Научная статья на тему 'Перспективы развития отраслевых кадастров в России'

Перспективы развития отраслевых кадастров в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
525
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мушич Ю. А., Калюжин В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития отраслевых кадастров в России»

УДК 528.44

В.А. Калюжин, Ю.А. Мушич СГГ А, Новосибирск

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕВЫХ КАДАСТРОВ В РОССИИ

Переход экономики России от административных методов хозяйствования к рыночным отношениям и рыночным методам управления природными ресурсами потребовали пересмотра и преобразования принципов формирования и ведения таких управляющих структур, как кадастровые системы.

В настоящее время в России существуют около 30 учетных систем, в том числе кадастры, реестры, регистры [1]. Системы кадастров позволяют решать следующие задачи: учет и оценка состояния объектов кадастрового учета; контроль за соблюдением соответствующего режима охраны; формирование механизма ценообразования и обоснования взимания и величины платежей; обеспечение требуемой кадастровой информацией планирования социальноэкономического развития регионов и осуществления хозяйственной деятельности и др.

Кадастровые системы подразделяются на следующие виды:

- Общегосударственные кадастры природных ресурсов;

- Комплексные территориальные кадастры;

- Отраслевые кадастры.

К общегосударственным кадастрам относятся государственный земельный кадастр, лесной, водный, кадастр месторождений и проявлений природных ископаемых и др. Эти кадастры, в основном природных ресурсов, содержат экономические, экологические, организационные и технические показатели, характеризующие количество и качество природного ресурса, состав и категории природопользователей. Данные кадастров лежат в основе рационального использования природных ресурсов, охраны природной среды, на их базе определяется оценка природного ресурса, цена, система мер по восстановлению и оздоровлению окружающей среды.

Комплексные территориальные кадастры - это кадастры, которые ведутся на отдельной территории и охватывают все элементы окружающей среды территории. Разработка комплексных территориальных кадастров (КТК) началась в 1993-1995 гг., когда по распоряжению Правительства РФ в некоторых регионах России проводился федеральный эксперимент по совершенствованию учета и социально-экономической оценке природноресурсного потенциала территории. В процессе эксперимента отрабатывался механизм формирования комплексных территориальных видов кадастра природных ресурсов как информационной базы для принятия управленческих решений в сфере природопользования на территории. КТК интегрируют сведения общегосударственных кадастров с целью выработки управленческих решений на региональном уровне.

Отраслевые кадастры, по существу своему близкие к КТК, появились позднее (1998-1999 гг.) и содержали сведения об объектах определенной отрасли, например, кадастр автомобильных и железных дорог. Отраслевые кадастры могут являться частью КТК в зависимости от уровня и охвата. Возникновение данного вида кадастра связано с тем, что в условиях массовой инвентаризации ресурсов РФ и формирования Единого государственного кадастра объектов недвижимости ведомства (министерства, федеральные службы и т. д.) активно проводят инвентаризацию принадлежащего им имущества (Минобразование, МПС, объекты газовой отрасли и др.). При этом в составе каждого отраслевого кадастра выделяются два уровня информации - общий и отраслевой.

Рассмотрим перспективы развития отраслевых кадастров на примере кадастра Федерального агентства по образованию (Рособразования).

В течении 1999-2000 гг. Министерство образования и науки, в рамках программы «Ведомственный реестр» выполнило инвентаризацию имущества закрепленных за ним образовательных учреждений. Результаты инвентаризации, интегрированные в базе данных «Реестр недвижимости», содержали сведения о более чем 33,5 тысячах объектах федеральной собственности образовательных учреждений, находящихся в ведении министерства [2]. В реестре недвижимости были учтены технические, экономические, правовые характеристики объектов недвижимого имущества. Все это позволило систематизировать сведения о недвижимости образовательных учреждений, обосновать комплекс финансовоэкономических мер для улучшения материально-технической базы учреждений.

Однако после подписания в 2003 г. Россией Болонской декларации, а также вследствие проведенной в 2004 г. реструктуризации отрасли образования очевидно, что сведений, содержащихся в реестре недвижимости, недостаточно для объективного представления образовательного учреждения. В настоящее время управление развитием образовательных учреждений должно быть направлено на две взаимодополняющие цели: выполнение миссии образовательного учреждения и повышение конкурентоспособности образовательного учреждения [3]. При этом необходимо учитывать социально-экономические процессы региона, программы и концепции регионального развития, демографическую ситуацию и ее перспективу, прогноз востребованности квалифицированных специалистов по отраслям промышленности и сферы услуг.

В этой связи существующее содержание ведомственного реестра недвижимости Рособразования необходимо дополнить специфическими (отраслевыми) характеристиками: качественные и количественные

показатели профессорско-преподавательского состава, контингента обучающихся, интеллектуального потенциала [4, 5]. В этом случае объектом учета будут выступать не основные средства учреждения, а само образовательное учреждение как социальный, образовательный, экономический, материально-технический объект.

Ведение отраслевого кадастра Рособразования позволит решать следующие задачи:

- Государственный контроль за качеством образования;

- Распоряжение федеральным имуществом в системе образования, развитие материально-технической и экспериментально-производственной базы учебного процесса и научных исследований, повышение уровня информатизации учреждений;

- Разработка нормативов финансирования учреждений и организаций;

- Информационная поддержка местных органов управления образованием, развитие учебных заведений в интересах удовлетворения рынка труда муниципального образования;

- Определение инвестиционной привлекательности учреждения и др.

Для создания отраслевого кадастра Рособразования необходимо

разработать:

- Единый подход и принципы ведения отраслевого кадастра;

- Нормативно-правовую базу;

- Структуру базы данных кадастра и подходы интеграции или внедрения ее в систему учета основных средств;

- Регламенты ведения отраслевого кадастра как на уровне ведомств, так и на уровне организации (предприятия).

В настоящее время подобные системы (отраслевые кадастры) уже можно наблюдать в других отраслях: ТУАД в Новосибирской области, МПС и др., которые занимаются учетом принадлежащих им земельных участков и объектов недвижимости.

Таким образом, кадастры, созданные в интересах конкретной отрасли, дополняющие общегосударственные и иные кадастры, являются эффективным инструментом для принятия управленческих решений на основе комплексном информации об объекте управления.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. А.П. Воронцов. Кадастровая оценка земли. Учеб. пособие. - М.: ИКФ «ЭКСМОС», 2002. - 239 с.;

2. Ведомственный кадастр Министерства образования Российской Федерации. Организационная структура и нормативно-правовая база: Сб. правовых актов и нормат. док., регламентирующих ведение Ведомств. кадастра Мин-ва образования Российской Федерации / Сост.: Г.А. Балыхин, В.П. Савиных, С.К. Сергеев, И.В.Лесных, Х.К. Ямбаев, В.А. Середович, В.Б. Жарников, В.Г.Гунченко, В.А. Калюжин, В.А. Ворыхалов, Ю.А. Лысенко; Под ред. В.П.Савиных. - Новосибирск: СГГА, 2001. - 372 с.;

3. М.Н. Греховодова. Приоритетные направления в развитии профессионального образовательного учреждения. Электронный журнал «Педагогическая наука и образование в России и за рубежом: региональные, глобальные и информационные аспекты». - № 2. - 2005.

4. И.В. Лесных, В.А. Калюжин, Ю.А. Лысенко. Роль и значение ведомственного кадастра Минобразования России в кадастре и системе образования. - Совр. пробл.геод. и оптики: Сб. материал. [.III междунар.науч.-техн.конф., посвящ. 70-летию СГГА. 11-21 марта 2003 г. Ч. IV / СГГА. - Новосибирск, 2003. С. 249-253.

5. Ю.А. Лысенко. Разработка принципов создания и технологии ведения кадастра недвижимости образовательных учреждений. Автореферат на соискание уч. степени к.т.н. - Новосибирск.: СГГА. - 2002. - 23 с.

© В.А. Калюжин, Ю.А. Мушич, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.