Научная статья на тему 'К вопросу об организации взаимодействия правоохранительных органов в сфере обеспечения экономической безопасности'

К вопросу об организации взаимодействия правоохранительных органов в сфере обеспечения экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
785
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Экономическая безопасность / национальные интересы / субъекты и задачи взаимодействия / согла-сованные мероприятия / правоохранительные органы / economic security / national interests / subjects and tasks of interrelation / coordinated measures / law enforcement agencies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Потапова Светлана Анатольевна

В статье рассмотрена одна из актуальных проблем в области управления – необходимость организации взаимодействия правоохранительных органов в сфере обеспечения экономической безопасности, исследуются факто-ры, обеспечивающие эффективность организации взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Потапова Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE ORGANIZATION OF INTERRELATION OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES IN THE FIELD OF ECONOMIC SECURITY PROVISION

The article considers one of the actual management problems – the necessity of organization of interrelation of law enforcement agencies in the field of economic security provision; it also investigates factors to make interrelation effective

Текст научной работы на тему «К вопросу об организации взаимодействия правоохранительных органов в сфере обеспечения экономической безопасности»

Потапова С. А.

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

18. СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРАВОЗАЩИТНАЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

18.1. К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Потапова Светлана Анатольевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры организации деятельности органов внутренних дел центра командно-штабных учений

Место работы: ФГКОУ ВО «Академия управления МВД России»

potapova. 18@maile. ru

Аннотация: В статье рассмотрена одна из актуальных проблем в области управления - необходимость организации взаимодействия правоохранительных органов в сфере обеспечения экономической безопасности, исследуются факторы, обеспечивающие эффективность организации взаимодействия.

Ключевые слова: Экономическая безопасность, национальные интересы, субъекты и задачи взаимодействия, согласованные мероприятия, правоохранительные органы.

TO THE QUESTION OF THE ORGANIZATION OF INTERRELATION OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES IN THE FIELD OF ECONOMIC SECURITY

PROVISION

Potapova Svetlana A., candidate of law sciences, senior lecturer of the department of the interior bodies activity administration of the centre of command and training exercise

Place of employment: Academy of management of the Interior Ministry of Russia

potapova.18@maile.ru

Annotation: The article considers one of the actual management problems - the necessity of organization of interrelation of law enforcement agencies in the field of economic security provision; it also investigates factors to make interrelation effective. Keywords: economic security, national interests, subjects and tasks of interrelation, coordinated measures, law enforcement agencies.

В ряду угроз национальной безопасности России важное место занимают экономические угрозы, а, следовательно, проблемы экономической безопасности приобретают особую окраску. Главными стратегическими рисками и угрозами национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу являются сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики, некоторая потеря контроля над национальными ресурсами, низкая устойчивость и защищённость национальной финансовой системы, сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений.

По вполне обоснованному мнению Е.А. Иванова, система именно экономической безопасности, в первую очередь, обеспечивает стране:

а) возможность самостоятельно, без какого-либо внешнего воздействия, определять и проводить внутреннюю политику в экономической и иных сферах;

б) способность активно влиять на процессы в мире, затрагивающие национальные интересы страны;

в) социальный мир и общественное согласие, предотвращение масштабных внутренних конфликтов, способных вести к изменению политического строя. То есть, экономическая безопасность, по сути, - основа всей системы национальной безопасности1.

Под экономической безопасностью понимают «такое состояние национальной экономики, которое характеризуется её устойчивостью, способностью противодействовать воздействию внешних и внутренних факторов, нарушающих нормальное функционирование процесса общественного воспроизводства, подрывающих достигнутый уровень жизни населения и тем самым вызывающим повышенную напряжённость в обществе, а так же возможную угрозу самому существованию государства»2.

1 Иванов Е.А. Экономическая безопасность России // Мировая экономика и международные отношения. М., 2011. № 11. С. 45.

2 Егоршин В.М. Экономическая безопасность в современной России: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. - М., 2012. С. 19.

Проблемы экономики и юридической практики

1'2017

Известно, что впервые проблема экономической безопасности в её современном научном понимании была обозначена в начале 1990-х годов академиком Л.И. Абалкиным, а затем она стала предметом внимания и других отечественных учёных3. Он определил это явление как совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, её стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию.

Например, реализация национальных интересов России на Дальнем Востоке возможна на основе устойчивого развития экономики. Важнейшими составляющими экономики региона являются рыбная отрасль, лесное хозяйство, горнорудная, нефте- и газодобывающая промышленность с их внешнеэкономическим потенциалом. Регион располагает значительными запасами полезных ископаемых, в частности цветных металлов, нефти и газа, а также золота, платины и алмазов. Особенностью Дальневосточного федерального округа (ДФО) является преобладание ресурсной составляющей. Сырьевой сектор одновременно бюджетообразующий и экспортно-ориенти-рованный, и улучшение обстановки в нем является основой решения социальных проблем, стабилизации криминальной обстановки в целом.

Основные усилия органов внутренних дел и иных правоохранительных органов Дальневосточного федерального округа сосредоточены на осуществление комплекса мероприятий по обеспечению экономической безопасности Дальневосточного федерального округа, декриминализации бюджетообразующих отраслей экономики, в том числе в сферах недропользования, добычи, переработки и оборота водных биоресурсов, лесной, деревообрабатывающей промышленности, топливно-энергетическом комплексе.

Основными причинами роста экономических преступлений в сфере топливно-энергетического комплекса (ТЭК) на территории Дальневосточного федерального округа являются функционирование множества фирм-посредников, занимающихся сбытом угля в ущерб акционерным обществам и бесконтрольность со стороны администраций регионов и руководителей нефтяных и угольных предприятий, а в некоторых случаях их прямое участие в преступной деятельности.

Так, сфера нефтебизнеса в округе наиболее криминализирована и активно используется организованными преступными группами в целях «отмывания» полученных незаконным путём денежных средств. Это, прежде всего, экспорт нефтепродуктов по демпинговым ценам через оффшорные иностранные компании, мошеннические операции с возмещением НДС.

Вместе с тем, анализ правоприменительной практики показывает, что негативные тенденции в нефтяной отрасли во многом связаны и с несовершенством организации межведомственного взаимодействия. Меры, принимаемые отдельными правоохранительными, надзорными и контролирующими органами по декриминализации ТЭК недостаточно эффективны.

3 См., например: Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. - М., 1994. № 12. С. 5; Блинов Н.М. Экономическая безопасность центра и регионов. Региональная политика в современной России. - Краснодар, 1999. С. 15; Глебов И.Н. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы правового регулирования. - СПб, 2000. С. 45; Илларионов А.И. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. - М., 1998. № 10. С. 49.

Основными задачами субъектов организации взаимодействия на всех этапах добычи и переработки углеводородного сырья являются:

а) территориальные органы МВД России по субъектам Российской Федерации, расположенные в ДФО - в части противодействия организованной преступности, коррупции, профилактики, выявления, предупреждения и раскрытия экономических и налоговых преступлений в сфере ТЭК, защиты бюджетных средств, всех форм собственности, обеспечения охраны природных ресурсов;

б) региональные подразделения РПУ ФСБ России по ДФО -по вопросам выявления, предупреждения и пресечения преступлений террористического характера на объектах ТЭК, противодействия контрабанде стратегических ресурсов;

в) Министерство Росприроднадзора по ДФО - проведение проверочных мероприятий по контролю за проведением разведывательных работ, рациональным использованием и охраной недр;

г) Управление Генпрокуратуры России по ДФО - надзор за соблюдением требований природоохранного, налогового законодательства, координация деятельности субъектов взаимодействия по декриминализации топливно-энергетического комплекса (по всем видам правонарушений и преступлений).

Организация деятельности органов внутренних дел в значительной мере определяется эффективной организацией их взаимодействия с другими правоохранительными органами, что обусловлено следующими факторами:

- наличием общих целей и задач по соблюдению законности в хозяйственной деятельности, предупреждению, выявлению и раскрытию преступлений и правонарушений (особенно следует отметить сходство задач оперативных аппаратов органов внутренних дел, таможенных органов, органов федеральной службы безопасности, других правоохранительных органов, осуществляющих свою деятельность на основе Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»);

- необходимостью комплексного подхода к сбору, анализу и оценке информации о состоянии криминогенной обстановки, в том числе и в сфере экономики (поскольку ни один из указанных органов правоприменения не обладает полной информацией, достаточной для объективной оценки оперативной обстановки и принятия обоснованных решений в силу скрытого характера правонарушений в сфере экономики, постоянной изменчивости ситуации, в которой происходит оценка обстановки);

- комплексным использованием имеющихся у взаимодействующих субъектов сил, средств и методов в тех случаях, когда в целях своевременного и эффективного решения задач, стоящих перед конкретным правоохранительным органом, становится объективно необходимым их использование;

- единством законодательной основы оперативно-разыскной деятельности, схожестью приемов и методов получения и использования оперативной информации, необходимой для борьбы с преступными посягательствами, имеющими общие оперативно-тактические характеристики, которые указывают на наличие единого «оперативного пространства», в котором действуют работники правоохранительных органов.

Одной из функций деятельности в процессе организации взаимодействия правоохранительных органов является организация как объединение людей, совместно реализующих программу или цели и действующих на основе определенных правил и процедур. Организация позволяет сформировать единую управленческую систему, определенное строение, схему, роль и место каждой стороны, отработать взаимосвязи и функции. Организация деятель-

Потапова С. А.

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ности включает в себя установление функций, прав и обязанностей сторон, порядок отношений, расстановку сил и средств. Организация, пожалуй, самая активная уголовно-правовая функция управления. С ее помощью, управление, поддерживая себя в надлежащем состоянии, обеспечивает заданные параметры управленческому объекту4.

«Организация как функция управления, - пишет В.Г. Афанасьев, - есть не что иное, как формирование управляемой и управляющей систем.»5. В ходе формирования этих систем создаются организационные отношения, обеспечивающие, прежде всего целостность управляемой системы, наиболее эффективное взаимоотношение ее компонентов, целесообразную субординацию между ними. Целью такой организации служит согласование действий субъектов взаимодействия, обеспечение совместного использования сил и средств в интересах эффективного и рационального предупреждения, пресечения, выявления, раскрытия и расследования преступления, в том числе экономической направленности, а также обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности, защиты законных прав и интересов граждан. Важной задачей организации взаимодействия является также достижение упорядоченности действий различных субъектов в общей для них работе, устранение их разобщенности и одновременно дублирования функций, заключающихся в оказании профилактического и иного воздействия на конкретные объекты в сфере взаимодействия.

Организация взаимодействия предполагает, прежде всего, необходимость определения важнейших направлений деятельности. Такие направления устанавливаются на основе анализа состояния преступности и комплекса всех мер, используемых для предупреждающего (профилактического), контролирующего (сдерживающего) и вытесняющего (пресекающего) воздействия на нее.

Объективная необходимость организации взаимодействия обусловлена и тем, что при своеобразном разделении функций и разграничении объёма работы по их реализации между различными органами, выполняющими задачи борьбы с преступностью, не каждый из них имеет все необходимые для этого возможности, силы и средства.

Например, органы внутренних дел не располагают некоторыми специфическими средствами ФСБ. В свою очередь, например, следственные аппараты не располагают оперативно-розыскными возможностями органов внутренних дел.

В связи, с чем можно сделать вывод, что обоснованность и необходимость организации взаимодействия обусловлена также и рядом следующих факторов, а именно:

1. Наличием у различных правоохранительных органов ряда общих целей и задач в сфере предупреждения, выявления и раскрытия преступлений в сфере экономики.

2. Необходимостью комплексного подхода к сбору, анализу и оценке информации о криминогенной обстановке в сфере экономики, поскольку ни один из указанных органов

не обладает ею в достаточном объёме в силу ряда причин (сложность предмета оценки, скрытый характер правонарушений в экономике и др.).

3. Сужением сферы государственного контроля за состоянием и результатами деятельности хозяйствующих субъектов в условиях укрепления экономической независимости и их самостоятельности.

4. Общностью объекта, на который направлено взаимодействие при предупреждении и пресечении правонарушений. Проведение проверок, оперативно-розыскных мероприятий, иных профилактических мероприятий осуществляется различными органами и службами в отношении одних и тех же субъектов хозяйственной деятельности.

5. Реальной возможностью успешного использования в борьбе с правонарушениями в сфере экономики оперативно-розыскных сил, средств и методов работы правоохранительных органов, а также единой законодательной основой использования этих сил, средств и методов.

Потребность в согласованности усилий органов внутренних дел и других правоохранительных органов определяется ещё и тем, что каждый из них действует в интересах решений общей задачи. В то же время их деятельность обладает относительной самостоятельностью, характерными свойствами, отличающимися как от свойств целого, так и от свойств, присущих другим его составным частям, поскольку каждое из них выполняет поставленные задачи специфическими средствами и методами.

Можно прийти к выводу, что существующая зависимость решения задач, стоящих перед одним правоохранительным органом, от деятельности другого является объективным условием возникновения структурных связей между ними, что в свою очередь, можно считать одним из условий установления взаимодействия. Плотность связей, диапазон контактов между правоохранительными органами определяются, прежде всего, характером выполняемых ими функций и взаимной обусловленностью целей деятельности.

Список литературы:

1. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. - М., 1994. № 12.

2. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. М., 1982.

3. Блинов Н.М. Экономическая безопасность центра и регионов. Региональная политика в современной России. - Краснодар, 1999.

4. Глебов И.Н. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы правового регулирования. - СПб, 2000.

5. Егоршин В.М. Экономическая безопасность в современной России: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. - М., 2012.

6. Иванов Е.А. Экономическая безопасность России // Мировая экономика и международные отношения. М., 2011.

7. Илларионов А.И. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. - М., 1998. № 10.

8. Панченко П.Н. Взаимодействие аппаратов уголовного розыска, иных правоохранительных органов и общественности в борьбе с преступностью. Омск, 1983.

4 Панченко П.Н. Взаимодействие аппаратов уголовного розыска, иных правоохранительных органов и общественности в борьбе с преступностью. Омск, 1983. С. 57.

5 См.: Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. М., 1982. С. 221.

Проблемы экономики и юридической практики

1'2017

РЕЦЕНЗИЯ

на научную статью доцента кафедры организации деятельности органов внутренних дел центра командно-штабных учений Академии управления МВД России, кандидата юридических наук Потаповой Светланы Анатольевны на тему: «К вопросу об организации взаимодействия правоохранительных органов в сфере обеспечения экономической безопасности» Содержание научной статьи С.А. Потаповой позволяет сделать вывод, что работа выполнена по актуальной теме, имеет теоретическое и практическое значение. Автор, несомненно, прав, подчеркивая, что в настоящее время, решая важнейшие общие задачи по защите прав и свобод человека и гражданина, борьбе с экономической преступностью, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности и органы внутренних дел и иные правоохранительные органы Российской Федерации должны постоянно взаимодействовать. Их совместная деятельность в сфере правоохраны должна представлять собой сотрудничество, основным признаком которого, по мнению автора, является постоянство.

Автор справедливо отмечает, что организация совместной деятельности органов внутренних дел и иных правоохранительных органов в сфере борьбы с экономической преступностью должна

строиться на основе принципов оперативности, комплексном использовании сил и средств, взаимопомощи, взаимопонимании, а также самостоятельности субъектов правоохраны в пределах их полномочий.

Актуальность работы определяется, прежде всего, тем, что в современных условиях развития российского общества особое значение приобретают вопросы обеспечения защищенности и создания благоприятных условий функционирования бюджетообразующих отраслей экономики.

В статье рассмотрены необходимость взаимодействия, факторы, обеспечивающие эффективность организации взаимодействия правоохранительных органов в сфере обеспечения экономической безопасности.

Вывод: научная статья представляет научный интерес и рекомендуется к опубликованию.

Рецензент

Доцент кафедры организации деятельности органов внутренних дел центра командно-штабных учений Академии управления МВД России канд. юрид. наук, доцент

А.Д. Ульянов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.