Научная статья УДК 34
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-l-22-28 NIION: 2015-0066-1/22-202 MOSURED: 77/27-011-2022-01-401
К вопросу об основных направлениях деятельности Международной организации уголовной полиции (Интерпол)
Анатолий Александрович Бакаев1, Юлия Александровна Иванова2, Татьяна Викторовна Радченко3, Марат Вильданович Саудаханов4
12, 3 4 Российский технологический университет - МИРЭА, Москва, Россия
Аннотация. Международная организация уголовной полиции Интерпол (International Criminal Police Organization - INTERPOL) - крупнейшая в мире международная межправительственная организация, принимающая участие в борьбе с общеуголовной преступностью. Территориальные подразделения НЦБ Интерпола действуют в 78 субъектах России. Интерпол обеспечивает широкое взаимное сотрудничество всех подразделений уголовной полиции, ведущееся в рамках существующего законодательства и в духе Всеобщей декларации прав человека, даже в тех случаях, когда между отдельными странами отсутствуют дипломатические отношения.
Ключевые слова: Интерпол, преступность, международное сотрудничество, уголовная полиция, ответственность, терроризм, экстремизм
Для цитирования: Бакаев А. А., Иванова Ю. А., Радченко Т. В., Саудаханов М. В. К вопросу об основных направлениях деятельности Международной организации уголовной полиции (Интерпол) // Вестник экономической безопасности. 2022. № 1. С. 22-28. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-1-22-28.
Original article
To the question of the main activities of the International Criminal Police Organization (Interpol)
Anatoly A. Bakaev1, Yulia A. Ivanova2, Tatiana V. Radchenko3, Marat V. Saudakhanov4
1 2 3 4 Russian Technological University - MIREA, Moscow, Russia
Abstract. The International Criminal Police Organization (INTERPOL) is the world's largest international intergovernmental organization that takes part in the fight against ordinary crime. The territorial divisions of the NCB of Interpol operate in 78 subjects of Russia. Interpol ensures broad mutual cooperation between all criminal police bodies, conducted within the framework of existing legislation and in the spirit of the Universal Declaration of Human Rights, even in cases where there are no diplomatic relations between individual countries.
Keywords: Interpol, crime, international cooperation, criminal police, responsibility, terrorism, extremism For citation: Bakaev A. A., Ivanova Yu. A., Radchenko T. V., Saudakhanov M. V. To the question of the main activities of the International Criminal Police Organization (Interpol). Bulletin of economic security. 2022;(1):22-8. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-1-22-28.
В современный период исторического развития защищенности мирового сообщества приобретают общества и государства проблемы безопасности и особую остроту и актуальность, выходя на глобаль-
© Бакаев А. А., Иванова Ю. А., Радченко Т. В., Саудаханов М. В., 2022
ныи уровень в силу непрекращающейся, несмотря на предпринимаемые усилия, экспансии международного терроризма и экстремизма, роста национальной и межгосударственной преступности, обусловленной, благодаря повсеместному охвату и общедоступности информационно-телекоммуникационных сетей, взаимодействием интернациональных преступных групп.
В этих условиях существенно возрастает необходимость расширения международных контактов между правоохранительными органами ведущих мировых держав, определяющих направления борьбы с преступными проявлениями транснационального характера. Немаловажную роль в процессах межнациональной интеграции играет формирование глобального информационного пространства, существенно расширяющего границы международных отношений.
Современное межгосударственное сотрудничество по борьбе с преступностью осуществляется в различных формах с использованием разнообразных средств и методов. Особую значимость к настоящему времени приобрела система взаимодействия национальных полицейских органов в рамках Международной организации уголовной полиции - Интерпол. Ее последовательная эволюция демонстрирует одну из наиболее существенных тенденций - постепенное приближение арсенала средств и способов борьбы с международной преступностью к деятельности территориальных правоохранительных органов, в том числе на территории Российской Федерации.
Деятельность Интерпола как уникального международного полицейского органа привлекала внимание многочисленных исследователей уже с момента его образования. Вступление России в состав Интерпола еще больше усилило интерес теоретиков и практиков к Международной организации уголовной полиции.
Предпосылкой создания Интерпола считается прошедший в апреле 1914 года в Монако съезд руководителей уголовной полиции четырнадцати крупнейших государств, на котором участники обсудили важнейшие вопросы координации силовых ведомств разных стран в сфере противодействия преступности. Второй такой съезд состоялся только в 1923 году, однако количество участников возросло уже до двадцати. Также на конгрессе присутствовали не только представители полиции, но и дипломаты, ученые представляющие различные направления научных исследований. По результатам конгресса была учреждена Международная комиссия уголовной полиции. 7 сентября 1923 года стало официальным днем рождения Интерпола [6, с. 34].
Активное расширение деятельности международного полицейского органа произошло после окончания Второй Мировой войны. Значительно возросла роль полицейской организации в сотрудничестве и взаимодействии полиции различных государств в
сфере борьбы с уголовной преступностью. В дальнейшем термин «комиссия» был признан не отвечающим тем задачам, которые возлагались на полицейское международное ведомство, в связи с чем в 1956 г. на 25-й сессии, проходившей в Вене, было утверждено новое наименование - «Международная организация уголовной полиции» - Интерпол [4, с. 14].
Повышению статуса Интерпола способствовало его признание ООН, как международной межправительственной организации, что, в свою очередь, позволило Интерполу и его представителям заявить о себе как о полноправном субъекте международного права. С 1989 г. центральный орган управления Интерпола - штаб-квартира - получила место дислокации в г. Лионе (Франция) [5, с. 6].
Существенное расширение состава участников, Интерпол получил в 90-е гг. ХХ века, что было связано со вступлением в ряды субъектов международного противодействия преступности стран бывшего социалистического лагеря. При этом Россия стала полноправным участником Интерпола, юридически оставаясь в составе Союза Советских Социалистических Республик. Датой официального вхождения нашей страны в организацию международной полиции стало 7 апреля 1990 года. Именно в этот день увидело свет Постановление Совета Министров СССР № 338 «О вступлении СССР в Международную организацию уголовной полиции - Интерпол».
Интерпол прошел длительный путь развития от съезда немногочисленных руководителей полицейских органов отдельных стран до крупнейшей международной организации в сфере правоохранительной деятельности. Сегодня в составе Интерпола функционируют представительства более 190 государств, что позволяет эффективно противодействовать международной преступности и транснациональным организованным преступным группировкам, пресекать незаконное перемещение через государственные границы похищенных предметов и ценностей, осуществлять розыск преступников и лиц, пропавших без вести; привлекать к сотрудничеству правоохранительные органы государств, формально не входящих в Интерпол.
Современное международное сотрудничество по линии Интерпола основывается на обмене информацией и оперативном реагировании на запросы, поступающие из правоохранительных органов других государств. Вся поступающая и направляемая информация подлежит обязательной защите от несанкционированного доступа, утечки, искажения либо уничтожения.
Международный розыск в рамках Интерпола осуществляется с целью задержания и экстрадиции преступников, скрывающихся от правосудия; выявления и оперативного сопровождения преступной деятель-
ности; установления местонахождения лиц, пропавших без вести, либо получения информации об их возможном местонахождении; розыск похищенных предметов, вещей, ценностей.
Все процедуры, связанные с организацией международного розыска по линии Интерпола, регулируются Правилами по обработке данных, утвержденные в ноябре 2011 г. на 80-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации (г. Ханой, Вьетнам) Резолюцией AG-2011-RES-07.
Интерпол организует большое количество учебных программ, как самостоятельно, так и в сотрудничестве с полицейскими ведомствами и учебными заведениями стран-членов. Особое внимание уделяется on-line обучению, для чего был создан и активно развивается Глобальный учебный центр Интерпола (Interpol Global Learning Center - IGLC). Все сотрудники правоохранительных органов, имеющие доступ в Интернет и соответствующую учетную запись в IGLC, могут в режиме online совершенствовать свои знания и навыки с помощью размещенных там обучающих программ. В то же время, на данный момент большинство программ, размещенных в IGLC, доступны только на английском и французском языках. Однако, поскольку все сотрудники Интерпола по всему миру обязаны владеть английским языком, это не создает языковых барьеров для полицейских.
При всем разнообразии форм и методов обучения в Интерполе, особое место занимает Программа Интерпола по международной подготовке полицейских кадров (IIPTP). Ее стратегической целью является помощь международному полицейскому сообществу в вопросах повышения эффективности и улучшения координации в борьбе с международной преступностью. Участники программы командируются в г. Лион (Франция), где проходят учебу и получают практические занятия в Генеральном секретариате Интерпола, обучаются способам борьбы с отдельными видами преступлений с использованием возможностей НЦБ и многочисленных сервисов Интерпола. Эта программа объединяет в себе теоретическое обучение и практический опыт в международном контексте.
Предметом изучения программы IIPTP являются:
- приобретение технических навыков для классификации и обработки сообщений и полицейской информации, получаемых как от правоохранительных органов, так и из НЦБ других стран и Генерального секретариата;
- изучение тенденций развития преступности на международном уровне;
- изучение функций Генерального секретариата и стран-членов в аспекте международного полицейского сотрудничества по каналам Интерпола;
- углубление знаний сотрудников полиции стран-членов в отношении возможностей и положительного
опыта НЦБ и Генерального секретариата, в особенности относящихся к использованию телекоммуникационной системы 1-24/7 [2, с. 114].
На сегодняшний день эффективность деятельности Интерпола в сфере международного сотрудничества по линии борьбы с национальной и международной преступностью обеспечивается теми средствами и возможностями, которые предоставлены Интерполу современными информационными технологиями. Возможности по обмену информацией между органами полиции иностранных государств многократно возросли, что способствует быстрому и качественному решению сложных задач по противодействию международной преступности.
Необходимо отметить, что в период с 2003 г. по 2011 г. под руководством начальника НЦБ Т. А. Ла-хонина, Бюро стабилизировало свою деятельность. Были количественно увеличены территориальные подразделения. Официальный статус НЦБ Интерпола закреплен в федеральном законодательстве, подзаконных документах и ведомственных нормативных актах МВД России.
В первую очередь, необходимо указать, что в базовом нормативном акте, регулирующем деятельность полиции в РФ, - Федеральном законе «О полиции» - в ст. 10 определено взаимодействие полиции Российской Федерации с иными правоохранительными органами иностранных государств, которое осуществляется в соответствии с законодательством России и международными договорами.
Конкретизируются данные нормы также в подзаконных и ведомственных актах. Так, приказом МВД России от 31.05.2012 г. № 305 утверждено Положение об НЦБ, закрепляющее его статус органа по взаимодействию с полицейскими ведомствами зарубежных стран [1]. В данном документе функции и задачи НЦБ представлены в расширенном виде. Так, Положение об НЦБ определяет семь основных задач и свыше пятидесяти функций НЦБ и его филиалов.
НЦБ Интерпола возглавляет начальник, назначаемый на должность Президентом России. С 2011 г. НЦБ руководит генерал-майор полиции А. В. Про-копчук. Помимо достижений в сфере правоохранительной деятельности, начальник НЦБ владеет пятью языками, является кандидатом экономических наук, входит в Исполнительный комитет Интерпола.
К функциям руководителя Интерпола Приказом МВД России № 305 отнесены:
- осуществление непосредственного руководства Бюро;
- распределение обязанностей между заместителями и делегирование им части своих полномочий с последующим осуществлением контроля;
- утверждение положений и планов работы Бюро;
- издание управленческих документов;
- организация деятельности вверенного подразделения по направлениям деятельности и множество других функций.
Приказ МВД России № 608 наделяет оперативные подразделения НЦБ Интерпола полномочиями по проведению ряда оперативно-разыскных мероприятий, в числе которых опрос, наведение справок и отождествление личности.
НЦБ Интерпола МВД России и его филиалы, создаваемые в субъектах Российской Федерации, имеют статус оперативных подразделений с полномочиями по производству оперативно-разыскных мероприятий в ограниченном объеме, что связано со спецификой деятельности НЦБ и ее международно-информационной направленностью.
Результаты активной работы НЦБ Интерпола являются наглядными и весомыми. Это розыск и задержание международных преступников; пресечение деятельности транснациональных преступных групп; блокировка каналов нелегального перемещения похищенного имущества и доходов от преступлений. Не случайно высокие показатели деятельности НЦБ Интерпола МВД России отмечаются как его руководителями, так и министрами внутренних дел ведущих зарубежных государств.
К функциям НЦБ относится обеспечение мероприятий по международному полицейскому взаимодействию, в том числе:
- обмен информацией о преступлениях, совершенных на территориях государств - членов Интерпола;
- направление и исполнение запросов по розыску, задержанию и выдаче лиц, причастных к совершению преступлений;
- розыск похищенного имущества;
- арест перемещенных за границу доходов от преступной деятельности и ряд иных направлений.
Современной системой связи, разработанной для обмена информацией между странами - членами Интерпола, является глобальная телекоммуникационная система I-24/7, в основе которой лежат самые современные информационные технологии.
В рамках действия системы I-24/7 всем пользователям, в том числе российским, предоставляется доступ непосредственно к базам данных информационной системы Mercosur, объединяющей учеты Аргентины, Бразилии и Уругвая по паспортам лиц, объявленных в розыск. Данный проект получил название «Обмен информацией с системой Меркосур» (Mercosur's Security Information Exchange System -SISME).
Преимуществами такой организации доступа являются высокая актуальность данных, находящихся в национальных базах данных, а также отсутствие не-
обходимости загрузки национальных учетов в базы данных Интерпола [3, с. 45].
Основное назначение специализированного аналитического программного обеспечения - снижение рутинного труда аналитика или группы аналитиков при обработке больших массивов данных, аналитические возможности по поиску и связыванию разнородной информации, визуализация результатов анализа и представление аналитических отчетов в виде диаграмм связей.
Аналитическое программное обеспечение предоставляет пользователям интерфейс поиска информации в базах данных. Поддерживаются наиболее известные системы управления базами данных, такие как Oracle, MS SQL Server, MS Access.
Одной из интересных возможностей аналитического программного обеспечения является привязка к местности и использование географических карт. Результатом любого правового анализа являются рекомендации, в соответствии с которыми осуществляется работа НЦБ.
В настоящее время специальное аналитическое программное обеспечение установлено в Центральном аппарате НЦБ Интерпола, а также в филиале НЦБ Интерпола в ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Однако аналитическое программное обеспечение может использоваться не только совместно с криминалистическими учетами органа внутренних дел, в котором оно установлено. Сегодня быстрыми темпами развивается система ЕИТКС ОВД. Каналы этой системы предоставляют возможность подключения к базам данных и учетам ее абонентов - подразделений системы МВД России. В свою очередь, интеграция в систему ЕИТКС ОВД систем и web-сервисов Генсекретариата Интерпола открывает для филиалов НЦБ Интерпола в субъектах Российской Федерации самые широкие возможности.
В последние годы, в связи с расширением взаимодействия МВД России и правоохранительных структур иностранных государств в деятельности ведомства все чаще используются международные информационные ресурсы, в частности, по линии Интерпола.
Помимо использования информационных ресурсов Интерпола при проведении международных мероприятий массового характера, МВД России совместно с иностранными коллегами разрабатывают и иные направления деятельности, непосредственно связанные с инновациями высокотехнологичной сферы. По линии Интерпола страны-участницы наиболее активно взаимодействуют по вопросам борьбы с такими транснациональными преступлениями, как торговля людьми, нелегальная миграция, вовлечение и организация занятия проституцией, распростра-
нение порнографических материалов, в том числе и детской порнографии. Все эти направления невозможно эффективно реализовывать без применения 1Т-технологий [7].
Учитывая важность деятельности НЦБ Интерпола в России в сфере организации международного сотрудничества по борьбе с транснациональной преступностью, необходимо целенаправленно повышать эффективность деятельности вышеуказанных подразделений посредством улучшения нормативно-методического обеспечения; повышения уровня технической оснащенности; усиления контроля за качеством служебной деятельности сотрудников НЦБ.
Сегодня Интерпол является мощной и эффективно действующей международной полицейской организацией, наделенной функциями и полномочиями по борьбе с международной преступностью. Высокий статус Интерпола обусловлен отнесением его к международным межправительственным организациям, что предоставило данному ведомству возможность принимать непосредственное участие в межгосударственном общении как полноправному субъекту международного права.
Интерпол, являясь полноценно функционирующей международной организацией, имеет достаточно разветвленную, но, в то же время, простую и понятную структуру и систему организации деятельности. Фактически работа Интерпола строится на трех уровнях: Национальные бюро - Региональные бюро - Центральный орган. Между структурными подразделениями Интерпола налажено полное взаимодействие, чему способствует бурное развитие информационных технологий, позволяющее практически мгновенно направлять и исполнять соответствующие запросы, а также наличие специального протокола связи, защищенного от чужого вмешательства.
Результаты работы Интерпола и Национальных бюро являются наглядными и весомыми. Это розыск и задержание международных преступников; пресечение деятельности транснациональных преступных групп; блокировка каналов нелегального перемещения похищенного имущества и доходов от преступлений. Не случайно высокие показатели деятельности Интерпола отмечаются как его руководителями, так и министрами внутренних дел ведущих зарубежных государств.
Вступление России в состав Организации стало важным шагом на пути к интеграции в мировое сообщество. Несмотря на относительно небольшой срок существования НЦБ Интерпола в составе МДВ России, сотрудники НЦБ сумели наладить эффективную деятельность бюро и организовать взаимодействие со всеми структурными подразделениями как внутри страны, так и за рубежом. Министр внутренних дел
России В. А. Колокольцев неоднократно отмечал высокие достижения НЦБ в деле борьбы с международной и национальной преступностью.
В то же время, в деятельности Интерпола, как и любой международной организации, имеется ряд проблем, обусловленных сложностью выполняемых задач. В частности, ощущается настоятельная необходимость в заключении универсальной конвенции об экстрадиции, которая бы унифицировала имеющиеся на сегодняшний день международно-правовые нормы по этому вопросу. Региональные соглашения не могут в полной мере решить эту проблему.
Имеются проблемы и в деятельности российского НЦБ, большинство из которых связано с необходимостью повышения профессионального уровня сотрудников Бюро. Для успешной борьбы с преступностью и решения своих непосредственных задач от правоохранительных структур требуется современная информационно-техническая поддержка проводимых мероприятий, а от их сотрудников - профессиональная компетенция в вопросах использования соответствующих IT-технологий.
Для обеспечения данных требований, необходим новый современный подход к профессиональной подготовке, методическому и организационному обеспечению деятельности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, непосредственно использующих в профессиональной деятельности достижения современных информационных технологий, в частности по линии взаимодействия с Международной организацией уголовной полиции -Интерполом.
Список источников
1. Приказ МВД России от 31.05.2012 г. № 305 «Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ред. от 14.02.2020) // Российская газета. 2012. 2 июня.
2. Водянов А. В. Международная программа Интерпола по подготовке полицейских кадров // Государство и право. 2012. № 11.
3. Информационный бюллетень НЦБ Интерпола. 2010. № 2 (9).
4. Малков С. П. Из истории Интерпола // Полиция без границ. 2009. № 1.
5. Овчинский В. С. Интерпол (в вопросах и ответах). М., 2001.
6. Самарин В. И. Интерпол. Международная организация уголовной полиции. СПб, 2004.
7. Фалалеев М. МВД укрепляет сотрудничество с Интерполом // Российская газета [Электронный ресурс] URL: http://www.rg.ru/2012/11/05/kolokolcev-site.html.
References
1. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 31.05.2012 N° 305 «On approval of the Regulations on the National Central Bureau of Interpol of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation» (ed. from 14.02.2020) // Rossiyskaya Gazeta. 2012. June 2.
2. Vodyanov A. V. The International Interpol program for the training of police personnel // State and Law. 2012. № 11.
3. Information bulletin of the NCB of Interpol. 2010. № 2 (9).
4. Malkov S. P. From the history of Interpol // Police without Borders. 2009. № 1.
5. Ovchinsky V. S. Interpol (in questions and answers). Moscow, 2001.
6. Samarin V. I. Interpol. International Criminal Police Organization. St. Petersburg, 2004.
7. Falaleev M. The Ministry of Internal Affairs strengthens cooperation with Interpol // Rossiyskaya Gazeta [Electronic resource] URL: http://www. rg.ru/2012/11/05/kolokolcev-site.html.
Библиографический список
1. Ахмедов Р. М., Иванова Ю. А. Роль и значение международного сотрудничества по вопросу охраны и защиты окружающей среды // Международный журнал гражданского и торгового права. 2019. № 1.
2. Владимиров С. И. К вопросу о дефиниции «содействие граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел» // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 6.
3. Данилов Д. А. Отдельные вопросы предупреждения преступлений оперативными подразделениями органов внутренних дел // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2016. № 2 (67).
4. Иванова Ю. А., Ахмедов Д. Р. Правовые аспекты противодействия проявлениям экстремизма и терроризма в окружающей среде. В сборнике : Актуальные проблемы международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, приуроченной к 20-летию принятия Генеральной Ассамблеей ООН Международной конвенции о
борьбе с финансированием терроризма 1999 г.. 2019. С. 48-52.
5. Rules concerning the organization of General Assembly sessions, were adopted by the Organization's General Assembly at its 73 rd session in Cancrn, Mexico, in 2004 (Resolution AG-2004-RES-12) // INTERPOL [Электронный ресурс] URL: http://www.interpol.com.
6. Национальное центральное бюро Интерпола / Министерство внутренних дел Российской Федерации [электронный ресурс]. URL: https://мвд.рф/mvd/ structure1/Upravlenija/Nacionalnoe_centralnoe_bjuro_ Interpola.
Bibliographic list
1. Akhmedov R. M., Ivanova Yu. A. The role and significance of international cooperation on environmental protection and protection // International Journal of Civil and Commercial Law. 2019. № 1.
2. Vladimirov S. I. On the question of the definition of «assistance of citizens to operational units of internal affairs bodies» // Actual problems of Russian law. 2017. № 6.
3. Danilov D. A. Certain issues of crime prevention by operational units of internal affairs bodies // Scientific Bulletin of the Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov. 2016. № 2 (67).
4. Ivanova Yu. A., Akhmedov D. R. Legal aspects of countering manifestations of extremism and terrorism in the environment. In the collection : Current problems of international cooperation in the fight against crime. Collection of articles on the results of the International Scientific and Practical Conference dedicated to the 20th anniversary of the adoption by the UN General Assembly of the International Convention for the Suppression of the Financing of Terrorism in 1999. 2019. P. 48-52.
5. Rules concerning the organization of General Assembly sessions, were adopted by the Organization's General Assembly at its 73 rd session in Cancrn, Mexico, in 2004 (Resolution AG-2004-RES-12) // INTERPOL [Электронный ресурс] URL: http://www.interpol.com.
6. National Central Bureau of Interpol / Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation [electronic resource]. URL: https://мвд.рф/mvd/structure1/ Upravlenija/Nacionalnoe_centralnoe_bjuro_Interpola.
Информация об авторах
А. А. Бакаев - заведующий кафедрой «Правовое обеспечение национальной безопасности» Российского технологического университета - МИРЭА, доктор исторических наук, кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист России, Почетный работник высшего профессионального образования, Академик РАЕН;
Ю. А. Иванова - доцент кафедры «Правовое обеспечение национальной безопасности» Российского технологического университета - МИРЭА, кандидат юридических наук, доцент;
Т. В. Радченко - доцент кафедры «Правовое обеспечение национальной безопасности» Российского технологического университета - МИРЭА, кандидат юридических наук;
М. В. Саудаханов - кандидат юридических наук.
Information about the authors
A. A. Bakaev - Head of Department «Legal Support of National Security» of the Russian Technological University -MIREA, Doctor of Historical Sciences, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Honored Lawyer of Russia, Honorary Worker of Higher Professional Education, Academician of the Russian Academy of Sciences;
Yu. A. Ivanova - Associate Professor of the Department «Legal Support of National Security» of the Russian Technological University - MIREA, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor;
T. V. Radchenko - Associate Professor of the Department «Legal Support of National Security» of the Russian Technological University - MIREA, Candidate of Legal Sciences;
M. V. Saudakhanov - Candidate of Legal Sciences.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 15.06.2021; одобрена после рецензирования 20.01.2022; принята к публикации 07.02.2022.
The article was submitted 15.06.2021; approved after reviewing 20.01.2022; accepted for publication 07.02.2022.
Национальная безопасность. Под ред. Н. Д. Эриашвили, О. А. Мироновой, К. К. Гасанова. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. 271 с. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф МНИЦ Судебной экспертизы и исследований.
В учебнике учитываются все направления политики государства, национальные приоритеты и интересы, отражаемые в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, законодательстве и иных нормативных актах. Исследуются вопросы теории и организации безопасности государства, общества, личности.
Раскрываются особенности государственного регулирования в экономической, военной, информационной, общественной, экологической сферах безопасности. Рассматривается зарубежный опыт конституционного обеспечения национальной безопасности в ряде зарубежных стран.
Для студентов юридических и экономических вузов, осуществляющих подготовку студентов (курсантов) по специальности «Экономическая безопасность», а также аспирантов (адъюнктов) и преподавателей.
Национальная
безопасность
КЛАССИЧЕСКИЙ УЧЕБНИК
ВТОРОЕ ИЗДАНИЕ