Научная статья на тему 'К вопросу об особенностях привлечения к административной ответственности владельцев транспортных средств при помощи специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме'

К вопросу об особенностях привлечения к административной ответственности владельцев транспортных средств при помощи специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
123
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
административная ответственность / административный процесс / административное правонарушение / специальные технические средства / транспортное средство / органы внутренних дел / administrative responsibility / administrative process / administrative offense / special technical means / vehicle / internal affairs bodies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергей Игоревич Обухов

В статье проанализирован порядок привлечения к административной ответственности владельцев транспортных средств, совершивших административные правонарушения в области дорожного движения, зафиксированных при помощи специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of the features of bringing to administrative responsibility the owners of vehicles with the help of special technical means operating in automatic mode

The article analyzes the procedure for bringing to administrative responsibility the owners of vehicles who have committed administrative offenses in the field of traffic, recorded using special technical means operating in automatic mode.

Текст научной работы на тему «К вопросу об особенностях привлечения к административной ответственности владельцев транспортных средств при помощи специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме»

Закон и право. 2022. № 7. С. 49-54. Law and legislation. 2022;(7):49-54.

Научная статья УДК 342

EDN: https://elibrary.ru/ISHINV NIION: 1997-0063-7/22-376

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-7-49-54 MOSURED: 77/27-001-2022-7-576

К вопросу об особенностях привлечения к административной ответственности владельцев транспортных средств при помощи специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме

Сергей Игоревич Обухов

Академия управления МВД России, Москва, Россия, mvd-osi@yandex.ru

Аннотация. В статье проанализирован порядок привлечения к административной ответственности владельцев транспортных средств, совершивших административные правонарушения в области дорожного движения, зафиксированных при помощи специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме.

Ключевые слова: административная ответственность, административный процесс, административное правонарушение, специальные технические средства, транспортное средство, органы внутренних дел.

Для цитирования: Обухов С.И. К вопросу об особенностях привлечения к административной ответственности владельцев транспортных средств при помощи специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме // Закон и право. 2022. № 7. С. 49—54. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-7-49-54. EDN: https://elibrary.ru/ISHINV.

Original article

On the issue of the features of bringing to administrative

responsibility the owners of vehicles with the help of special technical means operating in automatic mode

Sergey I. Obukhov

Academy of Management of the Ministry of internal affairs of Russia,

Moscow, Russia, mvd-osi@yandex.ru

Abstract. The article analyzes the procedure for bringing to administrative responsibility the owners of vehicles who have committed administrative offenses in the field of traffic, recorded using special technical means operating in automatic mode.

Keywords: administrative responsibility, administrative process, administrative offense, special technical means, vehicle, internal affairs bodies.

For citation: Obukhov S.I. On the issue of the features of bringing to administrative responsibility the owners of vehicles with the help of special technical means operating in automatic mode // Law and legislation. 2022;(7):49—54. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-7-49-54. EDN: https://elibrary.ru/ISHINV.

Совершенствование в рамках проводимой реформы форм и методов государственного управления [1] непосредственно затрагивает и область безопасности дорожного дви-

© Обухов С.И., 2022.

жения, являющуюся важнейшим объектом реализации административно-юрисдикционных полномочий органов внутренних дел [10]. Применение органами внутренних дел в рамках осуществляемой административной деятельности

LAW & LEGISLATION • 07-2022

[2] разнообразных мер административного воздействия, в том числе и административного наказания [см., напр., 4, с. 24—29], является существенной характеристикой данного вида деятельности органов внутренних дел. Поэтому совершенствование деятельности органов внутренних дел в рассматриваемой сфере — одно из направлений развития правового обеспечения в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности [13, р. 01008], а также национальной безопасности в целом [8].

Действующим Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ предусмотрен порядок привлечения к административной ответственности. Производство по делу об административном правонарушении в области дорожного движения состоит из сменяющих друг друга процессуальных стадий: возбуждения дела; рассмотрения дела; пересмотра решения по делу; исполнение принятого решения. Однако ряд ученых-админис-тративистов предлагают другие теоретические конструкции стадий производства по делу об административном правонарушении, выделяя в нем: установление фактических обстоятельств дела (фактической основы дела); выбор и анализ нормы права (установление фактической основы дела); решение дела, выраженное в акте применения права [3, с. 3004].

Количество вышеназванных стадий по делу об административном правонарушении не является окончательным, поэтому возможно выделить такую дополнительную стадию, как факультативная, которая обеспечивает реализацию вышеприведенных стадий. Данная стадия по делу об административном правонарушении характеризуется тем, что компетентный властный уполномоченный орган (прежде всего суд) издает постановления по делу об административном правонарушении.

В функциях стадий по делу об административном правонарушении реализуются множественные процессуальные действия должностных лиц, которые направлены на установление персональных данных нарушителя, на установление всех обстоятельств дела, на прекращение противоправного проступка со стороны лица, его совершившего, а также других действий, необходимых для полного и объективного рассмотрения дела по существу.

При анализе административной практики возникают случаи, когда стадия производства по делу об административном правонарушении не всегда видна и не разделена с другой стадией. В связи с этим законодатель предлагает осуществлять производство по делу об административном правонарушении в четырех формах: особое, упрощенное, обычное и административное расследование [11].

В ряде случаев КоАП РФ предусматривает осуществление производства по делу об административном правонарушении в упрощенном порядке — без составления протокола [5, с. 492]. Одной из форм производства по делу об административном правонарушении в упрощенном виде является фиксация правонарушения в области дорожного движения при помощи специального технического средства, работающего в автоматическом режиме, имеющего функции фото- и видеозаписи (далее — специальные технические средства), его субъектом является собственник (владелец) автотранспортного средства, при этом его принадлежность к форме собственности (физическое либо юридическое лицо) не влияет на квалификацию административного правонарушения. В таких случаях протокол об административном правонарушении не составляется, постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия собственника (владельца) транспортного средства.

Согласно КоАП РФ при фиксации административных правонарушений при помощи специальных технических средств денежные взыскания в отношении граждан налагаются в наименьшем размере в пределах административно-правовой нормы статей Особенной части КоАП. Если вышеуказанными нормами установлено административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством или административный арест, то в отношении нарушителя применяется денежное взыскание в размере 5000 руб. (см. табл. 1).

Основной отличительной чертой правонарушений, зафиксированных с использованием специальных технических средств, является то, что в качестве доказательства по делу об административном правонарушении выступает видеозапись. Вышеуказанная видеозапись является поводом (п. 4 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ) для возбуждения дела об административном правонарушении.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2022

Таблица

Количество задокументированных административных правонарушений в отношении водителей транспортных средств за 12 месяцев 2021 года

Правонарушение / Наказание Московская область Свердловская область Пермский край

Назначено наказание в виде административного штрафа 5000 руб. начальником ЦАФАП ГИБДД Назначено наказание в виде административного штрафа 5000 руб. начальником ЦАФАП ГИБДД Назначено наказание в виде административного штрафа 5000 руб. начальником ЦАФАП ГИБДД

1. Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 80 км в час (ч. 5 ст. 12.9 КоАП) 7 234 2462 378

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 4 и 5 статьи 12.9 КоАП (ч. 7 ст. 12.9 КоАП) 37 772 9014 296

3. Пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, остановка или стоянка на железнодорожном переезде либо проезд через нерегулируемый железнодорожный переезд, если к переезду в пределах видимости приближается поезд (локомотив, дрезина) (ч. 1 ст. 12.10 КоАП) 11 338

4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП (ч. 5 ст. 12.15 КоАП). 1243 187

В соответствии с ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ «Презумпция невиновности» и с содержанием ее «примечания» лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обязано доказывать свою невиновность. Так, одним из сведений, указывающих на невиновность собственника (владельца) транспортного средства, в отношении которого возбужде-

но дело об административном правонарушении, является его заявление, в котором содержатся факты того, что он в момент фиксации административного правонарушения не распоряжался своим движимым имуществом.

Кроме того, из содержания ч. 3 ст. 2 8.6 КоАП РФ «Назначение административного наказания без составления протокола» следует, что прото-

LAW & ЬБ^БЬДТЮМ • 07-2022

кол об административном правонарушении не составляется в том случае, если соблюдены следующие условия: действия правонарушителя направлены на нарушение порядка, связанного с обеспечением безопасности дорожного движения; событие правонарушения зафиксировано при помощи специального технического средства, работающего в автоматическом режиме.

Только при наличии вышеуказанных условий должностные лица Госавтоинспекции имеют право возбуждать дело об административном правонарушении в виде постановления по делам об административном правонарушении, предусмотренного ст. 29.10 КоАП РФ, т.е. без непосредственного участия лица, в отношении которого осуществляется административное производство. Далее, копия вышеуказанного постановления и материала, полученного при помощи специального технического средства, направляется виновному лицу в установленный законом срок (в течение трех дней с момента вынесения постановления по делу об административном правонарушении).

На основании изложенного можно установить, что одной из отличительных черт фиксации вышеуказанных административных правонарушений является то, что процессуальный документ о наложении административного штрафа, вынесенный уполномоченным сотрудником полиции, выносится без участия правонарушителя.

Привлечение к административной ответственности собственника (владельца) транспортного средства (далее — ТС) за правонарушения в области дорожного движения осуществляется с применением специальных технических средств, функционирующих в автоматическом режиме. Данный способ документирования административных правонарушений является упрощенным порядком привлечения к административной ответственности.

Резюмируя вышеизложенное, можно с уверенностью сказать, что в административных правонарушениях, зафиксированных при помощи специальных технических средств, доказательством выступает видеозапись административного правонарушения. Именно запись в последующем рассматривается как основание для возбуждения дела об административном правонарушении и привлечения виновного лица к ответственности [14, рр. 228—229].

Данный порядок привлечения к административной ответственности имеет определенные особенности: в качестве субъекта администра-

тивного правонарушения может выступать как физическое, так и юридическое лицо; с 2008 г. субъектом административного правонарушения является собственник или владелец ТС, правовой статус которого закреплен в гл. 2 КоАП РФ. Он привлекается к административной ответственности наравне с такими субъектами, как лица, имеющие специальные звания; граждане, призванные на военные сборы, военнослужащие; должностные и юридические лица; иностранные граждане и лица без гражданства.

Законодатель вводит новый специальный субъект административного правонарушения — «собственник (владелец) ТС» ввиду того, что фиксация и документирование правонарушения осуществляются в упрощенном порядке (при помощи специальных технических средств), и порядок привлечения его к ответственности закреплен в кодифицированном акте. При этом специальные субъекты, указанные в гл. 2 КоАП РФ, являются таковыми благодаря своему правовому статусу, который закреплен в других федеральных законах.

По нашему мнению, вышеназванные моменты следует учитывать при организации подготовки специалистов в области обеспечения безопасности дорожного движения [7], и прежде всего уполномоченных сотрудников органов внутренних дел [9]. Также необходимо расширять арсенал административно-правовых средств, используемых в целях обеспечения безопасности дорожного движения, в связи с чем целесообразно активизировать сравнительно-правовые исследования в этой области [6].

Список источников

1. Административно-правовое регулирование в сфере экономики (современные формы и методы) / Е.В. Виноградова, И.В. Глазунова, А.А. Гришковец, В.М. Редкоус [и др.]. Воронеж: Научная книга, 2021. 256 с. ISBN 978-5-44461620-8

2. Кирюхин В.В. Административная деятельность полиции по профилактике правонарушений несовершеннолетних: исторические, теоретические и правовые аспекты: Монография. М.: ООО «САМ Полиграфист», 2019. 256 с.

3. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник с учебно-методическими материалами. М., 2009.

4. Николаев А.Г. Общие меры административного пресечения, применяемые полицией МВД

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2022

России // Инновационные технологии в области юриспруденции: Сб. науч. тр. по итогам Меж-дунар. науч.-практ. конф. Хабаровск, 25 августа 2017 г. Хабаровск: Эвенсис, 2017.

5. Попов Л.Л., Мигачёв Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России: Учебник. М.: Проспект, 2010.

6. Редкоус В.М. Административно-правовое обеспечение национальной безопасности в государствах — участниках Содружества Независимых Государств: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011. 47 с.

7. Редкоус В.М. Административно-правовое регулирование подготовки специалистов для федеральных органов исполнительной власти // Военное право. 2019. № 6 (58). С. 77—81.

8. Редкоус В.М. Некоторые вопросы совершенствования стратегии национальной безопасности Российской Федерации / / Право и гос-во: теория и практика. 2009. № 8 (56). С. 83—88.

9. Редкоус В.М. О некоторых вопросах совершенствования правового регулирования служебных и трудовых отношений в системе органов внутренних дел // Гос. служба и кадры. 2020. № 4. С. 19—21.

10. Редкоус В.М., Смирнова Е.С., Зиганшин М.М. Современные проблемы административной ответственности в области дорожного движения и обеспечения его безопасности: Монография. Рязань: Концепция, 2018. 172 с. ISBN 978-54464-0137-6

11. Совершенствование системы административных наказаний и порядка их назначения /

A.В. Шевцов, В.А. Милехин, А.Г. Николаев,

B.В. Кирюхин [и др.]. М.: Академия управления МВД РФ, 2020. 92 с. ISBN 978-5-907187-40-5

12. Статистическая форма ФКУ «ГИАЦ МВД России» № 1 АП за 12 месяцев 2021 г.

13. Mironov A.N. Private bankruptcy in the Russian Federation: reality and perspectives / A.N. Mironov, Yu.P. Kolesnikova, V.M. Redkous // SHS Web of Conferences: IX Baltic Legal Forum «Law and Order in the Third Millennium», Kaliningrad. 11.12.2020. Kaliningrad: EDPsciences, 2021. P. 01008. DOI 10.1051/shsconf/202110801008

14. State and non-state actors ensuring constitutional order and public security: Problems of legal regulation of interaction the ability to understand and the textual typologies in the primary basic education, third grade / A.I. Yastrebova, A.I. Stakhov, V.M. Redkous [et al.] // Universidad y Sociedad. 2020. Vol. 12. № 3. Pp. 228—239.

References

1. Administrative and legal regulation in the sphere of economy (modern forms and methods) / E.V. Vinogradova, I.V. Glazunova, A.A. Grishko-vets, V.M. Redkous [i dr.]. Voronezh, 2021.

2. Kiryukhin V. V. Administrative activities of the police for the prevention of juvenile delinquency: historical, theoretical and legal aspects: Monograph. M .: SAM Polygraphist LLC, 2019.

3. Melekhin A. V. Theory of state and law: a textbook with teaching materials. M., 2009.

4. Nikolaev A. G. General measures of administrative restraint applied by the police of the Ministry of internal affairs of Russia / / Innovative technologies in the field of jurisprudence: a collection of scientific papers based on the results of the international scientific and practical conference. Khabarovsk: Evensis, 2017.

5. Popov L.L., Migachev Yu.I, Tikhomirov S.V. Administrative law of Russia: textbook. Moscow: Prospekt, 2010.

6. Redkous V.M. Administrative and legal support of national security in the member states of the Commonwealth of Independent States: Author. dis. ... Dr. jurid. Sciences. M., 2011.

7. Redkous V.M. Administrative and legal regulation of training specialists for federal executive authorities // Military Law. 2019. № 6 (58). Pp. 77-81.

8. Redkous V.M. Some Issues of Improving the National Security Strategy of the Russian Federation // Law and State: Theory and Practice. 2009. № 8 (56).

9. Redkous V.M. On some issues of improving the legal regulation of service and labor relations in the system of internal affairs bodies / / Public service and personnel. 2020. № 4.

10. Redkous V.M., Smirnova E.S., Ziganshin M.M. Modern problems of administrative responsibility in the field of road traffic and ensuring its safety: monograph. Ryazan: Concept, 2018.

11. Improving the system of administrative punishments and the procedure for their appointment / A.V. Shevtsov, V.A. Milekhin, A.G. Nikolaev, V.V. Kiryukhin [and others]. Moscow: Academy of Management of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation, 2020.

12. Statistical form of FKU «GIAC of the Ministry of internal affairs of Russia». № 1 AP for 12 months of 2021.

13. Mironov A.N. Private bankruptcy in the Russian Federation: reality and perspectives / A.N. Mironov, Yu.P. Kolesnikova, V.M. Redkous // SHS Web of Conferences: IX Baltic Legal Forum «Law and Order

LAW & LEGISLATION • 07-2022

in the Third Millennium», Kaliningrad. 11.12.2020. Kaliningrad: EDPsciences, 2021. P. 01008. DOI 10.1051/shsconf/202110801008

14. State and non-state actors ensuring constitutional order and public security: Problems

of legal regulation of interaction the ability to understand and the textual typologies in the primary basic education, third grade / A.I. Yastrebova, A.I. Stakhov, V.M. Redkous [et al.] // Universidad y Sociedad. 2020. Vol. 12. № 3. Pp. 228-239.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Нотариат. 6-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки / Под ред. Г.Б. Мирзоева, Н.Д. Эриашвили, Н.М. Илюшиной.

ISBN: 978-5-238-02629-9

Представлена история становления и организация нотариатов в Российской Федерации; дана характеристика норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие при удостоверении нотариусами бесспорных прав и фактов; рассмотрены вопросы свидетельствования документов, выписок из них, оформления наследственных прав, придания документам исполнительной силы и выполнения других предусмотренных законом действий в целях обеспечения защиты прав и интересов граждан и юридических лиц.

Учтены последние изменения в законодательстве о нотариате и проанализированы новые нормативные акты, относящиеся к нотариальной деятельности. Для студентов и аспирантов юридических вузов, а также руководителей хозяйствующих субъектов.

Информация об авторе

Обухов С.И. — адъюнкт 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров)

Information about the author Obukhov S.I. — adjunct of the 3rd faculty (training of scientific and scientific-pedagogical personnel)

Статья поступила в редакцию 19.05.2022; одобрена после рецензирования 08.06.2022; принята к публикации 14.06.2022.

The article was submitted 19.05.2022; approved after reviewing 08.06.2022; accepted for publication 14.06.2022.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2022

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.