Научная статья на тему 'Антинаркотическое волонтерское движение'

Антинаркотическое волонтерское движение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
447
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профилактика наркомании / волонтеры / антинаркотическое волонтерское движение / социальные сети / интернет-пространство / drug addiction prevention / volunteers / anti-drug volunteer movement / social networks / Internet space

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитрий Евгеньевич Алексеев, Максим Николаевич Богданов, Роман Игоревич Иваняков

Статья посвящена описанию опыта работы волонтеров по противодействию распространения наркотиков (в том числе в сети Интернет), существующему на территории Псковской области. В работе предлагаются меры по расширению привлечения волонтеров к антинаркотической деятельности в социальных сетях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитрий Евгеньевич Алексеев, Максим Николаевич Богданов, Роман Игоревич Иваняков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anti-Drug Volunteer Movement

The article is devoted to the description of the experience of volunteers in countering the spread of drugs (including on the Internet), existing in the Pskov region. The paper proposes measures to increase the involvement of volunteers in anti-drug activities on social networks.

Текст научной работы на тему «Антинаркотическое волонтерское движение»

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

УДК 351.761.3 ББК 66.75

DOI 10.24411/2073-3305-2020-10127

Антинаркотическое волонтерское движение

Anti-Drug Volunteer Movement

Дмитрий Евгеньевич АЛЕКСЕЕВ,

Псковский филиал Академии ФСИН России

Максим Николаевич БОГДАНОВ,

кандидат юридических наук,

Псковский филиал Академии ФСИН России

Роман Игоревич ИВАНЯКОВ,

кандидат исторических наук,

Псковский филиал Академии ФСИН России

E-mail: skspui@gmail.com

Рецензент: А.В. Седунов, доктор исторических наук

Аннотация. Статья посвящена описанию опыта работы волонтеров по противодействию распространения наркотиков (в том числе в сети Интернет), существующему на территории Псковской области. В работе предлагаются меры по расширению привлечения волонтеров к антинаркотической деятельности в социальных сетях.

Ключевые слова: профилактика наркомании; волонтеры; антинаркотическое волонтерское движение; социальные сети; интернет-пространство.

Abstract. The article is devoted to the description of the experience of volunteers in countering the spread of drugs (including on the Internet), existing in the Pskov region. The paper proposes measures to increase the involvement of volunteers in anti-drug activities on social networks.

Keywords: drug addiction prevention; volunteers; anti-drug volunteer movement; social networks; Internet space.

Рассматривая проблему пропаганды наркомании и наркотиков в коммуникационной сети Интернет, необходимо прежде всего отметить, что такое сильнодействующее «оружие», как Интернет, можно использовать с пользой, учитывая потенциал молодежных добровольческих групп и объединений1.

В настоящее время в Российской Федерации действует свыше 5 тыс. волонтерских отрядов и организаций антинаркотической направленности. Практически в каждом регионе России существует до нескольких десятков волонтерских

групп и организаций, объединяющих весьма значительную часть молодежи.

Одна из задач антинаркотической деятельности — привлечение волонтерских движений и организаций к решению задач профилактической работы с людьми группы риска по пропаганде здорового образа жизни и предупреждению правонарушений, в том числе в сфере незаконного оборота наркотиков.

Поиск эффективных форм профилактической работы и накопленный опыт взаимодействия способствовали созданию пилотного проекта по волонтерскому студенческому наставничеству.

Основателями проекта стали Управление по контролю за оборотом наркотиков УМВД России по Псковской области, Псковский государственный университет, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав МО «Город Псков», МБОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» г. Пскова, Псковский филиал Академии ФСИН России.

Система наставничества рассматривается как взаимодействие между волонтером (это студенты 3-го, 4-го курсов Псковского государственного университета, курсанты и студенты Псковского филиала Академии ФСИН России) и подростком (подростки 12—16 лет, состоящие на учете комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав МО «Город Псков»). На каждого подростка предполагается по два наставника; таким образом, на десять подростков приходятся 20 волонтеров.

Основные этапы реализации пилотного проекта:

■ формирование целевых групп;

■ подготовка необходимой документации;

■ обучение студентов по программе социально-психологического тренинга «Я — наставник»;

■ осуществление наставничества;

■ заключительный этап (подведение итогов, заключительная конференция).

В настоящее время реализуется основной этап — осуществление наставничества. Он включает в себя психолого-педагогические семинары, консультации, коррекционные занятия, а также досуговую часть. На основании Соглашения между Управлением по контролю за оборотом наркотиков УМВД России по Псковской области, Псковским государственным университетом, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав МО «Город Псков», МБОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» г. Пскова, Псковским филиалом Академии ФСИН России наставники и сопровождаемые могут бесплатно посещать развлекательные учреждения, заниматься спортом, общаться со студентами.

Следует отметить, что даже после окончания мероприятий, предусмотренных проектом, курсанты и студенты продолжают общаться со своими подопечными, гуляют, ходят друг к другу в гости, посещают новогодние и рождественские елки, другие развлекательные мероприятия.

Результаты проекта:

■ для детей — получение помощи и поддержки наставников, освоение модели соци-

ально приемлемого поведения, изменение отношения к себе и окружающим;

■ для родителей — повышение психолого-педагогической компетенции, получение помощи и союзников в воспитании детей в лице наставников-волонтеров;

■ для наставников — формирование социально-психологической компетенции, приобретение опыта волонтерской деятельности, осуществление профессионального самоопределения;

■ для организации, участников Соглашения — увеличение объема и качества индивидуальной помощи подросткам, отработка механизма межведомственного взаимодействия.

В Псковском филиале Академии ФСИН России было создано несколько самостоятельных проектов, действие которых направлено в том числе на профилактику наркомании и наркопреступности.

Среди таких проектов необходимо отметить проект индивидуального наставничества над детьми, оставшимися без попечения родителей, «Старший брат. Старшая сестра», который успешно реализуется на протяжении последних нескольких лет.

Кроме того, разработаны следующие проекты: проект социальной реабилитации несовершеннолетних, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, «Вернуть будущее» и проект ресоциализации и социальной адаптации несовершеннолетних, оказавшихся в социально опасном положении, «Шаг на-встречу»2.

Что касается перспектив и задач молодежных добровольческих антинаркотических организаций, то представляется целесообразным акцентировать внимание на одной из возможных форм работы — проведении работы по профилактике наркомании в сети Интернет. Несколько ранее нами было проведено исследование с целью подсчета объема времени, затрачиваемого представителями молодежи на пребывание в Сети, в частности в социальных сетях3.

В ходе исследования было опрошено более сотни человек, являющихся участниками социальной сети «ВКонтакте»; 67% из них ответили, что появляются в этой социальной сети ежедневно. Около трети респондентов ответили, что в основном просматривают исключительно новостную ленту своей страницы и проверяют почту и, как правило, не ведут здесь поисковой работы, не принимают участия в существующих группах и сообществах. Около половины от об-

18

Образование. Наука. Научные кадры 2020 / № 3

щего количества респондентов проводят в социальной сети «ВКонтакте» в среднем от 2 до 7 часов в день. Эта категория участников обменивается сообщениями, просматривает ленту новостей, посещает существующие группы, ведет поисковую работу в Сети4.

При грамотной организации досуга такое большое число молодых людей — активных пользователей Интернета могли бы посвятить хотя бы часть своего времени пребывания в сети Интернет поиску и выявлению групп, тем, бло-гов или форумов, на которых размещается информация о сбыте, пропаганде употребления либо легализации наркотиков и иных наркосодержащих веществ, с последующей передачей полученной информации в органы полиции, занимающиеся вопросами контроля за оборотом наркотиков.

Кроме того, одним из вариантов приложения добровольческих усилий может стать создание в социальных сетях собственных групп, тем, форумов или блогов, где будут размещаться информация о проводимых волонтерами акциях, ме-

роприятиях, а также ролики и иная информация о вреде наркотиков5.

1 См.: Меняйло Д.В., Семенюк А.Ф. Использование информационных технологий при профилактике наркомании // Проблемы информационного обеспечения деятельности правоохранительных органов: сб. ст. 5-й Междунар. науч.-практ. конф. Белгород: БелЮИ МВД России, 2019. С. 153—156.

2 См.: Иваняков Р.И. Самоуправление обучающихся в образовательных организациях ФСИН России (на примере Псковского филиала Академии ФСИН России) // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2020. № 4 (215). С. 25—32.

3 См.: Иваняков Р.И., Трубицына Н.С. Привлечение волонтерских движений и организаций к решению задач антинаркотической профилактической работы // Закон и право. 2015. № 3. С. 138—140.

4 Там же.

5 См.: Иваняков Р.И., Пушилин Р.В. Организация самоуправления курсантов, студентов и слушателей в Федеральной службе исполнения наказаний: взгляд в будущее // Безопасность уголовно-исполнительной системы. 2008. № 3. С. 75—79.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Цветков В.Л. и др. Психология служебной деятельности.

Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология служебной деятельности». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2019. — 351 с.

ISBN 978-5-238-03162-0

Учебник разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения по специальности 3705.02 «Психология служебной деятельности». Рассмотрены основы психологической работы в органах внутренних дел. Основное внимание уделяется таким вопросам, как психологическая подготовка сотрудников ОВД, технологии психологической помощи и психологической реабилитации сотрудников ОВД, организация психологической работы в ОВД. Для курсантов, студентов вузов, психологов, а также всех интересующихся проблемами практической психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.