Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВУЗОВСКОЙ ЛЕКЦИИ'

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВУЗОВСКОЙ ЛЕКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система образования / инновационные образовательные технологии / мультимедиа / мультимедийная поддержка лекции / мультимедиаресурсы / презентация / education system / innovative educational technologies / multimedia / multimedia support lectures / multimedia resources / presentation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В С. Бедрин

На фоне модернизации всех областей человеческой деятельности претерпевает изменения и система образования, в том числе и в вузах России. В этой связи особо развивающимся направлением выступает реализация образовательных программ с широким применением инновационных информационных технологий с использованием компьютерной техники. В данной статье мультимедийное сопровождение лекции рассматривается как технология, обеспечивающая благоприятные условия для повышения качества образования в вузе. В статье анализируются категории «инновационные образовательные технологии», «мультимедиатехнологии». Рассмотрены некоторые точки зрения о понятии «мультимедиа». А также примеры популярного интерактивного программного обеспечения, поддерживающего технологию «мультимедиа». Представлены блоки процесса мультимедийного сопровождения вузовской лекции: репродуктивный и продуктивный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF FEATURES OF MULTIMEDIA ACCOMPANIMENT OF A UNIVERSITY LECTURE

Against the background of modernization of all areas of human activity, the education system is also undergoing changes, including in Russian universities. In this regard, a particularly developing direction is the implementation of educational programs with the widespread use of innovative information technologies using computer technology. In this article, multimedia accompaniment of the lecture is considered as a technology that provides favorable conditions for improving the quality of education at the university. The article analyzes the categories of “innovative educational technologies”, “multimedia technologies”. Some points of view about the concept of “multimedia” are considered. As well as examples of popular interactive software that supports multimedia technology. The blocks of the process of multimedia accompaniment of a university lecture are presented: reproductive and productive.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВУЗОВСКОЙ ЛЕКЦИИ»

3. Meletichev V.V. Motivaciya v professional'noj deyatel'nosti pedagoga. Motivaciya. Put' k buduschemu: materialy Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo kongressa pedagogov, psihologov i medikov. Zheneva: Evropejskaya associaciya pedagogov i psihologov «Science», 2016: 43-47.

4. Meletichev V.V. Motivacionnoe obespechenie professional'nogo razvitiya pedagoga. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; Vypusk 59, Ch. IV: 74-78.

5. Professional'naya pedagogika: uchebnoe posobie dlya vuzov: v 2 ch. Moskva: Yurajt, 2017; Ch. 1.

6. Temnyatkina O.V. Issledovanie motivacionnoj gotovnosti pedagogov k nepreryvnomu professional'nomu razvitiyu. Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. 2021; № 1.

7. Hasanova I.I., Kotova S.S. Psihologicheskaya gotovnost' pedagogov SPO k osvoeniyu novyh vidov deyatel'nosti v usloviyah professional'noj reorientacii. Obrazovanie i nauka. 2018; № 20 (7): 147-167.

Статья поступила в редакцию 15.11.22

УДК 37.013.78

Bedrin V.S., Cand. of Sciences (Law), Senior Lecturer, Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Volgograd, Russia),

E-mail: bedrinvs@rambler.ru

ON THE QUESTION OF FEATURES OF MULTIMEDIA ACCOMPANIMENT OF A UNIVERSITY LECTURE. Against the background of modernization of all areas of human activity, the education system is also undergoing changes, including in Russian universities. In this regard, a particularly developing direction is the implementation of educational programs with the widespread use of innovative information technologies using computer technology. In this article, multimedia accompaniment of the lecture is considered as a technology that provides favorable conditions for improving the quality of education at the university. The article analyzes the categories of "innovative educational technologies", "multimedia technologies". Some points of view about the concept of "multimedia" are considered. As well as examples of popular interactive software that supports multimedia technology. The blocks of the process of multimedia accompaniment of a university lecture are presented: reproductive and productive.

Key words: education system, innovative educational technologies, multimedia, multimedia support lectures, multimedia resources, presentation.

В.С. Бедрин, канд. юрид. наук, доц., Волгоградская академия МВД России, г. Волгоград, E-mail: bedrinvs@rambler.ru

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВУЗОВСКОЙ ЛЕКЦИИ

На фоне модернизации всех областей человеческой деятельности претерпевает изменения и система образования, в том числе и в вузах России. В этой связи особо развивающимся направлением выступает реализация образовательных программ с широким применением инновационных информационных технологий с использованием компьютерной техники. В данной статье мультимедийное сопровождение лекции рассматривается как технология, обеспечивающая благоприятные условия для повышения качества образования в вузе. В статье анализируются категории «инновационные образовательные технологии», «мультимедиатехнологии». Рассмотрены некоторые точки зрения о понятии «мультимедиа». А также примеры популярного интерактивного программного обеспечения, поддерживающего технологию «мультимедиа». Представлены блоки процесса мультимедийного сопровождения вузовской лекции: репродуктивный и продуктивный.

Ключевые слова: система образования, инновационные образовательные технологии, мультимедиа, мультимедийная поддержка лекции, мультимедиаресурсы, презентация.

Актуальность предлагаемой к рассмотрению темы обусловлена тем, что на фоне модернизации всех областей человеческой деятельности претерпевает изменения и система образования, в том числе и в вузах России. В этой связи особо развивающимся направлением выступает реализация образовательных программ с широким применением различных современных информационных технологий с использованием компьютерной техники [1-5].

Цель данной статьи заключается в исследовании преимуществ инновационных образовательных технологий, в том числе мультимедийных, применяемых в высших учебных заведениях при разработке и чтении лекций.

Основные задачи статьи: рассмотреть содержание понятия «мультимедиа», описать основные особенности мультимедийного сопровождения вузовской лекции.

Методы исследования при подготовке данной статьи включали в себя следующие аспекты: теоретические (анализ научной, педагогической, методической литературы и нормативно-правовой базы по проблеме исследования, синтез и обобщение полученных результатов) и практические (беседы с представителями профессорско-преподавательского состава высших образовательных организаций, анкетирование обучающихся).

Научная новизна статьи состоит в том, что обозначены особенности подготовки и чтения лекции с мультимедийной поддержкой в учебном процессе высших образовательных организаций.

Теоретическая значимость статьи выражается в углублении знаний о категории «мультимедиатехнологии» с точки зрения подготовки и чтения лекций по профессиональным дисциплинам в соответствии с реализуемыми программами высших образовательных организаций.

Практическая значимость свидетельствует о перспективности использования в учебном процессе педагогическими работниками высших учебных заведений рассмотренной в статье инновационной образовательной технологии.

В современной ситуации, сложившейся в России, высшее образование испытывает на себе влияние целого ряда внешних факторов, среди которых можно назвать:

- непрерывно меняющееся российское законодательство;

- нестабильность политических процессов;

- неурегулированность правовых механизмов рыночной экономики и перепроизводство специалистов;

- высокая конкуренция между специалистами на рынке труда.

В этих условиях традиционная организация образовательного процесса в вузах, готовящих специалистов различного профиля, не удовлетворяет ни ра-

ботодателей, ни самих работников, так как выпускники по окончании обучения не получают опыта быстрой адаптации и свободной предметной ориентировки в постоянно обновляющейся профессиональной среде, аргументации и отстаивания своей точки зрения в дискуссии с коллегами, выработки инициативных предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы и их практической реализации.

Речь сегодня идет не о заранее определенном объеме знаний или опыте хорошо известной деятельности, которые необходимо передать будущему специалисту в процессе его обучения в вузе, а о воссоздании в образовательном процессе максимально приближенных к реальности условий профессиональной среды и формировании опыта эффективного и творческого взаимодействия с этой средой.

Одним из вариантов такого учебного воссоздания (имитации) информационно-профессиональной среды является экранная компьютерная среда или «мультимедиа» (multimedia), содержащая богатую палитру соответствующих возможностей и средств [1].

Существуют различные точки зрения о понятии «мультимедиа». По определению Данильчук Е.В., «мультимедиа» - это комплекс аппаратных средств, позволяющих компьютеру работать не только с текстовой, но и с графической, звуковой и видеоинформацией. Причем мультимедийным считается только такой компьютер, который может работать не с одним из этих видов (например, со звуком), а со всеми сразу [2].

Афанасьева О.В. и Пищелко А.В. трактуют «мультимедиа» как информационную технологию, позволяющую объединить информацию разных типов (текст, звук, графическое изображение и анимацию (мультипликацию), видеоизображение). В результате обеспечивается такое представление информации, при котором человек воспринимает ее сразу несколькими органами чувств параллельно в сочетании с использованием больших объемов информации, быстрым доступом и интерактивными возможностями работы с нею [3].

Иными словами, технология «мультимедиа» способна поддерживать словесное обучение с использованием статических и динамических изображений в форме технологии визуализации для лучшего выражения и понимания демонстрируемого материала.

Кроме того, она обеспечивает переход от жестко фиксированного текста, характерного для классической письменной культуры, к «мягкому» тексту на экране монитора. Мгновенная готовность мультимедиатекста к трансформации буквально подталкивает воспринимающего его человека к диалогу с ним. Использование мультимедиа создает принципиально новые возможности в совер-

шенствовании чувственных ощущений. Они становятся инструментальной основой быстро развивающейся новой культуры - экранной [3].

Аппаратное и программное обеспечение, используемое для создания и запуска мультимедийных приложений, известно как мультимедийная технология. Мультимедийная технология обладает некоторыми характеристики, такими как интеграция, гибкость и взаимодействие, которые позволяют людям передавать информацию или идеи с цифровыми и печатными элементами. Цифровые и печатные элементы в этом контексте относятся к мультимедийным приложениям или инструментам, используемым с целью предоставления информации людям для лучшего её восприятия.

В качестве примеров популярного интерактивного программного обеспечения, поддерживающего технологию «мультимедиа», можно привести средства создания и обработки изображений различных форматов (Fotor, GIMP, Inkscape), анимации (3D Studio MAX, TrueSpace, Ray Dream Studio), видеоизображений (Windows Movie Maker, Adobe Premiere, Ulead Video Studio), звука (Sound Forge, PowerTracks Pro, CoolEdit Pro), а также средства создания презентаций (PowerPoint, Harvard Graphics, Corel Presentations).

Сегодня ключевым инструментом педагогической науки, на наш взгляд, является мультимедийное сопровождение процесса вузовского обучения, в частности лекционного занятия, заключающееся в технологии использования интерактивной образовательной среды на базе широких возможностей мульти-медиаресурсов с целью развития познавательной активности и творческих способностей обучающихся.

Основными функциями лекции являются познавательная (обучающая), развивающая, воспитательная и организующая. В связи с этим мы полагаем, что применение мультимедийного сопровождения вузовской лекции можно распределить по следующим блокам:

- первый - репродуктивный: учебно-познавательная деятельность обучающихся строится на использовании дидактического материала объяснительно-иллюстративного характера, подготовленного с применением мультимедийных технологий (познавательная и организующая функции);

- второй - продуктивный: учебно-познавательная деятельность обучающихся строится на использовании дидактического материала проблемного характера (развивающая и воспитательная функции).

Каждый из блоков может в ходе лекции дополняться проведением экспресс-тестирования (2-4 минуты) (организующая функция).

Подготовка и чтение лекции с мультимедийным сопровождением представляет собой творческий процесс, которому присущ ряд особенностей [1; 4; 5]. Форму представления лекционного материала (план, тезисы или полный текст) каждый педагогический работник определяет для себя индивидуально. Однако если лекция предполагает визуальную поддержку в виде презентационных слайдов, лектору следует избегать дублирования всего лекционного материала текстом, демонстрируемым на экране, который по возможности должен использоваться для вывода наиболее главных определений и понятий, а также информации обобщающего или сравнительного характера в виде схем, таблиц, графиков и диаграмм.

Современные компьютерные технологии предоставляют весьма широкий диапазон аппаратных возможностей, так что разработчику презентации зачастую трудно уйти от соблазна, например, использовать все функциональные возможности офисного приложения MS PowerPoint для насыщенного оформления своего выступления. Однако следует помнить, что визуальное сопровождение не должно «вытеснять» самого лектора, а демонстрируемые иллюстрации помешать пониманию сути излагаемого учебного материала. Безусловно, зрительный образ запоминается намного лучше, чем услышанное, однако нередко изображение на экране оказывается действительно настолько увлекательным, что обучающийся может забыть, с какой целью он пришел на лекцию, так как все его внимание приковано только к картинке на экране.

Поэтому, продумывая порядок визуального сопровождения, важно выбрать не только оптимальную последовательность, но и хронометраж демонстрации

Библиографический список

каждого слайда, принимая во внимание, что время присутствия слайда на экране должно быть достаточным для полноценного восприятия обучающимся смысла иллюстрации. Разработчику презентации также необходимо помнить, что, потеряв интерес к изображению на экране, обучающийся может попросту «выпасть из контекста» предлагаемого учебного материала.

Еще один важный аспект - это количество демонстрируемых слайдов. Иногда с целью привлечения максимального внимания аудитории лектор ради украшения дополняет свое изложение несколькими десятками ярких, красочных иллюстраций, что приводит как раз к обратному эффекту - отвлечение обучающихся от сути слайда. Поэтому в презентацию следует включать только такие виды информации, которые невозможно представить иначе, четко обосновывать необходимость её появления на экране. При этом необходимо также помнить, что внимание аудитории, как правило, наиболее активно в начале и в конце лекции, а значит, именно это время должно быть выбрано для показа ключевого материала. В момент подведения итогов лекционного занятия полезно бывает продемонстрировать слайд, содержащий все важные моменты предыдущего выступления (при условии, что их не слишком много), что позволит обучающемуся «охватить взглядом» всю лекцию и сформулировать свои вопросы педагогическому работнику. Следует продумать интервалы между включением и выключением экранных страниц, чтобы предыдущая страница не оставалась на экране после завершения озвучивания ее содержания (для этого полезно заранее заготовить соответствующие экранные заставки).

Перед началом чтения лекции, предусматривающей визуальное сопровождение материала, педагогический работник проверяет возможность демонстрации слайдов на том мультимедиакомпьютере, который установлен в специализированном лекционном зале, оснащенном мультимедийным проектором, экраном, электронной доской, акустической системой. Это необходимо для того, чтобы убедиться в том, что все аппаратные средства поддерживают те шрифты, иллюстрации и эффекты, которые используются в презентации.

При демонстрации презентации с помощью проектора лектор, как правило, пользуется указкой. В этом случае ему необходимо контролировать движения указки в те моменты, когда он акцентирует внимание обучающихся на экранных объектах. Беспричинное, хаотичное движение указки по экранной странице серьезно отвлекает внимание аудитории [1].

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать о том, что нами представляется актуальной работа по следующим направлениям:

- создание внутри одного вуза или в рамках межвузовского сотрудничества коллективов специалистов (программистов, художников, преподавателей-методистов и т.д.), задача которых заключалась бы в разработке и апробировании обучающих мультимедийных презентаций для вузовской лекции;

- формирование механизмов материальной заинтересованности педагогических работников во внедрении инновационных технологий в образовательный процесс, в том числе их лекционную деятельность;

- проведение межвузовских конференций и практических семинаров по обмену опытом применения мультимедийных презентаций в образовательном процессе высших учебных заведений различных ведомств.

На данном этапе развития образовательных технологий в обязанности педагогического работника обязательно должно входить владение им навыками работы с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав обучающихся - право на получение качественного образования. Педагогический работник, действующий в рамках привычной "меловой технологии", существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в глобальную сеть Интерн ет.

Отметим, что мультимедийное сопровождение вузовской лекции обусловливает облегчение процесса предоставления учебного материала лектором обучающимся, тем самым повышает интенсификацию учебного процесса и качество подготовки специалистов в целом.

1. Экранные компьютерные среды в подготовке юриста. Руководство по созданию мультимедиапроекта: учебное пособие. Волгоград: ВА МВД России, 2008.

2. Данильчук Е.В. Теория и практика формирования информационной культуры будущего педагога: монография. Волгоград: Перемена, 2002.

3. Афанасьева О.В., Пищелко А.В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста: учебное пособие. Москва: Академия, 2004.

4. Бедрин В.С. К вопросу о подготовке и чтении вузовской лекции. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 6 (73): 144-145.

5. Полянин А.Р, Коротун С.Н. Методика использования презентации на лекции в вузе: современный дискурс. Отечественная и зарубежная педагогика. 2017; Т. 1, № 4 (41): 172-184.

References

1. 'Ekrannye komp'yuternye sredy v podgotovke yurista. Rukovodstvo po sozdaniyu mul'timediaproekta: uchebnoe posobie. Volgograd: VA MVD Rossii, 2008.

2. Danil'chuk E.V. Teoriya i praktika formirovaniya informacionnoj kultury buduschego pedagoga: monografiya. Volgograd: Peremena, 2002.

3. Afanas'eva O.V., Pischelko A.V. 'Etika i psihologiya professional'noj deyatel'nosti yurista: uchebnoe posobie. Moskva: Akademiya, 2004.

4. Bedrin V.S. K voprosu o podgotovke i chtenii vuzovskoj lekcii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 6 (73): 144-145.

5. Polyanin A.R., Korotun S.N. Metodika ispol'zovaniya prezentacii na lekcii v vuze: sovremennyj diskurs. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2017; T. 1, № 4 (41): 172-184.

Статья поступила в редакцию 22.11.22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.