Научная статья на тему 'Электронное правительство России в новых условиях'

Электронное правительство России в новых условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5509
687
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ЭЛЕКТРОННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОВМЕСТНОЕ ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ УЧАСТИЕ / ОТКРЫТЫЕ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ДАННЫЕ / ELECTRONIC GOVERNMENT / ELECTRONIC GOVERNMENT SERVICES / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / COLLABORATIVE PUBLIC GOVERNANCE / WHOLE-OF-GOVERNMENT / ELECTRONIC PARTICIPATION / OPEN GOVERNMENT DATA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлютенкова Марианна Юрьевна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с функционированием электронного правительства в России в условиях финансового кризиса и наложенных на страну санкций. Приводятся обширные данные свидетельствующие о том, что несмотря на ухудшение экономической ситуации в стране и ужесточения ее внешнеполитического окружения, работы по реализации электронного правительства не останавливаются, строятся планы по его дальнейшему развитию, растет число россиян, получающих государственные услуги в электронном виде. Наряду с этими вопросами исследуется тема, касающаяся изменения концептуальных основ электронного правительства. Фиксируется парадигмальный сдвиг в сторону совместного публичного управления и «всеобщего правительства» (whole-of-government), подразумевающий использование опыта и идей граждан в государственном управлении и формировании политики, а также участие граждан в делах государства через совместную разработку государственных решений и совместное оказание государственных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN''S E-GOVERNMENT IN NEW ENVIRONMENT

This article examines the questions of e-government tools in Russia during the financial crisis and the sanctions imposed on the country. A large body of evidence shows that despite the worsening economic situation in the country and its foreign entourage tightening, work on the implementation of e-government does not stop, plans made are made for its continuing development, the number of Russians receiving public services electronically are growing. It examines the topic of the e-government conceptual foundations change's. The shift toward the collaborative public governance and whole-of-government are fixed, with people's engagement in deeper contributions to and deliberation on public policies and services, as well as people's empowering through co-design of policy and co-production of service components and deliver modalities.

Текст научной работы на тему «Электронное правительство России в новых условиях»

ТЕМА НОМЕРА

М.Ю. Павлютенкова

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИИ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ

M. Pavlyutenkova

RUSSIAN'S E-GOVERNMENT IN NEW ENVIRONMENT

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с функционированием электронного правительства в России в условиях финансового кризиса и наложенных на страну санкций. Приводятся обширные данные свидетельствующие о том, что несмотря на ухудшение экономической ситуации в стране и ужесточения ее внешнеполитического окружения, работы по реализации электронного правительства не останавливаются, строятся планы по его дальнейшему развитию, растет число россиян, получающих государственные услуги в электронном виде. Наряду с этими вопросами исследуется тема, касающаяся изменения концептуальных основ электронного правительства. Фиксируется парадигмальный сдвиг в сторону совместного публичного управления и «всеобщего правительства» (whole-of-government), подразумевающий использование опыта и идей граждан в государственном управлении и формировании политики, а также участие граждан в делах государства через совместную разработку государственных решений и совместное оказание государственных услуг.

Abstract

This article examines the questions of e-government tools in Russia during the financial crisis and the sanctions imposed on the country. A large body of evidence shows that despite the worsening economic situation in the country and its foreign entourage tightening, work on the implementation of e-government does not stop, plans made are made for its continuing development, the number of Russians receiving public services electronically are growing. It examines the topic of the e-government conceptual foundations change's. The shift toward the collaborative public governance and whole-of-government are fixed, with people's engagement in deeper contributions to and deliberation on public policies and services, as well as people's empowering through co-design of policy and coproduction of service components and deliver modalities.

Ключевые слова:

электронное правительство, электронные государственные услуги, информационно-коммуникационные технологии, совместное публичное управление, электронное участие, открытые правительственные данные.

Key words :

electronic government, electronic government services, information and communication technologies, collaborative public governance, whole-of-government, electronic participation, open government data.

Политическая и финансовая нестабильность в мире сказывается как на работе органов государственной власти, бизнесе, так и на гражданах. В этих условиях в России наблюдаются кризисные явления в экономике, кроме того, страна находится под санкциями, наложенными на нее ведущими странами мира. Указанные обстоятельства существенно изменили структуру финансирования различных федеральных целевых и государственных программ, ИКТ-проектов. Бюджеты в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) начали сокращать еще в 2014 году, но необходимость дальнейшего развития проектов, запланированных на годы вперед, отменить невозможно. И государство, несмотря на экономические и политические трудности, не намерено отказываться от основных проектов в области информационно-коммуникационных технологий, к каковым, в первую очередь, можно отнести проект «электронное правительство».

В конце января 2015 года распоряжением Правительства РФ был утвержден перечень антикризисных мер на ближайшую перспективу [11]. Стоит отметить, что среди предлагаемых шагов по оздоровлению экономики информационно-коммуникационные технологии напрямую не упоминаются, однако в документе содержится ряд положений, касающихся их косвенно. В частности, речь идет о поддержке импорто-замещения и экспорта по широкой номенклатуре высокотехнологичных товаров. В этом контексте Минкомсвязью России был подготовлен проект постановления "Об установлении ограничения допуска программных средств и информационных продуктов вычислительной техники, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и дополнительного требования к участникам закупок услуг, связанных с использованием программных средств и информационных продуктов вычислительной техники" (по состоянию на 25.02.2015). Цель документа - поддержка российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, «учитывая, в том числе, ограничения на использование иностранного программного обеспечения отдельными российскими организациями, установленные рядом иностранных правообладателей в связи с введенными США и некоторыми другими странами санкциями» [2]. На момент написания статьи постановление еще не принято из-за позиции Минэкономразвития, которое в своем от-

зыве на его проект отметило, что в целом поддерживая идею ограничений, считает, что предложенные механизмы требуют доработки, а предлагаемый Минкомсвязью механизм содержит высокую коррупционную составляющую [9].

Правительство также намерено сформировать и приступить к реализации Национальной технологической инициативы, в которой предполагается на основе передовых достижений российской и мировой науки создать инновационную инфраструктуру.

В сфере информационно-коммуникационных технологий Правительство изменило структуру расходов Государственной программы «Информационное общество 2011-2020 гг.»: бюджетные средства будут сконцентрированы на завершении ранее начатых проектов, реализация новых проектов будет отложена. Напомним, что общий объём финансирования в редакции Госпрограммы от 15 апреля 2014 г. [10] составляет 1155,5 млрд. рублей (сокращение по сравнению с первоначальными суммами на 64 млрд. руб.), на первый этап - 2011-2014 гг. - уже было выделено 506,2 млрд. руб. (произошло увеличение на 12 млрд. руб.), но на второй этап - 2015-2020 гг. - выделено 649,3 млрд. руб., что на 76 млрд. руб. меньше ранее запланированного.

В целом, на внедрение ИКТ в деятельность органов государственной власти в России было выделено более 1,3 трлн. руб. Суммарный ИКТ-бюджет всех федеральных ведомств в 2015 году составляет 86,7 млрд. руб. (для сравнения: 83 млрд. - в 2014 г. и 85 млрд. -в 2013 г.) без учета фондов. Субъекты РФ, по данным CNews Analytics [19], в 2015 году планируют потратить 58 млрд. руб. (57 млрд. - в 2014, 63 млрд. в - 2013 г.), из них 27 млрд. руб. - бюджет Москвы.

Актуальное состояние и планы развития электронного

правительства

Государственная программа «Информационное общество», о которой говорилось выше, включает 4 подпрограммы, в том числе подпрограмму «Информационное государство», в рамках которой предусматривается развитие электронного правительства. По словам заместителя министра связи и массовых коммуникаций РФ А. Козырева в 2015 году работа по созданию в России электронного правительства будет продолжена. Минкомсвязи намерено вложить в развитие электронного пра-

вительства около 600 млн. руб., еще около 2 млрд. руб. в 2015 году планируется израсходовать на эксплуатацию уже созданных систем электронного правительства. Единственным исполнителем всех работ в 2015-2016 гг. остается «РОСТЕЛЕКОМ» [1, с.6], стоимость подписанного Минкомсвязи контракта с ним на 2015 год составляет 2,035 млрд. руб. [12]. Основным индикатором выполнения, как Госпрограммы, так и развития системы электронного правительства в России в целом, является доля граждан, использующих механизм получения государственных услуг в электронной форме, равная 70%, к 2018 году, что подтверждено и в соответствующем Указе Президента РФ [16].

В докладе [4], посвященном итогам работ по созданию электронного правительства России, А. Козырев отметил, что общее число оказанных в 2014 году государственных и муниципальных услуг в электронном виде достигло 17,7 млн. Наиболее популярными из них по-прежнему остаются оплата штрафов ГИБДД (44,6%), получение информации о налогах (18,2%), оформление загранпаспорта (10,3%), получение информации о счете в Пенсионном фонде (8,0%) и об исполнительном производстве (3,9%) (рис

Штрафы ГИБДД Информация рИвДОшобликечНи рфородяни* »г рангпйкюта Информация о£чете а ПФР

¿.ПрЛВК.Э С1 Ч^ЦП ИрПрЛНИТ- прмзв-ва ИЛИ о м,Щ|*>'1л л / вТСуТ<ГТЕЬ№ ■исполнительного "рО^ЭНН-БП

Рис. 1. Топ-5 государственных услуг.

На едином портале госуслуг (ЕПГУ) в 2014 году появилось 144 новые услуги, среди которых подача налоговой декларации, запись на прием к врачу (в новой редакции) и запись ребенка в детский сад. Заработала система уведомления граждан об истечении срока действия их документов и досудебного обжалования качества предоставления государственных услуг. Через ЕПГУ было заказано 343 тыс. региональных и 399 тыс. муниципальных услуг, а число посетителей портала составило 199 тыс. в сутки.

В 2014 году появился прецедент использования Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) за рамками межведомственного взаимодействия - в качестве интеграционной шины для создания Минсельхозом системы учета тракторов, самоходной техники и прицепов. Активно прорабатывается вопрос использования СМЭВ для организации взаимодействия между Многофункциональными центрами (МФЦ) и ведомствами. Однако наиболее активно используют систему межведомственного электронного взаимодействия лишь 3 ведомства: Росреестр, Росавтодор и Федеральная служба судебных приставов, - на их долю приходится 98% всего электронного документооборота.

В планах на 2015 год - создание открытой платформы, которая будет представлять собой набор виджетов федеральных госуслуг. Эти виджеты будут размещаться на региональных порталах госуслуг, а также, возможно, на коммерческих сайтах. После разработки соответствующих стандартов подобные виджеты смогут создавать и региональные и муниципальные органы власти и в дальнейшем обмениваться ими для того, чтобы граждане могли получить государственные услуги на любом удобном для них ресурсе.

По мнению директора Департамента развития электронного правительства Минкомсвязи В. Авербаха, настало время переходить к формированию в России полноценного электронного общества, в котором государство может не только предоставлять услуги, но также общаться с гражданами и бизнесом в электронном виде [17]. Например, при подаче гражданином заявления на получение кредита банк может запросить через портал госуслуг электронную справку о состоянии лицевого счета или остатке материнского капитала заявителя в Пенсионном фонде. В случае получения согласия гражданина на предоставление этой информации, она будет направлена в банк.

Еще одно направление - электронное уведомление граждан о штрафах МВД и исполнительном производстве Федеральной службы судебных приставов. Эта информация, заверенная электронно-цифровой подписью, будет отправляться на электронный адрес гражданина, и считаться полученной при первом же открытии им своего почтового ящика.

Продолжается реализация и других инициированных Минкомсвязи проектов. По информации заместителя министра связи и массовых коммуникаций РФ М. Евраева в конце ноября 2014 года была введена в эксплуатацию информационная система «Независимый регистратор» [4]. Система предназначена для обеспечения юридически значимой фиксации всех действий участников электронных торгов. В настоящее время к ней подключены 5 торговых площадок, обсуживающих государственные закупки, а ее использование участниками торгов происходит на добровольной основе. С 1 января 2016 года использование системы станет обязательным и она будет подключена ко всем электронным торговым площадкам.

В июле 2014 года стартовал проект по созданию Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). На сегодня система готова на 80%, началась ее пилотная эксплуатация в Тульской и Ивановской областях. По результатам испытаний в систему будут внесены необходимые доработки, и в середине 2015-2016 гг. она будет внедрена во всех российских регионах. Участниками ГИС ЖКХ станут органы власти всех субъектов РФ, более 23 тыс. муниципальных образований, более 170 тыс. управляющих компаний, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов, более 40 тыс. ресурсоснабжающих организаций, а также граждане России.

Продолжаются работы по созданию государственной электронной почты. Планируется, что она заработает с 1 января 2016 года и ее использование станет обязательным для государственных организаций.

По итогам работы Единого портала государственных и муниципальных услуг за 2014 год был отмечен значительный рост количества региональных и муниципальных услуг, заказанных пользователями на портале: количество региональных услуг возросло на 112% - со 160 тыс. до 339 тыс., муниципальных услуг - на 643% - с 53 тыс. до 394 тыс. Также в 2014 году возросло количество заказанных федераль-

ных услуг: пользователи заказывали услуги в электронном виде 16,8 млн. раз против 12,9 млн. в 2013 году [1, с. 5].

Количество россиян, зарегистрированных в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) за 2014 г. выросло почти в 1,8 раза - на 6 млн. Лидерами по использованию ЕСИА стали Приморский край с долей проникновения 31,56%, Ханты-Мансийский Автономный округ - 27,44% и Калиниградская область - 25,82%. Вместе с тем, стоит отметить неравномерность развития региональных электронных правительств, наряду с указанными лидерами есть и явные аутсайдеры, каковыми являются Кабардино-Балкария (доля проникновения 2,4%) и по известным причинам Крым (0,2%) и Севастополь (0,6%).

На 7% выросло среднесуточное количество пользователей, посещавших портал госуслуг, - со 186 тыс. посетителей в 2013 году до 199 тыс. в 2014 году. Активнее всего порталом госуслуг пользовались жители Москвы (1595 тыс. пользователей), Московской (929,3 тыс.) и Свердловской (558,2 тыс.) областей, Приморского края (552 тыс.) и Санкт-Петербурга (449 тыс.) [1, с. 6].

Важным этапом в развитии электронного правительства в России стало принятие Концепции региональной информатизации [12]. Документ определяет основные цели и направления деятельности по использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в органах государственной власти субъектов Российской Федерации на период до 2018 года, а также организационную модель управления региональной информатизацией. Как сказано в вводной части документа, «положения Концепции распространяются на информатизацию региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, в которых размещается государственное задание или муниципальное задание (заказ) на предоставление государственных и (или) муниципальных услуг». В то же время в самой концепции аспекты информатизации органов местного самоуправления практически не освещены.

Согласно концепции, основными целями региональной информатизации являются:

- повышение качества жизни граждан за счет ИКТ;

- выравнивание уровня развития информационного общества в субъектах Российской Федерации;

- формирование эффективной системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

В настоящее время все задачи, прописанные в концепции, уже поставлены перед органами власти и местного самоуправления федеральными нормативными актами, начиная от федеральных законов и заканчивая целым рядом постановлений и распоряжений правительства, посвященных переходу к оказанию государственных и муниципальных услуг в электронном виде и созданию и развитию элементов инфраструктуры электронного правительства.

Концепция перечисляет основные отрасли экономики и сферы государственного и муниципального управления, развитие которых в регионах осуществляется с широким использованием ИКТ. В этот перечень включены 14 отраслей: образование; здравоохранение; социальное обеспечение; труд и занятость; жилищно-коммунальное хозяйство, безопасность жизнедеятельности, транспорт, культура, энергетика, сельское хозяйство, государственные и муниципальные финансы, связь, строительство, дорожное хозяйство.

По некоторым из этих отраслей в концепции приводятся перечни нормативно-правовых актов, регулирующих отрасль, и предлагаются приоритетные направления информатизации - создание информационных систем (ИС) и ресурсов, обеспечение межведомственного информационного обмена и оказание услуг и сервисов в электронном виде [6].

В концепции излагаются основные принципы региональной информатизации - интеграция региональных ИС с отраслевыми федеральными ИС и исключение дублирования функций в региональных и федеральных ИС. Документ содержит рекомендации по координации расходов на информатизацию, формированию региональной информационно-коммуникационной инфраструктуры и внедрению ИС для обеспечения управленческой деятельности (системы электронного документооборота, информационно-аналитические системы, системы кадрового и бухгалтерского учета, системы геоинформационного и картографического обеспечения деятельности и др.).

В рамках реализации Концепции планируется создание системы мониторинга эффективности региональной информатизации, включающей формирование паспортов информатизации каждого субъекта Рос-

сийской Федерации и ежегодного рейтинга эффективности информатизации субъектов.

На практике региональная власть начинает осознавать, что ИТ являются ключом к эффективному управлению и снижению затрат. С одной стороны, сейчас наблюдаются кризисные явления в экономике, в том числе санкции, с другой - имеется потребность в стабильном развитии государства, что невозможно без лояльного отношения граждан к органам власти. Такое отношение формируется благодаря внедрению эффективной системы государственных услуг, что позволит выровнять стандарты и нормы их оказания и в больших городах, и сельских поселениях. Это приведет к экстерриториальности оказания этих услуг.

По мнению генерального директора компании «АйТи. Ведомственные системы» В. Деянышева роль государства, благодаря госуслугам, в глазах граждан становится позитивной, помогающей. Вложения средств в ИТ, связанные с оказанием госуслуг, на данный момент являются социально значимым, что позволяет менее болезненно пережить кризисные явления в экономике; граждане видят, что государство эффективно выполняет свои функции и в первую очередь обращает внимание на вопросы, связанные с повседневной жизнью [3].

Важным показателем уровня развития электронного правительства является степень проникновения систем электронного документооборота на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. По оценке специалистов «АйТи. Ведомственные системы» проникновение систем на федеральном уровне составляет около 35%, на региональном - около 30%. Степень проникновения оценивается как соотношение количества потенциальных пользователей к количеству реальных пользователей системы электронного документооборота (СЭД). Муниципальный уровень остается на сегодняшний день самым проблемным. Всего 5-7% администраций городов и районов самостоятельно или в рамках единого проекта своего регионального правительства запустили проекты внедрения СЭД, в их число в первую очередь входят крупные города и столицы регионов. Небольшие муниципальные образования продолжают работать с бумажными документами и до работы в полноценной СЭД здесь ещё очень далеко. Стоит отметить, что даже если рассматривать самые продвинутые с точки зрения внедрения СЭД федеральные органы

исполнительной власти или региональные органы власти, то использования функционала СЭД в среднем не превышает 50%.

Тем не менее, отдельные регионы строят не только СЭД, но и системы исполнения регламентов для предоставления государственных услуг и межведомственного взаимодействия, системы, которые позволяют управлять инфраструктурными проектами и решать другие глобальные задачи. Из опыта компании «Directum» такими регионами являются Удмуртская Республика, Тюменская область. В системах этих регионов работают органы исполнительной власти, муниципальные образования, подведомственные учреждения, при этом общее количество пользователей оценивается в 5-8 тыс. пользователей. На сегодняшний день 173 услуги доступны гражданам на региональном портале госуслуг (РПГУ) Удмуртской Республики. В системе электронного документооборота государственных органов республики работают 34 ведомства и 18 органов местного самоуправления - всего более 8 000 пользователей [8].

По мнению Президента группы компаний «Центр информационных технологий» Р. Сивакова в настоящее время российские компании способны предложить спектр решений, необходимых для отказа от разработок западных вендоров, однако на этом пути имеются существенные сложности, в частности нельзя игнорировать инновации от международного сообщества. «Полный спектр решений по импортозамещению в сфере ИТ российские компании пока не могут предложить. Но, наверное, к этому и не стоит стремиться. Всегда будут решения, аналоги которым будет сложно разработать по целому ряду причин. Важно, чтобы все системообразующие решения были предложены российскими компаниями. В первую очередь это касается систем хранения и сред исполнения прикладных приложений [14].

Региональные администрации уже начинают активное внедрение ИКТ. Так, мэр Москвы С. Собянин всерьез начал работу по сокращению численности московских чиновников за счет перехода на электронный документооборот. До 1 июля 2015 года число московских госслужащих должно быть сокращено на 30% (около 3 тыс.) [5]. По словам мэра города, сокращение стало возможным благодаря переходу на электронный документооборот, предоставлению электронных госуслуг, устранению излишних административных процедур и дублирующих функций различных департаментов. Таким образом, за счет нового качества обеспече-

ния продуктивности работы на основе внедрения ИКТ сотрудники государственных организаций смогут делать больший объем работ с меньшими усилиями.

Следует отметить и наиболее существенные проблемы в реализации электронного правительства в России. Это в целом довольно низкий уровень доступности сервисов электронного правительства для граждан, а также довольно слабое внедрение и использование системы электронного документооборота органами государственной власти разного уровня. Такие ведомства как Росреестр, Росавтодор и Федеральная служба судебных приставов дают 98% всего документооборота в электронном виде [5].

Вместе с тем, как видно из приведенных данных, несмотря на ухудшение экономической ситуации в стране и ужесточения ее внешнеполитического окружения, работы по реализации электронного правительства не останавливаются, строятся планы по его дальнейшему развитию, растет число россиян, получающих государственные услуги в электронном виде.

Изменение концептуальных оснований электронного правительства

Напомним, что идея электронного правительства возникла в середине 1990-х в США, тогда же начиналось создание нормативной базы развития информационного общества и электронного правительства. Сам термин «электронное правительство» (e-government) возник в 1997 году по инициативе Национального научного фонда США, government здесь обозначает всю систему органов власти, осуществляющих управление. В 1999 году Президент США Б. Клинтон подписал «Меморандум об электронном правительстве» и «Меморандум об использовании ИТ на пользу общества». Идея получила дальнейшее развитие и в 2003 году в Докладах ООН электронное правительство уже определялось как «использование ИКТ в государственном управлении» [18], в 2005 году - как «использование ИКТ для предоставления информации и государственных услуг гражданам» [21], а в 2008 году -как «расширение практик взаимодействия между госструктурами и общественностью, вовлечение граждан в процессы управления» [22].

Совет Европы в 2004 году констатировал переход к электронному правлению, что означает «использование государственным сектором ИКТ с целью улучшения процессов предоставления информации и государственных услуг, для развития гражданского участия, с целью создания подотчетного, прозрачного и эффективного государственного управления» [20].

Электронное правительство в России получила развитие в 2002 году принятием ФЦП «Электронная Россия 2002 - 2010 гг.». Оно определяется как «новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения ИКТ качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов» [7]. Как видно из приведенных определений, трактовки электронного правительства в России и ведущих странах мира существенно различаются: в России делается явный акцент на оказании государственных услуг в электронной форме, в то время как в наиболее развитых странах мира речь идет о расширении практик взаимодействия между госструктурами и общественностью, вовлечении граждан в процессы управления.

Собственно идея электронного правительства оказалась настолько продуктивной, что получила мировую поддержку. Исследованием состояния и развития электронного правительства всерьез начали заниматься различные международные организации, включая Организацию Объединенных Наций (ООН). Доклады (Обзоры) ООН по электронному правительству (UNITED NATIONS E-GOVERNMENT SURVEY) стали регулярными и поднимают актуальные вопросы его развития во всем цивилизованном мире. Так, в Обзоре ООН 2012 года было отмечено начало важного концептуального сдвига, суть которого была уточнена в Обзоре 2014 года. Остановимся на этом вопросе подробнее.

Концептуальную основу электронного правительства, как это представлено в Обзоре 2014 года, составляют следующие руководящие принципы.

Во-первых, электронное правительство является средством развития для всех. Это мощный инструмент в избавлении от крайней бедности, защите окружающей среды, продвижении социальной включенности и предоставлении экономической возможности для всех. Электронное

правительство имеет назначением поддержку усилий по развитию всех государств-членов Организации Объединенных Наций.

Во-вторых, Обзор и его результаты должны быть ориентиром для развития каждой страны. Это жизненно важно, потому что это оценка присутствия онлайн-правительств, идущих в авангарде развития. Обзор предоставляет реальную картину уровня развития электронного правительства в государствах-членах ООН. Это важно для осознания ожиданий от электронного правительства, поэтому главные измерения в Обзоре основаны на определении готовности к электронному правительству, которая должным образом принимает во внимание не только определенные электронные правительственные инициативы стран, их веб-присутствие, но также и их инфраструктуру и потенциал человеческих ресурсов.

В-третьих, в фокусе исследования находится предоставление социально-экономических и экологических услуг для населения с помощью электронного правительства как программируемого инструмента, а также участие и включенность населения в решение социальных проблем.

В документе оценивается готовность к электронному правительству во всем мире, исходя из представления о том, что конечная цель заключается во включении всех в развитие. Ясно прослеживается идея включения в национальные стратегии развития электронного правительства таких характеристик как открытость, прозрачность, эффективность, доступность государственных структур в сочетании с обратной связью с гражданами.

Важной особенностью Обзора 2014 года является фиксация изменения концепции электронного правительства в сторону совместного публичного управления (collaborative public governance) и «всеобщего правительства» (whole-of-government). Структурно дезинтегрированное правительство, реализующее ведомственный подход к оказанию государственных и муниципальных услуг, сосредоточенное на управлении сервисами, децентрализованное, имеющее отдельные узко специализированные узлы, трансформируется в правительство, организованное по сетевому принципу, в котором приоритетную роль будут играть взаимодействие и взаимосвязи между гражданским обществом и государством, возникают новые каналы политического участия с целью повышения

эффективности функциональных способностей государства и вовлеченности граждан в процессы принятия государственных решений, реализуется совместное публичное управление, использующее для этого все доступные коммуникационные каналы, а также открытые правительственные данные (рис. 2).

Всеобщее правительство (whole-of-government) может быть определено как «агентства, работающие в границах возможностей (across portfolio boundaries), для совместного достижения интегрированных ответов на проблемы стратегического развития, управления программами и предоставление услуг», тогда как совместное правление (collaborative governance) относится к процессу управления, основанному на сотрудничестве между правительством и неправительственными заинтересованными сторонами.

Структурной

дезинтегрированное!?]

правительство!?]

КонтрольШ

информации,Ш

управлениеШ

сервисамиШ

Децентрализация^]

УзкаяИпециализацияШ

отдел ьныхСузловШ

Whole-of-governmentm

andStollaborativel?]

publidgovemancelffl

МультиканальностьШ УнифицированностьШ Подчеркивание^] взаимосвязей!!^ взаимодействияШ междуИражданскимШ обществомИНШ государствомШ ОрганизацияйоШ етевомуйринципуШ

Рис. 2. Трансформация концепции электронного правительства.

Всеобщее правительство (whole-of-government) и совместное управление (collaborative governance) предоставляют новые возможности, включая:

- более эффективные и скоординированные стратегические ответы на сложные вопросы;

- повышение эффективности за счет уменьшая дублирования процессов и процедур в управлении программами и предоставлении услуг;

- улучшение предоставления услуг за счет их объединения и экономии времени, ресурсов и увеличивающееся доверие граждан к правительству; правительства могут также занимать более позитивную позицию по отношению к гражданам, понимая, что граждане могут быть ценными партнерами в совместно создаваемых публичных ценностях, включая предоставление услуг;

- увеличение публичной ценности способствует сотрудничеству и координации с частным сектором и гражданским обществом в предоставлении услуг и увеличении благосостояния посредством социальных инноваций.

В Обзоре особо подчеркивается важность понимания того, что всеобщее правительство ценно не само по себе, а скорее, как средство достижения целей на основе сотрудничества.

В вопросах предоставления услуг есть четыре основных принципа, которые могут стать руководящими при интеграции услуг:

1. Высокое качество — оно может быть проявлено (но не ограничено) доступностью государственных сервисов в нужное время и способами, которые являются наиболее удобными для быстрой обработки заявлений или обращений, сокращения количества документов и действий, которые должны выполнить граждане для получения требуемых услуг;

2. Легкий доступ - такой как расширение освещения или улучшение качества предоставления услуг людям с ограниченными возможностями и уязвимым группам - это важно для дальнейшего социального развития;

3. Рентабельность - использование эффективных экономических моделей для предоставления качественных услуг гражданам, что особенно важно во время финансового кризиса;

4. Сетецентричность гражданина — использование механизмов обратной связи с гражданами, что способствует их участию процессе предоставления услуг.

Особо подчеркивается критическая потребность во всеобщности правительства (whole-of-government) и совместном публичном управлении (collaborative public governance). В пределах государственного сектора и с соответствующими акторами вне его, такими как бизнес, гражданское общество, сообщества и отдельные граждане, создаются возможности для более широкого участия в процессе выработки национальной и местной политики и предоставления услуг через все доступные каналы коммуникации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вместе с тем, несмотря на то, что проблемы устойчивого развития значительно актуализировались в прошлые десятилетия и стали все более и более взаимозависимыми, правительственные учреждения по-прежнему работают в рамках моделей государственного управления XX века, в которых министерства работают в отдельных отраслях и затрагивают отраслевые проблемы, а не общие направления. В то же время, граждане и бизнес требуют более открытого, прозрачного, ответственного и отзывчивого управления, а новые технологии, особенно информационно-коммуникационные, предоставляют возможности эффективного менеджмента технологий и знаний, сотрудничества между всеми сферами деятельности и на всех уровнях правительства, будь то международный, национальный, региональный или местный. Граждане должны быть не просто пассивными пользователями информации, предоставляемой online-службами, а находиться в активном взаимодействии с государством посредством ИКТ (табл. 1).

Также акцентируется внимание на том, что всеобщее правительство и совместное общественное управление являются на национальном уровне средством, решающем сложные и широкие задачи, требующие интегрированных ответов.

В этом вопросе есть ряд положений, на которых необходимо остановиться подробнее.

Также акцентируется внимание на том, что всеобщее правительство и совместное общественное управление являются на национальном уровне средством, решающем сложные и широкие задачи, требующие интегрированных ответов.

Во-первых, есть критическая потребность в новых формах совместного руководства и общей организационной культуры, включающей переформатирование ценностей, мышления, установок и поведения в публичном секторе на основе ясных руководящих принципов.

Таблица 1. Страны с индексом более 66,6% по показателю «whole-of-government» [15]

Albania Armenia Australia Austria Bahrain Belgium

Brunei Darussalam Canada Chile Denmark Egypt Estonia

Ethiopia Finland France Ireland Israel Italy

Japan Jordan Kazakhstan Kuwait Latvia Liechtenstein

Lithuania Malaysia Morocco Netherlands New Zealand Norway

Portugal Republic of Korea Saudi Arabia Seychelles Singapore Spain

Sri Lanka Sudan Sweden Switzerland Syrian Arab Republic Tunisia

Turkey United Arab Emirates United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland United States of America

Во-вторых, необходимы новые формы организационных структур для эффективной координации, сотрудничества и ответственности, которые должны быть возложены на правительство, межправительственные организации и соответствующих гражданских структур, способствующих созданию публичных ценностей.

В-третьих, инновационные координированные процессы и механизмы предоставления услуг, обязательства перед гражданами и предоставление им ряда полномочий приобретают особую важность, так как делают такие услуги доступными всем группам в обществе, включая самые уязвимые.

В-четвертых, требуется создание механизмов совместной работы для того, чтобы вовлекать граждан в оказание услуг и процессы принятия решений посредством децентрализованной системы управления, ко-

торая является ориентированной на пользователя, релевантной, управляемой пользователями через сотрудничество и краудсорсинг.

Наконец, важно использовать власть новой технологии через соответствующие стратегии управления информационно-коммуникационными технологиями для расширенного сотрудничества. Глобальное распространение Интернета и применение ИКТ в правительственных структурах так же, как и значительные инвестиции в телекоммуникационную инфраструктуру вместе с увеличением потенциала человеческого капитала, могут обеспечить возможности преобразования государственного управления в инструмент совместного правления, которое непосредственным образом поддерживает устойчивое развитие.

Преобразование в целостное правительство создает высокий уровень сотрудничества, которое может предоставить значительные возможности для процветания обществ и для развития, стабильного в течение нескольких поколений.

С точки зрения предоставления онлайн-услуг в Обзоре 2014 года делается акцент на особенностях электронного участия, действенности Открытых Правительственных Инициатив, данных исследования национальных веб-сайтов по показателям прозрачности и участия общественности в делах государства. Электронная окружающая среда была также включена в число основных показателей развития онлайн-услуг наряду с услугами в сферах образования, здравоохранения, финансов, труда и занятости, социального обеспечения. Включение данного показателя в число исследуемых способствует продвижению идеи охраны и развития окружающей среды в глобальной картине будущего, каким люди хотят его видеть.

В то время как базовая модель предоставления услуг онлайн остается неизменной, начиная с первого Обзора, вышедшего в 2003 году, компоненты онлайновых услуг развивались в соответствии с концептуальными изменениями в электронном правительстве и развитием технологий доставки. В 2014 году данные включали помимо предоставления базовых электронных услуг показатели электронного участия, многоканальность предоставления услуг и расширение их использования, показатели реализации инициативы открытых данных, всеобщности правительства ^1по1е-of-government) и существующего цифрового неравенства.

В Обзоре 2014 года также большое внимание уделяется важности создания и функционирования многоканальных сервисов предоставления государственных услуг онлайн, таких как web-каналы, проекты государственно-частного партнерства, автономные интерактивные терминалы, мобильные каналы.

Весьма важной представляется проблема цифрового неравенства и способы ее преодоления. Социальная изоляция и отсутствие адекватного доступа к государственным услугам могут значительно подорвать устойчивое развитие. Преодоление цифрового барьера и включенность широких слоев населения в работу структур электронного правительства является важным пунктом национальных стратегий его реализации в развивающихся странах.

Обзор демонстрирует возможности для будущего улучшения электронного участия, включая такие технологические средства как, например, социальные медиа и мобильные устройства (технологии, которые являются по определению интерактивными), а также краудсорсинг.

Электронное участие в Обзоре определяется как процесс привлечения граждан посредством информационно-коммуникационных технологий к участию в политике и принятии решений для того, чтобы сделать государственное управление совместным и совещательным, а также для достижения общезначимых целей. Электронное участие расширяет набор инструментов правительства для взаимодействия и сотрудничества с гражданами. Это не заменяет традиционные формы участия общественности, скорее, правительства должны продумать, как эффективнее осуществлять контакты с различными социальными группами, реализуя оптимальное соединение офлайновых и онлайновых методов.

Действия со стороны государства должны зависеть от характера участия граждан в общественных процессах, часто имеющего форму стихийных движений. Правительства должны признать и поощрять мирное и конструктивное участие граждан, они должны научиться использовать социальные медиа как инструмент не только для сбора информации и выявления общественного мнения, но и для организации обратной связи с гражданами.

В сфере электронного участия имеются также серьезные проблемы, включая цифровое неравенство, низкие пользовательские навыки, отсутствие стимулов для участия. Эти возможности и проблемы требуют

выработки стратегии создания условий для расширения электронного участия, включая соответствующие правовые рамки и организационные структуры, полноценное развитие цифровых медиа, компьютерную грамотность граждан и бесшовную интеграцию онлайна и офлайна в будущем для участия общественности.

Предлагается использовать трехуровневую модель электронного участия, которое перемещается от «пассивного» до «активного». Уровнями модели являются:

1. Электронная информация - реализует участие путем предоставления гражданам доступа к информации о деятельности органов государственной власти;

2. Электронное консультирование - реализует участие путем использования опыта и идей граждан в государственном управлении и формировании политики, вклада граждан в дела государства;

3. Электронное принятие решения - реализует участие через совместную разработку вариантов государственных решений и совместное оказание государственных услуг.

Эта модель электронного участия основана на предположении, что изменение от «пассивного» до «активного» уровня вызвано расширением возможностей участия граждан, являющимся необходимым условием для устойчивого развития.

К общим требованиям, обеспечивающим электронное участие, относятся:

Во-первых, наличие архивов информации (политика, бюджет, нормативно-правовые документы и т.д.), связанных с 6 отраслями: образованием, здравоохранением, финансами, социальным обеспечением, трудом и занятостью, окружающей средой.

Во-вторых, наличие наборов данных по отраслям образование, здравоохранение, финансы, а также по правительственным расходам на социальное обеспечение, окружающую среду, заработную плату.

В-третьих, доступ к правительственному веб-сайту больше чем на одном официальном национальном языке.

В-четвертых, доступ к социальным сетям.

В-пятых, присутствие электронных консультационных механизмов для шести вышеуказанных отраслей.

В-шестых, присутствие инструментов электронного принятия решения для 6 секторов.

В обзоре подчеркивается недавнее признание важности Открытых Правительственных Данных - ОПД (Open Government Data - OGD) в движении за права граждан, бизнеса и гражданских организаций к доступу и использованию правительственной информации для того, чтобы участвовать в определении политики, улучшить существующие публичные сервисы, а также совместно планировать и создавать новые социальные услуги.

Открытые правительственные данные в документе определены как правительственная информация, раскрытая для общего доступа и ставшая доступной онлайн для повторного использования и обработки без ограничения. Они являются одним из инструментов увеличения прозрачности власти и участия граждан.

Открытие правительственных данных необходимо для более эффективного использования ресурсов и улучшения предоставления услуг. Однако ОПД теряют ценность, если изданные данные не используются, следовательно, надо вовлекать заинтересованные стороны и сосредотачиваться на развитии стабильных экосистем пользователей. В целом, проекты использования ОПД находятся еще в стадии испытаний.

Объем данных, которые собирают правительственные учреждения, вероятно, будет расти по экспоненте в ближайшие годы. Хотя открытые данные обеспечивают много возможностей для правительственных учреждений, их реальное воздействие не будет осуществлено без тщательно спланированного управления данными, как в пределах общественного сектора, так и с соответствующими негосударственными заинтересованными сторонами.

Таким образом, представленная в Обзоре 2014 года концепция электронного правительства в новых условиях может способствовать интегрированному и равноправному доступу к государственной информации и услугам для многочисленных заинтересованных сторон, усиливая механизмы сотрудничества, способствуя расширению участия в процессах выработки национальной и местной политики и предоставления услуг через новые электронные каналы коммуникации в пределах государственного сектора и с соответствующими акторами вне его, такими как бизнес, сообщества и отдельные граждане.

Из вышеизложенного следует, что в настоящее время электронное правительство в России оказалось в совершенно новых условиях как с точки зрения экономического положения в стране, внешнеполитической ситуации, так и с точки зрения новых подходов к видению и стратегии развития электронного правительства. В России к сферам ответственности электронного правительства относят, прежде всего, оказание гражданам и бизнесу услуг в электронном виде. Такие отмеченные в Обзоре стороны электронного правительства как электронное участие, открытые данные в России относят к компетенциям электронной демократии, которая в нашей стране находится на начальной стадии развития.

В то же время в рейтингах Обзора 2014 г. Россия по уровню развития онлайн сервисов имеет показатель 63%, по уровню развития телекоммуникационной инфраструктуры и ее компонент имеет показатель 0,6413 (максимально возможное число - 1), по индексу человеческого капитала - 0,8388 (максимально - 1), по индексу электронного участия -0,6863 (максимально - 1), по индексу развития электронного правительства, занимает 27 место [23] (между Уругваем и Казахстаном), что является вполне удовлетворительным количественным результатом. Качественные показатели свидетельствует о том, что в настоящее время российское электронное правительство находится еще на стадии «электронное правительство 1.0» - правительство «дымовых труб» (технологий электронных услуг), в то время как страны из первых строк рейтинга имеют стадию «электронное правительство 2.0» - правительства «без границ».

Электронное правительство России, структурно дезинтегрированное, реализующее ведомственный подход к оказанию государственных и муниципальных услуг, сосредоточенное на управлении сервисами, децентрализованное, с рядом дублирующих функций, имеющее отдельные узкоспециализированные узлы, еще далеко от правительства, организованного по сетевому принципу, использующего свой потенциал для совместной с обществом и бизнесом выработки решений проблем стратегического и экономического развития. Возможно, новые условия, в которых оказалась Россия, станут толчком не только к разработке и внедрению новых и эффективных отечественных проектов в области электронного правительства, но и для участия общества в совместной с государственными структурами работе по подготовке решений, а также использования опыта и знаний граждан в государственном управлении и формировании политики.

Литература

1. Аналитический бюллетень «ИКТ в госсекторе в новых условиях». Март 2015. Cnews, холдинг РБК. URL: http://www.aerodisk.ru/news/67/ (дата обращения: 03.04.2015).

2. Проект Постановления Правительства РФ «Об установлении ограничения допуска программных средств и информационных продуктов вычислительной техники, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и дополнительного требования к участникам закупок услуг, связанных с использованием программных средств и информационных продуктов вычислительной техники» (по состоянию на 25.02.2015) (подготовлен Минкомсвя-зью России) URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=PNPA;n=8520 (дата обращения: 03.04.2015).

3. Деянышев В. Регионы начали осознавать, что ИТ - ключ к эффективному управлению. URL: http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml ?2015/03/27/594337_8 (дата обращения: 03.04.2015).

4. Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года. (Постановление Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 632-р). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_laW_86005/ ?frame=1 (дата обращения: 03.04.2015).

5. Концепция региональной информатизации - о чем она? Экспертный центр электронного государства. URL: http://d-russia.ru/koncepciya-regionalnoj-informatizacii-o-chem-ona.html (дата обращения: 25.03.2015).

6. Меджитов Т. Руководитель направления по работе с органами власти компании «Directum». URL: http://www.cnews.ru/reviews/index.shtmP2015/ 03/27/594337 (дата обращения: 25.03.2015).

7. Минэкономразвития не согласовало ограничение госзакупок импортного софта. 3 апреля 2015. - Агентство ИНТЕРФАКС. URL: http://www.interfax.ru/business/434184 (дата обращения: 25.03.2015).

8. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)». URL: http://www.rg.ru/2010/11/16/ infobschestvo-site-dok.html (дата обращения: 25.03.2015).

9. Распоряжение Правительства РФ от 27.01.2015 N 98-р «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого разви-

тия экономики и социальной стабильности в 2015 году». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174 (дата обращения: 25.03.2015).

10. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 года №2769-р. URL: http://forum.zakonia.ru/ (дата обращения: 25.03.2015).

11. Рябова В. «Ростелеком» получит за обслуживание инфраструктуры «электронного правительства» в 2015 году 2 млрд. руб. // Экспертный центр электронного государства. URL: http://d-russia.ru/rostelekom-poluchit-za-obsluzhivanie-infrastruktury-elektronnogo-pravitelstva-v-2015-godu-2-mlrd-rub.html (дата обращения: 05.04.2015).

12. Сиваков Р. Президент группы компаний «ЦИТ». URL: http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2015/03/27/594337_7 (дата обращения: 26.03.2015).

13. Таблица 4.1 ООН Электронное правительство - перспективы на 2014 год // UNITED NATIONS E-GOVERNMENT SURVEY 2014 E-Government for the Future We Want. URL: http://unpan3.un.org/egovkb/en-us/Reports/UN-E-Government-Survey-2014 (дата обращения: 17.03.2015).

14. Указ Президента РФ № 601 от 7 мая 2012 года «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». URL: http://rg.ru/2012/05/09/gosupravlenie-dok.html (дата обращения: 26.03.2015).

15. Э-Правительство: Государство ищет пути взаимодействия с бизнесом. URL: http://www.cnews.ru/reviews/index.shtmP2015/03/27/594337 (дата обращения: 25.03.2015).

16. Benchmarking E-government: A Global Perspective. Assessing the Progress of the UN Member States / Department of Economic and Social Af-fairs., Division for Public Administration and Development Management. URL: http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/UN/UNPAN021547.pdf (дата обращения: 05.03.2015).

17. Recommendation Rec (2004)15 // Committee of Ministers of the Council of Europe, Multidisciplinary Ad hoc Group of Specialists on e-governance. URL: http://www.coe.intA/dgap/democracy/Activities/Key-

Texts/Recommendations/Rec(04)15Egovernance_en.pdf#xml=http://www.search .coe.int/texis/search/pdfhi.txt?query=electronic+governance&pr=Internet_D&pro x=page&rorder=500&rprox=750&rdfreq=500&rwfreq=500&rlead=500&rdepth=2 50&sufs=1&order=r&mode=&opts=&cq=&sr=&id=4aa105536d (дата обращения: 08.02.2015).

18. UN Global E-Government Readiness Report 2005. From E-government to E-inclusion // Department of Economic and Social Affairs Division for Public Administration and Development Management. URL: http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/un/unpan021888.pdf (дата обращения: 07.03.2015).

19. United Nations e-Government Survey 2008. From e-Government to Connected Governance // Department of Economic and Social Affairs Division for Public Administration and Development Management. New York, 2008.

20. UNITED NATIONS E-GOVERNMENT SURVEY 2014 E-Government for the Future We Want. URL: http://unpan3.un.org/egovkb/en-us/Reports/UN-E-Government-Survey-2014 (дата обращения: 17.03.2015).

References

1. Analiticheskii byulleten' «IKT v gossektore v novykh usloviyakh». Mart 2015. Cnews, kholding RBK. URL: http://www.aerodisk.ru/news/67/ (data obrashcheniya 03.04.2015).

2. Proekt Postanovleniya Pravitel'stva RF "Ob ustanovlenii ogranicheniya dopuska programmnykh sredstv i informatsionnykh produktov vychislitel'noi tekhniki, proiskhodyashchikh iz inostrannykh gosudarstv, dlya tselei osu-shchestvleniya zakupok dlya obespecheniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh nuzhd i dopolni-tel'nogo trebovaniya k uchastnikam zakupok uslug, svyazannykh s ispol'zovaniem programmnykh sredstv i informatsionnykh produktov vychislitel'noi tekhniki" (po sostoyaniyu na 25.02.2015) (podgotovlen Minkomsvyaz'yu Rossii) URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=PNPA;n=8520 - (data obrashcheniya 03.04.2015).

3. Deyanyshev V. Regiony nachali osoznavat', chto IT - klyuch k effektiv-nomu upravleniyu. URL: http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml ?2015/03/27/594337_8 (data obrashcheniya 03.04.2015).

4. Kontseptsiya formirovaniya v Rossiiskoi Federatsii elektronnogo pravitel'stva do 2010 goda. (Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 6 maya 2008 g. N 632-r). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_laW_86005/ ?frame=1(data obrashcheniya 03.04.2015).

5. Kontseptsiya regional'noi informatizatsii - o chem ona? Ekspertnyi tsentr elektronnogo gosudarstva. URL: http://d-russia.ru/koncepciya-regionalnoj-informatizacii-o-chem-ona.html (data obrashcheniya 25.03.2015).

6. Medzhitov T. Rukovoditel' napravleniya po rabote s organami vlasti kompanii «Directum». URL: http://www.cnews.ru/reviews/index.shtmP2015/ 03/27/594337 (data obrashcheniya 25.03.2015).

7. Minekonomrazvitiya ne soglasovalo ogranichenie goszakupok import-nogo softa. 3 aprelya 2015. Agentstvo INTERFAKS. URL: http://www.interfax.ru/business/434184 (data obrashcheniya 25.03.2015).

8. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.04.2014 N313 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy Rossiiskoi Federatsii «Informatsionnoe obshchestvo (2011-2020 gody)». URL: http://www.rg.ru/2010/11/16/infobschestvo-site-dok.html (data obrashcheniya 25.03.2015).

9. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 27.01.2015 N 98-r «Ob utverzhdenii plana pervoocherednykh meropriyatii po obespecheniyu ustoichivogo razvitiya ekonomiki i sotsial'noi stabil'nosti v 2015 godu». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174 (data obrashcheniya 25.03.2015).

10. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29 dekabrya 2014 goda №2769-r. URL: http://forum.zakonia.ru/ (data obrashcheniya 25.03.2015).

11. Ryabova V. «Rostelekom» poluchit za obsluzhivanie infrastruktury «elektronnogo pravitel'stva» v 2015 godu 2 mlrd. rub. // Ekspertnyi tsentr elek-tronnogo gosudarstva. URL: http://d-russia.ru/rostelekom-poluchit-za-obsluzhivanie-infrastruktury-elektronnogo-pravitelstva-v-2015-godu-2-mlrd-rub.html (data obrashcheniya 05.04.2015).

12. Sivakov R. Prezident gruppy kompanii «TsIT». URL: http://www.cnews.ru/reviews/index.shtmP2015/03/27/594337_7 (data obrashcheniya 26.03.2015).

13. Tablitsa 4.1 OON Elektronnoe pravitel'stvo - perspektivy na 2014 god. UNITED NATIONS E-GOVERNMENT SURVEY 2014 E-Government for the Future We Want. URL: http://unpan3.un.org/egovkb/en-us/Reports/UN-E-Government-Survey-2014 (data obrashcheniya 17.03.2015).

14. Ukaz Prezidenta RF № 601 ot 7 maya 2012 goda «Ob osnovnykh na-pravleniyakh sovershenstvovaniya sistemy gosudarstvennogo upravleniya». URL: http://rg.ru/2012/05/09/gosupravlenie-dok.html (data obrashcheniya 26.03.2015).

15. E-Pravitel'stvo: Gosudarstvo ishchet puti vzaimodeistviya s biznesom. URL: http://www.cnews.ru/reviews/index.shtmP2015/03/27/594337 (data obrashcheniya 25.03.2015).

16. Benchmarking E-government: A Global Perspective. Assessing the Progress of the UN Member States. Department of Economic and Social Af-fairs., Division for Public Administration and Development Management. URL: http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/UN/UNPAN021547.pdf (data obrashcheniya 05.03.2015).

17. Recommendation Rec (2004)15 // Committee of Ministers of the Council of Europe, Multidisciplinary Ad hoc Group of Specialists on e-governance. URL: http://www.coe.int/t/dgap/democracy/Activities/Key-Texts/Recommendations/Rec(04)15Egovernance_en.pdf#xml=http://www.searc

h.coe.int/texis/search/pdfhi.txt?query=electronic+governance&pr=Internet_D&p rox=page&rorder=500&rprox=750&rdfreq=500&rwfreq=500&rlead=500&rdepth =250&sufs=1&order=r&mode=&opts=&cq=&sr=&id=4aa105536d (data obra-shcheniya 08.02.2015).

18. UN Global E-Government Readiness Report 2005. From E-government to E-inclusion. Department of Economic and Social Affairs Division for Public Administration and Development Management. URL: http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/un/unpan021888.pdf (data obrashcheniya 07.03.2015).

19. United Nations e-Government Survey 2008. From e-Government to Connected Governance. Department of Economic and Social Affairs Division for Public Administration and Development Management. New York, 2008.

20. UNITED NATIONS E-GOVERNMENT SURVEY 2014 E-Government for the Future We Want. URL: http://unpan3.un.org/egovkb/en-us/Reports/UN-E-Government-Survey-2014 (data obrashcheniya 17.03.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.