102
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Список литературы:
1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.
2. Перешина Н.В. Девиантный школьник: профилактика и коррекция отклонений.
3. Фурман И.А. Психология детей с нарушениями поведения.
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ-КУРАТОРАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД РОССИИ
© Евтихова Н.В.*
Владивостокский филиал Дальневосточного юридического института МВД Российской Федерации, г. Владивосток
Статья посвящена актуальным вопросам процесса воспитания курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России. Особое внимание уделяется специфике воспитательной работы преподава-телей-кураторов учебных групп. Автор дает понятие, определяет цель и задачи воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России. В статье раскрываются и характеризуются основные направления, формы и методы воспитательной деятельности преподавателей-кураторов.
Ключевые слова воспитательная работа, преподаватель-куратор, воспитание сотрудников ОВД.
На современном этапе развития российского государства, когда особое внимание начинают уделять ценностям российской духовности, чувству национальной гордости, патриотизму, в системе ОВД увеличивается необходимость в кадрах, способных укрепить законность и правопорядок, обеспечить охрану прав личности и отличающихся гражданственностью, высокой степенью организации, интеллектом, общей культурой, ориентацией на общепризнанные ценности жизни, т.е. отвечающих тем критериям и оценкам, которые сегодня составляют базисную основу профессионализма [5].
В этой связи возникает острая необходимость проведения активной воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России, которая позволит решить один из важнейших вопросов, стоящих перед правоохранительными органами сегодня: сформировать позитивный образ сотрудника
Преподаватель кафедры Общеправовых дисциплин.
Теория и методика обучения и воспитания
103
органов внутренних дел, правильно понимающего суть преобразований гражданского общества, его ценностей и готового твердо стоять на защите государственных интересов [6].
В нормативно-правовых актах, регламентирующих деятельность ОВД, под воспитательной работой понимают «основной вид морально-психологического обеспечения, представляющий собой целенаправленную деятельность по формированию у сотрудников комплекса профессиональных и нравственных качеств, обусловленных потребностями оперативно-служебной деятельности» [3].
Воспитательная работа является составной частью образовательной деятельности высшего учебного заведения системы МВД. Ее задачами являются формирование и развитие у курсантов и слушателей верности своей стране, Присяге сотрудника органов внутренних дел РФ и профессиональному долгу, комплекса морально-психологических качеств патриота, гражданина и профессионала, культуры поведения, морально-психологической готовности к выполнению служебных задач, стремления овладевать профессиональными знаниями, навыками и умениями, совершенствовать профессиональное мастерство.
Важным субъектом процесса воспитания и становления личности обучающегося является преподаватель-куратор, который назначается из числа профессорско-преподавательского состава с учетом его деловых, моральных качеств и организаторских способностей. Слово «куратор» пришло к нам из латинского языка. Толковый словарь Даля определяет куратора как «попечителя, опекуна» [1].
Институт кураторства возник в 1903 году, когда император Николай II утвердил Инструкцию для работы кураторов Томского технологического университета [4].
На сегодняшний же день деятельность куратора охватывает практически все формы учебной и внеучебной работы с обучающимися. К основным направлениям воспитательной работы осуществляемой преподавателем-куратором в своей учебной группе относятся:
1. Информационно-воспитательная работа, представляющая собой комплексное использование средств и методов информационного воздействия на курсантов и слушателей в целях успешного решения поставленных задач.
Одним из важнейших направлений этой работы является патриотическое воспитание, которое можно охарактеризовать как «целенаправленную и систематическую деятельность по формированию у курсантов и слушателей высокого патриотического сознания, чувств любви и верности Родине, гордости за свое Отечество и избранную профессию, готовности к выполнению гражданского и служебного долга» [3]. Целью патриотического воспитания является развитие у курсантов и слушателей гражданской и профессиональной ответственности, активной жизненной позиции, высокой
104
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
степени общественной коммуникативности, формирование позитивных личностных качеств, позволяющих плодотворно осуществлять всестороннюю деятельность, направленную на защиту Отечества и Закона, законных интересов и достоинства россиян, прав и свобод человека и гражданина, эффективное решение задач, возложенных на органы внутренних дел.
2. Работа по укреплению служебной дисциплины и законности, основными формами которой являются: информирование личного состава о мерах юридической ответственности сотрудников за совершение правонарушений, проверка соблюдения сотрудниками правил дорожного движения, предупреждению совершения ими дорожно-транспортных происшествий, вечера вопросов и ответов, правовое воспитание и гуманитарно-правовая подготовка сотрудников, правовая пропаганда, выработка и принятие профилактических мер, изучение и распространение позитивного опыта работы по поддержанию высокого уровня служебной дисциплины и законности и т.д.
3. Социальная работа, которая направлена на укрепление законности и дисциплины. Основными направлениями социальной работы являются: внимательное отношение и оперативное разрешение жалоб, заявлений, организация работы по правовому обучению, правовому воспитанию, разъяснение законодательства о правах и льготах и социальных гарантиях, регулярное проведение опросов, вечеров вопросов и ответов по социально-правовым проблемам.
4. Психологическая работа, которую мы можем определить как систему согласованных, целенаправленных мероприятий, осуществляемых с использованием достижений психологической науки по поддержанию психологической устойчивости личного состава и сохранению психического здоровья. К основным направлениям психологической работы относят, во-первых, изучение индивидуально-психологических особенностей курсантов и слушателей, социально-психологических процессов в коллективах и прогнозирование их развития, во-вторых, организацию психологической помощи и психологического просвещения курсантов (слушателей), в-третьих, психологический анализ учебно-воспитательного процесса и выработка мер по повышению их эффективности. Конечной целью психологической работы является формирование здорового морально-психологического климата в учебной группе.
5. Культурно-досуговая работа представляет собой комплекс информационных, воспитательных и развлекательных мероприятий по формированию мировоззрения, готовности к успешному решению поставленных задач, удовлетворению культурных потребностей и снятию психической напряженности в учебной группе.
Основными формами культурно-досуговой работы являются: участие в организации художественной самодеятельности, выпуске стенных, сатирических и фотогазет, культпоходы (коллективные посещения театров, цирка, концертных залов, кинотеатров, стадионов, выставок), экскурсии (коллек-
Теория и методика обучения и воспитания
105
тивные посещения в воспитательных целях достопримечательных мест, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, строек, исторических памятников, музеев).
Для решения учебно-воспитательных задач куратор может использовать различные методы и формы воспитательной работы, определяемые на основе научных принципов и продиктованных педагогической целесообразностью. Это могут быть: массовые формы (акции, диспуты, научные конференции и др.), групповые (организация развивающих, спортивно-массовых и культурных мероприятий, проверка общежитий, помощь в улучшении культурно-бытовых условий) или индивидуальные формы (изучение интересов курсантов и слушателей, их семейных условий и внеучебного общения, помощь в преодолении учебных трудностей, проблем в учебной работе).
Дл успешной работы преподавателю-куратору необходимо постоянно изучать свою учебную группу, используя для этого следующие методы:
1. Метод изучения документов, который позволяет выработать предварительное представление о курсанте (слушателе). Изучаются документы личного дела (автобиографии, заявления, анкеты, характеристики), различные справки, отзывы, что позволяет: во-первых, выявить социальные предпосылки к формированию и закреплению у курсанта (слушателя) тех или иных индивидуально-психологических качеств, способствующих или тормозящих нормальную адаптацию, а так же последующее профессиональное становление. Во-вторых, выделить конкретные факты, свидетельствующие об устойчивости определенных интересов, ценностных ориентаций, черт характера, направленности; в-третьих, определить общее направление и состав методических приемов для дальнейшего исследования личностных особенностей курсанта (слушателя).
2. Метод наблюдения представляет собой целенаправленное и систематическое изучение действий, поступков, поведения в целом, отношения к учебе и различным явлениям окружающей действительности с целью обнаружения, регистрации и анализа тех фактов, которые могут характеризовать направленность, характер, способности и другие личностные качества курсанта (слушателя).
При наблюдении, предметом изучения являются практические действия (поступки) отдельного человека. При этом выявляются отношение к учебе, службе, наличие моральных, психологических и других качеств курсанта (слушателя), имеющих значение для успешной учебы.
3. Индивидуальная беседа является одним из важнейших и наиболее действенных методов изучения личностных особенностей обучающегося. При умелом ее проведении куратор может оценить не только потребности, мотивы, склонности, интересы, черты характера, познавательные процессы,
106
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
но и выявить глубоко личные переживания курсанта, его мнение о положении дел в коллективе, товарищах, командирах.
Описанные приемы изучения личности курсанта (слушателя) дают достаточно полное представление о его особенностях, позволяют индивидуализировать воспитательную работу.
Таким образом, в рамках воспитательной работы с курсантами и слушателями преподавателем-куратором проводится работа с использованием различных форм и методов, целью которой является оказание помощи в профессиональном становлении, формирование и развитие высоких профессиональных и морально-этических качеств, обусловленных требованиями государства и общества к современному облику сотрудника органов внутренних дел, понимания социальной значимости будущей профессии в жизни общества, укрепления служебной дисциплины и законности, поддержания устойчивого морально-психологического климата в служебном коллективе на уровне, способствующему качественному выполнению оперативнослужебных задач. Методы и формы работы преподавателя-куратора во многом зависят от его характера, опыта, авторитета. Но хороших результатов куратор может добиться только при каждодневной, целенаправленной и добросовестной работе.
Список литературы:
1. Даль В.И. Толковый словарь живаго великорускаго языка. Томъ второй И-О. - СПб., М.: Тип. М.О. Вольфа, 1881. - 814 с.
2. Организация работы по патриотическому воспитанию сотрудников органов внутренних дел, курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России: Методические рекомендации / Под общ. ред. доктора педагогических наук, доктора юридических наук, профессора В.Я. Ки-котя, кандидата педагогических наук В.Л. Кубышко. - М.: ЦОКР МВД России, 2009. - 22 с.
3. Приказ МВД РФ от 11.02.2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении ОСД ОВД РФ».
4. Сапунов Ю.С., Хвесько Т. В. О роли кураторства в воспитательной работе со студентами // Православие, образование и воспитание в XXI веке: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 6-7 фев. 2007 г. - Тюмень: Изд-во ТюмНГУ 2007. - С. 301-305.
5. Усманов Р.О. Особенности воспитательного процесса в учебных центрах МВД России // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Выпуск. - 2007. - № 44, Т. 18. - С. 470-475.
6. Формы и методы организации воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России: учебно-методическое пособие. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. - 237 с.