Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА ПРЕЗЕНТАЦИИ ЛЕКЦИИ В ВУЗЕ'

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА ПРЕЗЕНТАЦИИ ЛЕКЦИИ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
97
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКЦИЯ / ПРЕЗЕНТАЦИЯ / МУЛЬТИМЕДИА / LECTURE / PRESENTATION / MULTIMEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дегтярев С. А., Карелина А. Н.

Освещены основные требования к мультимедийным презентациям лекции в ВУЗе, основные этапы и принципы ее подготовки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF USING MULTIMEDIA LECTURE PRESENTATION AT UNIVERSITY

The study describes basic requirements for multimedia presentations of the lecture at university, the main stages and principles of its preparation.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА ПРЕЗЕНТАЦИИ ЛЕКЦИИ В ВУЗЕ»

УДК 37.026.3/.4

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА ПРЕЗЕНТАЦИИ ЛЕКЦИИ В ВУЗЕ Дегтярев С.А., Карелина А.Н.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, г. Смоленск, ул. Крупской, 28

degtyarev_s_a@mail.ru - Дегтярев Сергей Александрович

Резюме. Освещены основные требования к мультимедийным презентациям лекции в ВУЗе, основные этапы и принципы ее подготовки. Ключевые слова: лекция, презентация, мультимедиа.

METHODOLOGY OF USING MULTIMEDIA LECTURE PRESENTATION AT UNIVERSITY Degtyarev S.A., Karelina A.N.

Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, St. Krupskoy, 28

Summary. The study describes basic requirements for multimedia presentations of the lecture at university, the main stages andprinciples of its preparation. Keywords: lecture, presentation, multimedia.

Введение. «Если моя речь займет полчаса, то мне надо готовиться неделю. Если всего минуту - месяц. А если у меня нет ограничений, то я могу начать говорить прямо сейчас». М.Твен.

Информационные технологии добавили высшему образованию новые возможности. Одной из них является мультимедийная презентация, которая позволяет показывать на экране текст, изображения, видео, тем самым значительно увеличивая объем визуальной информации. Мультимедиа презентация является широко распространенным средством интенсификации образовательного процесса. Данный инструмент быстро стал если не обязательным, то настоятельно рекомендуемым [3]. Период активного использования мультимедийных презентаций в вузах составляет не менее 15 лет. На протяжении указанного времени исследователи отмечают устойчивую тенденцию: с одной стороны — активное внедрение презентации в образовательный процесс, а с другой — отсутствие должной теоретической основы в области дидактики, которая позволила бы научно обосновать рекомендации по эффективности применения [2, 5].

Тем не менее, на сегодняшний день сформированы требования, предъявляемые к мультимедийным презентациям. Как и традиционные пособия и учебные средства, они должны отвечать всем дидактическим требованиям, а именно: -научности; -наглядности; -доступности;

-системности и последовательности; -сознательности и активности; -прочности;

-связи теории и практики;

-интерактивности;

-индивидуализации;

-перманентности комплексного восприятия информации.

Целью и результатом применения презентации как составляющего компонента дидактической структуры урока является формирование у обучащихся знаний, умений и навыков [1].

Этапы подготовки мультимедийной лекционной презентации

При подготовке презентаций необходимо следовать четкому алгоритму ее создания. Создание презентации состоит из трех этапов: планирование, разработка, репетиция презентации [2].

На этапе планирования необходимо определить цель презентации. В случае подготовки лекции общей целью презентации будет информирование, т.е. презентация направлена на знакомство с новым материалом, или расширяет имеющиеся представления, обучает, описывает что-либо. Результатом информативного выступления являются знание, понимание, анализ, оценка учебного материала студентами. Далее необходим сбор информации об аудитории (знания и опыт аудитории, учет интересов, индивидуальных возможностей восприятия, памяти, мышления, воображения).

Принципы подготовки лекции с использованием мультимедийной презентации

Необходимо понимать — на лекцию студенты пришли выслушать лектора, а не прочитать вместе с ним надписи на его же слайдах. Не нужно предоставлять обучающимся презентацию Ваших слов.

1. Принцип 30 градусов

Не поворачивайтесь к аудитории спиной, только в пол-оборота к обучающимся.

2. Принцип внимания

Для удержания внимания своей аудитории подойдут простые приёмы: расскажите историю из личного опыта, задайте риторический вопрос, сошлитесь на авторитет, используйте (с осторожностью!) чувство юмора, но — только по теме, приведите статистические данные [4].

3. Принцип краткости

Подача информации должна быть лаконичной.

4. Принцип «10/20/30»

Суть принципа: 10 слайдов в презентации; 20 минут времени на презентацию; 30-м шрифтом набран текст на слайдах. Для полуторачасовой лекции, соответственно, применимо правило 45/90/30.

Стоит учитывать, что на большом экране текст и рисунки будет видно также (не лучше и крупнее), чем на экране компьютера. Часто для подписей к рисункам или таблицам выставляется мелкий шрифт (менее 10 пунктов) с оговоркой: «на большом экране все будет видно». Это заблуждение: конечно шрифт будет проецироваться крупнее, но и расстояние до зрителя будет значительно больше. Можно провести следующий расчет: если шрифт можно прочитать на экране компьютера с обычного расстояния (около 40-60 см, или иначе это — 12 диагонали экрана, то и в аудитории шрифт будет хорошо виден на расстоянии 1-2 диагоналей экрана).

5. Принцип информации.

В расположении информации на слайдах присутствуют композиционные особенности. Важные элементы необходимо располагать таким образом, чтобы они находились на пересечении линий, разделяющих слайд на девять равных прямоугольников. Также необходимо учитывать, что кроме центров внимания присутствуют диагонали позитива и негатива (рис.1).

Рис. 1. Схема расположения на слайде презентации центров внимания и диагоналей позитива и негатива.

6. Принцип информативности

Соблюдайте правило «схема — рисунок — график — таблица — текст». Именно в такой последовательности. Как только сформулировано то, что нужно донести до аудитории в каком-то конкретном слайде, сначала подумайте - как это представить в виде схемы? Не получается, как схему, подумайте, как показать это рисунком, графиком, таблицей. Использование текста в презентации допустимо, только если все предыдущие способы отображения информации не подошли.

В случае если сложные рисунок или схема действительно важны для понимания сути, стоит показывать их не в окончательном варианте, а выводить постепенно (как при рисовании на доске). Это позволит пояснить, как зарисовать схему или рисунок и будет способствовать лучшему запоминанию, развитию логики.

7. Принцип синхронизации

Слайды должны быть синхронизированы с текстом лекции. Презентация должна дополнять, иллюстрировать то, о чем идет речь. При этом она как не должна становиться главной частью лекции, так и не должна полностью дублировать материал. Идеальным вариантом является такое сочетание текста лекции и презентации, когда слушатель, упустив какую-то зрительную информацию, мог бы восполнить ее из того, что говорит лектор, и наоборот увидеть на демонстрируемых слайдах то, что он прослушал. Естественно, что для этого лучше самому управлять сменой слайдов или же, если это невозможно и проектором управляет другой человек, настолько точно рассчитать смену слайдов, чтобы от оператора, следящего за проектором, требовалось лишь начать показ слайдов, а дальше иллюстрации уже менялись бы автоматически.

8. Принцип 5 элементов

Кратковременная память человека способна запоминать в среднем 9 двоичных чисел, 8 десятичных чисел, 7 букв алфавита и 5 односложных слов - то есть человек способен одновременно помнить 7±2 элементов.

Неграмотно перегружать презентацию дополнительными сведениями - им место в раздаточном материале либо в словах лектора. На слайдах должно быть только самое главное - информация, а не данные. Отличие в том, что информация - это проработанные данные, представленные в удобном для восприятия виде.

У обучающихся не должно быть выбора, на что смотреть, лектор должен направлять их внимание. В каждую секунду выступления аудитория должна быть уверена в том, что смотрит туда, куда нужно.

Скорее всего, если лектору нужна лазерная указка, чтобы показать аудитории, в какое место слайда смотреть, это признак того, что слайды перегружены; не следует заставлять студента выбирать, куда ему смотреть.

9. Принцип соотношения сигнал/шум

Ухудшение визуального сообщения происходит, например, при выборе перегруженных графиков; при избыточном выделении линий, фигур, символов, логотипов.

Для соблюдения принципа необходимо минимизировать шум, т.е. удалить все элементы, без которых можно обойтись, не нанося ущерба ключевой информации. Таким образом, лектор помогает аудитории обрабатывать новую информацию эффективно и результативно.

10. Принцип шрифта

Не следует использовать в стилевом оформлении презентации более трех цветов, более трех типов шрифта и шрифта меньше 30, поскольку это отвлекает внимание, раздражает глаз и делает текст нечитаемым.

11. Принцип цвета

Лучше использовать светлый текст на темном фоне. Темный текст на светлом фоне иногда приводит к визуальному ослеплению — из-за большого количеством света, идущего от фона. Использование белого текста на черном фоне удаляет рамку вокруг показываемого изображения или текста. Кроме того, лазерная указка более заметна на темном фоне.

Телевизионные изображения, информационные табло в аэропортах и вокзалах, панели управления в самолетах обычно имеют затемненный фон, на котором подсвечиваются данные для отображения.

12. Принцип пустого пространства

Пустое пространство — это не «белое пятно», оно несет определенную функциональную нагрузку, например усиление отдельных элементов.

13. Принцип контрастности

Контрастность заряжает дизайн энергетикой. Контраст помогает создать дизайн, в котором привлекается внимание к нужному элементу — выделив его. Выделение — эффективный метод привлечения внимания к элементам слайда. Существует следующая градация: выделение текста шрифтом - самое «мягкое», выделение цветом - самое «грубое».

14. Принцип анимации и музыки

В презентации не стоит использовать музыкальное сопровождение, если, конечно, оно не несет смысловую нагрузку, так как музыка будет сильно отвлекать и рассеивать внимание — трудно одновременно слушать лектора и музыку. В принципе тоже относится и к анимационным эффектам: они не должны использоваться как самоцель.

Не стоит думать, что чем больше различных эффектов — тем лучше. Чаще всего неудобочитаемые, быстро появляющиеся и сразу исчезающие надписи не вызывают ничего кроме раздражения. Анимация допустима для демонстрации динамичных процессов, изобразить которые иначе просто не возможно (например, для поэтапного вывода на экран рисунка).

Визуальные эффекты должны быть уместными, и лучшая анимация — ваше тело. Необходим зрительный контакт, открытость и активная жестикуляция.

Литература

1. Голенков А.В., Козлов В.А., Сапожников С.П. Динамика показателей удовлетворенности студентов медицинского вуза образовательными услугами // Acta Medica Eurasica. - 2015. -№3. - С.42-47.

2. Клеймёнова Т.Н., Бугрова Л.А., Снежкина Л.П. Актуальность использования компьютерных презентаций на аудиторных лекциях по естественнонаучным дисциплинам // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №62-1. - С.142-144.

3. Мордвинцева В.С., Никулина Н.А. Мультимедийная презентация как возможность создания интерактивной среды в формате академической вузовской лекции // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2018. - №8-1(86). - С.211-214.

4. Смолонская А.Н., Колесов В.И. Учет психолого-педагогических аспектов ресурса внимания обучающихся как средство повышения эффективности лекционных знаний // Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России». - 2017. - №3. - С.163-168.

5. Старостина А.Н. Мультимедийные технологии как средство оптимизации учебного процесса // Бюллетень науки и практики. - 2016. - №2. - С.121-126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.