Научная статья на тему 'К вопросу об особенностях процесса формирования профессионально-нравственного мировоззрения у обучающихся ведомственных образовательных организаций МВД России через практикоориентированные средства'

К вопросу об особенностях процесса формирования профессионально-нравственного мировоззрения у обучающихся ведомственных образовательных организаций МВД России через практикоориентированные средства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
процесс формирования / практико-ориентированный подход / профессионально-нравственное мировоззрение / обучающиеся / компетентные специалисты / электронная информационнообразовательная среда / воспитательный процесс / образовательный процесс / учебный процесс / учебная и научная деятельность / гражданско-патриотическая позиция / гражданственность / профессионально-служебная деятельность / process of formation / practiceoriented approach / professional and moral outlook / students / competent specialists / electronic information and educational environment / educational process / educational process / educational process / educational and scientific activities / civic and patriotic position / citizenship / professional and service activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Телигисова Софья Сармановна

В статье рассматривается концепция формирования профессионально-нравственного мировоззрения у обучающихся ведомственных образовательных организаций через практико-ориентированные средства с использованием современных цифровых технологий в условиях действующих Стратегии национальной безопасности и Доктрины информационной безопасности Российской Федерации с учетом современных реалий, диктующих новые требования к образовательному процессу, где цифровизация начинает играть все большую и значительную роль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Телигисова Софья Сармановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Question of the Peculiarities of the Process of Forming a Professional and Moral Worldview among Students of Departmental Educational Organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia through Practice-Oriented Means

The article discusses the concept of forming a professional and moral worldview among students of departmental educational organizations through practice-oriented means using modern digital technologies in the context of the current National Security Strategy and the Information Security Doctrine of the Russian Federation, taking into account modern realities dictating new requirements for the educational process, where digitalization is beginning to play an increasingly significant role.

Текст научной работы на тему «К вопросу об особенностях процесса формирования профессионально-нравственного мировоззрения у обучающихся ведомственных образовательных организаций МВД России через практикоориентированные средства»

К вопросу об особенностях процесса формирования профессионально-нравственного мировоззрения у обучающихся ведомственных образовательных организаций МВД России через практико-ориентированные средства

ТЕЛИГИСОВА СОФЬЯ САРМАНОВНА,

доцент кафедры уголовного процесса, кандидат педагогических наук Уфимский юридический институт МВД России Российская Федерация, 450103, Республика Башкортостан,

г. Уфа, ул. Муксинова, д. 2 E-mail: sofya.teligisova@bk.ru

On the Question of the Peculiarities of the Process of Forming a Professional and Moral Worldview among Students

of Departmental Educational Organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia through Practice-Oriented Means

TELIGISOVA SOFYA SARMANOVNA,

Associate Professor of the Department of Criminal Procedure,

Candidate of Pedagogical Sciences Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia Russian Federation, 450103, Republic of Bashkortostan,

Ufa, Muksinovo St., 2 E-mail: sofya.teligisova@bk.ru

УДК 378.1

Аннотация. В статье рассматривается концепция формирования профессионально-нравственного мировоззрения у обучающихся ведомственна образовательных организаций через практико-ориентированные средства с использованием современных цифровых технологий в условиях действующих Стратегии национальной безопасности и Доктрины информационной безопасности Российской Федерации с учетом современных реалий, диктующих новые требования к образовательному процессу, где цифровизация начинает играть все большую и значительную роль.

Ключевые слова и словосочетания: процесс формирования; практико-ориентированный подход; профессионально-нравственное мировоззрение; обучающиеся; компетентные специалисты; электронная информационно-образовательная среда; воспитательный процесс; образовательный процесс; учебный процесс; учебная и научная деятельность; гражданско-патриотическая позиция; гражданственность; профессионально-служебная деятельность.

Annotation. The article discusses the concept of forming a professional and moral worldview among students of departmental educational organizations through practice-oriented means using modern digital technologies in the context of the current National Security Strategy and the Information Security Doctrine of the Russian Federation, taking into account modern realities dictating new requirements for the educational process, where digitalization is beginning to play an increasingly significant role.

Keywords and phrases: process of formation; practice-oriented approach; professional and moral outlook; students; competent specialists; electronic information and educational environment; educational process; educational process; educational process; educational and scientific activities; civic and patriotic position; citizenship; professional and service activities.

Сложившаяся геополитическая обстановка, современный уровень развития цифрового общества, а также социально-экономические преобразования, происходящие в российском обществе в условиях информационно-пропагандистской агрессии против Российской Федерации, оказывают воздействие на профессиональную подготовку будущих и действующих сотрудников органов внутренних дел, что находит свое выражение в первую очередь в пересмотре воспитательного компонента образования, показателях его качества в образовательных организациях МВД России и в новых целевых установках государства, когда государству и обществу нужны компетентные специалисты с сформированным профессионально-нравственным мировоззрением, с активной гражданско-патриотической позицией и ценностными установками, готовые самостоятельно принимать решения с учетом постоянно и быстро меняющихся условий, способные нести ответственность за свои действия, ставить цели и выстраивать путь к их достижению, понимающие социокультурную специфику нашей многонациональной страны.

Подобный социальный заказ на государственном уровне диктует требования к ведомственным образовательным организациям в вопросах профессиональной подготовки будущих сотрудников полиции.

Так, Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» утвердил традиционные ценности: нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России1.

Данные Основы конкретизируют отдельные положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации2; Доктрины информационной безопасности Российской

1 Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей : Указ Президента Рос. Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202211090019 (дата обращения: 11.03.2023).

2 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Рос. Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 11.03.2023).

Федерации3; Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года4; Основ государственной культурной политики5; Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы6; указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»7 и от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»8.

Указанные Основы являются документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определяющим систему целей, задач и инструментов реализации стратегического национального приоритета «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти» в части, касающейся защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей (далее — традиционные ценности). К традиционным ценностям относятся: жизнь, достоинство, права и свободы человека; патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу; высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд; приоритет духовного над материальным; гуманизм, милосердие, справедливость; коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение; историческая память и преемственность поколений, а также единство народов России.

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» провозгласил одну из основных национальных целей — обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти

3 Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Рос. Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646 // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 11.03.2023).

4 О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года : Указ Президента Рос. Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666 // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 11.03.2023).

5 Об утверждении Основ государственной культурной политики : Указ Президента Рос. Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 11.03.2023).

6 О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2013 годы : Указ Президента Рос. Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 11.03.2023).

7 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : Указ Президента Рос. Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 11.03.2023).

8 О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента Рос. Федерации от 21 июля 2020 г. № 474// СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 11.03.2023).

ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования.

Согласно федеральным государственным образовательным стандартам каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и электронной информационно-образовательной среде организации (далее — ЭИОС). Создание ЭИОС сегодня в высшем образовании является необходимым условием для реализации современной концепции высшего образования в России.

Возможности электронной библиотеки и электронной информационно-образовательной среды позволяют в настоящее время получить доступ каждому обучающемуся, находящемуся географически вне стен образовательной организации, к материалам учебных программ, к учебной, научной литературе и т. п., что особенно актуально и ценно для слушателей заочной формы обучения, совмещающих службу в территориальных органах внутренних дел и процесс получения высшего образования. Практика показала, что неоценимо использование цифровых технологий в обучении действующих сотрудников правоохранительных органов, совмещающих выполнение служебных обязанностей с обучением (или повышением квалификации) без отрыва от службы. И такое повсеместное проникновение цифровизации в процесс образования в корне меняет подход к учению как одному из видов деятельности человека: учение становится активной самостоятельной деятельностью обучающегося, управляемой при этом посредством использования преподавателями комплекса контролирующих и диагностирующих мероприятий, которые позволяют в системе «преподаватель — обучающийся» наблюдать и корректировать уровень овладения знаниями последним. Именно современные цифровые технологии дают (и преподавателям, и обучающимся) возможность в повседневном образовательном процессе, не выходя из своей образовательной организации и не затрачивая при этом материальные ресурсы:

— решать проблему доступности образования (преодолевать территориальные барьеры доступа к знаниям, к образованию для слушателей заочной формы обучения), выбирать форму обучения, а также увеличивают разнообразие инструментов передачи, позволяют выбирать

время (любое время суток, удобное для пользователя) и скорость передачи знаний;

— получать знания от высококвалифицированных ученых-преподавателей, имеющих богатый ведомственный практический опыт и опыт научных исследований, владеющих инструментарием создания видеолекций, слайдовых презентаций, а также технологией интерактивного общения-взаимодействия с аудиторией при проведении телемостов, научных диспутов в режиме онлайн, вебинаров, дискуссий, охватывающих широкий круг участников при одновременном подключении;

— проводить научно-представительские и конкурсные мероприятия с различными образовательными организациями как внутри системы МВД России, так и с другими вузами, в том числе с ведомственными вузами стран — участниц Содружества Независимых Государств, расширяя тем самым границы мероприятия и географию общения между участниками;

— обмениваться накопленным опытом и знаниями в ходе онлайн-общения (дистанционного общения) с практическими работниками — действующими сотрудниками следственных подразделений и других правоохранительных, силовых, надзорных ведомств и судебных инстанций, что позволяет как обучающимся, так и преподавателям быть в курсе последних рекомендаций и изменений относительно практики направления материалов и уголовных дел в прокуратуру, суды;

— сокращать затраченное время на поиски нужной информации и упрощать работу с информационными ресурсами, где каждый из нас (и обучающийся, и преподаватель) может ознакомиться с информацией, ранее открытой лишь для узких специалистов, ученых, а также облегчает поиск статистических данных из следственной, судебной, иной ведомственной практики;

— прививать обучающимся навыки принятия грамотных, взвешенных решений, обоснованных с законодательной и нормативно-правовой точек зрения, как в своей будущей профессионально-служебной деятельности, так и в повседневной жизни юриста.

Преимущества вышеуказанных цифровых педагогических технологий очевидны и заключаются в основном в том, что они обеспечивают неограниченные, а в какой-то мере даже уникальные возможности для образовательной деятельности, поскольку перераспределяют роли между субъектами — участниками образовательного процесса с акцентом на саморефлексию, самообразование и самореализацию.

Особое внимание необходимо уделять изучению ценностных ориентаций обучающихся, взаимодействию воспитательного и учебного процессов в системе высшего образования. Воспитание обучающихся следует рассматривать как многовекторный процесс, затрагивающий учебную, научную деятельность, национально-культурную принадлежность участников процесса. Процесс формирования ценностно-мировоззренческих установок у обучающихся осложняется тем, что он осуществляется в условиях враждебной риторики со стороны западных оппонентов, их агрессивных информационных атак против Российской Федерации.

Необходимо учесть, что молодое поколение в силу отсутствия житейского опыта и несфор-мированного мировоззрения наиболее восприимчиво к информационным атакам, агрессивному воздействию пропаганды западных стран.

С учетом сложившейся государственной риторики образовательный процесс в образовательных организациях, подведомственных системе МВД России, уже в настоящее время сориентирован не только на формирование у обучающихся профессиональных знаний, практических умений, навыков будущей службы в органах полиции, а функционирует в объективно существующих условиях так, что пристальное внимание уделяется профессионально-нравственной подготовке обучающихся как будущих сотрудников правоохранительных органов, обладающих профессионально-нравственным мировоззрением, необходимым для осуществления результативной профессиональной деятельности (один из примеров - увеличение наполняемости учебных программ дисциплинами и предметами по изучению отечественной истории нашего многонационального государства).

Иными словами, геополитическая обстановка, современные реалии в международной политике неизбежно влияют и на образовательный процесс и требования к нему: необходимо усиливать воспитательный компонент как неотъемлемую составляющую в развитии патриотического отношения к выбранной профессии, к своей стране, в становлении личности полицейского с устойчивым профессионально-нравственным мировоззрением. Все это только повышает значимость рассматриваемого ин-тегративного качества личности (профессионально-нравственного мировоззрения), когда не только государство, но и общество тоже предъявляет высокие требования к профессиональной компетентности и к личности полицейского в целом.

Цифровые технологии же в этом процессе выступают как вспомогательный инструментарий, позволяющий расширить не просто юридический кругозор, а привить обучающимся навыки владения цифровой юриспруденцией, когда современному сотруднику правоохранительных органов в своей повседневной служебной деятельности приходится свободно ориентироваться в огромном массиве информации в виде нормативно-правовых документов, безошибочно выбирать заданные параметры поиска в современных справочно-правовых системах, которые качественно повышают уровень правоприменения, а также позволяют сэкономить огромное количество времени и сил у обучающихся, подготовить их тем самым к будущей профессиональной юридической деятельности, к электронному документообороту (в том числе с электронным приемом обращений граждан в органах внутренних дел), познакомить с элементами электронного правосудия.

Подобная государственно-социальная установка требует от нас, во-первых, дать определение профессионально-нравственному мировоззрению у обучающихся ведомственных образовательных организаций; во-вторых, определить, посредством каких подходов, методов и практико-ориентированных средств возможно сформировать у обучающихся данное интегративное качество личности; в-третьих, определить, какие субъекты участвуют в процессе формирования профессионально-нравственного мировоззрения.

Стоит отметить, что положительный эффект, безусловно, усиливается еще и плавным, своевременно осознанным переходом от чисто традиционного подхода в образовании к сугубо практико-ориентированной парадигме образовательного процесса, эффективное использование которой как раз и позволяет нам успешно достигать цели, а именно сформировать профессионально-нравственное мировоззрение у обучающихся ведомственных образовательных организаций через использование следующих практико-ориентированных средств:

1. Специфика непрерывного целостного педагогического процесса заключается в том, что образовательный процесс, учебно-воспитательный процесс должны подчиняться единой конечной педагогической цели - комплексному формированию профессионально-нравственного мировоззрения у обучающихся в условиях ведомственной образовательной организации.

2. Использование в качестве преимущества казарменного проживания обучающихся на территории образовательной организации в период

учебного года для максимального заполнения их свободного времени внеурочными, внеаудиторными воспитательно-патриотическими мероприятиями, проводимыми сотрудниками психологического, воспитательного отделов, курсовыми офицерами [1, с. 3].

3. Образовательный процесс, преподавание учебных дисциплин следует сочетать с максимальным приближением к реальной следственной и оперативно-служебной деятельности, в том числе через практико-ориентированное методическое сопровождение преподаваемых дисциплин (в частности, приглашая практических работников), позволяющих учесть особенности служебно-профессиональной деятельности обучающихся, расширить возможности и границы учебно-воспитательного процесса.

4. В образовательном и учебно-воспитательном процессе необходимо максимально использовать весь потенциал внеучебных и внеаудиторных мероприятий, а также научно-исследовательскую работу в формировании профессионально-нравственного мировоззрения обучающихся.

Научно-исследовательская работа обучающихся является неотъемлемой, составной частью научной (научно-исследовательской) деятельности и образовательного процесса в целом. При этом важно поощрять участие обучающихся в научно-исследовательской работе, выполняемой ими не только во время образовательного процесса (что предусматривает выступление на занятиях семинарского типа с рефератами, краткими тезисами о результатах достижений по своим темам научного интереса), но и во внеучебное время путем участия в работе научных кружков, конкурсах, исследованиях по изучаемым дисциплинам.

Именно участие в научных кружках и (или) сообществах позволяет обучающимся развить творческое мышление, выработать навыки ораторского выступления перед аудиторией, расширить научный кругозор и, как следствие, подготовить высококвалифицированного специалиста (сотрудника правоохранительных органов), обладающего профессионально-нравственным мировоззрением, способного творчески применять в практической и служеб-но-профессиональной деятельности новейшие достижения науки. Становлению и формированию профессионально-нравственного мировоззрения обучающихся будет способствовать взаимодополняемость учебно-воспитательного, образовательного процесса, научно-исследовательской работы и внеаудиторной работы через парадигму практико-ориентированного подхода. К примеру, приглашение в качестве

гостей на заседания научных кружков практических работников из различных территориальных подразделений и ведомств позволяет сформировать у обучающихся устойчивый интерес и мотивацию к будущей профессии (к профессии следователя (дознавателя), сотрудника уголовного розыска, участкового уполномоченного полиции и т. д.), увидеть в них пример для подражания, для своего профессионального долголетия. Готовясь к мероприятиям научных кружков, секций или сообществ, принимая в них активное участие, обучающиеся изначально выбирают для себя наиболее сложный, но и наиболее привлекательный уровень познавательной деятельности — творческий. Обучающиеся, будучи членами дружного научного сообщества, приобретают незаменимый опыт выступлений с темами своих научных интересов перед широкой аудиторией, с широкой географией через систему видео-конференц-связи, умение взаимодействовать и работать в единой команде (в случае командных викторин, олимпиад, где необходимо представлять свою образовательную организацию), что предполагает самостоятельную экстраполяцию усвоенных ранее знаний, умений в творческой учебной или научной ситуации. Практика показала, что обучающемуся достаточно хотя бы раз принять участие в конференции (круглом столе или научном диспуте) с темой своего научного интереса, чтобы преодолеть психологический страх перед публичным выступлением, перед незнакомой аудиторией, пережить ситуацию успеха, увидеть среди докладчиков таких же начинающих исследователей, представляющих научные кружки из других ведомственных образовательных организаций. Все это является мощнейшим средством как для индивидуального, так и для группового (коллективного) общения и обучения.

Субъектами в процессе формирования профессионально-нравственного мировоззрения обучающихся будут выступать следующие: преподаватель (именно он является ведущим субъектом); курсант (слушатель, обучающийся), ведомый преподавателем; учебный взвод как коллективный субъект. И учебно-воспитательный процесс, и образовательный процесс, и научно-исследовательская работа обучающихся, а также учебные, внеучебные, внеаудиторные, научно-представительские мероприятия, общественные поручения, дежурства в нарядах по своему наполнению и содержанию должны быть сфокусированы на формировании у обучающихся устойчивой привычки добросовестно выполнять и решать поставленные задачи, причем с учетом уважительного отно-

шения к коллективу, к опыту старшего поколения, к нормам профессиональной морали, к этике профессиональной деятельности полицейского, через чувства взаимовыручки, патриотизма, гражданской идентичности. Именно наличие сформированного профессионально-нравственного мировоззрения позволяет сотруднику действовать в своей служебной деятельности как высококвалифицированному специалисту, осознающему смысл и социальную значимость выбранной профессии, имеющему широкое мировоззрение, профессиональное мышление, нравственные и моральные

ориентиры профессионального поведения и отношений.

Таким образом, профессионально-нравственное мировоззрение обучающихся, грамотно сформированное в условиях цифро-визации процесса обучения, как конечный результат профессиональной подготовки в образовательных организациях МВД России является детерминантой его профессионально-служебной деятельности, обеспечивающей выпускнику успех и долголетие в профессии.

Список литературы:

1. Евтихов О. В. Формирование профессиональной компетентности курсантов в образовательной среде вуза правоохранительных органов : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Красноярск, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.