XIX в. стремительно увеличивалось. На очереди стояла задача перехода к индустриальному обществу, которое требовало все большей образованности народных масс. Американский ученый Е. Тоффлер, анализируя закономерности и особенности перехода от аграрного («Первая Волна») до индустриального («Вторая Волна») общества, отмечал: «Революция 1917 года... велась не за коммунизм, как кажется на первый взгляд, а, опять же, за внедрение индустриализации» [8, с. 31].
Такое понимание значения образования составляло неотъемлемую часть большевистской парадигмы, поскольку большевики именно за стремительным развитием промышленности видели как экономическое, так и общественное будущее. В связи с чем в Сибири с 1926 года в городах создаются фабрично-заводские семилетки (ФЗС), программы которых соответствовали сфере деятельности того промышленного предприятия, в окрестностях которого они функционировали.
«Советизация высшей школы», словосочетание, которое возникло в 1922 г вследствие коренного разрушения прежнего университетского образования, означало внедрение основных принципов модернизации всей системы высшего образования. Дореволюционные учительские институты в 1919 г стали педагогическими, а в 1920-1921 гг их превратили в Институты народного образования (ИНО). Однако многие из них оказались недолговечными. Так, Читинский ИНО в 1923 г вошел в состав Дальневосточного университета, а некоторые были преобразованы в средние профессиональные учебные заведения. В 1923 г. в Сибири осталось только 6 вузов: университеты в Томске и Иркутске, Сибирский сельскохозяйственный и лесоводческий институт, Томский технологический институт, Омские Ветеринарный и Медицинский институты.
Активная советизация высшей школы оказалась для профессорского состава неожиданной, а ее организационные и особенно концептуальные
Библиографический список
основы преподаватели поначалу не воспринимали. Их материальное положение было ужасным, а зарплата в условиях экономического кризиса и разрухи свидетельствовала лишь о работоспособности и занятости бывших профессоров, привыкших к определенным привилегиям и достойной жизни. Вместо материальных благ государство ввело звание «заслуженный профессор», персональные пенсии за выслугу лет (25 лет научной работы или 10 лет с достижением пенсионного возраста 65 лет). Социальная забота государства о его интеллектуальной элите оставалась декларативной.
Политические чистки и террор стали ключевым методом «советизации» интеллигенции в научно-педагогических учреждениях. Так, после укрепления советской власти из сибирской высшей школы были уволены преподаватели, которые сотрудничали с контрреволюционными режимами. К примеру, в Томском университете увольнение профессоров-юристов в итоге привело к закрытию юридического факультета [9].
Политизация, а точнее коммунизация педколлективов путем принятия в ВКП(б) и ВЛКСМ молодых педагогов, социальные чистки - составляли арсенал методов, средств и факторов «советизации» учебно-воспитательного процесса и высшей школы вообще. Так, с 1922 года в сибирских вузах получил практику набор абитуриентов по путевке от партийных и комсомольских органов. К примеру, в Томском университете в первой половине 20-х гг. по направлениям училась почти половина от общего количества студентов. С 1924 года требования к поступлению в вузы снова ужесточились, тем не менее, классовый подход только усилился [10].
Таким образом, советская система образования, учитывая ее преимущества и изъяны, была ориентирована на удовлетворение потребностей государства, на внедрение модели социализма.
1. Бакшеев А.И. Анализ проблем определения функций государства в период НЭПа. Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2013; 3. Том 4. История: 102 - 110.
2. Об Единой Трудовой Школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (Положение). Декрет ВЦИК от 16.10.1918. Available at: http://www. libussr. ru/doc_ussr/ussr_377.htm
3. Беликова А.П. Основные тенденции развития содержания школьного образования в Сибири в период двадцатых годов (1920-1931 гг). Москва: Прометей, 1992.
4. Лукиева Е.Б. Некоторые вопросы создания системы подготовки национальных педагогических кадров в Западной Сибири в 20-е годы. Вестник ТГПУ. 2000; Вып. 4: 11 - 15.
5. Троцкий Л. Мысли о партии. Задачи XII съезда РКП. Москва, 1923.
6. Степанова Е.Б. Школа национальных меньшинств Западной Сибири в 20-е годы. Материалы межрегионального совещания по проблемам развития культуры малочисленных народов Севера. Томск, 1996: 178 - 192.
7. Бакшеев А.И. К вопросу о теоретических основах советской государственности (исторический аспект). Вестник Красноярского государственного университета. Гуманитарные науки. 2006; 6: 68 - 73.
8. Тоффлер Э. Третья волна. Москва: Издательство ACT, 2004.
9. Боженко Л.И. К истории восстановления юридического факультета Томского университета (конец XIX - начало 50-х гг XX в.). Историческая наука на рубеже веков. Томск, 1999; Т. 3: 190 - 195.
10. Бакшеев А.И. Опыт и проблемы взаимоотношений советов и партийных организаций Восточной Сибири (1921 - 1925 гг). Диссертация ... кандидата исторических наук. Иркутск, 1992.
References
1. Baksheev A.I. Analiz problem opredeleniya funkcij gosudarstva v period N'EPa. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina. 2013; 3. Tom 4. Istoriya: 102 - 110.
2. Ob Edinoj Trudovoj Shkole Rossijskoj Socialisticheskoj Federativnoj Sovetskoj Respubliki (Polozhenie). Dekret VCIK ot 16.10.1918. Available at: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ ussr_377.htm
3. Belikova A.P. Osnovnye tendencii razvitiya soderzhaniya shkol'nogo obrazovaniya v Sibiri v period dvadcatyh godov (1920-1931 gg.). Moskva: Prometej, 1992.
4. Lukieva E.B. Nekotorye voprosy sozdaniya sistemy podgotovki nacional'nyh pedagogicheskih kadrov v Zapadnoj Sibiri v 20-e gody. Vestnik TGPU. 2000; Vyp. 4: 11 - 15.
5. Trockij L. Mysli o partii. Zadachi HII s'ezda RKP. Moskva, 1923.
6. Stepanova E.B. Shkola nacional'nyh men'shinstv Zapadnoj Sibiri v 20-e gody. Materialymezhregional'nogosoveschaniyapoproblemamrazvitiya kul'turymalochislennyh narodov Severa. Tomsk, 1996: 178 - 192.
7. Baksheev A.I. K voprosu o teoreticheskih osnovah sovetskoj gosudarstvennosti (istoricheskij aspekt). Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki. 2006; 6: 68 - 73.
8. Toffler 'E. Tret'ya volna. Moskva: Izdatel'stvo ACT, 2004.
9. Bozhenko L.I. K istorii vosstanovleniya yuridicheskogo fakul'teta Tomskogo universiteta (konec XIX - nachalo 50-h gg. XX v.). Istoricheskaya nauka na rubezhe vekov. Tomsk, 1999; T. 3: 190 - 195.
10. Baksheev A.I. Opytiproblemy vzaimootnoshenijsovetovipartijnyh organizacij Vostochnoj Sibiri(1921 - 1925gg.). Dissertaciya ... kandidata istoricheskih nauk. Irkutsk, 1992.
Статья поступила в редакцию 11.11.18
УДК 378
Bedrin V.S., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Volgograd Academy of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation (Volgograd, Russia),
E-mail: [email protected]
THE QUESTION OF THE PREPARATION AND READING OF UNIVERSITY LECTURES. The article discusses some aspects of preparation and reading of university lectures. It is noted that preparing the text of a lecture should be based on the definition of the topic and objectives of the lecture. Possible formulations of the goals of a lecture are proposed. Recommendations to the content of the text of the lecture and its reading are given. The article emphasizes that the crucial orientation students in tutorial, understanding their reasoning and the ability to formulate a competent reply to questions raised, as well as the transfer of the basic meaning of the learned. The author concludes that methodically competently prepared and delivered the lecture, including multimedia-lecture, is not only one of the perspective directions in the field of scientific and methodological developments, but the reserve to improve the quality of higher education.
Key words: university lecture, lecturer, purpose of university lectures, notes, multimedia center, multimedia lecture.
В.С. Бедрин, канд. юр. наук, доц., Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Волгоград,
E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ И ЧТЕНИИ ВУЗОВСКОЙ ЛЕКЦИИ
В данной статье рассматриваются некоторые аспекты подготовки и чтения вузовской лекции. Отмечается, что при подготовке текста лекции необходимо отталкиваться от определения темы и целей лекции. Предлагаются возможные формулировки целей вузовской лекции. Приводятся рекомендации к содержанию текста лекции и к её чтению. В статье подчёркивается, что крайне важна ориентация обучающихся в учебном материале, понимание ими логики рассуждений и способность формулирования грамотного ответа на поставленные вопросы, а также передача основного смысла изученного. Автор делает вывод о том, что методически грамотно подготовленная и прочитанная лекция, в том числе мультимедиа-лекция, является не только одним из перспективных направлений в области научно-методических разработок, но и, в целом, резервом для улучшения качества высшего образования.
Ключевые слова: вузовская лекция, лектор, цели вузовской лекции, конспект, мультимедийный комплекс, мультимедиа-лекция.
В системе высшего образования лекция является не только ведущей формой подачи нового учебного материала, но методом эмоционального воздействия педагогического работника на обучающихся, повышающим их познавательную активность. Познавательная активность неотъемлемо связана с интересом - чувством захваченности и любопытства. У обучающихся, испытывающих эмоцию интереса, появляется желание исследовать тему лекции.
От качества подготовки и проведения лекции зависит степень подготовленности обучающихся к последующим занятиям (семинарским, лабораторным), что в конечном итоге сказывается на успешном усвоении учебного материала по учебному циклу.
При подготовке текста лекции необходимо, отталкиваясь от определения темы и целей лекции, наполнять её конкретным содержанием в соответствии с намеченной структурой. Определяясь с оптимальным объемом информации, выносимой на лекцию, нужно исходить из следующих позиций:
- основных понятий и их определений, закономерностей и принципов, которые обеспечат раскрытие фундаментальных основ темы лекции;
- системы логических связей этих понятий в пределах изучаемого курса;
- демонстрационной информации (иллюстрации, типичные ошибки и
т. д.).
Известно, что преподносить новый учебный материал следует определенными порциями. В случае если порция слишком мала, недостаток «пищи» для размышлений сделает лекцию скучной, если велика - вызовет ощущение трудности.
Цель лекции:
• не должна быть примитивной («дать определения понятий» и т. д.);
• должна сопровождаться соответствующим содержанием;
• должна быть достигаемой и диагностируемой (лектор на основе определенных показателей или действий должен четко заключить в конце, достигнута цель или нет);
• может и не озвучиваться, если она имеет латентный характер (воспитание и развитие личности).
Возможными вариантами целей вузовской лекции могут быть:
• сформировать ... компетенцию ... в части знания современных определений понятий ...;
• провести обзор различных научных подходов к определению понятий ..., обеспечить адекватное понимание сложных понятий ..., предупредить возможные ошибки в использовании понятий .;
• сформировать первичные представления о явлениях ., развить имеющиеся представления о феноменах ., представить эмпирический или исторический опыт ..., проанализировать данные исследований ...;
• обосновать классификацию ., провести обзор различных классификаций ., провести сравнительный анализ .;
• продемонстрировать значимость . для будущей профессиональной деятельности, актуализировать на лекции мотивацию изучения., стимулировать научно-исследовательскую работу по проблеме .;
• содействовать развитию учебных умений конспектирования, внимательного восприятия, сопоставления, анализа, обобщения .
Вузовская лекция обязательно должна содержать план с последовательным перечислением основных вопросов, которые будут на ней рассмотрены, написана научным языком с отражением актуальных современных проблем, возникающих в профессиональной деятельности, подкреплена современными научными и теоретическими исследованиями, представленными в литератур-
Библиографический список
ных источниках библиотеки и читального зала вуза. Кроме них в списке могут и должны быть рекомендованы для подготовки к занятиям ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информационно-справочных и поисковых систем.
На лекции обучающиеся составляют конспект, в котором фиксируются важные и новые для них сведения. Записи могут носить форму коротких тезисов и содержать понятные автору сокращения. Конспектирование должно быть осмысленным, т. е. обучающиеся должны записывать основные мысли лектора своими словами только после того, как они поняли их содержание и смысл [1].
При чтении лекции лектору следует:
• озвучивая тему, указать на ее взаимосвязь с предыдущими и последующими темами курса, что обусловит осознание обучающимися системности и связности отдельных лекционных блоков изучаемого курса;
• акцентировать внимание аудитории на переходе от одного вопроса к другому;
• корректировать свои действия по ходу лекции в зависимости от действий обучающихся (не успевают записывать и т. д.);
• при демонстрации слайда (если используется мультимедиа-лекция) произносить только тот текст, который представлен на слайде, а все остальные пояснения и примеры давать после записи текста слайда;
• использовать экран по возможности только для вывода самых главных терминов, графической информации, демонстрирующих схем и таблиц;
• больше отрываться от распечатки (монитора на трибуне) и следить за своей речью (лучше меньше и медленнее, но лучше) и интонацией (не монотонная, эмоционально окрашенная, со смысловыми акцентами);
• высказывать по ходу лекции свою позицию (научную, профессиональную, личностную), а также приводить понятные примеры из личного опыта, которые будут способствовать лучшему осознанию обучающимися роли и места изучаемой дисциплины в дальнейшей профессиональной деятельности.
Если по ходу чтения лекции у обучающихся возникают вопросы, необходимо рекомендовать им сразу же ставить на полях соответствующую пометку, а в конце лекции, на последующем семинарском (практическом) занятии или на очередной консультации все вопросы обязательно задать педагогическому работнику. Это принципиально важное требование, так как накапливающиеся вопросы со временем образуют своеобразный «снежный ком» и создают серьезные трудности в последующем обучении [2].
Не следует требовать от обучающихся дословного воспроизведения прочитанного на лекции. Важно другое - ориентация обучающегося в учебном материале, понимание им логики рассуждений и способность формулирования грамотного ответа на поставленные вопросы, а также передача основного смысла изученного.
Необходимо остановиться на таком вопросе, как использование в ходе чтения лекции мультимедийного комплекса, возможности которого обусловливают придание целостности представлений знаниям, а также дифференцированный подход в обучении. Все это, кроме того, обеспечивает не только увеличение скорости передачи информации обучающимся и выход на качественно новый уровень ее понимания, но и способствует развитию важных для специалиста любой отрасли качеств - профессиональное «чутье», интуиция, образное мышление [3].
На наш взгляд, методически грамотно подготовленная и прочитанная лекция, в том числе мультимедиа-лекция, является не только одним из перспективных направлений в области научно-методических разработок, но и, в целом, резервом для улучшения качества высшего образования.
1. Калиниченко Э.Б. Методические рекомендации по использованию методов активного обучения в учебном процессе. Э.Б. Калиниченко, С.А. Захарова, С.В. Акчурин. Саратов: Саратов. гос. аграр. ун-т, 2011.
2. Мухина Т. Г. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие. Нижний Новгород: Нижегор. гос. архитектурно-строит. ун-т, 2013.
3. Бедрин В.С., Жмурин Д.В. Обучающие мультимедийные презентации в вузовской лекции. Вестник Волгоградской академии МВД России. 2008; 1 (6): 97 - 98. References
1. Kalinichenko 'E.B. Metodicheskie rekomendacii po ispol'zovaniyu metodov aktivnogo obucheniya v uchebnom processe. 'E.B. Kalinichenko, S.A. Zaharova, S.V. Akchurin. Saratov: Saratov. gos. agrar. un-t, 2011.
2. Muhina T.G. Aktivnye i interaktivnye obrazovatel'nye tehnologii (formy provedeniya zanyatij) v vysshej shkole: uchebnoe posobie. Nizhnij Novgorod: Nizhegor. gos. arhitekturno-stroit. un-t, 2013.
3. Bedrin V.S., Zhmurin D.V. Obuchayuschie mul'timedijnye prezentacii v vuzovskoj lekcii. Vestnik Volgogradskoj akademii MVD Rossii. 2008; 1 (6): 97 - 98.
Статья поступила в редакцию 01.12.18