Государственная служба и кадры. 2021. № 5. С. 71—75. State service and personnel. 2021. No.5. P. 71—75. Научная статья УДК 34; ББК 67
DOI: 10.24411/2312-0444-2021-5-71-75
ISSN 2312-0444 (print) ISSN 2312-0444 (print)
NIION: 2012-0061-05/21-092 MOSURED: 77/27-008-2021-05-291
Некоторые концептуальные вопросы совершенствования административной ответственности юридических лиц1
Валерий Алексеевич Новиков1, Владимир Анатольевич Терещенко2
1 2 Сибирский университет потребительской кооперации, Новосибирск, Россия
Аннотация. В статье рассмотрены перспективные вопросы развития законодательства в области привлечения юридических лиц к административной ответственности, показаны направления совершенствования ее правового регулирования.
Ключевые слова: юридическая ответственность; административная ответственность; административное правонарушение; юридическое лицо; производство по делам об административных правонарушениях; концепция
Для цитирования: Новиков В.А., Терещенко В.А. Некоторые концептуальные вопросы совершенствования администра-тивной ответственности юридических лиц // Государственная служба и кадры. 2021. № 5. С. 71—75. ЭО!: 10.24411/2312-0444-2021-5-71-75.
Original article
Some conceptual issues of improving the administrative responsibility of legal entities
Valery А. Novikov1, Vladimir А. Tereshchenko2,
1 2 Siberian University of Consumer Cooperatives, Novosibirsk, Russia
Abstract. The article discusses promising issues of the development of legislation in the field of bringing legal entities to administrative responsibility, shows the directions of improving its legal regulation.
Keywords: legal responsibility, administrative responsibility, administrative offense, entity, proceedings on cases of administrative offenses, concept
For citation: Novikov V. A., Tereshchenko V. A. Some conceptual issues of improving the administrative responsibility of legal entities // State service and personnel. 2021. (5):71-75. (In Russ.). DOI: 10.24411/2312-0444-2021-5-71-75.
Повременное развитие административно-правового регулирования связано с совершенствованием форм и методов деятельности субъектов публичного управления [5, 6], порядка осуществления контрольно-надзорной деятельности [13, 16], правового регулирования административной ответственности и производства по делам об административных правонарушениях. Все это непосредственно затрагивает и вопросы привлечения к административной ответственности юридических лиц [11, 12].
Одним из достоинств действующего Кодекса РФ об административных правонарушениях от
© Новиков В.А., Терещенко В.А., 2021.
30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ является то, что он достаточно полно и последовательно закрепил институт административной ответственности юридических лиц [1]. В частности, в частях 2 и 3 ст. 2.1 закреплено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение винов-
№ 5/2021
ное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Целый ряд правовых аспектов административной ответственности юридических лиц закреплены в ст. 2.10 КоАП РФ. В частности, в частях 1 и 2 сказано, что юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. В случае, если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП РФ не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.
Дальнейшее совершенствование института административной ответственности и административного процесса показывает, что развитию института административной ответственности юридических лиц придается большое значение [3]. Так, в Концепции нового Кодекса РФ об административных правонарушениях (2019 г.) целый ряд вопросов связан с необходимостью совершенствования административной ответственности юридических лиц.
Например, предполагается закрепить, что учитывая особенности правового статуса органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных органов, органов управления государственных внебюджетных фондов, наделенных статусом юридического лица, а также казенных учреждений, связанного с осуществлением их деятельности только в рамках бюджетного финансирования и невозможностью самостоятельного распоряжения финансовыми средствами, необходимо исключить административную ответственность данных органов и организаций как юридических лиц с персонализацией административной ответственности должностных лиц указанных органов и организаций за противоправные деяния, совершенные в их деятельности.
В области совершенствования порядка наложения административных наказаний предлагается закрепить положение, что предупреждение может быть также назначено совершившему административное правонарушение (кроме грубого административного правонарушения) индивиду-
альному предпринимателю или юридическому лицу, являющемуся в том числе субъектом малого или среднего предпринимательства, а также их работникам в случае замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение. Применительно к юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предлагается закрепить положение, что при назначении административного наказания в виде административного штрафа его размер должен определяться с учетом имущественного и финансового положения юридического лица, индивидуального предпринимателя, привлекаемого к административной ответственности.
В новом КоАП предлагается выделить отдельные главы об особенностях освобождения от административной ответственности, от административного наказания, замены административного наказания, отсрочки, рассрочки и приостановления исполнения административного наказания. В частности, предлагается закреплено положение, согласно которому не допускается одновременное привлечение юридического лица и его работника к административной ответственности за одни и те же действия, за исключением случаев, когда юридическое лицо, наряду с его виновным работником, виновно в непринятии мер по недопущению совершения указанным работником административного правонарушения.
Необходимо установить общие требования к составу административного правонарушения, к его объективной стороне, как для КоАП, так и для региональных законов об административной ответственности. С учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации необходимо закрепить возможность законодателя по-разному, в зависимости от существа охраняемых общественных отношений, конструировать составы административных правонарушений и их отдельные элементы, включая такой элемент состава административного правонарушения, как объективная сторона, в том числе использовать в указанных целях бланкетный (отсылочный) способ формулирования норм об административной ответственности (нарушение обязательных требований в определенной сфере). Противоправное деяние также может быть описано или напрямую в статье Особенной части КоАП, или путем отсылки на положения нормативных правовых актов.
При этом нормы Особенной части КоАП не могут противоречить регулятивным нормам отраслевого законодательства, к которым они отсылают, в части оценки деяния как противоправного.
№ 5/2021
При формировании новой системы обязательных требований следует исходить из того, что является их существенным нарушением, - по аналогии с грубыми нарушениями лицензионных требований. При этом представляется целесообразным сохранить подход к выделению в отдельных составах административных правонарушений грубых, повторных нарушений, а также составов правонарушений на основе иных квалифицирующих признаков.
В целях синхронизации законодательства об административных правонарушениях и законодательства в сфере контрольно-надзорной деятельности при конструировании составов административных правонарушений, совершенных должностными и (или) юридическими лицами, общественная вредность административных правонарушений должна подлежать соотнесению с категориями риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. При этом меры принуждения в виде административной ответственности могут быть применены только в случаях отсутствия должного реагирования со стороны юридического лица на предписания должностных лиц контролирующих органов или грубого нарушения обязательных требований.
В раках конструирования составов административных правонарушений буду реализованы концептуальные подходы, касающиеся установления общих требований к составу административного правонарушения, к его объективной стороне, как для КоАП, так и для региональных законов об административной ответственности. Нормы Особенной части КоАП не могут противоречить регулятивным нормам отраслевого законодательства, к которым они отсылают, в части оценки деяния как противоправного. При формировании новой системы обязательных требований следует исходить из того, что является их существенным нарушением, - по аналогии с грубыми нарушениями лицензионных требований. При этом представляется целесообразным сохранить подход к выделению в отдельных составах административных правонарушений грубых, повторных нарушений, а также составов правонарушений на основе иных квалифицирующих признаков.
В целях синхронизации законодательства об административных правонарушениях и законодательства в сфере контрольно-надзорной деятельности при конструировании составов административных правонарушений, совершенных должностными и (или) юридическими лицами, общественная вредность административных правонарушений должна подлежать соотнесению с категориями риска причинения вреда (ущерба) охра-
няемым законом ценностям. При этом меры принуждения в виде административной ответственности могут быть применены только в случаях отсутствия должного реагирования со стороны юридического лица на предписания должностных лиц контролирующих органов или грубого нарушения обязательных требований.
Совершенствование законодательства об административной ответственности юридических лиц затрагивает и вопросы иных видов юридической ответственности, прежде всего, гражданско-правовой и уголовной, что говорит о тесном межотраслевом взаимодействии применительно к институтам юридической ответственности в целом [8].
Также, по мнению авторов, в РФ законодательство об административной ответственности должно развиваться с учетом положительного опыта государств — участников СНГ [9, 14], и, прежде всего, государств ЕАЭС [7], участником которых является Российская Федерация. Результаты проведённых сравнительно-правовых исследований [2] не просто расширят методологические рамки проведенных исследований, но и обогатят российскую правовую науку новыми подходами в решении правовых проблем, связанных, в том числе, и с привлечением к административной ответственности юридических лиц.
Список источников
1. Административная деятельность ОВД: Учебник / колл. авторов; под ред. М.В. Костен-никова, А.В. Куракина. М.: Юрайт, 2014.
2. Глобализация — безопасность государства — национальные интересы: доктрина права и правовая жизнь: Монография. Тамбов, 2020.
3. Доктрина права и безопасность в современном мире: Монография / Отв. ред. Р.В. Пузиков, Я Зелиньский. Тамбов: ТГУ, 2020.
4. Правовая основа обеспечения национальной безопасности РФ: монография / Отв. ред. А.А. Опалев. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.
5. Публичная власть: система, компетенции: монография / [Кобзарь-Фролова М.Н. и др.]. Воронеж, 2021.
6. Редкоус В.М. О перспективах развития государства и права в РФ (на примере прокуратуры). В.Н. Галузо. Власть прокурора в РФ. Часть IV. Возрождение права // Государство и право. 2021. № 7. С. 201—204.
7. Редкоус В.М. К вопросу о кодификации законодательств в государствах — участниках ЕАЭС // Вестник ВИПК сотрудников МВД РФ. 2021. № 2 (58). С. 29—34.
8. Редкоус В.М. Некоторые аспекты взаимодействия административного и уголовного зако-
№ 5/2021
нодательства РФ в современных условиях // Закон и право. 2021. № 7. С. 27—31.
9. Редкоус В.М. Институт административной ответственности в обеспечении национальной безопасности (опыт России и государств-участников СНГ) // Право и государство: теория и практика. 2010. № 3 (63). С. 148—151.
10. Редкоус В.М., Дуванов Н.Ю. Понятие и характерные черты производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого пограничными органами в отношении юридических лиц // Военное право. 2021. № 4 (68). С. 117—130.
11. Редкоус В.М., Дуванов Н.Ю., Зарицкий С.В. К вопросу о правовом статусе и правовом положении юридических лиц - участников производства по делам об административных правонарушениях // Экономика. Право. Общество. 2021. Т. 6. № 1 (25). С. 88—95.
12. Редкоус В.М., Дуванов Н.Ю. Проблемы и направления совершенствования правового регулирования привлечения юридических лиц к административной ответственности пограничными органами // Вестник ВИПК сотрудников МВД РФ. 2021. № 1 (57). С. 73—81.
13. Современные правовые формы и методы администрирования в экономической сфере РФ: Монография / ИГП РАН. М., 2020. Ч. I. 384 с.
14. Civil Society of Modern Russia: Problems of Implementation of Constitutional Rights and Freedoms / Voronov A.M., Kobzar-Frolova M.N., Redkous V.M., Gogolev A.M. International Journal of Economics and Business Administration. 2019. Т. 7. № S1. С. 243—251.
15. Private Bankruptcy in the Russian Federation: Reality and Perspectives / Mironov A.N., Kolesnikova Yu.P., Redkous V.M. В сб.: SHS Web of Conferences. IX Baltic Legal Forum «Law and Order in the Third Millennium». Kaliningrad, 2021. С. 01008.
16. Yastrebova, Anna I.; Stakhov, Alexander I.; Redkous, Vladimir M.; Gubin, Aleksej N.; Suchkova, Tatyana Y. State and non-state Actors Ensuring Constitutional Order and Public Security: Problems of Legal Regulation of Interaction // Revista Universidad Y Sociedad. MAY-JUN 2020. Vol. 12. Iss. 3. PP. 228—239.
References
1. Administrative Activities of the Department of Internal Affairs: Textbook / call. authors; ed. M.V. Kostennikova, A.V. Kurakin. M., 2014. 521 p.
2. Globalization - State Security — National Interests: Doctrine of Law and Legal Life: Monograph. Tambov: «Print-Service», 2020. 476 p.
3. Doctrine of Law and Security in the Modern World: Monograph / group of authors; otv. ed. R.V. Puzikov, I'm Zelinsky. Tambov: TSU, 2020. 425 p.
4. Legal Basis for Ensuring the National Security of the Russian Federation: Monograph / otv. ed. A.A. Opalev. M .: Unity-Dana, 2017. 512 p.
5. Public power: system, competencies: monograph / [Kobzar-Frolova M.N. and etc.]. Voronezh, 2021.237 p.
6. Redkous V.M. On the Prospects for the Development of State and Law in the Russian Federation (on the Example of the Prosecutor's Office). V.N. Galuso. The Power of the Prosecutor in the Russian Federation. Part IV. Revival of law // State and Law. 2021. No. 7. P. 201—204.
7. Redkous V.M. On the Issue of Codification of Legislation in the Member States of the Eurasian Economic Union // Bulletin of the VIPK of Employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. 2021. No. 2 (58). P. 29—34.
8. Redkous V.M. Institute of Administrative Responsibility in Ensuring National Security (Experience of Russia and the CIS Member States) // Law and State: Theory and Practice. 2010. No. 3 (63). P. 148—151.
9. Redkous V.M. Some Aspects of the Interaction of Administrative and Criminal Legislation of the Russian Federation in Modern Conditions // Law and Law. 2021. No. 7. P. 27—31.
10. Redkous V.M., Duvanov N.Yu. The Concept and Characteristic Features of Proceedings in Cases of Administrative Offenses Carried out by Border Authorities in Relation to Legal Entities // Military law. 2021. No. 4 (68). P. 117—130.
11. Redkous V.M., Duvanov N.Yu., Zaritsky S.V. On the Issue of the Legal Status and Legal Status of Legal Entities - Participants in Proceedings in Cases of Administrative Offenses // Economics. Right. Society. 2021. T. 6. No. 1 (25). P. 88—95.
12. Redkous V.M., Duvanov N.Yu. Problems and Directions of Improving the Legal Regulation of Bringing Legal Entities to Administrative Responsibility by Border Authorities // Bulletin of the VIPK of employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. 2021. No. 1 (57). P. 73—81.
13. Modern Legal Forms and Methods of Administration in the Economic Sphere of the Russian Federation: Monograph / IGP RAS. M., 2020. Part I. 384 p.
14. Civil Society of Modern Russia: Problems of Implementation of Constitutional Rights and Freedoms / Voronov A.M., Kobzar-Frolova M.N., Redkous V.M., Gogolev A.M. International Journal
№ 5/2021
of Economics and Business Administration. 2019. T. 7. № S1. C. 243—251.
15. Private Bankruptcy in the Russian Federation: Reality and Perspectives / Mironov A.N., Kolesnikova Yu.P., Redkous V.M. B c6.: SHS Web of Conferences. IX Baltic Legal Forum «Law and Order in the Third Millennium». Kaliningrad, 2021. C. 01008.
16. Yastrebova, Anna I.; Stakhov, Alexander I.; Redkous, Vladimir M.; Gubin, Aleksej N.; Suchkova, Tatyana Y. State and non-state Actors Ensuring Constitutional Order and Public Security: Problems of Legal Regulation of Interaction // Revista Universidad Y Sociedad. MAY-JUN 2020. Vol. 12. Iss. 3. PP. 228—239.
Информация об авторах
В. А. Новиков — доцент кафедры гражданского права Сибирского университета потребительской кооперации, кандидат юридических наук, доцент.
В. А. Терещенко — доцент кафедры гражданского права Сибирского университета потребительской кооперации, кандидат юридических наук, доцент.
Information about the authors V.A. Novikov - Associate Professor of the Department of Civil Law of the Siberian University of Consumer Cooperatives, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.
V.A. Tereshchenko - Associate Professor of the Department of Civil Law of the Siberian University of Consumer Cooperatives, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 23.11.2021; одобрена после рецензирования 25.11.2021; принята к публикации 26.11.2021.
The article was submitted 23.1 1.2021; approved after reviewing 25.1 1.2021; accepted for publication 26.1 1.2021. -
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Оксамытный В.В. Общая теория государства и права.
3-е изд., перераб. и доп. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ "Профессиональный учебник". 591 с.
Учебник представляет собой энциклопедический и компаративистский курс, раскрывающий на основе федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования базовые положения, понятия и проблемы государства и права. Широко использованы наработки российской правовой науки и основные достижения зарубежной юриспруденции.
Для студентов юридических факультетов и вузов всех форм обучения, а также аспирантов и преподавателей.
№ 5/2021