Научная статья на тему 'К вопросу о правовом регулировании государственной службы в Российской Федерации'

К вопросу о правовом регулировании государственной службы в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3856
532
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВОЕННАЯ СЛУЖБА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ИНЫХ ВИДОВ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михайлов Михаил Сергеевич, Карпова Мария Александровна

В представленной статье на основе анализа действующего законодательства и научной литературы раскрывается система правового регулирования государственной службы в Российской Федерации. Раскрываются признаки и особенности государственной гражданской, государственной военной службы в Российской Федерации и государственной службы иных видов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правовом регулировании государственной службы в Российской Федерации»

УДК 35.07

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Михайлов Михаил Сергеевич, к.п.н., доцент

([email protected]) Карпова Мария Александровна, студентка Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия ([email protected])

В представленной статье на основе анализа действующего законодательства и научной литературы раскрывается система правового регулирования государственной службы в Российской Федерации. Раскрываются признаки и особенности государственной гражданской, государственной военной службы в Российской Федерации и государственной службы иных видов.

Ключевые слова: государственная военная служба, государственная гражданская служба, государственная служба иных видов, административно-правовой статус.

Российская Федерация наряду с другими странами выполняет свои функции благодаря труду государственных служащих, основанном на деятельности государственного аппарата. Государственная служба представляет особую важность, как для государства, так и для всего общества. Государственные служащие выполняют спектр задач, который исходит из основных задач госслужбы:

- разработка стратегического развития страны в экономической, социальной и политической сферах;

- отбор кадров, реализующих стратегию совершенствования страны;

- организация административного аппарата государственной власти;

- обеспечение конституционного строя;

- решение вопросов по важным вопросам развития страны;

- защита прав, свобод, законных интересов человека и гражданина;

- обеспечение условий для формирования личности.

В Российской Федерации уже пятнадцать лет действует Федеральный закон от 27 мая 2003 года №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», сыгравший важную роль в развитии системы государственной службы. В соответствии с действующим законодательством был принят Федеральный закон №79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации», называющий должности государственных гражданских служащих, их административно - правовой статус, порядок принятия и прохождения гражданской службы.

Ряд похожих вопросов, однако, касающихся государственной военной службы регулируют ФЗ №53 от 28.03.1998 «О воинской обязанности и во-

енной службе» и ФЗ №76 от 27.05.1998 «О статусе военнослужащих». Кроме перечисленных нормативных актов, военная и гражданская служба осуществляется в соответствии с актами, изданными Президентом, Правительством Российской Федерации, различными ведомствами.

В современной редакции Федерального Закона ««О системе государственной службы Российской Федерации» рассматривается только два конкретных вида государственной службы - это гражданская и военная. Остальные виды государственной службы трактуются как «государственная служба иных видов». Кстати, военная и государственная служба иных видов являются разновидностью федеральной госслужбы.

Напомним, что ранее Федеральным Законом от 27 мая 2003 года №58 определялось 3 вида государственной службы - военная, гражданская и правоохранительная. Было ожидаемо принятие закона о правоохранительной службе. В сети Интернет, на страницах изданий обсуждались самые разнообразные проекты будущего правового акта, что доказывало востребованность принятия подобного документа. Принятие нормативного акта предполагало решить вопросы оптимизации функционирования правоохранительных органов. Так или иначе, такой закон не был принят, а законодатель и вовсе исключил из текста статьи 2 ФЗ №58 понятие «правоохранительная служба», введя термин «государственная служба иных видов». Таким образом, этот факт свидетельствует о том, что законодатель посчитал нужным реформировать государственный аппарат за счет совершенствования государственной службы посредством исключения правоохранительной службы.

Можно выделить возможные причины, посодействовавшие исключению правоохранительной службы из системы государственной службы:

- Экономическая. Исполнение любого нормативного акта предполагает значительные финансовые затраты,

- Причина теоретико-практического плана. Отсутствие четкого понимания, как в теории, так и на практике особенностей правоохранительных органов, позволяющих отнести их к органам, осуществляющих правоохранительную функцию.

Профессор Майоров В. И связывает отсутствие законодательства о правоохранительной службы с тем, что существуют проблемы в регулировании деятельности субъектов, которые обеспечивают общественный контроль [2].

Основой прохождения государственной службы иных видов, является прохождение ее в органах, связанных с правоохранительной деятельностью. Во-первых, функция государственной службы иных видов состоит в обеспечении прав и законных интересов населения страны, юридических лиц, государственного аппарата от противоправных действий. Во-вторых, государственная служба иных видов реализуется на основании закона и предполагает четкий порядок осуществления отдельных полномочий. В-

третьих, деятельность осуществляется специально уполномоченными на то органами. Четвертым признаком выступает осуществление полномочий от имени государства с применением императивного метода.

Федеральная государственная служба иных видов распространяется на прокурорских работников, осуществляющих свои функции в целях укрепления законности, обеспечения защиты прав и свобод гражданина, законных интересов общества. Другими органами, где осуществляется государственная служба иных видов, является Следственный комитет РФ, таможенные органы, управления и органы, исполняющие уголовные наказания в виде заключения под стражу, федеральная противопожарная служба, национальная гвардия [2].

Раскрывая особенности государственной гражданской службы в соответствии с Федеральным Законом от 27.07.2004 №79ФЗ, обозначим ее признаки:

- Это профессиональная служебная деятельность, предполагающая наличие аттестата о высшем профессиональном образовании. (Согласно ст.4 ФЗ №79 , гражданский служащий должен обладать профессионализмом и компетентностью). Лицо, замещающее должность гражданской службы, должен соответствовать квалификационным требованиям, которые включают образовательный ценз, профессиональный уровень подготовки и наличие соответствующих навыков, стаж работы по специальности.

- Государственная гражданская служба осуществляется путем замещения государственных должностей в государственных органах.

- Характеризуется объемом полномочий, возложенных на государственных служащих. Если быть точнее, государственным гражданским служащим положено обеспечивать реализацию полномочий государственных органов РФ, органов субъектов РФ, лиц, замещающих должности РФ и субъектов РФ.

Российский учёный Ю.Н. Старилов, при оценке административно - правового статуса гражданских служащих, говорит об их исключении на воинских должностях в Вооруженных Силах страны и других военных подразделениях, призванных обеспечивать оборону и безопасность Российской Федерации [1].

Если продолжать говорить об особом правовом статусе государственных гражданских служащих нужно уделить внимание особому порядку приема, прохождения и прекращения гражданской службы. Ко всему прочему, в отношении служащих предусмотрен ряд нормативных ограничений и запретов на время прохождения государственной службы. К ним можно отнести запрет на разглашение информации, полученной в ходе выполнения служебных обязанностей, запрет на использование материально-технических средств и имущества для неслужебных целей, запрет на приобретение ценных бумаг, по которым госслужащие могут получать прибыть. Кстати, за нарушение этих требований в отношении гражданских

служащих предусмотрена дисциплинарная (замечание, выговор, предупреждение, увольнение), гражданская, административная и уголовная ответственность.

Признаками государственной военной службы выступают следующие положения:

- Она проходит на профессиональной основе в процессе профессиональной деятельности. Подготовка военнослужащих осуществляется в организациях Министерства обороны РФ.

- Такой вид государственной службы происходит на воинских должностях в Вооруженных Силах России и войсках, не входящих в виды войск Вооруженных Сил. Целью военной службы является выполнение профессиональной служебной деятельности в обеспечении безопасности и обороны страны. Военная служба осуществляется только в государственных военных формированиях[1 ].

Правовой статус военнослужащих характеризуется специфическими чертами, а именно порядком поступления на государственную военную службу, состоящим из специальных требований к пригодности, состоянию здоровья военнослужащего, и конечно уровню образования.

Военнослужащие обладают административно-правовым статусом, включающим в себя:

- Государственные гарантии социальной и правовой защиты военнослужащих и членов семей;

- Конституционные права и свободы военных служащих;

- Способность государственного принуждения с использованием разных видов вооружения;

- Особый порядок привлечения к юридической ответственности.

Федеральная государственная военная служба призвана решать задачи

государства и от его имени. За исполнением функций военнослужащих достигаются цели обеспечения обороны и безопасности личности и государства в целом от различных угроз, противостояния злобе, агрессии и терроризму, защиты суверенитета и территориальной целостности государства.

Законодатель посредством военной службы решает важные для развития страны задачи, обусловленные условиями их возникновения и требующие четких, правильно спланированных действий, а так же особую психологическую готовность военнослужащих.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что государственная служба в Российской Федерации имеет ряд характерных особенностей, значимость которых проявляется в назначении профессиональной служебной деятельности. Для сохранения национального суверенитета определяющую роль играют вооруженные силы страны, обеспечивающие безопасность Российской Федерации. Гражданская служба несет в себе не меньшую пользу для

развития и процветания государства. Государственная служба иных видов защищает права и законные интересы населения страны.

В совокупности, каждый вид государственной службы обладает сложившейся нормативной базой, регулирующей определенный круг правоотношений в сфере государственной деятельности. Нормативная база как гражданской и военной, так и государственной службы иных видов отличается большим числом нормативно-правовых актов, высоким уровнем детализации подконтрольных отношений. Поэтому, государственная гражданская, военная и служба иных видов неразрывно связаны высокой функциональной значимостью для государства и общества. Список литературы

1. Старилов Ю. Н Государственная служба и служебное право: Учебное пособие. М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2017.

2. Прокофьев, С. Е. Государственная и муниципальная служба. Учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2016. - 276 с.

Mikhailov Mikhail Sergeevich, Ph. D., associate Professor

Nizhny Novgorod state pedagogical University. K. Minin, Nizhny Novgorod, Russia ([email protected])

Karpova Maria Alexandrovna, 3rd year student

Nizhny Novgorod state pedagogical University. K. Minin, Nizhny Novgorod, Russia ([email protected])

FEATURES OF THE PUBLIC SERVICE IN THE RUSSIAN FEDERATION Abstract. The article presents the system of legal regulation of public service in the Russian Federation on the basis of the analysis of the current legislation and scientific literature. Features and features of the state civil, state military service in the Russian Federation and public service of other types are revealed.

Key words: state military service, state civil service, state service of other types, administrative and legal status.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.