Научная статья на тему 'Административное задержание как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемая в подразделениях пограничного контроля'

Административное задержание как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемая в подразделениях пограничного контроля Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2114
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ / МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / КОДЕКС РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / ADMINISTRATIVE DETENTION / ENSURING MEASURES / RECORDS ON ADMINISTRATIVE OFFENCES / BORDER CONTROL UNITS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гапон Юлия Павловна

Рассматриваются теоретические вопросы, связанные с понятием административного задержания как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Исследуются некоторые практические вопросы реализации рассматриваемой меры в подразделениях пограничного контроля, цели и основания ее применения. Вносится авторское предложение по изменению и дополнению ст. 27.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях для устранения правовой неопределенности о целях применения административного задержания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гапон Юлия Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE DETENTION AS A MEASURE TO ENSURE PROCEEDINGS ON ADMINISTRATIVE VIOLATIONS, USED BY BORDER CONTROL UNITS

This article discusses the theoretical issues related to the concept of administrative detention as a measure to ensure proceedings on administrative violations. Explores some of the practical issues of implementation of this measure by border control units, purpose and reason of its application. The author also has its own proposal on amendments to Art. 27.3 of the Code to eliminate the legal uncertainty concerning the purposes of the application of administrative detention.

Текст научной работы на тему «Административное задержание как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемая в подразделениях пограничного контроля»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО (ADMINISTRATIVE LAW)

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 20 (349).

Экономика. Вып. 40. С. 30-34.

УДК 342.9

ББК 67.301

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ КАК МЕРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ПРИМЕНЯЕМАЯ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ПОГРАНИЧНОГО КОНТРОЛЯ

Ю. П. Гапон

Троицкий филиал ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», Троицк, Челябинская область, Россия

Рассматриваются теоретические вопросы, связанные с понятием административного задержания как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Исследуются некоторые практические вопросы реализации рассматриваемой меры в подразделениях пограничного контроля, цели и основания ее применения. Вносится авторское предложение по изменению и дополнению ст. 27.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях для устранения правовой неопределенности о целях применения административного задержания.

Ключевые слова: административное задержание, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, Кодекс РФ об административных правонарушениях, производство по делам об административных правонарушениях.

В подразделениях пограничного контроля Федеральной службы безопасности (ФСБ) России при выявлении административных правонарушений в области охраны Государственной границы РФ нередко приходится использовать такую меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как административное задержание.

Стоит заметить, что административное задержание в системе мер административного принуждения играет важную роль, так как именно оно создает необходимые и легитимные условия для установления личности правонарушителя и обстоятельств совершения административного правонарушения. В большинстве случаев речь идет о нарушении административно-правовых режимов (пограничного режима, режима в пунктах пропуска через границу), совершении иных правонарушений, которые могут содержать состав преступления (провоз через границу запрещенных ценностей, предметов, следование по чужому или поддельному документу и т. д.), а также выявлении административного правонарушения во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ. В связи с этим

практической реализации института административного задержания в подразделениях пограничного контроля на сегодняшний день должно уделяться первостепенное значение.

Законодатель под административным задержанием понимает кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. При этом необходимо согласиться с А. О. Поддубным, который отметил, что «административное задержание — это кратковременное лишение свободы физического лица с содержанием его в специально отведенных для этого помещениях или учреждениях в условиях, исключающих возможность их самовольного оставления, осуществляемое для выполнения задач производства по делам об административных правонарушениях» [11. С. 6]. Впрочем, вопросы о месте и порядке содержания задержанных лиц урегулированы законодателем в ст. 27.6 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ и Постановлении Правительства РФ от 15 октября

2003 г. № 627 «Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц». Н. Г Салищева обозначает, что административное задержание — неотложное действие компетентного должностного лица, обеспечивающее борьбу с административными правонарушениями. Оно применяется в исключительных случаях в целях, предусмотренных КоАП [12. С. 50]:

1) обеспечение правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении;

2) исполнение постановления по делу об административном правонарушении.

Некоторые ученые [4. С. 100] в качестве еще одной цели применения рассматриваемой меры отмечают пресечение административного правонарушения. Другие авторы, наоборот, указывают, что административное задержание имеет сугубо процессуальные цели [13. С. 300] и не может выступать в целях пресечения административного правонарушения.

На наш взгляд, дискуссионность данному вопросу придает еще и тот факт, что, с одной стороны, в ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ указана такая цель применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как пресечение административного правонарушения. С другой стороны, в ст. 27.3 КоАП РФ, которая регламентирует основания и порядок административного задержания, о рассматриваемой цели ничего не говорится. Описанная противоречивость порождает также мнение о том, что «исключение законодателем такой общей для всех мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях цели, как пресечение административного правонарушения, из перечня целей административного задержания свидетельствует о сугубо процессуальном характере административного задержания». Подобный подход представляется сомнительным, ведь, следуя его логике, можно предположить, что такая цель, как установление личности нарушителя, была также целенаправленно исключена законодателем (в связи с ее отсутствием в ст. 27.3 КоАП РФ). Между тем, по нашему мнению, реализацией административного задержания могут достигаться, в необходимых случаях, обе не вошедшие в ст. 27.3 КоАП РФ цели — пресечение административного правонарушения и установление личности нарушителя. Тем более, как показыва-

ет практика, в ряде случаев установить личность правонарушителя вовсе невозможно без применения такой меры обеспечения производства, как административное задержание.

А. А. Белов и В. А. Мельников утверждают, что возможность достижения административным задержанием цели пресечения правонарушения представляется спорной, поскольку административному задержанию всегда предшествует доставление. Случаи доставления правонарушителя в полицию без пресечения при этом совершаемого им правонарушения представить крайне сложно [3. С. 90]. Несмотря на логичность и рациональность данного мнения, стоит заметить, что доставление не во всех случаях предшествует административному задержанию. Например, в подразделениях пограничного контроля доставление как мера обеспечения применяется значительно реже административного задержания. Так, анализ материалов дел об административных правонарушениях за период с 2011 по 2013 г. в пяти подразделениях пограничного контроля (контрольно-пропускные пункты «Екатеринбург-аэропорт», «Челябинск-аэропорт», «Бугристое-автодорожный», «Троицк-железнодорожный», «Карталы-железнодорожный») показал, что доставление применялось в 49 раз реже административного задержания. Это вполне объясняется тем, что зачастую должностными лицами пограничных органов правонарушения выявляются непосредственно на территории контрольно-пропускных пунктов, и необходимости доставлять куда-либо лицо, совершившее административное правонарушение, нет. При этом, по нашему мнению, первостепенной (основной) целью применения административного задержания будет выступать именно обеспечение производства по делу об административном правонарушении.

Таким образом, полагаем, что административное задержание как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении может быть применена:

- для обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении;

- исполнения постановления по делу об административном правонарушении;

- пресечения административного правонарушения;

- установления личности лица, привлекаемого к административной ответственности по делу об административном правонарушении;

32

Ю. П. Гапон

- выяснения обстоятельств административного правонарушения.

Как вполне обоснованно обозначил А. Ю. Соколов, основаниями административного задержания лица могут выступать:

1) наличие признаков состава административного правонарушения в деянии физического лица;

2) неповиновение законным требованиям компетентных должностных лиц о прекращении нарушений общественного порядка или угрожающих общественной безопасности;

3) попытка нарушителя скрыться с места совершения правонарушения;

4) агрессивное поведение нарушителя по отношению к должностным лицам;

5) невозможность установить личность лица, в чьих действиях усматривается состав административного правонарушения;

6) невозможность составления протокола об административном правонарушении на месте его выявления [14. С. 88].

Законодательно сформулированная дефиниция административного задержания указывает на то, что оно может быть применено в исключительных случаях, однако действующее законодательство не уточняет, какие именно случаи к ним относятся. На практике это может привести к определенным трудностям, возникающим при применении административного задержания. Так, О. Н. Гапонов верно обратил внимание на тот факт, что расплывчатую законодательную фор-

мулировку основания применения административного задержания «в исключительных случаях» каждый правоприменитель понимает субъективно, с учетом собственного практического опыта [5. С. 180]. По мнению А. Г Гришакова, это ведет к избирательному применению закона. Поэтому, на наш взгляд, правомерна позиция тех исследователей, которые указывают на то, что основание применения административного задержания как меры обеспечения производства должно быть конкретизировано. Как вполне справедливо отметил Ю. Ф. Решетник, «с точки зрения элементарной логики следовало бы ожидать от законодателя хоть какого-то перечня этих исключительных случаев» [12. С. 50].

В связи с этим для устранения правовой неопределенности о целях применения административного задержания представляется необходимым первый абзац п. 1 ст. 27.3 КоАП РФ изложить в следующей редакции: «Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено исключительно в тех случаях, когда это необходимо для установления личности нарушителя, обеспечения правильного и своевременного рассмотрения по делу об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении, пресечения административного правонарушения или выяснения обстоятельств административного правонарушения».

Список литературы

1. Аникин, С. Б. К вопросу о мерах административно-процессуального обеспечения по делам об административных правонарушениях / С. Б. Аникин, Ю. Н. Мильшин // Вестн. Сарат. гос. акад. права. 2002. № 1. С. 63-67.

2. Бахрах, Д. Н. Административная ответственность по российскому законодательству / Д. Н. Бах-рах, Э. Н. Ренов. М. : Юристъ, 2004. 400 с.

3. Белов, А. А. Административное принуждение в деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения : монография / А. А. Белов, В. А. Мельников. Волгоград : Волгогр. акад. МВД России, 2006. 120 с.

4. Волкова, В. В. Административный процесс : учеб. пособие / В. В. Волкова. М. : Юнити-Дана, 2012. 128 с.

5. Гапонов, О. Н. Реализация мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок : дис. ... канд. юрид. наук / О. Н. Гапонов. М. : Юристъ, 2006. 186 с.

6. Гришаков, А. Г. Административное задержание как мера пресечения, применяемая милицией / А. Г. Гришаков // Полиц. право : науч.-практ. журн. Омск : Изд-во Ом. юрид. ин-та, 2005. № 4. С. 41-42.

7. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / под общ. ред. Н. Г. Салищевой. 7-е изд. М. : Проспект, 2011. 1136 с.

8. Мельников, В. А. Административное принуждение : анализ подходов к определению и его основных черт / В. А. Мельников // Полиц. право : науч.-практ. журн. Омск : Изд-во Ом. юрид. ин-та, 2005. № 1. С. 22-25.

9. Кононов, П. И. Нормы об административном задержании граждан : изменения необходимы / П. И. Кононов // Журн. рос. права. 1997. № 11. С. 87-88.

10. Мильшин, Ю. Н. О мерах административно-процессуального обеспечения производства по делу об административном правонарушении / Ю. Н. Мильшин // Адм. право и процесс. 2007. № 5.

11. Поддубный, А. О. Особые условия применения административного задержания в производстве по делам об административных правонарушениях : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / А. О. Поддубный. Саратов : Сарат. гос. акад. права, 2003. 188 с.

12. Решетник, Ю. Ф. Обстоятельства, способствующие нарушению законности при применении административного задержания / Ю. Ф. Решетник // Адм. право и процесс. 2011. № 10. С. 50-53.

13. Соколов, А. Ю. Система мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях : монография / А. Ю. Соколов. Саратов : Науч. кн., 2011. 306 с.

14. Соколов, А. Ю. Административное задержание как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях / А. Ю. Соколов // Право. Законодательство. Личность. 2010. № 3. С. 88-95.

Сведения об авторе

Гапон Юлия Павловна — преподаватель кафедры права Троицкого филиала Челябинского государственного университета, соискатель кафедры конституционного и административного права Южно-Уральского государственного университета, Троицк, Челябинская область, Россия. u.p.golovina@mail.ru; уи^о^ша@ yandex.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 20 (349).

Law. Issue. 40. P. 30-34.

ADMINISTRATIVE DETENTION AS A MEASURE TO ENSURE PROCEEDINGS ON ADMINISTRATIVE VIOLATIONS, USED BY BORDER CONTROL UNITS

Yu. P. Gapon

Professor of law Trinity branch of Chelyabinsk state University, researcher at the Department of constitutional and administrative law of the southern-Ural state University, Troitsk, Chelyabinsk region, Russia. u.p.golovina@mail.ru;

yuligolovina@yandex. ru

This article discusses the theoretical issues related to the concept of administrative detention as a measure to ensure proceedings on administrative violations. Explores some of the practical issues of implementation of this measure by border control units, purpose and reason of its application. The author also has its own proposal on amendments to Art. 27.3 of the Code to eliminate the legal uncertainty concerning the purposes of the application of administrative detention.

Keywords: administrative detention, ensuring measures, records on administrative offences, border control units.

References

1. Anikin, S. B. K voprosu o merah administrativno-processual'nogo obespecheniya po delam ob adminis-trativnyh pravonarusheniyah [To measures of administrative and procedural security in cases of administrative offenses] / S. B. Anikin, Yu. N. Mil'shin // Vestn. Sarat. gos. akad. prava. 2002. № 1. S. 63-67.

2. Bahrah, D. N. Administrativnaya otvetstvennost' po rossiyskomu zakonodatel'stvu [Administrative liability under Russian law] / D. N. Bahrah, E. N. Renov. M. : Yuristj, 2004. 400 s.

34

№. n. ranoH

3. Belov, A. A. Administrativnoe prinuzhdenie v deyatel'nosti Gosudarstvennoy inspekcii bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya : monografiya [Administrative enforcement in the activities of the State Traffic Safety Inspectorate: monograph] / A. A. Belov, V. A. Mel'nikov. Volgograd : Volgogr. akad. MVD Rossii, 2006. 120 s.

4. Volkova, V. V. Administrativniy process [Administrative process] : ucheb. posobie / V. V. Volkova. M. : Yuniti-Dana, 2012. 128 s.

5. Gaponov, O. N. Realizaciya mer obespecheniya proizvodstva po delam ob administrativnyh pravonarush-eniyah, posyagayuschih na obschestvenniy poryadok [Implementation of measures to ensure the production of cases on administrative offenses against public order] : dis. ... kand. yurid. nauk / O. N. Gaponov. M. : Yuristj, 2006. 186 s.

6. Grishakov, A. G. Administrativnoe zaderzhanie kak mera presecheniya, primenyaemaya miliciey [Administrative detention as a preventive measure applied by police] / A. G. Grishakov // Polits. pravo : nauch.-prakt. zhurn. Omsk : Izd-vo Om. yurid. in-ta, 2005. № 4. S. 41-42.

7. Kommentariy k Kodeksu Rossiyskoy Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah (postateiniy) [Commentary on the Code of Administrative Offences (itemized)] / pod obsch. red. N. G. Salischevoy. 7-e izd. M. : Prospekt, 2011. 1136 s.

8. Mel'nikov, V.A. Administrativnoe prinuzhdenie : analiz podhodov k opredeleniyu i ego osnovnyh chert [Administrative enforcement: An analysis of approaches to the definition and its main features] / V. A. Mel'nikov // Polits. pravo : nauch.-prakt. zhurn. Omsk : Izd-vo Om. yurid. in-ta, 2005. № 1. S. 22-25.

9. Kononov, P. I. Normy ob administrativnom zaderzhanii grazhdan : izmeneniya neobhodimy [Norms of administrative detention of citizens: the changes needed] / P. I. Kononov // Zhurn. ros. prava. 1997. № 11. S. 87-88.

10.Mil'shin, Yu. N. O merah administrativno-processual'nogo obespecheniya proizvodstva po delu ob administrativnom pravonarushenii [On administrative procedural provision of the proceedings of an administrative offense] / Yu. N. Mil'shin // Adm. pravo i process. 2007. № 5.

11. Poddubniy, A. O. Osobye usloviya primeneniya administrativnogo zaderzhaniya v proizvodstve po delam ob administrativnyh pravonarusheniyah [Special conditions of administrative detention in proceedings before courts concerning administrative matters] : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk / A. O. Poddubniy. Saratov : Sarat. gos. akad. prava, 2003. 188 s.

12.Reshetnik, Yu. F. Obstoyatel'stva, sposobstvuyuschie narusheniyu zakonnosti pri primenenii administrativnogo zaderzhaniya [Circumstances promoting irregularities in the use of administrative detention] / Yu. F. Reshetnik // Adm. pravo i process. 2011. № 10. S. 50-53.

13. Sokolov, A. Yu. Sistema mer obespecheniya proizvodstva po delam ob administrativnyh pravonarusheniyah [Yu system of measures to ensure proceedings on administrative violations] : monografiya / A. Yu. Sokolov. Saratov : Nauch. kn., 2011. 306 s.

14. Sokolov, A. Yu. Administrativnoe zaderzhanie kak mera obespecheniya proizvodstva po delam ob administrativnyh pravonarusheniyah [Administrative detention as a measure to ensure proceedings on administrative violations] / A. Yu. Sokolov // Pravo. Zakonodatel'stvo. Lichnost'. 2010. № 3. S. 88-95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.