Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОФИЦЕРА'

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОФИЦЕРА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
20
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОСОБНОСТЬ К КОММУНИКАЦИИ / ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бикбаев Вадим Манцурович

В статье рассматриваются основные закономерности формирования иноязычной коммуникации офицера в рамках профессионального становления. На основе всестороннего анализа взаимосвязи и взаимозависимости, а также причинно-следственных связей в рамках формирования коммуникации закономерности разделены на внутренние и внешние. Подчеркивается, что базисом формирования коммуникации является не только новейший опыт, но и заинтересованность в изучении иностранного языка, высокая самоорганизация и волевые усилия, которые способствуют формированию прочной лингводидактической основы иноязычной коммуникации, в результате чего языковые навыки, умения и способности осуществлять коммуникацию на иностранном языке приобретают смысловое и ценностное значение. Отмечается, что данный процесс обусловлен осознанием необходимости совершенствования языковой подготовки с учетом исторического опыта и существующих условий профессионального становления военнослужащих. Эффективность языковой подготовки выше, если она одобряется в воинском коллективе и формируются как социальная норма, а высокая военно-профессиональная мотивация рассматривается как приоритетная цель и главный результат обучения, вытекающие из аксиологической сущности военно-профессионального образования. Одним из основных направлений совершенствования языковой подготовки курсантов должна стать активизация деятельности по формированию внутренней военно-профессиональной мотивации и осознания ценности языкового образования и его дальнейшего применения во время всего периода военной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE COMPETENCE OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION IN THE PROFESSIONAL ACTIVITIES OF AN OFFICER

The article discusses the main patterns of formation of foreign language communication of an officer in the framework of professional formation. Based on a comprehensive analysis of the relationship and interdependence, as well as cause-and-effect relationships within the framework of communication formation, the patterns are divided into internal and external. It is emphasized that the basis for the formation of communication is not only the latest experience, but also interest in learning a foreign language, high self-organization and strong-willed efforts, which contribute to the formation of a solid linguodidactic basis of foreign language communication, as a result of which language skills, abilities and abilities to communicate in a foreign language acquire semantic and value significance. It is noted that this process is due to the awareness of the need to improve language training, taking into account historical experience and existing conditions for the professional development of military personnel.The effectiveness of language training is higher if it is approved in the military team and is formed as a social norm, and high military-professional motivation is considered as a priority goal and the main result of training, arising from the axiological essence of military-professional education. One of the main directions of improving the language training of cadets should be the activation of activities for the formation of internal military-professional motivation and awareness of the value of language education and its further application during the entire period of military service.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОФИЦЕРА»

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Формирование компетенции иноязычной коммуникации в профессиональной деятельности офицера

Бикбаев Вадим Манцурович,

кандидат политических наук, доцент, преподаватель кафедры иностранных языков, Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С.М. Штеменко E-mail: vadim_bikbaev@mail.ru

В статье рассматриваются основные закономерности формирования иноязычной коммуникации офицера в рамках профессионального становления. На основе всестороннего анализа взаимосвязи и взаимозависимости, а также причинно-следственных связей в рамках формирования коммуникации закономерности разделены на внутренние и внешние. Подчеркивается, что базисом формирования коммуникации является не только новейший опыт, но и заинтересованность в изучении иностранного языка, высокая самоорганизация и волевые усилия, которые способствуют формированию прочной лингводи-дактической основы иноязычной коммуникации, в результате чего языковые навыки, умения и способности осуществлять коммуникацию на иностранном языке приобретают смысловое и ценностное значение.

Отмечается, что данный процесс обусловлен осознанием необходимости совершенствования языковой подготовки с учетом исторического опыта и существующих условий профессионального становления военнослужащих. Эффективность языковой подготовки выше, если она одобряется в воинском коллективе и формируются как социальная норма, а высокая военно-профессиональная мотивация рассматривается как приоритетная цель и главный результат обучения, вытекающие из аксиологической сущности военно-профессионального образования.

Одним из основных направлений совершенствования языковой подготовки курсантов должна стать активизация деятельности по формированию внутренней военно-профессиональной мотивации и осознания ценности языкового образования и его дальнейшего применения во время всего периода военной службы.

Ключевые слова: способность к коммуникации, закономерность формирования, иноязычная коммуникация, профессиональное становление, мотивация.

В современных условиях динамичных преобразований социокультурной и военно-политической реальности, когда практически все перспективные педагогические решения, в том числе и исследования иноязычной коммуникации в рамках профессионального становления офицера, обращены к предполагаемому будущему, актуальным является рассмотрение основных закономерностей формирования способностей офицера к осуществлению иноязычной коммуникации на профессиональном уровне с учетом тенденций системы военного образования.

Анализ индивидуальных процессов формирования иноязычной коммуникации и обобщение причинно-следственных связей в рамках профессионального становления офицера позволил нам выявить следующие две группы педагогических закономерностей - внутренние и внешние.

К внутренним, на наш взгляд, относятся закономерности целей и условий, к внешним - закономерность логики и содержания и закономерность отношений.

Закономерность цели связана с социокультурной трансформацией Вооруженных сил РФ и осмыслением возрастания роли иностранного языка в повседневной жизнедеятельности военнослужащих.

При этом следует отметить, что данная закономерность в некоторой степени способствует появлению нового собирательного образа офицера, где и ценностное значение и является способом профессионального становления отношение военнослужащих к иноязычной коммуникации основывается на новейшем военном опыте, познавательном интересе к изучению иностранного языка, а иноязычная коммуникация имеет смысловое (отдельно следует отметить обращение общественности к образу дореволюционного офицера, идеализированные черты которого, включая высокий культурный уровень и свободное владение языками, все чаще пытаются возродить).

На наш взгляд, для реализации данной закономерности огромное значение имеют высокая самоорганизация и волевые усилия, которые позволяют в относительно короткое время сформировать прочную лингводидактическую основу коммуникации и, как справедливо отмечают Ла-мырев В.Н. и Жемчужников А.В., саморазвивающейся личности [5].

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Закономерность условий реализуется посредством связей иноязычной коммуникации с доминирующими в социально-профессиональных группах ценностями, нормами, стереотипами профессиональной деятельности и профессионального развития. Данная закономерность раскрывает взаимосвязь между, с одной стороны, эффективностью языковой подготовки и микросредой конкретной военной структурой (воинская часть, военный вуз) и характеристиками микросоциума и субкультуры отдельных воинских специальностей, с другой.

Необходимо отметить, что эффективность языковой подготовки связана с двумя основными существующими в военной среде стереотипами.

Первый - стереотип профессионального развития, на основании которого выполняются только прямые внешние требования к совершенствованию профессиональной подготовки (внешняя мотивация), либо непрерывно и мотивированно совершенствуется профессионализм на основе личностных убеждение (внутренняя мотивация).

Второй - стереотип отношения к иноязычной коммуникации. Он в крайних вариантах - либо не касается языковой подготовки вообще, либо вводит ее в число обязательных компонентов профессионального развития.

Как мы видим, образуется своеобразная двухмерная система координат, где находится реальный стереотип, в какой-то мере характеризующий микросреду. При этом эффективность языковой подготовки выше, если совершенствование иноязычной коммуникации и непрерывная языковая подготовка одобряются в воинском коллективе и формируются в нем как социальная норма и значимый квалификационный признак субкультурных отличий.

Данной точки зрения придерживаются многие исследователи. В частности, Копылова Н.В. отмечает, что объективными условиями развития иноязычной коммуникативной компетентности будущего специалиста являются востребованность специалистов, обладающих высоким уровнем иноязычной коммуникативной компетентности, а также готовность специалиста к личностно-профессиональному развитию и самосовершенствованию в области межкультурной коммуникации [3].

Следует подчеркнуть, что отношение офицера к иноязычной коммуникации в течение службы меняется и обусловлено, прежде всего, условиями, спецификой и сроком военной службы. При этом иноязычная коммуникация уже не воспринимается как прикладная компетенция, окончательно формируемая в военном вузе. Как мы видим, внутренние закономерности - это своего рода зависимость между преподаванием, учением и изучаем емым материалом, то есть связи между компонен-" тами процесса обучения [2]. ^ Закономерность логики и содержания языковой подготовки, представляющая собой частный Ц случай закона преемственности и последователь-

ности жизненного опыта, который логически подготовлен предшествующей образовательной деятельностью и логически связан с дальнейшей деятельностью военнослужащего, раскрывает взаимосвязь между эффективностью языковой подготовки и логикой процесса профессионального становления офицера Сухопутных войск. Безусловно, не вызывает сомнения обусловленность эффективности языковой подготовки ее непрерывностью или дискретностью.

Как свидетельствует практика, каким бы качественным, содержательным и сложным не был процесс языковой подготовки на отдельном этапе профессионального становления, вне зависимости от оценок по языковым дисциплинам, большинство офицеров утрачивали способность к иноязычной коммуникации в первые два-три года после окончания военного вуза. Исключение представляют лишь единичные случаи, когда эффективная языковая подготовка является составной частью личной стратегии непрерывного образования и способствует профессиональному становлению военнослужащего.

Огромную роль, на наш взгляд, играет мотивация и интерес к изучению иностранного языка, которые, в свою очередь, определяются стоящими и предполагаемыми в ближайшей перспективе более сложными профессиональными задачами, ориентированными на знание иностранного языка вероятного противника с учетом полученного боевого опыта1.

Однако, необходимо отметить, что проблема качественного языкового образования современной школой не решена, в связи с чем существует необходимость разработки и выполнения коррек-ционных программ в начале профессионального становления военнослужащего с учетом его личностных качеств и перспектив карьерного роста. Наиболее всесторонне и объективно данную позицию раскрывает Кривенко О.А., указывая на необходимость совершенствования и формирования знаний обучающихся курсантов на основе интеграции передового боевого и служебного опыта с опорой на творческое и сознательное усвоение обучаемыми преподаваемой дисциплины.

В частности, исследователь совершенно справедливо отмечает, что успех обучения определяется не столько оценочными показателями, сколько отношением курсантов к обучению, их познавательной активностью, умением осознанно и самостоятельно активно приобретать знания, умения и навыки. Автор также указывает, что ответственность за результаты учебной деятельности курсантов традиционно возлагается на командный и преподавательский состав, а ответственность обучающихся недооценивается как важный фактор ка-

1 Об этом говорится в нормативных актах Министерства обороны. См: Распоряжение Министра обороны Российской Федерации от 27 июля 2017 г. № 205/2/356 «Об организации деятельности образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации в 2017-2019 учебных году». -М.: МО РФ - 9 с.

чественной подготовки высококвалифицированных офицерских кадров [4].

Аналогичную позицию разделяют Ламырев В.Н. и Жемчужников А.В., раскрывающие необходимость профессионально-мотивирующей направленности современного военно-профессионального образования и основные идеи концепции профессионально-мотивирующего обучения.

По мнению исследователей, высокую военно-профессиональную мотивацию следует рассматривать как приоритетную цель и главный результат обучения, вытекающие из аксиологической сущности военно-профессионального образования. Одним из направлений совершенствования подготовки курсантов должна стать активизация деятельности по формированию внутренней военно-профессиональной мотивации, при этом необходимо обеспечить взаимную трансформацию познавательных общеобразовательных и профессиональных мотивов, без которых невозможны осознание личной ценности военно-профессионального образования и высокий уровень военно-профессиональной мотивации будущего офицера [5].

Четвертая закономерность связывает эффективность языковой подготовки с формированием собственного отношения респондента к ней и представляется нам частным случаем закона самоопределения. Два гипотетических предположения, иллюстрирующие данную закономерность, основаны на индукции суждений и оценок респондентов с различными результатами в формировании иноязычной коммуникации.

Наиболее эффективные индивидуальные истории языковой подготовки связаны не столько с организованными на высоком уровне образовательными процессами, сколько с формированием субъектной позиции респондента в отношении языковой подготовки. Эффективность возникает там, где в образовательном процессе формируется ценностное отношение респондента к иноязычной коммуникации и, на его основе, появляются личные смыслы и установки языковой подготовки. Анализируя осознанный опыт языковой подготовки, который мы называем «индивидуальными историями», мы пришли к выводу, что в ряде случаев в них есть возможность выделить мотивационно-личностный посыл, исходящий: от другого субъекта, с которым произошел обмен отношениями; от интересного профессионального опыта, где проявились роль и значение иноязычной коммуникации; от личного примера сокурсников и коллег. Его результатом, хотя и не всегда на долгое время, является самоуправляемый субъект профессионального развития. Подобную позицию обучающегося В.И. Андреев называет самосозиданием, формулируя через него свой закон гарантированного качества образования.

«Суть закона гарантированного качества образования, - утверждает автор, - заключается в следующем: образование в том случае достигает своего гарантированного качества, если образование пере-

ходит в самообразование, воспитание - в самовоспитание, обучение - в самообучение, а развитие -в творческое саморазвитие личности» [1, с. 55].

Заслуживают особого внимания положения научной работы Копыловой Н.В. Исследователь, в частности, указывает на следующие компоненты формирования иноязычной коммуникативной компетентности:

- мотивационно-целевой, обеспечивающий формирование совокупности побуждений и внутренних условий, которые детерминируют, направляют и регулируют процесс иноязычного общения;

- операциональный, который способствует реализации плана и программы иноязычного коммуникативного взаимодействия за счет продуктивной реализации иноязычных компетенций;

- рефлексивный, который обеспечивает адекватную оценку самой ситуации иноязычного взаимодействия и выбор возможных вариантов ее развития, а также позволяет осознавать пути самосовершенствования в области иноязычного общения.

Эффективность языковой подготовки по ряду корреляций связывается с мотивационным управлением и психолого-педагогическим сопровождением процесса формирования языковой личности. Там, где такие, весьма редкие практики имели место со стороны педагогов и командования, со стороны сослуживцев, доказано изменение отношений, преобладание внутренней мотивации над внешней, там присутствуют соответствующие эффекты практической деятельности респондента.

Наконец, эффективность языковой подготовки с высокой степенью коррелирует с состоянием успеха в использовании иноязычной коммуникации, который переживался либо не переживался офицером. В тех случаях, когда такая ситуация имела место, возникают многие необходимые характеристики языковой подготовки: целеустремленность, убеждения в необходимости, готовность к волевому усилию. Следствием многократного переживания успеха (неудачи) является самооценка офицером своей способности к овладению иноязычной коммуникацией актуального и перспективного уровня.

В целом, на данном этапе исследования сделано предположение о том, что эффективность языковой подготовки связана с процессами формирования субъектной позиции личности в отношении иноязычной коммуникации: чем она более устойчивая, положительная и выраженная, тем эффективнее образовательные процессы.

Обнаруженную связь можно считать закономерностью отношений. Как мы видим, она определяет исследовательское внимание к идеям воспитательной составляющей языковой подготовки, мотивационного управления, психолого-педагогического сопровождения формирования иноязычной коммуникации и многому другому.

В немалой степени проблемы и трудности появления мотивации связаны с отсутствием эффек-

сэ о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

тивной системы целевого стимулирования и мо-тивационного управления. Одновременно, весьма существенными, на наш взгляд, выступают и субъективные препятствия, из которых к образовательным задачам относятся ошибочные или неразвитые представления и оценки респондентами индивидуального ресурса: способностей, уровня знаний и возможностей получения педагогической помощи (в итого - ошибочная, чаще заниженная, самооценка).

Ключевым фактором формирования способности офицеров Сухопутных войск к иноязычной коммуникации после окончания военного вуза является полученный в процессе службы опыт (профессиональный, дополнительного образования, самообразования), оказывающий на нее определяющее влияние, поэтому объективные изменения происходят, прежде всего, в результативной оценке: в объеме, качестве и продуктивности опыта. Об этом свидетельствует опыт, полученный офицерами во время выполнения своих служебных обязанностей.

Литература

1. Андреев В.И. Концептуальная педагогическая прогностика / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2010. - 220 с.

2. Ефремов О.Ю., Ачкасов Н.Б., Алехин И.А. Военная педагогика. Учебник. 2019 г. Санкт-Петербург. 2-е изд., испр. и доп. - 640 с.

3. Копылова Н.В. Психолого-акмеологические закономерности и механизмы становления иноязычной коммуникативной компетентности будущих специалистов в неязыковых вузах. Автореферат дисс. ...доктора псих.наук. - М.: 2005. - 634 с.

4. Кривенко О.А. Воспитание у курсантов военных вузов ответственности за результаты учебной деятельности: дис. ... канд.пед.наук: -М.: 2021. -238 с.

5. Ламырев В.Н. и Жемчужников А.В. К вопросу методологических основ воспитания курсантов военных вузов МВД России. - режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-metodologicheskih-osnov-vospitaniya-kursantov-

voennyh-vuzov-mvd-rossii (дата обращения 04.11.2022).

FORMATION OF THE COMPETENCE OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION IN THE PROFESSIONAL ACTIVITIES OF AN OFFICER

Bikbaev V.M.

Krasnodar Higher Military School named after Army General S.M. Shtemenko

The article discusses the main patterns of formation of foreign language communication of an officer in the framework of professional formation. Based on a comprehensive analysis of the relationship and interdependence, as well as cause-and-effect relationships within the framework of communication formation, the patterns are divided into internal and external. It is emphasized that the basis for the formation of communication is not only the latest experience, but also interest in learning a foreign language, high self-organization and strong-willed efforts, which contribute to the formation of a solid linguodidactic basis of foreign language communication, as a result of which language skills, abilities and abilities to communicate in a foreign language acquire semantic and value significance. It is noted that this process is due to the awareness of the need to improve language training, taking into account historical experience and existing conditions for the professional development of military personnel. The effectiveness of language training is higher if it is approved in the military team and is formed as a social norm, and high militaryprofessional motivation is considered as a priority goal and the main result of training, arising from the axiological essence of militaryprofessional education. One of the main directions of improving the language training of cadets should be the activation of activities for the formation of internal military-professional motivation and awareness of the value of language education and its further application during the entire period of military service.

Keywords: ability to communicate, regularity of formation, foreign language communication, professional formation, motivation.

References

1. Andreev V.I. Conceptual pedagogical prognostics / V.I. An-dreev. - Kazan: Center of Innovative Technologies, 2010. -220 p.

2. Efremov O. Yu., Achkasov N.B., Alekhine I.A. Military pedagogy. Textbook. 2019 St. Petersburg. 2nd ed., ispr. and add. -640 p.

3. Kopylova N.V. Psychological and acmeological patterns and mechanisms of formation of foreign language communicative competence of future specialists in non-linguistic universities. Abstract of the diss. ...doctors of psycho.sciences. - M.: 2005. - 634 p.

4. Krivenko O.A. Education of cadets of military universities of responsibility for the results of educational activities: dis. ... candidate of Pedagogical Sciences: - M.: 2021. - 238 p.

5. Lamyrev V.N. and Zhemchuzhnikov A.V. On the methodological foundations of the education of cadets of military universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - access mode: https:// cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-metodologicheskih-osnov-vospitaniya-kursantov-voennyh-vuzov-mvd-rossii (accessed 04.11.2022).

о с

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.