Научная статья на тему 'Программа подготовки студентов к волонтерской педагогической деятельности по духовно - нравственному воспитанию несовершеннолетних на досуговых площадках по месту жительства'

Программа подготовки студентов к волонтерской педагогической деятельности по духовно - нравственному воспитанию несовершеннолетних на досуговых площадках по месту жительства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЛОНТЕРОВ / ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ / "ШКОЛА ВОЛОНТЕРОВ" / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА / ЛЕТНЯЯ ДОСУГОВАЯ ПЛОЩАДКА ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ляшенко М. И., Лебедева Г. А.

В статье авторы решают проблему подготовки студентов к осуществлению педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей и подростков на досуговых площадках по месту жительства. Представленная программа «Школа волонтера» включает содержательный, технологический, результативный и оценочный блоки. Эффективность программы подтверждена опытом ее реализации и практической педагогической деятельности волонтеров в летний период на территории Верхнекамского региона Пермского края летом 2016, 2017 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROGRAM PREPARE STUDENTS FOR VOLUNTARY TEACHING ACTIVITIES FOR SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF MINORS TO LEISURE AREAS BY PLACE OF RESIDENCE

In the article the authors solve the problem of preparing students for the implementation of pedagogical activity for the spiritual and moral education of children and adolescents on leisure areas at the place of residence. The presented program "Volunteer School" includes a meaningful, technological, effective and evaluation unit. The effectiveness of the program is confirmed by the experience of its implementation and the practical pedagogical activity of volunteers in the summer in the Verkhnekamsk region of Perm Krai in the summer of 2016, 2017.

Текст научной работы на тему «Программа подготовки студентов к волонтерской педагогической деятельности по духовно - нравственному воспитанию несовершеннолетних на досуговых площадках по месту жительства»

левши была экспериментальная подтверждена на подготовительном, на предсоревновательном и на соревновательном этапах подготовки боксеров левшей. Эффективность данного метода обоснована и доказано по итогом соревновательной деятельности за 2015-2016 года и в научно-образовательном центре олимпийских и национальных видов спорта высчитав динамику силы и скорости ударов боксеров.

В конце ноября проводилось соревнования чемпионат СВФУ. Там участвовали спортсмены из экспериментальной и контрольной группы. Было видно, что техника левшей ЭГ более эффективна в соревновательной деятельности.

Анализ соревновательной деятельности позволяет выявить лучшие стороны и недостатки боксеров, а также в целом дает в дальнейшем целенаправленной коррекции плана подготовки к следующим соревнованиям любого ранга.

По результатам анализа количества технико-тактических действий контрольной и экспериментальной групп, обнаружена существенная разница. В ходе педагогического эксперимента было уста-

новлено, что одну из задач, которую мы перед собой поставили - развитие скорости удара, с помощью специальных средств и методов подготовки боксеров левшей, является достаточно эффективной: атакующие действия преобладают над защитными действиями. Атакующие действия экспериментальной групп преобладают над атакующими действиями контрольной групп.

По окончании сравнительного анализа, полученные данные, свидетельствуют о том, что проведенное позволило создать педагогические основы спортивной подготовки боксеров различной квалификации с учетом технико-тактических особенностей боксеров

Литература

1. «Бокс: Обучение и тренировка»( учебное пособие)./ [сост. Осколков В.А.]. Волгоград, 2003.1.9. 23с.

2. Гайдамак И.И., Остьянов В.Н. Бокс. Обучение и тренировка. /Гайдамак И.И., Остьянов В.Н. -Киев: Олимпийская литература, 2001/

3.http://lektsii.org/3-124649.html

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ВОЛОНТЕРСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО -НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА ДОСУГОВЫХ ПЛОЩАДКАХ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА

Ляшенко М.И.

ассистент кафедры педагогики и психологии Пермский государственный национальный исследовательский университет, Соликамский государственный педагогический институт (филиал), г. Соликамск. Россия

Лебедева Г.А.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальных и гуманитарных дисциплин, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Соликамский государственный педагогический институт (филиал), г. Соликамск. Россия

THE PROGRAM PREPARE STUDENTS FOR VOLUNTARY TEACHING ACTIVITIES FOR SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF MINORS TO LEISURE AREAS BY PLACE OF

RESIDENCE

Lyashenko M.I.

teaching assistant of the department ofpedagogy and psychology. Perm State National Research University, Solikamsk State Pedagogical Institute (branch), Solikamsk. Russia

Lebedeva G.A.

Cand. Of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Headed of Department of Social and Humanitarian disciplines, Perm State National Research University, Solikamsk State Pedagogical Institute (branch),

Solikamsk. Russia

АННОТАЦИЯ

В статье авторы решают проблему подготовки студентов к осуществлению педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей и подростков на досуговых площадках по месту жительства. Представленная программа «Школа волонтера» включает содержательный, технологический, результативный и оценочный блоки. Эффективность программы подтверждена опытом ее реализации и практической педагогической деятельности волонтеров в летний период на территории Верхнекамского региона Пермского края летом 2016, 2017 гг.

ABSTRACT

In the article the authors solve the problem of preparing students for the implementation of pedagogical activity for the spiritual and moral education of children and adolescents on leisure areas at the place of residence. The presented program "Volunteer School" includes a meaningful, technological, effective and evaluation unit. The effectiveness of the program is confirmed by the experience of its implementation and the practical pedagogical activity of volunteers in the summer in the Verkhnekamsk region of Perm Krai in the summer of 2016, 2017.

Ключевые слова: педагогическая деятельность волонтеров, программа обучения, «Школа волонтеров», духовно-нравственное воспитание несовершеннолетних по месту жительства, летняя досуговая площадка по месту жительства.

Keywords: pedagogical activity of volunteers, training program, "School of Volunteers", spiritual and moral upbringing of minors in the place of residence, summer recreational area at the place of residence.

Постановка проблемы. Духовно-нравственное воспитание граждан РФ - это приоритетная национальная стратегия самосохранения российского общества и государства. Воспитательная работа духовно-нравственной направленности по месту жительства в летнее время может стать объектом деятельности волонтеров-будущих педагогов. Исследование, проведенное М.И. Ляшенко среди студентов вузов Приволжского и Северо-Западного федеральных округов, показало, что более 50% опрошенных высказывают стремление к добровольческому труду с несовершеннолетними[1]. Однако большинство из них не имеет представления, какие формы, методы, приемы духовно-нравственного воспитания можно использовать летом, когда дети нацелены на отдых и развлечение. Для подготовки студентов педагогического вуза к волонтерской педагогической деятельности необходимо специальное обучение, учитывающее специфику добровольческой деятельности, как таковой, особенности содержательных аспектов духовно-нравственного воспитания, целесообразный выбор приемов и средств взаимодействия волонтеров и подопечных в организации воспитательной работы по месту жительства. Летняя досуговая площадка -это форма педагогической деятельности волонтеров на территории проживания воспитанников, временное неформальное разновозрастное объединение детей, где они овладевают конструктивными способами ценностного поведения, отношения в духовно-ориентированной, культурно-творческой, общественно полезной, историко-краеведческой деятельности.

Анализ актуальных исследований. Различные аспекты подготовки студенческой молодежи к волонтерской деятельности рассматриваются в работах педагогов-исследователей Е.В. Болотовой, О.Р. Даниловой, С.Г. Екимовой, В.Р. Каримова, Л.Ф. Козадоевой, Н.В. Маковей, В.В. Митрофа-ненко, И.С. Степановой.

Авторы отмечают важность включения волонтерской деятельности в процесс подготовки специалистов, будущих психологов, педагогов и социальных работников. К числу педагогических условий, обеспечивающих эффективную подготовку студентов к добровольчеству, исследователи относят: подготовленность педагогического состава образовательного учреждения; наличие специальной технологии подготовки студентов к добровольческой деятельности; ориентированность на конкрет-

ные категории благополучателей; содействие саморазвитию и самореализации студентов в добровольчестве, формирование у них позитивной Я-концеп-ции. Исследователи ориентируют подготовку волонтеров на большой выбор видов добровольческой деятельности и учет полученного опыта как практики.

В. Р. Каримов, изучая добровольческую деятельность студентов педагогического вуза, вводит понятие волонтерской компетенции и определяет ее как интегративную готовность к организации и оказанию безвозмездной высококвалифицированной педагогической, социальной и иной помощи другим людям[2]. Волонтерская компетенция-понятие широкое, оно не определяет направленность и специфику добровольческой деятельности.

Духовно-нравственное воспитание предполагает введение ребенка в мир ценностей и духовной культуры, определяет выбор детьми правил поведения и способов реализации деятельности. Подобная работа требует не только волонтерской компетенции, но и специальной подготовки студентов к реализации процесса духовно-нравственного воспитания в специфических условиях летней досуговой площадки с детским коллективом разновозрастного и разногруппового состава по месту жительства.

Цель статьи - раскрыть содержание авторской программы подготовки студентов-волонтеров к осуществлению педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей и подростков на досуговых площадках по месту жительства.

Изложение основного материала. Авторами статьи была разработана программа «Школа волонтера», которая рассчитана на 144 часа аудиторной и самостоятельной работы.

Цель программы - освоение студентами-волонтерами технологий превентивного воздействия, эффективных форм, методов и приемов организации духовно-ориентированной, общественно-полезной, историко-культурной досуговой деятельности несовершеннолетних по месту жительства. Далее рассмотрим основные блоки программы: содержательный, результативный, технологический и оценочный.

Содержательный блок удобнее охарактеризовать по крупным темам с представлением их аннотированного содержания.

Тема 1. Основы волонтерской деятельности. Определение понятия волонтерство», «добровольчество». Цель, задачи, принципы добровольчества.

Сферы волонтерской деятельности. Профессионально-личностные качества волонтера. Мотивы добровольческой деятельности. Книжка волонтера. Законодательные основы регулирования волонтерской деятельности на международном и государственном уровне.

Тема 2. Уличная работа с несовершеннолетними. Понятие уличной работы: цель, задачи, принципы. Отечественная и зарубежная практика уличной работы с несовершеннолетними. Нормативно -правовые основы в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Возрастные психологические особенности несовершеннолетних. Девиации детского и подросткового возраста. Факторы риска аддитивного поведения несовершеннолетних. Формы отклоняющегося поведения. Методы диагностики отклоняющегося поведения у детей и подростков на досуговой площадке. Как установить контакт и наладить диалог с детьми и подростками «группы риска»? Методы превентивного воздействия. «Портрет» родителей (законных представителей) детей и подростков «группы риска». Кодекс общения с родителями (законными представителями) детей и подростков до-суговой площадки. Понятие «досуговая площадка по месту жительства». Особенности, стадии развития, конфликты детского разновозрастного коллектива. Технология разрешения конфликтных ситуаций в детском разновозрастном коллективе.

Тема 3. Безопасность жизнедеятельности детей и подростков досуговой площадки. Общие меры безопасности. Правила противопожарной безопасности. Безопасность во время спортивных игр, историко-краеведческих квестов. Безопасность во время поездок. Оказание первой доврачебной помощи (ушибы, ссадины, раны, оказание первой помощи при отравлении алкоголем, передозировке наркотиков).

Тема 4. Технология и организация духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних на досуговой площадке. Духовно-нравственное воспитание как педагогический процесс. Специфика формирования ценностного отношения к людям, миру, к самому себе. Интеграция образовательных ценностей и ценностей религиозной культуры в работе с детьми и подростками по месту жительства. Режим работы на досуговой площадке. Циклограмма деятельности волонтера. Работа с документами. Методика организационного периода досуго-вой площадки. Технология проблемно-диалогового общения в цикле бесед «100 вопросов взрослому». Методические рекомендации по разработке тематических встреч представителей религиозных организаций и деятелей культуры с несовершеннолетними учетных категорий. Этикет в общении со священнослужителем, гостем «студии». Методика организации игровой деятельности разновозрастного детского коллектива. Виды игр. Ролевые игры. Методика составления программ социально-психологических тренингов для разновозрастной группы детей. Этапы организации тренинга на досуговой площадке: подготовка помещения, материалов, оборудования; вовлечение детей и подростков в

25_

тренинговое пространство, тренинг, подведение итогов. Оценка эффективности тренинга. Праздничная культура: светские и религиозные праздники. Фестивали творчества, дворовые праздники как форма организации совместного досуга детей и взрослых. Методика организации трудовых и благотворительных акций. Организационный этап: взаимодействие с социальными партнерами, определение объекта трудовой акции, подготовка инвентаря; создание легенды (задача акции) для детей и подростков досуговой площадки. Инструктаж: определение фронта работ, техника безопасности. Основной - выполнение задания трудовой акции. Заключительный этап: подведение итогов, рефлексия. Методика организации благотворительной и экологической акций. Методика организации. Практикум по изготовлению поделок.

Тема 5. Изучение историко-культурного наследия территории как фактор духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних. Обзор информации об историко-культурном наследии территории. Методика разработки историко - краеведческой квест - игры «Искатели». Подготовка детей и подростков к историко-краеведческой игре «Искатели»: формирование команд, информирование, введение в игру, знакомство с легендой и маршрутом, выполнение заданий, оценка результатов команд, подведение итогов. Экскурсионная программа досуговой площадки. Методические рекомендации по организации экскурсии в храм (церковь). Проведение инструктажа для детей и подростков: «Правила поведения в церкви». Технология создания экскурсионного маршрута «7 чудес». Методика вовлечения детей и подростков в экскурсионное пространство. Подготовка детей к презентации экскурсионного маршрута. Исследовательская деятельность детей и подростков на досуго-вой площадке. Цель, задачи, тематика, алгоритм исследования, результат. Методика вовлечения детей и подростков в исследовательскую деятельность. Как вести дневник исследователя? Методические рекомендации по обучению детей работе с информантами. Подготовка детей досуговой площадки к презентации результатов исследования.

Тема 6. Диагностика изменений в поведении и деятельности несовершеннолетних на досуговых площадках. Способы получения обратной связи с детьми и подростками (текущая диагностика). Методика организации входной и итоговой диагностики в разновозрастном детском коллективе. Способы фиксации результатов диагностической деятельности в дневнике волонтера.

В Технологическом блоке представлен примерный алгоритм организации обучающих мероприятий:

1)актуализация знаний, умений, навыков, личного опыта волонтеров;

2)предъявление новой информации в виде опорного конспекта (схемы);

3)выполнение практических заданий по алгоритму для отработки умений (аналитических, проектных, организационных);

4)самостоятельное конструирование педагогических проектов (сценариев, методических разработок мероприятий);

5)публичная защита проекта или реализация его в группе;

6)контрольное мероприятие.

В период обучения на каждом занятии необходимо осуществлять текущую диагностику, итоговый контроль каждого мероприятия. Это, во-первых, способствует осознанию студентами необходимости постоянной обратной связи в процессе волонтерской деятельности, во-вторых, конкретизирует представления обучающихся о средствах и процедурах различных видов педагогической диагностики, в - третьих, дает информацию о продвижении студентов в формировании общей и педагогической компетенций, изменении мотивов. В организации занятий должны принимать участие социальные партнеры: представители добровольческих центров, НКО, преподаватели-специалисты вуза (педагоги-технологи, психологи), представители от религиозной организации, инспекторы отдела по делам несовершеннолетних, начальник и специалисты отдела воспитания и дополнительного образования управления образованием территории.

Результативный блок представлен в категориях знать, уметь, владеть. По итогам обучения в «Школе волонтера» студенты должны

знать:

- специфику волонтерской деятельности;

- содержание нормативно-правовых актов, регулирующих добровольческую деятельности на международном и государственном уровне;

- особенности уличной работы с несовершеннолетними;

- содержание нормативно-правовых актов, регулирующих работу с несовершеннолетними;

- требования к организации деятельности детей и подростков по месту жительства;

- возрастные психологические особенности несовершеннолетних;

- виды детской и подростковой девиации;

- особенности и стадии развития разновозрастного детского коллектива;

- правила техники безопасности и здоровьесбе-режения в условиях летней досуговой площадки;

- иметь представление о структуре общезначимых ценностей, о ценностях традиционной религиозной культуры;

- историческое наследие и культурные традиции территории, историю и традиции светских и религиозных летних праздников;

уметь:

- анализировать мотивы собственного участия в волонтерской деятельности;

- выстраивать взаимодействие с социальными партнерами;

- выстраивать взаимодействие с родителями воспитанников;

-правильно оформлять документы, сопровождающие деятельность на досуговых площадках

- устанавливать причины «плохого» поведения детей;

- выбирать способы и формы конструктивного взаимодействия в ситуации «здесь» и «теперь»;

- выявлять интересы, потребности детей и подростков;

- диагностировать поведенческие проявления;

- осуществлять сбор необходимой информации;

- оказывать первую доврачебную медицинскую помощь;

- разрабатывать сценарии проблемных бесед, ролевых игр, тренинговых занятий, историко-крае-ведческих игр, светских и религиозных праздников, фестивалей творчества;

- организовывать работу мастерских декоративно-прикладного творчества;

владеть:

- способами самопрезентации личностных и профессиональных качеств, умений, способностей к осуществлению добровольческой педагогической деятельности;

- диагностическими процедурами;

- приемами формирования самоуважения воспитанников;

- способами разрешения конфликтных ситуаций в системах воспитатель-воспитанник, воспитанник-воспитанник, воспитанник-коллектив.

- методикой организации исследовательской деятельности воспитанников;

- технологиями организации проблемных бесед, ролевых игр, тренингов, историко-краеведче-ских квестов, благотворительных, трудовых и экологических акций;

- навыками организации духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних на досуго-вых площадках по месту жительства.

Оценочный блок. Программа подготовки студентов-волонтеров имеет ярко-выраженный прак-тико-ориентированный характер. По итогам обучения студенты-волонтеры должны: пройти входное и итоговое тестирование, решить серию модельных педагогические задач в работе с подопечными, представить циклограмму деятельности волонтера на досуговой площадке и комплект диагностических материалов, разработать и защитить ряд проектных продуктов (сценарий праздника из цикла церковного годового круга, сценарий беседы «100 вопросов взрослому», игровую методическую копилку, комплекс тренинговых упражнений, сценарий историко-краеведческого квеста, легенды для трудовых и благотворительных акций)

За период подготовки студент-волонтер имеет возможность набрать максимальное количество баллов за каждый проектный продукт - до 7 баллов, за тестирование - 15 баллов, за решение педагогических ситуаций - 15 баллов. Распределение баллов по уровням подготовки осуществляется следующим образом: минимальный уровень - 51 - 69; средний уровень -70 - 84; продвинутый - 85 - 100 баллов.

Студенты, которые покажут минимальные результаты, не допускаются к осуществлению деятельности в составе волонтерской группы на досу-говых площадках по месту жительства. В оценке

результатов мы опираемся на исследование В.П. Беспалько[3, с. 180], который доказал, что достижение целей процесса обучения возможно с показателем освоения К> 0,7, в нашем случае это 70 баллов, что составляет 70 %. Этот показатель свидетельствует о достаточном уровне освоения учебного материала для осуществления практической педагогической деятельности. Однако организаторам обучения необходимо отслеживать не только уровень педагогической компетенции волонтеров, но и мотивацию к осуществлению добровольческой деятельности. С этой целью была в начале и конце обучения волонтеров предлагается использовать методика А.А. Крыловой [4,с. 223-224] «Профессиональная мотивация».

Программа «Школа волонтера» была реализована на базе Соликамского государственного педагогического института (филиала) ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» в период подготовки студентов к летнему трудовому сезону. Анализ результатов обучения студентов и их практической деятельности на досуговых площадках в течение летнего периода 2016 и 2017 гг. показал, что разработанная программа обеспечивает достаточный уровень готовности волонтеров к педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию несовершеннолетних на досуговых площадках. Опыт организации подготовки волонтеров позволяет сделать заключение, что для осуществления

духовно-нравственного воспитания детей и подростков по месту жительства добровольцу необходимо иметь устойчивую альтруистическую, духовную и личностную мотивацию к данной работе, освоить педагогические компетенции, связанные с организацией духовно-ориентированной деятельности в разновозрастном и разносоставном коллективе, принимать требования к качеству и условиям труда на досуговых площадках.

Литература

1. Ляшенко, М. И. Готовность студенческой молодежи к волонтерской работе с детьми «группы риска» / М. И. Ляшенко, Г. А. Лебедева // Успехи современной науки и образования. 2016. № 11, - С. 173 - 177

2. Каримов, В.Р. Развитие волонтерской компетенции студентов педагогических вузов / Е.Ю. Никитина, В.Р. Каримов. - М.: АПК и ПРО, 2011. - 194 с.

3. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

4. Харченко, Л.Н., Панова, И. Е. Обоснование инновационного подхода к оценке эффективности образовательного процесса / Л.Н. Харченко, И.Е. Панова// Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. №1. 2011. -177-181.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.