Научная статья на тему 'САМОУПРАВЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ФСИН РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ПСКОВСКОГО ФИЛИАЛА АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ)'

САМОУПРАВЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ФСИН РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ПСКОВСКОГО ФИЛИАЛА АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕДИНЕННЫЙ СОВЕТ ОБУЧАЮЩИХСЯ / СОВЕТ САМОУПРАВЛЕНИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КУРСАНТОВ И СТУДЕНТОВ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / JOINT COUNCIL OF STUDENTS / COUNCIL OF SELF-GOVERNMENT / PUBLIC ASSOCIATIONS OF CADETS AND STUDENTS / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иваняков Р. И.

В статье рассматривается создание и функционирование объединенных советов обучающихся в образовательных организациях на примере Псковского филиала Академии ФСИН России. Основное внимание уделено существующей федеральной нормативной правовой базе, регламентирующей деятельность советов обучающихся в образовательных организациях, а также имеющемуся опыту функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иваняков Р. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-MANAGEMENT OF STUDENTS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FPS OF RUSSIA (USING AS EXAMPLE THE PSKOV BRANCH OF THE ACADEMY OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA)

The article discusses the creation and functioning of joint councils of students of educational organizations using as an example the Pskov branch of the Academy of the FPS of Russia. The main attention is focused on the existing federal regulatory legal framework governing the activities of student councils in educational organizations, as well as the existing operation experience.

Текст научной работы на тему «САМОУПРАВЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ФСИН РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ПСКОВСКОГО ФИЛИАЛА АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ)»

УДК 371.8+343.824

Р. И. ИВАНЯКОВ

доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Псковского филиала Академии ФСИН России, кандидат исторических наук, полковник внутренней службы

Псков

ROMAN I. IVANYAKOV

Associate Professor of the Department of Civil Law Disciplines of the Pskov Branch of the Academy of the FPS of Russia, Candidate of History, Colonel of Internal Service

Pskov

Самоуправление обучающихся в образовательных организациях ФСИН России (на примере Псковского филиала Академии

ФСИН России)

Self-management of students in educational institutions of the FPS of Russia (using as example the Pskov branch of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia)

Аннотация. В статье рассматривается создание и функционирование объединенных советов обучающихся в образовательных организациях на примере Псковского филиала Академии ФСИН России. Основное внимание уделено существующей федеральной нормативной правовой базе, регламентирующей деятельность советов обучающихся в образовательных организациях, а также имеющемуся опыту функционирования.

Ключевые слова: объединенный совет обучающихся, совет самоуправления, общественные объединения курсантов и студентов, воспитательный процесс.

Abstract. The article discusses the creation and functioning of joint councils of students of educational organizations using as an example the Pskov branch of the Academy of the FPS of Russia. The main attention is focused on the existing federal regulatory legal framework governing the activities of student councils in educational organizations, as well as the existing operation experience.

Key words: joint council of students, council of self-government, public associations of cadets and students, educational process.

Одним из основных направлений современной молодежной политики государства в сфере образования является организация общественной деятельности обучающихся.

Как показывает практика, среди наиболее эффективных способов подобной организации общественной деятельности обучающихся является курсантское и студенческое самоуправление,

то есть самостоятельная, инициативная и ответственная деятельность курсантов и студентов, направленная на успешное овладение будущей профессией, решение любых вопросов курсантской студенческой жизни, участие в общественной жизни образовательной организации [1].

В последнее десятилетие созданию и функционированию органов самоуправления (или, как их сейчас чаще называют, объединенных советов обучающихся) как эффективных способов вовлечения молодежи в общественную деятельность уделяется самое пристальное внимание. Наиболее ранним федеральным документом в этой области, который имеет прямое отношение к студенческому самоуправлению, является письмо Министерства образования Российской Федерации от 02.10.2002 «О развитии студенческого самоуправления в Российской Федерации» [2].

Это письмо было подготовлено и составлено в соответствии с резолюцией Всероссийского студенческого форума, состоявшегося в Москве в апреле 2001 года; в нем рекомендовалось организовать работу по реализации комплекса мер, направленных на развитие студенческого самоуправления в вузе (ссузе) на всех уровнях, а также содержались рекомендации по развитию студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации.

Эти рекомендации определяли:

- цели и принципы развития студенческого самоуправления;

- субъектов студенческого самоуправления;

- основные функции органов студенческого самоуправления;

- механизмы реализации и ожидаемые результаты.

В обсуждении этого документа приняли участие представители высших и средних профессиональных учебных заведений, органов по молодежной политике и управления образованием 74 субъектов Российской Федерации, студенческие общественные объединения и профсоюзные организации.

Следующим важным нормативным правовым актом в этой области стало постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2011 № 945 «О порядке совершенствования стипендиального обеспечения обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях профессионального образования» [3]. Оно закрепило положение о том, что решение о размере повышенной стипендии принимается ученым советом учреждения высшего профессионального образования с участием представителей органов студенческого самоуправления.

Важнейшим документом, который напрямую содержит указание о создании в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования структур студенческого самоуправления (клубов, советов и других) на интернациональной основе, а также условий для координации их деятельности является Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [4].

Самым значимым документом для сотрудников образовательных организаций, определившим основные направления образовательной деятельности, стал Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Россий-

ской Федерации» [5]. В соответствии с частью 6 статьи 26 упомянутого закона в целях учета мнения обучающихся по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся создается совет обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования -студенческие советы). Мнение совета обучающихся (либо студенческого совета) должно учитываться при выплате материальной поддержки обучающимся, при принятии решения по установлению требований к одежде, размеру платы за общежитие, применении мер дисциплинарного взыскания. Кроме того, они должны участвовать в работе комиссий по урегулированию споров между участниками образовательного процесса, а также при установлении размера дополнительной стипендии.

В 2013 году в Послании Федеральному собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации В. В. Путин, говоря о проблемных вопросах студенчества, подчеркнул: «Ни в коем случае нельзя создавать барьеры для образовательной мобильности наших граждан. Это касается и платы, кстати говоря, за студенческие общежития. Цены здесь не должны браться «с потолка», а должны прямо зависеть от условий проживания и объема предоставляемых услуг. Прошу Минобрнауки России и органы студенческого самоуправления жестко контролировать эту ситуацию» [6].

Спустя несколько месяцев в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.02.2014 № ВК-262/09 «О Методических рекомен-

дациях о создании и деятельности советов обучающихся в образовательных организациях» [7] дается определение понятию совета обучающихся образовательной организации или студенческого совета.

В соответствии с этим документом целями деятельности совета обучающихся являются: формирование гражданской культуры, активной гражданской позиции обучающихся, содействие развитию их самостоятельности, способности к самоорганизации и саморазвитию: формирование у обучающихся умений и навыков самоуправления, подготовка их к компетентному и ответственному участию в жизни общества. В методических рекомендациях закреплено наличие только одного совета обучающихся в образовательной организации [8].

В приказе Федерального агентства по делам молодежи от 13.05.2016 № 167 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, реализующих государственную молодежную политику» [9], рекомендуется развивать сеть коллегиальных совещательных молодежных структур при образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях, и на предприятиях субъекта Российской Федерации (советы молодых специалистов).

Вопросы студенческого самоуправления рассматриваются и в действующих стандартах высшего образования. В них, в частности закреплено положение об обязанности вуза способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая

развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

Деятельность студенческих и курсантских самоуправлений регулируется не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Российской Федерации. Так, в Законе города Москвы от 30.09.2009 № 39 «О молодежи» отдельная глава посвящена студенческому самоуправлению [10].

Эти вопросы также затронуты в законах Брянской области от 15.06.1999 № 37-З «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Брянской области» [11], Удмуртской Республики от 29.12.2005 № 79-РЗ «О государственной молодежной политике в Удмуртской Республике» [12] и ряде других.

В связи с этим последнее десятилетие во всех образовательных организациях создаются объединенные советы обучающихся: в некоторых случаях они создаются волевым решением руководства образовательной организации, в других - как инициатива студенчества.

Образовательные организации Федеральной службы исполнения наказаний не являются исключением. Еще в 2008 году подобная организация - совет самоуправления курсантов и студентов -появилась в Псковском филиале Академии ФСИН России.

К настоящему времени сформировалось 10 основных направлений, которые являются первичными организациями совета самоуправления: научное общество, интеллектуальный клуб, совет по патриотической и поисковой работе, совет по культурно-досуговой работе, совет учебных групп, спортивное об-

щество, юридическая клиника, пресс-центр, совет по международному и межвузовскому сотрудничеству, волонтерское движение [13].

Следует отметить, что органы самоуправления курсантов и студентов ведут большую общественную работу в городе Пскове и Псковской области, активно принимая участие во всех общегородских и региональных молодежных мероприятиях. Представители совета самоуправления являются членами Молодежной антинаркотической комиссии Псковской области, Молодежного парламента при Псковском областном Собрании депутатов, Студенческого Правительства города Пскова, Молодежной избирательной комиссии Псковской области, представляют образовательную организацию в других молодежных организациях и объединениях.

Одно из важнейших направлений деятельности совета самоуправления -профилактика наркомании и наркопотребления. С 2013 года в Псковской области при Антинаркотической комиссии создана Молодежная антинаркотическая комиссия Псковской области, председателем которой с момента создания и до настоящего времени является один из сотрудников нашей образовательной организации, а в состав комиссии входят четыре представителя совета самоуправления курсантов и студентов Псковского филиала Академии ФСИН России.

В 2013 году сотрудники и курсанты филиала выступили в качестве соучредителей регионального отделения Общероссийской общественной молодежной организации «Антинаркотическое волонтерское движение молодежи» в Псковской области. В состав движения также входят курсанты Псковского филиала Академии ФСИН России.

В июле 2014 года на Байкале состоялся очередной съезд Общероссийской общественной молодежной организации «Антинаркотическое волонтерское движение молодежи», в котором приняли участие представители совета самоуправления курсантов и студентов Псковского филиала Академии ФСИН России.

С октября 2013 года Псковский филиал Академии ФСИН России выступил одним из соучредителей и организаторов слета волонтерского антинаркотического движения Псковской области.

С 2014 года по настоящее время рабочая группа, в которую входят представители образовательной организации, ежегодно проводит мониторинг наркоситуации на территории Псковской области. В его рамках организована работа по проведению аналитических социологических исследований. Цель опроса -получение достоверных сведений об уровне и структуре наркопотребления на территории Псковской области, масштабах незаконного потребления наркотиков и отношении населения области к проблемам наркомании.

Кроме того, с 2014 года и по настоящее время курсантами Псковского филиала Академии ФСИН России осуществляется постоянный мониторинг сети Интернет в целях выявления рекламы немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ: осуществляется поиск сайтов, групп, блогов и форумов, содержащих рекламу, предложения или пропаганду употребления наркотиков.

Не менее важным направлением деятельности совета является патриотическое воспитание молодежи и школьников. С 2016 года представители совета самоуправления курсантов и студентов

принимают активное участие в реализации проекта «Архив: живая память истории». В частности, они организовали показ обучающимся школ города Пскова и Псковской области трех патриотических фильмов: «Битва за Севастополь», «Президент», «Крым. Путь на Родину».

В рамках заключенных соглашений со школами города Пскова представители совета самоуправления провели шесть уроков мужества и уроков-дискуссий с учащимися 5-9 классов на темы: «Кто такой патриот?», «День неизвестного солдата», «Псковичи в войне 1812 года», «Конституция Российской Федерации. Государственные символы» и другие.

Историко-патриотическая работа также включает в себя проведение научно-теоретических мероприятий различного уровня. В рамках этого направления деятельности в филиале проходят мероприятия, посвященные законодательству Российской Федерации, истории государства в различные периоды его развития, военно-патриотические чтения, посвященные подвигу бойцов 6-й роты 104-го парашютно-десантного полка 76-й (Псковской) дивизии ВДВ, межрегиональные юношеские и международные Александро-Невские чтения. Доброй традицией стало проведение мероприятий, посвященных важнейшим датам истории России либо выдающимся личностям.

С целью широкой пропаганды научно-исследовательской деятельности среди школьников 9-11 классов, формирования позитивного общественного мнения о деятельности Федеральной службы исполнения наказаний, пропаганды юридических знаний и повышения интереса к изучению Конституции Российской Федерации совет самоуправления проводит ежегодную конференцию

школьников по праву, в которой принимают участие представители школ города Пскова и Псковской области. Кроме того, регулярно проводятся турниры по интеллектуальным играм, приуроченные к значимым событиям или датам истории России.

Таким образом, создание и эффективное функционирование в филиале общественных формирований курсантов и студентов позволяет решать следующие вопросы: развитие у обучающихся самостоятельности, инициативы, организаторских и творческих способностей; привлечение курсантов и студентов к активному участию в решении задач, стоящих перед коллективом филиала в ходе учебно-воспитательного процесса и научно-исследовательской деятельности; совместная с учащимися организация культурного, нравственно-эстетического, военно-патриотического воспитания курсантов и студентов, их досуга; повышение культурно-нравственного и духовного уровня курсантов и студентов; активизация научно-исследовательской и интеллектуально-творческой деятельности курсантов и студентов; формирование и поддержка позитивного общественного мнения о деятельности образовательной организации и Федеральной службы исполнения наказаний, повышение авторитета и престижа службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации [14].

Организация общественной деятельности курсантов и студентов в подобном виде позволяет наиболее полным образом учесть творческий потенциал и возможности молодежи, обучающейся в Псковском филиале Академии ФСИН России.

Кураторский корпус и руководство филиала убеждены в том, что не быва-

ет неталантливых людей, а есть лишь не очень педагогически грамотные организаторы, которые не смогли помочь раскрыться талантам каждого из ребят. Именно поэтому структура общественных формирований курсантов и студентов нацелена на самореализацию и саморазвитие всех, кто обучается в филиале.

Самоуправление курсантов и студентов направлено на развитие самостоятельности, инициативы, организаторских и творческих способностей курсантов и студентов. Курсанты и студенты активно участвуют в организации культурных, нравственно-эстетических, военно-патриотических мероприятий, культурного досуга. Тем самым совет самоуправления повышает культурно-нравственный и духовный уровень курсантов и студентов.

Общественные формирования курсантов и студентов, объединенные в органы самоуправления, являются важным и эффективным средством защиты социальных прав и гарантий ребят. Самоуправление не только существует, но и эффективно функционирует и развивается и, что самое важное, приносит пользу курсантам, студентам, другим людям. Подтверждением тому - проекты, разработанные в рамках деятельности органов самоуправления.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что создание и функционирование органов самоуправления курсантов и студентов предусмотрено федеральным законодательством. Наличие подобного опыта в образовательных организациях ФСИН России свидетельствует о том, что молодежная политика в ведомственных образовательных организациях не отстает от общероссийских тенденций и успешно развивается. ф

1. Иваняков Р. И., Трубицына Н. С. Самоуправление курсантов и студентов как элемент системы формирования компетентности выпускника // Закон и право. 2015. № 12. С. 137.

2. О развитии студенческого самоуправления в Российской Федерации (вместе с «Информацией о развитии студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации», «Рекомендациями по развитию студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации») : письмо Министерства образования Рос. Федерации от 02.10.2002 № 15-52-468/15-01-21. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. О порядке совершенствования стипендиального обеспечения обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях профессионального образования (вместе с «Правилами совершенствования стипендиального обеспечения студентов федеральных государственных учреждений высшего профессионального образования»): пост. Правительства Рос. Федерации от 18.11.2011 № 945. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года : указ Президента Рос. Федерации от 19.12.2012 № 1666. Доступ из СПС «Гарант».

5. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 № 273-Ф3. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

6. Послание Президента Российской Федерации Владимира Путина Федеральному собранию от 12.12.2013. URL: http://www.kremlin.rU/acts/bank/38057/page/2 (дата обращения: 22.03.2020).

7. О Методических рекомендациях о создании и деятельности советов обучающихся в образовательных организациях : письмо Министерства образования и науки Рос. Федерации от 14.02.2014 № ВК-264/09. Доступ из ИПП ГАРАНТ.РУ URL: https://www.garant.ru/products/ipo /prime/doc/70495824 (дата обращения: 22.03.2020).

8. Иваняков Р. И., Трубицына Н. С. Указ.соч. С. 138.

9. Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, реализующих государственную молодежную политику: приказ Федерального агентства по делам молодежи от 13.05.2016 № 167. Доступ из СПС «Гарант».

10. О молодежи : закон г. Москвы от 30.09.2009 № 39. Доступ из СПС «Гарант».

11. Об основных направлениях государственной молодежной политики в Брянской области (с изменениями и дополнениями) : закон Брянской области от 15.06.1999 № 37-3. Доступ из СПС «Гарант».

12. О государственной молодежной политике в Удмуртской Республике : закон Удмуртской Республики от 29.12.2005 № 79-РЗ. Доступ из СПС «Гарант».

13. Иваняков Р.И., Трубицына Н. С. Указ.соч. С. 139.

14. Там же.

1. Ivanyakov, R. I., Trubitsina, N. S. (2015) The cadet and student government as system's element of graduate's competency training // Law and legislation. 12, 137.

2. On the development of student self-government in the Russian Federation (together with «Information on the development of student self-government in educational institutions of higher and secondary professional education of the Russian Federation», «Recommendations on the development of student self-government in educational institutions of higher and secondary professional education of the Russian Federation»): letter of the Ministry of Education of the Russian Federation of 02.10.2002 No. 15-52-468/15-01-21. // Access from Legal Reference System «Consultant Plus».

3. On the procedure for improving scholarship provision for students in federal state educational institutions of vocational education (together with the «Rules for improving scholarship provision for students of federal state institutions of higher vocational education»): Resolution of the Government of the Russian Federation of 18.11.2011 No. 945. Access from Legal Reference System «Consultant Plus».

4. On the Strategy of the state national policy of the Russian Federation for the period until 2025: Decree of the President of the Russian Federation of 19.12.2012 No. 1666. Access from Legal Reference System «Garant».

5. On education in the Russian Federation: Federal Law No. 273-FZ of 29.12.2012. Access from Legal Reference System «Consultant Plus».

6. Message of the President of the Russian Federation Vladimir Putin to the Federal Assembly of 12.12.2013. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/38057/page/2 [Accessed 22nd March 2020].

7. On Methodological Recommendations on the Creation and Activities of Student Councils in Educational Organizations: Letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. VK-264/09 of 14.02.2014. Access from Legal Reference System GARANT.RU. URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/70495824 [Accessed 22th March 2020].

8. Ivanyakov, R. I., Trubitsina, N. S. Collected works index, p. 138.

9. On approval of the Methodological recommendations for organizing the work of executive bodies of the constituent entities of the Russian Federation and local self-government that implement state youth policy: Order of the Federal Agency for Youth Affairs of 13.05.2016 No. 167. Access from Legal Reference System «Garant».

10. On Youth: Law of the city of Moscow of 30.09.2009, No. 39. Access from Legal Reference System «Garant».

11. On the main directions of state youth policy in the Bryansk Region (with changes and additions): the law of the Bryansk Region of 15.06.1999, No. 37-Z. Access from Legal Reference System «Garant».

12. On state youth policy in the Udmurt Republic:Law of the Udmurt Republic of 29.12.2005, No. 79-RZ. Access from Legal Reference System «Garant».

13. Ivanyakov, R. I., Trubitsina, N. S. Collected works index, p. 139.

14. In the same ref.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.