Научная статья на тему 'Актуальность и перспективы объединения Единого государственного реестра прав и государственного кадастра недвижимости в единый государственный реестр недвижимости'

Актуальность и перспективы объединения Единого государственного реестра прав и государственного кадастра недвижимости в единый государственный реестр недвижимости Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4226
554
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕДВИЖИМОСТЬ / КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ / ГАРМОНИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / REAL PROPERTY / CADASTRAL REGISTRATION / STATE REGISTRATION OF PROPERTY RIGHTS / HARMONIZATION / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вылегжанина Валерия Владимировна

Проведен анализ процесса интеграции и гармонизации баз данных Единого государственного реестра прав и Государственного кадастра недвижимости, проводимого в рамках плана мероприятий по повышению качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Правительством Российской Федерации. Рассмотрены перспективы объединения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и Государственного кадастра недвижимости в Единую федеральную информационную систему недвижимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Вылегжанина Валерия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The process of integration and harmonization as regards data bases of the Uniform State Register of Property Rights and State Real Property cadaster has been analyzed. It was conducted in the framework of the quality improvement plan for the state services in the field of state cadastral registration of real estate and state registration of property rights and transactions, approved by the R.F. government. The prospects for uniting the Uniform State Register of Property Rights and transactions and State Real Property Cadaster into the Uniform Federal information system for real property are considered.

Текст научной работы на тему «Актуальность и перспективы объединения Единого государственного реестра прав и государственного кадастра недвижимости в единый государственный реестр недвижимости»

УДК 528.44

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЕСТРА ПРАВ И ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРА НЕДВИЖИМОСТИ В ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР НЕДВИЖИМОСТИ

Валерия Владимировна Вылегжанина

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, 630091, Россия, г. Новосибирск, ул. Державина, 28, главный специалист-эксперт отдела правового обеспечения, тел. (383)227-10-76, e-mail: [email protected]; Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, аспирант кафедры кадастра и территориального планирования, тел. (383)344-31-73, e-mail: [email protected]

Проведен анализ процесса интеграции и гармонизации баз данных Единого государственного реестра прав и Государственного кадастра недвижимости, проводимого в рамках плана мероприятий по повышению качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Правительством Российской Федерации. Рассмотрены перспективы объединения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и Государственного кадастра недвижимости в Единую федеральную информационную систему недвижимости.

Ключевые слова: недвижимость, кадастровый учет, государственная регистрация прав, гармонизация, интеграция.

UNIFORM STATE REGISTER OF PROPERTY RIGHTS

AND STATE REAL ESTATE CADASTRE TO BE INTEGRATED

IN UNIFORM STATE REAL ESTATE REGISTER: PROSPECTS AND URGENCY

Valeria V. Vylegzhanina

Administration of Federal Service for State Registration, Cadastre and Cartography, 630091, Russia, Novosibirsk, 28 Derzhavina St., Main expert, Legal Department, tel. (383)227-10-76, e-mail: [email protected]; Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Post-graduate student, Department of Cadastre and Territorial Planning, tel. (383)227-10-76, e-mail: [email protected]

The process of integration and harmonization as regards data bases of the Uniform State Register of Property Rights and State Real Property cadaster has been analyzed. It was conducted in the framework of the quality improvement plan for the state services in the field of state cadastral registration of real estate and state registration of property rights and transactions, approved by the R.F. government. The prospects for uniting the Uniform State Register of Property Rights and transactions and State Real Property Cadaster into the Uniform Federal information system for real property are considered.

Key words: real property, cadastral registration, state registration of property rights, harmonization, integration.

Необходимость объединения системы государственной регистрации прав на недвижимость с информационной системой, содержащей описание объектов

недвижимости, их характеристики, взаимосвязей (дом - земля, помещение -здание и т.п.) [1,2,3] стало основанием для разработки и утверждения Правительством Российской Федерации плана мероприятий по повышению качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, так называемой «дорожной карты» [4].

Реализация «дорожной карты» призвана оптимизировать процедуры кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также повысить клиентоориентированность учетно-регистрационной системы и качество оказания государственных услуг в целом.

Целями «дорожной карты» являются:

- формирование достоверного (качественного и полного) Единого государственного реестра недвижимости;

- сокращение сроков кадастрового учета и государственной регистрации прав до 5 и 7 дней соответственно;

- создание технологий, препятствующих увеличению затрат потребителей государственных услуг;

- минимизация бумажного документооборота и перевод услуг преимущественно в электронный вид при условии сохранения комфортных условий оказания услуг заявителям;

- повышение эффективности деятельности государственного регистратора и его ответственности за совершаемые действия;

- создание механизмов возмещения ущерба в полном объеме в случае утраты собственности и (или) возникновения иных рисков у заявителей;

- повышение информированности клиентов системы о способах и формах получения услуг [4].

Приказом Минэкономразвития РФ от 18.12.2009 № 534 «Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости, плана подготовки проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих создание и развитие единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости и плана реализации мероприятий по созданию единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости» (далее - Концепция) была утверждена интеграция соответствующих информационных систем и объединения данных об объектах недвижимости, унификации процедур оказания учетно-регистрационных услуг, а также иных мероприятий организационного, технологического и правового характера, предусмотренных настоящей Концепцией. При этом новая форма организации деятельности единой системы регистрации прав и кадастрового учета должна быть обеспечена широким применением информационно-коммуникационных технологий и предполагает повышение качества предоставляемых государственных услуг в сфере регистрации прав и кадастрового учета, в том числе в части обеспечения эффективной

информационно-аналитической поддержки деятельности органов государственной власти и местного самоуправления при решении относящихся к их компетенции вопросов.

В рамках перечисленных направлений должен быть решен широкий круг задач, определенных Концепцией [5]:

- технологическое объединение обособленных информационных систем и создание единого информационного ресурса (единой федеральной информационной системы, объединяющей Единый государственный реестра прав (ЕГРП) и государственный кадастр недвижимости (ГКН) на электронных носителях), обладающего полной информацией об объектах недвижимости и правах на них (устранение дублирования информации и согласование сведений в информационных базах и др.);

- создание эффективной регистрационно-учетной технологии на основе единства информационных ресурсов и внедрения системы электронного документооборота;

- создание системы внутреннего контроля (мониторинга) качества государственных услуг;

- организация интерактивного обслуживания граждан, организаций, органов государственной власти и местного самоуправления с использованием современных информационных технологий, в том числе формирование единой информационно-технологической инфраструктуры;

- внедрение автоматизированных систем электронного управления очередью;

- создание системы информационно-справочной поддержки в сфере регистрации прав и кадастрового учета, обеспечивающей полное информирование граждан и организаций по вопросам предоставления государственных услуг в данной сфере;

- обеспечение передачи федеральным учреждениям отдельных полномочий в сфере регистрации прав и кадастрового учета, в том числе функций по ведению информационных систем ЕГРП и ГКН;

- обеспечение перехода к государственному кадастровому учету зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, в том числе с учетом сведений архивов технических паспортов, оценочной и иной хранящейся в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации [5].

В целях реализации седьмого пункта Концепции [5] распоряжением Росре-естра была разработана и утверждена Методика повышения качества сопоставимости данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости (далее - Методика) [6].

Согласно указанному распоряжению на базе территориальных органов Ро-среестра и филиалов федеральных государственных бюджетных учреждений «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по субъектам Российской Федерации в 2013 году были созданы рабочие группы для организации и проведения повышения качества сопоставимости данных ЕГРП и ГКН в соответствии с указанной методикой (далее - гармонизация данных ЕГРП и ГКН).

В целях выполнения поставленных задач Правительством Российской Федерации, в частности возможности проведения гармонизации данных ЕГРП и ГКН Управлению информационных технологий и эксплуатации систем Росре-естра было поручено обеспечить доработку программного обеспечения территориального информационного ресурса (далее - ТИР), являющегося консолидированной на уровне территориального органа Росреестра базой данных, содержащей сведения ЕГРП и ГКН.

Огромное количество информации об объектах недвижимости, содержащейся в ЕГРП и ГКН, является носителем ошибок и неточностей при описании идентификационных признаков объектов. Проблемы с качеством встречаются также и на стадии гармонизации данных в базах данных ЕГРП и ГКН, так как эти информационные системы являются многопользовательскими. Появление и выявление этих ошибок происходит в основном при вводе и сопоставлении информации. Когда интеграции подлежит множество источников данных, необходимость в гармонизации данных существенно возрастает. Это происходит оттого, что источники часто содержат разрозненные данные в различном представлении. Для обеспечения доступа к согласованным и точным данным необходима консолидация различных представлений данных и исключение дублирующейся информации. Некоторые ошибки стандартны, поэтому их исправление возможно в автоматизированном режиме. Методикой также предусмотрено внесение изменений в ЕГРП и в ручном режиме.

В табл. 1 приведены статистические данные по результатам проводимой гармонизации данных относительно земельных участков в ЕГРП и ГКН на 26.01.2015г. на примере нескольких субъектов Российской Федерации [7].

В настоящее время федеральные государственные информационные ресурсы в сфере регистрации прав и кадастрового учета существуют в рамках обособленных ведомственных информационных систем в условиях отсутствия единой нормативно-технической базы. Они существенно отличаются по уровню автоматизации процессов, структуре и качеству данных, при этом внутриведомственный характер информационно-коммуникационных технологий пока не позволяет значительно улучшить межведомственное взаимодействие, в том числе создать инфраструктуру межведомственного обмена данными в электронной форме.

Данные проблемы отрицательно сказываются на качестве государственных услуг, оказываемых государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и гражданам в сфере учета недвижимости и государственной регистрации прав, не способствует развитию нормального оборота недвижимо-

го имущества, не обеспечивают необходимый уровень государственного управления, решение задач, связанных не только с налогообложением, но также и жилищной политики государства в целом.

Таблица 1

Сопоставимость ЗУ в ЕГРП и ГКН на 26.01.2015 г.

Субъект РФ Количество актуальных ЗУ в ЕГРП всего Количество актуальных ЗУ в ЕГРП с дублями КН Количество актуальных ЗУ в ГКН Количество сеансов верификации в ТИР Доля ЗУ в ЕГРП, сопоставимых с ЗУ в ГКН по КН Количество ЗУ в ЕГРП, несопоставимых с ЗУ в ГКН по КН

Всего в РФ 30888012 38931 55287932 76 94% 1803680

1 Республика Тыва 58588 12 104509 30 98% 1019

2 Краснодарский край 1604996 1837 2471083 32 78% 356589

3 Красноярский край 645991 8 1304519 10 99% 5132

4 Ленинградская область 794610 584 1251714 13 99% 8551

5 Московская область 2551290 5398 3713266 0 95% 118398

6 Нижегородская область 795678 64 1539293 107 97% 25970

7 Новосибирская область 524636 1476 879400 109 79% 112538

8 Томская область 207619 37 407378 205 100% 400

9 Тюменская область 355350 116 529270 49 99% 2985

10 Ярославская область 355446 10 626040 105 79% 75904

В рамках единой системы регистрации прав и кадастрового учета предполагается создание объединяющей ЕГРП и ГКН на электронных носителях единой федеральной информационной системы недвижимости (далее - ЕФИСН), которая будет являться системой создания, распространения данных о недвижимости на территории Российской Федерации и представлять собой совокупность автоматизированных информационных систем, средств и систем телекоммуникаций, информатизации и информационной безопасности, имеющих единое методологическое и технологическое обеспечение.

Поскольку начавшиеся непрерывные интеграционные процессы в Российской Федерации в области систем государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, все же развиваются достаточно быстро, объединяются, перспектива развития указанных процессов подразумевает в дальнейшем применение новейших «облачных технологий» [8].

Для обеспечения стабильного осуществления государственных функций в сфере регистрации прав и кадастрового учета, а также предотвращения возможных негативных последствий и рисков, связанных с формированием ЕФИСН, предполагается поэтапный переход от существующих информационных систем к интегрированной ЕФИСН. В настоящее время уже проведена подготовка реализации проекта создания ЕФИСН, включающая разработку детальной концепции ЕФИСН, а также произошел переход на технологию «одного окна», формирование внутреннего контура ЕФИСН без создания единой структуры данных разделов существующих информационных систем, реализация большей части электронных услуг.

На втором этапе - осуществляется реализация проекта создания ЕФИСН, предусматривающая переход на единую федеральную информационную систему со сквозным унифицированным технологическим процессом и единой структурой разделов ЕГРП и ГКН.

Ввод в промышленную эксплуатацию ЕФИСН с новой структурой данных предполагается осуществлять параллельно-последовательно (с середины этапа разработки и внедрения) от субъектов Российской Федерации с низкой интенсивностью запросов на получение сведений и выполнение регистрационно-учетных действий к субъектам Российской Федерации с наибольшей интенсивностью.

Концепцией создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости предусмотрен ряд целевых индикаторов и показателей, которые планируется достичь к 2019 г.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Луговская Л. Н. Совершенствование технологии государственной регистрации прав с использованием возможностей многофункционального центра // Вестник СГГА. - 2012. -Вып. 3 (19). - С. 62-68.

2. Митрофанова Н. О., Сухарникова Я. В. Повышение качества и доступности государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Новосибирской области // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 2 (22). - С. 44-52.

3. Карпик А. П., Ветошкин Д. Н., Архипенко О. П. Совершенствование модели ведения государственного кадастра недвижимости // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 3 (23). - С. 53-59.

4. Распоряжение Правительства РФ от 01.12.2012 N 2236-р «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Собрание законодательства Российской Федерации, N 50 (4.УГ), 10.12.2012, ст. 7088.

5. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации №534 от 18.12.2009 «Концепция создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости, плана подготовки проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих создание и развитие единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости и плана реализации мероприятий по созданию единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости», "Вестник Росре-естра", N1,2010.

6. Распоряжение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 03.09.2011г. № Р/102 «О повышении качества сопоставимости данных Единого государственной реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости» (с изменениями на 8 августа 2013г.).

7. Приложение к Протоколу селекторного совещания под председательством заместителя руководителя Росреестра Г.Ю. Елизаровой от 27.02.2015г. № ЕГЮ-0012-СЗ.

8. Ивчатова Н. С. Правовые основы создания единой учетно-регистрационной системы в Российской Федерации // Интерэкспо ГЕ0-Сибирь-2014. Х Междунар. науч. конгр. : Меж-дунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 8-18 апреля 2014 г.). - Новосибирск: СГГА, 2014. Т. 2. -С. 18-27.

© В. В. Вылегжанина, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.