Научная статья на тему 'К вопросу об ответственности сотрудника контрактной службы'

К вопросу об ответственности сотрудника контрактной службы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
375
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
контрактная служба / сотрудник контрактной службы / работник / юридическая ответственность / материальная ответственность / гражданско-правовая ответственность. / contract service / contract service officer / employee / legal liability / liability / civil liability.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ольга Григорьевна Яткевич

Анализируются вопросы ответственности сотрудника контрактной службы на примере нормативных правовых актов об осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в интересах военной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ольга Григорьевна Яткевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE RESPONSIBILITY OF THE EMPLOYEE OF THE CONTRACT SERVICE

The article analyzes the issues of the responsibility of a contract service officer on the example of regulatory legal acts on the procurement of goods, works, services to ensure state needs in the interests of the military organization.

Текст научной работы на тему «К вопросу об ответственности сотрудника контрактной службы»

УДК 347 ББК 67.404

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10145 © О.Г. Яткевич, 2019

Научная специальность 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

К ВОПРОСУ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СОТРУДНИКА КОНТРАКТНОЙ СЛУЖБЫ

Ольга Григорьевна Яткевич,

начальник кафедры гражданского права факультета (командного),

кандидат юридических наук

Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации

(198206, Санкт-Петербург, ул. Л. Пилютова, д. 1)

Аннотация. Анализируются вопросы ответственности сотрудника контрактной службы на примере нормативных правовых актов об осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в интересах военной организации.

Ключевые слова: контрактная служба, сотрудник контрактной службы, работник, юридическая ответственность, материальная ответственность, гражданско-правовая ответственность.

TO THE QUESTION OF THE RESPONSIBILITY OF THE EMPLOYEE OF THE CONTRACT SERVICE

Olga G. Yatkevich,

Head of Departament of civil faculty (command), Candidate of Law

St. Petersburg Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation (198206, St. Petersburg, ul. L. Pilyutova, d. 1);

Abstract. The article analyzes the issues of the responsibility of a contract service officer on the example of regulatory legal acts on the procurement of goods, works, services to ensure state needs in the interests of the military organization. Keywords: contract service, contract service officer, employee, legal liability, liability, civil liability.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Яткевич О.Г. К вопросу об ответственности сотрудника контрактной службы. Вестник экономической безопасности. 2019;(3):105-8.

В целях реализации положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и осуществления закупок товаров, работ и услуг для нужд Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации приказом от 15 февраля 2017 г. № 51 «Об организации закупок для нужд Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» утвержден ряд документов, регламентирующих деятельность контрактной службы, в том числе Положение о контрактной службе Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Регламент действий контрактной службы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и ее взаимодействия со структурными подразделениями и комис-

сиями Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации при осуществлении закупок.

Особенность деятельности контрактных служб организаций войск национальной гвардии заключается в том, что, как правило, это нештатное подразделение, а деятельность сотрудников по осуществлению закупок не является их основной. В связи с этим, думается, что нормативные правовые акты органов военного управления должны детально регламентировать как полномочия и обязанности, так и основания наступления ответственности всех должностных лиц, осуществляющих закупки для государственных нужд.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 44 заказчики принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в

сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 3.3 приказа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. № 46 «Об организации закупок товаров, работ и услуг для нужд войск национальной гвардии Российской Федерации» на Департамент реализации государственных программ и организации закупок Росгвардии возложена задача по организации обучения специалистов для участия в работе по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для нужд войск национальной гвардии Российской Федерации. Ежегодно количество подготовленных профессиональных участников закупок в войсках увеличивается, что, несомненно, повышает уровень заключаемых государственных контрактов и соблюдения законных интересов войск.

За 2017—2018 гг. в подразделениях войск национальной гвардии Российской Федерации прошли обучение в сфере закупок более 2 700 человек [1].

В целях повышения эффективности работы сотрудников контрактной службы, руководитель контрактной службы при формировании организационной структуры определяет должностные обязанности и персональную ответственность работников контрактной службы, распределяя определенные Положением (регламентом) о контрактной службе функциональные обязанности между указанными работниками [2].

Предлагаемая в системе «Консультант Плюс» (2019) форма должностной инструкции специалиста контрактной службы по исполнению контрактов для Путеводителя по контрактной системе в сфере закупок, содержит в себе право заказчика предусмотреть распределение обязанностей и ответственности между сотрудниками контрактной службы в зависимости от этапа осуществления закупок: планирование закупок, осуществление закупок, исполнение контрактов.

В Положении о контрактной службе Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации в разделе III «Ответственность работников контрактной службы», закреплены общие положения ответ-

ственности работников контрактной службы, и то, что любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном Федеральным законом № 44, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействия) должностных лиц контрактной службы, если такие действия (бездействия) нарушают права и законные интересы участника закупки [3].

Правовые аспекты наступления юридической ответственности сотрудников контрактной службы достаточно полно освещены в «Путеводителе по контрактной системе в сфере закупок. Контрактная служба. Контрактный управляющий» от 8 апреля 2019 г., подготовленном специалистами АО «Консультант Плюс».

Однако, в ряду отдельных видов юридической ответственности, в Путеводителе в сфере закупок указано, что Федеральным законом № 44 не предусмотрено каких-либо особенностей привлечения сотрудников контрактной службы к гражданско-правовой ответственности за ущерб, причиненный заказчику и такая ответственность наступает по общим основаниям, в порядке регресса юридического лица, возместившего вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей [4] — «заказчики, возместившие в соответствии со ст. 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный третьим лицам неправомерными действиями сотрудников контрактной службы (контрактным управляющим), имеют право обратного требования (регресса) к последним на основании п. 1 ст. 1081 ГК РФ. Аналогичное требование может быть предъявлено Российской Федерацией, ее субъектами или муниципальными образованиями в случае возмещения такого вреда на основании ст. 1069 ГК РФ за счет соответствующей казны (п. 3.1 ст. 1081 ГК РФ)» [5].

При этом в Путеводителе в сфере закупок дана отсылка к разделу «Путеводителя по кадровым вопросам. Материальная ответственность работника» — «О порядке применения мер гражданско-правовой ответственности» [6], тем

самым отождествляя гражданско-правовую ответственность с материальной ответственностью работника. Позволю себе не согласиться с такой трактовкой.

Гражданско-правовая ответственность — ответственность, предусмотренная гражданским законодательством, — это меры, которые применяются к лицу, нарушившему нормы гражданского законодательства или требование договора. Особенностями гражданско-правовой ответственности является, прежде всего, имущественная ответственность — возложение на должника имущественной обязанности, призванной претерпевать виновному лицу дополнительные невыгодные последствия своего нарушения (например, возмещение убытков). По общему правилу это ответственность перед другим участником правоотношения, а не перед государством. Например, перед контрагентом по договору (договорная ответственность, предусмотренная гл. 25 первой части ГК РФ) или потерпевшим в случае причинения вреда (деликтная ответственность, предусмотренная гл. 59 второй части ГК РФ). Цель гражданско-правовой ответственности является восстановление нарушенных прав [7].

Порядок привлечения работников к материальной ответственности, согласно Путеводителю по кадровым вопросам, определен порядком, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами (абз. 6 ч. 1 ст. 22 ТК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. В ч. 2 данной статьи определено, что под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если последний несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

Следовательно, к прямому действительному ущербу можно, например, отнести недостачу денеж-

ных и имущественных ценностей, порчу оборудования и материалов работодателя, расходы на ремонт поврежденного имущества. Аналогичный вывод содержится в письме Роструда от 19 октября 2006 г. № 1746-6-1 [8, с. 6—16].

Материальная ответственность является одним из пяти видов юридической ответственности, к которой может быть привлечен военнослужащий (п. 1 ст. 28 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»). Этот вид юридической ответственности военнослужащих регламентирован Федеральным законом от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» [9].

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о материальной ответственности военнослужащих военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности в течение трех лет со дня обнаружения ущерба.

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 3 и п. 1 ст. 7 Закона о материальной ответственности военнослужащих военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб, а при обнаружении ущерба командир (начальник) воинской части обязан назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц.

По материалам Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 4 июля 2018 г., отмене Судебной коллегии по делам военнослужащих судебных постановлений по исковому заявлению командующего Восточным округом войск национальной гвардии Российской Федерации о привлечении к материальной ответственности [10]. В связи с существенным нарушением норм материального и процессуального права, — в отношении содержания названных выше норм закона в их взаимосвязи указывает на то, что фактическое время обнаружения ущерба — в отсутствие данных о лице, его причинившем, и его виновности в содеянном — может не совпадать с днем, когда командир (начальник) воинской части получит реальную возможность предъявить требование о возмещении ущерба, в том числе в судебном порядке, и, как следствие, не совпадать с днем

обнаружения ущерба, с которого следует исчислять трехлетний срок привлечения военнослужащего к материальной ответственности [11].

О том, что днем обнаружения ущерба следует считать день, когда командиру воинской части, а в соответствующих случаях вышестоящим в порядке подчиненности органам военного управления и воинским должностным лицам стало известно о наличии материального ущерба, причиненного конкретным военнослужащим, разъяснено в п. 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих». Таким образом, течение трехлетнего срока со дня обнаружения ущерба следует исчислять не только со дня, когда командир (начальник) воинской части узнал о факте причинения ущерба, но и со дня установления лица, причинившего такой ущерб [12, с. 89—93].

Учитывая проведенный анализ, автор считает необходимым детальное закрепление в нормативных правовых актах органов военного управления оснований наступления всех видов юридической ответственности сотрудников контрактной службы, включая гражданско-правовую и материальную.

Литература

1. Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: http://portal.rosgvard.ru/tf/Structure/ e4d411c7-a8b3-4fa5-8912-5440d77461ea (дата обращения: 08.04.2019).

2. Приказ Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. № 631 «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе» (ред. от 24.10.2016 г.) // Зарегистрировано в Минюсте России. 2013. № 30456.

3. Приказ начальника Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. № 228 «Об организации закупок в военном институте» — Не публиковался.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (ред. от

29.07.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410.

5. Путеводитель по контрактной системе в сфере закупок. Контрактная служба. Контрактный управляющий // «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. 2019. 8 апреля. иКЬ: http: // www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;bas е=РШ;п=3#0561299660415129 (дата обращения:

08.04.2019).

6. Путеводитель по кадровым вопросам. Материальная ответственность работника // «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. 2019. 8 апреля. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ РКУ_670 (дата обращения: 08.04.2019).

7. Гражданское право: учебник (6-е изд., перераб. и доп.) / [Эриашвили Н.Д. и др.]. М., 2019.

8. Кулиев А.И. Материальная ответственность военнослужащих: теоретические и практические вопросы // Право в Вооруженных Силах. 2017. № 9.

9. Федеральный закон от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» (ред. от 18.07.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 29. Ст. 3682.

10. Страховое право: учебник (5-е изд., доп. и перераб.) / под ред. В.Н. Григорьева, А.Н. Кузба-гарова, В.В. Шахова. [Кузбагаров А.Н. и др.]. М., 2017.

11. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2018), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2019. № 3. март (начало).

12. Яткевич О.Г., Хазова В.Е. Актуальные вопросы оказания адвокатами квалифицированной юридической помощи военнослужащим национальной гвардии Российской Федерации. Международный журнал конституционного и государственного права. 2017. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.