Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
635
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
органы внутренних дел / полиция / реформирование / internal affairs agencies / police / reform.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Венера Наимовна Амельчакова, Галина Николаевна Суслова

Рассматриваются вопросы совершенствования деятельности органов внутренних дел на современном этапе их реформирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Венера Наимовна Амельчакова, Галина Николаевна Суслова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE MAIN AREAS OF IMPROVEMENT OF THE ACTIVITIES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES

Considered issues of improving the activities of internal affairs agencies at the present stage of their reform

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 342 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10358

ББК 67 © В.Н. Амельчакова, Г.Н. Суслова, 2020

Научные специальности: 12.00.14 — административное право; административный процесс; 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Венера Наимовна Амельчакова, доцент кафедры административного права ОВД, кандидат юридических наук, доцент

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д.12) E-mail: venera_amel63@mail.ru

Галина Николаевна Суслова, доцент кафедры правовой и гуманитарной подготовки, кандидат юридических наук, доцент

Тверской филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя (170040, г. Тверь, ул. Кривичская, 12) E-mail: gn_suslova@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются вопросы совершенствования деятельности органов внутренних дел на современном этапе их реформирования.

Ключевые слова: органы внутренних дел, полиция, реформирование.

ON THE MAIN AREAS OF IMPROVEMENT OF THE ACTIVITIES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES

Venera N. Amelchakova, Associate Professor of the Department of the Administrative Law of divisions of internal affairs, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor

Moscow University of MIA of Russia named after V.Ya. Kikot (117997, Moscow, Akademika Volgina st., 12) E-mail: venera_amel63@mail.ru

Galina N. Suslova, Associate Professor of the Department of Legal and Humanitarian Preparation, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor

Tver branch of the Moscow University of the MIA of Russia named after VYa. Kikot (170040, Tver, Krivichskaya str., 12) E-mail: gn_suslova@mail.ru

Abstract. Considered issues of improving the activities of internal affairs agencies at the present stage of their reform. Keywords: internal affairs agencies, police, reform.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Амельчакова В.Н., Суслова Г.Н. К вопросу об основных направлениях совершенствования деятельности органов внутренних дел. Вестник Московского университета МВД России. 2020(6):234-7.

МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. За годы реформирования административно-правовой статус Министерства существенно изменился. Однако нельзя с уверенностью утверждать, что он стал более определённым. Именно поэтому многие исследования специалистов по административному праву до сих пор направлены на выработку стратегий

оптимизации административно-правового статуса органов внутренних дел.

В соответствии с п. 3 Положения о МВД РФ данный федеральный орган исполнительной власти в своей деятельности решает задачи по обеспечению защиты жизни, здоровья, прав и свобод российских и иностранных граждан, а также лиц без гражданства, противодействию преступности, охране общественного порядка и собственности, обеспечению общественной безопасности; управлению органами внутренних

дел РФ; обеспечению социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД РФ, а также социально-правовому обеспечению работников системы МВД РФ, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей, а также иных лиц.

В целях улучшения эффективности правоохранительной деятельности в современной России требуется совершенствование правовых основ службы в органах внутренних дел. И это вполне объяснимо, т.к. от уровня правовой регламентации профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел во многом зависит результативность выполнения стоящих перед ними правоохранительных задач [5].

Все задачи взаимосвязаны между собой. Без решения одних невозможно решить другие. Однако в свете рассматриваемого вопроса аспект кадровой политики особенно важен. Наибольшее внимание необходимо уделять совершенствованию механизмов кадрового отбора на службу в органы внутренних дел. В связи с этим необходимо создать эффективную систему материального и морального стимулирования. На сегодняшний день материальное воздействие на сотрудника осуществляется в двух формах [6]:

1) через постоянную часть — основную зарплату;

2) должностной оклад — создается общая стимулирующая ситуация.

Материальное стимулирование в органах внутренних дел выражается в следующем [7]:

1) дифференциация должностных окладов;

2) дифференциация специальных званий;

3) присвоение звания или представление к внеочередному специальному званию через «ступень» (в исключительных случаях);

4) установление продолжительности дополнительного отпуска за выслугу определенного количества лет;

5) награждение деньгами, ценными памятными подарками;

6) премирование;

7) оказание материальной помощи и других формах.

Экономические стимулы для труда человека являются основными, так как любой труд реализуется прямо или опосредованно в материальной сфере. В связи с чем необходимо развивать систему социально-правовых гарантий, предоставляемых сотрудникам органов внутренних дел и их семьям.

Затрагивая вопрос кадрового обеспечения органов внутренних дел, необходимо обратить пристальное внимание на повышение общекультурного и профессионального уровня подготовки кадров.

Одной из наиболее значимых структур органов внутренних дел явялется полиция. На сегодняшний день большое значение имеет оптимизация деятельности полиции как новой правоохранительной структуры и ее становление как правоохранительного института, призванного отвечать ожиданиям и интересам граждан, общества. Несмотря на всю противоречивость и сложность процесса институализации полиции, наблюдается пусть медленное, но неуклонное преобразование органа правопорядка в части усиления правоохранительного и социального назначения полиции в обществе, утверждения социального компонента управленческой деятельности в органах внутренних дел, включая законодательное закрепление модели взаимоотношений с обществом, ориентации на демократизацию и гуманизацию форм и методов работы [3].

Предлагаемые ориентиры последующих шагов реформирования, направленных на решение приоритетных проблем, стоящих перед системой Министерства внутренних дел России, улучшение деятельности органов внутренних дел в целом способны обеспечить повышение качества реализации правоохранительной деятельности, осуществляемой полицейскими подразделениями и службами полиции. В связи с актуализацией социальной направленности деятельности современной российской полиции назрела необходимость сосредоточиться на социально значимых направлениях ее деятельности, отвечающих ожиданиям населения и требованиям развития общества. В их числе [8]:

1) повышение социальной роли полиции в общественной жизни;

2) расширение функций социального обслуживания населения;

3) системная организация взаимодействия полиции с общественностью;

4) активное выявление социально-правовых проблем граждан и их своевременное решение;

5) ориентация на усиление гуманистического пути развития полиции;

6) развитие социального потенциала горрайорга-нов внутренних дел;

7) профилактическая, воспитательная информационно-пропагандистская и идеологическая деятельность [4, с. 84-87].

Перспективы развития органов внутренних дел (прежде всего, полиции) в сфере обеспечения законности, правопорядка, а также в других сферах внутренних дел связаны со следующими тенденциями [4, с. 89]:

Для повышения социальной роли института полиции в обществе и усиления социальной направлен-

ности её деятельности необходимо способствовать законодательному расширению полномочий полиции по оказанию социальной помощи населению и поддержанию правопорядка, своевременному выявлению и решению социально-правовых проблем населения.

В целях повышения качества и эффективности деятельности полиции, совершенствования управления подразделениями полиции целесообразно разработать и утвердить Концепцию социальной направленности деятельности полиции России в современном обществе, где целями-ориентирами являются решение потребностей и удовлетворение интересов личности и населения в правоохранительной сфере.

При разработке стратегии социальной направленности деятельности полицейских служб, подразделений признать приоритетным ориентацию на гуманистический путь развития полиции, заключающийся в оказании помощи и расширении социального обслуживания населения, установлении взаимодоверительных отношений полиции с общественностью, активном привлечении широких слоев и групп населения к осуществлению социального контроля и надзора.

Обеспечить разработку и последующую реализацию специальных социальных программ, ориентированных на разные социальные группы и возрастные категории (дети, подростки, молодежь, лица, стоящие на учете, наркоманы), гендерные и этнические отличия.

Учитывая процессы глобализации и интернационализации современной социальной жизни, необходимость решения все новых социальных проблем, находящихся в сфере компетенции подразделений полиции, целесообразно продолжить активное сотрудничество с полицией зарубежных стран с целью внедрения прогрессивных элементов их опыта в практику деятельности российских подразделений полиции, и, в частности, в направлении социального обслуживания населения.

Подытоживая, можно сделать следующий вывод.

Существующие тенденции развития деятельности органов внутренних дел свидетельствуют о необходимости следующих преобразований:

• улучшение финансирования органов внутренних дел на основе принципа адресности;

• повышение эффективности профессиональной ориентации будущих сотрудников, профессионального отбора кандидатов в сотрудники, кадровой политики в самих органах внутренних дел;

• повышение уровня правовой и коммуникативной культуры сотрудников органов внутренних дел, их профессиональной подготовки;

• ориентированность на социальную функцию органов внутренних дел, включая просветительскую деятельность в сфере общественного правосознания;

• совершенствование система социальной защиты сотрудников органов внутренних дел.

Литература

1. Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247 «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

2. Амельчакова В.Н., Суслова Г.Н. Министерство внутренних дел Российской Федерации как субъект обеспечения национальной безопасности // Теория и практика общественного развития в свете современного научного знания: Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. М.: Издательство «Перо», 2017. С.7-10.

3. Васкина Е.А. Некоторые аспекты гуманизации профессиональной деятельности сотрудника ОВД. В книге: Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии. Материалы XXIV Всероссийской научно-методической конференции. 2019. С. 233-236.

4. Денисова А.Ю. Коррупция как социально-негативное явление / А.Ю. Денисова, К.В. Галя-утдинова // Ученые записки Казанского юридического университета МВД России. 2016. Т. 1. № 1. С. 84-89.

5. Моргунова Н.В., Любарь С.А. Некоторые вопросы целесообразности расформирования ФСКН. В сборнике: Студент года 2019. Сборник статей VIII Международного научно-исследовательского конкурса. 2019. С. 217-219.

6. Сосновская Ю.Н., Бубнов С.В. Методы управления, применяемые в органах внутренних дел Российской Федерации // Правовая идея. 2013. Т.9. № 9. С. 7.

7. Сучков М.А. Статистическое измерение преступлений коррупционной направленности // Российский следователь. 2019. № 6. С. 59-61.

8. Янбухтин Р.М. Перспективы социальной направленности деятельности российской полиции // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и

искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. №11-1(37). С. 211.

References

1. Federal Law No. 247 of 19 July 2011 "On social guarantees for employees of internal affairs agencies of the Russian Federation and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation" // SPS ConsultantPlus.

2. Amelchakova V.N., Suslova G.N. Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation as a subject of national security//Theory and practice of social development in the light of modern scientific knowledge: Materials of the All-Russian Scientific Conference with International Participation. M.: Pero Publishing House, 2017. Page 7-10.

3. Vaskina E.A. Some aspects of humanization of professional activity of the internal affairs officer. In the book: Training of personnel for power structures: modern directions and educational technologies. Materials of the XXIV All-Russian Scientific and Methodological Conference. 2019.

Page 233-236.

4. Denisova A.Y. Corruption as a Socially Negative Phenomenon/A.Y. Denisova, K.V. Galyautdinova// Scientists Notes of Kazan Law University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. T. 1. No. 1. Page 84-89.

5. Morgunova N.V., Lubar S.A. Some issues of expediency of dissolution of FSKN. In Collection: Student of the Year 2019 Collection of Articles VIII International Research Competition. 2019. Page 217-219.

6. Sosnovskaya Yu.N., Bubnov S.V. Methods of management applied in internal affairs bodies of the Russian Federation // Legal idea. 2013. T.9. No. 9. Page 7.

7. Suchkov M.A. Statistical Measurement of Corruption Crimes//Russian Investigator. 2019. No.6. Page 59-61.

8. Yanbukhtin R.M. Prospects for Social Orientation of Russian Police Activities//Historical, Philosophical, Political and Legal Sciences, Cultural Studies and Art History. Questions of theory and practice. 2013. No. 11-1 (37). Page 211.

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

Актуальные проблемы

административного I права и процесса I

Актуальные проблемы административного права и процесса. 3-е

изд., перераб. и доп. Учебник. Под ред. О.В. Химичевой, О.В. Мичуриной. 480 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Рассмотрен комплекс вопросов административного права и административной деятельности органов власти и управления: общетеоретические аспекты административного права, проблемы управленческого права, административной ответственности и административного процесса, проблемы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности, налогов, финансов, банковской деятельности. Раскрыты вопросы обеспечения законности в сфере административной деятельности органов государственной власти и управления, некоторые средства обеспечения законности.

Для подготовки магистров юриспруденции, аспирантов, специалистов по программам Правовое обеспечение национальной безопасности и Правоохранительная деятельность. Может быть полезен научно-педагогическим работникам, занимающимся проблемами административного права и административного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.