Педагогика
УДК 004:5 ББК 6Ф75 К-48
кандидат сельскохозяйственных наук Клеймёнова Татьяна Николаевна
Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина (г. Воронеж)» в г. Сызрани (г. Сызрань); преподаватель Бугрова Людмила Анатольевна
Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина (г. Воронеж)» в г. Сызрани (г. Сызрань); старший преподаватель Снежкина Лилия Павловна
Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина (г. Воронеж)» в г. Сызрани (г. Сызрань)
АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА АУДИТОРНЫХ ЛЕКЦИЯХ ПО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ
Аннотация. В статье приводятся сведения по обобщению опыта чтения лекций по естественнонаучным дисциплинам с применением презентаций: рассмотрены основные принципы построения лекций по химии и экологии, особенности их структуры и оформления. Главными критериями к эффективной разработке аудиторной лекции с оптимальным мультимедийным сопровождением служили научные источники, отзывы лекторов и обучающихся.
Ключевые слова: аудиторная лекция, естественнонаучные дисциплины, презентация, традиционное чтение, графическое изображение, электронная лекция.
Annotation. The article contains information on generalization of the experience of lecturing on natural science disciplines with the use of presentations: the basic principles of constructing lectures on chemistry and ecology, peculiarities of their structure and design are considered. The main criteria for the effective development of the lecture with the optimal multimedia accompaniment were scientific sources, and lectures.
Keywords: аuditorial lecture, natural science disciplines, presentation, traditional reading, graphic representation, electronic lecture.
Введение. В отечественной высшей школе по-прежнему лектор выступает центральной фигурой обучения, Главное в эволюции подготовки военных кадров-развивать у обучающихся индивидуальные способности ориентироваться в любой нетипичной жизненной ситуации, принимать смелые и точные решения в этих ситуациях, формировать ключевые военно-профессиональные компетенции [1, с. 59].Эволюция подготовки военных кадров может базироваться сегодня только на применении электронного обучения и индивидуальной подготовке курсантов и слушателей. Электронное обучение создаёт условия, в которых многократно повышается сформированность военно-профессиональных компетенций, сокращается время их освоения. Лекция должна не только давать знания, но и способствовать формированию специалиста и гражданина. Лекция — очень эффективная форма систематического, живого, непосредственного контакта сознания, интуиции, убежденности, богатства личности педагога с внутренним миром слушателя. Педагог, читающий лекцию, несет живое знание, обладающее ценностями, а не просто информацию. Он выступает как ученый, как оратор, как воспитатель, чувствующий аудиторию и стимулирующий развитие личности.
Формулировка цели статьи. Обобщить опыт чтения лекций по естественнонаучным дисциплинам с применением презентаций: рассмотреть основные принципы построения лекций по химии и экологии, особенности их структуры и оформления. При определении главных критерий к эффективной разработке аудиторной лекции с оптимальным мультимедийным сопровождением использовать научные источники, отзывы лекторов и обучающихся.
Изложение основного материала статьи. Проблемная лекция призвана дать заряд напряжения для творческой работы, возбудить интерес к химии, ввести в лабораторию пытливой творческой мысли, дать почувствовать поэзию поиска и радость открытия.
Знаменитые лекторы всех времен использовали проблемное построение лекции для усиления ее доходчивости, идейного, эмоционального воздействия Проблемным построением отличались лекции замечательного мастера лекции Д.И. Менделеева.
На проблемной лекции преподаватель может привести различные концепции, подходы к одной и той же проблеме. Особенно интересным оказывается вариант сравнения общепринятой точки зрения (знакомой курсантам до лекции по учебникам) и новой, не утвердившейся позиции. Содержание и стиль изложения, способы общения со слушателями во многом определяют и характер их деятельности на лекции. Для достижения подлинной активности обучаемого необходима продуманная система работы Начиная с первых лекций важно нацелить курсантов на формирование военно-профессиональных компетенций и активную самостоятельную работу [3, с. 143]. Особое внимание следует уделять также лекциям с высокой степенью сотрудничества между педагогом и курсантами.
Лекции являются главной составляющей учебного курса в военном вузе. На лекциях по химии и экологии даётся теоретический материал по дисциплине и затрагиваются практические вопросы. Усвоение материала лекции зависит от наглядности его представления. Лектор получает новые возможности для усиления наглядности лекции благодаря современным технологиям.
Материал презентации содержит: текстовую информацию; текстовые схемы (логические схемы); информационные таблицы; математические, химические формулы, уравнения; схемы, рисунки, графики. Объём каждого материала может видоизменяться в зависимости от конкретной лекции, её содержания и целей.
На лекциях по химии материал представляется в виде плакатов и слайдов, показываются учебные фильмы. Это относится к традиционным методикам преподавания.
Современное представление материала лекции предполагает использование компьютерной техники. Это предоставляет большие возможности и мобильность при введении нового материала. Использование
компьютерной техники значительно экономит время. При разработке лекций с мультимедийным сопровождением по естественнонаучным дисциплинам опирались на положения эффективного фрагментационного использования презентаций, предложенные Р.Майером. [7, с. 81].
Электронные лекции предназначены для показа через проектор на специальном экране лекций и учебного материала. Презентация представляет собой набор слайдов, объединённых возможностью перехода от одного слайда к другому и хранящемся в общем файле. Слайд содержит разнообразные объекты, представляющиеся на экране в виде единой композиции. В составе слайда могут присутствовать следующие объекты: заголовок и подзаголовок; текст; графические изображения (рисунки); таблицы; диаграммы; видеофрагменты.
Проблема создания электронных учебных пособий в настоящее время очень актуальна. Чёткие методические принципы их создания не определены окончательно. По этому поводу проводятся многочисленные педагогические исследования. Проблемы и вопросы ежегодно возрастают. В публикациях прослеживается мнение об отказе от компьютерных лекций. Некоторые исследователи считают, что они оказывают обратный ожидаемому результат обучения действительно, опытный лектор профессионально на высоком уровне прочитает лекцию и без мультимедийного сопровождения. Важно использовать те преимущества, которые несут в себе средства мультимедиа при представлении информации в динамике, особенно при изучении естественнонаучных дисциплин -экологии и химии [12, с. 46]. Главной задачей перед преподавателем при разработке каждой лекции становится поиск оптимального сочетания информационных источников (речь лектора, классная доска, эксперимент, слайд. Приведённое сочетание призвано обеспечить комфортное восприятие информации обучающимися, позволять им грамотно вести конспект и логически осмысливать новый материал.
В структурном плане электронная лекция должна отвечать следующим требованиям: лекция начинается с заголовка (с названия представленной темы); затем следует план темы, содержащий рассматриваемые вопросы в порядке их рассмотрения; приводится список литературы (основной и дополнительной) с указанием страниц для самостоятельной работы обучаемых; затем следует изложение содержания лекции в порядке согласно приведённому плану; список вопросов для самоконтроля знаний обучаемых зачастую завершает электронную лекцию.
Остановимся на роли и значении каждого вида материала. Текстовая информация включает план лекции, литературу, определения, формулировки, выводы. Это позволяет задержать внимание курсантов на важных моментах и даёт возможность сделать правильную запись информации [2, с. 121].
Текстовые схемы помогают доступно излагать материал и соответственно понять этот материал курсантами. Важную роль здесь играет наглядность.
Информационные таблицы включают в себя данные справочников, которые необходимы для обсуждения на лекции.
Формулы, уравнения, которые представлены на слайдах, не должны быть громоздкими. Наиболее важной частью презентации являются схемы, рисунки, графики. Эта часть презентации делает её особенно полезной. Она даёт возможность разнообразно показать материал лекции. Дополнительным материалом являются яркие фотографии, портреты учёных-химиков. Цель этого материала - усилить психологическое воздействие на курсантов.
Некоторую часть представляемого материала необходимо иметь постоянно в поле зрения. К нему приходится обращаться на протяжении лекции (таблица Менделеева, ряд стандартных электродных потенциалов). Отсюда использование современной демонстрационной техники не исключает и учебные плакаты. На лекциях по химии можно демонстрировать виртуальные химические опыты. Часто трудно осуществить должный уровень техники безопасности. Использование анимации при демонстрации химических явлений и процессов важно. Оно позволяет наглядно показать то, что трудно увидеть.
Преимущества, которые даёт видео в электронном обучении: видео позволяет задействовать большое количество восприятия информации; оно позволяет выгодно подчеркнуть реалистичность ситуации, объектов, процессов; видео оказывает сильное эмоциональное воздействие на обучающегося; виртуальное присутствие лектора позволяет восполнить «живой» контекст аудиторной лекции.
Видео целесообразно использовать для объяснения сложных тем, или вопросов курса; чтобы показать то, что недоступно зрительно (при объяснении атомно-молекулярного учения о строении атома).
В научной литературе исследователи отмечают на важность соблюдения соотношения количества различных элементов презентации и их последовательности. Необходимо чередовать статичные изображения, анимацию и видеофрагменты. Преподаватель обязан проследить влияние средств мультимедиа на аудиторных занятиях на физическое состояние обучающихся. Подобные лекции следует проводить в специально оборудованных аудиториях. К факторам, влияющим на здоровье обучающихся относятся: расположение и качество экрана, качество и срок эксплуатации мультимедийного проектора, освещение и геометрия аудитории, размер и цвет шрифта на экране [6, с. 52].
На лекции по химии преподавателю желательно представлять курсантам учебный материал на доске. Доска и мел - основной инструмент для преподавателя. Наблюдается одновременная работа преподавателя с курсантами. Важно сохранить это живое общение. Таким образом, на лекции преподаватель раскрывает свой научный и педагогический потенциал. При чтении традиционной лекции преподаватель помогает обучающимся вести записи в тетрадях. Он подстраивается под темп конспектирования основной части аудитории. Ключевые моменты он выделяет интонацией и громкостью голоса. В случае необходимости\несколько раз повторяет сложные моменты, делая разъяснения на доске. В случае отображения конспектов лекций на экране лектору отводится второстепенная роль. Роль преподавателя снижается до механического перемещения слайдов. Многие исследователи отмечают, что главная причина сложности конспектирования презентационной лекции состоит из необходимости одновременного восприятия информации от двух источников-лектора и слайда.
Выводы. В современных условиях роль вузовской лекции не снижается, а возрастает. Одновременно возрастают и требования к ней. Она должна стать более научной и многофункциональной. Лекция должна выполнять ориентирующую, стимулирующую, методологическую, развивающую и воспитывающую функции обучения. Особое значение приобретают вопросы организации самостоятельной деятельности студентов на лекции, после лекции и при подготовке к ней [3, с. 142].
Целесообразно использовать на занятиях мультимедийные средства обучения. Самыми распространёнными из них являются компьютерные презентации, выполненные в многофункциональной программе Microsoft Power Point. На аудиторных занятиях появилась возможность воспроизводить тексты, звук, анимацию, видеофайлы.
Электронная лекция имеет ряд характерных особенностей: чёткое структурирование учебной информации по темам и вопросам изучаемого материала; возможность обращаться к большому количеству источников информации посредством развитой структуры гиперссылок (специализированному программному обеспечению, помогающему расширить знания по теме лекции); использование дополнительных приёмов изложения материала: потенциал использования наглядных средств обучения (таблицы, графики, диаграммы, видеофрагменты и др.); возможность многократного обращения студента к непонятным при чтении местам, чередование чтения с анализом [14, с. 185]. Электронные лекции позволяют увидеть общую структуру содержания.
Внедрение электронных лекций в процесс обучения позволяет создавать новые педагогические инструменты и возможности. Презентационная форма предоставления материала стимулирует предметно-образную память у обучаемых, их познавательную и творческую активность. Слайды электронной лекции по химии и экологии обеспечивают высокий уровень наглядности предлагаемого для изучения материала.
Лекции с применением презентационных слайдов должны использовать все возможности современных мультимедийных средств обучения при условии ведущей роли преподавателя в процессе обучения.
Внедрение информационных технологий в процесс обучения курсантов в военном вузе будет эффективным при комплексном соблюдении дидактических условий: процесс обучения проектируется с введением программных, технических и методических элементов компьютерных учебных сред ;обеспечения высокого уровня информационной компетентности преподавателей для реализации образовательного процесса с использованием информационных технологий; осуществление процесса обучения с опорой на междисциплинарную интеграцию в информационной образовательной среде [11, с. 162].
Литература:
1. И.А.Алёхин, В.К. Новик, В.В. Сильванский. Эволюция подготовки военных кадров. // Военная мысль №4 апрель 2016 С. 59-66
2. Богомолова Е.П. Презентационные лекции по дисциплинам естественнонаучного цикла: практика и теория // Открытое образование, 2014, №4. С. 55-63.
3. Громаков Н.С. // Из опыта применения информационных технологий в вузовском курсе обучения химии // Новые информационные технологии в образовании: Материалы международной конф. Екатеринбург, 13-16 марта 2012 г. Екатеринбург: РГППУ, 2012. С. 121-122.
4. Клеймёнова Т.Н., Снежкина Л.П., Бугрова Л.А. Самостоятельность курсантов в учебном процессе / Потенциал современной науки№8, февраль 2017, Липецк, С. 140-144.
5. Кочетова Ж.Ю., Некрылов О.В., Стекленёв В.С. Опыт разработки лекций по физике и химии с оптимальным информационным сопровождением .Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (г. Воронеж)» Актуальные проблемы подготовки военных специалистов: в 3т.т.2Актуальные проблемы математических и естественнонаучных дисциплин при подготовке военных специалистов[текст] / Сб. науч. ст. по материалам III Всероссийской науч.-практ. конф. «Академические Жуковские чтения» (25-27 ноября 2015 г.). - Воронеж: ВУНЦ ВВС «ВВА», 2016. С. 77-80
6. Лысов А.Н., Лысова А.А. Разработка электронных лекций по техническим дисциплинам. Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2008, 54 с.
7. Майер Р.В. Имитационное моделирование процесса обучения как метод педагогического исследования / Р.В. Майер // Наука и современность. - 2012: сб. материалов ХУ111 Междунар. науч.-практ .конф. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012. - С. 81-85.
8. Р.В. Майер. Кибернетическая педагогика: имитационное моделирование процесса обучения: монография. - Глазов. Гос. пед. ин-т. - 2014.
9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: «Академия», 2001, 147 с.
10. Оленев С.А., Зубович М.М. Подготовка и проведение лекционного занятия / Сибирский Юридический Вестник. 2002. №1, С. 35-44
11. Раецкая О.В. Юдина В.О. Дидактические условия внедрения информационных технологий в военном образовательном учреждении. Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (г. Воронеж)» Актуальные проблемы подготовки военных специалистов: в 3т.т.2Актуальные проблемы математических и естественнонаучных дисциплин при подготовке военных специалистов[текст] / Сб. науч. ст. по материалам III Всероссийской науч.-практ. конф. «Академические Жуковские чтения» (25-27 ноября 2015 г.). - Воронеж: ВУНЦ ВВС «ВВА», 2016. С. 162-165.
12. Сидоркин А.Ф., Кочетова Ж.Ю., Некрылов О.В., Богданов М.В. «Целесообразность использования компьютерных презентаций на аудиторных лекциях по естественнонаучным дисциплинам» // Военное образование (научно-методический сборник №6) Москва - 2016. С. 45-50
13. Сычёва Г.П. Использование современных информационных технологий в учебном процессе. // Пути оптимизации учебного процесса в современных условиях: материалы межвузовской научно-практической конференции под общ. редакцией доцента Т.И. Рябухиной. - Сызрань, СВВАУЛ (ВИ), 2007. С. 193-196.
14. Тарасов Д.П. Электронная лекция как компонент информационно-образовательной среды Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (г. Воронеж)» Актуальные проблемы подготовки военных специалистов: в 3т.т.2 Актуальные проблемы математических и естественнонаучных дисциплин при подготовке военных специалистов[текст] / Сб. науч. ст. по материалам III Всероссийской науч.-практ. конф. «Академические Жуковские чтения» (25-27 ноября 2015г.). - Воронеж: ВУНЦ ВВС «ВВА», 2016. С. 184-187.
15. Троян Г.М. Универсальные информационные и телекоммуникационные технологии в дистанционном образовании. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2002, 153 с.