ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
О.Ю. Крылова
О.Ю. Крылова
ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ
На пути модернизации российского образования в основе лежат идеи гуманистического воспитания направленные на развитие целостной личности, где на первый план выступает ценность человека, которая воплощена прежде всего в его индивидуальности, уникальности, неповторимости, что неразрывно связано с проблемой творчества.
Проблема развития речевого творчества детей средствами искусства является актуальной на протяжении многих лет, привлекая внимание многих исследователей и педагогов в этом направлении, так как речь играет уникальную роль в становлении и развитии личности человека, начиная с дошкольного детства, одновременно являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности служащая основным каналом приобщения ребёнка к ценностям духовной культуры, выступая необходимым условием воспитания и обучения.
Как показали многолетние наблюдения за процессом речевого развития младших школьников, что у большинства детей не развита способность правильно воспринимать художественную информацию, адекватно выражать в слове эмоционально-чувственную отзывчивость, недостаточно сформированы умения связности речи на основе восприятия эмоциогенного и эстетически ценного объекта, а также недостаточно развита способность словесно описывать художественный образ, используя в речи изобразительно-выразительные средства языка; дети испытывают трудность в проявлении творческого воображения через речевое высказывание-это свидетельствует о том, что в последнее время не достаточно уделяется внимание роли искусства в речевом развитии детей.
По мнению многих исследователей в области педагогики, психологии, лингвистики (Н.Д. Арутюнова, М.М. Бахтин, Л.И. Божович, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Н.В. Гавриш, Л.Н. Ко-лунова и др.) именно произведения искусства, в частности живопись, музыка и литература признано, как одно из действенных средств способствующее формированию и развитию целостной, активно-творческой личности, реализующей
свои индивидуальные и интеллектуальные возможности в творческой деятельности - речи, при этом повышая духовную культуру человека.
Исследователи подтверждают и тот факт, что развитие речевого творчества необходимо осуществлять в период дошкольного и младшего школьного возраста, так как происходит активное становление и развитие таких психических процессов, как: мышление, воображение, речь, память, восприятие, эмоционально-чувственной сферы. Применение эффективных средств, в частности произведений искусства, как: живопись, музыка и литература в процессе обучения, оказывает позитивное влияние на проявление интеллектуальных напряжений при создании творческих продуктов.
Общаясь с педагогами начальных классов, мы пришли к выводу, что необходимо найти новые формы, методы и приёмы обеспечивающие речевое развитие, в т.ч. и творческое развитие эффективно используя средства искусства в учебном процессе. Данную работу в этом направлении необходимо начинать уже с дошкольного возраста, сохраняя принцип преемственности в обучении.
Подходя к этой проблеме, мы разработали технологию обучения, представляющую собой целенаправленный процесс способствующий эффективности развития речевого творчества детей средствами искусства, который в свою очередь является подготовительной ступенью в развитии устной и письменной речи (написание изложений, сочинений, рефератов, творческих работ) учащимися в средних и старших классах.
Целью содержания обучения являлось:
- вызвать интерес к художественному образованию;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- развитие познавательной активности;
- развитие творческой индивидуальности;
- воспитание эстетической культуры.
В процессе обучения решались следующие частные задачи:
1. Учить детей правильно воспринимать художественную информацию, адекватно выражая в слове эмоционально-чувственную отзывчивость.
78
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2006
© О.Ю. Крылова, 2006
Влияние произведений искусства на развитие речевого творчества учащихся
2. Формировать умения связно создавать речевые высказывания на основе восприятия эмо-циогенного и эстетически ценного объекта.
3. Развивать способность словесно описывать художественный образ, для чего уметь использовать экспрессивную лексику, эмоционально-выразительные слова, самому отбирать уникальные языковые средства для передачи собственных впечатлений.
4. Способствовать развитию творческого воображения через речевое высказывание детей.
Процесс обучения осуществлялся на уроках развития речи. Содержание включало разработанные тематические уроки, которые были разделены на 4 цикла имеющую свою определённую тематику: «Красота вокруг нас», «Природа и искусство», «Воспитываем искусством», «Волшебные узоры России».
Для достижения эффективности речевого развития, проявления творческой активности у учащихся, на уроках применялись такие художественные произведения, которые отвечали следующим критериям:
- высокохудожественная ценность произведения;
- доступность уровню восприятия детей;
- возможность в понимании средств художественной выразительности и использовании их в речи ребёнка;
- критерий эстетического предпочтения, который обеспечивал положительный настрой для полного проникновения в художественную реальность.
Уроки проводимые с учениками проходили не в обычном школьном классе, а в специальной созданной обстановке «Комната искусств», которая помогала ученику войти в мир художественных образов, увидеть и ощутить единство и гармонию окружающих его предметов.
«Комната искусства» оформлялась как по циклам, так и по темам уроков.
В качестве примера, проиллюстрируем урок с учениками 3 класса по теме «Вальс цветов».
Целью урока являлось создание речевого высказывания на основе проявления творческого воображения.
Для реализации данной цели ставились следующие задачи:
- развивать творческое воображение и образность мыслей;
- совершенствовать умение в построении связной речи;
- активизировать словарь учеников с помощью разнообразных лексических средств;
- воспитывать эстетическую культуру чувств.
В качестве дидактического материала были выбраны следующие художественные произведения:
- музыкальный фрагмент из балета «Спящая красавица» композитора П.И. Чайковского «Вальс цветов»;
- репродукция картины художника А. Пластова «Колокольчики и ромашки»;
- стихотворения русских поэтов о цветах.
В начале урока учитель проводит вступительную беседу:
Дети, природа удивительна и неповторима своим многообразием, своей красотой. Каждый день, каждый час, каждое мгновение мы наслаждаемся её волшебной силой, умением раскрывать тайны природы.
Посмотрите вокруг. Что необычного вы видите в нашей комнате? (много различных растений).
Где можно встретить эти растения? (в лесу, в саду, на лугу).
Назовите их (колокольчики, ромашки, гвоздики, васильки, луговая травка и т.д.).
Эти растения не похожи друг на друга, каждый цветок, каждая травинка красива по-своему. Растения могут разговаривать с нами на языке чувств. Посмотришь на ромашку или на белоствольную берёзку, или на золотой колосок качающийся в поле, так и охватывают тебя чувства радости, счастья, безграничной любви к этой красоте, поэтому необходимо её беречь.
Расскажите о том, какие цветы вам больше нравятся? Почему?
Приведём примеры некоторых высказываний учеников:
Мне нравятся весенние цветы-одуванчики. Их жёлтые головки похожи на маленькое солнышко. Смотришь на пушистый цветок, и сразу становится радостно. // Из всех цветов мне нравится белая луговая ромашка. Словно яркие звёздочки, рассыпались эти цветы по всему лугу. Этот цветок очень нежный и красивый. Я часто любуюсь этим цветком и т.д.
Дети, вы хотите побывать на летнем лугу и увидеть эти цветы? В этом нам поможет художник А. Пластов и его картина «Колокольчики и ромашки» (ученики самостоятельно рассматривают репродукцию картины ).
Блок вопросов, задаваемых ученикам, отражал образное видение воспринимаемого объек-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2006
79
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Е.С. Лоцман
та, эстетическое отношение к нему.
Что изобразил художник на своей картине? (Художник изобразил красивый летний луг. Белые, голубые, розовые, жёлтые цветы рассыпались по всему лугу. Зелёная, мягкая трава закрывает каждый цветок от яркого солнышка).
Каким увидел художник летним луг? (красивым / ярким / праздничным / сказочным / волшебным / он играл разными красками и т.д.).
Какое настроение чувствуется в картине? (эта картина наполнена радостным / весёлым / ликующим / бодрым настроением, чувством и т.д.)
Какие краски подчёркивают красоту этой картины? (ярко-розовые / нежно-красные / бело-голубые / зелёные / жёлтые краски говорят о красоте летнего луга).
Какие чувства вызывает у вас этот пейзаж? (этот пейзаж вызывает у меня радостные и светлые чувства / я чувствую нежный аромат летнего луга и т.д.).
Учитель предлагает ученикам выполнить задание творческого характера: придумайте название этой картине.
Ученики дали следующие названия картине: Красивый луг / Волшебный луг / Сказочный луг / Удивительные цветы / Очаровательные цветы / Луговая сказка и т.д.
Для обогащения образного видения воображаемого объекта и наблюдение над языковыми средствами ученикам предлагалось послушать стихотворения русских поэтов о цветах.
Какими словами описывают поэты цветы? Найдите их в тексте (одуванчик белоголовый / цветок пушистый / весёлых, голубых / колокольчики мои / цветики степные).
Придумайте образные слова для описания цветка. Как можно сказать про эти цветы? (серебристый колокольчик / Золотой одуванчик / Кудрявая ромашка / Весёлый василёк / Гордый одуванчик / и т.д.).
Подберите слова, которые передают красоту этих цветов? (изумительный / восхитительный / сказочный / великолепный и т.д.).
Для развития творческого воображения через речевое высказывание и проявление детьми творческой активности учитель предлагает творческую игру: «Составь рассказ-загадку». Игра проводится по подгруппам. Первая подгруппа учеников составляет рассказ-загадку, вторая подгруппа учеников отгадывает загадку. Затем подгруппы меняются заданиями. Выигравшая под-
группа считается та, которая более точно смогла составить рассказ-загадку и правильно отгадать. Приведём пример рассказа-загадки составленного учениками:
Этот цветок растёт на лугу, но его можно встретить и в лесу. Нежные, голубовато-синие лепестки цветка похожи на кудри. Часто лепестки цветка сравнивают с красивой голубой шапочкой. Когда дует лёгкий ветерок, то можно услышать, как он звенит. За его нежный звон этот цветок называют.. .как? (колокольчиком) и т.д.
Учитель предлагает послушать музыкальный фрагмент композитора П.И. Чайковского «Вальс цветов», который помогал ученикам проникнуться воображаемым образом и обогатить чувства и образные представления.
Закройте глаза, раскиньте руки и пусть звуки музыки, и аромат цветов понесут вас на летний луг. Создать настрой на активную, образно-мыслительную деятельность позволяла воображаемая ситуация: Представьте, что вы попали на летний луг. ... Пройдёшь босиком по такому лугу, почувствуешь великолепный аромат цветов, упадёшь на спину, закинешь голову, раскинешь руки и... понесут тебя звуки душистой травы в заколдованную сказку цветов...
Вопросы после прослушивания музыкального фрагмента:
Какая музыка по своему характеру прозвучала? (нежная / немного игривая / ласковая / волнительная и т.д.).
Какие чувства испытывали вы когда слушали эту музыку? (нежности / трепета / волнения / очарования и т.д.).
Какую картину природы помогла вам изобразить музыка?
Учитель предлагает ученикам выполнить работу в творческих альбомах по теме урока: составить рассказ по своему рисунку, дать ему название.
Приведём примеры некоторых творческих рассказов учеников.
Сказочный луг Однажды солнечным утром я оказалась на сказочном лугу. Чудесные, летние цветы уже раскрыли свои причудливые лепестки. Маленькие капельки росы, словно слёзки, поблёскивали на цветах. Дунул лёгкий ветерок и поплыл над лугом душистый аромат. Зазвенели голубые колокольчики, приветливо наклонили свои белые
80
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2006
К вопросу об отношении учителей музыки к проблеме становления личностно-гуманистической ориентации...
головки ромашки. Игривые пчёлы кружились над каждым цветком.
Сколько радости и удовольствия дарят эти прекрасные цветы.
Иванова Н. (3 кл.)
Удивительный цветок
На сказочной летней поляне вырос удивительный цветок колокольчик. «Какой прекрасный день!», - сказал цветочек. Солнечный лучик нежно ласкал его лепестки. Подул нежный ветерок, и закачался, зазвенел голубой цветок. Своим хрустальным звоном разбудил все цветы на поляне. «Посмотрите, какой красивый наряд у нашего друга, словно кусочек синего неба», - весело говорили цветы. Обрадовались цветы новому другу и закружились в весёлом летнем танце.
Савельева И. (3 кл.)
Ученики с большим удовольствием выполняли различные творческие работы по темам уроков, например: создавали аппликацию из сухих листь-
ев, делали поделки из природного материала, придумывали рассказы или сказки, сочиняли стихи.
Применение в процессе обучения разнообразных форм работы, таких как: экскурсии в музеи, на природу, уроки с элементами развлечения, литературные викторины, конкурсы-выставки детских творческих работ способствовали повышению мотивации у детей в проявлении творческой индивидуальности.
Итак, как показал опыт работы, что использование произведений искусства на уроках развития речи помогает ученику не только увидеть, услышать, понять и почувствовать богатство и разнообразие окружающего мира, познакомиться с культурным наследием России, с его народными обычаями и традициями, которые несут в себе эстетическую культуру, но и развивает умение находить и активно использовать в речи изобразительно-выразительные средства языка, красиво стилистически излагать свои мысли и чувства, при этом повышая речевую культуру детей.
Е.С. Лоцман
К ВОПРОСУ ОБ ОТНОШЕНИИ УЧИТЕЛЕМ МУЗЫКИ К ПРОБЛЕМЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНО-ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Современные тенденции общественного развития характеризуются обращением к общечеловеческим, гуманистическим ценностям и идеалам, реализация которых осуществляется в системе школьного образования. В современных условиях гуманизм как цель, содержание, результат образования приобретает особую актуальность. Гуманизация системы образования как тенденция развития общественного сознания продекларирована в Концепции модернизации российского образования до 2010 года.
Процесс гуманизации образования должен осуществляться в соответствии с изменениями, обусловленными возрастными и индивидуальными проявлениями школьника. На каждой ступени возрастного развития этот процесс имеет свои особенности [1]. В то же время он строится на общих основаниях, которые могут быть обозначены как идеи личностно-ориентированной гума-
нистической педагогики. Каждый учебный предмет, имеет в этом плане свои определенные возможности, обусловленные его содержанием.
В работах отечественных и зарубежных ученых представлены плодотворные идеи о влиянии музыкального искусства на развитие личности. Реализация этих возможностей в школе во многом определяется деятельностью учителя, его ориентацией на решение воспитательных задач средствами своего предмета, в данном случае - музыки. Насколько современно учитель музыки ориентирован на решение этих задач, озабочен поисками путей и способов использования в этом плане всего ее богатства, насколько он осведомлен о ценностных ориентирах своих учеников - школьников - подростков, верит ли он в возможности влияния на них средствами своего предмета и пытается ли эти возможности использовать - на все эти вопросы отвечает проведенное нами микроисследование.
© Е.С. Лоцман, 2006
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2006
81