OS4 ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПОНИМАНИЯ ^D
DOI: 10.24412/2076-1503-2023-5-231-234 NIION: 2018-0076-5/23-336 MOSURED: 77/27-023-2023-5-336
АНКУДИНОВА Яна Станиславовна,
старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Крымского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации; соискатель кафедры административного права Уральского государственного юридического университета имени В. Ф. Яковлева;
Симферополь, Республика Крым; e-mail: yana_ponomaryova@mail.ru
Научный руководитель: ХАЗАНОВ С.Д.,
заведующий кафедрой административного права Уральского государственного юридического университета имени В. Ф. Яковлева, кандидат юридических наук, доцент, е-mail: mail@law-books.ru
ПРАВО ПРОКУРОРА НА ВОЗБУЖДЕНИЕ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ В ОТНОШЕНИИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ: ВОПРОСЫ МЕЖФУНКЦИОНАЛЬНОГО
РАЗГРАНИЧЕНИЯ
Аннотация. Автором в статье представлен анализ проблемных вопросов практики возбуждения дела об административном правонарушении прокурором. Приоритетным направлениями изучения в рамках данной статьи выделено изучение вопроса отнесения к исключительной компетенции прокурора составов, субъектом которых выступает физическое лицо. Рассмотрен вопрос разграничения функции надзора и административного преследования в рамках возбуждения дела об административном правонарушении прокурором. Автором предлагается ряд обоснованных позиций по внесению изменений в законодательство с целью исключения указанных проблемных моментов.
Ключевые слова: прокурор, административные правонарушения, прокурорский надзор, производство по делам об административных правонарушениях, административное преследование, возбуждение дела об административном правонарушении, прокурорская деятельность.
ANKUDINOVA Yana Stanislavovna,
Senior Lecturer, Department of State and Legal Disciplines Crimean Law Institute (branch) of the University Prosecutor's Office of the Russian Federation; applicant for the Department of Administrative Law
Ural State Legal University named after V.F. Yakovlev;
Simferopol, Republic of Crimea
Supervisor: KHAZANOV S.D.,
Head of the Department of Administrative Law
Ural State Legal University named after V.F. Yakovlev, PhD in Law, Associate Professor
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023
THE RIGHT OF THE PROSECUTOR TO INITIATE AN ADMINISTRATIVE OFFENSE AGAINST INDIVIDUALS: ISSUES OF INTER-FUNCTIONAL
DELINEATION
Annotation. The author in the article presents an analysis of problematic issues of the practice of initiating an administrative offense case by the prosecutor. The priority areas of study within the framework of this article are the study of the issue of attributing to the exclusive competence of the prosecutor compositions, the subject of which is an individual. The issue of delimiting the function of supervision and administrative prosecution in the framework of initiating an administrative offense case by the prosecutor was considered. The author proposes a number of reasonable positions on amending legislation in order to exclude these problematic issues.
Key words: prosecutor, administrative offenses, prosecutor's supervision, proceedings in cases of administrative offenses, administrative prosecution, initiation of an administrative offense case, prosecutor's activity.
Возбуждение дела об административном правонарушении представляется актуальным направлением изучения в рамках научных исследований в связи с тем, что прокурор в производстве по делам об административных правонарушениях занимает особое место, что позволяет говорить о «перспективном на данном этапе направлении, как участие прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях» [1, с. 82]. К изучению вопросов участия прокурора в производстве по делам об административном обращались Д.Н. Бахрах [4, 5], С.Л. Басов [3], А.Ю. Винокуров [8], М.В. Гадиятова [10], Е.Р Ергашев [12], диссертации по указанной теме написаны Д.В. Гриценко [11], В.И. Ломакиным [14].
Прокурора можно рассматривать в производстве по делу об административном как участника с особым статусом, это обусловлено той совокупностью полномочий, которые выступают несвойственными для иных участников указанного производства. Особый статус подтверждается наличием у прокурора права на возбуждение дела об административном правонарушении, закрепляется данное право ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», п. 1 ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ и ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ.
Рассмотрению вопроса полномочия прокурора возбуждения дела об административном правонарушении в отношении физических лиц в своих трудах обращались А.Ю. Винокуров [6, с. 75], К. Винокуров [7], М.В. Гадиятова [9], Д.В. Гриценко [11, с. 9-10].
В рамках изучения вопроса возбуждения прокурором производства об административном правонарушении представляется возможным выделить наличие несоотвествий ст. 25 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в отношении субъектов поднадзорных прокурору, где отсутствует физическое лицо и ст. 28.4 КоАП РФ, предусматривающей составы
правонарушений, предполагающих возможность привлечения к ответственности граждан. При этом в Проекте КоАП РФ в ст. 44.1 продублировано положение действующей редакции КоАП РФ относительно возможности прокурором возбудить дело о любом другом административном правона-рушении1. Основным спорным моментом здесь выступает, то что предметом прокурорского надзора является деятельность органов власти и их должностных лиц, а физические лица не включены в данный круг. Вариантом разрешения данного несоответствия норм Гриценко Д.В. видит во внесении дополнений ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ словами «...совершенном юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем либо должностным лицом» [11, с. 10].
При этом, о наличии указанных противоречий можно говорить, если рассматривать административное преследование как часть функции надзора, признавая, что оно подлежит осуществлению в рамках надзорной деятельности прокуратуры.
Придерживаясь мнения о том, что административное преследование - самостоятельная функция прокурора [6, с. 52-56], вопрос наличия противоречий между нормами ст. 25 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. 28.4 КоАП РФ исчезает. Реализация административного преследования направлена исключительно на «привлечение правонарушителей к административной ответственности, независимо от субъектного состава указанных лиц» [9]. Таким образом исходя из правовой природы функции надзора и административного преследования можно говорить о различии поднадзорных прокуратуре субъектов и субъектов исключительной компетенции прокурора по возбуждению дел об
1 Проект Федерального закона «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (подготовлен Минюстом России 30.01.2020) // Электронный документ // СПС КонсультантПлюс
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023
административном правонарушении. Тождественности категории субъектов надзора и административного преследования отражается в позиции Верховного Суда Российской Федерации, который отождествляет поднадзорных лиц прокурору и тех, в отношении которых прокурор может возбудить административное производство1.
А соответственно справедливым может выступать позиция, где возбуждение прокурорами дела об административных правонарушениях в отношении граждан выступает фактором дополнительного влияния в рамках административного преследования.
Одним из таких противоречивых составов выступает ст. 5.61 КоАП РФ Оскорбление. С целью усиления защиты прав и законных интересов граждан данная статья была включена в состав исключительной компетенции в связи с декриминализацией уголовной ответственности за оскорбление. Обсуждение данного состава встречается и в научной литературе в работах Ф. Н. Багаутди-нова [2, 27-28], С. Литучей [13, с. 30-31]. Статистические данные по форме АДМ позволяют сделать вывод, что возбуждение дел по ст. 5.61 КоАП РФ в рамках исключительной компетенции прокурора занимает одно из ведущих мест. За 2022 год прокурорами возбуждено 14 668 дел по статье 5.61 КоАП РФ из 41 204 дел2, которые были возбуждены в рамках исключительной компетенции прокурором в целом по статье ст. 28.4 КоАП РФ (включающую более 50 составов), что составило более 35%.
С учетом вышесказанного наличие у прокурора возможности возбуждения дел об административных правонарушениях в отношении граждан выступает оправданным.
Список литературы:
[1] Анкудинова Я.С. Участие прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях: некоторые аспекты формирования научной мысли. Марийский юридический вестник. 2022. № 1 (37). С. 82-84.
1 Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 23.03.2020 N 7-КА19-4//Элек-тронный документ// URL: https://legalacts.ru/doc/zakon-rf-ot-17011992-n-2202-1-o/federalnyi-zakon/razdel-i/ statja-2/#100021
2 Формы АДМ утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 4 февраля 2022 г №64 «Об утверждении и о введении в действие статистического отчета «Реализация полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях» Раздел 1 Реализация полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях за 2018,2019,2020,2021,2022 года
[2] Багаутдинов Ф., Нагаева Л. Возбуждение прокурором производства об административном правонарушении за оскорбление: требуются изменения// Законность № 9, 2018, с. 27-28
[3] Басов С.Л. Участие прокурора в админи-стративно-юрисдикционном процессе: учебное пособие / С. Л. Басов. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал)Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2015 — 188 с.
[4] Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник / Бахрах Д.Н. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2011. - 624с.
[5] Бахрах Д.Н., Ренов Э.Н. Производство по делам об административных правонарушениях: Пособие для слушателей народных университетов. / Д. Н. Бахрах, Э. Н. Ренов. - Москва: Знание, 1989 г. - 95 страниц.
[6] Винокуров А.Ю. Административное преследование как функция прокуратуры Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2012. № 10.
[7] Винокуров К. Вынесение прокурором постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении // Законность. 2003. №11.
[8] Винокуров, А. Ю., Борисов, С. В., Бут, Н. Д и др. Теоретические основы и прикладные проблемы участия прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях / А. Ю. Винокуров, С. В. Борисов, Н. Д. Бут [и др.]; руководитель авторского коллектива А.Ю. Винокуров. - Москва: Академия Генеральной прокуратуры РФ, 2017.
[9] Гадиятова М.В. Правовая природа исключительных полномочий прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях // Вопросы российского и международного права. 2020. Том 10. №10А. С. 207-214. DOI: 10.34670/ AR.2020.49.61.023
[10] Гадиятова М.В. Проблемы участия прокурора в рассмотрении дел об административных правонарушениях // Юридическая наука. 2018. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-uchastiya-prokurora-v-rassmot гетИе1-оЬ-administrativnyh-pravonarusheniyah (дата обращения: 24.04.2023).
[11] Гриценко, Д. В. Правовой статус прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях: дисс. ... к.ю.н. - Воронеж, 2014
[12] Ергашев Е.Р. Прокурорский надзор в Российской Федерации [Текст]: учебник /- М.: Юрайт, 2021. - 474 с.
[13] Литучая С. Полномочия прокурора по возбуждению дел об административном правона-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023
рушении по ст. 5.61 КоАП РФ. - Законность № 7, 2016
[14] Ломакин В.И. Прокурор в производстве по делам об административных правонарушениях: дисс. ... к.ю.н. - Омск, 2006 - 170 с.
Spisok literatury:
[1] Ankudinova YA.S. Uchastie prokurora v proizvodstve po delam ob administrativnyh pra-vonarusheniyah: nekotorye aspekty formirovaniya nauchnoj mysli. Marijskij yuridicheskij vestnik. 2022. № 1 (37). S. 82-84.
[2] Bagautdinov F., Nagaeva L. Vozbuzhdenie prokurorom proizvodstva ob administrativnom pra-vonarushenii za oskorblenie: trebuyutsya izme-neniya// Zakonnost' № 9, 2018, s. 27-28
[3] Basov S.L. Uchastie prokurora v administra-tivno-yurisdikcionnom processe: uchebnoe posobie / S. L. Basov. — Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskij yuridicheskij institut (filial)Akademii General'noj prokuratury Rossijskoj Federacii, 2015 — 188 s.
[4] Bahrah D.N. Administrativnoe pravo Rossii: uchebnik / Bahrah D.N. - 6-e izd., pererab. i dop. -M.: Eksmo, 2011. - 624s.
[5] Bahrah D.N., Renov E.N. Proizvodstvo po delam ob administrativnyh pravonarusheniyah: Poso-bie dlya slushatelej narodnyh universitetov. / D. N. Bahrah, E. N. Renov. - Moskva: Znanie, 1989 g. - 95 stranic.
[6] Vinokurov A.YU. Administrativnoe presledo-vanie kak funkciya prokuratury Rossijskoj Federacii // Administrativnoe i municipal'noe pravo. 2012. № 10.
[7] Vinokurov K. Vynesenie prokurorom pos-tanovleniya o vozbuzhdenii proizvodstva po delu ob
administrativnom pravonarushenii // Zakonnost'. 2003. №11.
[8] Vinokurov, A. YU., Borisov, S. V., But, N. D i dr. Teoreticheskie osnovy i prikladnye problemy uchastiya prokurora v proizvodstve po delam ob administrativnyh pravonarusheniyah / A. YU. Vinokurov, S. V. Borisov, N. D. But [i dr.]; rukovoditel' avtorskogo kollektiva A.YU. Vinokurov. - Moskva: Akademiya General'noj prokuratury RF, 2017.
[9] Gadiyatova M.V. Pravovaya priroda isklyu-chitel'nyh polnomochij prokurora po vozbuzhdeniyu del ob administrativnyh pravonarusheniyah // Voprosy rossijskogo i mezhdunarodnogo prava. 2020. Tom 10. №10A. S. 207-214. DOI: 10.34670/ AR.2020.49.61.023
[10] Gadiyatova M.V. Problemy uchastiya prokurora v rassmotrenii del ob administrativnyh pravonarusheniyah // YUridicheskaya nauka. 2018. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proble-my-uchastiya-prokurora-v-rassmot renii-del-ob-ad-ministrativnyh-pravonarusheniyah (data obrash-cheniya: 24.04.2023).
[11] Gricenko, D. V. Pravovoj status prokurora v proizvodstve po delam ob administrativnyh pravonarusheniyah: diss. ... k.yu.n. - Voronezh, 2014
[12] Ergashev E.R. Prokurorskij nadzor v Rossijskoj Federacii [Tekst]: uchebnik /- M.: YUrajt, 2021. - 474 s.
[13] Lituchaya S. Polnomochiya prokurora po vozbuzhdeniyu del ob administrativnom pravonarush-enii po st. 5.61 KoAP RF. - Zakonnost' № 7, 2016
[14] Lomakin V.I. Prokuror v proizvodstve po delam ob administrativnyh pravonarusheniyah: diss. ... k.yu.n. - Omsk, 2006 - 170 s.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023