Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ И ВЫНЕСЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ'

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ И ВЫНЕСЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
279
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
административное правонарушение / административное наказание / решение / постановление / уполномоченное должностное лицо / правонарушитель / стадии производства по делам об административных правонарушениях / протокол об административном правонарушении.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куршев Альберт Хасанович, Давидова Ирина Григорьевна

В статье автором рассматриваются особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях в соответствии с правовыми нормами представленными главами 28-32 кодекса об административных правонарушениях, а также процессуальный порядок действий и последовательность стадий которые проходит дело об административном правонарушении при его производстве уполномоченными органами и должностными лицами решающими вопрос о правомочности возбуждения дела об административном правонарушении, о целях, сроках рассмотрения дела и принимаемых решениях по делу на стадиях возбуждения, рассмотрения, пересмотра, вынесения и исполнения принятых решений в виде постановления с соответствующими штрафными санкциями или его прекращения или отмены самого постановления в случае истечения срока давности или в случае достижения цели определенной в решении по делам об административных правонарушениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Куршев Альберт Хасанович, Давидова Ирина Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ И ВЫНЕСЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-7-288-292 NIION: 2018-0076-7/23-540 MOSURED: 77/27-023-2023-7-540

КУРШЕВ Альберт Хасанович,

старший преподаватель кафедры огневой подготовки Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, подполковник полиции, е-таИ: аЬе^.ки^е^ @таИ.ги

ДАВИДОВА Ирина Григорьевна,

старший инспектор ГИАЗ ОП №6 Управления МВД России по г. Ростов -на-Дону

капитан полиции, е-таИ: Davidova @yandex.ru

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ И ВЫНЕСЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ

Аннотация. В статье автором рассматриваются особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях в соответствии с правовыми нормами представленными главами 28-32 кодекса об административных правонарушениях, а также процессуальный порядок действий и последовательность стадий которые проходит дело об административном правонарушении при его производстве уполномоченными органами и должностными лицами решающими вопрос о правомочности возбуждения дела об административном правонарушении, о целях, сроках рассмотрения дела и принимаемых решениях по делу на стадиях возбуждения, рассмотрения, пересмотра, вынесения и исполнения принятых решений в виде постановления с соответствующими штрафными санкциями или его прекращения или отмены самого постановления в случае истечения срока давности или в случае достижения цели определенной в решении по делам об административных правонарушениях.

Ключевые слова: административное правонарушение, административное наказание, решение, постановление, уполномоченное должностное лицо, правонарушитель, стадии производства по делам об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении.

KURSHEV Albert Khasanovich,

Senior Lecturer, Department of Fire Training North Caucasian Institute for Advanced Studies (branch) Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

police lieutenant colonel

DAVIDOVA Irina Grigorievna,

senior inspector GIAZ OP No. 6 Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the city of Rostov-on-Don

police captain

ON THE ISSUE OF THE FEATURES OF THE CONSIDERATION OF CASES OF ADMINISTRATIVE OFFENSES AND THE IMPOSITION OF ADMINISTRATIVE PENALTIES

Annotation. In the article, the author discusses the features of the consideration of cases of administrative offenses in accordance with the legal norms presented by chapters 28-32 of the Code of Administrative Offenses, as well as the procedural procedure and the sequence of stages that an administrative offense case goes through in its production by authorized bodies and officials deciding the issue of the eligibility of initiating a case on an administrative offense, on the objectives, timing of

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

the consideration of the case and the decisions made on the case at the stages of initiation, consideration, review, issuance and execution of the decisions taken in the form of a decision with appropriate penalties or its termination or cancellation of the decision itself in the event of the expiration of the statute of limitations or in case of achieving the goal defined in the decision on cases of administrative offenses.

Key words: administrative offense, administrative penalty, decision, resolution, authorized official, offender, stages of proceedings in cases of administrative offenses, protocol on an administrative offense.

Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях регламентируются главами 28-32 КоАП РФ. В соответствии с данными правовыми нормами, при производстве дел об административном правонарушении дело проходит несколько стадий. На первой стадии уполномоченные органы и должностные лица решают вопрос о правомочности возбуждения дела об административном правонарушении.

Стадия возбуждения административного дела имеет свои отличительные особенности. Для данной стадии главной особенностью является составление процессуального документа - протокола об административном правонарушении [1].

Возбуждение дела об административном правонарушении является первым этапом административного расследования. Она является важной и неотъемлемой частью всего производства по административному правонарушению, поскольку оказывает значительное влияние на правильное расследование и оформление административного дела [2]. И именно на этой стадии, к сожалению, чаще всего совершается больше всего ошибок.

Составление протокола по КоАП является обязательным при совершении административного правонарушения, кроме дел, которые ведутся в упрощенной форме [3]. Для предотвращения необоснованных моментов по которым будут возбуждаться дела об административных правонарушениях, законодатель четко определил в КоАП основания, по которым необходимо возбуждать дела об административных правонарушениях:

1. обнаружение должностным лицом лично административного правонарушения;

2. наличие соответствующих данных, подтверждающих совершение административного правонарушения;

3. представление средствами массовых информаций сведений о совершении административных правонарушений;

4. наличие фиксации административного правонарушения в области безопасности дорожного движения соответствующими средствами [4].

Началом возбуждения дела об административном правонарушении считается:

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

1. составление соответствующего протокола осмотра места совершения административного правонарушения;

2. составление первого протокола по применению мер обеспечения производства по делу;

3. наличие протокола об административном правонарушении или вынесение постановления прокурором;

4. составление определения о возбуждении административного дела;

5. составление протокола должностным лицом на месте совершения правонарушения должностным лицом [5].

Таким образом, главным на стадии возбуждения дела об административном правонарушении является установление факта совершения административного правонарушения и его отражение в материалах дела [6].

Далее необходимо установить личность самого лица в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

После передачи протокола соответствующему должностному лицу стадия возбуждения дела об административном правонарушении заканчивается. Если протокол составлен с учетом всех требований КоАП РФ, начинается стадия рассмотрения административного дела [7].

Рассмотрение дела не может продолжаться более 15 суток. Если необходимо выделение дополнительного времени для рассмотрения дела, его могут отсрочить до 30 дней.

После рассмотрения дела назначается судебное заседание, на котором и происходит разрешение дела [8]. В случае если прокурор не согласен с вынесенным решением, или сам виновный не согласен с ним, они могут опротестовать его, подав в суд на обжалование вынесенное решение в виде постановления.

Определенную проблему среди ученых вызывает вопрос о том, является ли стадия возбуждения дела об административном правонарушении первой стадией, или все же, административное расследование является первой стадией производства административных дел.

Большинство исследователей данного вопроса сходится во мнении, что возбуждение административного дела является первичной стадией административного расследования.

После возбуждения дела об административном правонарушении, должностные лица, ответственные за производство дела получают свои полномочия [9].

На стадии возбуждения дела об административном правонарушении нет необходимости учитывать мнение потерпевшего. Дело будет рассмотрено даже в случае его отсутствия.

После возбуждения дела должны быть установлены все факты и обстоятельства по нему. Информацию можно получить как от потерпевшего, так и их органов внутренних дел.

Если есть необходимость, проводится опрос должностных лиц и граждан по обстоятельствам дела, назначаются различные исследования.

Все полученные результаты оформляются в виде материалов по административному делу, и назначается должностное лицо, которое будет вести дело об административном правонарушении.

Далее собранные материалы отправляются по подведомственности на расследование и рассмотрение компетентным должностным лицам [10].

По делам об административных правонарушениях расследование обстоятельства производится по месту совершения. На данной стадии очень важно правильно суметь определить периодичность и последовательность действий правонарушителя и восстановить всю картину событий [11].

Здесь производятся несколько процессуальных действий. Все производимые действия направлены на то, чтобы установить факты по делу с точки зрения права.

В ходе стадии рассмотрения дела выполняются следующие шаги:

1. подготавливаются материалы административного дела;

2. производится анализ всех фактов, доказательств и материалов;

3. на основании рассмотрения всех данных по делу выносится постановление или определение;

4. по итогу рассмотрения дела идет его прекращение или вынесение наказания;

5. вынесенное решение доводится до заинтересованных лиц;

6. в зависимости от желания участвующих лиц может быть произведено обжалование вынесенного решения [12].

Целью обжалования вынесенного решения является восстановление нарушенных прав, и данный этап тоже делится на несколько шагов:

1. протест по вынесенному решению направляется уполномоченному должностному лицу;

2. решение проверяется на законность и обоснованность;

3. принимается решение по жалобе;

4. принятое решение реализуется [13].

Последней стадией рассмотрения административных дел является исполнение принятого постановления по делу. Стадия исполнения постановления считается отдельной стадией. Это говорит о том, что стадия исполнения постановлений является важнейшей стадией, на которой идет реализация принятого решения.

Целью стадии исполнения решений является обеспечение прав и интересов граждан, возмещение нанесенного ущерба, восстановление нарушенного административным правонарушением прав граждан [14].

Исполнение принятых по делу постановлений происходит после того, как вынесенное решение вступает в законную силу и только в том случае, если не поступает жалоба от правомочного на данное действие лица [15].

Если не подана повторная жалоба по принятому постановлению, решение вступает в законную силу.

Исполнение постановлений осуществляется в следующих этапах:

1. производится возбуждение исполнительного производства по постановлению;

2. содержание принятого постановления доводится до заинтересованных лиц;

3. в установленный срок происходит исполнение постановления;

4. непосредственное исполнение решения

[16].

Специальные органы и должностные лица в принудительном порядке на последней стадии осуществляют исполнение постановления и совершают соответствующие процессуальные действия.

Специальные компетентные органы и уполномоченные должностные лица могут произвести при принятии соответствующего постановления лишение специального права или взыскание установленного в постановлении административного штрафа [17].

Если цель, определенная в решении достигнута, исполнительное производство по делу прекращается. В случае истечения срока давности или отмены самого постановления, исполнительное производство прекращается.

Список литературы:

[1] Чеботарев А.И. Об особенностях определения подсудности рассмотрения дел об административных правонарушениях.//NovaUm.Ru. 2020. № 28. С. 166-168.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

[2] Гильманова Р.Р Сущность подготовки к рассмотрению дела об административном право-нарушении.//Аллея науки. 2019. Т. 3. № 5 (32). С. 830-833.

[3] Полевщикова С.Г. Порядок рассмотрения дела об административных правонарушениях сотрудников ОВД.//Актуальные проблемы административного права и процесса. 2019. № 2. С. 16-18.

[4] Ишмаев Е.К. Проблемы реализации полномочий органов исполнительной власти при рассмотрении дел об административных правонару-шениях.//Эпомен. 2019. № 33. С. 75-81.

[5] Юшина А.С. Стадии рассмотрения дел об административных правонарушениях.//Вестник науки. 2018. Т. 2. № 6 (6). С. 8-12.

[6] Хазанов С.Д. Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении.//Россий-ский юридический журнал. 2004. № 1 (41). С. 104119.

[7] Шатов С.А. рассмотрение дела об административном правонарушении.//Право и образование. 2008. № 5. С. 117-123.

[8] Дугенец А.С., Масленников М.Я. Сроки рассмотрения дела об административных правонарушениях: правовое значение и условия соблю-дения.//Научный портал МВД России. 2009. № 1 (5). С. 13-21.

[9] Ширеева Е.В. К вопросу о сущности подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении.//Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2016. № 2. С. 188-191.

[10] Васылив С.С. правовые коллизии подведомственности рассмотрения дел об административных правонарушениях.//Вестник Национального университета «Львовская политехника». Серия: Юридические науки. 2016. № 837 (9). С. 181-187.

[11] Красноглазов А.Ю. Защита прав гражданина при рассмотрении дел об административных правонарушениях.//Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Юриспруденция. 2016. № 8. С. 12-14.

[12] Ширеева Е.В. К некоторым вопросам анализа правоприменительной практики стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении.//Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2018. № 2. С. 184-187.

[13] Сенькова Т.В. Вопросы реализации компетенции суда при рассмотрении дел об административных правонарушениях.//Право.Ьу. 2014. № 2 (28). С. 65-69.

[14] Очаковский В.А., Крутова Я.А., Ильясова Е.Ф. Актуальные вопросы реализации полномочий органов исполнительной власти при рассмо-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

трении дел об административных правонаруше-ниях.//Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 101. С. 610-619.

[15] Королева С.Е. Протокол рассмотрения дела об административном правонарушении вопрос о целесообразности.//Вестник Владимирского юридического института. 2012. № 2 (23). С. 105-109.

[16] Дугенец А.С., Масленников М.Я. Рассмотрение дела об административном правонарушении: функция, структура, правовое значение стадии.//Научный портал МВД России. 2011. № 1 (13). С. 3-11.

[17] Лукьянова Г.В. О совершенствовании процедуры рассмотрения дела об административном правонарушении.//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 9. № 29. С. 80-83.

Spisok literatury:

[1] Chebotarev A.I. Ob osobennostyah opre-deleniya podsudnosti rassmotreniya del ob adminis-trativnyh pravonarusheniyah.//NovaUm.Ru. 2020. № 28. S. 166-168.

[2] Gil'manova R.R. Sushchnost' podgotovki k rassmotreniyu dela ob administrativnom pravonarush-enii.//Alleya nauki. 2019. T. 3. № 5 (32). S. 830-833.

[3] Polevshchikova S.G. Poryadok rassmotreniya dela ob administrativnyh pravonarusheniyah sotrudnikov OVD.//Aktual'nye problemy administra-tivnogo prava i processa. 2019. № 2. S. 16-18.

[4] Ishmaev E.K. Problemy realizacii polnomo-chij organov ispolnitel'noj vlasti pri rassmotrenii del ob administrativnyh pravonarusheniyah.//Epomen. 2019. № 33. S. 75-81.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[5] YUshina A.S. Stadii rassmotreniya del ob administrativnyh pravonarusheniyah.//Vestnik nauki. 2018. T. 2. № 6 (6). S. 8-12.

[6] Hazanov S.D. Stadiya rassmotreniya dela ob administrativnom pravonarushenii.//Rossijskij yuridicheskij zhurnal. 2004. № 1 (41). S. 104-119.

[7] SHatov S.A. rassmotrenie dela ob administrativnom pravonarushenii.//Pravo i obrazovanie. 2008. № 5. S. 117-123.

[8] Dugenec A.S., Maslennikov M.YA. Sroki rassmotreniya dela ob administrativnyh pravonarush-eniyah: pravovoe znachenie i usloviya soblyudeniya.// Nauchnyj portal MVD Rossii. 2009. № 1 (5). S. 13-21.

[9] Shireeva E.V. K voprosu o sushchnosti podgotovki k rassmotreniyu dela ob administrativnom pravonarushenii.//Vestnik Nizhegorodskogo universi-teta im. N.I. Lobachevskogo. 2016. № 2. S. 188-191.

[10] Vasyliv S.S. pravovye kollizii podvedomst-vennosti rassmotreniya del ob administrativnyh pra-vonarusheniyah.//Vestnik Nacional'nogo universiteta

«L'vovskaya politekhnika». Seriya: YUridicheskie nauki. 2016. № 837 (9). S. 181-187.

[11] Krasnoglazov A.YU. Zashchita prav grazh-danina pri rassmotrenii del ob administrativnyh pra-vonarusheniyah.//Vestnik obrazovatel'nogo konsorci-uma Srednerusskij universitet. Seriya: YUrispru-denciya. 2016. № 8. S. 12-14.

[12] Shireeva E.V. K nekotorym voprosam analiza pravoprimenitel'noj praktiki stadii podgotovki k rassmotreniyu dela ob administrativnom pravonarush-enii.//Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2018. № 2. S. 184-187.

[13] Sen'kova T.V. Voprosy realizacii kompe-tencii suda pri rassmotrenii del ob administrativnyh pravonarusheniyah.//Pravo.by. 2014. № 2 (28). S. 65-69.

[14] Ochakovskij V.A., Krutova YA.A., Il'yasova E.F. Aktual'nye voprosy realizacii polnomochij

organov ispolnitel'noj vlasti pri rassmotrenii del ob administrativnyh pravonarusheniyah.//Politematich-eskij setevoj elektronnyj nauchnyj zhurnal Kuban-skogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2014. № 101. S. 610-619.

[15] Koroleva S.E. Protokol rassmotreniya dela ob administrativnom pravonarushenii vopros o cele-soobraznosti.//Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo instituta. 2012. № 2 (23). S. 105-109.

[16] Dugenec A.S., Maslennikov M.YA. Rass-motrenie dela ob administrativnom pravonarushenii: funkciya, struktura, pravovoe znachenie stadii.// Nauchnyj portal MVD Rossii. 2011. № 1 (13). S. 3-11.

[17] Luk'yanova G.V. O sovershenstvovanii pro-cedury rassmotreniya dela ob administrativnom pra-vonarushenii.//Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Ger-cena. 2007. T. 9. № 29. S. 80-83.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.