Научная статья на тему 'К вопросу об отношении учителей музыки к проблеме становления личностно-гуманистической ориентации младших подростков'

К вопросу об отношении учителей музыки к проблеме становления личностно-гуманистической ориентации младших подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об отношении учителей музыки к проблеме становления личностно-гуманистической ориентации младших подростков»

К вопросу об отношении учителей музыки к проблеме становления личностно-гуманистической ориентации...

головки ромашки. Игривые пчёлы кружились над каждым цветком.

Сколько радости и удовольствия дарят эти прекрасные цветы.

Иванова Н. (3 кл.)

Удивительный цветок

На сказочной летней поляне вырос удивительный цветок колокольчик. «Какой прекрасный день!», - сказал цветочек. Солнечный лучик нежно ласкал его лепестки. Подул нежный ветерок, и закачался, зазвенел голубой цветок. Своим хрустальным звоном разбудил все цветы на поляне. «Посмотрите, какой красивый наряд у нашего друга, словно кусочек синего неба», - весело говорили цветы. Обрадовались цветы новому другу и закружились в весёлом летнем танце.

Савельева И. (3 кл.)

Ученики с большим удовольствием выполняли различные творческие работы по темам уроков, например: создавали аппликацию из сухих листь-

ев, делали поделки из природного материала, придумывали рассказы или сказки, сочиняли стихи.

Применение в процессе обучения разнообразных форм работы, таких как: экскурсии в музеи, на природу, уроки с элементами развлечения, литературные викторины, конкурсы-выставки детских творческих работ способствовали повышению мотивации у детей в проявлении творческой индивидуальности.

Итак, как показал опыт работы, что использование произведений искусства на уроках развития речи помогает ученику не только увидеть, услышать, понять и почувствовать богатство и разнообразие окружающего мира, познакомиться с культурным наследием России, с его народными обычаями и традициями, которые несут в себе эстетическую культуру, но и развивает умение находить и активно использовать в речи изобразительно-выразительные средства языка, красиво стилистически излагать свои мысли и чувства, при этом повышая речевую культуру детей.

Е.С. Лоцман

К ВОПРОСУ ОБ ОТНОШЕНИИ УЧИТЕЛЕМ МУЗЫКИ К ПРОБЛЕМЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНО-ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

Современные тенденции общественного развития характеризуются обращением к общечеловеческим, гуманистическим ценностям и идеалам, реализация которых осуществляется в системе школьного образования. В современных условиях гуманизм как цель, содержание, результат образования приобретает особую актуальность. Гуманизация системы образования как тенденция развития общественного сознания продекларирована в Концепции модернизации российского образования до 2010 года.

Процесс гуманизации образования должен осуществляться в соответствии с изменениями, обусловленными возрастными и индивидуальными проявлениями школьника. На каждой ступени возрастного развития этот процесс имеет свои особенности [1]. В то же время он строится на общих основаниях, которые могут быть обозначены как идеи личностно-ориентированной гума-

нистической педагогики. Каждый учебный предмет, имеет в этом плане свои определенные возможности, обусловленные его содержанием.

В работах отечественных и зарубежных ученых представлены плодотворные идеи о влиянии музыкального искусства на развитие личности. Реализация этих возможностей в школе во многом определяется деятельностью учителя, его ориентацией на решение воспитательных задач средствами своего предмета, в данном случае - музыки. Насколько современно учитель музыки ориентирован на решение этих задач, озабочен поисками путей и способов использования в этом плане всего ее богатства, насколько он осведомлен о ценностных ориентирах своих учеников - школьников - подростков, верит ли он в возможности влияния на них средствами своего предмета и пытается ли эти возможности использовать - на все эти вопросы отвечает проведенное нами микроисследование.

© Е.С. Лоцман, 2006

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2006

81

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

А.Б. Неробеев

Это был опрос 60 учителей музыки, работающих в школах г. Петрозаводска и республики Карелия [2]. Исследование дополняли наблюдения уроков музыки, всего 120 уроков в 5-6-х классах.

Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство учителей (80% участвующих в опросе) высоко оценивают возможности своего предмета для ориентации школьников на гуманистические ценности и считают, что эти возможности могут быть использованы на уроках музыки в зависимости от их содержания. Конкретизируя эти возможности, 70% учителей вычленяют особенности влияния музыки на эмоциональные состояния, обогащение эмоционально-нравственного опыта школьников. Однако при этом только 10% опрошенных видят в содержании музыкального искусства гражданскую направленность и стремятся ее реализовать на своих уроках.

Следующей из задач диагностирования мы считали оценку отношения учителей к ценностным ориентациям подростков. Результаты показали, что большинство учителей видят основные ценностные ориентации подростков, как направленные на собственную реализацию (40%), направленные на материальные ценности (95%), направленные на отношение к знаниям (60%), лишь 10% отметили ценности, направленные на отношение к Родине, и 5% ценности, направленные на отношение к людям, обществу. С целью уточнения полученных данных мы просили некоторых учителей прокомментировать данные, зафиксированные в ответах, и пришли к выводу, что учителя видят закономерные источники основных противоречий в данной проблеме в кризисе современного общества, в значимости в сознании людей материальных ценностей. Все это, по мнению учителей, определяет ценностное пространство современных школьников уже на этапе младшего подросткового возраста, создает значительные трудности воспитательной деятельности.

В процессе анкетирования нас интересовало, анализируют ли сами учителя музыкальные интересы подростков. 86% опрошенных - ответили положительно. Как известно, чаще всего современные подростки увлекаются так называемой поп-культурой (сленговое название массовой культуры), которая, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем подлинная культура, то, что называется серьезной музыкой. Мы просили учителей оценить отно-

шение современного учащегося к серьезной музыке. Было выявлено, что 70% учителей считают, что лишь небольшое количество учащихся способно оценить значение серьезной музыки, и лишь 10% учителей считает, что современные подростки увлечены серьезной музыкой. Важно при этом, что 20% учителей считают, что отношение подростка к серьезной музыке зависит от возможностей учебной деятельности по музыке, от настроя учителя, его умения создать определенную атмосферу на уроке. Однако таких учителей оказалось не так уж много.

Далее в ходе исследования мы выявляли отношение учителя музыки к существующим программам и оценку возможностей решения на их основе воспитательных целей. Оказалось, что абсолютное большинство опрошенных учителей (85%) работают по программе Д.Б. Кабалевского [3]. Они, эти учителя, ценят в ней основную направленность на реализацию воспитательных возможностей музыкального искусства, связи учебных и воспитательных целей. Но только 15% учителей полностью удовлетворены этой программой. 85% - воспринимают эту программу достаточно критично именно потому, что она затрудняет учителя в решении воспитательных задач - в ней много устаревшего материала, политизированного, неактуального в современных условиях. Поэтому педагоги вносят в программу такое содержание, которое, по их мнению, отражает современную ситуацию общественного развития, а главное, особенности современных школьников. Хотя достаточное количество учителей (58% опрошенных) считает, что субъектный план программы, ее направленность на особенности и интересы подросткового возраста в известной мере обозначены. Среди педагогов школ г. Петрозаводска и Карелии 20% учителей работают по другим программам. И опять таки отмечают, что воспитательная, гуманистическая направленность этих программ достаточно ограничена. В целом 90% учителей считают, что для учителя музыки необходима собственная, авторизированная программа, учитывающая возможности музыкального искусства для решения не только учебных, но и воспитательных проблем, и она в той или иной степени эту задачу решают. И лишь 10% учителей считают, что и существующие программы в целом достаточно приемлемы.

Данные проведенной работы позволяют сделать следующие выводы, существенны для на-

82

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2006

Особенности религиозного самосознания курсантов

шего исследования проблемы становления лич-ностно-гуманистической ориентации младших подростков в учебной деятельности.

Прежде всего, отметим, что большинство учителей музыки понимают возможности влияния личности учителя на становление личност-но-гуманистической ориентации учащихся, на их эмоционально-нравственное развитие. В большинстве своем они положительно оценивают возможности учебной деятельности, в частности по музыке, в ее содержательном и процессуальном плане в достижении этой цели. Учителя музыки достаточно критично фиксируют особенности своих учащихся в их отношении к лично-стно-значимым гуманистическим ценностям, в том числе и в пространстве музыкального искусства, соотносят это отношение с современной ситуацией общественного развития, сидят противоречия этого процесса. Они понимают значимость направленности собственной учебной деятельности на решение этих проблем и видят одну из возможностей реализации этих задач в содержании музыкального образования. Поэтому педагоги опять таки достаточно критичны в этом плане к программам по музыке, не отказываются от собственной работы над ними.

Вместе с тем, в полной мере понимая и принимая значимость личностно-гуманистической ориентации школьников, в частности на этапе

младшего подросткового возраста, и возможности музыки в этом плане, значительное большинство учителей не ориентированы в практических способах организации учебной работы, остаются на уровне понимания этих проблем.

Отсюда, значимость научных поисков в полной мере обозначающих систему воспитательных средств, способов, приемов, реализуемых в учебной деятельности, решающих задачи становления личностно-гуманистической ориентации учащихся и вооружение этими результатами практики обучения и воспитания, что и составляет содержание нашего исследования.

Библиографический список

1. Зосимовский А.В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. - М.: Изд. Моск. ун-та, 1981.

2. Лоцман Е. С. Гуманистическая ориентация личности учащихся средствами музыкального образования // Университеты в начале XXI века: актуальные вопросы научных исследований: сборник научных трудов преподавателей и аспирантов КГПУ/ ГОУВПО «КГПУ». Вып. 1 / Под. ред. Е.А. Сергиной. - Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 2005. - С. 95-101.

3. Программы средней общеобразовательной школы. Музыка. V-VIII класс / Под науч. рук. Д.Б. Кабалевского. - М.: Просвещение, 2004.

А.Б. Неробеев

ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОГО САМОСОЗНАНИЯ КУРСАНТОВ

Религия традиционно играла значитель ную роль в жизни различных обществ и социализации подрастающих поколений. На разных этапах развития человеческой цивилизации влияние религии на формирование социальной позиции людей, их мироощущения менялось. Оно снижалось под воздействием процесса секуляризации или возрастало в условиях нестабильности в политике, идеологии, экономике, при всевозможных технологических или экологических катастрофах.

В последние десятилетия отмечается усиление влияния всех конфессий на молодежь, что находит свое выражение в увеличении численности учащихся воскресных школ, крещений новорожденных, посещения религиозных праз-

дников, соблюдении ритуалов и следовании догматам веры. Это влияние на подрастающее поколение осуществляется, как показано в исследованиях А.В. Мудрика, Т.В. Скляровой и др. через ряд функций:

а) ценностно-ориентационную, которая проявляется в том, что религиозные организации предлагают своим членам объяснение смысла и значения догматов веры, стремятся сформировать у них определенную систему верований, уважение и благоговение к святыням, позитивное отношение к религиозным ценностям и нормам;

б) сакрально-мистическую, которая формирует отношение к некоторым вещам и событиям как к ценностям, имеющим свешенное значение,

© А.Б. Неробеев, 2006

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2006

83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.