Булгакова Е.В., Булгаков В.Г., Акимов В.С. Использование «больших данных» в системе государственного управления: условия, возможности..
ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЛЧКИ И ПРЛКТИКИ
УДК 342.5
Булгакова Елена Валерьевна Bulgakova Elena Valeryevna
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры правовой информатики
Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (123995, Москва, ул. Садовая-Кудринская, 9)
candidate of sciences (law), associate professor, associate professor of the chair of legal informatics
Moscow state law university named after O.E. Kutafin (9 Sadovaya-Kudrinskaya st., Moscow, 123995)
E-mail: [email protected]
Булгаков Владимир Геннадьевич Bulgakov Vladimir Gennadievich
магистр юриспруденции, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры технико-криминалистического обеспечения экспертных исследований учебно-научного комплекса судебной экспертизы
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, 12)
master of law, candidate of technical sciences, associate professor, associate professor of the chair of technical and criminalistics ensuring of expert researches of the educational and scientific complex of judicial examination
Moscow university of the Ministry of interior of Russia named after V.Ya. Kikot (12 Akademika Volgina st., Moscow, 117437)
E-mail: [email protected]
Акимов Владимир Сергеевич Akimov Vladimir Sergeevish
студент
Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России) (117638, Москва, ул. Азовская, 2/1)
student
All-Russian state university of justice (2/1 Azovskaya st., Moscow, 117638)
E-mail: [email protected]
Использование «больших данных» в системе государственного управления: условия, возможности, перспективы
The use of «big data» in the public administration: the conditions, opportunities and prospects
В статье сформулированы представления о происходящих изменениях в системе государственного управления. «Активный гражданин» становится центральным звеном при принятии управленческих решений. В рамках «Большого правительства» создаются новые институты, механизмы управления на основе информационно-телекоммуникационных технологий. Обеспечение информационного взаимодействия между всеми субъектами системы государственного управления, возможность доступа к актуальным, достоверным данным, представленным в формате открытых данных, позволяет сделать дан-
ную систему более эффективной. Развитие систем государственного управления во всем мире связывают с использованием в этом процессе «больших данных».
Ключевые слова: «большие данные», открытые данные, информационные технологии, электронное правительство, большое правительство, открытое правительство, электронное правосудие, информационное общество, трансформация функций государственного управления, органы исполнительной власти в условиях информатизации.
10
Юридическая наука и практика
ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЙЧКИ И ПРЛКТИКИ
This paper formulates ideas about the changes taking place in public administration. Active citizen becomes a Central element in making managerial decisions. As part of the «Big government» created new institutions, mechanisms-based management of information and telecommunication technologies. Ensuring communication between all entities of the public administration, access to relevant, reliable information, presented in the format of open data allows to make the system more
efficient. The development of systems of government throughout the world is associated with using this process big data.
Keywords: «big data», open data, information management techniques, e-government, big government, open government, e-justice, information society, transformation of functions of state administration, bodies of executive power in the conditions of informatization.
В информационном обществе в значительной степени изменяются наши представления о роли и возможностях использования информационных ресурсов в системе государственного управления. В связи с доступностью и простотой распространения информации новые технологии работы с ней занимают одно их первых мест в развитии политической, экономической, социальной жизни страны. Информация используется, прежде всего, как средство целевого массового воздействия на состояние общества и его механизмы управления, на сознание и потенциал развития человека. Актуальная, достоверная информация, предоставляемая в формате открытых данных, становится двигателем системы государственного управления в условиях обеспечения информационного взаимодействия ее субъектов на основе современных информационных технологий.
В новых условиях развития общества — общества информационного — изменились и представления о функционале системы государственного управления. Реформа по модернизации в России системы государственного управления, начавшаяся около 20 лет назад, сопряжена с целым рядом проблем, главной из которых, как мы считаем, является устаревшее представление об устройстве системы государственного управления, которая сводится к узкому пониманию происходящих процессов и возложению управленческих функций исключительно на органы исполнительной власти. При этом мы полагаем, что комплексная модель системы государственного управления на данном этапе состоит в том, что в условиях информатизации это управление реализуется «всей системой органов государственной власти: представительной — правотворческой; исполнительной, судебной и контрольной при непрерывном взаимодействии этой системы органов с общественными организациями современного гражданского общества и учета общественного мнения» [1]. Действительно, такая модель в условиях применения современных информа-
ционных технологий позволит повысить доступность, гарантированность и эффективность государственного управления. К сожалению, пока еще мы сталкиваемся с неопределенностью полномочий органов, приводящих в действие этот сложный механизм, и недостатками в организационно-правовом обеспечении при их информационном взаимодействии, большинство управленческих решений принимаются до сих пор в «ручном режиме».
В настоящее время осуществляется идея построения электронного государства, которая ассоциируется, прежде всего, с созданием новых электронных механизмов на основе инновационных информационных технологий, позволяющих обеспечить его открытость, транспарентность (прозрачность). Квинтэссенцией этих принципов являются открытые данные (англ. — open data, нем. — offene daten, фр. — donnees ouvertes). Открытые данные составляют основу развития современных общественных институтов, электронного государства, способствуя претворению в жизнь принципа G4C — government for citizens (государство для граждан) а также open government (открытое государство). В этой связи возникла потребность в предельно открытых, достоверных, актуальных данных.
Открытие информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления в формате открытых данных является одной из базовых задач при формировании так называемого «Открытого правительства». Идеология открытых данных поддерживается рядом крупнейших государств мира и международными организациями (Орел government partnership, Open knowledge foundation, International budget partnership, W3C и т. д.). Государство производит большое количество данных в сети «Интернет». В последнее время появились возможности обработки и представления в формате открытых данных так называемых «больших данных».
В связи с необходимостью проведения новой административной реформы по широкой
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 3 (31)
11
Булгакова Е.В., Булгаков В.Г., Акимов В.С. Использование «больших данных» в системе государственного управления: условия, возможности..
Булгакова Е.В., Булгаков В.Г., Акимов В.С. Использование «больших данных» в системе государственного управления: условия, возможности..
ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЙЧКИ И ПРЛКТИКИ
автоматизации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, направленной на построение системы эффективного управления, представляется интересным и на сегодняшний день возможным использование «больших данных».
Уровень развития информационных технологий предлагает совершенно новую и эффективную систему организации власти по работе с большими объемами данных при использовании современных систем и ресурсов, востребованность в которых продиктована XXI веком.
В 2008 году редактор журнала Nature Клиффорд Линч впервые использовал термин «большие данные», собрав материалы о росте объемов, многообразия обрабатываемых данных и технологических перспективах в вероятном скачке «от количества к качеству». В 2014 году в рамках конференции Global entrepreneurship congress — «Большие возможности больших данных», участники привели многочисленные примеры использования «облачных технологий», а также снижения затрат компаний, которые внедрили новейшие информационные системы, при этом особое внимание было обращено на роль государственных органов в обеспечении доступа к открытым данным и инструментариям их обработки.
По мере превращения компьютеров из обычных счетных устройств в универсальные машины для обработки данных стали появляться новые термины: продукты (data product); инструменты для работы с данными (data tool); наука о данных (data science); ученые, работающие с данными (data scientist); а увеличивающийся объем и скорость обработки данных привели к появлению нового термина «большие данные» (big data) — это серия подходов, инструментов и методов обработки, структурированных и неструктурированных данных значительных объемов для получения воспринимаемых человеком результатов, эффективных в условиях непрерывного прироста, распределения по многочисленным узлам вычислительной сети. Существенные характеристики «больших данных» состоят в том, что при их обработке учитывается объем — физическая величина имеющихся и получаемых данных; скорость, в том числе и скорость прироста данных при учете одновременного уровня обработки; а также многообразие данных— возможность оценки различных вариантов изменения информации. Зарубежными авторами данная концепция называется «три V» — volume (объем), velocity (скорость), variety (многообразие).
Государство — это постоянно меняющийся живой организм, его развитие должно быть все больше и больше ориентировано на реальные потребности жителей. Использование систем и инструментов «больших данных» позволяет не только определить сведения для решения многих государственных и муниципальных задач, но и повысить точность прогнозирования возможных результатов в будущем. Между тем беспристрастный анализ фактических данных показывает, что «наша страна существенно отстает в сфере больших данных» [2]. По этой причине часть организаций использует термин «большие данные» в маркетинговых целях и продолжает применять только бизнес-аналитику, которая является только одной из трех частей системы «больших данных». Преимущество использования всех составных частей технологий «больших данных» состоит в том, что, во-первых, система позволяет проанализировать перспективы развития системы социального обслуживания по предоставлению гражданам государственных и муниципальных услуг, учесть возможные проблемы, исправить в кратчайшие сроки. Во-вторых, перевод государственного управления в автоматизированный режим работы на основе обработки огромного массива информации позволит исключить проблемные моменты, имеющиеся на сегодняшний день: коррупцию, оставление обращений без рассмотрения, «человеческий фактор» при принятии неправомерных решений. В-третьих, прогнозируется, что внедрение технологий «больших данных» наибольшее влияние окажет на информационные технологии в производстве, здравоохранении, торговле, государственном управлении, а также в сферах и отраслях, где регистрируются индивидуальные перемещения ресурсов.
Сложность внедрения систем «больших данных» могла бы быть актуальной несколько десятилетий назад, когда скорость обмена информацией была низкой по причине отсутствия моментальных проводников данных, а хранилища не позволяли сохранить всю имеющуюся информацию. Сегодня такие проблемы отсутствуют благодаря сервисам, позволяющим производить сверхскоростной обмен, хранение и анализ информационных данных по всему миру. Существенные затруднения при внедрении систем «больших данных» может вызвать проблема сохранности и защищенности информации от несанкционированного доступа. Возможные проблемы, вызванные низким уровнем защиты данных, преодолимы за счет последо-
12
Юридическая наука и практика
ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЙЧКИ И ПРЛКТИКИ
вательного использования современных возможностей по аутентификации пользователей, предоставляемых технологически новыми системами подтвержденного доступа и устройствами по выявлению уникальных особенностей субъекта-пользователя.
Первоначально большинство новых систем, технологий и разработок внедряют в свою работу коммерческие организации, это вызвано целями их деятельности, такими как увеличение прибыли, сокращение издержек и финансовых затрат, повышение эффективности работы. Многие исследователи «больших данных» утверждают, что это наиболее перспективное направление ближайшего развития не только коммерческих структур, но и всего государственного управления [3, с. 79—83]. «Большие данные» в системе государственного управления позволят организовать анализ открытых данных для оптимального планирования городских парковок; создать сервис, информирующий автовладельцев о планах городских властей произвести ремонт или уборку улицы; провести сбор информации о состоянии линий электропередач, дорог, систем водоснабжения в онлайн-режиме; организовывать социально ориентированное движение общественного транспорта при одновременном снижении уровня бюджетных затрат.
Важным фактором, который влияет на результативность деятельности всего государства, является эффективность защиты прав и интересов при осуществлении правосудия; актуальность статистических данных, используемых при обеспечении правопорядка и безопасности. В этих сферах в последнее время активно внедряются новые информационные системы и средства, например, электронное правосудие представляет собой разновидность систем, предполагающих использование «больших данных» при осуществлении правосудия всеми заинтересованными сторонами, включая в себя электронное общение и обмен данными, а также доступ к информации судебного характера. Основные преимущества систем электронного правосудия заключаются в открытости, доступности, своевременности и достоверности информации о деятельности судов на территории России, реализации более доступным способом конституционного права на информацию. Частичное применение «больших данных» находит свое отражение в специализированных интернет-порталах: «Банк судебных решений», «Календарь судебных заседаний», «Картотека рассматриваемых дел» и «Электронный страж». Изначально система электронного
правосудия имела лишь необходимый набор механизмов, но по мере использования происходила не только последовательная настройка модулей, но и наблюдалась востребованность в создании новых подсистем и сервисов для обеспечения процесса отправления правосудия «нового электронного формата», поэтому применение «больших данных» представляется актуальным [4, с. 78—86; 5, с. 14—17].
Не менее важная задача государства заключается в обеспечении безопасности и правопорядка в нашей стране. Реализовать данную задачу можно при помощи комплексной информационной системы, такой как «Безопасный город» [6, с. 23—27]. Современный город состоит из множества взаимосвязанных систем — транспортной, телекоммуникационной, систем электро- и водоснабжения, а также многих других. Кроме многоступенчатого и иерархически сложного управления всеми городскими системами, требуется еще соответствующий контроль над общественным правопорядком и преступностью для обеспечения безопасности каждого жителя города [7, с. 23—27]. В этих целях с еще большей степенью эффективности могут использоваться «большие данные», позволяющие получать и обрабатывать разнородные массивы информации обо всех важных событиях и передавать полученные данные для оперативного реагирования компетентных служб [8, с. 28—31]. Аналитические возможности обработки больших массивов данных, поступающих с видеокамер комплексной информационно-аналитической системы «Безопасный город», позволили в 2014 году раскрыть около 70% от общего количества раскрытых в городе Москве преступлений [9].
В ближайшем будущем ключевым ресурсом, определяющим уровень эффективности государственного управления, станет степень доверия граждан к власти и их взаимная ответственность друг перед другом. Правильное и последовательное использование «больших данных», позволяющих аккумулировать в себе архивы и поисковые системы, торговые и аналитические платформы, бизнес и государственные базы самого различного рода, будет способствовать достижению высокого уровня развития гражданского общества в нашей стране.
Примечания
1. Бачило И.Л. Государство и право XXI века. Реальное и виртуальное. М., 2012.
2. Ларина £., Овчинский В. «Большие данные» от 23.04.2014 // Сети, когнитивная наука, управление
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 3 (31)
п
Булгакова Е.В., Булгаков В.Г., Акимов В.С. Использование «больших данных» в системе государственного управления: условия, возможности..
Булгакова Е.В., Булгаков В.Г., Акимов В.С. Использование «больших данных» в системе государственного управления: условия, возможности..
ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЙЧКИ И ПРЛКТИКИ
сложностью. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 25.04.2014. URL: http://spkurdyumov.ru/networks/ bolshie-dannye/ (дата обращения: 01.02.2015).
3. Булгакова Е.В., Денисов И.С. Возможности использования открытых данных в электронном государстве // Демократические институты в условиях развития информационного общества / отв. ред. И.Л. Бачило: сборник научных работ. М., 2014.
4. Булгакова Е.В., Денисов И.С. Правовое регулирование опубликования информации в формате открытых данных в системе электронного правосудия // Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина: сборник материалов Международной научно-практической конференции. СПб., 2013. Вып. 3: Получение, хранение и использование информации в электронной среде: публично-правовое и частно-правовое регулирование.
5. Булгакова Е.В. Электронное правосудие // Российский судья. 2013. № 7.
6. Булгакова Е.В., Акимов В.С., Булгаков В.Г. Механизмы электронного государства по противодействию коррупции // Правовая информатика. 2014. № 1.
7. 38 новостей с Петровки. Анатолий Якунин о сокращении квартирных краж, безопасности на улицах и новых полицейских технологиях [Электронный ресурс]. Дата обновления: 27.02.2015. URL: http:// www.rg.ru/2015/02/27/yakunin.html (дата обращения: 03.03.2015).
8. Булгакова Е.В., Булгаков В.Г. Хранилище видеоархивов данных о динамических признаках человека, предназначенное для решения криминалистических задач // Правовая информатика. 2013. № 4.
9. Собянин: В столице при раскрытии 70 процентов преступлений используются данные видеонаблюдения [Электронный ресурс]. Дата обновления: 24.03.2015. URL: http://www.rg.ru/2015/03/24/ bezopasnost-site.html (дата обращения: 27.03.2015).
Notes
1. Bachilo I.L. The state and right of the XXI century. Real and virtual. Moscow, 2012.
2. Larina £., Ovchinsky V. «Big data» of 23.04.2014
// Networks, cognitive science, management of complexity [Electronic resource]. Date of updating: 25.04.2014. URL: http://spkurdyumov.ru/networks/bolshie-dannye/
(date of the address: 01.02.2015).
3. Bulgakova E.V., Denisov I.S. Possibilities of use of open data in the electronic state // Democratic institutes in the conditions of development of information society / I.L. Bachilo edition: scientific works. Moscow, 2014.
4. Bulgakova E.V., Denisov I.S. Legal regulation of publication of information in a format of open data in system of electronic justice // Public and private-law regulation: scientific works. St. Peterburg, 2013. Issue 3: Receiving, storage and use of information in the electronic environment.
5. Bulgakova E. V. Electronic justice // Russian judge. 2013. №7.
6. Bulgakova E.V., Akimov V.S., Bulgakov V.G. Mechanisms of the electronic state on corruption counteraction // Legal informatics. 2014. № 1.
7. 38 news from Petrovka. Anatoly Yakunin about reduction of burglaries, safety on streets and new police technologies [Electronic resource]. Date of updating: 27.02.2015. URL: http://www.rg.ru/2015/02/27/yakunin. html (date of the address: 03.03.2015).
8. Bulgakova E.V., Bulgakov V.G. Analytical data storage of videoinformation on dynamic signs of the person, intended for the solution of criminalistic tasks // Legal informatics. 2013. № 4.
9. Sobyanin: In the capital at disclosure of 70 percent of crimes these video surveillances are used [Electronic resource]. Date of updating: 24.03.2015. URL: http:// www.rg.ru/2015/03/24/bezopasnost-site.html (date of the address: 27.03.2015).
W
Юридическая наука и практика