Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД РОССИИ'

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
профессиональное воспитание / цели воспитания / принципы / воспитательный процесс / воспитательное воздействие.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелентьев А.В.

В статье отмечается, что профессиональное воспитание является неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении. Автор детализирует цели воспитания в образовательных учреждениях МВД России. Исследованы принципы, являющиеся фундаментом воспитательной работы в учебных заведениях МВД России. Раскрывается понятие и сущность профессионального воспитания. Констатируется важность наличия интеграции образовательного процесса с профессиональной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мелентьев А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД РОССИИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-10-292-296 МЕЛЕНТЬЕВ Андрей Валерьевич,

NIION: 2018-0076-10/22-1068 преподаватель кафедры

MOSURED: 77/27-023-2022-10-1266 профессиональной подготовки

Восточно-Сибирский институт МВД России, Иркутск,

e-mail: ANDREI30303@yandex.ru

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД РОССИИ

Аннотация. В статье отмечается, что профессиональное воспитание является неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении. Автор детализирует цели воспитания в образовательных учреждениях МВД России. Исследованы принципы, являющиеся фундаментом воспитательной работы в учебных заведениях МВД России. Раскрывается понятие и сущность профессионального воспитания. Констатируется важность наличия интеграции образовательного процесса с профессиональной деятельностью.

Ключевые слова: профессиональное воспитание, цели воспитания, принципы, воспитательный процесс, воспитательное воздействие.

MELENTIEVAndrey Valerievich,

teacher of the Department of professional training East Siberian Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia,

Irkutsk

EDUCATIONAL PROCESS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Annotation. The article notes that professional education is an integral part of the educational process in a higher educational institution. The author details the goals of education in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The principles that are the foundation of educational work in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia are studied. The concept and essence of professional education is revealed. The importance of the integration of the educational process with professional activities is stated.

Key words: professional education, educational goals, principles, educational process, educational impact.

Воспитание всесторонне развитой личности составляет одну из важных задач современного российского общества.

Как отмечают представители экспертного сообщества, формирование полицейского как личности требует от сотрудников вуза и общества постоянного и сознательно организуемого процесса воспитания [6, а 99]. Так, М.А. Нагоева фиксирует, что содержание обучения и воспитания является одним из основных предметов исследования среди других компонентов учебно-воспитательного процесса любого образовательного учреждения [8].

Надо признать, что в настоящее время зачастую в вузах системы МВД России имеет место практическое игнорирование воспитательного воздействия на будущих специалистов. Отдельные авторы справедливо указывают, что недоста-

точно качественно реализуются личностно ориентированный, деятельностный и квазипрофессиональные подходы, а также такие виды воспитания личности курсанта вуза МВД России, как историческое, патриотическое, нравственное, правовое и трудовое [9, с. 38]. Этот фактор создаёт предпосылки для дальнейшего усиления вектора гуманизации образования в вузах МВД России [10, с. 170]. С сохранением приоритета правового воспитания слушателей, что обусловлено спецификой профессиональной деятельности.

По итогам обучения выпускник должен обладать следующими служебными навыками сотрудника в зависимости от поставленных конкретных задач:

- должен уметь применять как профессионал в пределах, установленных законом, физическую силу и боевые приемы борьбы;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

- при исполнении обязанностей соблюдать законность и служебную дисциплину, не нарушать права и свободы человека и гражданина быть принципиальным, требовательным к себе и окружающим;

- знать нормативно правовую информации руководствоваться требованиями норм федерального и регионального законодательства, ведомственных нормативных актов при действиях по предупреждению и пресечению противоправных правонарушений преступлений их последствий работая при этом в рамках законов, указов, постановлений, приказов и инструкций;

- вырабатывать способность и умение продолжать исполнение обязанностей в экстремальных условиях действовать, не снижая качества выполнения служебных, оперативно-служебных задач;

Практически любое воспитательное воздействие в вузе носит профессиональную окрашенность. Сложнее выделить те составляющие воспитательного воздействия, которые не могут быть включены в профессиональное воспитание в вузе. Всё это позволяет констатировать о важности профессионального воспитания.

Под профессиональным воспитанием следует, на наш взгляд, понимать формирование тех профессиональных качеств, которые, отражая специфику профессиональной подготовки, имеют над дисциплинарный характер и больше обусловлены не содержательным, а процессуальным аспектом образовательной деятельности.

На соответствующих воспитательных возможностях и будет акцентировано внимание в предлагаемом материале рассмотрим три значимых группы:

1. Методы, формирующие мировоззрение и ценностные ориентации будущих сотрудников;

2. Методы, формирующие стимулирующую мотивацию в новой профессии;

3. Методы, способствующие! раскрытию творческого потенциала личности и её качественному приросту.

По отношению к будущим сотрудникам ОВД А.В. Будановым цели воспитания детализируются следующим образом [4, с. 15-18]:

• формирование системы взглядов, убеждений, понятий в отношении [сущности, содержания, приёмов и средств правоохранительной деятельности, её роли и места в жизни государства, общества, каждого гражданина, отражающую про-фессионально-деятельностную концепцию сотрудника ОВД;

• развитие общемировоззренческих, социально-политических, нравственно правовых

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

взглядов и убеждений как гражданственной позиции сотрудника ОВД;

• воспитание правосознания сотрудника через систему отношений к праву и правопорядку, личности и государству, органам власти, собственной деятельности;

• воспитание у курсантов и слушателей системы нравственных убеждений, ценностных ориентаций, потребностей и мотивов профессиональной деятельности;

• развитие у них системы этических, эстетических и нравственных

чувств;

• привитие им культуры профессионального поведения, общения и взаимодействия с людьми;

• формирование навыков добросовестного, аккуратного, творческого и объективного отношения к исполнению профессионального долга;

• I подготовка физически здорового, волевого, психологически зрелого сотрудника

Важно подчеркнуть, что профессиональное воспитание в учебных заведениях ОВД должно опираться на следующие принципы: гражданственности; научности; профессионализма; единства учебной, научной, общественной и иных видов деятельности; опоры на коллектив и самодеятельные организации курсантов и слушателей; личностного подхода; гласности и демократизации; комплексности.

Однако в вузах силовых ведомств складывается несколько иная ситуация: досуг обучающихся во-многом организуется в стенах учебного заведения или в сформированном учебном коллективе, то есть слушатели проводят вместе значительное внеаудиторное время. Ведь подготовка кадров ОВД в специальных учебных заведениях министерства внутренних дел является одним из элементов общей системы подготовки и работы с переменным личным составом. Это, безусловно, должно быть использовано для расширения воспитательного воздействия, в частности, воспитания профессионально значимых качеств.

Поэтому присутствует принцип двупланного управления учебно -познавательной деятельностью обучающегося.

Мы исходим из того, что воспитательный процесс в высшем учебном заведении обусловлен, прежде всего, процессом обучения. В образовательном процессе соединяются процессы обучения и воспитания. Обучение и воспитание осуществляются совместно (единовременно) в целостном образовательном процессе [1].

Как отмечалось, основное воспитательное воздействие в вузе осуществляется через содержание и процессуальные характеристики преподаваемых дисциплин. Основное внимание уделим

процессуальным возможностям образовательного процесса с тем,чтобы, не «привязываясь» к содержанию конкретных учебных дисциплин, раскрыть возможности воспитательного воздействия, отражающие специфику профессиональной деятельности и профессиональной подготовки.

Наиболее устойчивым явлением психики обучающегося, мало поддающимся временным колебаниям ориентиром в социальной среде, является интерес к получению профессии. По отношению к обучающемуся имеется в виду, прежде всего, познавательный интерес, с которым в педагогической науке нередко связывают существование интегрирующей детерминанты развития человека [2].

В качестве природной основы любой целенаправленной человеческой деятельности справедливо принять потребность в переживаниях, эмоциях. Человек нуждается в переживаниях -положительных и отрицательных. Человек, изолированный от всяких воздействий, лишённый любых переживаний, ощущает психоэмоциональный голод и, если он продолжается долго индивидуальность истощается. Эмоции представляют собой психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий и интегративно объединяющий все функции организма.

Эмоциональное удовлетворение, которое явилось следствием, например, процесса обучения, при определенной его организации может кардинально повлиять на эмоциональные установки, соответствующие изначальным намерениям индивидуума. По справедливому замечанию ведущих педагогов, интеллектуальное наслаждение, которое ребенок переживает при учении при оптимальной организации общеобразовательного процесса может оказаться более богатым и волнующим, чем тревоги по поводу получения или не получения соответствующей оценки, достижение которой ранее подразумевалось основополагающим устремлением в его деятельности.

Именно в потенциальных возможностях достижения учебно-воспитательных целей как сопутствующего результата поощрения тех побуждений, которые вызывают высокий эмоциональный отклик, кроется, на наш взгляд, существенный резерв обеспечения гуманистической образовательной парадигмы. Высокий эмоциональный отклик тем очевиднее, чем глубже понимание педагога о жизненном опыте воспитывающегося: «На жизненном опыте обучающегося слушателя всегда возлежит отпечаток их индивидуальных интересов и потребностей, особенностей закрытой либо открытой окружающей их среды, в

которой происходит взаимообмен информацией, сформировываются оценки и мнения. Этот опыт активно сказывается на усвоение предметных знаний и способов деятельности в процессе обучения, ибо сами учебно-научные сведения воспринимаются учащимися через призму первоначально накопленных познаний».

В педагогической системе высшего учебного заведения становится тяжелее ориентироваться на такой жизненный опыт слушателей, который коррелирует с осваиваемыми профессиональными знаниями и имеется хотя бы у большинства представителей коллектива учебной группы. Это связано с тем, что постигаемая на уровне высшего учебного заведения профессиональная деятельность зачастую мало, а порой и совсем не бывает представленной в прошлом жизненном опыте молодого человека. Естественно, чрезвычайно важно, чтобы в процессе самой образовательной деятельности возникла познавательная мотивация.

Исследования А.А. Вербицкого, посвящён-ные профессиональному образованию, продемонстрировали, что «в учебной деятельности просматриваются контуры новоиспечённой профессии, формируются реалистичные возможности для переходов от познавательной мотивации к профессиональной и обратно» [5].

Действительно, профессиональная и познавательная мотивации связаны той деятельностью при разрешении конкретной проблемы, которую осуществляют обучающиеся при решении поставленной перед ними задачи.

Желательно, чтобы именно профессиональная мотивация стала движущим фактором эффективности процесса обучения, связанного с деятельностью по решению обучающимся поставленных перед ним задач. Иными словами, желательно, чтобы профессиональная мотивация слушателей способствовала повышению их познавательного интереса, который, в свою очередь, стимулировал бы деятельность (имеется в виду деятельность по решению обучающимся поставленных перед ним задач).

Способность преподавателя к обеспечению отмеченной иерархии мотивации образовательной активности - это значимый признак профессионализма педагога высшей школы.

Вместе с тем, мы исходим из того, что мотивация не рассматривается некой изначальной «данностью», это нелинейное истолкование психофизиологической жизни, зависящее от информативного содержания материала, которым препарирует обучающийся, направленная на увлекательный материал жизнедеятельность рассматривается одной из главенствующих фактор

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

становления мотивации, в том числе и профессиональной.

Поэтому мы не считаем необходимым ориентироваться на учебно-профессиональную мотивацию обучающихся как принцип осуществляемой педагогом образовательной деятельности [5, с. 3-16].

Принцип заинтересованного взаимоотношения субъектов обучения к педагогической ситуации рассматривается наиболее основообразующим. Так, в трудах Г.И. Щукиной продемонстрировано, что «любую деятельность человек, одухотворённый познавательным интересом, осуществляет с большим пристрастием, более эффективно. Интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности» [11]. Если в качестве «клеточки», простейшей составляющей процесса обучения рассматривать задачу, то установка на заинтересованное отношение субъектов обучения к педагогической ситуации нацелит, прежде всего, на совершенствование деятельности по решению обучающимся поставленных перед ним задач, способствуя повышению его познавательного интереса, таким образом способствуя к профессиональной мотивации обучающегося.

Одна из особенностей педагогической деятельности, которая следует из необходимости управления развитием воспитанника, состоит не только в заблаговременном, но и в постоянном характере проектировочной деятельности преподавателя в ходе обучения, которая обусловлена особенностями складывающейся педагогической ситуации и преследуемыми учебно - воспитательными целями. В связи с этим И.В. Горлинский справедливо отмечает: «Подлинное педагогическое творчество преподавателя проявляется в процессе проводимых им интересных и насыщенных занятий» [7].

Заключение

Воспитательная деятельность вузов системы МВД весьма многогранна. В воспитательной работе задействованы профессорско-преподавательский состав, курсовые офицеры, во многих вузах сохранилась система кураторства. Достаточно эффективно функционирует система психологического сопровождения процесса профессиональной подготовки. Широко развита спортивная деятельность.

Позитивный характер имеет и тесная связь процесса учебной подготовки с профессиональной деятельностью, «включённость» в профессиональные традиции, которые интегрированы во всю систему профессиональной подготовки.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

Список литературы:

[1] Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (посл. ред.) [Электронный ресурс] // Кон-сультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_ 140174/ (дата обращения: 01.09.2022).

[2] Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 180402/400951e1bec44b76d470a1deda8b17e988c 587d6/ (дата обращения: 01.09.2022).

[3] Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 25 декабря 2020 г. № 900 [Электронный ресурс] // Гарант. - URL: https://base.garant. ru/400791288/ (дата обращения: 01.03.2022). -

[4] Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: Учебник / Под общ. ред. докт. педаг. наук, докт. юрид. наук, проф. В.Я. Кикотя.

- М.: ЦОКР МВД РФ, 2009. - 480 с.

[5] Вербицкий А.А. Воспитание в современной образовательной парадигме // Педагогика. 2016. № 3. - С. 3-16.

[6] Ворожцов А.М. Система воспитания личности в вузе МВД России // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2012. № 3 (62).

- С.98-103.

[7] Горлинский И.В. Развитие педагогической системы профессионального образования в учебных заведениях МВД России: дис. ... доктора пед. наук. - М., 1999. - 188 с.

[8] Нагоева М.А. Специфика и структура педагогического процесса в образовательных учреждениях МВД России [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 47. - С. 62-66. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76583.htm (дата обращения: 01.09.2022).

[9] Хорольский В.В., Хорольская Т.Е. Проблемы воспитания в образовательных учреждениях вузов МВД России // Юридическое образование и наука. 2006. № 1. - С. 37-41.

[10] Шагбанова Х.С. Гуманизация образования в вузах МВД России: современное состояние и перспективы развития // Педагогический журнал. 2020. Т. 10. № 2А. - С. 168-176.

[11] Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся. - М.: Просвещение, 2005. - 356 с.

Spisok literatury:

[1] Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ (posl. red.) [Elektronnyj resurs] // Konsul'tant-Plyus. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_ 140174/ (data obrashcheniya: 01.09.2022).

[2] Ob utverzhdenii Strategii razvitiya vospi-taniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda: Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 maya 2015 g. № 996-r [Elektronnyj resurs] // Konsul'tantPlyus». - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_ 180402/400951e1 bec-44b76d470a1deda8b17e988c587d6/ (data obrashcheniya: 01.09.2022).

[3] Voprosy organizacii moral'no-psihologich-eskogo obespecheniya deyatel'nosti organov vnu-trennih del Rossijskoj Federacii: prikaz MVD Rossii ot 25 dekabrya 2020 g. № 900 [Elektronnyj resurs] // Garant. - URL: https://base.garant.ru/400791288/ (data obrashcheniya: 01.03.2022). -

[4] Vospitatel'naya rabota s lichnym sostavom v sisteme Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii: Uchebnik / Pod obshch. red. dokt. pedag. nauk, dokt. yurid. nauk, prof. V.Ya. Kikotya. - M.: COKR MVD RF, 2009. - 480 s.

[5] Verbickij A.A. Vospitanie v sovremennoj obrazovatel'noj para-digme // Pedagogika. 2016. № 3. - S. 3-16.

[6] Vorozhcov A.M. Sistema vospitaniya lich-nosti v vuze MVD Rossii // Vestnik Vostochno-Sibir-skogo instituta MVD Rossii. 2012. № 3 (62). - S. 98-103.

[7] Gorlinskij I.V. Razvitie pedagogicheskoj sis-temy professional'nogo obrazovaniya v uchebnyh zavedeniyah MVD Rossii: dis. ... doktora ped. nauk. - M., 1999. - 188 s.

[8] Nagoeva M.A. Specifika i struktura peda-gogicheskogo processa v obrazovatel'nyh uchrezh-deniyah MVD Rossii [Elektronnyj resurs] // Nauch-no-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Koncept». 2016. T. 47. - S. 62-66. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76583.htm (data obrashcheniya: 01.09.2022).

[9] Horol'skij V.V., Horol'skaya T.E. Problemy vospitaniya v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah vuzov MVD Rossii // YUridicheskoe obrazovanie i nauka. 2006. № 1. - S.37-41.

[10] Shagbanova H.S. Gumanizaciya obrazovaniya v vuzah MVD Rossii: sovremennoe sostoy-anie i perspektivy razvitiya // Pedagogicheskij zhurnal. 2020. T. 10. № 2A. - S. 168-176.

[11] Shchukina G.I. Pedagogicheskie problemy formirovaniya poznavatel'nogo interesa uchashchi-hsya. - M.: Prosveshchenie, 2005. - 356 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.