Научная статья на тему 'Развитие студенческого самоуправления в образовательных организациях высшего образования России'

Развитие студенческого самоуправления в образовательных организациях высшего образования России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архивариус
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / STUDENT GOVERNMENT / ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ / HISTORY OF CREATION / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА / LEGISLATIVE FRAMEWORK / ОБЪЕДИНЕННЫЙ СОВЕТ ОБУЧАЮЩИХСЯ / THE JOINT COUNCIL OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поздышева Ольга Николаевна

Основной целью студенческого самоуправления является формирование у обучающихся активной жизненной позиции. Студенческое самоуправление рассматривается как механизм формирования единого воспитательного процесса в образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE STUDENT GOVERNMENT IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION RUSSIA

The Main purpose of student government is the formation of students ' active life position. Student government is seen as a mechanism for the formation of a uniform vos-nutritious process in educational organization.

Текст научной работы на тему «Развитие студенческого самоуправления в образовательных организациях высшего образования России»

нию своих структур. Таким образом, капитал находит в символе действенное средство его аккумуляции, сохранения и трансляции. Он обладает хорошей способностью к обращению, конвертируемости. Символический капитал достаточно легко извлекаем из структур поглощающего его сознания. При этом благодаря символу заложенные в сознание реципиента смыслы претерпевают наименьшие изменения, поскольку символ является надежным средством их хранения. За счет всех этих свойств символический капитал является тотальным по своему влиянию на социальные отношения посредством овладения сознанием реципиентов. Вследствие этого конвертация финансового капитала в символический может приносить большую выгоду. Исходя из этого, можно полагать, что символ обладает очень важным для социума свойством за счет возможности служить фреймом смыслов и понятий, весьма способным сохранять и воспроизводить их. Умение оперировать символическими формами в их различных проявлениях может являться залогом успешного конвертирования капитала.

Таким образом, символы заключают в себе, аккумулируют и транслируют те политические смыслы, которые легитимируют идеологию, политические установки, политические доктрины. Умение результативно использовать в политических целях символические формы может приносить прагматический эффект в построении политических коммуникаций.

Литература.

1. Хакен Г. Синергетика. М.: Мир, 1980, с. 16.

2. Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект Пресс, 1996, с. 28.

3. Бурдье, П. Практический смысл. СПб., 2001, с. 230.

4. Бурдье П. Дух государства, генезис и структура бюрократического по-ля//Социология социального пространства.-М., Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007.-288 с.

РАЗВИТИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Поздышева Ольга Николаевна

Кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры АДиГСС ФГБОУ ВО «Самарский государственный архитектурно-строительный университет»

443001, Россия, г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 194

Аннотация: Основной целью студенческого самоуправления является формирование у обучающихся активной жизненной позиции. Студенческое самоуправление рассматривается как механизм формирования единого воспитательного процесса в образовательной организации.

Ключевые слова: студенческое самоуправление; история создания; законодательная база; объединенный совет обучающихся.

Abstract: the Main purpose of student government is the formation of students ' active life position. Student government is seen as a mechanism for the formation of a uniform vos-nutritious process in educational organization.

Keywords: student government; the history of creation; the legislative framework; the joint council of students.

Современное высшее образование наряду с профессиональной подготовкой специалиста должно готовить руководителей различных уровней. В студенческие годы молодые люди наиболее активно приобщаются к ценностям культуры, приобретают навыки общественной деятельности, интенсивно расширяют круг общения. Этому способствует особый уклад жизни образовательной организации высшего образования, где существенной чертой является поощрение творчества, инициативы и

55

самодеятельности в поиске оптимальных форм и методов самостоятельного добывания знаний. Однако необходимо отметить, что школа и вуз не дают достаточной подготовки в области усвоения практических навыков организационного, управленческого поведения.

Студенческое самоуправление - это форма реализации творческой активности и самодеятельности в учебно-познавательном, научнопрофессиональном и культурном отношениях.

Впервые различные «прообразы» студенческого самоуправления в РОссииив России стали появляться в Московском и Санкт-Петербургском университетах. Немного позднее ССУ получило развитие в Дерптском и Казанском университетах. Главным образцом ССУ для активного студенчества того времени были университеты Германии, где объединения студентов для решения различных вопросов жизни стали уже привычным делом

Главным образцом ССУ для активного студенчества того времени были университеты Германии, где объединения студентов для решения различных вопросов жизни стали уже привычным делом.

12 ноября 1757 г. по инициативе студенчества в МГУ впервые было создано литературно-научное общество. Здесь собирались студенты, желавшие усовершенствовать свои знания в риторике и стихосложении. Данное общество активно сотрудничало с профессорами, получало от них консультации по интересующим их вопросам. Однако после нескольких заседаний общество прекратило деятельность.

Затем формы ССУ претерпевали значительные модификации: общества, корпорации, конвенты, позже появляется институт старост, студенческая милиция, студенческий суд чести, студенческие «сходки». История развития ССУ имеет множество проблем, так как только в малой части университетов оно поддерживалось и признавалось администрацией.

С приходом советской власти в высших учебных заведениях стали создаваться так называемые «вузкомы» - вузовские комитеты ВЛКСМ, действовавшие на основе выборности. Принцип выборности действовал только в отношении тех студентов, которые вступали в комсомол, а не всего студенчества ВУЗа.

После Октябрьского переворота старая система студенческого самоуправления разрушается, как чуждая новому строю, новая проходит довольно длительный период становления. Вновь, как и прежде, зачинателем возрождения студенческого самоуправления становится МГУ: с середины 30-х возродились древние традиции научно-просветительских обществ. Так в 1934 году прошла первая конференция молодых ученых университета, а с 1939 года началось издание сборников научных студенческих работ. Начиная с 1940-х годов, налаживается деятельность научных кружков, иных организаций, продвигающих студенческую науку.

Огромное значение придавалось социализации молодежи и ее трудовому воспитанию. Летом 1959 года началась работа первого студенческого строительного отряда МГУ им. М.В. Ломоносова. В 1964 году был образован Студенческий совет МГУ, координировавший работу по интернациональному воспитанию молодежи университета, был выборным и выполнял задачи студенческого самоуправления. Был создан Совет молодых ученых МГУ 1969 год — год создания Объединенного студенческого комитета МГУ для координации работы студкомов факультетов и образования Молодежного совета МГУ по охране природы. В 1976 году начал работу студенческий педагогический отряд.

Отдельную роль в развитии ССУ сыграл постсоветский период. Разрушенную систему ВЛКСМ надо было чем-то заменить. С учетом жесткой критики всего «советского» взоры руководителей вчерашних ВЛКСМ обратились к дореволюционному периоду развития студенческого самоуправления. Вопросы поиска наиболее эффективных моделей самоуправления с учетом модернизации российского 56

высшего профессионального образования, предоставления и законодательного закрепления долгожданной автономии вузам вновь стали предметом пристального внимания со стороны студенчества

Резкие политические и экономические события второй половины 1980—1990-х годов сильно изменили облик страны. Вузовский комсомол - единственная на то время молодежная организация, которая развивала общественную активность студентов, научно-техническое творчество, занималась нравственным и эстетическим воспитанием, развитием художественной самодеятельности - повсеместно прекратил свое существование.

В большинстве вузов был взят курс на поднятие роли студенческих профсоюзов, как возможной, на то время, формы объединения студентов. Основной деятельностью студенческих профсоюзов были, а во многом и остаются, социальные функции, которыми их наделило государство: распределение путевок, проездных билетов, социальных стипендий и оказание материальной помощи из средств федерального бюджета. Поддержка инициатив студентов - не свойственная профсоюзам деятельность, но она начала активно вестись и постепенно влилась в основную деятельность.

Россия в сентябре 2003 г. на берлинской встрече министров образования европейских стран присоединилась к Болонскому процессу. Одним из принципов Болонского процесса является активное участие студентов в качестве партнеров в управлении качеством образования. В частности, в документах Болонского процесса отмечено, что «студенты должны участвовать и влиять на организацию и содержание образования в университетах и других учебных заведениях».

Все мероприятия в рамках Болонского процесса направлены на создание оптимальных условий для профессиональной подготовки студентов. Студенты должны понимать задачи и цели Болонского процесса, их голос должен быть слышен при принятии тех или иных решений. Инструменты, позволяющие учитывать точку зрения студентов при решении тех или иных проблем высшего образования, многообразны. Это и представительство студентов в ученых советах вузов, и систематическое анкетирование студентов с целью выяснения их

удовлетворенности/неудовлетворенности преподаванием, а также их рекомендаций и пожеланий, содействие администрации вузов в организации и функционировании органов студенческого самоуправления.

Право студентов на участие в управлении образовательнойорганизации прописано в ряде законов, в частности: «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ; «О профессиональных союзах», «О государственной поддержке детских и молодежных объединений», федеральных подзаконных актов, законов субъектов РФ, уставов образовательных организаций, договоровмежду органами студенческого самоуправления и администрацией образовательных организаций.

Однако ни в каких законах и прочих документах, регламентирующих процесс образования в вузах России, не указано, какие именно должны создаваться органы самоуправления студентов. В зависимости от конкретного учебного заведения и его направлений деятельности, а также по самостоятельной инициативе студентов могут создаваться совершенно разные органы самоуправления и его подразделения, затрагивающие различные сферы и проблемы студенческой жизни.

Сегодня студенческое самоуправление в каждой конкретнойобразовательной организации имеет соответствующую форму, свои направления деятельности.

Система студенческого самоуправления Самарского государственного архитектурно-строительного университета имеет свою специфику, особенности и традиции.

Модель студенческого самоуправления формировалась в течение последних лет с учетом требований современного общества. В 2013 году был создан объединенный

57

совет обучающихся, в состав которого вошли все формы студенческого самоуправления, действующие в СГАСУ.

Объединенный совет обучающихся (далее - Совет) создается в рамках органов самоуправления и действует в интересахобучающихся на основе Положения об Объединенном совете обучающихся СГАСУ.

Целями деятельности Совета является формирование гражданской культуры, активной гражданской позиции обучающихся, содействие развитию их социальной зрелости, самостоятельности, способности к самоорганизации и саморазвитию; обеспечение реализации прав на участие обучающихся в управлении образовательной организацией, оценке качества образовательного процесса; формирование у обучающихся умений и навыков самоуправления, подготовка их к компетентному и ответственному участию в жизни общества.

Основными задачами деятельности Совета являются:

- привлечение обучающихся к решению всех вопросов, связанных с подготовкой высококвалифицированных специалистов;

- разработка предложений по повышению качества образовательного процесса с учетом научных и профессиональных интересов обучающихся;

- содействие в решении образовательных, социально-бытовых и прочих вопросов;

- сохранение и развитие демократических традиций студенчества;

- содействие органам управления, студенческого самоуправления, студенческим объединениям в решении образовательных и научных задач, в организации досуга и быта обучающихся, в пропаганде здорового образа жизни;

- проведение работы, направленной на повышение сознательности студентов и аспирантов и их требовательности к уровню своих знаний, воспитание бережного отношения к имущественному комплексу, патриотическое отношение к духу и традициям образовательной организации;

- укрепление связей между образовательными организациями, межрегиональных и международных связей;

- содействие реализации общественно значимых молодежных инициатив.

Каждый студент имеет право на участие в работе Студенческого совета

самоуправления.

Таким образом, студенческое самоуправление является одним из важнейших механизмов формирования единого воспитательного пространства вуза. И государство в последнее время отводит все большее место данному институту упраления образовательными организациями. .

Список литературы:

1. Шафеева Н.Д. «Студенческое самоуправление в воспитательном пространстве вуза». Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 4.

2. Поздышева О.Н. «Роль студенческого самоуправления в формировании лидерских качеств молодого специалиста». Актуальные проблемы в строительстве и архитектуре. Образование. Наука. Практика: материалы 65-й Всероссийской научно-технической конференции по итогам НИР СГАСУ. Самара, 2009.

3. Трошина З.Р. «Законодательство Российской Федерации в области правового регулирования студенческого самоуправления». Традиции и инновации в строительстве и архитектуре Материалы 70-й юбилейной Всероссийской научно-технической конференциипо итогам НИР 2012 года. Самарский государственный архитектурно-строительный университет. 2013.

4. Поздышева О.Н. «Значение и роль органов студенческого самоуправления в социализации и гражданско-патриотическом воспитании молодежи». Традиции и инновации в строительстве и архитектуре: материалы 71 -й Всероссийской научно-технической конференции по итогам НИР СГАСУ. Самара, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.