Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. ЧАСТЬ 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ'

СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. ЧАСТЬ 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ПРОГРАММА / ПРОЦЕСС / СТРУКТУРА / СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калиниченко Игорь Александрович, Зиборов Олег Валентинович, Гасанов Карим Кадырович, Мелехова Ангелина Юрьевна, Костина Любовь Николаевна

Рассматривается содержание воспитательного процесса в ходе реализации образовательных программ высшего образования. Сформулирована структурная характеристика учебно-воспитательного процесса в контексте образовательных программ высшего образования в МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калиниченко Игорь Александрович, Зиборов Олег Валентинович, Гасанов Карим Кадырович, Мелехова Ангелина Юрьевна, Костина Любовь Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS OF HIGHER EDUCATION. PART 1. CONCEPTUAL FOUNDATIONS

The content of the educational process during the implementation of educational programs of higher education is considered. The structural characteristics of the educational process in the context of educational programs of higher education in the Ministry of Internal Affairs of Russia are formulated.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. ЧАСТЬ 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ»

Научная статья УДК 34:378:159

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-3-12-19 EDN: https://elibrary.ru/vzxxvp

NIION: 2003-0059-3/23-662 MOSURED: 77/27-003-2023-03-861

Содержание воспитательного процесса в контексте реализации образовательных программ высшего образования. Часть 1. Концептуальные основы

Игорь Александрович Калиниченко1, Олег Валентинович Зиборов2, Карим Кадырович Гасанов3,

Ангелина Юрьевна Мелехова4, Любовь Николаевна Костина5

1,2,3,4,5 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, support_mosu@mvd.ru

Аннотация. Рассматривается содержание воспитательного процесса в ходе реализации образовательных программ высшего образования. Сформулирована структурная характеристика учебно-воспитательного процесса в контексте образовательных программ высшего образования в МВД России.

Ключевые слова: образование, воспитание, программа, процесс, структура, содержание

Для цитирования: Калиниченко И. А., Зиборов О. В., Гасанов К. К., Мелехова А. Ю., Костина Л. Н. Содержание воспитательного процесса в контексте реализации образовательных программ высшего образования. Часть 1. Концептуальные основы // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 3. С. 12-19. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-3-12-19. EDN: VZXXVP.

Original article

The content of the educational process in the context of the implementation of educational programs of higher education. Part 1. Conceptual foundations

Igor A. Kalinichenko1, Oleg V. Ziborov2, Karim K. Gasanov3, Angelina Yu. Melekhova4, Lyubov N. Kostina5

i,2,3,4,5 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

support_mosu@mvd.ru

Abstract. The content of the educational process during the implementation of educational programs of higher education is considered. The structural characteristics of the educational process in the context of educational programs of higher education in the Ministry of Internal Affairs of Russia are formulated.

Keywords: education, upbringing, program, process, structure, content

For citation: Kalinichenko I. A., Ziborov O. V., Gasanov K. K., Melekhova A. Yu., Kostina L. N. The content of the educational process in the context of the implementation of educational programs of higher education. Part 1. Conceptual foundations. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(3):12-19. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-3-12-19. EDN: VZXXVP.

Приступая к исследованию содержания воспитательного процесса в ходе реализации образовательных программ высшего образования, следует, в первую очередь, определить принципиальные позиции, которые помогут уяснить суть представленной авторской методологии. Современные условия функционирования образовательных организаций высшего образования МВД России, как, впрочем, и других ведомственных образовательных организаций, определяют необходимость использования всего арсенала образовательных и воспитательных форм, методов, приемов и средств для формирования желаемой модели будущего специалиста. При этом каждое из направлений функционирования образовательной организации высшего образования должно быть не просто организовано в соответствии с положениями действующих предписаний, но и гармонично допол-

нять друг друга в достижении целей профессионального образования. Уже привычными стали такие словосочетания, как «учебно-воспитательный процесс», «организационно-педагогические условия», «учебно-научный комплекс», «формы, методы, приемы и средства обучения и воспитания», «целостная личность» и другие, которые прямо указывают на необходимость комплексной профессиональной подготовки специалистов, охватывающей все направления деятельности образовательной организации высшего образования МВД России.

Представленная статья является первой в ряду публикаций, посвященных концептуальным основам и содержанию авторской методологии организации воспитательного процесса в ходе реализации образовательных программ в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя. Конечная

© Калиниченко И. А., Зиборов О. В., Гасанов К. К., Мелехова А. Ю., Костина Л. Н., 2023

цель данного исследования — разработка и утверждение сквозной программы воспитания, подготовленной в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, реализуемыми в Университете. Вместе с тем, незначительные изменения содержания программы, применительно к иным специальностям и направлениям подготовки, позволят в полной мере реализовать программу воспитания в иных образовательных организациях высшего образования МВД России. Очевидно, что воспитательные функции реализовы-вались и реализуются всеми субъектами воспитания с момента создания образовательной системы нашего ведомства. Однако, организация данной работы на концептуальной основе в течение всех лет обучения в образовательной организации высшего образования путем систематизации воспитательных мероприятий в рамках одного программного документа является одной из актуальных задач, поставленных перед Университетом заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-лейтенантом полиции В. Л. Кубышко на совещании, проходившем в Университете в январе 2023 г.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации», образование представляет собой «...единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [1]. Данной нормой закона и педагогическими подходами закреплено единство (взаимосвязь) двух самостоятельных компонентов образования — воспитания и обучения, что обеспечивает целостное развитие личности обучающихся. В соответствии с указанной нормой: «воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся

чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде»; «обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни».

Воспитание уважительного отношения к социокультурным и духовно-нравственным ценностям, а также формирование у обучающихся внутреннего согласия и солидарности с принятыми в российском обществе правилами и нормами поведения составляют основу воспитания в образовательной организации высшего образования МВД России, тогда как основу обучения составляет совокупность знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующих подготовленность выпускника к выполнению конкретного вида профессиональной служебной деятельности, исполнению долга, беззаветному служению Отечеству. Иными словами, воспитание развивает у обучающихся нравственное сознание, правосознание и социально желаемые (профессионально важные) качества, укрепляет (а обучение формирует) необходимый уровень профессиональной компетентности, что способствует выполнению служебных задач, обусловленных спецификой профессиональной деятельности. Единство обучения и воспитания как целостного педагогического процесса с позиций педагогической науки и закрепленное законодателем в их развитии позволяет выявить ин-тегративные системные свойства и качественные характеристики воспитательного процесса.

В данной работе на основе системного подхода в общенаучной методологии сформулирована структурная характеристика учебно-воспитательного процесса в контексте реализации образовательных программ высшего образования в МВД России.

Концептуально-ценностные основы организации воспитания как составной части учебно-воспитательного процесса. Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» образование должно учи-

тывать разнообразие мировоззренческих подходов, обеспечивать формирование и развитие личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями (традиционными ценностями) [1].

В последние годы в российском обществе сформировался запрос на сохранение и защиту традиционных ценностей, отражением которого стало их постепенное закрепление в Конституции Российской Федерации и государственных документах стратегического планирования: Основах государственной культурной политики [2], Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. [3], Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг. [4], Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [5] и др.

Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» определено, что традиционные ценности — это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России [6]. К традиционным ценностям относятся: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Применительно к ведомственной специфике подготовки кадров для органов внутренних дел, воспитание носит системный, плановый и непрерывный характер, представляя собой целенаправленную деятельность по формированию у сотрудников комплекса гражданских, профессиональных, психологических и нравственных качеств, обусловленных потребностями службы [7, п. 4.5]. Образовательные организации высшего образования МВД России формируют у обучающихся комплекс качеств в рамках реализуемых образовательных

программ по следующим основным направлениям воспитания [7, п. 19]: нравственно-этическое, эстетическое, патриотическое, правовое, профессиональное.

Проведенный анализ положений федеральных законов от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»; приказов МВД России от 25 декабря 2020 г. № 900 «Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», от 26 июня 2020 г. № 460 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», а также опыт воспитательной работы в Московском университете МВД России позволяют утверждать, что каждое из указанных направлений воспитания способствует формированию у обучающихся комплекса гражданских, профессиональных, психологических и нравственных качеств.

1. Нравственное воспитание направлено на:

♦ формирование непримиримости к чуждой российскому народу и разрушительной для российского общества системе идей и ценностей, построенной на культе эгоизма, наживы и вседозволенности, аморального образа жизни, отрицании достоинств человека;

♦ воспитание ценностного отношения к дружеским, семейным и иным просоциальным связям, институту брака как союза мужчины и женщины, сохранению крепкой семьи; вежливости и сдержанности в межличностных отношениях;

♦ воспитание уважения к высоким нравственным идеалам гуманизма, милосердия, сострадания, справедливости, прав и свобод человека;

♦ формирование положительного отношения к мужественности, доблести и самодисциплине сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и привычек проявления этих качеств в деятельности и повседневном поведении;

♦ воспитание чувства личного достоинства и человечности, проявляющихся в мыслях, словах и поступках;

♦ воспитание высокого уровня духовности, стремления к созидательному труду, развитию и саморазвитию личности, толерантности в межнациональных и межрелигиозных отношениях;

♦ воспитание ценностного отношения к истории своего рода, фамилии и семейным ценностям;

♦ формирование положительного отношения к честности, неподкупности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и привычек проявления этих качеств в деятельности и повседневном поведении;

♦ формирование осознанной готовности к выполнению служебных обязанностей в особых условиях и перемещению в интересах службы.

2. Эстетическое воспитание нацелено на:

♦ воспитание нравственной привычки вести себя достойно и вежливо, укрепляя авторитет органов внутренних дел Российской Федерации, вызывая к ним доверие и уважение граждан; формирование готовности оказывать содействие гражданам;

♦ обеспечение соблюдения делового стиля во внешнем виде, одежде, профессиональном общении и манере поведении, основанного на самодисциплине и выражающегося в организованности, обязательности, аккуратности, точности и внимательности;

♦ воспитание привычки отказываться от использования в устной и письменной речи оскорблений, грубости, нецензурной брани, жаргона, уголовной лексики;

♦ формирование навыков межличностных отношений в служебном коллективе, основанных на принципах товарищеского партнерства, взаимопомощи и взаимовыручки;

♦ воспитание ценностного отношения к проявлению в профессиональном общении сдержанности, скромности и чувства меры;

♦ воспитание любви к искусству, привычки ценить признанные образцы литературы, живописи, музыки, скульптуры;

♦ развитие способности воспринимать прекрасное, в том числе и то, что облагораживает нравственного человека.

3. Патриотическое воспитание ориентировано на:

♦ формирование государственно-правового мировоззрения на основе государственности, патриотизма, верности Присяге, выполнения норм Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации;

♦ обеспечение понимания и поддержки государственной политики в сфере внутренних дел, решений Президента Российской Федерации, Министра внутренних дел Российской Федерации по вопросам обеспечения законности и правопорядка;

♦ воспитание в духе преданности своему Отечеству — Российской Федерации;

♦ обеспечение понимания основ российской государственности, высокой значимости суверенитета и самобытности России, общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа России;

♦ понимание приоритета защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей, идеалов патриотизма и служения Отечеству в своей деятельности;

♦ воспитание чувства гордости за свою страну, ее героическую историю и вклад в мировую историю и культуру;

♦ воспитание ответственности за судьбу России, формирование активной гражданской позиции;

♦ воспитание уважения к исторической памяти и преемственности поколений;

♦ воспитание гражданственности, государственности как мировоззренческих ценностей; понимание значимости единства народов России.

4. Правовое воспитание направлено на:

♦ формирование привычек служебного поведения, основанных на строгом соблюдении служебной дисциплины и законности, требований служебной этики, антикоррупционных стандартов;

♦ формирование уважительного отношения к требованиям законодательства и правоохранительным органам, привычек соблюдения этих требований как в учебной и служебной деятельности, так и вне службы;

♦ воспитание ценностного отношения к сведениям, отнесенным к государственной тайне, обеспечение защиты этих сведений;

♦ формирование уважительного отношения к принципам и нормам служебной и дорожно-транспортной дисциплины, привычек соблюдения этих норм.

5. Профессиональное воспитание ориентировано на:

♦ воспитание на героической истории органов внутренних дел, примерах высокого профессионализма, мужества и отваги, проявленных сотрудниками органов внутренних дел Российской империи, СССР, Российской Федерации;

♦ понимание высокой общественной значимости, профессиональной ценности деятельности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации;

♦ формирование чувства верности Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, лучшим профессиональным традициям;

♦ развитие устойчивой нравственной мотивации к добросовестному труду, повышению образовательного уровня и развитию профессионального мастерства;

♦ обеспечение сплоченности и организованности служебных коллективов, повышение профессиональной надежности, укрепление авторитета сотрудников и руководителей;

♦ понимание защиты жизни, здоровья, прав, свобод, чести, личного достоинства и законных интересов граждан как высшей нравственной цели служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации;

♦ формирование навыков неукоснительного соблюдения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, ведомственных приказов, должностных обязанностей на основе развития у сотрудников внутреннего согласия и солидарности с нормами права;

♦ воспитание ценностного отношения к приоритету государственных и служебных интересов над личными, преданности идеалам и интересам службы;

♦ формирование привычек соблюдать субординацию, служебную исполнительность, дисциплинированность;

♦ воспитание качеств справедливости, беспристрастности, открытости;

♦ воспитание культуры межнационального общения, развитие способности учитывать национальные обычаи и традиции, религиозные чувства граждан, культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп, конфессий, содействовать согласию между ними;

♦ формирование привычек проявлять бдительность, бережливость, внимательность, осторожность в служебной деятельности и вне службы;

♦ формирование навыков коммуникабельности и убедительности в профессиональном общении;

♦ воспитание ценностного отношения к взаимопомощи и взаимоуважению; формирование навыков оказания помощи пострадавшим;

♦ воспитание ценностного отношения к коллективизму, трудолюбию, высокой трудоспособности;

♦ формирование компетентности, образованности, пунктуальности за счет воспитания ценностного отношения к этому.

Содержание воспитания в структуре учебно-воспитательного процесса. Предложенный комплекс формируемых в процессе воспитания качеств обучающихся выстроен в строгой логической последовательности, что позволяет определить структурные элементы, системные свойства и закономерности воспитания в структуре учебно-воспитательного процесса:

во-первых, в результате освоения образовательной программы у выпускника должен быть сформирован весь комплекс нравственных и профессионально важных качеств по всем основным направлениям воспитания. Для этого до начала реализации образовательной программы образовательная организация высшего образования МВД России обязана выстроить траекторию (вектор) воспитательной работы в структуре учебно-воспитательного процесса, отразив ее в рабочей программе воспитания и календарном плане воспитательной работы [1, п. 9 ст. 12];

во-вторых, реализация воспитания в структуре учебно-воспитательного процесса должна носить: 1) сквозной характер (каждая форма, метод, прием обучения и воспитания, а также отдельные средства — учебно-методический материал, учебно-наглядные пособия, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы, необходимые для организации образовательной деятельности предусматривают (включают) воспитательные цели); 2) поэтапный характер (воспитательные результаты достигаются умелым сочетанием (чередованием) теоретического обучения, воспитания и практической подготовки); 3) непрерывный характер (воспитание целостной личности посредством развития нравственных привычек и правосознания, формирования профессионально важных качеств осуществляется на протяжении всего периода обучения и прохождения службы, в том числе в рамках профессионального обучения, дополнительного профессионального образования, а также профессиональной служебной и физической подготовки в целях систематического восполнения знаний, возникающих пробелов в профессиональной, социальной, личностной компетенциях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации); 4) нарастающий характер (количественная и качественная характеристики учебно-воспитательного процесса в целом в рамках учебного плана образовательной программы выстраиваются по типу «от универсальных до профессиональных», когда сначала формируются нравственные и эстетические качества, затем они дополняются патриотическими и правовыми, после чего усиливаются профессиональными);

в-третьих, необходимо учитывать, что образовательная деятельность: 1) обеспечивает реализацию дисциплин (модулей), проведение практик, а также про-

межуточной аттестации обучающихся, государственной итоговой аттестации обучающихся [8]; 2) проводится в форме контактной работы обучающихся с педагогическими работниками, в форме самостоятельной работы обучающихся и в иных формах.

Полагаем, что воспитательный контент необходимо отразить в каждой из указанных составляющих, распределив его по формам учебной деятельности и периодам обучения (учебным годам, курсам, семестрам, периодам освоения модулей) следующим образом.

Модуль 1 — аудиторная работа посредством проведения: учебных занятий по дисциплинам I курса,

II курса, III курса, IV курса, V курса; групповых консультаций обучающихся с педагогическими работниками; индивидуальной работы обучающихся с педагогическими работниками; текущего контроля успеваемости обучающихся; промежуточной аттестации обучающихся; итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся.

Модуль 2 — внеаудиторная работа посредством проведения: выездных учебных занятий; внеаудиторных мероприятий по преподаваемым дисциплинам (викторин, олимпиад, учений, интеллектуальных и патриотических игр, конкурсов, тематических экскурсий, квестов и пр.); учебной практики обучающихся на II-

III курсах; производственной практики обучающихся на IV-V курсах; самостоятельной работы обучающихся; занятий в рамках единого дня государственно-правового информирования обучающихся; занятия по морально-психологической подготовке; деятельности педагогов-кураторов; досуговой, творческой, социально-культурной, проектной, волонтерской деятельности обучающихся; дней открытых дверей (университетских суббот); научных кружков; научно-представительских мероприятий; научно-методических семинаров.

Модуль 3 — ресурсное обеспечениеучебно-воспи-тательного процесса: нормативно-правовое, кадровое, учебно-методическое и научно-методическое (деятельность учебно-методических секций, предметно-методических секций кафедр), финансовое, информационное, материально-техническое.

Модуль 4 — образовательное пространство: социокультурное пространство населенного пункта, в котором располагается образовательная организация МВД России и ее филиалы, специфика деятельности филиалов, профильная направленность институтов и факультетов, учебно-научных комплексов, кафедр, международное сотрудничество.

Модуль 5 — сетевое взаимодействие: основные комплектующие территориальные органы МВД России, социальные партнеры, подразделения Центрального аппарата МВД России по реализации приоритетных профилей подготовки кадров.

Модуль 6—дополнительное образование:работа Школы педагогического мастерства, повышение квалификации начальников курсов, заместителей начальников курсов, заместителей командиров взводов), повышение квалификации сотрудников кадровых подразделений, повышение квалификации начальников факультетов, заместителей начальников факультетов, повышение квалификации лиц, состоящих в кадровом резерве.

Методическое обеспечение воспитания в структуре педагогического процесса. Учебно-воспитательный процесс в рамках аудиторной работы представляет собой воздействие всего хода педагогического процесса на воспитание целостной личности и развитие профессионально важных качеств обучающихся посредством: 1) дополнительного использования материалов воспитательного характера для проведения лекций, семинаров, практических занятий; 2) приведения и анализа примеров проявления высокого профессионализма, идеалов патриотизма и служения Отечеству, нравственности, героизма, доблести и чести сотрудников полиции, органов внутренних дел Российской империи, СССР, Российской Федерации; 3) собственного примера/опыта, позиции преподавателя; 4) сочетания индивидуальных и групповых форм обучения, организации по необходимости помощи и взаимопомощи; 5) грамотного использования традиционных и инновационных педагогических технологий; 6) применения научно-обоснованных методов и приемов воспитательного воздействия.

Учебное занятие имеет воспитывающий характер, если оно формирует у обучающихся познавательный интерес при помощи: новизны и актуальности учебного материала; демонстрации достижений современной науки и положительных примеров правоприменительной практики, успешной, грамотной и слаженной служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел; обзора состояния и динамики преступлений и правонарушений, причин и условий, способствующих их совершению, ярких примеров эффективного расследования и раскрытия преступлений, в том числе резонансных; анализа практической роли научных знаний по изучаемым дисциплинам, опера-

тивно-служебной деятельности успешных и выдающихся сотрудников полиции и органов внутренних дел; многообразия самостоятельных видов работ и сменяемости их форм; высокого уровня воспитанности и педагогического такта, педагогического мастерства и оптимизма преподавателя и т. п.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подчеркнем, что самым важным фактором воспитания в образовательной организации является личность педагога. Педагог высшей школы — особый субъект воспитания; носитель реального образа профессионала. Его личный профессиональный (педагогический, специальный) и гражданский опыт, культура (общая, педагогическая, психологическая) — главные качества воспитателя в системе высшего образования. Это обязывает педагога не только быть воспитанным, но и проявлять способность к собственному развитию, а также воспитанию и развитию каждого обучающегося, создавать условия для самоуправления развитием личности обучающихся. В этой связи следует вспомнить известное высказывание выдающегося советского педагога В. А. Сухомлинского: «педагог — не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке». Поэтому педагогу необходимо глубже осмысливать не только обучающую, но и воспитательную специфику своей дисциплины (модуля, учебного курса, программы). Здесь находят свое отражение базовые составляющие: соблюдение преподавателем тематического плана дисциплины; корректность постановки и достижения учебных и воспитательных целей, эффективность распределения учебного времени; высокий уровень культуры и техники речи педагога, его умение устанавливать контакт с аудиторией, лаконично отвечать на заданные вопросы; создание условий для развития творческой активности обучающихся, объективность оценивания.

Примерами отдельных приемов целенаправленной и комплексной деятельности, позволяющих реализовать воспитательные цели учебных занятий в образовательной организации высшего образования МВД России, являются:

1) побуждение обучающихся уважать и соблюдать общепринятые нормы поведения и правила общения как со старшими (педагогическими работниками), так и со сверстниками (обучающимися), а также побуждение к проявлению обучающимися самоорганизации и формирования нравственных привычек, позитивное подкрепление этих привычек;

2) демонстрация преподавателем психолого-педагогической эрудиции, интеллигентности, нравственной чистоты, культуры речи в различных ситуациях учебной деятельности и взаимодействия с обучающимся/обучающимися;

3) организация работы обучающихся с заранее подготовленной и предоставляемой на учебном занятии социально значимой информацией и/или материалом, имеющим воспитательный характер (обсуждение, анализ с целью выявления или осознания ценностного отношения, оценки уровня воспитанности, проявления профессионально важных качеств сотрудников, руководителей и пр.);

4) подготовка и подбор соответствующих вопросов, заданий, текстов по темам дисциплин для: проведения устного опроса; решения задач, упражнений, проблемных ситуаций, в том числе моральных дилемм; написания письменных, творческих работ с воспитательным контекстом; подготовки к зачету (экзамену, ГИА, практике);

5) поддержка исследовательской и научно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации индивидуальных и групповых исследовательских проектов, научно-прикладных работ в целях приобретения навыков самостоятельного и научного решения теоретических проблем, генерирования и оформления новых идей, в том числе в сфере воспитания (детей и подростков, молодежи, сотрудников органов внутренних дел).

Таким образом, воспитание как составная часть целостного педагогического процесса в ходе реализации образовательных программ в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя должно носить организованный, непрерывный, сквозной, поэтапный и нарастающий характер в течение всех лет обучения. Воспитательный процесс, раскрытый через концептуально-ценностные основы, направления воспитания, комплекс формируемых у обучающихся гражданских, профессиональных, психологических и нравственных качеств, структуру и содержание, методическое обеспечение выступает в качестве основы для педагогов и других субъектов воспитания. Их «миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке» призвана найти отражение в нравственных привычках обучающихся, уважении героической истории органов внутренних дел, примеров высокого профессионализма, мужества и отваги, проявленных сотрудниками органов

внутренних дел Российской империи, СССР, Российской Федерации, понимании приоритета защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей, идеалов патриотизма и служения Отечеству.

Список источников

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3.

2. Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808.

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.

4. Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203.

5. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400.

6. Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

7. Порядок организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 25 декабря 2020 г. № 900.

8. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам выс-

Информация об авторах

И. А. Калиниченко — кандидат педагогических наук;

0. В. Зиборов — доктор юридических наук, профессор;

К. К. Гасанов — доктор юридических наук, профессор;

А. Ю. Мелехова — кандидат юридических наук;

Л. Н. Костина — доктор психологических наук, профессор.

Information about the authors

1. A. Kalinichenko — Candidate of Pedagogical Sciences;

O. V. Ziborov — Doctor of Legal Sciences, Professor;

K. K. Gasanov — Doctor of Legal Sciences, Professor;

A. Yu. Melekhova — Candidate of Legal Sciences;

L. N. Kostina — Doctor of Psychological Sciences, Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 08.05.2023; одобрена после рецензирования 30.05.2023; принята к публикации 07.06.2023.

The article was submitted 08.05.2023; approved after reviewing 30.05.2023; accepted for publication 07.06.2023.

шего образования, утвержденный приказом Мин-обрнауки России от бапреля 2021 г. № 245.

References

1. Federal Law «On Education in the Russian Federation» dated December 29, 2012 No. 273-FZ.

2. Decree of the President of the Russian Federation of December 24, 2014 No. 808.

3. Decree of the Government of the Russian Federation of May 29, 2015 No. 996-R.

4. Decree of the President of the Russian Federation of May 9, 2017 No. 203.

5. Decree of the President of the Russian Federation of July 2, 2021 No. 400.

6. Decree of the President of the Russian Federation No. 809 dated November 9, 2022 «On approval of the Foundations of State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian spiritual and Moral values».

7. The procedure for organizing moral and psychological support for the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation, approved by the Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation No. 900 dated December 25, 2020.

8. Federal State Educational Standards of Higher Education, the Procedure for organizing and implementing educational activities for educational programs of higher education, approved by the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 245 dated April 6, 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.