УДК 342.9 DOI 10.24411/2312-0444-2018-10041
ББК 67
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕКРАЩЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Александр Юрьевич ДЕРЕВЯНОВ, юрист E-mail: DerevAJ@mail.ru
Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс
Аннотация. В статье предложены определения понятий военной службы в органах государственной безопасности, прекращения военной службы в органах государственной безопасности. Рассматривается правовое регулирование прекращения военной службы в органах государственной безопасности. Классифицированы задачи, возникающие в связи с прекращением военной службы в органах государственной безопасности; представлены факторы, влияющие на прекращение военной службы.
Ключевые слова: правовое регулирование, военная служба, прекращение военной службы, увольнение с военной службы, основания увольнения с военной службы, расторжение контракта.
Annotation. The article proposes definitions of military service in state security bodies, termination of military service in the state security bodies and its legal regulation, classifies the tasks arising in connection with the termination of military service in the state security bodies, as well as factors affecting the termination of military service.
Keywords: legal regulation, military service, cessation of military service, dismissal from military service, grounds for dismissal from military service, cancellation of a contract.
Эффективность деятельности органов безопасности Российской Федерации во многом обусловлена эффективным правовым регулированием прохождения военной службы в органах безопасности, повышением социально-правовой защищенности военнослужащих и членов их семей, что требует постоянного совершенствования всех институтов прохождения военной службы, а также статуса военнослужащих1.
Важнейшим институтом прохождения военной службы в органах государственной безопасности является институт прекращения военной службы, правовой основой которого являются:
■ Конституция Российской Федерации 1993 г.;
■ Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-Ф32;
■ Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-Ф33;
■ Федеральный закон «О федеральной службе
безопасности» от 3 апреля 1995 г. № 40-Ф34;
■ Федеральный закон «О государственной охране» от 27 мая 1996 г. № 57-Ф35;
■ Федеральный закон «О внешней разведке» от 10 января 1996 г. № 5-Ф36;
■ Положение о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 12377, а также иные нормативные правовые акты, в том числе и ведомственные.
Важную роль в регулировании вопросов прохождения военной службы играют решения судебных органов, которые в российской правовой доктрине не признаются всеми учеными в качестве источников права, однако играют большую роль в выборе вариантов применения норм материального права в зависимости от конкретных юридических фактов или фактических составов. В качестве примера следует привести постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих»8, содержащее раздел «Увольнение с военной службы».
В целях административно-правового регулирования прекращения военной службы в органах безопасности следует определить содер-
№ 2/2018
жание таких понятий, как: военная служба и ее прекращение; органы государственной безопасности; административно-правовое регулирование.
Однозначного нормативного определения военной службы до настоящего времени не выработано. Налицо конкуренция норм: ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и ст. 6 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ9.
Определение государственной службы в органах национальной безопасности, а также иные вопросы о соотношении различных видов государственной службы в органах безопасности разработаны В.М. Редкоусом10.
Взяв за основу предложенное В.М. Редкоусом определение, военную службу в органах государственной безопасности можно определить как профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации, отвечающих предъявляемым к государственной службе в органах государственной безопасности требованиям и поступившим на нее в установленном порядке, по непосредственному исполнению и обеспечению исполнения основных направлений деятельности и полномочий органов государственной безопасности в целях обеспечения безопасности Российской Федерации.
Прекращение военной службы — это прекращение публично-правовой связи военнослужащего с государственной военной организацией, в которую входят и органы государственной безопасности. Преимущественной формой прекращения этой связи является увольнение с военной службы в запас или в отставку при наличии основания увольнения и принятия соответствующего решения уполномоченным должностным лицом органа государственной безопасности. Обязательным условием прекращения военной службы является исключение военнослужащего из списков личного состава части (органа безопасности).
К органам государственной безопасности, несмотря на некоторую дискуссионность вопроса, традиционно относят органы федеральной службы безопасности, органы государственной охраны и органы внешней разведки.
Большинство ученых рассматривают данную совокупность органов в так называемом «узком» смысле слова. Именно эти органы наделены компетенций по обеспечению безопасности Российской Федерации от внешних и внутренних
угроз, и для их сотрудников установлен преимущественно правовой режим прохождения военной службы.
Если рассматривать органы государственной безопасности в более широком смысле слова, то к ним можно отнести и органы внутренних дел (полиции), и войска национальной гвардии Российской Федерации, и иные федеральные органы исполнительной власти. При таком подходе правовой режим службы не будет ограничиваться преимущественно режимом военной службы, а будет иметь большее видовое разнообразие.
С учетом выработанных в правоведении определений правового регулирования11 под правовым регулированием прекращения военной службы в органах государственной безопасности следует понимать осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное, нормативно-организационное воздействие на отношения, складывающиеся между органом государственной безопасности и проходящим в нем военную службу гражданином Российской Федерации с целью их прекращения по соответствующему основанию и в соответствии с порядком, установленным законодательством, посредством исключения военнослужащего из списка личного состава органа государственной безопасности.
Прекращение военной службы влечет за собой решение целого спектра задач, которые можно условно разбить на три группы: первая группа связана с задачами, стоящими перед органом безопасности в связи с увольнением военнослужащего; вторая группа — с задачами, стоящими перед увольняемыми военнослужащими; и третья — с задачами, стоящими перед иными субъектами в связи с увольнением военнослужащих.
По нашему мнению, в законодательстве закреплены основные факторы, влияющие на прекращение военной службы в органах безопасности. Важнейшим их них является контрактная система прохождения службы в органах государственной безопасности. В контракте о прохождении военной службы закрепляются добровольность поступления гражданина на военную службу в орган государственной безопасности, срок, в течение которого гражданин обязуется проходить военную службу, и условия контракта.
Условия контракта о прохождении военной службы включают обязанность гражданина проходить военную службу в органах государствен-
№ 2/2018
ной безопасности в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также право гражданина на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы.
С контрактом о прохождении военной службы связаны такие основания увольнения с военной службы, как истечение срока контракта; в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта; в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении военнослужащего условий контракта. Контракт о прохождении военной службы вносит определенное частноправовое начало в общий характер публично-правовой связи военнослужащего с органом безопасности. Контракт может рассматриваться как разновидность административно-правового договора.
Действие иных факторов связано с самыми разнообразными жизненными обстоятельствами:
■ с переводом лица на федеральную государственную гражданскую службу;
■ с состоянием здоровья военнослужащего;
■ его семейными обстоятельствами;
■ наделением лица публичными полномочиями;
■ приобретением гражданства (подданства) иностранного государства;
■ несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны;
■ нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных п. 7 ст. 10 и ст. 27.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ;
■ с отказом лицу в допуске к государственной тайне или лишение указанного допуска;
■ с организационно-штатными мероприятиями;
■ со вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока и др.
Все эти факторы связаны с определенными основаниями увольнения с военной службы в органах государственной безопасности и требуют соответствующего учета кадровыми подразделениями и руководством органов государственной безопасности.
Особенности служебной деятельности в органах государственной безопасности налагают отпечаток на институт увольнения, наполняют его специфическим содержанием. Это требует установления соответствующей корреляции между нормами различных нормативных правовых актов, и прежде всего законодательных.
Так, в ч. 4 ст. 16 Федерального закона «О федеральной службе безопасности» сказано, что в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 16 названного Федерального закона, военнослужащие и гражданский персонал органов федеральной службы безопасности могут быть уволены со службы или с работы в соответствии с законодательством России.
Это возможно в следующих случаях:
■ наличие вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства;
■ отказ от прохождения обязательной государственной дактилоскопической регистрации, процедуры проверки или оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, обязательного опроса с использованием технических и иных средств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде, обязательного обследования на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ;
■ наличие судимости в настоящее время или в прошлом, в том числе снятой или погашенной, если в отношении них прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием;
■ непредставление документов или сведений,
подлежащих обязательному представле-
№ 2/2018
нию в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо представление подложных документов или заведомо ложных сведений;
■ наличие зарегистрированного за пределами Российской Федерации права собственности на имущество, если это не обусловлено решением задач оперативно-служебной деятельности;
■ если они являются членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели, и (или) участвуют в их деятельности;
■ употребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.
С нашей точки зрения, эти обстоятельства должны найти закрепление и в соответствующих нормах Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», что повысит
защищенность сотрудников органов безопасности при принятии решения об их увольнении.
1 Редкоус В.М. К вопросу о направлениях правового регулирования службы в органах национальной безопасности // Право и государство: теория и практика. 2008. № 2 (38). С. 76—77.
2 С3 РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.
3 Там же. № 22. Ст. 2331.
4 Там же. 1995. № 15. Ст. 1269.
5 Там же. 1996. № 22. Ст. 2594.
6 Там же. № 3. Ст. 143.
7 Указ Президента РФ от 16.09.1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» // С3 РФ. 1999. № 38. Ст. 4534.
8 Бюллетень ВС РФ. 2014. № 7.
9 С3 РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.
10 Редкоус В.М. Административно-правовое обеспечение национальной безопасности в государствах — участниках Содружества Независимых Государств: Монография. Пятигорск: РИА-КМВ, 2010. С. 367.
11 См.: Алексеев С.С. Теория права. М.,1995. С. 209; Тихомиров ЮА. Правовое регулирование: теория и практика. М., 2010. С. 27; и др.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Московская академия iirfi^ Следственного комитета lii Российской Федерации
Взаимодействие следователя с правоохранительными органами и органами дознания при раскрытии и расследовании преступлений
Взаимодействие следователя с правоохранительными органами и органами дознания при раскрытии и расследовании преступлений: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / A.M. Багмет, В.В. Бычков. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. — 343 с.
Раскрыты понятия и системы правоохранительных органов и органов дознания, рассмотрены особенности взаимодействия следователя с данными органами при раскрытии и расследовании конкретных видов преступлений.
Пособие подготовлено на основе федеральных, ведомственных и межведомственных нормативных актов с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 ноября 2017 г.
Для курсантов, слушателей, студентов, аспирантов и преподавателей образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку по направлению подготовки «Юриспруденция», специальности «Правоохранительная деятельность», а также научных и практических работников правоохранительных органов.
№ 2/2018