Научная статья на тему 'К вопросу об отношении России к православному Востоку в первой половине XVIII века'

К вопросу об отношении России к православному Востоку в первой половине XVIII века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
40
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об отношении России к православному Востоку в первой половине XVIII века»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

И.П. Щербов

К вопросу об отношении России к православному Востоку в первой половине XVIII века

Опубликовано:

Христианское чтение. 1905. № 9. С. 279-294.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

4FW*

w

Къ вопросу объ отношеніи Россіи къ православвоиу Воетоку въ первой половинѣ XVIII вѣка *).

У.

Отношеніе русскаго правительства къ восточнымъ просителямъ при императрицѣ Елисаветѣ.—Указъ 1742 г. о пріѣздахъ безъ жалованныхъ грамотъ.—Отступленіе отъ палестинскихъ штатовъ по вопросу о выдачѣ милостыни только за 5 лѣтъ.—Опредѣленіе срока и мѣста для сбора доброхотныхъ подаяній.—Пожертвованіе церковныхъ книгъ, облаченій.

?БРАТИВЪ вниманіе на то, что изъ нѣкоторыхъ монастырей доя мшюстынной дачи не пріѣзжали ни разу въ 7, 8, а иные въ 50—60, 70 и едва не въ 100 лѣтъ и усматри-J вая причину этого въ утратѣ какимъ-либо образомъ жа-у лбванныхъ грамотъ, безъ коихъ пропускать въ Россію не велѣно, императрица 4 янв. 1742 г. особымъ указомъ разрѣшила «нынѣ яко на первый случай» пропускъ чинить и безъ жалованныхъ грамотъ. Святѣйшій Синодъ на основаніи свѣдѣній изъ Кол. И. Д. и ея Конторы, обязывался составить вѣдомость, кому въ прошлые годы даны были грамоты, и пересланы въ Сенатъ, доя пропуска сообразно съ нею пріѣзжихъ восточныхъ особъ въ пограничныхъ городахъ. При этомъ оставлялось на произволеніе каждаго избрать удобнѣйшій и полезнѣйшій трактъ—кромѣ Кіева, на Астрахань, С.-Петербургъ и друг. мѣста, кому какимъ путемъ угодно и безбѣдно покажется; требовалось только имѣть при себѣ обычныя 4) патріаршія

*) Окончаніе. См. августъ.

„Съ показаніемъ чиновъ и именъ посланныхъ, и что подлинно они для полученія жалованья отъ ихъ святыни посланы, а особливо что тѣ монастыри не въ запустѣніи“.

свидѣтельства за собственноручнымъ подписаніемъ и печатью ихъ святѣйшествъ. Вмѣстѣ съ тѣмъ Елисавета вновь подтвердила «ежели въ которомъ году 5 тыс. руб. суммы не достанетъ. то по силѣ указовъ 11 мая и 12 сѳнт. 1741 г. додавать въ Москов. Синод. Канцелярію изъ Кол. Экономіи безъ всякаго удержанія, и разрѣшила давать жалованныя грамоты тѣмъ духовнымъ персонамъ, которыя ихъ почему либо утратили.

Синодъ, съ своей стороны, постановилъ для надлежащаго извѣстія о палестинскихъ штатахъ послать грамоты патріархамъ, дабы послѣдніе объявили о семъ и о пріѣздѣ за мило-стьінею въ Москву или С.-Петербургъ архіерейскимъ персонамъ и монастырямъ *),.

Въ силу этого указа и дозволенія стали являться въ Россію за милостынною дачею православныя восточныя особы. Въ выдачѣ имъ жалованья было сдѣлано нѣсколько отступленій отъ палестинскихъ штатовъ.

Прослѣдивъ эти отступленія, мы получимъ представленіе какъ стояло дѣло милостыни востоку при Елисаветѣ Петровнѣ.

По палестинскому штату милостыню, должно было выдавать чрезъ 5 лѣтъ и за 5 л. (за одинъ пріѣздъ); съ полойины же царствованія Елизаветы, особенно 1755 г., дачи выдаются ранѣе 5 л., а главное не за одинъ, а за много пріѣздовъ 2). Пользуясь расположеніемъ императрицы, восточныя духовныя особы испрашиваютъ милостыню не только со времени учрежденія палестинскихъ штатовъ, но со времени выдачи жалованныхъ грамотъ, съ 1694, 92, 91 и даже 1668 г. и получаютъ весьма крупныя суммы. Такъ, въ 1751 г. архим. Пар-ѳеній получилъ 4,550 р. (въ 4 монастыря); въ І755 г. архим. Діонисій въ Троицкій Ѳессалон. обл. монастырь 2,204 р. 88 к.;

*) Арх. Син. 1735 г. № 270, лл. 47—59.

2) Для ясности представляемъ таблицу пріѣздовъ изъ монастырей съ указаніемъ, за сколько лѣтъ и въ какіе годы выдавалось жалованье. За 3—4 г. было 2 выд.—(1747 и 58 г.).

За 5 лѣтъ было 2 выд. въ 43 и 60.

6—10 99 99 4 99 99 1750, 56, 58 и 60.

10-12—13 99 6 99 99 45, 47; 2 выд. въ 48; 53'и 54.

177*, 21, 24, 26 99 Я 6 99 1750, 3 выд. въ 51, 54 и 58.

20, 32, 34, 39 Я „ 4 99 2 выд. въ 1751; 53 и 57.

51, 58 Я Я 2 99 1756 и 60.

62, 63 и 65 я я 3 99 99 1755—6 и 60.

70, 74 99 п 2 99 99 1756 и 60. . .

90 V была 1 99 „ 1757 году.

въ 1756 гѵ Даисій'въ Успенскій Молд. зѳмди монаст. 1785 р., а архим. Ѳеодосій въ 2 монастыря и синайскому архіерею получилъ 3,388 р.; въ 1757 году архим. Виссаріонъ въ Вознесенскій монаст. 1.365 р., архим. Веніаминъ въ Анастасіевскій Солунс. мон. 4,500 р.; въ 1760 же году архим.-Діонисій въ 3 мон. пол. 6,755 руб. Если увеличимъ эти количества въ 9—10 разъ соотвѣтственно большей цѣнности тогдашняго руб., получимъ па наши деньги десятки тысячъ рубл. д).

При выдачѣ наблюдалось только правило: выдавать ледло-ванье за прошлые годы * 2), но не впредь 3); если просили , отпустить за насколько будущихъ лѣтъ, имъ отказывали, потому, что «5 лѣтъ сроку не минуло» 4). Исключенія и то немногія допускались тодькѳ въ томъ случаѣ, когда годъ былъ на исходѣ и до срока иди до жонца года оставалось 2—3 мѣсяца 5).

Большую устойчивость имѣло постановленіе палестинскихъ штатовъ о выдачѣ кормовыхъ и проч. дачъ пріѣзжимъ восточнымъ особамъ. «Жалованная дача и на пропитаніе производилась за 1 пріѣздт,, не болѣе, хотя 2 и 3 пріѣзда минуло 6), или проситель являлся; сразу отъ многихъ монастырей 7). Если же пріѣздъ былъ ранѣе 5 л., то положенныхъ по штату за пріѣздъ и проЧі ръ награжденіе денегъ не выдавалось 8). Эти дачи1 шли только наличному числу пріѣзжихъ лицъ и не въ большемъ количествѣ, чѣмъ указано въ штатахъ. Если, напримѣръ, отъ патріарха являлось вмѣсто 5 лицъ два или одинъ, жалованье давалОбь" именно на двухъ; если съ архим. монастыря пріѣзжали, нег служители, а іеромонахи, келари, или родственники архим., однимъ словомъ болѣе почетныя лица, они получали дачу только «вмѣсто служителей». Добавленія къ положеннымъ по штату кормовымъ допускались только въ видѣ исключенія—большею частью патріаршимъ посланникамъ и то въ виду особенныхъ обстоятельствъ—долговременнаго

"О Въ 1741—50 г. рубль=нынѣшн. 9 р. Русскій рубль въ XVI—XVIII в. -В. Ключевскій, Москва 84 г., стр. 12.

2) Арх. Син. 1743 г. № 288, л. 23—4; „выдать за 5 л., если время минуло“.

8) Ibid. 1750 г. № 133, л. 144—6; 1760 г. № 209, лл. 14—16, 73.

4) Ibid. 1745 г. № 279, л. 43-4.

5) Ibid. 1753 г. № 311, л. 26, 27; 1760 г. № 206.

®) Арх. Син. д. 1750 г. № 134, ср. 1743 г. № 285.

7) Ibid. д. 1745 г. № 279, л. 43.

8) Ibid. д. 1753 г. № 311, л. 26—7.

пребыванія въ Москвѣ и т. д. Такъ, напр.. архим. Игнатію (<У*ъ Антіох. патр.) кромѣ обычной дачи 7 іюня 51 г. «по Пространству и скудости» было выдано 50 руб., а въ февр. 52 г. «другййъ не въ образецъ» еще 100 руб. 1). Подобно сему архідіак. Макарію и нротосинкелу Еаллинику «на пропитаніе ft исправленіе нужнѣйшихъ потребностей» въ разсужденіе ихъ иностранства въ 1753—5 г. «въ разныхъ мѣсяцахъ и числѣхъ» было выдано 230 руб. 2).

Вѣ заключеніе рѣчи о милостынѣ и содержаніи восточнаго духовенства 3 4 5) слѣдуетъ отмѣтить, что этими дачами пользовать только мѣста, указанныя въ штатѣ. Правда, въ царствованіе Елизаветы являлись въ Россію многія лица—изъ новыхъ мѣстъ, они тоже получали милостыню, но не й#$|тату. Ни одинъ монастырь, насколько намъ извѣстно, йе былъ включенъ въ штатъ вновь, хотя ходатайства-о немъ'; кажется, были.

Кромѣ милостыни, пріѣзжіе восточные просители 'обыкновенно испрашивали у Св. Синода *) разрѣшеніе на сборъ доброхотныхъ подаяній. Въ эпоху Елисаветы по этому вопросу произошли слѣдующіе перемѣны. Во 1-хъ, стало точно опредѣляться время, въ какое можно просить милостыню. Св. Синодъ обязательно въ своемъ позволительномъ указѣ •) пропи-

Арх. Син. д. 1750 г. № 33, лл. 31—2, 36—7, 74.

s) Дачи обычной имъ не было вслѣдствіе пріѣзда ранѣе срока. Арх.. Син. 1753 г.

3) Эта милостыня и кормовыя дачи получались изъ Мосвовся. Сяиод. Конторы, которая до 1752 г. препровождая» прошеніе пріѣзжихъ вмѣстѣ съ своею справкою, за сколько лѣгь и какую сумму надлежитъ выдать, для резолюціи въ Свят. Синодъ. Въ 1752 г. Синодъ постановилъ о производствѣ жалованья и по другимъ требованіямъ достодолжное разсмотрѣніе и рѣшеніе чинить самой Московской Конторѣ; только рапортовать о томъ Св. Синоду и обращаться къ нему тогда „буде чего собою рѣшить будетъ невозможно“.

4) До 1755 г. разрѣшеніе на сборъ милостыни получался изъ Св. Синода, хотя онъ иногда и представлялъ о времени разсудить Синод. Конторѣ (въ 51 г.—Арх. Син. 1750 г. № 134). Въ 51 г. Синодъ подтвердилъ Конторѣ, чтобы она не давала отъ себя разрѣшенія на оборъ милостыни, безъ представленія и полученія резолюціи Св. Синода. Но 20 янв. 1755 г. Синодъ разрѣшилъ впредь еамой Конторѣ давать такіе дозволенія по личномъ разсмотрѣніи, „на самокрайнѣйшія монастырскія нужды“ (Арх. Син. д. 1754 г. № 308 л.л. 6, 15—8).

5) Въ этомъ указѣ описывалось бѣдственное положеніе просителей для поощренія къ пожертвованіямъ, прописывались извѣстныя уже намъ правила для сборщиковъ съ обозначеніемъ времени и ггредписа-

сываетъ и самый срокъ для сбора даяній. Этотъ срокъ былъ различенъ — отъ V* 2 до 3 лѣтъ *); съ половины царствованія Елисаветы устанавливается, можно сказать, обычай монастырямъ давать позволеніе на 2 даже на 3 года, свѣтскимъ особамъ на 1 г., рѣже на 2 года.

Во 2-хъ, дѣлается нѣкоторое ограниченіе касательно мѣста. Пріѣзжіе особы не удовлетворялись сборомъ доброхотныхъ подаяній «въ Москвѣ и прочихъ Россійскихъ городахъ и епархіяхъ, въ которые ѣхать пожелаютъ» 2), и стремилась въ

С.-Петербургъ, ибо «здѣсь большая часть таковыхъ персонъ имѣется, отъ которыхъ милостыню получить можно» 3). Праг вительство же, сокращая число пріѣздовъ восточныхъ просителей въ С.-Петербургѣ, сперва запретило «въ непринадлѳжа-щія мѣста и паче въ домъ Ея Имп. Вел. безъ позволенія Св. Синода ходить» 4 5), затѣмъ стало разрѣшать сборъ «со всѣхъ россійскихъ городовъ, кромѣ С.-Петербурга» б) и, наконецъ, подъ опасеніемъ штрафа повелѣло «прошеніемъ своимъ Ея И. Велич. и ихъ Высоч. отнюдь не утруждать» 6).

Кромѣ духовныхъ особъ, пріѣзжавшихъ за полученіемъ

ніемъ „собирать милостыню въ епархіяхъ съ благословенія и дозволенія епарх. арх.“. Вмѣстѣ съ указомъ давалась книга на записку подаяній за скрѣпою секретарскою по листамъ.

*) Извѣстные намъ въ царств. Елисаветы разрѣшеніе на сборъ милостыню монастырямъ по продолжительности срока располагаются такъ: На 7* г. было разрѣшеніе 1 (въ 43 г. № 285, 3).

1 г. „ fl 1 (въ 50 г. № 134).

2 г. „ fl 5 (2 въ 53 г., 54 и 2 въ 60).

2Vs-T. „ » 2 (въ 45 и 57).

3 г. „ ?> 1 (въ 1750, 51, 56, 57 и 2 въ 60 г.).

Первое опредѣленіе срока нашли мы въ разрѣшеніи греку Георгію Мисркремидію отъ 25 авг. 40 г. позволено просить на 1Ѵ2 г. по 1 марта 1742 г. (Арх. Син. д. 1740, л. 355 м. 8).

2) Арх. Син. д. 1745 г. № 279 л. 46; 48 № 181 л. 42—3,63 г.№270л.л. 11—12.

Впрочемъ, иногда позволялось собирать милостыню только въ отдѣльныхъ городахъ—Москвѣ (45 № 279 л. 61), С.-Петербургѣ (50 г. № 132 л. 56—7) или даже по пути „по тракту отъ Москвы до границы“ (43 г. № 285 л. 4), „въ проѣздъ отъ Спб. до Кіева“ (45 г. JNs 277 л. 33) иди „до границы настоящимъ путемъ никуда въ сторону не заѣзжая (50 г. № 131 лл. 78—9).

3) пред. Арх. Син. д. 1743 № 285, л. 3.

4) пред. ibid. д. 1845 № 279, л. 61.

5) пред. ibid. д. 1753 г. № 322, л. 33.

*) Арх. Син. д. 1756 г. № 358 и 1759 №187.

милостыни по палестинскому штату, собирали, съ разрѣшенія Св. Синода, доброхотныя подаянія особы, не значившіяся въ штатѣ и не имѣвшія жалованныхъ грамотъ * 2 3 4), и даже.свѣтскія лица. Послѣдніе собирали милостыню обыкновенно въ теченіе одного года на свои личныя нужды—на уплату долговъ 2), на выкупъ дѣтей и женъ изъ плѣна 3) или на выводъ ихъ въ Россію *).

Этотъ сборъ подаяній тоже давалъ «знатное число» 5 * 7) денегъ. -Нѣкоторое представленіе о количествѣ подобныхъ сборовъ даетъ прошеніе игумена и братіи Иверскаго монастыря. Защищая въ немъ архимандрита Веніамина отъ обвиненій Филарета въ растратѣ денегъ, они между прочимъ пишутъ: «1741 г. отъ той милостыни, которую онъ (Веніаминъ) отъ тамошнихъ христолюбивыхъ подателей получилъ, приняли мы сперва 1680 рубл., а затѣмъ 660 р.» в). Сборъ этотъ бывалъ особенно успѣшенъ въ томъ случаѣ, когда просители являлись съ мощами '’). Духовнымъ лицамъ, имѣвшимъ эту святыню, позволено было «по прошеніямъ и желаніямъ православныхъ христіанъ ®) допускать прикладываться и при нихъ (мощахъ) водоосвященіе съ молебствіемъ по церковному чиноположенію съ подобающимъ благоговѣніемъ отправлять 8 9). Кромѣ того, нѣкоторымъ изъ нйхъ продавали частицы мощей 10). Насколько это было прибыльно можно судить по дѣлу архим. Косьмы, ходившаго съ подложными частицами честнаго креста. По описи его имущества—у него оказалось: «денегъ 1200 червонныхъ, ‘ вещей серебра церковнаго и прочаго, церковныхъ парчевыхъ,

О Таковъ, напримѣръ, Исидоръ, собиравшій на Іерусалимъ въ 50 г. Арх. Син. 50 № 134.

2) Арх. Син. д. 1742 № 446 и 50 № 136.

3) Ibid. д. 1749 № 260; 55, № 323 л. 58.

4) Ibid. д. 1756 №358. -

5) Арх. Син. 1760 № 206 л. 23—6.

e) Ibid. д. 1743 г. № 287.

7) Привозили мощи обыкновенно изъ монастырей. Такъ въ 1750 г. были привезены ковчегъ съ частью древа креста и разными святынями и мощи Харлампія (№ 132 и 134); въ 54г. мощи Пантелеймона и Іосифа. Обручника (№ 308 и 3), въ 60 г. крестъ съ животворящимъ древомъ (№ 206); появлялись съ мощами и частныя лица (см. д. 1755 г. № 318 л. 32).

8) Кромѣ иноземцевъ и иновѣрцевъ всякой націи людей.

9) Разрѣшеніе архим. Анатолію въ 1751 г. (д. 1760 г. Аб 206 и 1—2, ср. 1750 № 132 л. 96—7).

10) Арх. Син. 1751 г. № 158л. 1.

штофныхъ и иныхъ шелковыхъ матерій, одѣяній и разнаго холста, также различныхъ вещей многое число въ 5 скрыняхъ» *).

Благотворительность Россіи востоку при императрицѣ Елисаветѣ Петровнѣ не ограничивалась выдачею милостыми по палестинскому штату и разрѣшеніемъ сбора доброхотныхъ даяній. Она исполняла и др. просьбы греческихъ и славянскихъ епископовъ и монастырей.—Свят. Синодъ часто посылалъ на востокъ церковныя * 2) и др. книги, облаченія 3). Укажемъ болѣе значительныя дачи. Якшичу еп. карлштатскому чрезъ игумена Ѳеофила было отправлено въ 1753 г. книгъ на 338 р., а въ 1760 г. книгъ на 69 р. 28 коп. и архіерейское облаченіе въ 453 руб. 73/4 к. 4 5). Охридскому патр. Діонисію чрезъ. Кол. И. Д. въ 1758 г. было отпущено книгъ на 668 р. 311/4 к. б 7). Епископъ Симеонъ Концаревичъ сперва въ 1760 г. получилъ 3 круга церковн. книгъ, 2 пролога и четь-миней, а въ 1764 г. 6 круговъ . церк. книгъ и четь-минеи стоимостью въ 357 р. 35 к. 6). Просили Россію объ удовлетвореніи другихъ нуждъ. Такъ, напр., арадскій митр. Исаія просилъ чрезъ игумена Христофора Иліевича отпустить «двухъ искусныхъ мастеровъ» и вознагражденіе на сихъ ’), а ираклійскій митр., жалуясь на папистовъ, которые злостно испортили отеческія и богослужебныя книги введеніемъ неправославныхъ правилъ и обрядовъ, усердно въ 1752 г. просилъ чрезъ Обрѣзкова, «дабы ЕяИмпер. Вел. въ какомъ либо мѣстѣ своей имперіи установило печатаніе греческихъ церковныхъ книгъ» 8).

Кромѣ того правительство наше оказывало денежное

J) Арх. Син. 1751 г. № 158, лл. 16—19.

2) По одному кругу богослужебныхъ книгъ было отпущено: въ Аѳонскій Зографскій (48 г. № 181, 38) и Введенскій мон. (50 г. № 134 л. 66—7), Рождеств.-Богород. молдав. земли (55 г. № 321), Певскій мон. Польской обл. (60 г. № 204), въ соборную Николаевскую гор. Брашева (44 г. № 343); мѣсячная минея при выдачѣ обычно замѣнялась общею.

' 3) Арадск. митр. Исаіи Антоновичу было послано кромѣ круга церковн. книгъ шелков. матерій на 100 руб. (1743 г. № 290 л. 23), а протопопу Никол. Баломирію выдано было и изъ шелков. матерій на свящ. облаченіе—сколько надлежитъ (1749 № 251).

4) Арх. Син. 1753 г. № 312 лл. 19, 21, 29, 75—6, 126—7.

5) Ibid, д, 1758 г. № 229 лл. 7—8; 13—18.

6) Ibid. д. 1759 г. № 193 лл. 116—29, 203, 226 и 265.

7) Ibid. д. 43 № 290 л. 1. Св. Синодъ отказалъ: мастеровъ нѣтъ и

денегъ на таковыхъ онъ не имѣетъ. (Ibid л. 16).

8) Исторія Россіи Соловьева, У, 736.

20

вспомоществованіе тѣмъ просителямъ, которые не значились въ Палестинскомъ штатѣ. Такъ еписк. Симеону К-онцаревичу сперва было выдано постепенно 200 руб., и затѣмъ положено 1764 г. жалованье по 500 р. въ годъ *), протопопъ Николай Баломирій за 1749 г. получилъ 110 руб., а монахъ Никодимъ въ 1751 г. на пропитаніе и въ напутствіе 25 руб., а въ 52 г. въ разсужденіи его иностранства и неимущества 100 руб. 2). Подобные же дачи, только въ меньшемъ размѣрѣ, отъ 5 до 20 руб., смотря по нуждѣ и положенію, получали и свѣтскія лица. Изъ такихъ мы можемъ указать на иллирійскаго студента Райковича 3), поручика Радотича 4) и грека Георгія Попилева 5). ,

Не ограничиваясь этимъ, правительство наше при Елисаветѣ, по примѣру прошлыхъ лѣтъ, принимало славянскихъ и греческихъ духовныхъ и свѣтскихъ лицъ на «вѣчное житье» въ Россію, давало имъ чрезвычайную милостыню, ходатайствовало за нихъ предъ Турецкимъ, Австрійск., Венеціанскимъ правительствомъ и т. д. 6).

YI.

Злоупотребленія восточныхъ просителей и мѣры правительства къ ихъ прекращенію.—Требованіе отъ просителей патріаршихъ свидѣтельствъ и довѣренностей отъ монастырей.—Разслѣдованіе константинопольскаго резидента о нуждахъ просителей.—Удостовѣреніе монастырей о полученіи милостыни.—Мѣры противъ привоза ложной святыни.—Слабое дѣйствіе всѣхъ этихъ правительственныхъ мѣръ.—Запрещеніе, безъ особаго дозволенія, являться въ С.-Петербургъ и собирать милостыню съ мощами.— Представленіе свѣтскаго правительства о выдачѣ милостыни въ Константинополѣ. безъ пріѣзда въ Россію. — Распоряженія относительно пріѣзда съ паспортами отъ констан. резидента.

До сихъ поръ мы говорили о милостынномъ жалованьѣ и вообще о способахъ благотворенія Россіи православному вос- 9

9 Арх. Син. 59 Х° 193 л. 203, 226, 254—5; Симеонъ скончался 26-го авг. 1769 г. л. 290.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) Ibid. 54 № 307.

3) Ibid. 49, № 251 лл. 19. 78. 86; 127, 135, 157-8.

4) Ibid. 57, № 208.

5) Ibid. 58, До 235.

6) Такъ по просьбѣ Синайскаго монастыря Неопалимыя Купины, къ нему былъ приписанъ кіевск. великом. Екатерины монастырь (д. 1749 г. X 250); на возобновленіе погорѣвшаго виленск. мон. отпущено было 6 т. р. (1750 г, № 133 л. 133).

току при Елисаветѣ. Теперь мы укажемъ правительственныя распоряженія касательно самыхъ восточныхъ просителей.

Ближайшею причиною къ принятію этихъ мѣръ были различныя злоупотребленія, допускавшіяся духовными и свѣтскими особами. Они состояли въ слѣдующихъ. Bo-1-хъ, являлись «ложные прошаки». Таковъ, напримѣръ, іеромон. іерусалим. Сильвестръ. Онъ назвалъ себя архимандритомъ безъ рукоположенія и благословенія и, сдѣлавъ ложныя печати и письма, прельщалъ и обманывалъ многихъ христіанъ и многія пакости сдѣлалъ гробу Господню.

Іерусалимскій патріархъ Парѳеній просилъ Сильвестра «яко явнаго плута» и при томъ человѣка злого и лукаваго, все отобравъ, въ тюрьму посадить, дабы выйти не могъ... Ибо, добавилъ Парѳеній, онъ въ здѣшнемъ государствѣ великое зло учинить можетъ» *).

Bo-2-хъ, истинные прошаки (нѣкоторые) не отдавали собранную и полученную ими милостыню сполна въ свои монастыри 2), а обращали въ свою пользу—для достиженія высшихъ іерархическихъ степеней или даже на заведеніе интригъ и смутъ3). Въ подтвержденіе сего можемъ указать на архим. Анатолія. Въ бытность свою въ Россіи 1751—5 г. онъ получилъ отъ Синода и имп-цы 4120 руб. и собралъ за 3 года «уповательно знатное не малотысячно-рублевое число». По прибытіи же въ монастырь онъ никакого отчета не давалъ, сборной книги и денегъ не предъявилъ, только сказалъ, что собранныя деньги (4476 р.) употребилъ на монастырскіе потребы, а самъ, очевидно симоніею, отъ бывшаго конст. патр. Кирилла санъ получилъ и именовался епископ. пустой Меле-тинской епархіи 4). Кромѣ того, получавшіе разрѣшеніе собирать доброхотныя даянія собирали ихъ долѣе срока 5) или уѣзжали изъ Россіи безъ предъявленія милостынной книги въ Московской конторѣ 6).

- Въ-З-хъ, вмѣсто истинныхъ, привозили «сумнительныя» и

Н Арх. Син. д. 1755 г. № 318 лл. 33—4.

-) Ibid. д. 1753 г. Ns 312.

3) Арх. Син. д. 1768 г. № 228.

4) Ibid. д. 1760 г. Л° 23—6. Показ. архим. того же Павловскаго моеаст. Митрофана.

5) Такъ новокрещенный изъ магометанъ Петръ Андреевъ собиралъ Милостыню вмѣсто 2 лѣтъ—6 (Арх. Син. д. 1756 г. № 358.

с) Арх. Син. 1760 г. № 206 л. 23—6.

20*

подложныя мощи. Такъ, архим. Аѳонской Аѳанасьевской лавры Косьма возилъ крестъ съ частицами древа, которыя выдавалъ за древо Честнаго Креста (отобранное въ дѣйствительности, въ Бухарестѣ) и которыхъ роздалъ болѣе, чѣмъ на 2 тыс. руб.х).

Соотвѣтственно этому правительство принимало мѣры, чтобы милостыня выдавалась только истиннымъ прошакамъ, шла бы на дѣйствительныя нужды и чтобы привозимыя мощи были подлинныя, а не подложныя.

' Для достиженія перваго правительство обратило особенное вниманіе на документы и только въ томъ случаѣ производило дачи и разрѣшало сборъ милостыни, когда они были налицо и въ полномъ порядкѣ. Безъ патріаршихъ свидѣтельствъ, а тѣмъ болѣе безъ довѣренности отъ монастырей, жалованье имъ (монастырямъ) не выдавалось * 2), хотя личность просителей была извѣстна правительству 3).

Эта мѣра мало приносила пользы, потому что ложные про-шаки не осмѣливались обращаться за жалованьемъ въ Синодъ или Московскую Контору, а предпочитали собирать милостыню безъ разрѣшенія. Пресѣчь же послѣднее Св. Синодъ былъ не въ состояніи уже вслѣдствіе неудовлетворительнаго состоянія полиціи. Въ 1760 г. Паисій, называвшій себя архимандритомъ Аѳонскаго монаст. Дохіара «безъ свидѣтельства изъ тѣхъ настоящихъ мѣстъ и отъ Константинопольск. резидента» свободно доходитъ до Москвы 4), а въ слѣдующемъ году молдавскій іеромонахъ Аверкій, собиравшій милостыню безъ всякаго письменнаго вида, былъ задержанъ лишь въ Иркутскѣ . Сибирской губ. 5).

Вина падала здѣсь не на одну низшую, но и на высшую администрацію, которая, напр., до самаго 1749 г. не присылала въ Кіевскую губернскую канцелярію указа, изъ какихъ монастырей и чрезъ сколько лѣтъ духовнымъ персонамъ въ

>) Арх. Син. 2757 г. № 158 л. 1: доношеніе архимандрита Павловск. Георгіев, монаст. Анатолія.

2) Ibid. д. 1760 г. № 207, л. 1—7.

3) Такъ, когда іеромонахи Иредтеченскаго монаст. Гервасій и Пар-ѳеній стали просить о возобновленіи похищенной разбойниками жало-ванпой грамоты и о выдачѣ милостыни за прошлые годы, Синодъ отказалъ: „сего учинить невозможно, потому что они прошенія и довѣренности отъ монастыря не имѣютъ“ (Св. Син. д. 1755 г., № 318. лл. 49—51).

*) Арх. Син. д. 1760 г., № 218.

5) Ibid. д. 1760 г., № 215, л. 5. .

Россію пріѣзжать и куда ихъ—въ С.-Пбургъ или Москву отправлять *). Заботы правительства о томъ, чтобы милостын-ныя дачи получались и употреблялись на дѣйствительныя нужды, состояли въ слѣдующемъ: 31 іюля 1745 г. для ближайшаго ознакомленія съ своими просителями Синодъ опредѣлилъ— требовать отъ патріарховъ и отъ архіереевъ въ штатѣ показанныхъ, обстоятельнаго извѣстія, какіе архіереи «въ чьей области находятся и монастыри не въ запустѣніи-ли» пребываютъ, вмѣстѣ предписывалось развѣдать о семъ «пристойнымъ образомъ» и Конст-скомѵ резиденту * 2). Послѣдній при выдачѣ паспортовъ на проѣздъ въ Россію старается узнать, дѣйствительно ли нуждаются просители. Когда, напр., посланные отъ 20 аѳонскихъ монастырей «глухо» объявили долговъ на 102,448 левковъ (ок. 6Н/г т. руб.), Вешняковъ потребовалъ представить доказательства отъ патріарха и коммисіи, чтобы они «всуе въ Россію не ѣздили». Только убѣдившись въ существованіи долговъ, онъ отпустилъ ихъ въ Россію съ свидѣтельствомъ 3). Нѣсколько позже, чтобы побудить просителей передавать полученныя деньги по назначенію, Синодъ- сталъ требовать о семъ чрезъ Кояст. резидента удостовѣренія отъ монастыря съ засвидѣтельствованіемъ патріарха 4).

Вмѣстѣ съ тѣмъ Синодъ предписалъ разрѣшать сборъ доброхотныхъ подаяній только «по крѣпкомъ разсмотрѣніи» 5) и «на еамокрайнѣйшія монастырскія нужды» 6 7); отъ частныхъ же лицъ требовалось подтвержденіе ихъ просьбы какимъ либо почетнымъ извѣстнымъ правительству лицомъ 1).

Эти мѣры тоже не могли принести существенной пользы правительству. И московское правительство и Константинов, резиденты должны были довольствоваться только тѣми свѣдѣніями, которые сообщали имъ сами просители или съ ихъ

’) Ibid. д. 1749 г., № 255.

2) Арх. Син. д. 1735 г., № 270 л. 107.

3) Ibid. д. 1745 г., № 279, л. 6—8.

*) Ibid. д. 1754 г., № 302. л. 19—20; 55 № 319, л. 17—18; 60 № 207, л. 1—7.

г>) Арх. Син. д. 1750 г. JSJ5 134, 41.

6) Ibid. g. 1754 г. № 308.

7) Такъ прошенія о сборѣ подаяній грузин. священниковъ Григорія Ѳедорова, Давида Еремѣева и Як. Георгіева были засвидѣтельствованы капитанъ-поручикомъ Измайловскаго полка принцемъ Александромъ Грузинскимъ и „другими чиновными грузинцами“. Арх. Син. д. 58 г., Л» 237 и 59, № 187.

словъ восточные патріархи. ІІо этому если правительство изобличаетъ какого-либо просителя, то обыкновенно на основаніи доносовъ самихъ же просителей *).

Въ отношеніи мощей всѣ мѣропріятія направлялись къ тому, чтобы съ востока привозили «самоистинныя, а не притворныя и подложныя вещи», Для представленія, какъ относилось наше правительство къ просителямъ съ мощами въ первой половинѣ царствованія Елисаветы, познакомимся съ дѣломъ архимандрита Анатолія, явившагося въ Россію въ 1750 г. съ ковчегомъ и со свидѣтельствомъ о своей святынѣ. Въ ковчегѣ были части древа Христова съ разными святыми мощами и дары принесенныя предвѣчному младенцу отъ волхвовъ * 2). Контора Синодальная не рѣшилась допустить народъ прикладываться къ мощамъ 3), а особенно къ дарамъ «яко малослыханной вещи» и обратилась за резолюціей въ Синодъ. Послѣдній распорядился привезти ихъ въ С.-Петербургъ и хранить при церкви Зимняго дворца запечатанными. Но но просьбѣ знатныхъ придворныхъ персонъ Анатолій, вопреки по-велѣнію Синода, самъ распечаталъ мощи и по перенесеніи въ Аничковъ дворецъ сталъ допускать къ нимъ прикладываться (иные прикладывались только ко кресту). Синодъ настаивалъ на исполненіи своего указа, но все-таки долженъ былъ уступить: разрѣшить Анатолію въ теченіи 3 лѣтъ собирать доброхотныя подаянія во всей Россійской Имперіи, допускать на-

9 Иногда, впрочемъ, оно пользовалось свѣдѣніями о прежнихъ пріѣздахъ. См. напр. д. 1760 г., №206.—Когда прибывшій въ Москву архим. Георгіевскаго Павловскаго монастыря Митрофанъ объявилъ, что долгу на монастырѣ болѣе 14 тыс., ему сдѣланъ былъ допросъ, откуда долгъ, если въ 55 г. въ этотъ монастырь Анатолія вывезъ одного жалованья болѣе 4 тысячъ.

2) Они были получены отъ госпожи Мары, дочери Іора, короля сербскаго, и состояли въ слѣдующемъ: 3 бляхи, сдѣланныя изъ злата канительною плетеною работою, одна на подобіе треугольника, двѣ-же четвѳро-угольныя продолговатыя; между оными бляхами было принизано 8 орѣховъ (на подобіе русскихъ): 6 Ливана, 1 смирны и 1 продолговатый съ 32 зернами средняго бурмицкаго жемчуга. Арх. Син. д. 1750 г. Л» 132, лл. 30—31.

3) Здѣсь были, между прочимъ,частицы отъ ризы Христовой,отъ пеленъ Хр., отъ ризы Б. матери, ея поясъ, отъ лохани, въ которой I. Хр. умывалъ воги учениковъ, отъ мѣста Краніева, отъ трости, отъ порфиры Хр., свят. купины, отъ лобнаго мѣста, а также мощи св. младенцевъ. Л. 306.

родъ прикладываться къ мощамъ *) и совершать водосвященіе съ молебномъ 2). Въ это время дѣйствовало правило—требовать о мошахъ подлиннаго и основательнаго свидѣтельства съ обозначеніемъ, гдѣ мощи прежде хранились и откуда, когда и какимъ путемъ достались и теперь откуда и отъ кого именно поручены и ради какой потребы посланы 3). Если такого свидѣтельства не было и самъ привезшій не могъ дать точныхъ и подробныхъ свѣдѣній о мощахъ, духовное начальство само наводило справки 4) или отбирало, если находило сомнительными и, запечатавъ, хранило въ Синодальной ризницѣ «въ пристойномъ мѣстѣ» до самаго отъѣзда просителей за границу. При отъѣздѣ мощи выдавались, но съ обязательствомъ по дорогѣ не показывать и не распечатывать 5).—Но это мало помогало, не останавливало просителей отъ злоупотребленій и строгое наказаніе правительства за обманъ. Такъ, напр., Синодъ въ концѣ (11 ноября) 1754 г. постановилъ архим. Косьму, раздававшаго частицы простого дерева за древо честнаго креста Хр. «на страхъ другимъ, дабы другіе такихъ продерзостей чинить не дерзали» по лишенію чина и званія сослать на неисходное пребываніе и содержаніе въ Кирилловъ-Бѣлозерскій монастырь 6). «Хотя объявленія не имѣю, писалъ Обрѣзковъ на запросъ кіевскаго митрополита о мощахъ (подлинности ихъ) монахинь Синклитикіи и Ефросиньи, почти съ надежностью могу указать, что все то плутовство и обманъ». «Подобное обманство», замѣчаетъ онъ, «почти повседневное» и просилъ митрополита привозимыя мощи за дѣйствительные не признавать, потому что приносящіе ихъ не только народъ истощеваютъ, но по выходѣ еще его простотѣ насмѣхаются 1).

Русское правительство, конечно само видѣло, что принятыя имъ мѣры не прекращаютъ пріѣздовъ восточныхъ проша-ковъ съ ложною святынею и др. злоупотребленія и къ концу

9 Привезенные же и называемые именемъ злата, дивана и смирны предметы разрѣшалось только показывать.

2) Арх. Син. д. 1750 г., № 132, лл. 21—2, 70, 72—3, 88-9, 96—7.

3) Ibid. g. 1750 г., № 134, л. 41—6.

4) Ibid. g. 1755 г., № 318, л. 32.

5) Ibid. g. 1754 г.ѵ № 308, лл. 15-18.

6) Арх. Син. д. 1751 г., № 158. Только 26 Іюня 1757 г. Синодъ по снисхожденію къ его бѣдности и иностранству отпустилъ на родину, а разрѣшеніе священно-служенія и возвращеніе архимандр. представилъ тамошнему архіерею, лл. 46, 56—63, 96 -8; 108, 110, 112—3.

7) Письмо Обрѣзкова отъ 12 авг. 55 г. (Арх. Син. 55 г., №318, л. 32).

царствованія Елисаветы стало ограничивать самые пріѣзды— и прежде всего въ С.-Петербургъ. Еще 13 іюля 1752 г. Синодъ повелѣлъ Московской Конторѣ духовныхъ палестинскихъ и проч. иностранныхъ особъ безъ особенныхъ позволительныхъ указовъ въ С.-Петербургъ не пропускать, ибо непрестанными и разными ихъ просьбами и докучностями наносится Синоду излитее затрудненіе, да и имъ самимъ происходятъ убытки; если же они станутъ просить отпуску сюда для законоправильныхъ нуждъ, то контора должна разсмотрѣть все правильно и, представивъ съ мнѣніемъ своимъ въ Синодъ, дожидаться указной резолюціи 1).

20 янв. 1755 г. этотъ указъ былъ снова подтвержденъ: въ Спб. пріѣзжихъ не допускать, о чемъ въ указахъ (вѣроятно, о сборѣ милостыни) прописывать 2), а 9 октября 1757 г. Синодъ запретилъ просителямъ восточнымъ ходить и собирать милостыню въ Россіи съ мощами. На представленіе Московской Конторы о немедленной выдачѣ ею мощей безъ донесеній въ Св. Синодъ, если по осмотру никакого сумнительства не окажется, онъ постановилъ: впредь мощей до возвращенія (просителей изъ Россіи) не отдавать, чтобы не подать повода и побужденія къ наибольшему привозу въ Россію изъ заграничныхъ мѣстъ сумнительныхъ, неизвѣстныхъ, подложныхъ мощей и проч. мнимой святыни; отъ сего только обманъ и соблазнъ здѣшнему простонародью происходитъ (какъ по дѣламъ Св. Синода оказалось), а милостыню, если пожелаютъ ее давать, станутъ просителямъ давать и безъ мощей 3). Въ 1758 г. у свѣтскаго правительства возникла мысль совсѣмъ пресѣчь доступъ въ Россію просителямъ съ востока. 20 января этого года Коллегія И. Д. вошла въ Св. Синодъ съ предложеніемъ, что палестинскимъ особамъ удобнѣе дачу получать отъ Константинопольскаго резидента, нежели пріѣзжать въ Москву: для нихъ происходящіе по отдаленности убытки и опасности

9 Правительство еще раньше желало пресѣчь пріѣзды просителей въ С.-Петербургъ. Еще въ 1733 г. Синодъ приказалъ „не посылать ихъ сюда, кромѣ пожелавшихъ просить милостыню особо, сверхъ жалованныхъ грамотъ. Въ такомъ случаѣ при поѣздѣ въ С.-Петербургъ они казенныхъ прогонныхъ и кормовыхъ уже не получали. (Арх. Син, 32 г. № 262, л. 33—4). Впослѣдствіи оно тоже отказывало отдѣльнымъ просителямъ (43 г., 285). Указъ Синода вь арх. Син. 52 г., № 135.

2) Арх. Син. д. 1754 г. Ѣ 308, лл. 16—17.

3,1 Арх. Син. д. 1757 г. № 286, л. 11.

прекращены быть могутъ; синодальной же казнѣ выдаваемыя кормовыя и прогонныя деньги оставлены будутъ. Коллегія въ случаѣ согласія Синода бралась устроить эту выдачу милостыни (съ потребными свидѣтельствами) чрезъ резидента. Синодъ только обязывался отпускать въ Коллегію сумму на каждый годъ заблаговременно. Мы не знаемъ, что отвѣтилъ Синодъ на это предложеніе. Въ журналѣ его отъ 8 февраля

1759 года замѣчено: «учинивъ выписку, предложить къ докладу *)». Во всякомъ случаѣ Синодъ не рѣшился прекратить греческимъ и славянскимъ просителямъ пріѣздъ въ Россію— онъ только съ этого времени дѣлается особенно подозрительнымъ и строгимъ по отношенію къ пріѣзжимъ. Владиміра Буковскаго, еп. зетскаго 2) и архимандр. Геннадія Васича3 4) полагаетъ выслать заграницу подъ крѣпкимъ карауломъ; о Симеонѣ Концаревичѣ тщательно наводитъ справки чрезъ Коллегію И. Д. и только послѣ полученія благопріятнаго отвѣта разрѣшаетъ ему священнослуженіе *). Злоупотребленія просителей навлекаютъ на нихъ строгое наказаніе. Такъ, въ одномъ

1760 г. Св. Синодъ препроводилъ въ Коллегію Ин. Дѣлъ для поступленія въ силу указовъ бродягу Паисія «за немалыя сум-нительства и подозрительства 5)», сослалъ въ Сибирскую епархію простымъ чернецомъ архим. Анатолія «за неучтивости п предерзностные поступки6)» и отправилъ на неисходное житье въ Соловецкій монастырь молдавскаго іеромонаха Аверкія за сборъ милостыни безъ всякаго вида ’’). Въ 1761* г. Св. Си-1 подъ послѣ происшествія съ Анатоліемъ, употребившимъ ми-лостынные деньги на полученіе сана, пришелъ въ «немалое сумленіе», не поступаютъ ли такъ и прочія духовныя персоны, и сдѣлалъ новое распоряженіе. 29 января онъ постановилъ: во 1-хъ, чтобы резиденты въ Константинополѣ и въ прочихъ иностранныхъ мѣстахъ выдавали на проѣздъ паспорты и при томъ только по предъявленіи свидѣтельствъ, что монастыри не въ запустѣніи и дачи повѣрены просителямъ отъ монастырей; во 2-хъ, чтобы резиденты по возвращеніи просителей изъ Россіи истребовали отъ патріарховъ, архіереевъ и монастырскихъ настоятелей надлежащее увѣдомленіе ' о полученіи подаянія

’) Арх. Син. д. 1758 г. № 234 л. 9.

-) Ibid. д. 1758 г. № 228. 3) Ibid. д. 1759 г. № 188, 17—18.

4) Ibid. д. 1759 г. № 193, лл. 5. 21—2, 43—4.

Л Арх. Син. д. 1760 г. .V 218.

в) Ibid. д. 1760 г. № 206. 7) Ibid. д. 1760 г. № 215.

(исправно-ли, сполна-ли доставлено) и чрезъ Коллегію И. Д. сообщали Синоду *), Но свѣтское правительство «не усмотрѣло настоящей нужды прибѣгать къ такимъ мѣрамъ» и предложило «оставить дѣло на прежнемъ основаніи». Обязательное полученіе паспортовъ отъ резидента только причинило бы просителямъ «излишніе убытки» на проѣздъ въ Константинополь и могли бы повести (вслѣдствіе частныхъ пріѣздовъ къ резиденту) къ распространенію разныхъ ложныхъ и опасныхъ слуховъ. Что касается письменнаго увѣдомленія, то «учинить это совсѣмъ почти невозможно» по отдаленности и неимѣнію способовъ сообщенія константинопольскаго резидента «со всѣми мѣстами 2) >.

Дѣло дѣйствительно осталось въ прежнемъ положеніи и «многіе ѣздящіе въ Россійскую Имперію пользовались собраннымъ подаяніемъ только для заведенія интригъ 3). Только уже въ 1768 г. Обрѣзковъ, по просьбѣ Константинопольскаго патріарха, предложилъ—пропускать на всѣхъ форпостахъ только съ паспортами отъ него 4). Синодъ съ своей стороны 15- сентября, вмѣстѣ съ подтвержденіемъ архіереямъ и Моск. конторѣ о невыдачѣ книгъ для сбора милостыни безъ Синод. особливаго разрѣшенія, приказалъ: явившихся безъ паспортовъ и свидѣтельствъ отъ резидента отсылать немедленно въ свѣтскія команды для поступленія съ ними по указамъ 5). Въ 1785 г., соотвѣтственно повелѣнію Екатерины II о непропущеніи иностранныхъ монаховъ и архіереевъ безъ предварительнаго позволенія къ высочайшему двору, еще разъ (5 дек.) подтвердилъ строжайшими указами—отъ пріѣзжихъ особъ, кромѣ жалованныхъ грамотъ, свидѣтельствъ отъ патріарха, требовать еще паспорта отъ «Россійскаго министра»; безъ таковыхъ документовъ далѣе въ Россію отнюдь ни подъ какимъ видомъ не пропускать, а, допросивъ о всемъ потребномъ, рапортовать Синоду съ первою почтою и ожидать его указу 6).

И. Щербовъ.

*) Арх. Син. д. 1760 г. Х» 206, лл. 23—6. 2) Ibid. лл. 31—2.

3) Письмо констант. патр. къ Обрѣзкову. Арх. Син. 68 г. № 288, лл. 1- 2.

4) Палестинскіе старцы, доносилъ между прочимъ Обрѣзковъ Кол. И. Д. отъ 6 авг. 68 г., посѣщая всякіе дома для сбора милостыни, „болтаютъ все, что имъ въ голову придетъ, а отъ того между тамошними народами разные плевелы разсѣваются“. Ibid.

5) Арх. Син. д. 1768, № 288 л. 3—4.

6) Ibid. д. 1785 г. № 344, лл. 1, 7—8.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная ака-демия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, целью которого является подготовка священнослужителей, преподавателей духовных учеб-ных заведений и специалистов в области богословских и церковных наук. Подразделениями академии являются: собственно академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет ино-странных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках процесса компьютеризации Санкт-Петербургской православной духовной академии. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий. Куратор проекта - проректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Матери-алы журнала подготавливаются в формате pdf, распространяются на компакт-диске и размещаются на сайте академии.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.