Научная статья на тему 'К вопросу об отношении России к православному Востоку в первой половине XVIII века'

К вопросу об отношении России к православному Востоку в первой половине XVIII века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
42
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об отношении России к православному Востоку в первой половине XVIII века»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

И.П. Щербов

К вопросу об отношении России к православному Востоку в первой половине XVIII века

Опубликовано:

Христианское чтение. 1905. № 8. С. 171-183.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Къ вопросу объ отношеніи Россіи къ православному Востоку въ первой половинѣ XVIII вѣка *).

Средства содержанія восточныхъ просителей въ Россіи (до учрежденія палестинскихъ штатовъ).—Сборъ доброхотныхъ даяній.—Правила для сбора.—Контроль Синода и епархіальн. архіереевъ.—Мѣсто и время сбора милостыни.—Совершеніе священнослуженія.—Разрѣшеніе на это Синода и согласіе мѣстнаго начальства.—Запрещеніе восточнымъ архіереямъ „вступать въ духовныя распросы и дѣла“.—Отправленіе ими очередныхъ службъ въ Московскихъ соборахъ.—Поселеніе грековъ и другихъ пріѣзжихъ съ востока на постоянное жительство въ Москвѣ.

ш.

ВЕРЕИДЕМЪ теперь къ обозрѣнію другихъ средствъ содержанія восточныхъ посѣтителей и посмотримъ, какія послѣдовали здѣсь измѣненія съ конца XYII в. до 1735 г., ? т. е. до учрежденія палестинскихъ штатовъ. Таковыми I средствами были: сборъ доброхотныхъ даяній, священно-служеніе съ исправленіемъ требъ.

Сборъ подаяній на Руси восточными просителями обычай весьма древній—онъ современенъ первымъ пріѣздамъ ихъ въ Россію. Только на первыхъ порахъ, получая весьма щедрую милостыню безъ особенныхъ хлопотъ отъ самаго правительства, восточные архіереи, архимандриты, въ особенности патріархи обращались съ подробными просьбами къ самымъ знатнымъ и богатымъ людямъ. Съ теченіемъ времени, правительство и самые эти люди стали умѣрять свою щедрость, вмѣстѣ съ тѣмъ доступъ въ богатые й знатные дома становились труднѣе для восточныхъ просителей, не имѣвшихъ высокаго іерар-

*) Продолженіе. См. іюль.

хическаго положенія. Поэтому восточные просители XVIII в., большею частію архимандриты, игумены, іеромонахи, обратились къ простому народу и у него стали собирать доброхотныя подаянія. Сборъ этотъ просителями низшаго, такъ сказать, ранга производился, конечно, и до ХѴШ в., но мы къ сожалѣнію не имѣемъ объ этомъ подробныхъ свѣдѣніи—можно только съ вѣроятностью предположить, что никакихъ стѣснительныхъ постановленій на этотъ счетъ не существовало—собиралъ всякій, гдѣ и сколько хотѣлъ. Съ конца же X VII в. для сбора подаяній становится необходимымъ полученіе разрѣшенія отъ русскаго церковнаго или свѣтскаго пр-ва. Такъ въ 1691 г. кіевскій митрополитъ отправилъ іеромонаха Іону (посланнаго отъ сочавскаго митрополита) за испрашиваніемъ позволенія на сборъ милостыни въ Москву.—Здѣсь ему дали 5 р.. а разрѣшеніе предоставили Гетману '). Въ 1722 г. архимандритъ Діонисій собиралъ милостыню по Украинскимъ городамъ и въ Малороссіи съ разрѣшенія гетмана Скоронадскаго и черниговскаго архіепископа Антонія Стаховскаго 2). Но большею частью эти разрѣшенія получались отъ Св. Синода, куда обыкновенно и обращались восточные пріѣзжіе особы. Такъ игумену греческаго Богородичнаго монастыря «Большой Спи-лей» въ 1722 г., согласно его прошенію, былъ разрѣшенъ сборъ и велѣно «дать ему изъ Свят. Сѵнода противъ прочихъ таковыхъ же иностранцевъ обычайный указъ» 3). Въ это же время былъ установленъ «образъ» или правила сбора доброхотнаго даянія «въ Россійской'!. Государствѣ». Просители должны были—а) требовать только отъ православныхъ христіанъ, а отъ инославныхъ персонъ, т. е. папистовъ, лютеранъ и Кальвиновъ никакой себѣ дачи, ни подъ какимъ видомъ отнюдь не домогаться, ибо отъ оныхъ токмо нареканій для посмѣянія православныхъ можно надѣяться», б) прошенія предлагаютъ съ надлежащею учтивостью, безъ стужепія (именно довольствоваться тѣмъ, что доброхотно по усердію дается) и при томъ словесное, письменными же просьбами никого не утруждать. Въ 1731 г. къ этому было прибавлено: въ церквахъ

’) Мур. т. IV, 1127—28; св. 69 И -25.

-) Арх. Син. 1722 г. № 73.

3) Ibid. d. 1722 г. № 742 л.л. 7—8 ср. .Nsi 230 и д. 1723 г. № 366. Такое разрѣшеніе было дано ранѣе арх. аѳонек. Неофиту (Арх, Син. 21 г. Лй 231).

и на площадяхъ и по улицамъ ни у кого не просить, а требовать подаяній въ домахъ *).—в) Просители должны были подаваемое записывать имянно (съ точнымъ обозначеніемъ имени) безъ всякой утайки въ особую выдаваемую при семъ книгу и по окончаніи сбора при дополненіи препроводить ее въ С.-Петербургъ безотлагательно 2). Съ 1725 г. эти просители были поставлены подъ надзоръ мѣстнаго духовенства и должны были собирать милостыню «съ вѣдома и благословенія епархіальныхъ архіереевъ» 3).

Чѣмъ руководилось правительство при выдачѣ этихъ разрѣшеній—особеннымъ-ли бѣдственнымъ положеніемъ 4) просящихъ, полученіемъ ли ими небольшой дачи отъ правительства 5)—сказать трудно. Оно, кажется, давало ихъ всякому просившему, «буде онъ достовѣрно для милостыни пріѣхалъ, безъ всякаго подозрѣнія и никакого сумнптельства о немъ въ Коллегіи Ин. Дѣлъ и ея конторѣ всесовершенно нѣтъ» ®), иначе сказать, если документы его были «подлинно вѣроятны» ’) и въ порядкѣ. Въ 1729 году 28 февр. состоялся въ этомъ смыслѣ прямой указъ: безъ свидѣтельствованныхъ патріаршихъ писемъ не только до священнослуженія отнюдь не допускать, по и милостыни просить не позволять 8). Можно развѣ отмѣтить то, что Св. Сѵнодъ съ большею охотою давалъ разрѣшеніе монастырскимъ властямъ, какъ менѣе подозрительнымъ людямъ, нежели частнымъ лицамъ. Въ 1731 г. онъ выслалъ

') Собр. пост. № 2428.

-) Арх. Син. д. 1723 г. Л» 366 л.л. 18—19, ср. Оп. д. и дѣлъ 22 г. № 250.

3) Ibid. д. 1725, JM» 194, л. 4.

4) Этимъ трудно было руководиться правительству, п. ч. дѣйствительнаго положенія просителей оно не знало, а между тѣмъ почти всякій изъ нихъ въ челобитной или прошевіи жаловался, что его монастырь „отъ неиостоятельства временъ и околичности въ послѣднюю нищету и убожество приведенъ“ (Мур. V, 182а) „вмалѣ не разоренъ до основанія и день отъ дня всеконечпо разрушается и сами монашествующіе терпятъ безчисленныя скорби и несносныя нужды всечастно отъ дикихъ и свирѣпыхъ враговъ“.

5) Въ 1722 г. былъ разрѣшенъ сборъ Ватопедскому архимандриту „чтобы довести милостыню въ цѣлости до горы аѳонской“, а онъ обыкновенно получалъ наибольшую дачу; никакихъ несчастій въ Ватопедск. монаст. въ это время не произошло (Онис. док. и дѣл., т. II, ч 2, JN» 250).

в) Арх. Син. д. 1725 г. № 194.

7) Ibid. д. 1725 г. № 194.

8) Собр. пост., № 2200.

изъ Россіи грека, пріѣхавшаго сюда собирать милостыню, и постановилъ «впредь таковыхъ прошаковъ не пускать» ‘).

Въ опредѣленіи мѣста и времени тоже не было руководящихъ правилъ, кромѣ просьбы самихъ восточныхъ духовныхъ особъ 2) и личнаго расположенія и ѵсмотрѣнія Сѵнода. Мы видимъ, что сборъ разрѣшается, то «въ великороссійскомъ государствѣ 3), то только «по пути до польской границы» 4) и притомъ то сразу «въ Россіи и Малороссіи г’), то постепенно: сперва разрѣшается просить въ столицѣ, потомъ въ великороссійскихъ городахъ и селеніяхъ, наконецъ, въ Украйнѣ и Малороссіи 8). Большею частію, впрочемъ, сразу разрѣшалось просить «въ Москвѣ и прочихъ малороссійскихъ и великороссійскихъ городахъ» 7).

Касательно времени—на какое именно время давалось разрѣшеніе, мы до самаго 1740 г. не встрѣчаемъ указаній. Просители въ своихъ прошеніяхъ ходатайствуютъ о томъ, «дабы въ здѣшней бытности имъ для подаянія милостыни хо-дити было невозбранно», не обозначая точнѣе времени 8); не опредѣляетъ его и само правительство въ своихъ позволительныхъ указахъ 9), вѣроятно предоставлялось каждому собирать столько времени, сколько онъ могъ и желалъ.

Былъ установленъ большій порядокъ и въ совершеніи свя-щеннослужеиій приходящими съ востока духовными особами. Прежде всего потребовалось предварительное разрѣшеніе Св. Синода на совершеніе священно-служенія 10). Оно давалось «но освидѣтельствованіи имѣющихся у нихъ грамотъ» “) и съ теченіемъ времени сдѣлалось необходимымъ. Такъ въ 1729 г. кіевскій митропол. проситъ такого разрѣшенія для коринѳ.

') Собр. пост., № 2200.

-) Такъ арх. Авимелехъ просилъ Св. Син. дозволить ему сборъ живучи въ С.-Петербургѣ, въ городахъ по дорогѣ и въ Москвѣ по монастырямъ и слободамъ“ (Ар. Син. д. 1723 г. № 366, л. 15.

3) Арх. Син. д. 1722 г. № 231, л. 3.

4) Ibid. д. 1733 г. № 265, л. 53.

5) Собр. пост. 1732 г., № 2535.

6) Арх. Син. 1723 г., Л» 316, л.л. 18—19; 29, 39. Разрѣшеніе архим. Авимелеху отъ 10 іюля, 10 сентября 23 г. и 19 октября 24 г.

7) Ibid. д. 1725 г. № 194, л. 4. е) Ibid. д. 1721 г., № 231.

“) Ibid. № 231, ср. 1732 г., № 261, л. 1—2.

'") Ibid. д. 1722 г. № 742, л. 7—8.

и) Указъ отъ 5 августа 1723 г. Арх. Син. 1723 г. № 366, л. 23,

митрополита Митрофана, прибывшаго безъ ставленной грамоты и патріарш. свидѣтельства '). Резидентъ же Неплюевъ въ 1730 г. при дачѣ паспорта иверскому архимандриту Григорію взялъ обязательство съ него, священнодѣйствій въ пути въ Москвѣ до полученія позволенія на это отъ Синода ни подъ какимъ видомъ не читать 2).

Вмѣстѣ съ тѣмъ Св. Синодъ старается поставить это дѣло въ извѣстныя должныя границы и самихъ духовныхъ восточныхъ особъ въ зависимость отъ мѣстнаго церковнаго начальства. Въ 1722 г. онъ позволяетъ восточнымъ архимандритамъ отправлять «свободно свяіценнослуженіе тамъ, гдѣ требовать будутъ» 3), и предписываетъ въ слѣдующ. году греческимъ архіереямъ брать со ставленниковъ опредѣленные доходы безъ излишества 4) и притомъ совершать все это съ вѣдома и благословенія тамошнихъ архіереевъ, съ позволенія въ обители настоятеля, и въ прочихъ церквахъ священнослужителей 5). Въ 1731 г. еще точнѣе былъ опредѣленъ кругъ церковныхъ дѣлъ въ Россіи, доступныхъ для пріѣзжихъ восточныхъ архіереевъ—22 февр. состоялся указъ «ни въ какія духовныя расправы и дѣла имъ не вступать» и самое посвященіе въ церковныя степени чинить не своевольно, а въ случаѣ предложенія Консисторіи °).

Упомянемъ еще объ объ одномъ распоряженіи Св. Синода, имѣвшимъ въ виду, такъ сказать, утилизировать для московскаго духовенства разрѣшеніе греческимъ и прочимъ пріѣзжимъ восточнымъ особамъ свящепнослуженія и вмѣстѣ подчинить ихъ общему существующему церковному порядку. 12-го іюля 1731 г. Синодъ приказалъ—иностраннымъ архіереямъ (ѳивадск. митр. Арсенію, грузинскому еп. Христофору сантав-рійскому и Николаю тифлисскому) въ Московскомъ Успенскомъ и въ другихъ соборахъ отправлять божеств. службы въ дни воскресные, дни церковныхъ и гражданскихъ торжествъ, «также и на память прежде бывшихъ государей и свят. патріарховъ» ’:). Службу должны были эти архіереи исправлять по

') Собр. пост. Л» 2200, ср. № 2423. 5) Ibid. Л» 2328.

Арх. Син. 1722 г., Ms 742, л. 7—8. 4) Собр. Пост. № 1044.

5) Арх. Син. 1725 г. № 194, л. 4. °) Собр. Пост, Ms 2423.

7) Общеее количество службъ было весьма порядочно. Кромѣ дней воскр., праздн. Господскихъ, Богородичныхъ и знаменитыхъ святыхъ, въ реестрахъ Дух. Дикастеріи царскихъ и викторіальныхъ дней показывается до 21, дней памяти государей съ фамиліею и свят. моск.

нарядамъ, по повѣсткамъ ключарей Успенскаго собора, безъ всякихъ отговорокъ, неотмѣнно (кромѣ приключившейся совершенной болѣзни и др. т. п. причинъ) подъ угрозою вычета («безъ опущенія») изъ опредѣленнаго имъ жалованья.—«А ежели они, говорилось въ Указѣ, въ тѣ дни по чьей просьбѣ станутъ служить за дачи въ другихъ церквахъ, за то у нихъ по разсмотрѣнію Синода учиненъ будетъ вычетъ безъ опущенія ').

Греки и другіе просители въ ХѴШ в., какъ и прежде, иногда оставались въ Россіи на долгое время, а иные поселялись навсегда. По московской переписи 1708 г. оказалось жившихъ здѣсь гречанъ— 11 духовныхъ особъ, 1 капитанъ, 22 торговыхъ грековъ, 31 рукодѣльныхъ, да еще розыскано было до 30 разныхъ грековъ * 2 3). Нѣкоторые изъ нихъ были, можетъ быть, случайные посѣтители, но большинство, несомнѣнно, было осѣдлыми жителями. Также и впослѣдствіи нѣкоторые духовные поселяются въ Россіи. Таковы, напр. изъ архіереевъ: Призрѣнскій митр. Никодимъ, жившій на покоѣ съ 1695 г. въ Кіевской Лаврѣ близъ пещеры св. Ѳеодосія *), Ѳиваидскій митр. Арсеній 4 5 6 7), Сантаврійскій м. Христофоръ *). Изъ не архіереевъ можно указать на греческ. священника Анастасія Кондоиди, члена Св. Синода, впослѣдствіи еп. Вологодскаго в), Аѳанасія Скадѵ, учителя греческой школы послѣ Лихудовъ волошскаго чернеца Исаію бывш. архим. Воро-

патр. отъ 67 до 78; кромѣ того крестныхъ ходовъ до 29. Арх. Син. 1731 г. № 212, лл. 7—16.

') Арх. Син. д. 1731 г. Л» 211, л.л. 1—2 ср. Собр. Пост. № 2460, интересно самое основаніе для этого распоряженія: духовныя оныя особы „удовольствованы денежнымъ и хлѣбнымъ жалованьемъ и имѣютъ на архіерейскихъ и монаст. подворьяхъ квартиры безденежно, а противъ епархіальныхъ архіереевъ свободны и епархійскаго отправленія нѳ имѣютъ. Эти слова даютъ намъ ясное представленіе о положеніи греческихъ духовныхъ особъ на Москвѣ.

й) Каптеревъ. Хар. отн. стр. 271, примѣч. 4.

3) Муравьевъ IV, 1196—7.

4) Получалъ по 500 руб. жал. въ годъ; съ 26 по 30 г. б. ему выдано 2453 р. 35'/2 к. Ар. Син. 1731 г. № 215, л.л. 32—3. Скончался кажется около 1738 г.

5) Христофоръ съ др. грузинц. въ 26 г. получ. 2000 р; въ 28—945 р. 98‘/2 к., въ 29—30 г. по 1787 р. 34 к. (Арх. Син. 31 г. № 215, л.л. 32—3).

6) Истор. Россіи Оолов., кн. 4, стр. 277, 279—919.

7) Съ 1722 г. съ жалов. но 200 р. въ годъ (Оп. док и д. И т., ч. 2, X» 1074).

нежскаго монастыря ') и т. д. Въ 1733 г. 29 октября издано слѣдующее распоряженіе о восточныхъ особахъ: если кто изъ пришельцевъ будетъ требовать опредѣленія къ мѣстамъ внутрь государства Россійскаго, о таковыхъ по надлежащемъ освидѣтельствованіи писать въ Синодъ и самихъ просителей не отпускать съ мѣста до синодской резолюціи * 2).

ІУ.

Учрежденіе Палестинскихъ штатовъ.—Ихъ составъ и количество положенной милостыни. — Порядокъ ея полученія палестинскими особами,— Прогонныя и кормовыя деньги пріѣзжимъ до Москвы.—Жалованье имъ въ Москвѣ.—Значеніе штатовъ: большее упорядоченіе дѣла милостыни востоку, сокращеніе числа пріѣздовъ и посѣтителей оттуда.

Внѣшнимъ поводомъ, толчкомъ къ составленію Палестинскихъ Штатовъ послужилъ пріѣздъ архидіакона Макарія н протосинкела Каллиника отъ александрійскаго патріарха за милостынею. Синодъ 15 янв. 1733 г. опредѣлилъ пріѣхавшимъ отъ него духовнымъ особамъ надлежащее число жалованья выдать изъ Коллегіи Экон. Синодальнаго правленія—но сдѣлать этого было нельзя по неимѣнію въ Кол. Экон. вѣдомостей о количествѣ дачи. Сенатъ и Кол. Ин. Д. съ своей стороны никакого рѣшенія учинить не соблаговолили, потому что и здѣсь «указовъ и окладныхъ книгъ, почему жалованья давать, не оказалось. Не могъ опредѣлить жалованья «безъ имян-ного указа» и Св. Синодъ. Въ жалованныхъ грамотахъ алекс. патріарху количество дачи ему и посланникамъ его было не обозначено и въ прежніе годы (по справкѣ въ Синод. Капц.) дачи бывали неравномѣрныя; наконецъ, и сама Коллегія Экон. «подъ вѣдомомъ правительств. Сената (а не Синода) состоитъ». Въ виду этого Св. Синодъ 24 сентября 1733 г. представилъ Ея И. Велич—ву докладъ съ требованіемъ всемилостивѣйшей резолюціи, сколько жалованья александрійскому панѣ Косьмѣ и пріѣзжимъ отъ него дать нынѣ и впредь давать3). 4-го октября того же года па этомъ докладѣ послѣдовала резолюція Анны Ивановны,—составить экстрактъ о палестинскихъ властяхъ и монастыряхъ «во сколько лѣтъ велѣно имъ пріѣзжать (но жал. грам.) и почему жалованье давано», на основаніи эк-

') Оиис. док. и дѣл. ІИ т. (23 г., № 595).

*) Арх. Синод. д. 1733 г., „V 389.

3) Арх. Син. д. 1725 г. JsS 115 дл. 137—8, 147, 156—160.

стракта сочинить статьи, по колику впредь онымъ давать» и подать на разсмотрѣніе Е. И. Величеству *). Во исполненіе сего указа были (по вѣдомостямъ конторы Кол. Ин. Дѣлъ) сперва—3 декабря 34 г. составлены и «благопочтенно для высокоособливаго разсмотрѣнія и утвержденія» чрезъ оберъ-секретаря г. Дудина поданы статьи о четырехъ патріархахъ, а затѣмъ и о другихъ палестинскихъ властяхъ и монастыряхъ. 24 мая 1735 г. на штатѣ послѣдовала собственноручная резолюція императрицы: «представленный Штатъ во всемъ аппро-буется» и одновременно сдѣлано распоряженіе о ежегодной выдачѣ 5 тысячъ рублевой суммы изъ Коллегіи Экон. въ Синодъ—въ полное распоряженіе послѣдняго 2).

Штаты съ точностью опредѣляли, какіе епископы и монастыри и въ какое время могли посылать въ Россію за милостынею и какую дачу должно было производить имъ и посланнымъ.

Въ палестинскіе штаты вошли четыре патріарха, 9 митрополитовъ и епископовъ3) и 48 (со включ. виленскаго) монастырей. Дача имъ полагалась неодинаковая. Конст—скому патріарху назначено въ дачу производить чрезъ русскаго резидента въ Константинополѣ по 1 т. руб. па годъ, но съ ограниченіемъ, давать ее только тому патріарху, который «по смерти предшественника своего на праздное мѣсто общимъ избраніемъ въ патріархи удостоенъ будетъ» 4). 3 прочіе патріарха имѣли получать по 100 руб. на годъ. Таковая же дача была положена черногорскому митрополиту «за его нѣкоторые всероссійскому престолу и всему отечеству извѣстные знатныя заслуги «и только ему одному5)—остальнымъ 8 архіереямъ

*) Ibid л. 161 и д. 1735 г. № 270 л. 1.

2) Арх. Син. д. 1735 г. № 270 лл. 2—3.

3) Именно черногорскій, охридскій, халкидонскій, синайскаго монастыря Неопалимыя Купины, бѣлградскій, епис. гор. Каліополя (Иракій-ской митр.) Георгіевскаго монастыря: епис. Погоянинскаго петропавлав-скаго монаст. македонскія земли; еп. сербскаго Благовѣщенскаго мон. и мон. „Епарханицкаго Иографа“ (?).

4) „А понеже нѣкоторые персоны въ патріархи производятся чрезъ происки и немалыя денежныя дачи тамошнимъ правителямъ (т. е. производятся, всеконечно, неправильно) съ насильственными низложеніями бывшихъ патр., то резиденту Неплюеву и его преемникамъ повелѣвалось наблюденіе имѣть и рапортовать въ Св. Синодъ и Коллегію И. Д. о томъ, когда оная перемѣна (патріарха) и какимъ образомъ учинилась.

5) «Сіе прочимъ греческ. и сербск. архіер. не въ образецъ и въ примѣръ сего не выписывать.

назначалось по 70 руб. Изъ монастырей ')—два: Благовѣщенскій Ватоведскій за принесенную въ Россію святыню и Свято-Духовскій виленскіп «по милостивому обѣщанію» о содержаніи его въ государскомъ призрѣніи, «противъ прочихъ монастырей не въ образенъ, получали по 100 рѵб.; сербскій монастырь Анастасіи Узорѣшителышцы за принесеніе изъ онаго руки св. апостола Андрея Первозв. по 50 р.; остальные 45 монаст. по 35 руб. на годъ.

Всѣ эти мѣста (кромѣ Констант. патр. и Виленек. монаст.2) должны были присылать въ Москву или СПБургъ, кому откуда способнѣе, не ранѣе только 5 лѣтъ, нарочныхъ посланцевъ въ такомъ количествѣ. Патріархъ посылаетъ не болѣе 5 лицъ: одного архнм. или игумена, іеродіакопа, да свѣтскихъ служителей по 3 персоны. Архіереи не болѣе 7—-вмѣсто 3—2 служителей, а монастыри не болѣе 3—1 іером. и 2 свѣтск. персоны. Если по чему либо невозможно было присылать нарочныхъ, можно было присылать чрезъ россійскаго резидента и великобританскаго или голландскаго купеческихъ консуловъ (въ Алексапдрійск. и Антіохійскихъ странахъ) векселя въ канцелярію Синод. Правленія съ свидѣтельствомъ патріарха, что монастыри не въ запустѣніи. Канцелярія доллша была отпускать по нимъ деньги подъ росписку безъ всякаго задержанія; объявители векселя никакой дачи себѣ въ награду нс получали.

Иначе нѣсколько было устроено дѣло съ патріархами—имъ были посланы отъ Свят. Синода жалованныя грамоты за подписаніемъ его членовъ и копіи съ нихъ за скрѣпою сино-дальн. оберъ-секретаря Дудина. Первыя грамоты патріархи должны были имѣть у себя, а вторые отправлять въ Россію вмѣстѣ съ своими посланцами «ради пріему милостыни»; кромѣ того они должны были снабжать ихъ письмами за подписью и печатью съ показаніемъ чиновъ, именъ и что подлинно отъ ихъ святѣйшествъ посланы, для предупрежденія обмановъ при воровствѣ грамотъ и б) если это не покажется противнымъ ихъ святѣйшествамъ, свидѣтельствами отъ резидента.

Нарочно присылаемые въ Россію отъ патріарховъ, архіе-

0 Мы не перечисляемъ поименно всѣхъ монастырей. Списокъ ихъ напечатанъ у Каптерева, стр. 135.

2) Констант. получалъ милостыню чрезъ резидента, а Виленскій монаст. „но близости ко Россіи“ могъ посылать сюда чрезъ 2 года въ 3-й.

реевъ и монастырей въ Кіевѣ изъ губернской канцеляріи ‘) получали до Москвы казенныя деньги на подводы (на 940 верстъ» 2), по 3 коп. на каждыя 10 верстъ и каждую подводу—именно свита патріаршеская получала 16 руб. 92 к., архіерейская 14 р. 10 к. и монастырская 11 р. 28 к. Кормовыхъ же на предлежащій трактъ на пропитаніе противъ прежнихъ дачъ давалось на двѣ недѣли по слѣдующему росписа-нію: архимандриту и игумену по 10 к., іеромонаху по 8 к., іерод. по 6 к. и служителямъ по 3 к. на день человѣку. Именно патріаршей свитѣ 3 р. 50 к., архіерейской 3 р. 8 к. и монаст. 1 р. 96 к. Итого въ одинъ конецъ кормовыхъ и прогонныхъ полагалось: парт. свитѣ 20 р. 42 к., архіер. 17 р. 18 к. и монастыр. 13 р. 24 к. То же самое количество прогонныхъ и кормовыхъ получали они па обратный путь.

По прибытіи въ Москву они получали:

а) «на пріѣздахъ и отъѣздахъ» (т. е. два раза) за прежде чинившіяся денежныя и соболиныя и отъ камокъ и суконъ дачи», а также «за понесенный ими чрезъ отдаленныя пути въ пріѣздахъ трудъ»—за все деньгами общею суммою: патріарш. свита по 45 р., архіереи по 40 и монаст. по 25 р. Въ томъ числѣ архимандр. или игуменъ по 20 р., іеромонахи но 15 р., іеродіакон. по 10 р. и служители по 5 р.

б) «За прежде чинившіеся харчевыя питейныя дачи и за дрова и на прочее на шестинедѣльное время, а именно: патріарш. свита по 20 р.. архіер. по 18 р. и монастырская по 16 р. «А болѣе того, что на шесть недѣль положено, за пребываніе ихъ въ Москвѣ въ дачу не производить. Ежели учинится имъ въ Москвѣ прожить сверхъ онаго 6 недѣльнаго времени не за собою, но за нескорою выдачею и удержаніемъ жалованья, то кормовыя деньги повинны имъ будутъ платить тѣ персоны, отъ кого оное удержаніе учинится» 3).

Итакъ, всего, на каждый пріѣздъ «какъ жалованья, такъ

') Эти деньги давались изъ доходовъ Кіевской губ. и затѣмъ полностью возвращались въ Губернскую канцелярію изъ Синодальной 5 тыс. рублевой суммы московскою синодальною канцеляріею или конторою.

2) Въ сенатскомъ вѣдѣніи 774 г. 27 ноября было сообщено Синоду, что отъ Москвы до Кіева по тульскому тракту значится 890 вер. по новому измѣренію. Съ этого времени прогоны стали выдавать уже за это число верстъ.

3) Такая сумма, впрочемъ, выдавалась, если пріѣзжали въ полномъ опредѣленномъ по штату количествѣ; если пріѣзжало меньше людей, соотвѣтственно этому уменьшалась и дача имъ.

поденнаго корму и на подводы» полагалось: патріаршей свитѣ 150 р. 84 к. архіерейской 132 р. 36 к., монастырской 92 р. 48 к. *).

Каково же было значеніе палестинскихъ штатовъ? Что новаго они вносили въ существовавшую практику милостыни востоку и какова была ихъ цѣль и внутренній смыслъ?

Прежде всего замѣтимъ, что съ матеріальной стороны восточные просители, кажется, вовсе не имѣли основанія жаловаться на новый порядокъ. Штаты были установлены «примѣнительно къ прежде чинившимся жалованнымъ дачамъ», причемъ, дѣйствительно, многіе получали жалованья «меньше на годъ», чѣмъ имѣли получить при аккуратныхъ пріѣздахъ теперь. Что касается кормовыхъ и т. п. дачъ, то и здѣсь, хотя давать больше положеннаго по штату не дозволялось, получалась достаточная сумма * 1 2 3).

Этотъ порядокъ былъ даже весьма полезенъ восточнымъ просителямъ, потому что давалъ возможность получить жалованье скорѣе чѣмъ прежде. Съ установленіемъ однообразія и опредѣленныхъ дачъ по Палестинскому Штату Св. Синодъ не имѣлъ нужды дѣлать справокъ, въ которомъ году былъ пріѣздъ раньше и по сколько выдавалось въ извѣстное мѣсто въ прежніе годы. Раньше 5 лѣтъ не должно было пропускать

') О штатѣ для монастырей и епископовъ см.—Арх, Син. д. 1735 г. № 270 лл. 23—45 (=135—45, 150—57); о патр. штатѣ—Арх. Син. д. 1725 г. № 115, 353—59.

Представимъ здѣсь разъясненіе всей денежной суммы, которую опредѣлялъ Св. Синодъ на дачу патр., еписк. и монастыр. чрезъ 5 л. въ 6-й.

1) Конст. патр. по 1000 р. ежегодно = 5 тыс. Проч. патріархи по 100 р. х 3 (патр.) X 5 л. = 1500 р. — 6500 р.

2) Архіер. по 70 р. X 8 —- 560 + 100 (черн.) X 5 = — 3300 р.

3) Монастыр. по 35 р. X 45 == 1575+ 200-)-50 (= 3 мон) = 1825 р. 1825X5 л.=9125 р.: всего въ милостыню черезъ 5 л. въ 6-й 18925 р.

На пріѣздъ:

1) ІІатріар. свитамъ 150 р. 84 к.ХЗ=452 р. 52 к.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) Архіер. „ 132 р. 36 к.Х9=1191 р. 24 к.

3) Монастыр. 92 руб. 48 коп.Х4972 (на >5 л. изъ Виленск. монает. приходилось 21/* пріѣз.)—4577 р. 76 к., итого на пріѣздъ 6221 р. 52 к., а всего съ милостынею 25146 р. 52 к., но конечно, не всѣ, въ штатѣ положенныя мѣста, могли присылать въ Россію чрезъ каждые 5 л.

2) Обычай же выдавать милост. натурою сталъ выходить изъ употребленія еще до 1726 г., къ 35 г. онъ почти совсѣмъ исчезъ. Такъ въ 1733 г. архим. Кириллу и іером. Серафиму на проѣздъ и на отпускъ и на кормовыхъ выдали первому 35 р. 64 к., второму 10 р. Арх. Сѵн. 33 г. № 265 и 67.

КЗ

и чрезъ границу, а дача полагалась за одинъ пріѣздъ, не болѣе, т. е. обыкновенно по 175 руб. въ монастырь; никакихъ добавленій не полагалось. Все это весьма облегчало и ускоряло дѣло выдачи милостыни.

Большое значеніе въ данномъ отношеніи должна была имѣть передача въ руки Св. Синода и самыхъ денежныхъ суммъ на милостыню восточнымъ просителямъ. При утвержденіи штата Анна Иванов, повелѣла 5 тыс. рублевую сумму отсылать ежегодно изъ доходовъ Кол. Экономіи въ Синодъ безъ удержанія; если эта сумма вся не изойдетъ, то въ слѣдующемъ году къ ней добавитъ Кол. Экономіи до 5 тыс., «чтобы на всякій годъ на такіе расходы всегда 5 т. руб. въ Синодѣ было въ готовности; если же въ 6-й годъ оной суммы не достанетъ, то Кол. Экономіи должна отпустить по требованію Синода въ добавку, сколько надлежитъ. Грузинскія дѵх. особы исключались изъ штата—имъ съ свитами повелѣвалось давать изъ доходовъ той же Кол. Экон., кромѣ оной 5 т. суммы ‘). Синодъ же 27 октября того же 1735 г. распорядился держать эту сумму въ Синодальномъ казенномъ приказѣ2), причемъ деньги эти никуда въ расходъ кромѣ такихъ дачъ, на которыя опредѣлены, не употреблять3). Это не только позволяло скорѣе прежняго, когда 5 т. р. сумма находилась въ рукахъ свѣтскаго правительства, производить выдачу и сохранять самыя мило-стынпыя суммы 4) въ большой цѣлости, но и увеличивало ихъ, исключеніемъ изъ штата грузинскихъ особъ.

') Арх. Сѵн. № 270 л. л. 3 6—4.

2) Казенный приказъ (какъ и Дворцовый), переименованный изъ Патріаршаго въ Синодальный, существов. до 1738, съ этого времени денежныя операціи сосредоточились въ Москов. Сѵнод. Правленія Канцеляріи. Канцелярія эта сперва до 1727 г. до окончательнаго утвержденія Сѵнода въ Спб., имѣла высшее наблюденіе за Москов. Духовн. учрежденіями и носила титло Св. Сѵнода (Московск.), въ 42 г. была преобразована (съ изъясненіемъ епарх. дѣлъ) въ Московскую Сѵнодальн. Контору. (Ист. Р. Ц. Доброклонскаго т. IV, 82 стр.

3) Арх. Син. 1725 г. № 115, л. 387,

4) Намѣреніе 5 т. руб. сумму расходовать только на восточныхъ особъ чрезъ нѣсколько времени было измѣнено самимъ правительствомъ: И мая 1741 г. велѣно было изъ 5 т. руб. суммы выдавать ежегодно по 500 р. митр. Никодиму, обрѣтавшемуся въ Москвѣ для священнослуженія. 27 сен. 42 г. эта дача вмѣсто него пошла нреосв. Льву, б. воронежскому еп. 12 Сент. 41-же года приказано было изъ той же суммы выдавать Варлааму быв. кіев. арх. но 300 р. и Николаевскому греч. мон рк> по 500 р, на годъ (Ар. С. 1735 г. Л» 270 лл. 80-81.

Но упорядочивая дѣло милостыни, палестинскіе штаты вмѣстѣ съ тѣмъ ограничивали, сокращали число пріѣздовъ и количество просителей.

Во 1-хъ, имѣлось въ виду допускать въ Россію и давать милостыню только состоящимъ въ штатѣ восточнымъ особамъ, а въ него не вошли всѣ, которыя имѣли и жалованныя грамоты, остальнымъ доступъ заграждался.

Во 2-хъ, сами поименованные въ штатѣ особы должны были являться не раньше, какъ чрезъ 5 лѣтъ. Исключеній не полагалось ни для кого *). Ежели паче чаянія отъ коего патріарха присыла будетъ прежде уреченнаго времени, правительство, обрѣтающееся въ пограничныхъ городахъ, отнюдъ не должно пропускать пріѣхавшихъ»2). Отъ Констант. патріарха вовсе не полагалось пріѣзжать.

Вообще, не будетъ, кажется, преувеличеніемъ сказать, что палестинскій штатъ ставилъ своею задачею не сближеніе съ востокомъ и просителями оттуда, а отдаленіе ихъ отъ себя.

Палестинскіе штаты, впрочемъ, вошли въ практику не всѣми своими сторонами. До 1737 было мало пріѣздовъ съ востока 3), въ этомъ же году началась война Россіи съ Турціей и сношенія Россіи съ православными греками и славянами прекратились сами собою. Палестинскія особы даже не узнали про штаты.—Синодъ тоже не увѣдомилъ о новыхъ порядкахъ, потому что его канцелярія не знала, «въ какой патріаршей области духовные особы и монастыри (включенные въ штаты) обрѣтаются»4). Вскорѣ вступила на престолъ Елисавета и дѣло о милостыни востоку въ зависимости отъ ихъ личнаго характера и національнаго направленія всей русской политики, приняло другой оборотъ.

И. Щербовъ.

Ч Впрочемъ на 1-й разъ была сдѣлана оговорка: „кто-бы изъ оныхъ монастырей въ Россіи нынѣ явился, помянутыя по сему штату дачи произвести не продолжительно, понеже война Россіи съ Турціей воспрепятствовала имъ прибыть раньше“. Арх. Син. д. 1735 г. А» 270 лл. 30, 155.

2) Арх. Син. д. 1728 г. № 115 л. 387 Синод. прот. §§ 10—12.

3) За 35—37 г. намъ извѣстенъ одинъ пріѣздъ изъ монастыря въ 1736 г. Ватопедск. архим. Аѳанасія (Арх. Син. 36 № 215).

4) Арх. Син. 1735 г. № 270 л. 1646.

*) Окончаніе слѣдуетъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная ака-демия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, целью которого является подготовка священнослужителей, преподавателей духовных учеб-ных заведений и специалистов в области богословских и церковных наук. Подразделениями академии являются: собственно академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет ино-странных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках процесса компьютеризации Санкт-Петербургской православной духовной академии. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий. Куратор проекта - проректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Матери-алы журнала подготавливаются в формате pdf, распространяются на компакт-диске и размещаются на сайте академии.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.