Нарыкова С.П. К вопросу об основных факторах интенсификации политической власти в современной России
ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЛЧКИ И ПРЛКТИКИ
УДК 34
Нарыкова Светлана Петровна Narykova Svetlana Petrovna
доктор философских наук, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры истории и теории права и государства
Краснодарский университет МВД России (350005, Краснодар, ул. Ярославская, 128)
doctor of sciences (philosophy), candidate of sciences (law), associate professor, professor of the department of history and theory of law and state
Krasnodar university of the Ministry of Internal affairs of Russia (128 Yaroslavskaya st., Krasnodar, 350005)
E-mail: [email protected]
К вопросу об основных факторах интенсификации политической власти
в современной России
To a question of major factors of an intensification of the political power
in modern Russia
В статье рассматриваются основные факторы интенсификации политических процессов, политикоуправленческих решений. Анализируются важнейшие тенденции государственной политики во всех сферах жизнедеятельности современного российского общества. Обозначена необходимость решения проблемы формирования национальной идеи и идеологии современного развития России. Рассматривается также диалектика взаимосвязи внутреннего развития страны и внешнеполитической обстановки в мире, а также влияние идеологии и практика глобализма на эту диалектику. В статье анализируется наиболее существенная проблема для Российской Федерации — проблема недостаточной адекватности функционирования социальных институтов. Отмечаются также и трудности с процессами социализации, что влечет за собой существенный уровень коррупции и преступности, а также является благодатной почвой для распространения экстремистской идеологии. Автор приходит к выводу о том, что важнейшим условием стабильности государства в целом является равномерность социального развития на региональном уровне. Чем больше различий вуров-не экономического развития между различными регионами, тем выше показатели миграции и нехватки профессиональных кадров в отстающих областях страны. Стремление к усреднению социальных условий проживания населения должно быть реализовано на уровне значительных вкладов в развитие отстающих регионов.
In article major factors of an intensification of political processes, political and administrative decisions are considered. The most important tendencies of public policy in all spheres of activity of modern Russian society are analyzed. Need of a solution of the problem of formation of national idea and ideology of modern development of Russia is designated. Also the dialectics of interrelation of internal development of the country and a foreign policy situation in the world, and also influence of ideology and the practician of a globalism on this dialectics is considered. In article the most vital issue for the Russian Federation — a problem of insufficient adequacy of functioning of social institutes is analyzed. Are noted as well difficulties with socialization processes that involves the essential level of corruption and crime, and also is a fertile field for distribution of extremist ideology. The author comes to a conclusion that the most important condition of stability of the state in general is uniformity of social development at the regional level. The more in the level of economic development between various regions, the indicators of migration and shortage of professional shots in the lagging behind country areas are higher than distinctions. The aspiration to averaging of social conditions of accommodation of the population has to be realized at the level of the significant contributions to development of the lagging behind regions.
Ключевые слова: государство, политическая Keywords: the state, political power, intensification власть, интенсификация социальных процессов, го- of social processes, state policy. сударственная политика.
Попытка охарактеризовать динамику со- Федерации, если подходить к вопросу методовременного политического режима Российской логически, требует системного рассмотрения
38
Юридическая наука и практика
ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЙЧКИ И ПРЛКТИКИ
основных тенденций развития российского общества и мировой системы в целом. Последнее предполагает установление места и роли современной России в мировой экономике, культуре и политике, а также степени адекватности сложившейся ситуации интересам государства. Таким образом, раскрытие проблематики основных факторов интенсификации власти в нашей стране, с одной стороны, требует своеобразного «взгляда внутрь» современного российского общества с раскрытием основных тенденций его развития и их отношения к современной государственной системе. С другой стороны, раскрытие внешних аспектов динамики требует принципиально другого подхода — взгляда на мировую экономическую, политическую и культурную систему «изнутри», с позиции основных интересов и направлений развития Российского государства.
За последние полтора десятилетия Россия в значительной степени усилила конструктивные тенденции государственной политики. Произошло обновление отношения к советской истории как к объективному этапу, прошлому с его плюсами и минусами. В результате оптимизации отношения к прошлому произошла и переоценка настоящего этапа развития. Стали усиливаться тенденции сохранения социокультурной идентичности и противостояния экспансии массовой культуры. Параллельно стал намечаться курс на рост экономики и развитие основных социальных институтов. Интенсивность динамики власти при этом значительно увеличилась как во внешнеполитическом направлении, так и внутри страны. Ответной реакцией на грамотную политику стала ее оценка внутри страны и за ее пределами. Так, по данным «Левада-Центра», рейтинг Президента Владимира Путина продолжает расти, а ссылаясь на данные социологической компании «Gallup», этот же источник сообщил, что «социологи вместе с одобрением действий главы государства зафиксировали еще и согласие граждан с выбранным руководством страны курсом — 73%, крепкую уверенность в высокой боеспособности Вооруженных сил РФ (78%), повышение доверия к деятельности правительства — 64%. И даже честностью российских выборов теперь наши люди в целом удовлетворены: 39 против 23%, которые отмечались годом раньше» [1]. По версии «Forbes», внешняя политика Путина значительно повысила мировой авторитет российской политики, а сам Президент «возглавил рейтинг самых влиятельных людей мира». При этом, по данным издания «The Independent», по
мнению читателей, среди политиков, «чьи действия им наиболее импонируют, лидером стал Владимир Путин —за него отдали свои голоса более 92% участников опроса. На втором месте Ангела Меркель, за которую проголосовало 3% опрошенных, на третьем — Барак Обама с 2%» [2.].
Повышение авторитетности и влиятельности российской политики непосредственно связано с ее интенсификацией и разноуровневой динамикой. Однако усиление динамики означает и равное усиление сил противодействия. В этой связи актуализируется вопрос национальной идеи в реалиях современного общества. По мнению Н.В. Нарыкова, «национальная идея должна содержать в себе базовые ценности как цели нашего личного и национального (государственного) бытия, отражать коренные интересы личности, народа, государства, быть понятной народу и миру, быть неконфронтационной и объединяющей, иметь понятную стратегию и механизмы ее программного воплощения, являться единой координационной платформой практической деятельности всех органов власти. Национальная идея должна четко отвечать на ряд вопросов. Во-первых, что Россия должна дать человеку, гражданину? Во-вторых, чем Россия должна стать и чем быть для себя и своих соседей как страна, как государство? В-третьих, что Россия может предложить миру, какова ее цивилизационная миссия?» [3, с. 249]. Решение вопроса о национальной и культурной идентичности должно повысить качественный аспект динамики российской политики, а также перевести власть в состояние стабильной опоры на общество.
Несложно заметить, что сама по себе динамика развития и трансформации государственной структуры детерминируется этими двумя важнейшими координатами — внешней и внутренней обстановкой. Вместе с тем, государство представляет собой не просто изменчивую структуру, подстраивающуюся под изменения во внешней и внутренней ситуации. Всякое государство имеет на ряде уровней сложившуюся направленность развития, в силу наличия которой реакция системы власти на изменения во внешней и внутренней обстановке заключается не только в изменении государственных устоев, но и в противодействии внешним и внутренним факторам несоответствия. В этой связи внешние и внутренние проблемы государства следует рассматривать также по критерию отношения к ним государственной доктрины. Иными словами, определенный набор актуальных про-
39
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 4 (32)
Нарыкова С.П. К вопросу об основных факторах интенсификации политической власти в современной России
Нарыкова С.П. К вопросу об основных факторах интенсификации политической власти в современной России
ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЙЧКИ И ПРЛКТИКИ
блем детерминирует развитие государственной структуры, в то время как ряд иных проблем вызывает активную деятельность по их устранению с полным сохранением существующих государственных устоев. В этом отношении функции государства в реагировании на возникновение актуальных внешних и внутренних запросов можно подразделить на адаптивные и преобразовательные.
Вариативность и сложность проблемы заключается в том, что одна и та же проблема может быть рассмотрена как в качестве тенденции к преобразованию окружающей действительности, так и в качестве основания адаптации властной структуры к новым реалиям. В связи с этим ряд внутри и внешнеполитических проблем с трудом можно подвергнуть сколь-нибудь однозначному определению. Однако, в сущности, одной из важнейших характеристик государства, определяющих его состояние, является смещение способа реакции на проблемный опыт в ту или иную сторону. Рассматривая вопрос системно, следует отметить, что, по сути, речь идет о выборе между пассивной и активной реакцией на возникающие проблемы, первая из которых связана с внутренним перестроением в соответствии с существующим фактом определенной проблемной тенденции, вторая — с активным воздействием на данную проблемную сферу в интересах сохранения налично существующей государственной структуры. Притом в обоих случаях возможно существенное изменение государственной политики, в частности правовых аспектов, в одном случае речь идет об адаптации государства к данности существующей ситуации, в другом — о противодействии налично данной ситуации. Следует отметить, что здесь нет четкой определенности в отношении того, какая стратегия является наиболее оптимальной. В сущности, вообще говорить о том, что какая-то из адаптивных тенденций государственной системы безусловно является более предпочтительной, — значит впадать в абстракцию, поскольку для каждой конкретной ситуации характерна своя расстановка сил, социальных тенденций и аксиологических оснований, определяющих принятие того или иного политического решения. Однако сама по себе детализация рассмотрения сущности современных политических процессов с точки зрения критерия активности государственной структуры (и в частности — ее влияния) имеет значительную познавательную ценность в деле определения актуальных тенденций развития государственной системы.
Как было уже сказано выше, точкой отсчета в рассмотрении внутренних, внешних и системных факторов интенсификации российской политики, в сущности, является само государство с его правовой и экономической системой, интенциями развития и связанными с этими направлениями развития интересами. Определение основных факторов социально-политической динамики нашей страны неразрывно связано с государственным контекстом, тогда как само по себе определение современного Российского государства требует отражения наиболее значимых его проблем и интенций развития. Наличие такой проблемы знаменует собой факт несоответствия между актуальным состоянием государственной структуры и ситуацией на уровне общества или мировой политической системы. Определяя проблему таким образом, мы приобретаем возможность беспристрастного рассмотрения проблематичности различных аспектов функционирования российской государственной системы без изначальной теоретической и аксиологической нагруженно-сти данных проблем. Последнее тем более ценно, что результаты подобного анализа являются существенным теоретическим основанием для рассмотрения и сопоставления альтернативных способов урегулирования данных проблем в каждом конкретном случае.
Вместе с тем, прежде чем приступить к обзору, важно обратить внимание на один существенный аспект рассматриваемой проблематики — общую тенденцию конфликтности преобразовательной деятельности на уровне внешней политики. Речь в данном случае идет не столько о том, что всякая активная деятельность, направленная на изменение ситуации в мире, влечет за собой внешнеполитические конфликты, сколько о неизбежном пересечении интересов различных политических структур. В этой связи выявление внешних проблем Российского государства в русле введенной нами классификации представляет собой существенное основание для определения современного статуса Российской Федерации в мировом сообществе, и в частности — наиболее актуальных перспектив ее развития. Вместе с тем, само по себе разделение на внешние и внутренние проблемы условно, поскольку речь идет о существовании государства как системы. Его внутреннее состояние является одним из наиболее существенных факторов, определяющих внешнеполитические возможности, а внешнеполитическая ситуация коренным образом влияет на круг внутренних проблем государства. Так, на-
40
Юридическая наука и практика
ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЙЧКИ И ПРЛКТИКИ
пример, распределение производства и его тип определяют приоритетные направления внешней экономики государства, тогда как характер внешнеэкономических отношений оказывает существенное влияние на экономическую ситуацию внутри страны [4, с. 23— 24].
Рассматривая внутренние факторы динамики российской политики, нельзя не отметить неоднородность их характера, связанную с территориальным аспектом. Российская Федерация, будучи крупнейшим в мире государством, включает в себя множество регионов, обладающих различными производственными ресурсами, технической оснащенностью, уровнем развития коммуникационных систем и приоритетными направлениями экономического развития. В силу этих причин, а также наличия широкого спектра природных условий, определяющих ситуацию проживания населения, нельзя однозначно оценивать, например, уровень жизни населения или экономическую ситуацию в стране. Данная неоднородность затрагивает ряд важнейших социокультурных аспектов существования общества — от уровня материального благосостояния населения до степени культурной однородности и социальной стабильности.
В этом отношении ряд проблем носит не общегосударственный, а региональный характер, что отражается в различной степени выраженности данных проблем на уровне отдельных регионов. Комплексные исследования факторов социальной стабильности показывают, что наиболее благополучными в социальном и экономическом плане являются западные регионы и Крайний Север, на уровне которого характеристика стабильности связана с этнической принадлежностью населения и интенсивным экономическим развитием региона, связанным с приоритетом добывающей промышленности. Вместе с тем, аналитики отмечают значительный уровень нестабильности ряда центральных и дальневосточных регионов. На этом уровне актуализируется следующая проблематика: социальная стабильность определяется степенью экономического и технического развития региона, а также техническим обеспечением основных сфер деятельности. В этой ситуации одной из важнейших проблем современной России становится обеспечение экономического и технического развития, а также кадрового обеспечения «кризисной окраины» — регионов, характеризующихся наименьшим уровнем развития и социальной стабильности. Поэтому существенное значение приобретает как определение и развитие приоритетных направлений
государственного финансирования на уровне этих регионов, так и организация подготовки специалистов (иными словами — организация высококлассного профессионального образования) на региональном уровне. На общем уровне проблема определяется следующим образом: важнейшим условием стабильности государства в целом является равномерность социального развития на региональном уровне. Чем большие различия имеют место на экономическом уровне между различными регионами, тем выше показатели миграции и нехватки профессиональных кадров в отстающих областях страны. Стремление к усреднению социальных условий проживания населения, таким образом, должно быть реализовано на уровне значительных вкладов в развитие отстающих в экономическом и техническом плане регионов [5].
Еще одной важной проблемой современной России является значительный уровень дифференциации населения по имущественному показателю. Одним из закономерных стремлений государства является создание социальной стабильности, что предполагает повышение общего уровня качества жизни населения. Средний класс, представляющий собой существенную опору государства, по данным статистики, включает в себя приблизительно четверть населения. Большая часть населения в экономическом плане относится к категории ниже среднего уровня доходов, что связано со значительной неоднородностью уровня доходов различных прослоек населения. Так, например, в соответствии с данными Росстата по Москве, общий доход наиболее зажиточных 10% населения превышает общий доход наименее обеспеченных 10% более чем в 40 раз, что знаменует собой существенный уровень имущественной дифференциации среди населения [6]. Данное явление существенным образом характеризует внутреннюю нестабильность российского общества и низкий уровень жизни большей части населения страны, что приводит к высокому уровню социальной напряженности. В связи с этим существенное значение приобретает развитие сектора малого и среднего бизнеса, а также государственная политика, направленная на создание высокооплачиваемых рабочих мест и высококвалифицированной рабочей силы.
В целом, характеризуя данную проблему, следует отметить, что одна из приоритетных задач современного государства заключается в создании сильной материально обеспеченной прослойки среднего класса, что на общем
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 4 (32)
Ы
Нарыкова С.П. К вопросу об основных факторах интенсификации политической власти в современной России
Нарыкова С.П. К вопросу об основных факторах интенсификации политической власти в современной России
ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЙЧКИ И ПРЛКТИКИ
уровне представляет собой усреднение общества по критерию материального благосостояния и качества жизни. Развитие экономической системы, в свою очередь, требует организации подготовки высококлассных специалистов, что требует соответствия системы образования современным социальным запросам. Проблема кризиса современной системы образования представляет собой одну из приоритетных проблем, решение которой имеет первостепенную важность на уровне экономического, культурного и социального развития российского общества [7].
Существенное значение в данном отношении имеет демографическая ситуация, что связано как с наличествующим в настоящее время процессом уменьшения населения страны, так и с высоким процентным содержанием молодежи, что является серьезной проблемой для процессов социализации и привития индивидам системы социально приемлемых общественных норм [5]. Оторванность от традиции, с одной стороны, вызванная определенной «молодостью» Российского государства, а с другой — обусловленная ломкой ценностей и заимствованием их извне, делает современную российскую молодежь очень уязвимой прослойкой населения.
Еще одной важной внутренней проблемой в современной России является проблема сохранения культурной идентичности [8, с. 91—92] в условиях процесса глобализации, что связано как с разрывом преемственности социальных и культурных норм, обусловленным процессом перестройки и формирования новой социальной среды, так и со спецификой демографической ситуации, отмеченной выше. Существенную роль в данных процессах имеет также развитие информационных технологий и общее смещение сферы социализации в область СМИ и цифровой коммуникации [9].
Также большое значение имеет общая проблема экономического развития России, связанная как с развитием добывающей промышленности, так и с необходимостью развития обрабатывающей промышленности и важностью общей интенсификации производства. С учетом того, что важнейшие виды производственного сырья представлены богатыми природными ресурсами, развитие производства широкого спектра промышленных товаров является важнейшим способом стабилизации экономической ситуации в стране и необходимым условием повышения экономической независимости государства.
Наконец, одной из наиболее существенных проблем, имеющих для Российской Федерации внутреннее значение, является проблема недостаточной адекватности функционирования социальных институтов и связанные с этим проблемы недостаточно отлаженных процессов социализации, что влечет за собой существенный уровень коррупции и преступности, а также является благодатной почвой для распространения экстремистской идеологии. Данная проблема является не просто обобщением внутренних проблем страны, связанных с недостаточно эффективным функционированием социальных институтов, — она имеет комплексный характер и связана с сочетанием ряда негативных факторов — от социальных проблем неимущих до недостатков учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях.
Примечания
1. Рейтинг Путина продолжит рост // Левада-Центр. 21.07.2014. URL: http://www.levada.ru/21-07-2014/reiting-putina-prodolzhit-rost (дата обращения:
22.07.2014) .
2. Пятницкая А. Путина считают лучшим в мире политиком более 90% читателей The Independent. 11.04.2014. URL: http://www.kp.ru/online/news/1707311/ (дата обращения: 23.07.2014).
3. Нарыков Н.В. Социокультурный подход к национальной идее, отечеству, патриотизму//Общество и право. 2014. № 1 (47).
4. Акаев А.А., Садовничий В.А. О новой методологии долгосрочного циклического прогнозирования динамики развития мировой системы и России // Прогноз и моделирование кризисов и мировой динамики. М., 2010.
5. Мартынов А.С., Артюхов В.В., Виноградов В.Г. Россия как система. URL: http://www.sci.aha.ru/RUS/ wafd.htm (дата обращения: 05.08.2014).
6. Внутренние проблемы России // Аналитический сайт Игоря Гаршина. URL: http://www.garshin.ru/ history/russia/social-problems.html (дата обращения:
06.08.2014) .
7. Пантин В.И., Лапкин В.В. Философия исторического прогнозирования: ритмы истории и перспективы мирового развития в первой половине XXI века. Дубна, 2006.
8. Арутюнян Ю.В. Россияне: проблема формирования национально-гражданской идентичности в свете данных этносоциологии // Общественные науки и современность. 2009. № 4.
9. Гранин Ю.Д. Масс-медиа в формировании российской нации: неутешительные итоги // Вестник электронных и печатных СМИ. № 12. URL: http://www. vestnik.ipk.ru/index.php?id=1925 (дата обращения:
11.07.2014) .
42
Юридическая наука и практика
ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЙЧКИ И ПРЛКТИКИ
Notes
1. Putin’s rating will continue growth // Levada-Centr. 21.07.2014. URL: http://www.levada.ru/21-07-2014/reiting-putina-prodolzhit-rost (date of the address: 22.07.2014).
2. Pyatnitskaya A. Putin is considered the politician, best in the world, by more than 90% of readers of The Independent. 11.04.2014. URL: http://www.kp.ru/online/ news/1707311/(date of the address: 23.07.2014).
3. Narykov N.V. Sociocultural approach to national idea, fatherland, patriotism // Society and right. 2014. № 1(47).
4. Akayev A.A., Sadovnichiy V.A. About new methodology of long-term cyclic forecasting of dynamics of development of world system and Russia //the Forecast and modeling of crises and world dynamics. Moscow, 2010.
5. Martynov A.C., Artyukhov V.V., Vinogradov V.G. Russia as system. URL: http://www.sci.aha.ru/RUS/ wafc1.htm (date of the address: 05.08.2014).
6. Internal problems of Russia // Analytical site of Igor Garshin. URL: http://www.garshin.ru/history/russia/ social-problems.html (date of the address: 06.08.2014).
7. Pantin B.l. , Lapkin V.V. Filosofiya of historical forecasting: rhythms of history and prospect of world development in the first half of the XXI century. Dubna, 2006.
8. Arutyunyan U.V. Russians: a problem of formation of national and civil identity in the light of data of ethnosociology//Social sciences and the present. 2009. № 4.
9. Granin Yu.D. Mass media in formation of the Russian nation: unfavourable results // Vestnik electronic and print media. № 12. URL: http://www. vestnik. ipk.ru/ index.php?id=1925 (date of the address: 11.07.2014).
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 4 (32)
ИЗ
Нарыкова С.П. К вопросу об основных факторах интенсификации политической власти в современной России