Научная статья на тему 'Разработка мероприятий по нормализации баз данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости'

Разработка мероприятий по нормализации баз данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
958
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ / КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ / НОРМАЛИЗАЦИЯ БАЗ ДАННЫХ / REGISTRATION RIGHTS / CADASTRAL REGISTRATION / DATABASE NORMALIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Середович Владимир Адольфович, Дорош Михаил Петрович

Институты укрепления прав на недвижимость, действующие в России в дореволюционный период, не были востребованы вплоть до момента рыночных преобразований в стране, возрождения частной собственности и государственного регулирования его оборота. Развитие рынка недвижимости подталкивает к созданию единой системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, формирующей единое правовое поле для рынка недвижимости России.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Середович Владимир Адольфович, Дорош Михаил Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

nstitutions to strengthen the rights of property, operating in Russia in the pre-revolutionary period, were not in demand until the time of market reforms in the country, revival of private property and state regulation of its turnover. The development of the real estate market pushes to establish a unified system of state registration of rights to immovable property and transactions with them, forming a single legal framework for the Russian real estate market.

Текст научной работы на тему «Разработка мероприятий по нормализации баз данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости»

УДК 528.44

РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО НОРМАЛИЗАЦИИ БАЗ ДАННЫХ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЕСТРА ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ И ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРА НЕДВИЖИМОСТИ

Владимир Адольфович Середович

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, профессор, проректор по инновационной и научной деятельности, тел. (383)343-37-57, e-mail: v.seredovich@list.ru

Михаил Петрович Дорош

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, 630091, Россия, г. Новосибирск, ул. Державина, 28, начальник отдела верификации и гармонизации данных ЕГРП и ГКН, тел. (383)216-19-88, e-mail: doroshmp@mail.ru; Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, аспирант кафедры кадастра и территориального планирования, тел. (383)216-19-88, e-mail: doroshmp@mail.ru

Институты укрепления прав на недвижимость, действующие в России в дореволюционный период, не были востребованы вплоть до момента рыночных преобразований в стране, возрождения частной собственности и государственного регулирования его оборота. Развитие рынка недвижимости подталкивает к созданию единой системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, формирующей единое правовое поле для рынка недвижимости России.

Ключевые слова: регистрация прав, кадастровый учет, нормализация баз данных.

DEVELOPMENT OF MEASURES TO DATABASE NORMALIZATION

OF THE UNIFIED STATE REGISTER OF REAL PROPERTY

AND TRANSACTIONS WITH HIM AND STATE REAL ESTATE CADASTRE

Vladimir A. Seredovich

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., Prof., Vice-Rector for innovation and research activities, tel. (383)343-37-57, e-mail: v.seredovich@list.ru

Michael P. Dorosh

Head of verification and harmonization of the Unified State Register of Rights and State Real Estate Cadastre data Department, Federal Service Administration for State Registration, Cadastre and Cartography of Novosibirsk region, 630091, Russia, Novosibirsk, 28 Derzhavina St., tel. (383)216-19-88, e-mail: doroshmp@mail.ru; Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Post-graduate student, Department of Cadastre and Territorial Planning, tel. (383)216-19-88, e-mail: doroshmp@mail.ru

Institutions to strengthen the rights of property, operating in Russia in the pre-revolutionary period, were not in demand until the time of market reforms in the country, revival of private property and state regulation of its turnover. The development of the real estate market pushes to establish a unified system of state registration of rights to immovable property and transactions with them, forming a single legal framework for the Russian real estate market.

Key words: registration rights, cadastral registration, database normalization.

Направление развития систем учета недвижимости в России напрямую зависит от целей, ради которых указанные системы созданы и функционируют. Очевидно, что данные цели непосредственно связаны с политикой государственного строя России, существующего в определенный период.

Со времен Ивана Грозного и до революции 1917 года последовательно развивалась отечественная система «укрепления прав на недвижимое имущество», опыт которой не был востребован вплоть до момента рыночных преобразований в стране, возрождения частной собственности и государственного регулирования оборота. [1]

Можно предположить, что указанная система, не будь в стране революционных преобразований, была бы построена на едином основании, как это можно увидеть у ряда западных стран.

В советской России государственная регистрация прав на недвижимость утратила необходимость в связи с национализацией земельных участков и иных объектов недвижимого имущества. В обиход прочно вошел термин «основные фонды», а принадлежность имущества определялась наличием его на бухгалтерском балансе предприятия или учреждения. Частная собственность разрешалась лишь на индивидуальные жилые дома (домовладения). Государственную регистрацию заменили учет и инвентаризация, которые, по своему существу, преследовали иные цели. Однако данный учет государственной собственности носил прикладной (ведомственный, объектный или территориальный) характер, что исключало потребность в единой государственной системе учета недвижимого имущества. [2]

Цели и задачи учетных систем советского периода (государственный земельный кадастр и БТИ) были различны, что, в том числе, подтверждается различной ведомственной принадлежностью организаций, осуществляющих земельный и технический учет (кадастровый учет относился к ведению Министерства сельского хозяйства СССР, технический учет и инвентаризация - к ведению Министерства коммунального хозяйства СССР). [3]

Однако при осуществлении постперестроечных реформ разрозненность советских систем учета недвижимости не была преодолена. Наоборот, наряду с продолжавшими свое развитие системами земельного кадастра и технического учета параллельно начала свое отдельное существование система государственной регистрации прав, первоначально осуществляемая органами местного самоуправления, а впоследствии переданная учреждениям юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. [4,5]

Наличие уже трех параллельно существовавших систем негативно отражалось как на обороте рынка недвижимости, так и на его государственном регулировании. Сведения об объекте недвижимого имущества, о правах и правообладателях содержались в разных ресурсах и, зачастую, противоречили друг другу.

Исходя из поставленных целей создание единого учетного ресурса вместо существующих на настоящий момент нескольких учетных систем очевидно. Объединение систем учета недвижимости в России является актуальной зада-

чей, решение которой предстоит Росреестру с привлечением иных федеральных и субъектных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления. [6]

Целями создания единой системы учета недвижимости являются:

- гарантия и защита конституционных прав собственников и обладателей иных прав на объекты недвижимости;

- формирование цивилизованного рынка недвижимости и вовлечение недвижимости в рыночный оборот;

- рассмотрение споров в судебном порядке;

- территориальное планирование и градостроительное зонирование;

- архитектурное (строительное) проектирование;

- управление государственным и муниципальным имуществом, в том числе земельным фондом;

- ведение реестров государственного и муниципального имущества;

- массовая оценка недвижимого имущества и расчет базы для налогообложения;

- проведение государственного и муниципального контроля за охраной и использованием земель;

- рациональное использование окружающей среды.

В целях создания Единого государственного реестра недвижимости разработаны законопроект «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество», соответствующие «Правила ведения Единого государственного реестра недвижимости», а также реализуются:

- концепция создания Единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастра учета недвижимости (далее - ЕФИСН), плана подготовки проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих создание и развитие ЕФИСН и плана реализации мероприятий по созданию ЕФИСН», утв. приказом Минэкономразвития РФ от 18.12.2009 № 534; [7]

- план мероприятий («Дорожная карта») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утв. распоряжением Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. № 2236-р; [8,9]

- концепция федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 года)», утв. Распоряжением Правительства РФ от 28.06.2013 № 1101 -р и Постановлением Правительства РФ от 10.10.2013 № 903. [10]

Как положительный момент следует отметить осуществление государственного кадастрового учета объектов капитального строительства вместо государственной технической инвентаризации с 01.01.2013 органом кадастрового учета (в настоящее время - федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», далее - Кадастровая палата).

Таким образом, государственный кадастровый учет земельных участков и объектов капитального строительства с этого момента осуществляется в едином органе - Кадастровой палате, вместо ранее существовавших Роснедвижимости и БТИ.

В настоящее время для достижения поставленных целей разработаны и осуществляются следующие мероприятия по нормализации баз данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН), заключающиеся в подготовке данных ресурсов к полному их объединению и дополнению необходимыми данными. [11]

1. Передача сведений об объектах капитального строительства органами, осуществляющими техническую инвентаризацию, в орган кадастрового учета (перенос сведений БТИ в ГКН).

В целях наполнения ГКН сведениями о ранее учтенных объектах капитального строительства (в соответствии со статьей 45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре)), в рамках исполнения государственного контракта от 30.09.2012 № 120-Д «Обеспечение условий перехода к государственному кадастровому учету зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства к 2013 году», исполнителем работ по данному контракту (ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ») в орган кадастрового учета переданы копии технических паспортов на объекты технического учета, сведения о которых внесены в ГКН с присвоением им кадастровых номеров. [12]

Обязательства по указанному контракту в Новосибирской области исполнены, однако взаимодействие органа кадастрового учета и органов, осуществляющих техническую инвентаризацию, в части дополнения сведений ГКН сведениями БТИ осуществляется, в том числе, в рамках приказа Министерства экономического развития России от 05.04.2013 №177 «О порядке и сроках направления органом кадастрового учета в органы государственной власти, местного самоуправления или органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации запросов о предоставлении сведений и документов о ранее учтенных объектах недвижимости».

2. Верификация и гармонизация данных ЕГРП и ГКН.

Мероприятия осуществляются в соответствии с распоряжением Росреестра от 03.09.2011г. №Р/102 «О повышении качества сопоставимости данных Единого государственной реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости». [13]

Под указанными мероприятиями понимается сопоставление объектов по их характеристикам в двух данных ресурсах и внесение изменений в части присвоения уникального кадастрового номера объекту недвижимости, содержащемуся в ЕГРП. Гармонизация описаний объекта недвижимости в ЕГРП и ГКН должна быть осуществлена полностью, т.е. объекты должны в итоге быть с абсолютно идентичными характеристиками (кадастровый номер, площадь наименование, адрес и т.п.). В настоящее время в Новосибирской области основные

работы завершены (сопоставлено свыше 99 % объектов недвижимости), организована работа с земельными участками и объектами капитального строительства, сопоставление которых затруднительно в соответствии с действующим законодательством.

3. Устранение дублирующих и некорректных описаний субъектов права и объектов недвижимости в ЕГРП и ГКН.

Мероприятия осуществляются в соответствии с письмом Росреестра от 10.04.2014 №09-исх/04028-ГЕ/14 и направлены на приведение описаний объектов недвижимости, правообладателей и их прав в соответствие с правилами ведения ЕГРП и ГКН, устранение дублирующих описаний данных субъектов и объектов. Основные работы по данному направлению также завершены, однако действующие СУБД позволяют внесение некорректных и дублирующих описаний в соответствующие базы данных.

4. Привязка объектов капитального строительства к земельным участкам.

Осуществляется в соответствии с письмом Росреестра от 23.06.2014 № 09-

исх/07096-ГЕ/14, направлена на соотнесение объектов капитального строительства (зданий, сооружений и т.п.) к земельным участкам, на которых они расположены. В настоящее время в Новосибирской области соотнесено 71,5 % объектов капитального строительства. Привязка осуществляется, в том числе, с использованием картографического материала, векторных адресных планов, правоустанавливающих документов и т.п. [14]

Итак, основные мероприятия по подготовке сведений баз данных ЕГРП и ГКН к слиянию завершены, однако добиться полного соответствии описаний объектов недвижимости и их корректного внесения возможно только посредством создания единой учетной системы ЕГРП и ГКН (единой базы данных), порядок ведения которой будет регулироваться совокупностью единых нормативно-правовых актов. [6]

Реализация вышеуказанных концепций и планов при применении программно-целевого метода решения проблем учетно-регистрационной сферы позволит как сохранить накопленный потенциал, так и привести к созданию достоверного единого государственного реестра недвижимости к 2020 году, гармонизации сферы земельно-имущественных отношений. [7,8]

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Победоносцев К.П.. Курс гражданского права. Первая часть: Вотчинные права. - М.: Статут, 2002.

2. Павлова А.И., Чмырева Д.С. История развития земельного кадастра в России. Сибирская государственная геодезическая академия, г. Новосибирск [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://borona.net.

3. Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 13 декабря 1968 года N 3401-УП [Электронный ресурс]. Режим доступа: Правовая система «Консультант-Плюс».

4. Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [Электронный ресурс]. Режим доступа: Правовая система «Консультант-Плюс».

5. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации/С.А.Боголюбов [и др.]; отв. ред. С.А.Боголюбов. - 7-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2011. - 632 с.

6. Ивчатова Н. С. Правовые основы создания единой учетно-регистрационной системы в Российской Федерации // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2014. Х Междунар. науч. конгр. : Меж-дунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 8-18 апреля 2014 г.). - Новосибирск: СГГА, 2014. Т. 2. -С. 18-27.

7. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации №534 от 18.12.2009 «Концепция создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости, плана подготовки проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих создание и развитие единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости и плана реализации мероприятий по созданию единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости», «Вестник Росре-естра», N1,2010.

8. Распоряжение Правительства РФ от 01.12.2012 N 2236-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Собрание законодательства Российской Федерации, N 50 (4.УГ), 10.12.2012, ст.7088.

9. Карпик А. П., Ламерт Д. А., Обиденко В. И. Реализация «дорожной карты»: пути повышения качества пространственного описания объектов государственного кадастра недвижимости // Геодезия и картография. - 2013. - № 12/1. - С. 45-49.

10. Концепция федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 года)», утв. Распоряжением Правительства РФ от 28.06.2013 № 1101 -р и Постановлением Правительства РФ от 10.10.2013 № 903 [Электронный ресурс]. Режим доступа: Правовая система «Консультант-Плюс».

11. Карпик А.П., Хорошилов В.С. Сущность геоинформационного пространства территорий как единой основы развития государственного кадастра недвижимости // Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. - 2012. - № 2/1. - С. 134-136.

12. Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» [Электронный ресурс]. Режим доступа: Правовая система «Консультант-Плюс».

13. Распоряжение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 03.09.2011г. №Р/102 «О повышении качества сопоставимости данных Единого государственной реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости» (с изменениями на 8 августа 2013г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: Правовая система «Консультант-Плюс».

14. Карпик А. П., Ветошкин Д. Н., Архипенко О. П. Совершенствование модели ведения государственного кадастра недвижимости // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 3 (23). -С. 53-59.

© В. А. Середович, М. П. Дорош, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.