Aristarkhov Alexey Leonidovich, candidate of law, leading researcher, [email protected], Russia, Moscow, research Institute of the University of the Prosecutor's office of the Russian Federation.
УДК 343.98
РОЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЛИНИИ ИНТЕРПОЛА ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ
Т.А. Гусейнов
Рассмотрена роль взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации с Международной организацией уголовной полиции (Интерпол), а также возможности данной организации при расследовании преступлений, связанных с торговлей людьми. Указываются формы и конкретные результаты взаимодействия Национального центрального бюро Интерпола при осуществлении противодействия торговле людьми. Отмечается, что участие России в деятельности Международной организации уголовной полиции (Интерпол) является важным элементом в борьбе с торговлей людьми.
Ключевые слова: Интерпол; Национальное центральное бюро Интерпола; взаимодействие; транснациональная преступность; торговля людьми, рабство.
Работорговля имеет глубокие исторические корни, оставаясь пережитком прошлого, в настоящее время она так и остаётся средством криминального заработка. Справедливо отмечает Т.С. Волчецкая о том, что «в сфере эффективной борьбы с транснациональной международной преступностью (торговлей людьми, организацией незаконной миграции и пр.) основополагающую роль играет международное сотрудничество и межведомственное взаимодействие между органами исполнительной власти (в том числе правоохранительными органами) тех или иных государств» [1, с. 99].
Так, по данным ООН, количество жертв торговли людьми лишь растёт, если в 2012 г. жертв насчитывалось лишь 21 млн. человек, то в 2018 - 25 млн. человек, из этого следует, что торговля людьми является проблемой глобальной [2]. Учитывая транснациональный характер торговли людьми, взаимодействие в рамках международного сотрудничества между правоохранительными органами иных государств, приобретает особую значимость.
Актуальные вопросы взаимодействия по линии Интерпола, были рассмотрены в научных трудах ряда авторов: А.А. Баранова, Т.С. Волчецкой, А.Г. Волеводза, Н.Г. Гасымова, М.А. Гуркина, Е.С. Дубоносова, И.С.
Дубровина, Е.С. Зайцевой, И.И. Ильинского, В.С. Овчинского, Д.Д. Стронского, Е.А. Соломатиной и других.
Формы взаимодействия между государствами содержатся в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г., в частности, определяются следующие формы взаимодействия [3, с. 17]:
1) выдача преступников;
2) взаимная правовая помощь;
3) проведение совместных расследований;
4) специальные методы расследования;
5) иные меры.
В свою очередь Устав Международной организации уголовной полиции (Интерпол) от 13.06.1956 (с изм. от 01.01.1986) [4] призван обеспечить широкое взаимодействие в рамках существующего законодательства всех учреждений органов полиции, а также в соответствии с данным Уставом, любое государство может уполномочить свой полицейский орган, в соответствии с функциями Интерпол, а также выступать в качестве государства - члена данной организации.
В целях обеспечения постоянной связи между полицейскими службами государств-участников, со стороны каждого государства определяется специальный орган - Национальное центральное бюро. Так, Указом Президента РФ от 30.06.1996 №1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции - Интерпола» установлено, что указанным органом в Российской Федерации, выступает Национальное центральное бюро Интерпола МВД РФ. Основной функцией НЦБ Интерпола является осуществление обеспечения оперативного обмена полицейской информацией между национальными правоохранительными органами и правоохранительными органами зарубежных государств, а также с Генеральным секретариатом, следовательно, оперативный обмен полицейской информацией, является основным элементом взаимодействия по линии Интерпола [5, с. 122]. Членство в Интерполе предоставляет доступ ко всем базам данных генерального секретариата Интерпола, предоставляет оперативную связь с правоохранительными органами государств-членов Интерпола, а также предоставляет возможность вывести на международный уровень необходимую информацию по разыскиваемым лицам.
Так, оперативный обмен необходимой информацией между государствами-членами Интерпола и Генеральным секретариатом осуществляется при помощи созданной в этих целях специальной телекоммуникационной системы I-24/7, которая доступна круглосуточно, семь дней в неделю.
Отмечая взаимодействие по линии Интерпола в борьбе с торговлей людьми, а также отмыванием преступных доходов торговцами людьми, весомым вкладом в указанное взаимодействие, является координация действий Генеральным секретариатом Интерпола, а также накопление всей информации,
полученной государствами-членами Интерпола в специальных аналитических проектах.
Возглавлявший в 1997-1999 г. российское Национальное центральное бюро Интерпола В.С. Овчинский, справедливо отмечал, что: «Интерпол -мировой центр по выработке совместной стратегии и тактики борьбы с преступностью» [6; 7; 8] благодаря международно-правовой базе и своему техническому оснащению.
Реализация основных функций Интерпола осуществляется с помощью специально разработанной системы уведомлений, выпускаемых Генеральным Секретариатом Интерпола по запросу стран-участников данной Организации. Выпускаемое Генеральным секретариатом Организации уведомление (notice), маркируется специальным цветом в правом верхнем углу:
- жёлтая метка (Yellow Notice) - розыск без вести пропавших лиц, несовершеннолетних, а также лиц неспособных идентифицировать себя;
- синяя метка (Blue Notice) - установление местонахождения лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления;
- чёрная метка (Black Notice) - издаётся для получения информации по неопознанным трупам;
- красная метка (Red Notice) - предполагает немедленный арест разыскиваемого лица;
- оранжевая метка (Orange Notice) - предполагает уведомление содержащее информацию о лицах, деятельности, объектах и событиях, представляющих угрозу общественной безопасности;
- пурпурная метка (Purple Notice) - предупреждение государств-участников о незаконных способах и средствах совершения преступлений, представляющих международный интерес (публичные призывы к развязыванию агрессивной войны, геноцид и т.д.).
Кроме перечисленных выше, существует и специальное уведомление Интерпола, которое издаёт совместно с Советом Безопасности ООН «INTERPOL - United Nations Security Council Special Notice», предусматривающее принятие специальных мер по противодействию угрозе терроризма со стороны запрещенных в России организаций.
Проведённый нами анализ материалов уголовных дел по преступлениям, связанным с торговлей людьми, показал, что в 26,77% сотрудниками правоохранительных органов, была задействована информация, поступившая по линии Интерпола.
Успешным примером данного взаимодействия является экстрадиция из Испании в Россию гражданки Е., объявленной в розыск по каналам Интерпола (с красной меткой), по подозрению в организации торговли людьми (ч. 2. ст. 127.1. УК РФ) [9].
Так, с целью повышения информационного обеспечения международного взаимодействия по линии Интерпола в борьбе с торговлей людьми, созданы базы данных по похищенным и утерянным загранпаспортам, которые потенциально могут быть использованы торговцами людьми с целью сокрытия
личности жертвы. Так, по данным ООН в 60% случаев с целью изменения личности жертвам работорговли из стран Африки (Замбия, Габон, Чад и др.) преступниками, были использованы украденные загранпаспорта Африканских государств [8]. В настоящее время накоплены сведения в отношении более 1,7 млн. загранпаспортов из 62 стран мира.
Для сбора необходимой информации по перемещению жертв торговли людьми из азиатского региона, был создан специальный проект аналитического направления «Bridge» (в переводе с англ. языка - мост). Указанный проект позволил выявить лидеров транснациональных преступных группировок. Так, по официальным данным Интерпола 1 июля 2019 г. в Индонезии был арестован лидер крупнейшей в Азии террористической группировки. По данным спецслужб Индонезии группировка причастна к террористическим атакам в столице Индонезии и на острове Бали, работорговле и контрабанде оружия [11].
С целью противодействия сексуальной эксплуатации женщин Генеральным секретариатом Интерпола создан проект «Red Routs» (с англ. -красные маршруты), который направлен на сбор и предоставление информации о лицах, причастных к торговле людьми, отметим, что указанный проект направлен на профилактику торговли людьми [12].
Россия участвует и взаимодействует во многих проектах Интерпола, которые нацелены на выявление преступных групп занимающихся торговлей людьми, нелегальной миграцией, отмыванием преступных доходов и др.
Необходимо отметить, что результативность взаимодействия по линии Интерпола, зависит от соблюдения государств-членов организационно-правовых форм, которые заключаются в последовательном выполнении и соблюдении всех взятых на себя международных обязательств, а также в своевременном предоставлении всей необходимой информации. Лишь чёткое соблюдение указанных принципов будет способствовать эффективной борьбе с транснациональными преступными группировками, специализирующимися на торговле людьми и отмывании преступных доходов, полученных в результате осуществления данной преступной деятельности.
Таким образом, участие России в деятельности Международной организации уголовной полиции (Интерпол), учитывая возможности данной организации (информационно-аналитические, международно-правовые и др.), является важным элементом в борьбе с торговлей людьми.
Список литературы
1. Торговля людьми в Калининградской области: постановка проблемы, противодействие, профилактика / под общ. ред. Т.С. Волчецкой. Вильнюс: Моксло Айдай, 2007. 139 с.
2. Доклад Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности. Вена. 07.01.2019. 80 с.
3. Конвенция Организации Объединённых Наций против транснациональной организованной преступности. Принята резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблей от 15 ноября 2000 г. 54 с.
4. Устав Международной организации уголовной полиции Интерпола от 13 июня 1956 г. (в ред. по состоянию на 01.01.1986 г.). 87 с.
5. Котляров И.И., Пузырева Ю.В. Международная организация уголовной полиции: история и современность // Вестник Московского университета МВД России. 2016. №8. С. 120-124.
6. Овчинский В.С. Русский Интерпол // Международная жизнь. 1998. Вып. № 9. С. 36-42.
7. Стронский Д.Д., Бесаев И.Ю. Организационно-правовые и криминалистические вопросы обеспечения международного информационного взаимодействия по линии Интерпола // Общество и право. 2009. №3 (25). С. 224-227.
8. Дягилев А.А. Теория взаимодействия и проблемы международного сотрудничества полицейских подразделений России и зарубежных стран, влияющие на борьбу с торговлей женщинами в целях сексуальной эксплуатации // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. №2 (34). С. 133-140.
9. URL:https://мвд.рф/news/item/8339848/ (дата обращения: 22.07.2019).
10. Доклад Организации Объединённых Наций о Торговле людьми за 2018 г. ООН. Нью-Йорк, 2018 г. URL: https://www.unodc.org/documents/data-and-analysis/glotip/2018/GLOTiP_2018_BOOK_web_small.pdf (дата обращения: 18.06.2019).
11. URL: https://www.interpol. int/News-and-Events/News/2019/INTERPOL-and-UN-publish-joint-handbook-for-online-counter-terrorism-investigations
(дата обращения: 17.06.2019).
12. URL: https: //www.interpolfoundation. org/#the_programs_section (дата обращения: 17.06.2019).
Гусейнов Турал Азер оглы, аспирант, turi_1990@,mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
THE ROLE OF LA W ENFORCEMENT AGENCIES IN THE RUSSIAN FEDERATION THROUGH INTERPOL IN THE INVESTIGATION OF CRIMES RELATED TO TRAFFICKING IN
PERSONS
T.A. Guseynov
The role of interaction of law enforcement agencies of the Russian Federation with the International criminal police organization (Interpol), as well as the possibilities of this organization in the investigation of crimes related to human trafficking. The forms and concrete results of the interaction Of the national Central Bureau of Interpol in the implementation of combating trafficking in human beings are indicated. It is noted that Russia's participation in the activities of the International criminal police organization (Interpol) is an important element in the fight against
human trafficking.In addition the possibilities of this organization, in investigating crimes of human trafficking.
Key words: Interpol; National Central Bureau of Interpol; engagement; transnational crime; human trafficking, slavery.
Guseynov Tural, graduate student, turi_1990@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State University
УДК 343.34
КОНКУРЕНЦИЯ ОТДЕЛЬНЫХ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ
М.А. Давиденко
Представленная работа посвящена изучению особенностей установления в действующем российском уголовном законодательстве ответственности за совершение преступлений террористического характера. По результатам исследования сформулированы выводы о дискуссионности обособленной криминализации деяния, предусмотренного ст. 2051 УК РФ, которое в действительности является подстрекательством или пособничеством к совершению террористического акта. Кроме этого, деяние, предусмотренное ст.
2053 УК РФ в сущности представляет собой приготовление к совершению террористического акта. По этой причине высказаны критические замечания относительно чрезмерно суровых видов наказаний, предусмотренных санкциями ст.
2053 УК РФ по сравнению с наказаниями, предусмотренными ст. 205 УК РФ за совершение террористического акта.
Ключевые слова: общественная безопасность, преступления террористического характера, террористический акт, содействие террористической деятельности, прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности.
Преступления террористического характера - деяния, предусмотренные
1 ^
ст. 205, 205 и 205 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) и др. посягают на общественные отношения, сложившиеся в области обеспечения и охраны общественной безопасности. Данный объект уголовно-правовой охраны включает в себя элемент общественной психологии -коллективное бессознательное. В качестве составной части непосредственного объекта террористического акта она подразумевает ощущение состояния защищенности, общественное спокойствие, ощущение своей безопасности и безопасности других, неприкосновенности имущества, уверенность в нормальной работе государственных и общественных институтов. Эта вторая составляющая общественной безопасности не менее существенна, чем