Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНЫХ ДЕТЕРМИНАНТАХ МИГРАЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В Г. МОСКВЕ'

К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНЫХ ДЕТЕРМИНАНТАХ МИГРАЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В Г. МОСКВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
136
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ / МИГРАЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / МИГРАНТ / МОСКВА / ORGANIZED CRIME / CRIME / ORGANIZED CRIME PREVENTION / CRIME PREVENTION / MIGRATION CRIME / MIGRANT / MOSCOW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ларионова Лидия Ирековна

Рассматриваются некоторые вопросы, связанные с преступлениями, совершаемыми в г. Москве как легальными, так и нелегальными мигрантами. На основе официальной статистики автор проводит соответствующий анализ, выделяет основные детерминанты миграционной преступности в г. Москве и делает некоторые выводы, в том числе предлагает ряд мер по противодействию миграционной преступности и ее профилактике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE MAIN DETERMINANTS OF MIGRATION CRIME IN THE CITY OF MOSCOW

Discussed some issues related to crimes committed by both legal and illegal migrants in the city of Moscow. Based on official statistics, the author conducts an appropriate analysis, identifies the main determinants of migration crime in Moscow and draws some conclusions, including proposing a number of measures to counteract migration crime and its prevention

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНЫХ ДЕТЕРМИНАНТАХ МИГРАЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В Г. МОСКВЕ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10208

ББК 67 © Л.И. Ларионова, 2020

Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНЫХ ДЕТЕРМИНАНТАХ МИГРАЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В Г. МОСКВЕ

Лидия Ирековна Ларионова, адъюнкт кафедры уголовного права

Казанский юридический институт МВД РФ (420108, Казань, ул. Магистральная, д. 35)

E-mail: [email protected]

Аннотация. Рассматриваются некоторые вопросы, связанные с преступлениями, совершаемыми в г. Москве как легальными, так и нелегальными мигрантами. На основе официальной статистики автор проводит соответствующий анализ, выделяет основные детерминанты миграционной преступности в г. Москве и делает некоторые выводы, в том числе предлагает ряд мер по противодействию миграционной преступности и ее профилактике.

Ключевые слова: организованная преступность, преступление, предупреждение организованной преступности, профилактика преступности, миграционная преступность, мигрант, Москва.

ON THE QUESTION OF THE MAIN DETERMINANTS OF MIGRATION CRIME IN THE CITY OF MOSCOW

Lidia I. Larionova, Adjunct of the Department of Criminal Law

Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (420108, Kazan', ul. Magistral'naya, d. 35) E-mail: [email protected]

Abstract. Discussed some issues related to crimes committed by both legal and illegal migrants in the city of Moscow. Based on official statistics, the author conducts an appropriate analysis, identifies the main determinants of migration crime in Moscow and draws some conclusions, including proposing a number of measures to counteract migration crime and its prevention. Keywords: organized crime, crime, organized crime prevention, crime prevention, migration crime, migrant, Moscow

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Ларионова Л.И. К вопросу об основных детерминантах миграционной преступности в г. Москве. Вестник Московского университета МВД России. 2020(4):109-11.

Характерной особенностью последних десятилетий в общемировом контексте являются стремительные процессы глобализации и экономический рост в большинстве стран мира. Эти страны становятся точками притяжения для большого количества людей, живущих в государствах, где ни экономические условия, ни иные обстоятельства зачастую не позволяют людям обеспечивать себя едой, жилищем, предметами первой необходимости. При этом доступность средств перемещения (в том числе на большие расстояния) и относительная дешевизна билетов дают страждущим возможность поиска лучшей жизни и удовлетворительной оплаты труда на чужбине1.

Как правило, наиболее финансово привлекательно выглядят столицы экономически самодостаточных государств, поэтому мигранты изыскивают любые средства, чтобы постараться там остаться, невзирая даже на то, что им приходится заниматься самой трудной, «грязной» и непрестижной работой2. И чем больше мегаполис, тем больше возникает потребность в людях, готовых браться за такую работу.

Здесь следует сказать об амбивалентной природе миграционных процессов. Так, например, с одной стороны, трудовая миграция играет позитивную роль, поскольку таким образом усиливаются контакты между государствами, сближаются их границы, прибы-

1 Энторф Х. Нелегальная миграция и рациональное поведение: моделирование рынка нелегальной миграции // Криминальная глобализация экономики. М., Знание, 2002, Вып. 5/2. С. 51-56.

2 Безвербный В.А. Социально-экономические последствия расширения Москвы и урбанизации московской области // European Research. 2015, № 7 (8). С. 13-20.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

вают люди, обладающие уникальными знаниями, навыками и умениями1. С другой стороны, негативные аспекты миграции заключаются в риске возрастания социальной напряженности и нестабильности, перенаселения и возникновения разнообразных конфликтов, в том числе на национальной или конфессиональной почве, а также риске повышения темпов потребления ресурсов страны пребывания2.

Вместе с тем миграционные процессы, в особенности, когда речь идет о нелегальной миграции, помимо демографической, этнокультурной, политической и экономической угроз, могут нести в себе также угрозу национальной безопасности государства, связанную с ростом преступности и нарушений общественного порядка3. В данном случае речь может идти об уголовной миграции, субъекты которой переезжают на новое место именно с целью совершения преступлений.

Анализ некоторых статистических данных4 о криминогенной обстановке в г. Москве за 2019 год указывает на то, что из общего числа преступлений, совершенных приезжими, 21% таких противоправных деяний совершается легальными мигрантами, 37% — нелегальными мигрантами и 42% — гражданами Российской Федерации, не имеющими постоянной регистрации в г. Москве. Таким образом, цифры статистики говорят о том, что 58% преступлений в столице России за прошедший год было совершено мигрантами.

Отметим, что наиболее распространенными видами преступлений, совершенными за рассматриваемый отрезок времени выходцами из зарубежных государств, являются кражи, грабежи, убийства, мошенничества, причинение вреда здоровью разной степени тяжести, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ и др.

Согласно статистическим показателям5 за 2019 год, среди всех преступлений, совершенных мигрантами в Москве, удельный вес краж составил 18%, убийств — 31%, мошенничеств — 11% и 40% пришлось на иные виды преступлений.

На наш взгляд, к основным детерминантам ми-

1 Бучаков С. А. Незаконная миграция: криминологический подход // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2018, № 2 (55). С. 180-184.

2 Делягин М. Миграция никаких проблем России не решит — только создаст нам новые // URL: http://www.regions.ru/news/2246930/ (дата обращения 11.04.2020 г.)

3 Пилюгина Ю. Г. Социальная миграция как фактор криминогенной виктимизации населения // Евразийский союз ученых. 2015, № 5-6 (14). С. 39-41.

4 Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации // URL: http://www.crimestat.ru/regions_charts_total (дата обращения 11.04.2020 г.)

5 См. там же.

грационной преступности в г. Москве можно отнести следующие:

1. социальные:

• нестабильность (съемное жилье, отсутствие постоянной работы или наличие низкооплачиваемой работы);

• отсутствие опыта проживания в большом городе;

• ориентация на непрестижную, «грязную» работу;

2. личностные:

• отсутствие стабильных партнерских отношений;

• низкий уровень образования;

• отсутствие опыта работы по специальности;

3. психологические:

• негативное отношение коренных жителей к приезжим;

• наличие устоявшихся стереотипов относительно мигрантов;

• психологическая неустойчивость.

Полагаем, что в целях достижения положительных результатов по противодействию миграционной преступности, прежде всего, могут быть использованы такие меры как создание единого банка данных о нелегальных мигрантах, который бы синхронизировал всю имеющуюся информацию с аналогичными банками данных других государств; разработка классификатора видов преступлений нелегальных мигрантов и их географии; категоризация мигрантов, в том числе с выделением тех, в отношении которых следует провести профилактические мероприятия.

В случае совершения мигрантами преступлений, за которые может быть назначено наказание в виде лишения свободы, суд также должен принимать решение о принудительном выдворении данных субъектов с территории Российской Федерации не только после отбытия ими наказания, но и в случае освобождения их от уголовной ответственности вследствие акта амнистии или помилования.

Вместе с тем, представляется, что организация эффективной профилактики миграционной преступности должна включать в себя законодательное закрепление порядка взаимодействия участников миграционного процесса, обеспечение мер безопасности и возможного возмещения причиненного ими вреда, разработку положений, регламентирующих основания и порядок проведения профилактических мероприятий.

В целях противодействия миграционной преступности также необходимо усилить контроль и пропускной режим на государственной границе Российской

Федерации; более широко и активно использовать возможности обмена данными с правоохранительными органами соседних государств относительно физических и юридических лиц, причастных к организации незаконного перемещения мигрантов; укрепить связи с международными организациями в целях реализации программ по борьбе с нелегальной миграцией; участвовать в международных конференциях, симпозиумах, круглых столах, где можно было бы делиться своим опытом и изучать опыт чужой; улучшить механизм межведомственного сотрудничества в сфере противодействия миграционной; усилить и расширить объем научных исследований, направленных на выявление уровня нелегальной миграции, ее детерминант и средств предупреждения преступности; усовершенствовать механизмы возмещения расходов на принудительное выдворение с территории государства иностранцев и лиц без гражданства, которые прибыли в страну по приглашению физических или юридических лиц.

В заключение хотелось бы отметить, что регулирование миграционных вопросов остается суверенным правом каждого государства, при этом гармоничность и последовательность такого регулирования должны обеспечиваться не только на национальном, но и на международном уровне, поскольку в одиночку, самостоятельно, ни одна страна решить обозначенные в настоящей статье проблемы не сможет1. Позитивный результат может быть достигнут исключительно путем совместных усилий. В этой связи крайне важным является дву- и многостороннее, а также региональное и глобальное международное сотрудничество всех государств, заинтересованных в должном урегулировании вопросов, связанных как непосредственно с миграционными процессами, так и с сопутствующими им нарушениями правопорядка, совершаемыми мигрантами.

1 Терновая Л.О., Гольдин Г.Г. Международно-правовая защита: история, направления, формы: Монография. М.: Этносоциум, 2015. С. 116.

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МИГРАЦИИ и МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

/ \ т.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Государственно-правовые основы миграции и миграционных процессов. 2-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Под ред. А.С. Прудникова. 2020 г. 535 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Учебное пособие подготовлено с учетом новых теоретических и научно-практических подходов к изучению миграции и ее правового регулирования, обеспечивающих положительную динамику развития миграционных процессов. В частности, в нем нашли отражение такие понятия, как «миграция и миграционная система», «международные стандарты в области регулирования миграции населения», «порядок приобретения гражданства», «правовые основы предоставления статуса беженца и временного убежища».

Дается общая характеристика деятельности государственных органов, участвующих в реализации национальной миграционной политики.

Для студентов, курсантов, слушателей образовательных учреждений МВД России, преподавателей юридических вузов, а также практических сотрудников подразделений органов внутренних дел по вопросам миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.