГНСУ начал поддержку своих ЭЦП другими государственными органами, такими как Пенсионный фонд и Государственный комитет статистики Украины [2, с. 5].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. По результатам проведенного исследования отметим, что эффективное ведение учета и осуществление хозяйственной деятельности сельскохозяйственными предприятиями невозможно без внедрения комплексной автоматизированной обработки учетной информации. Проектирование автоматизированного рабочего места бухгалтера в учетной службе предприятия с применением специализированного программного продукта обеспечивает совершенствование управления документооборотом и рациональное построение информационной системы предприятия.

Дальнейшая работа по данному вопросу будет направлена на освещение функциональных возможностей специализированной конфигурации со стороны документирования хозяйственных операций основного вида деятельности аграрных предприятий Украины и формирования аналитической отчетности для принятия эффективных управленческих решений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пушкарь М.С. Система учета, как генератор информационных ресурсов // Финансы, учет и аудит. Сб. научных трудов. Спец. выпуск. Киев. 2006. С. 355-363

2. Бесплатные ключи ЭЦП включены в сервис СЭО «1С:Звит». Новости «1С» // Компьютерная бухгалтерия. 2012. № 12 (73). С. 5

3. Дубий А. 12 уроков по 1С: Бухгалтерии. Львов: Бак, 2001. 46 с.

4. Ивахненков С.В. Информационные технологии в организации бухгалтерского учета: Учебное пособие. М.: Изд-во, 2003. 349 с.

5. Козина В.В. Внедрение новых информационных технологий в бухгалтерском учете // Бухгалтерия в сельском хозяйстве. 2013. № 7 [328]. С. 14-15

6. Радченко М.Г. 1С:Предприятие 8.0. Практическое пособие разработчика. Примеры и типовые приемы. М.: ООО «1С-Паблишинг, 2006. 656 с.

APPLYING OF MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE ACCOUNTING SYSTEM OF UKRAINIAN AGRICULTURAL ENTERPRISES

© 2014

N.I. Suvorova, assistant of the chair «Information systems and technologies»

Odessa State Agrarian University, Odessa (Ukraine) E.A. Pleshko, senior researcher Ukrainian Research Institute of Transport Medicine, Odessa (Ukraine)

Annotation: The problems of creation and practical use of accountant automated workstation in the accounting system of agricultural enterprises with the latest trends in the information technology and the use of specialized software are examined. Keywords: Accountant automated workstation, software, enterprise information system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.