Научная статья УДК 378:81'243
ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ
ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МВД РОССИИ
Любовь Анатольевна Муслова
Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Россия, [email protected]
Аннотация. Настоящая статья посвящена лингводидактике с точки зрения ее воспитательного воздействия в процессе иноязычной профессиональной подготовки курсантов образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России. Акцентируется внимание на воспитание у будущих сотрудников ОВД традиционных ценностей как нравственных ориентиров при обучении иностранным языкам. Определяются пути и способы учебно-воспитательного взаимодействия посредством использования на уроках иностранного языка как традиционных, так и инновационных методов, средств лингводидактики и воспитания.
Ключевые слова: лингводидактические методы, средства, воспитание, традиционные ценности, учебно-воспитательный процесс.
Для цитирования: Муслова Л. А. Лингводидактические методы и средства воспитания традиционных ценностей в процессе иноязычной профессиональной подготовки курсантов образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2023. № 2 (100). С. 183-188.
Original article
LINGUODIDACTIC METHODS AND MEANS OF EDUCATION
OF TRADITIONAL VALUES IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE PROFESSIONAL TRAINING OF CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Lubov A. Muslova
Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Saint Petersburg, Russia, [email protected]
Abstract. This article is devoted to linguodidactics from the point of view of its educational impact in the process of foreign language professional training of cadets of universities of the Ministry of Interior of the Russian Federation. The author focuses on the education of future police officers of traditional values as moral guidelines in teaching foreign languages. The ways and means of educational interaction are determined through the use of both traditional and innovative methods, means of linguodidactics and education in foreign language lessons.
Keywords: linguodidactic methods, means, education, traditional values, educational process.
For citation: Muslova L. A. Linguodidactic methods and means of education of traditional values in the process of foreign language professional training of cadets of educational institutions of higher professional education of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Bulletin of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023. No. 2 (100). P. 183-188.
©Муслова Л. A., 2023
В настоящее время современное российское общество переживает череду серьезных испытаний, вызванных угрозами второй половины третьего тысячелетия, направленных на разрушение традиционных ценностей, духовно-нравственных основ нашего народа; насаждение системы чуждых взглядов и идеалов; отрицание патриотизма, бескорыстного служения Отечеству, межнационального и межконфессионального единства; пропаганду деструктивного поведения в целом1. В таких условиях перед правоохранительными органами поставлена задача, активизировать свою деятельность с целью предупреждения и пресечения любых противоправных действий, в том числе, деструктивного характера. Безусловно, данная задача определена и сотрудникам органов внутренних дел, которые стоят в первых рядах в борьбе с разного рода преступностью, обеспечивают соблюдение закона и охрану общественного порядка, защищают права и свободы российских граждан, честь и достоинство нашего народа и государства.
Согласно указу Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» одной из приоритетных стратегий в сфере сохранения, укрепления и преемственности будущим поколениям общечеловеческих духовно-нравственных ценностей является оптимизация деятельности культурно-просветительских и научно-образовательных учреждений2. К числу последних обносят-
ся и образовательные учреждения высшего профессионального образования системы МВД России, которые, исходя из вышеизложенного, должны подготовить не только специалиста, компетентного в решении определенных служебных задач, но, прежде всего, воспитать будущего сотрудника ОВД высококультурным, духовно-богатым, морально-устойчивым человеком и гражданином, наделенным прочными нравственными ценностными ориентирами, способным противостоять любым проявлениям негативно действующей деструктивной идеологии. Об этом свидетельствуют индикаторы компетенций, отражающие требования квалификационных характеристик выпускников ведомственных образовательных учреждений МВД России, зафиксированных в основных профессиональных образовательных программах по всем направлениям и уровням подготовки3. Например, проект основной профессиональной образовательной программы 2023 года по специальности 38.05.01 — «Экономическая безопасность» (уровень высшего образования - специали-тет) в рамках универсальной компетенции (УК-5) предусматривает подготовку специалиста, компетентного в межкультурном взаимодействии, то есть знающего социокультурную специфику многонационального российского общества, особенности основных мировых цивилизаций, способного адекватно воспринимать этническое, религиозное разнообразие представителей различных социокультурных слоев населения; профессиональная компетенция (ПК-21) го-
1 Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001202211 (дата обращения: 08.03.2023).
2 Там же.
3 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, реализуемым в интересах обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных образовательных организациях, находящихся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации: Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 19 сентября 2022 г. № 689 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202210250047 (дата обращения: 11.03.2023).
товит выпускника, владеющего этическими нормами служебного общения и соблюдающего правила вежливости и культуры поведения в своей профессиональной деятельности1.
В качестве традиционных ценностей выступают как общечеловеческие, так и общероссийские нравственные идеалы, составляющие фундамент самобытности, духовности, религии, культуры, истории становления и развития каждого этноса многонационального, полилингвального населения российского государства. В Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей последние четко определены как: жизнь, достоинство человека, гражданственность, служение Отечеству, созидательный труд, милосердие, историческая память2 и т. д. Кроме того, данные ценности стратегически значимы - они служат не только ориентирами, но и основным инструментом в защите государственной целостности нашей страны, сохранении нашего народа, его настоящего и будущего потенциала.
Воспитание, как известно, трактуется неоднозначно, с социальной точки зрения и с точки зрения педагогической. Однако, несмотря на различия в определениях, воспитание является активным процессом, нацеленным на формирование полноценной личности. Кроме того, воспитательный процесс интерактивен, так как, воспитание возможно лишь при взаимодействии людей, общества, социальных институтов. Очевидно, что воспитание должно устанавливать межличностные, меж социальные, межэтнические отношения, взаимосвязанные и взаимообусловленные мировоззренческими установками, взглядами, убеждениями,
определяющими морально-нравственные нормы, культурно-исторические ценности общественных отношений определенных эпох в развитии человечества. В связи с этим воспитание по своей сути зависимо от многих факторов, объективного и субъективного характера. На него оказывают влияние геополитические условия, социальная среда, иерархическая система традиционных ценностей, принятых в том или ином обществе, трудовые отношения, телевидение, литература, искусство, внутренние потребности и установки индивида, его социальный статус и многое другое. Следовательно, воспитание призвано оказывать организованное целенаправленное воздействие на личность со стороны социума, учитывая вышеперечисленные факторы и условия. Полноценное воздействие со стороны воспитания возможно при условии рассмотрения воспитания через призму системно-деятельностного подхода [1], в рамках которого должны быть четко определены цели и задачи, запланированы ожидаемые, конкретные результаты, учтены критерии оценки воспитанности личности, содержание воспитания, выбраны в зависимости от целевых установок и ситуативной обстановки методы, средства и формы воспитательного воздействия.
Приоритетную позицию в воспитательном процессе занимают меры воспитанности индивида, свидетельствующие о прогрессивном характере воспитания, ввиду восхождения личности по траектории критериев воспитанности в целях положительного воздействия на развитие человека. Особое внимание в процессе воспитания следует также уделять методам воспитания, о которых в частности А. С. Макаренко говорил, как об «инструментах прикосновения к личности» [2]. Не разделяя методы воспитания
1 Основная профессиональная образовательная программа по специальности 38.05.01 -«Экономическая безопасность». СПб: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2023. 68 с. URL: https://sdo.univermvd.ru/course/view.php?id=4552§ion=2 (дата обращения: 11.03.2023).
2 Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001202211 (дата обращения: 08.03.2023).
на плохие и хорошие, педагог был убежден в том, что эффективность воспитания зависит от соответствия цели и выбранного метода.
Классификация методов воспитания в литературных источниках представлена широко, тем не менее наиболее популярной остается система методов воспитания, разработанная П. И. Пидкасистым. Автор группирует методы воспитания через их формирующее воздействие на мировоззрение посредством информации; методы, стимулирующие мотивацию поведения; методы, способствующие формированию самооценки личности [3, с. 68]. Методы реализуются с помощью средств, в нашем случае с помощью средств воспитательного воздействия, примерами которых служат материально-технические средства, символика, коммуникативные способы, организационные условия воспитания (окружающая среда, рабочий коллектив, учебная группа)1. Для настоящей работы важно, что в педагогическом аспекте методы и средства воспитания параллельны лингводидактическим методам и средствам обучения иностранным языкам. Иностранный язык (далее - ИЯ) как учебный предмет в силу своей специфики представляет собой процесс общения, передачу информации, где коммуникация является доминирующей, речемыслительные, когнитивные способности коммуникантов являются основополагающими. От степени их сформированности зависит достижение поставленных задач, в частности взаимопонимания. Степень иноязычной сформированности находится под влиянием не только методов обучения, но и методов воспитания, так как в своем единстве обучение и воспитание составляют учебно-воспитательный процесс в целом, преломляясь через призму каждой учебной дисциплины, включая ИЯ. Исходя из этого следует, что методы воспитания и обучения ИЯ имеют единую методологию и основываются на базовых принципах, разработанных еще Я. А. Коменским, как то: разумного сочетания полезного с
приятным [4, с. 341-342], трансформированные далее в принципы системности, комплектности, научной обоснованности, преемственности, адаптивности, поставленным целям и задачам. Очевидно, что ведущие лингводидактические методы обучения иностранным языкам - сравнительно-сопоставительные, коммуникативные, проблемного обучения, аудиолингвальные, аудиовизуальные [5; 6; 7], сопоставимы с методами воспитания, указанными выше. Средства обучения ИЯ - нетехнические (учебники, пособия, грамматические таблицы, схемы, наглядность и т. д.), технические (мультимедийные), равно, как и методы, бесспорно, адекватны средствам воспитания.
Иноязычная подготовка курсантов образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России происходит на уроках иностранного языка. Каждое занятие организуется согласно лингводидактическим требованиям методики обучения иностранным языкам на основе рабочей учебной программы той или иной специальности (направления) подготовки курсантов. Содержательная составляющая учебных программ зафиксирована в тематических планах. В тематике общекультурного, лингвострановедческого и общеюридического разделов тематического плана, в частности «Российская Федерация. Санкт-Петербург. Ориентирование в городе», «Моя будущая профессия», «Государственное устройство и Конституция Российской Федерации», априори заложены традиционные ценности, культурно-исторические и морально-нравственные аспекты которых зафиксированы в учебном материале (текстах, основных и для дополнительного чтения, с различным видом чтения - изучающего, просмотрового, поискового и т. д.; в предтекстовых и послетекстовых речевых тренировочных упражнениях; заданиях для решения коммуникативных задач; составления диалогов, монологов). Весь материал, предназначенный для изучения, отраба-
1 Понятие воспитания//Студопедня: сайт. URL: https://studopedia.ru/3_190603_ponyatie-vospitaniya. html (дата обращения: 13.03.23).
тывается систематично, реализуя комплекс целевых установок, предваряющих каждое занятие по иностранному языку, а именно учебно-развивающие, культурологические и воспитательные цели. При этом воспитательные цели преследуют воспитание у курсантов социальной ответственности (ответственность перед группой за качественно подготовленный материал); воспитание патриотизма, любви к родине, родному краю, своему народу; воспитание чувства гордости и уважения к своей будущей профессии, верности присяге, преданности служебному долгу.
Одним из очевидных примеров вышеизложенного служит работа над лексической темой «Государственное устройство и Конституция Российской Федерации» («The State System and Constitution of the Russian Fédération»), которая изучается на уроках ИЯ курсантами первого курса Санкт-Петербургского университета МВД России, независимо от направления подготовки и изучаемого языка. Тема вводится постановкой проблемы именно воспитательного характера с опорой на изречения известных представителей российской литературы, культуры, искусства, науки и пр., например, "Russia is а thing of which the intellect cannot conceive..." (Fyodor Tyutchev) («Умом Россию не понять, аршином общим не измерить...»)1. Курсантам предлагается выразить свое мнение относительно данного высказывания, объяснить его смысл, используя необходимые речевые клише. Далее изучение темы продолжается на материале видеофильма, который дает краткий обзор об истории становления и развития Российской Федерации, о географии, ландшафте, национально-этническом составе, народных традициях и обычаях, экономическом положении, политическом устройстве нашей страны2. Демонстрация данного фильма несет огромное
воспитательно-идеологическое значение, так как дает возможность опосредованно через наглядно-образное изображение применить в полной мере аудиолингвальные методы и визуализацию. Последние, в свою очередь, посредством двухканальной передачи информации (зрительного и слухового каналов) формируют точное представление у обучающихся о предмете изучения; напрямую воздействуя на эмоционально-чувственную сферу курсантов, воспитывают у них чувства доброты, красоты, гостеприимства, терпимости, величия, великодушия, сопричастности своему народу и Отечеству, которое они призваны защищать и которому должны служить верой и правдой. После просмотра видеофильма в интерактивном режиме выполняются различного рода тренировочные упражнения, направленные на решение коммуникативных задач, активизируя тем самым навыки говорения и подготавливая курсантов к диалогическому и монологическому высказываниям. В рамках самостоятельной подготовки курсанты должны закрепить базовые лексико-грам-матические структуры, выполняя упражнения на составление ассоциативного ряда, опираясь на государственную символику Российской Федерации, также выполнить творческую работу, подобрать к изучаемой теме крылатые фразы и изречения известных соотечественников, перевести их (при необходимости) на ИЯ.
Таким образом, лингводидактические методы и средства оказывают прямое воспитательное воздействие на обучающихся. В процессе иноязычной подготовки курсантов, в совокупности с методами и средствами воспитания они активизируют рече-мыслительные процессы, необходимые для эффективного обучения; повышают интерес к учению, мотивируют к получению новых знаний, поиску истины; формируют проч-
1 Тютчевиана: сайт рабочей группы по изучению творчества Ф. И. Тютчева. URL: https://ruthenia.ru/ tiutcheviana/publications/trans/umomrossiju.html# (дата обращения: 14.03.23).
2 Welcome to Russia - Federal Agency for Tourism, Russian Federation// URL.:https://www.youtube.com/ watch?v=naf4DNAZNaU&t=58s&ab_channel=%D0%A7%2F%D0%91editorchannel (дата обращения: 14.03.2023).
ную жизненную позицию, стойкие взгляды и убеждения; воспитывают высококультурных, духовно-богатых, морально-устойчи-
вых личностей, граждан, специалистов правоохранительной системы ОВД Российской Федерации.
СПИСОК источников
1. Блауберг И. В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход как современное общенаучное направление // Диалектика и системный анализ. М.: Наука, 1986. С. 136-144.
2. Макаренко А. С. О воспитании: сборник / сост. В. С. Хелемендик. М.: Политиздат, 1990. 414 с.
3. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. М: Педагогическое общество России, 1998. 640 с.
4. КоменскийЯ. А. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. 984 с.
5. Пассов Е. И Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Русский язык, 1985. 276 с.
6. Уэст М. Обучение английскому языку в трудных условиях. М.: Просвещение, 1986. 114 с.
7. Гез Н. И. Методика обучения иностранным языкам в высшей школе: курс лекций. М.: Изд-во МГПИИЯ им. М. Тореза, 1979. 66 с.
REFERENCES
1. Blauberg I. V., Sadovsky V. N., Yudin E. G. System approach as a modern general scientific direction // Dialectics and system analysis. M.: Nauka, 1986. P. 136-144. (In Russ.)
2. Makarenko A. S. About education: collection / сотр. V. S. Helemendik. M.: Politizdat, 1990. 414 p. (In Russ.)
3. Pedagogy: textbook for students of pedagogical universities and pedagogical colleges / ed. by P. I. Pidkasisty. M.: Pedagogical Society of Russia, 1998. 640 p. (In Russ.)
4. Komensky Ya. A. Selected pedagogical works: In 2 volumes - M.: Pedagogy, 1982. Vol. 1. 984 p. (In Russ.)
5. Passov E. I. The communicative method of teaching foreign speaking. M.: Russian language, 1985. 276 p. (In Russ.)
6. West M. Teaching English in difficult conditions. M.: Prosveshchenie, 1986. 114 p. (In Russ.)
7. Gez N. I. Methods of teaching foreign languages in higher education: a course of lectures. M: Publishing House of Moscow State Pedagogical Institute named after M. Thorez, 1979. 66 p. (In Russ.)
Информация об авторе:
Муслова JI. А., кандидат педагогических наук.
Information about the author:
Muslova L. A., Candidate of Pedagogy.
Статья поступила в редакцию 16.03.2023; одобрена после рецензирования 29.05.2023; принята к публикации 23.06.2023.
The article was submitted 16.03.2023; approved after reviewing 29.05.2023; accepted for publication 23.06.2023.