Особенности религиозного самосознания курсантов
шего исследования проблемы становления лич-ностно-гуманистической ориентации младших подростков в учебной деятельности.
Прежде всего, отметим, что большинство учителей музыки понимают возможности влияния личности учителя на становление личност-но-гуманистической ориентации учащихся, на их эмоционально-нравственное развитие. В большинстве своем они положительно оценивают возможности учебной деятельности, в частности по музыке, в ее содержательном и процессуальном плане в достижении этой цели. Учителя музыки достаточно критично фиксируют особенности своих учащихся в их отношении к лично-стно-значимым гуманистическим ценностям, в том числе и в пространстве музыкального искусства, соотносят это отношение с современной ситуацией общественного развития, сидят противоречия этого процесса. Они понимают значимость направленности собственной учебной деятельности на решение этих проблем и видят одну из возможностей реализации этих задач в содержании музыкального образования. Поэтому педагоги опять таки достаточно критичны в этом плане к программам по музыке, не отказываются от собственной работы над ними.
Вместе с тем, в полной мере понимая и принимая значимость личностно-гуманистической ориентации школьников, в частности на этапе
младшего подросткового возраста, и возможности музыки в этом плане, значительное большинство учителей не ориентированы в практических способах организации учебной работы, остаются на уровне понимания этих проблем.
Отсюда, значимость научных поисков в полной мере обозначающих систему воспитательных средств, способов, приемов, реализуемых в учебной деятельности, решающих задачи становления личностно-гуманистической ориентации учащихся и вооружение этими результатами практики обучения и воспитания, что и составляет содержание нашего исследования.
Библиографический список
1. Зосимовский А.В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. - М.: Изд. Моск. ун-та, 1981.
2. Лоцман Е. С. Гуманистическая ориентация личности учащихся средствами музыкального образования // Университеты в начале XXI века: актуальные вопросы научных исследований: сборник научных трудов преподавателей и аспирантов КГПУ/ ГОУВПО «КГПУ». Вып. 1 / Под. ред. Е.А. Сергиной. - Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 2005. - С. 95-101.
3. Программы средней общеобразовательной школы. Музыка. V-VIII класс / Под науч. рук. Д.Б. Кабалевского. - М.: Просвещение, 2004.
А.Б. Неробеев
ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОГО САМОСОЗНАНИЯ КУРСАНТОВ
Религия традиционно играла значитель ную роль в жизни различных обществ и социализации подрастающих поколений. На разных этапах развития человеческой цивилизации влияние религии на формирование социальной позиции людей, их мироощущения менялось. Оно снижалось под воздействием процесса секуляризации или возрастало в условиях нестабильности в политике, идеологии, экономике, при всевозможных технологических или экологических катастрофах.
В последние десятилетия отмечается усиление влияния всех конфессий на молодежь, что находит свое выражение в увеличении численности учащихся воскресных школ, крещений новорожденных, посещения религиозных праз-
дников, соблюдении ритуалов и следовании догматам веры. Это влияние на подрастающее поколение осуществляется, как показано в исследованиях А.В. Мудрика, Т.В. Скляровой и др. через ряд функций:
а) ценностно-ориентационную, которая проявляется в том, что религиозные организации предлагают своим членам объяснение смысла и значения догматов веры, стремятся сформировать у них определенную систему верований, уважение и благоговение к святыням, позитивное отношение к религиозным ценностям и нормам;
б) сакрально-мистическую, которая формирует отношение к некоторым вещам и событиям как к ценностям, имеющим свешенное значение,
© А.Б. Неробеев, 2006
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2006
83
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
В.В. Афанасьев, С.В. Сафонова
признаваемого божественным, наделенным божественной благодатью, силой;
в) регулятивную, которая проявляется в том, что религиозные организации культивируют среди своих членов поведение, соответствующее религиозным нормам;
г) коммуникативную, которая реализуется в создании условий для общения верующих, в определенных формах его организации, а также в культивировании норм общения, соответствующих, догмам и вероучительным принципам конкретной религии;
д) милосердную, которая реализуется в многообразных сферах и формах благотворительности, как в рамках самих организаций, так и за их пределами, благодаря чему члены организации приобретают специфический опыт;
е) компенсаторную (утешительную), которая проявляется в гармонизации духовного мира верующих, в помощи им в осознании своих проблем и в духовной защите от мирских потрясений и неприятностей;
ж) воспитательную, которая осуществляется под воздействием практически всех механизмов социализации.
В этой связи несомненный интерес для исследователей представляет изучение степени влияния религиозных организаций на самосознание молодых людей и, в частности, церкви на религиозное самосознание курсантов. Используя различные варианты опроса абитуриентов, курсантов первого и четвертого курсов мы установили, что, во-первых, примерно треть из числа всех опрошенных затруднились в оценке, веруют они или нет. Более половины курсантов отнесли себя к верующим, основанием для чего они посчитали наличие у себя некоторых куль-
товых предметов (иконок, лампадок, священных книг), посещение церковных служб, знание молитв и стремление в жизни руководствоваться православными заповедями.
Во-вторых, мотивы религиозности курсантов связаны с ощущением необходимости в защищенности, «потому, что так сейчас делают все», это модно среди молодежи, повышает статус в глазах окружающих, внушает большее доверие сверстников и вообще других людей.
В-третьих, относя себя к разряду религиозных, две трети курсантов на первом году обучения демонстрируют поверхностное знакомство с религиозной литературой, плохо ориентируются в религиозных обрядах, не соблюдают посты, причащения, не испытывают необходимости в исповеди.
В-четвертых, среди начинающих курсантов, как свидетельствуют материалы исследования, достаточно высок процент тех, кто верит в гадания (17%), магию (19%), гороскопы (27%), зом-бирование (11%), перерождение (13%), хиромантию и другие оккультные учения (9%).
Все вышесказанное позволяет сделать выводы о том, что религиозное самосознание курсантов к началу их обучения в военном вузе характеризуется поверхностностью, непоследовательностью, противоречивостью. Оно - синкретично и во многом зависит от моды, конъюнктурно.
Библиографический список
1. Бочарова И.М. Церковь как институт духовного образования и воспитания: Дис. ... канд. философ. наук. - Воронеж, 1998.
2. МудрикА.В. Социализация человека. - М., 2004.
3. Православие и проблемы воспитания / Под ред. Л.Е. Шапошникова. - Н. Новгород, 2000.
84
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2006