Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ СТУДЕНЧЕСТВА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ДИСЦИПЛИН: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР'

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ СТУДЕНЧЕСТВА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ДИСЦИПЛИН: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО / ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ / ЭМОТИОЛОГИЯ / ЛИНГВИСТИКА / ЛИНГВОДИДАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сизова Екатерина Викторовна, Сафроненко Ольга Ивановна

Цель исследования - оценка феномена эмоционального интеллекта с позиций ряда гуманитарных дисциплин: педагогики, психологии, лингвистики, лингводидактики. В статье проанализированы отечественные и зарубежные исследования, раскрывающие проблемы развития эмоционального интеллекта студентов высших учебных заведений средствами языковых дисциплин; представлены психологические, лингвистические и лингводидактические аспекты рассмотрения эмоционального интеллекта в условиях иноязычной подготовки в вузе. В результате проведенного аналитического обзора доказывается, что дисциплины «Иностранный язык» и «Русский язык как иностранный» обладают многообразным потенциалом с точки зрения возможностей развития эмоционального интеллекта студентов средствами иноязычной подготовки в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сизова Екатерина Викторовна, Сафроненко Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL INTELLIGENCE OF STUDENTS AS AN OBJECT OF STUDY OF LINGUISTIC DISCIPLINES: AN ANALYTICAL REVIEW

The aim of the research is to evaluate the phenomenon of emotional intelligence from the standpoint of a number of the disciplines of the humanities: pedagogy, psychology, linguistics, linguodidactics. The article analyses domestic and foreign studies that reveal the problems of developing the emotional intelligence of students from higher educational institutions by means of linguistic disciplines; psychological, linguistic and linguodidactic aspects of emotional intelligence consideration in terms of foreign language training at the university are presented. As a result of the analytical review, it is proved that the disciplines “Foreign Language” and “Russian as a Foreign Language” have a diverse potential in terms of the possibilities for developing the emotional intelligence of students by means of foreign language training at the university.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ СТУДЕНЧЕСТВА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ДИСЦИПЛИН: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР»

SfrpamoTQ

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2023. Том 8. Выпуск 2. С. 129-137 | 2023. Volume 8. Issue 2. P. 129-137

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Эмоциональный интеллект студенчества как объект исследования языковых дисциплин: аналитический обзор

Сизова Е. В., Сафроненко О. И.

Аннотация. Цель исследования - оценка феномена эмоционального интеллекта с позиций ряда гуманитарных дисциплин: педагогики, психологии, лингвистики, лингводидактики. В статье проанализированы отечественные и зарубежные исследования, раскрывающие проблемы развития эмоционального интеллекта студентов высших учебных заведений средствами языковых дисциплин; представлены психологические, лингвистические и лингводидактические аспекты рассмотрения эмоционального интеллекта в условиях иноязычной подготовки в вузе. В результате проведенного аналитического обзора доказывается, что дисциплины «Иностранный язык» и «Русский язык как иностранный» обладают многообразным потенциалом с точки зрения возможностей развития эмоционального интеллекта студентов средствами иноязычной подготовки в вузе.

EN

Emotional Intelligence of Students

as an Object of Study of Linguistic Disciplines:

An Analytical Review

Sizova E. V., Safronenko O. I.

Abstract. The aim of the research is to evaluate the phenomenon of emotional intelligence from the standpoint of a number of the disciplines of the humanities: pedagogy, psychology, linguistics, linguodidactics. The article analyses domestic and foreign studies that reveal the problems of developing the emotional intelligence of students from higher educational institutions by means of linguistic disciplines; psychological, linguistic and linguodidactic aspects of emotional intelligence consideration in terms of foreign language training at the university are presented. As a result of the analytical review, it is proved that the disciplines "Foreign Language" and "Russian as a Foreign Language" have a diverse potential in terms of the possibilities for developing the emotional intelligence of students by means of foreign language training at the university.

Введение

Эмоциональный интеллект - понятие из области психологического знания, которое вошло в научный обиход не так давно: в 1993 году американские ученые Дж. Майер и П. Саловей (Mayer, Salovey, 1993) в совместной статье обосновали концепцию эмоционального интеллекта, который они рассматривали как компонент социального интеллекта индивида, отвечающий за распознавание и управление эмоциями. Двумя годами позже, в 1995 году, вышло в свет ставшее популярным монографическое исследование американского журналиста и психолога Д. Гоулмана (Goleman, 1995), в котором автор доказывает, что эмоциональный интеллект обусловливает жизненный и профессиональный успех человека в гораздо большей степени, чем коэффициент его общего интеллекта. В 2000 году Дж. Майер, П. Саловей и Д. Карузо (Mayer, Salovey, Caruso, 2000) предложили модель эмоционального интеллекта, на которую в настоящее время опираются представители научно-академического сообщества, убежденные в том, что компоненты эмоционального интеллекта человека могут не только измеряться в количественном отношении, но и успешно формироваться в любом возрасте (Андронникова, 2020; Исаева, Савинова, 2021).

Поскольку детский возраст является особенно сенситивным к формированию интеллектуальных и познавательных способностей, большое количество психолого-педагогических исследований за последние годы посвящено проблеме оценки и формирования эмоционального интеллекта детей и подростков. К наиболее

Обзорная статья (review) | https://doi.org/10.30853/ped20230018

© 2023 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2023 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https//creativecommons.org/licenses/by/4.0/

информативным педагогическим исследованиям по данной тематике следует отнести монографический сборник под общей редакцией С. В. Ивановой (Эмоциональный интеллект..., 2022), подготовленный Институтом стратегии развития образования Российской академии образования в конце 2022 года в рамках выполнения государственного задания «Разработка теоретико-методологических подходов и научно-методического обеспечения формирования эмоционального интеллекта обучающихся на уровнях начального общего и основного общего образования» № 073-00058-22-04 от 08.04.2022. Следует также упомянуть теоретические работы О. В. Гукален-ко и соавторов (Гукаленко, 2022; Гукаленко, Борисенков, 2022), в которых сформулированы педагогические условия развития эмоционального интеллекта в системе общего образования. Однако психолого-педагогических исследований, освещающих формирование эмоционального интеллекта студентов вузов, крайне мало. В частности, в отдельных публикациях делаются попытки сопоставить особенности развития эмоционального интеллекта студентов в зависимости от профессиональной направленности их подготовки в вузе (Панькова, Валиев, Максимова и др., 2022). Описана специфика эмоционального интеллекта будущих психологов (Губина, 2021); студентов-менеджеров (Гришина, Исаева, Савинова, 2018; Субботина, Садовникова, Яськова, 2020; Балганова, Береговая, Бушуева, 2022); студентов-юристов (Ежова, 2018); будущих педагогов (Вовк, 2018); будущих медиков (Тимченко, Кочетова, Миронова и др., 2021; Ветлужская, Абрамова, Сердакова и др., 2019); курсантов военных вузов (Абрамов, Дегтярев, Лучшева и др., 2021). Рассматриваются отдельные компоненты эмоционального интеллекта в структуре социального интеллекта студентов-журналистов (Сизова, Бермус, 2021).

Имеются также психологические исследования, в которых эмоциональный интеллект студенчества анализируется как копинг-ресурс в юношеском возрасте (Каргина, 2021; Кириллова, 2020; Леонтьева, Сараева, 2020; Файзулина, Муртазина, 2018; Шачнева, 2021); освещается специфика эмоционального интеллекта в контексте адаптации студентов к новым условиям обучения (Солоднева, 2022); подчеркивается устойчивость развития эмоционального интеллекта будущих специалистов (Белобородов, Сыманюк, 2018).

Что касается возможностей формирования эмоционального интеллекта студентов средствами предметных дисциплин, оказалось, что как в отечественной, так и в зарубежной психолого-педагогической литературе данная тематика представлена преимущественно исследованиями, в которых раскрывается связь между уровнем развития эмоционального интеллекта индивида и эффективностью овладения иностранным языком в процессе языковой подготовки в вузе, например (Восковская, 2021; Мельничук, Васьбиева, 2021; Пав-люк, 2020; Li, 2020; Chen, Zhang, 2022). Именно эта группа публикаций, как наиболее многочисленная, была избрана нами в качестве объекта настоящего обзорного исследования.

Авторы поставили перед собой две задачи:

- определить основные методологические подходы к интерпретации феномена эмоционального интеллекта студентов в контексте изучения иностранных языков;

- выявить наиболее эффективные пути формирования эмоционального интеллекта студентов в системе иноязычной подготовки в вузе, а также в процессе преподавания русского языка как иностранного (РКИ).

Авторами применялись следующие методы: изучение тематики научных публикаций по проблеме исследования; элементы контекстного анализа научно-педагогических текстов и текстов по междисциплинарной тематике; теоретический анализ, обобщение, систематизация. В основу аналитического обзора положены принципы междисциплинарного, аксиологического и лингвокультурологического подходов.

Теоретической базой для обзора и анализа послужили: публикации в периодических научных изданиях на русском и английском языках; диссертационные исследования; монографии; учебные пособия; сборники трудов научно-практических и научно-методических конференций за последние 5 лет, с 2018 года по 2022 год.

Основная часть

Дисциплина «Иностранный язык» характеризуется широкой коммуникативной направленностью, что позволяет формировать у студентов как профессиональные, так и универсальные компетенции, или так называемые «мягкие (социально-коммуникативные) навыки» (soft skills), в число которых педагоги-исследователи включают эмоциональный интеллект, отвечающий за успех коммуникативного взаимодействия (Чечева, 2018; Andrienko, Chumak, Genin, 2020). Более того, сама процедура изучения иностранного языка рассматривается рядом ученых (Родион, 2022; Сомова, Сеняева, 2021) как инструмент для развития эмоционального интеллекта человека. При этом особенности реализации эмоционального интеллекта индивида в иноязычном обучении освещаются в научной литературе с различных точек зрения, а именно - в психологическом, лингвистическом и лингводидактическом контексте. Рассмотрим специфику каждого из них.

1. Психологические аспекты рассмотрения эмоционального интеллекта в условиях иноязычной подготовки в вузе. С точки зрения психологии образования изучение иностранного языка - это процесс, динамичный в эмоциональном и психологическом отношении. В обзорной статье китайского исследователя (Yu, 2022) отмечается, что в настоящее время в психолого-педагогическом сообществе наиболее активно дискутируется вопрос о соотношении негативных (обеспокоенность, страх, скука и т. д.) и позитивных эмоций (радость, удовлетворенность от изучения и овладения иностранным языком), которые возникают у студентов в процессе иноязычной подготовки. В данном контексте достаточно новой и активно обсуждаемой темой является проблема развития эмоционального интеллекта личности, выступающего в качестве медиатора разнообразных эмоций. Автор приходит к выводу, что именно эмоциональный интеллект обучающихся во многом определяет индивидуальные механизмы порождения тех или иных эмоций в процессе овладения иностранным языком.

Выявлению эмоций, которые появляются у обучающихся в процессе освоения иностранного языка, посвящено также исследование турецких ученых (Budak, Mede, 2022), анализирующих связь эмоционального интеллекта и демотивирующих и даже деструктивных факторов, в определенных ситуациях имеющих место в условиях иноязычной подготовки, например, таких как чувства обеспокоенности, тревоги, ощущение культурного или психологического барьера в процессе иноязычной коммуникации.

Отечественными исследователями (Ариян, Чернышов, 2022) изучалась регулятивная функция эмоций в образовательном процессе на занятиях по иностранному языку, когда эмоциональный интеллект служит предпосылкой позитивного поведения, оптимизации психической деятельности обучающихся, создания благоприятного эмоционального фона. Авторы раскрывают механизмы методического управления эмоциями на занятиях по иностранному языку и способы психолого-педагогического воздействия на эмоциональную сферу обучающихся (преимущественно на материале иноязычной подготовки в системе общего образования). При этом особое внимание обращается на управление построением эмотивных высказываний на иностранном языке, употребление эмоционально-окрашенных речевых средств, развитие эмоционально-интеллектуального переживания.

Оценивается влияние на становление эмоционального интеллекта результатов участия студентов в международных поликультурных онлайн-проектах (Баранова, Кобичева, Токарева, 2021). В данном контексте анализировались такие личностные показатели обучающихся, как уверенность в себе, сотрудничество, адаптивность, умение управлять конфликтами и вдохновляющее лидерство. В ходе эмпирического исследования оценивался уровень развития эмоционального интеллекта обучающихся на основе адаптированной модели Emotional Competency Inventory (опросник Д. Гоулмана) с учетом четырех кластеров: самосознание, самоуправление, социальное сознание и управление отношениями. По окончании опытно-экспериментальной работы было зафиксировано существенное улучшение всех параметров эмоционального интеллекта, что связывается авторами с долгосрочным участием студентов в межкультурном образовательном проекте.

Имеются исследования, раскрывающие особенности формирования межличностной толерантности студенчества в процессе иноязычной подготовки в медицинском вузе (Горбунова, Макарова, Казакова, 2020). Толерантность рассматривается как важнейший компонент эмоционального интеллекта, формирование которого в условиях иноязычной подготовки предполагает нравственное воспитание личности, становление идеалов, моральных установок, ценностей и ценностных ориентаций средствами целевого отбора содержания иноязычного образования.

2. Лингвистические аспекты рассмотрения эмоционального интеллекта в условиях иноязычной подготовки в вузе. Проблема развития эмоционального интеллекта в последнее время стала объектом изучения филологических дисциплин, а именно языкознания и литературоведения: исследователи полагают, что без вовлечения эмоционального интеллекта овладение иностранным (неродным) языком невозможно, так как именно эмоции выступают в качестве переходного звена между чувственным восприятием и мышлением (Sharipov, 2021). В свою очередь, успешность обучения иностранному языку определяется уровнем развития эмоционального интеллекта благодаря той или иной степени сформированности самосознания, саморефлексии, оптимизму, позитивному отношению к неудачам, умению преодолевать тревогу, неуверенность в себе, в своих способностях, умению осознавать и управлять собственным эмоциональным состоянием. Исследователь отмечает, что после того, как появились теории эмоционального интеллекта (в частности, уже упоминавшаяся теория Д. Гоулмана), языковеды и преподаватели иностранных языков стали одними из первых представителей сферы гуманитарного знания, которые выявили тесную взаимосвязь данного интеллектуально-психического феномена с успешностью обучения иностранному языку и уровнем успеваемости обучающихся. Представители академического сообщества пришли к выводу, что решающими факторами в освоении иностранного языка являются не только уровень общего интеллекта, лингвокультурные знания, воздействие социальной среды, особенности воспитания в семье, но и, в не меньшей степени, психическое состояние человека, его эмоциональный фон.

Помимо эмоционального интеллекта, в процесс иноязычной подготовки задействуются и другие типы интеллекта. Так, опираясь на теорию множественного интеллекта Г. Гарднера, А. С. Ковалева (2019) выделяет специфические типы интеллекта, отвечающие за успешность овладения иностранными языками («типы интеллекта в контексте изучения иностранного языка», согласно авторской терминологии). В данную группу включаются следующие типы интеллекта: визуально-пространственный; моторно-двигательный; вербаль-но-лингвистический; межличностный. Эти типы интеллекта можно развивать средствами иноязычной подготовки с помощью специально разработанных упражнений.

Методическому обоснованию применения теории множественного интеллекта с целью оценки показателей эмоционального интеллекта обучающихся в условиях иноязычного обучения посвящена также публикация Н. Ю. Мамонтовой (2020), в которой описывается методика организации командной работы с целью внедрения в учебный процесс идеи развития дополненных множественных интеллектов.

Имеются филологические исследования (Арипова, 2018), в которых на материале английского языка выявляются и классифицируются языковые средства, отражающиеся в эмотивном отношении субъекта речи к обозначаемому признаку оцениваемого объекта, например использование прилагательных в сравнительной и превосходной степени; употребление устойчивых выражений, идиом, неологизмов, сленга, междометий и т. д.

В диссертационных исследованиях представлены средства выражения эмотивных комплексов в современном русском языке (Мркаич, 2022). В данной работе репрезентация эмотивных комплексов иллюстрируется на материале языка современных телевизионных ток-шоу; описываются сценарии типичных эмоциональных ситуаций в русской культуре, включая лингвистический и психологический аспекты; дается характеристика эмотивной специфики телевизионных ток-шоу, анализируется семиотика эмоций в реальной и изображенной

коммуникации (эмоции естественные и изображенные); подробно описаны вербальные и невербальные способы выражения эмоций (мимика, окулесика, жестика, кинесика).

Современными лингвистами эмоциональный интеллект рассматривается в контексте лингвистической теории эмоций и лингвопсихологии эмоций как фактор развития личности, занимающий прочное место не только в языке и речи, но прежде всего в системе жизненных ценностей (Ионова, 2022). Эмотивность присуща любым языкам, поскольку каждому из них свойственно выражать эмоциональность как факт человеческой психики разнообразными средствами на семантическом, терминологическом и концептуальном уровнях. При этом в конкретной языковой ситуации практически любая языковая единица способна приобретать статус эмотив-ности. Соответственно, существуют различные типы эмоциональной лексики, так же как и способы выражения эмоций. Данные языковые аспекты являются предметом исследования лингвистической эмотиологии.

Эмоциональный интеллект и проблема вербализации эмоций всесторонне освещаются в исследованиях основоположника волгоградской школы эмотиологии и эмотивной лингвоэкологии профессора В. И. Шаховского (2018; 2019). В условиях изменения экспрессии языка и негативизации современной коммуникации, в атмосфере тотальных информационных войн и эмоционального прессинга в онлайн-пространстве эмоциональный интеллект занимает одну из ведущих стабилизирующих позиций, обеспечивая человеку возможность быть правильно понятым и создавая условия для благожелательного, толерантного и бесконфликтного межкультурного общения.

Различные (в том числе и индивидуальные) средства выражения эмотивности определенным образом характеризуют языковую личность и вторичную языковую личность, если речь идет об иностранном языке. В свою очередь, богатство эмотивного выражения индивида, сфера его субъективности, способность к вербализации эмоций, потенциал речевой экспрессии во многом определяются уровнем сформированности эмоционального интеллекта человека.

В целом лингвистические исследования эмоционального интеллекта, включая его взаимодействие с языком и речью, отвечают принципу антропоцентризма и создают теоретико-методологическую основу для практико-ориентированных исследований в контексте развития эмоционального интеллекта обучающихся в системе иноязычной подготовки посредством лингводидактических технологий.

3. Лингводидактические аспекты рассмотрения эмоционального интеллекта в условиях иноязычной подготовки в вузе. С позиций лингводидактики эмоциональный интеллект студентов является одним из самых востребованных навыков и служит инструментом успешной профессиональной реализации и социализации будущего выпускника, в том числе при трудоустройстве в международных компаниях, общении с иностранными партнерами, участии в международных научных конференциях и других сферах профессионально-ориентированной деятельности (Дмитриева, Поскребышева, 2021).

Тематика отечественных и зарубежных лингводидактических исследований эмоционального интеллекта разнообразна. Перечислим основные направления и темы, освещаемые авторами в публикациях:

- эмоциональный интеллект студенчества как действенный фактор формирования эмоциональной культуры и социокультурных компетенций в поликультурной образовательной среде вуза (Бобунова, 2020; Володина, 2019; Романова, 2018; Саянова, 2020);

- влияние цифровизации образования и формата дистанционного обучения на развитие эмоционального интеллекта студентов в системе иноязычной подготовки в высшей школе (Бекузарова, Назаренко, 2022; Teoh, Liau, 2021);

- особенности эмоционального интеллекта будущих педагогов - преподавателей иностранного языка (Володина, 2021; Dewaele, Gkonou, Mercer, 2018);

- дидактические методы, приемы и образовательные технологии, способствующие формированию эмоционального интеллекта обучающихся в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык» в языковых и неязыковых вузах (Абдурахманова, Магамдаров, Мурзаева, 2021; Ильина, 2018; Филатова, 2020; Esmaeeli, Sabet, Shahabi, 2018).

Остановимся подробнее на исследованиях 2018-2022 гг., в которых описываются методы развития эмоционального интеллекта студентов вузов средствами иноязычной подготовки. Разнообразные лингводидак-тические приемы, методы, методики и педагогические технологии нашли отражение в Таблице 1.

Таблица 1. Приемы, методы, методики и технологии развития эмоционального интеллекта студентов высшей школы в процессе иноязычной подготовки

№ Название Цели и содержание Источники

1 Метод комментирования иноязычных текстов Комментирование (в том числе грамматическое) иноязычных текстов различных стилей и разной степени сложности направлено на развитие способности личности к эмоциональному оформлению устной и письменной речи. (Баранова, Панкратова, Голованова и др., 2021; Макаренко, 2022)

2 Грамматические и коммуникативные методы и приемы развития эмоционального интеллекта Методы обучения аудированию, говорению, чтению и письму на иностранных языках с целью выявления эмотивных контекстов, эмоционально-окрашенной лексики, синтаксических конструкций. Развитие умений идентифицировать и использовать эмоции в иноязычной речи. Ознакомление с особенностями невербальной экспрессивной коммуникации. Обучение способности кодировать и декодировать эмоции в иноязычной речи. (Коренев, Митрофанова, 2022; Ширшова, 2020; Юшкина, 2022; Маугои, 2020)

№ Название Цели и содержание Источники

3 Целевой отбор содержания иноязычного образования Отбор аутентичных эмоционально-насыщенных текстов (контекстов, информации) на иностранном языке. Целевой отбор художественных, научных, публицистических текстов с целью развития различных структурных компонентов и содержательных характеристик эмоционального интеллекта (эмпа-тии, толерантности, уверенности в себе, контроля за импульсивностью, адекватного эмоционального реагирования в различных ситуациях и т. д.). (Куклина, Татари-нова, 2021)

4 «Эффект Моцарта» Сопровождение занятий фрагментами классической музыки. Данный метод не относится к лингводидактическим, результаты его применения экспериментально не изучены, но есть мнение, что метод способствует созданию благоприятного эмоционального фона на занятиях по иностранному языку, вызывая положительные эмоции в контексте «музыка - эмоции - язык». (Бгс^Ыпа, 2022)

Таким образом, на основе проведенного обзора современных публикаций по исследуемой тематике можно судить о том, что с целью развития эмоционального интеллекта студентов применяются в основном традиционные лингводидактические методики (грамматические, коммуникативные), а также целевые приемы отбора содержания иноязычного образования, соответствующие целеполаганию разработчика и направленные на формирование различных компонентов эмоционального интеллекта обучающихся языковыми и речевыми средствами.

В последние годы (2018-2022 гг.) преподавателей русского языка как иностранного также привлекает вопрос влияния уровня сформированности эмоционального интеллекта иностранных студентов на успешность овладения ими русским языком. На занятиях по РКИ эмоциональный интеллект выступает прежде всего как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся (Арзамасцева, Рагулина, 2020). С целью развития коммуникативных навыков применяется система речевых и грамматических упражнений с опорой на эмоциональный интеллект, который авторы отождествляют с понятием «эмоциональная грамотность». Эмоциональная грамотность помогает преодолевать культурные и языковые барьеры, предотвращать столкновения менталитетов, контролировать и управлять своими эмоциями и эмоциями других людей. Для повышения уровня эмоциональной грамотности иностранным обучающимся предлагаются в первую очередь различные методы расширения словарного запаса за счет употребления лексики, обозначающей проявления эмоций и чувств и отражающей эмоциональные состояния человека. Кроме того, для развития эмоционального интеллекта в учебном процессе необходимо широкое привлечение невербальной информации, касающейся эмоций, например упражнений на соотношение конкретной эмоции (радость, злость, испуг, вина, интерес и т. д.) с ее мимическим описанием. Для более прочного и наглядного усвоения учебного материала в коммуникативно-речевых упражнениях следует шире использовать фразеологические единицы.

В лингводидактических исследованиях рассматривается эмоциональный интеллект вторичной языковой личности в процессе изучения РКИ (Шантурова, 2019). Образовательная практика показывает, что в процессе обучения русскому языку иностранных (китайских) студентов, владеющих русским языком на уровне С1, особенно эффективной с точки зрения развития эмоционального интеллекта является работа с русскоязычным художественным текстом, способствующая формированию этнической эмпатии, межкультурной толерантности, эмоциональному «погружению» и снятию барьера когнитивного конфликта с учетом лингвокультурных различий и когнитивного стиля обучающихся. При этом автор исходит из концепции эмоционального интеллекта Д. В. Люсина (2004), выделявшего в общем пространстве эмоционального интеллекта внутриличност-ный и межличностный эмоциональные интеллекты. Формирование вторичной языковой личности представляет собой когнитивно-эмоциональный процесс, когда коммуникативные сложности возникают не только на когнитивном, но и на эмоциональном уровнях. Важнейшим компонентом в структуре вторичной языковой личности является эмпатия, посредством которой происходит понимание эмоций и возникает эмоциональный отклик на переживания других людей. Этническая эмпатия способствует разрешению проблемы культурных различий и достижению взаимопонимания между коммуникантами, обладающими различным менталитетом и разными национальными характерами.

Русский язык относится к группе языков, исключительно богатых в эмотивном отношении. Поэтому при изучении русского языка как иностранного эмоциональная составляющая в обучении, по мнению О. Ю. Ряузо-вой (2018), выдвигается на первый план. В реальных ситуациях общения эмоции выступают в качестве «рычага», который при воздействии той или иной эмоции на мозг человека запускает систему быстрого реагирования. Кроме того, эмоции выполняют сигнальную функцию, которая показывает, как индивид оценивает внешние факторы и каким образом реагирует на них, то есть что он принимает (одобряет), а что - не принимает (не одобряет). На семантическом, лексическом и синтаксическом уровнях имеются средства, которые выражают «язык эмоций» посредством эмоционально-окрашенной лексики, особой формы синтаксических конструкций и т. д. При этом любой вид деятельности, которая сопровождается поддержкой на эмоциональном уровне, протекает успешнее, чем деятельность, выполняемая исключительно на уровне рассудка. Поэтому эмоциональный интеллект и вся сфера эмоций в целом несут в себе аксиологическое значение, способствуют формированию вербального мышления, креативности. Соответственно, эмоциональные аспекты коммуникации необходимо стимулировать и развивать в процессе изучения русского языка как иностранного.

Не менее важна, по мнению автора, и эмоциональная составляющая профессиональной компетентности педагога. Все эти факторы в комплексе и создают эмоционально-интеллектуальную атмосферу учебного процесса.

Для того чтобы иностранные студенты смогли распознавать и выражать все многообразие эмоций, доступных носителям русского языка, разрабатываются системы специальных упражнений (Вахрушева, Ионова, 2021), на основе которых обучающиеся учатся узнавать как в речи, так и в визуальной форме (например, на картинках) такие эмоции, как печаль, горе, осуждение, презрение, скука, раскаяние, изумление, страх, опасение, раздражение, злость, ярость, радость, доверие, спокойствие, оптимизм, ожидание, восхищение и т. д. Обучение распознаванию эмоций на занятиях происходит одновременно с развитием речевых и языковых коммуникативных компетенций. Упражнения направлены на работу с лексико-семантическими группами базовых эмоций, лексикой эмоциональных состояний, фразеологией и паремиологией эмоций. Студенты, изучающие русский язык в качестве иностранного, обучаются коммуникативным навыкам эмоциональной речи в пространстве разговорного и научного стилей речи, знакомятся с понятиями лингвистики эмоций, изучают экспрессивно-эмоциональные возможности русской речи, осваивают эмотивный код русского языка и особенности российской лингвокультуры.

Заключение

Эмоциональный интеллект рассматривается как один из наиболее востребованных навыков современных выпускников вузов в контексте достижения ими профессионального и жизненного успеха. Высокий уровень эмоционального интеллекта обеспечивает возможность распознавать свои и чужие эмоции и управлять ими с целью осуществления бесконфликтного общения в различных жизненных ситуациях.

Эмоциональный интеллект человека тесно связан с категориями «язык», «речь», «коммуникация», «культура», «лингвокультура». Являясь коммуникативными дисциплинами, учебные предметы «Иностранный язык» и «Русский язык как иностранный» обладают широкими возможностями для формирования эмоционального интеллекта студентов в процессе иноязычной подготовки в вузе. В этой связи большое количество современных психолого-педагогических, лингводидактических и лингвистических исследований посвящено вопросам развития эмоционального интеллекта обучающихся. Исходя из социального заказа общества на подготовку компетентных, коммуникабельных, мобильных специалистов, способных вести деловую, профессиональную и межличностную коммуникацию, можно предположить, что в дальнейшем количество исследований по данной тематике будет расти.

Перспективными представляются выявление и концептуальное обоснование отношения эмоционального интеллекта к языку, речи, культуре, а также определение практических возможностей формирования эмоционального интеллекта личности, рассматриваемых с позиций психологии, лингвистики, лингводидактики и других гуманитарных дисциплин.

Источники | References

1. Абдурахманова П. Д., Магамдаров Р. Ш., Мурзаева Д. М. Возможности дисциплины «Иностранный язык» в процессе формирования эмоционального интеллекта у студентов педагогических вузов // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 4 (89).

2. Абрамов А. К., Дегтярев А. Н., Лучшева Л. М., Морозова О. А. Исследование эмоционального интеллекта и конфликтности у курсантов // Вестник Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулева. 2021. № 2 (26).

3. Андронникова О. О. Эмоциональный интеллект и его развитие в детском и взрослом возрасте методами арт-терапии // Смальта. 2020. № 2.

4. Арзамасцева Н. Ю., Рагулина Э. С. Эмоциональный интеллект как средство формирования коммуникативной компетенции у иностранных студентов на занятии по РКИ // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2020. № 1 (53). URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=42591091

5. Арипова Д. А. Репрезентация эмоционального интеллекта в современном английском языке // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 9-1 (87).

6. Ариян М. А., Чернышов С. В. Реализация регулятивной функции эмоций в образовательном процессе по иностранному языку // Язык и культура. 2022. № 58.

7. Балганова Е. В., Береговая О. А., Бушуева И. П. Развитие эмоционального интеллекта в процессе подготовки будущих HR-менеджеров // Лидерство и менеджмент. 2022. Т. 9. № 4.

8. Баранова Е. Н., Панкратова Е. Н., Голованова Л. Н., Фоминых Н. Ю. Комментирование как прием формирования эмоциональной компетенции при обучении иностранному языку в цифровой среде // Современное педагогическое образование. 2021. № 11.

9. Баранова Т. А., Кобичева А. М., Токарева Е. Ю. Влияние международного проекта X-CULTURE на развитие эмоционального интеллекта студентов // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 1.

10. Бекузарова Н. В., Назаренко Е. М. Развитие эмоционального интеллекта студентов бакалавриата в условиях дистанционного обучения иностранному языку // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31831

11. Белобородов А. М., Сыманюк Э. Э. Устойчивость развития эмоционального интеллекта будущих специалистов // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 7.

12. Бобунова А. С. Развитие эстетической культуры общения студентов в условиях информатизации иноязычного образования // Система менеджмента качества в вузе: здоровье, образованность, конкурентоспособность: мат. IX междунар. науч.-практ. конф. (г. Челябинск, 30 апреля 2020 г.). Челябинск: Изд-во Уральского государственного университета физической культуры, 2020.

13. Вахрушева М. А., Ионова С. И. Эмоциональная коммуникация на русском языке: уч.-метод. пособие по РКИ. М.: Мир науки, 2021.

14. Ветлужская М. В., Абрамова А. А., Сердакова К. Г., Быкова Е. Е., Хамматова Р. С., Шурупова Р. В. Особенности эмоционального интеллекта и эмпатических способностей у студентов медицинского вуза // Интеграция образования. 2019. Т. 23. № 3 (96).

15. Вовк Е. В. Роль формирования эмоционального интеллекта в системе профессиональной подготовки будущих педагогов в высшей школе // International Journal of Professional Science. 2018. No. 2. URL: http ://scipro.ru/article/07-02-2018

16. Володина О. В. Развитие эмоционального интеллекта средствами иноязычного образования как условие становления интеллектуальной культуры личности будущих учителей // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2019. Вып. 2.

17. Володина О. В. Творческий компонент развития интеллектуальной культуры личности будущих учителей средствами иноязычного образования // Самарский научный вестник. 2021. Т. 10. № 2.

18. Восковская А. С. Влияние эмоционального интеллекта на процесс изучения и преподавания иностранного языка в неязыковом высшем учебном заведении // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 6 (91).

19. Горбунова Д. В., Макарова О. Ю., Казакова У. А. Теоретический аспект проблемы формирования межличностной толерантности студентов медицинского вуза на занятиях по иностранному языку // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/18PDMN120.pdf

20. Гришина А. В., Исаева О. М., Савинова С. Ю. Эмоциональный интеллект студентов - HR-менеджеров // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 2 (23).

21. Губина И. М. Исследование эмоционального интеллекта у студентов-психологов // Преемственность в образовании. 2021. № 29 (8).

22. Гукаленко О. В. Педагогические условия формирования эмоционального интеллекта обучающихся в современной культурно-образовательной среде // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10. № 5. URL: https ://mir-nauki.com/PDF/58PDMN522.pdf

23. Гукаленко О. В., Борисенков В. П. Дифференциация педагогических и психологических аспектов исследования эмоционального интеллекта школьников // Педагогика. 2022. Т. 86. № 9.

24. Дмитриева Е. Н., Поскребышева Т. А. Развитие эмоционального интеллекта магистров в рамках целостной иноязычной подготовки в техническом вузе // Язык и культура. 2021. № 54.

25. Ежова Н. Ф. Развитие эмоционального интеллекта студентов-юристов на занятиях английского языка // Вестник Университета им. О. Е. Кутифина. 2018. № 11.

26. Ильина Г. А. Развитие эмоционального интеллекта студентов в неязыковом вузе в процессе изучения иностранного языка // Профессионально-ориентированное обучение языкам: реальность и перспективы: сб. ст. уч. всерос. науч.-практ. конф. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 2018.

27. Ионова С. В. Лингвопсихология эмоций в концепциях современного языкознания // Вопросы психолингвистики. 2022. № 1 (51).

28. Исаева О. М., Савинова С. Ю. Развитие эмоционального интеллекта: обзор исследований // Современная зарубежная психология. 2021. Т. 10. № 2.

29. Каргина А. Е. Формирование конструктивных стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций студентов с различным уровнем эмоционального интеллекта: дисс. ... к. психол. н. Кемерово, 2021.

30. Кириллова Е. П. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и копинг-поведения у студентов - будущих психологов // Форум молодежной науки. 2020. № 2.

31. Ковалева А. С. К вопросу определения уровней развития типов интеллекта в контексте изучения иностранных языков // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия «Педагогика, психология». 2019. № 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. Коренев А. А., Митрофанова А. А. Эмоциональный интеллект в подготовке преподавателей иностранных языков: профессиональные умения аудирования // Рема. Rhema. 2022. № 2.

33. Куклина С. С., Татаринова М. Н. Принципы отбора и организации содержания эмоционально-ценностного компонента иноязычного образования // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 468.

34. Леонтьева Е. С., Сараева Е. В. Взаимосвязь копинг-стратегий и эмоционального интеллекта у студентов технических специальностей // Форум молодежной науки. 2020. № 2.

35. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под общ. ред. Д. В. Люсина и Д. В. Ушакова. М., 2004.

36. Макаренко Н. Л. Грамматическое комментирование текстов как способ формирования эмоционального интеллекта обучаемого // Инновационные технологии и образование: мат. междунар. науч.-практ. конф. (г. Минск, 28 апреля 2022 г.): в 2-х ч. / гл. ред. А. М. Маляревич. Мн.: Изд-во Белорусского национального технического университета, 2022. Ч. 1.

37. Мамонтова Н. Ю. Методическое обоснование использования теории множественного интеллекта в обучении иностранным языкам в вузе // Теоретические и прикладные вопросы лингвообразования: сб. науч. ст. по результатам конф. межвуз. науч.-метод. объединения (г. Кемерово, 22 мая 2020 г.) / под ред. Л. С. Зники-ной. Кемерово: Изд-во Кузбасского государственного технического университета им. Т. Ф. Горбачева, 2020.

38. Мельничук М. В., Васьбиева Д. Г. Определение взаимосвязи критериев эффективности обучения иностранному языку студентов в вузе и их эмоционального интеллекта // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14. Вып. 8.

39. Мркаич М. Б. Репрезентация эмотивных комплексов в русском языке (на материале телевизионных ток-шоу): дисс. ... к. филол. н. М., 2022.

40. Павлюк Е. С. Эмоциональный интеллект в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе // Традиции и инновации в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе: сб. мат. III межвуз. науч.-практ. конф. (г. Москва, 10-11 апреля 2020 г.). М.: МГИМО-Университет, 2020.

41. Панькова А. М., Валиев Р. А., Максимова Л. А., Каримова В. Г., Асташев М. С. Исследование специфики эмоционального интеллекта студентов вузов разных направлений подготовки как условие эффективного взаимодействия в профессиональной деятельности // Педагогическое образование в России. 2022. № 2.

42. Родион С. К. Изучение иностранного языка как способ развития эмоционального интеллекта // Иностранные языки: инновации, перспективы исследования и преподавания: мат. V междунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти М. А. Черкаса (г. Минск, 24-25 марта 2022 г.) / гл. ред. Е. А. Пригодич. Мн.: Изд-во Белорусского государственного университета, 2022.

43. Романова М. В. Развитие эмоционального интеллекта в рамках формирования межкультурной коммуникативной компетенции // Актуальные вопросы лингвистики и лингводидактики: традиции и инновации: мат. междунар. науч.-практ. конф. (г. Москва, 22-24 ноября 2018 г.): в 2-х ч. М.: Изд-во Московского педагогического государственного университета, 2018. Ч. 2 / под ред. Е. А. Никулиной, Е. Е. Беляевой.

44. Ряузова О. Ю. Эмоциональная составляющая в преподавании русского языка как иностранного // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2018. № 6.

45. Саянова Г. И. Роль эмоционального интеллекта для развития социокультурной компетенции // Проблемы лингвообразования в неязыковом вузе: мат. IV республ. науч.-практ. конф. (с междунар. уч.) (г. Минск, 31 января 2020 г.) / под ред. А. Э. Черенды. Мн.: Изд-во Белорусского государственного университета, 2020.

46. Сизова Е. В., Бермус А. Г. Развитие социального интеллекта студентов-журналистов на основе лингводи-дактических технологий как направление прикладной коммуникативистики образования // Концепт. 2021. № 12.

47. Солоднева Д. А. Специфика развития эмоционального интеллекта у студентов вуза // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 2 (125).

48. Сомова С. В., Сеняева М. Р. Понятие эмоционального интеллекта в иноязычном образовании // Иностранные языки в школе. 2021. № 10.

49. Субботина Т. Н., Садовникова А. С., Еськова Е. С. Анализ эмоционального интеллекта у студентов-менеджеров // Научный вестник Южного института менеджмента. 2020. № 1.

50. Тимченко Н. С., Кочетова Ю. Ю., Миронова С. В., Тупикина В. А. Эмоциональный интеллект как компонент профессиональной компетентности будущих медицинских работников // Ученые записки Университета им. П. Ф. Лесгафта. 2021. № 7 (197).

51. Файзулина З. Ф., Муртазина Э. И. Исследование эмоционального интеллекта и копинг-стратегий в юношеском возрасте // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-4.

52. Филатова Е. А. Стратегии развития эмоционального интеллекта на занятиях по дисциплине «Иностранный язык» в вузе // Научный аспект. 2020. Т. 7. № 4.

53. Чечева Н. А. Развитие soft skills у курсантов в процессе обучения иностранному языку // Мир науки. 2018. № 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/73PDMN518.pdf

54. Шантурова Г. А. К вопросу о развитии эмоционального интеллекта вторичной языковой личности при обучении русскому языку как иностранному в китайской аудитории // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. Вып. 1А.

55. Шаховский В. И. Голос эмоций в языковом круге homo sentience. М.: ЛИБРОКОМ, 2019.

56. Шаховский В. И. Коммуникация в эмоциональной сфере человека: экологический и эмоциональный интеллект // Эмоциональная сфера человека в языке и коммуникации: синхрония и диахрония: мат. междунар. конф. М. - Ярославль: Канцлер, 2018.

57. Шачнева К. И. Особенности копинг-стратегий у студентов с разным уровнем эмоционального интеллекта // Молодой ученый. 2021. № 29 (371).

58. Ширшова И. А. Развитие эмоционального интеллекта студентов университетов путем детального анализа случаев употребления модальных глаголов в английском языке // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/93PDMN620.pdf

59. Эмоциональный интеллект школьника: становление и развитие: монографический сборник / под общ. И науч. ред. С. В. Ивановой. М.: Изд-во Института стратегии развития образования Российской академии образования, 2022.

60. Юшкина И. В. Роль эмоционального интеллекта в обучении кадетов иностранному языку // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2022. № 4.

61. Andrienko T., Chumak N., Genin V. Emotional Intelligence and Acquisition of English Language Oral Communication Skills // Advanced Education. 2020. Vol. 7 (15). DOI: 10.20535/2410-8286.201013

62. Budak T., Mede E. The Relationship between Emotional Intelligence, Foreign Language Anxiety, and Demotivational Factors in an English Preparatory Language Program // Colombian Applied Linguistics Journal. 2022. Vol. 24. No. 1.

63. Chen Z., Zhang P. Trait Emotional Intelligence and Second Language Performance: A Case Study of Chinese EFL Learners // Journal of Multilingual and Multicultural Development. 2022. Vol. 43. No. 8.

64. Dewaele J. M., Gkonou C., Mercer S. Do ESL/EFL Teachers' Emotional Intelligence, Teaching Experience, Proficiency and Gender Affect Their Classroom Practice? // Emotions in Second Language Teaching: Theory, Research and Teacher Education / ed. by J. de Dios Martínez Agudo. Cham: Springer International Publishing AG, 2018.

65. Drozhbina A. The Issue of "The Mozart Effect": Relation to Emotional Intelligence and Foreign Languages // Libri Magistri. 2022. No. 2 (20).

66. Esmaeeli Z., Sabet M. K., Shahabi Y. The Relationship between Emotional Intelligence and Speaking Skills of Iranian Advanced EFL Learners // International Journal of Applied Linguistics and English Literature. 2018. Vol. 7. No. 5.

67. Goleman D. Emotional Intelligence. N. Y.: Bantam Books Inc, 1995.

68. Li C. A Positive Psychology Perspective on Chinese EFL Students' Trait Emotional Intelligence, Foreign Language Enjoyment and EFL Learning Achievement // Journal of Multilingual and Multicultural Development. 2020. Vol. 41.

69. Mavrou I. Working Memory, Executive Functions, and Emotional Intelligence in Second Language Writing // Journal of Second Language Writing. 2020. Vol. 50.

70. Mayer J. D., Salovey P. The Intelligence of Emotional Intelligence // Intelligence. 1993. No. 17.

71. Mayer J. D., Salovey P., Caruso D. Models of Emotional Intelligence // Handbook of Intelligence / ed. by R. J. Sternberg. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. DOI: 10.1017/CB09780511807947.019

72. Sharipov F. I. O. Acquiring Second Language Successfully in Terms of Emotional Intelligence // Oriental Renaissance: Innovative, Educational, Natural and Social Sciences. 2021. Vol. 1. Iss. 4.

73. Teoh G. B. S., Liau A. W. L. Emotional Intelligence in Distance Learning: A Case Study of English as a Second Language via Distance Learning // Journal of Language and Education. 2021. Vol. 7 (3).

74. Yu Q. A Review of Foreign Language Learners' Emotions // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 12. Art. 827104. DOI: 10.3389/fpsyg.2021.827104

Информация об авторах | Author information

RU

Сизова Екатерина Викторовна1, к. пед. н. Сафроненко Ольга Ивановна2, д. пед. н., доц.

1 Кубанский государственный университет, г. Краснодар

2 Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

EN

Sizova Ekaterina Victorovna1, PhD Safronenko Olga Ivanovna2, Dr

1 Kuban State University, Krasnodar

2 Southern Federal University, Rostov-on-Don

1 kati_doli@mail.ru, 2 osafronenko@sfedu.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 05.01.2023; опубликовано (published): 28.02.2023.

Ключевые слова (keywords): эмоциональный интеллект; высшее образование; иноязычная подготовка студентов; изучение русского языка как иностранного; психология эмоций; эмотиология; лингвистика; лингво-дидактика; emotional intelligence; higher education; foreign language training of students; learning Russian as a foreign language; psychology of emotions; emotiology; linguistics; linguodidactics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.