УДК 346.7
Воронин Илья Вячеславович Сыркина Валерия Павловна Челябинский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия, Челябинск [email protected] valeriyasyrkina@mail. ru Voronin Ilya Syrkina Valeriya
Chelyabinsk branch of Russian Presidential Academy of National Economy and
Public Administration Russia, Chelyabinsk
К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТАТУСА САМОЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН В РОССИИ Аннотация: в данной статье рассмотрены актуальные проблемы, связанные с формированием правового статуса самозанятых граждан в РФ, разграничением понятий «самозанятый гражданин» и «индивидуальный предприниматель», а также вопросы относительно создания условий для легализации деятельности самозанятых. Авторами проанализирован законопроект, согласно которому самозанятые граждане и индивидуальные предприниматели будут платить специальный налог. Сделан вывод о том, что законодательство, регулирующее правовой режим самозанятых граждан в РФ, остается недостаточно проработанным и имеет противоречия.
Ключевые слова: налог, самозанятые граждане, предпринимательская деятельность, законопроект, индивидуальный предприниматель.
ON THE PECULIARITIES OF LEGAL REGULATION OF THE STATUS OF SELF-EMPLOYED CITIZENS IN RUSSIA
Annotation: in this article the actual problems connected with formation of the legal status of self-employed citizens in the Russian Federation, differentiation of concepts «self-employed» and «individual entrepreneur», and also questions concerning creation of conditions for legalization of their activity are considered. The authors analyzed the bill on which self-employed citizens and individual entrepreneurs will pay a special tax. It is concluded that the legislation regulating the legal regime of self-employed citizens in the Russian Federation remains insufficiently developed and has contradictions.
Key words: tax, self-employed citizens, business activity, bill, individual entrepreneur.
На сегодняшний день большое количество граждан выполняет работы и оказывает услуги на дому либо на выезде, при этом не имея официального статуса и не неся юридической ответственности за результаты своей работы. Именно поэтому возникла необходимость на законодательном уровне урегулировать правоотношения таких граждан, потребителей их работ и услуг. Для того чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо определить понятие правового статуса самозанятых граждан, разграничить понятия «самозанятый гражданин» и «индивидуальный предприниматель», а также создать предпосылки для более выгодного выхода этой категории «из тени».
Некоторые исследователи отмечают существенное различие между статусом индивидуального предпринимателя и самозанятого гражданина. Так, Ю.О. Шибаршина считает, что «основным отличием понятия индивидуального предпринимателя от самозанятого гражданина является невозможность нанимать сотрудников. Это связано с тем, что деятельность этой категории осуществляется благодаря их личным усилиям» [0, с. 558]. Ряд исследователей указывает на иные отличия данных понятий. В частности, А.Ю. Шеина, Г.З. Альтдинова, Р.Р. Нафикова отмечают, что «самозанятые не предоставляют налоговую отчетность в соответствующие органы» [0, с. 75]. Представляется,
что под самозанятыми гражданами следует понимать тех, кто по различным причинам не желает регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Задача законодателя в таком случае заключается в том, чтобы предложить им такие условия, по которым легализация их деятельности может оказаться привлекательной для самозанятых граждан.
По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2017 году в неформальном секторе было занято 15,4 млн человек, что составляет 19,8% от общего количества занятых [0]. Из-за теневой занятости только Пенсионный фонд России недополучает около 500 млрд руб. в год. Однако некоторые специалисты считают эти данные преувеличенными. Так, по мнению заместителя директора Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Р.И. Капелюшникова, доля неформальной занятости в России колеблется в пределах 10-15% от общей численности занятых [0]. Результаты опроса, проведенного компанией ResearchMe в мае-июне 2017 года показали, что 39% опрошенных самозанятых граждан не считают нужным платить налоги, потому что ничего не ждут от государства, 29% говорят, что поскольку они самостоятельно заботятся о своем социальном обеспечении, платить налоги не обязаны. Всего 32% опрошенных заявляют, что уплата налогов является гражданским долгом каждого [0]. Таким образом, можно сделать вывод об отсутствии в России доверительных отношений между налогоплательщиками и государством, поэтому самозанятых граждан достаточно сложно мотивировать к легализации своей деятельности.
Одно из решений проблемы легализации самозанятых граждан видится в принятии федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)». Данный закон вступил в силу 1 января 2019 года в Москве, Подмосковье, Калужской области и Республике Татарстан. Положения законопроекта для самозанятых имеют экспериментальный характер, вводятся на 10 лет и продлятся до 2028 года.
ЮОПРОСЫЯГ_
После окончательного внедрения эксперимента в этих регионах планируется распространить его по всей стране. Так, согласно ст. 10 закона, самозанятые граждане будут уплачивать налог в размере 4% на доход, полученный от реализации товаров и услуг для физических лиц, и 6% на доход при продаже товаров и услуг для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [0]. В эти проценты отчисления входят в том числе взносы на медицинское страхование в размере 37% от уплаченной суммы налога. Пенсионные взносы самозанятый гражданин сможет вносить добровольно и в таком размере, какой он сам определит. Что касается социального страхования, то в законопроекте указано, что самозанятый не признается плательщиком таких взносов. Предоставление самозанятыми гражданами налоговой декларации по данному налогу не предусмотрено. Помимо этого, исходя из содержания ст. 3 указанного закона, предлагается полностью автоматизировать процесс взаимодействия Федеральной налоговой службы (далее - ФНС) и гражданина с помощью мобильного приложения «Мой налог» [0]. Сумму налога ФНС рассчитает на основе сведений, переданных гражданином через приложение. Представляется правильной позиция Е.С. Ситникова, который считает, что «законодатель не учел тот момент, что не все граждане смогут воспользоваться указанной функцией. Не стоит забывать, что в роли самозанятых выступает и такая категория налогоплательщиков, как люди предпенсионного и пенсионного возраста, которые не обладают соответствующими навыками работы с мобильными приложениями в полной мере» [0, с. 392]. Действительно, данная проблема будет весьма актуальной среди граждан пожилого возраста.
Таким образом, можно сказать, что отсутствует четкое разграничение понятий «самозанятый гражданин» и «индивидуальный предприниматель» на законодательном уровне. Нет подробного перечня субъектов, которые попадают под указанную категорию. Тенденция граждан к выполнению работ и оказанию услуг из личных целей неизменно растет, тем самым формируя средний класс общества и развивая мелкое предпринимательство, поэтому
необходимо установить единообразие понимания «самозанятый гражданин», определить его субъектный состав. Стоит также добавить, что с точки зрения пополнения бюджета необходимо поднимать уровень налоговой культуры российских граждан путём работы с населением, направленной на повышение налоговой грамотности.
Список литературы:
1. О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан): Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ // Российская газета. 30.11.2018. № 270.
2. Ситников Е.С. Налог для самозанятых: эксперимент в России // NOVAUM.RU. Изд.: Ситников Евгений Сергеевич. 2018. № 16. С. 391 -393.
3. Шеина А.Ю., Альтдинова Г.З., Нафикова Р.Р. Проблема легализации самозанятых в российской федерации // Инновационное развитие. Изд: ИП Сигитов Т.М. (Пермь). 2018. № 9. С. 75-77.
4. Шибаршина Ю.О. К вопросу о статусе самозанятых граждан в России // Потенциал роста современной экономики: возможности, риски, стратегии: материалы V Международной научно-практической конференции / под редакцией А.В. Семенова, М.Я. Парфеновой, Л.Г. Руденко. Изд.: Московский университет им. С.Ю. Витте (Москва). 2018. С. 557-562.
5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 10.04.2019).
6. Принят закон о самозанятых: ставка налога и ограничения. URL: https://kontur.ru/articles/5293 (дата обращения: 10.04.2019).
7. Мужчины чаще женщин пытаются уклониться от уплаты налогов. URL: https://plus-one.ru/blog/community/muzhchiny-chashche-zhenshchin-pytayutsya-uklonitsya-ot-uplaty-nalogov (дата обращения: 10.04.2019).